Науки

План конспект логопедического занятия в детском саду. Фронтальные логопедические занятия. Продолжение основной части

Тема занятия. Звуки Т – Ть, буква Т.
Цель: совершенствование фонематического слуха на основе различения твёрдых и мягких согласных в
различных языковых единицах, предупреждение замен и смешений гласных 1 и 2 ряда.
Образовательная задача: закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные, связь звуков с
буквой.
Коррекционно – развивающая задача: корректировать фонематический слух через упражнения на
развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать и корректировать мыслительные процессы через
умения делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к единицам языка, мотивацию к правильной речи,
положительное отношение к учебной деятельности.
Оргмомент
­Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы игры «Да или нет?»
1. Звук Б – гласный
2. В слове «мама» 6 звуков.
3. Из слов можно составить предложение.
4. В слове «барабан» последний звук ­ Н.
5. Поползень – это фрукт.
Основная часть
­Сегодня к нам на занятие пришли ваши мамы, давайте покажем, чему мы учимся на логопедических
занятиях.
1) Д\и «Четвёртый лишний»
­Назовите предметы:
кастрюля, тарелка, табурет, стакан; (слайд 1)
кошка, тигр, коза, корова (слайд 2)
­Какой предмет не подходит к остальным, почему?
­Какой звук в слове «табурет» мы слышим два раза?
Какой первый звук в слове «тигр»?
Какая тема занятия? (будем различать звуки т­ть, чтобы правильно писать и читать)
­Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)
Что такое буква? (то, что мы видим и пишем)
Что вы знаете о согласных звуках? (когда мы их произносим, у нас во рту возникает преграда)
2)­Достаньте зеркала. Произнесите перед зеркалом звук Т. Есть ли во рту преграда? (слайд) Значит,
какой это звук? В песенке какого медведя звучит этот звук? Значит, он какой? Приложите руку к
горлышку. Работает голос? Значит, звук какой? Расскажите всё, что вы узнали о звуке Т.
(аналогичная работа со звуком Ть)
Чем похожи звуки? Чем отличаются?
Каким цветом будем обозначать на схеме звуки Т, Ть?
2) Игра с сигнальными карточками.
та, тя, то, тё, ту, ты, ти, тю, ат, от, ать, ить
3) Игра в мяч «Запомни, повтори»
та­тя­та,
те ­тэ ­те,
то­тё­то,
ты­ти­ты,
ту­тю­ту,
ти­ти­ты,
ту­ту­тю,
тё­то­то,
тя­та­тя,
тэ­те­тэ.

4) Звуки Т и Ть обозначаются буквой т. Вспомните, из каких элементов она состоит.
­наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху, наклонная линия с закруглениями вверху
и внизу. Напишите букву в воздухе, пальцем на парте, на манной крупе, выложите из фасоли.
5) На доске слоговая таблица
та
уть
то
ты
ти
ат
тю
оть
ить
от
ту
тя
ут
тэ
ать
тё

­Что написано в таблице? (слоги) Прочитайте их. Найдите слог ту, остановитесь на нём глазками.
Поднимитесь на 2 слога вверх, один слог вправо. ут
1 слог вниз, 2 слога влево ат
1 слог вниз, 2 слога вправо ать
1 слог вверх, 1 слог влево, 2 слога вниз тя
2 слога влево, 2 слога вверх, 1 слог вправо ат
­Слоги с какой согласной буквой вы читали? Найдите и запишите все слоги с мягкой согласной.
Проверьте себя, должно получиться 8 слогов. Подчеркните букву, которая смягчает согласный звук.
Найдите и запишите все слоги с твёрдой согласной. Должно получиться 8 слогов.
6) Что было написано в таблице? (слоги) Что можно составить из слогов? (слова) Я раздам карточки со
слогами.
1.Внимательно прочитать.
2. Найти каждому слогу своё место, так, чтобы получились понятные слова.
га
ра
шка
пла
трам
зе
бо
тул
не
вай
та
та
ка
та
па
те
ап
тя
у
кар
ти
тюль па
ти
у
ка
та
на
ны
на
­Каждый из вас продиктует всем одно своё слово. Диктовать нужно так, как написано. Записываем с
проговариванием. Найдите в слове букву нашего занятия. Какой звук она обозначает, твёрдый или
мягкий? Если мягкий, подчеркните зелёной ручкой, если твёрдый – синей.
7)Распределение картинок в синий и зелёный домики:
халат, куртка, туфли,
платье, костюм, кровать.
Игра «Назови ласково».
Игра «3 лишний».
Игра «Что изменилось» ­ проводят дети.
Образование относительных прилагательных: шерстяной, меховой, кожаный, шёлковый.
Составление предложений с этими словами.
8) Работа с деформированной фразой. Письмо по памяти.
На доске карточки со словами.
­Не читая, скажите, что написано на карточках (слова). Что можно составить из слов (предложение). Что
для этого нужно сделать? (найти каждому слово своё место, подружить слова)
(работа в парах у доски)
Обсуждение орфограмм.
Запись по памяти с громким проговариванием.
Проверка по образцу.

МДОУ №104 д/с комбинированного вида «Росточек».

Дети второго года обучения, группа с ФФНР.

Составила Беляева А.А.

Тема занятия: «Человек», звуки Т, Т’, буква Т».

Цель занятия: Закрепление знаний по теме «Человек», закрепление употребления звуков Т, Т’, знакомство с буквой Т.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

Закрепить употребление звуков т, т’.

Совершенствование грамматического строя речи на основе употребления существительных множественного числа, изменения существительных путем добавления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развитие мелкой моторики (д/и «разомнем наши пальчики»).

2. Коррекционнно-развивающие:

Развитие артикуляционной моторики, достаточной для употребления звуков верхнего и нижнего подъема (артикуляционная гимнастика).

Развитие фонематического восприятия на основе различения слов на слух. (д/и «наше тело»).

Развитие фонематического восприятия на основе различения звуков т, т’ (посредством зрительного анализатора) (д/и «лишняя картинка»).

Развитие звукового анализа на основе умения определять позицию звука в слове (в начале, в середине и в конце слова), (д/и «позиция в слове»).

Развитие мышления на основе представления (д/и «на что похожа буква?»)

3. Воспитательные:

Воспитывать желание правильно говорить.

Воспитывать контроль за собственной речью.

Воспитывать умение внимательно слушать и взрослого и товарищей.

Словарик:

Существительные: брови, глаза, уши, нос, волосы, рот, лопатки, спина, живот, галстук и др.

Прилагательные: тонкая, толстая, красивая, потрясающая, фиолетовая и др.

Оборудование:

1. Картинки (образ буквы Т, украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’;)

3. Вырезанные из цветного картона буквы Т.

4. Игрушки Тина и Том.

5. Схема к скороговорке.

6. Картинки к д/и «Лишняя картинка»

7. Медали на брейн - ринг.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Поздороваться, положительно настроить детей на занятие, вспомнить тему, которая была на протяжении всей недели.

II. Основная часть.

1. Вспомнить все слова, которые находятся на теле человека (если на голове – хлопнуть; если не на голове - топнуть) (д/и «наше тело»)

2. Дидактическая игра «Большой - маленький» (с использованием мяча).

брови – бровки

глаза – глазки и т.д.

3. Дидактическая игра «Один - много» (с использованием массажного мяча).

4. Задания за столами.

Артикуляционная гимнастика (заборчик, грибок, почистить верхние и нижние зубки, киска сердится).

Пальчиковая гимнастика (д/и «разомнем наши пальчики»).

В гости пришла буква Т. (предъявляется образ буквы Т). Какая она? (дети отвечают). Буква Т принесла с собой очень много предметов (детям предъявляется картинка, где нарисована украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’). (дети называют все предметы). Д\И «позиция в слове». Дети находят слова со звуками Т, Т’ в начале, в середине и в конце слова. Зарисовывают картинки в тетради по схемам.

Буква Т принесла с собой стихотворение. Сначала просто рассказать стихотворение, ребята слушают. Второй раз уже с движением и дети повторяют)

«тук – тук – в лесу топор стучит,

тр – тр –так трактор тарахтит,

тх – тх, тх – тх – твердит мотор,

топ – топ – так топает танцор»

На что похожа буква Т? (ребята поднимают руку и отвечают).

5. Динамическая пауза. Дети выходят из-за столов.

Буква Т хочет с вами поиграть, разделитесь на две команды, выберите капитанов и придумайте название команды. Игра такая: кто быстрее и правильнее выложит букву Т из гороха. Кто справился, поднимает руку. (Награждение команд).

6. Буква Т пришла не одна. Она привела с собой друзей: Тину и Тома. Тина такая мягкая, нежная, поэтому и называть мы ее будем мягко. (Дети называют). А Том такой смелый, сильный, как мы его будем называть? (ребята называют). Они запутались в своих картинках, не могут найти лишнюю. Давайте поможем им. Д/и «Лишняя картинка». Одна команда будет помогать Тому, другая – Тине. (детям предъявляются картинки, в одной команде линяя картинка с мягким звуком, в другой – с твердым). (Награждение команд).

7. Буква Т принесла с собой очень интересную скороговорку:

«Под деревом тетерев тетерева встретил: тетерев, тетерев! Кто твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: мои тетеревята – здоровые ребята, твоим тетеревятам от них привет!» (сначала рассказать скороговорку, затем с опорой на картинку, потом дети должны пересказать по картинке).

8. Брейн-ринг.

(Дома детям было задание подготовить слова со звуками Т, Т’).

Логопед кидает детям по очереди мяч, ребята называют по одному слову со звуками Т, Т’. Кто не смог больше вспомнить, садится и следит, чтобы слова не повторялись. И так пока не останется один человек. Награждаем медалями тех, кто занял 1, 2, 3 места.

III. Заключительная часть. Собрать все тетрадочки (дети сами приносят и говорят «возьмите, пожалуйста»). Похвалить всех ребят, построить у дверей по очереди, сначала девочки, потом мальчики, и отвести в группу.


Похожая информация.


Тема: Звуки [С] и [Сь].

Цель: дифференциация звуков [С, Сь]

Задачи:

Учить детей различать звуки [С] и [Сь];

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Обучать детей звуковому анализу слов;

Развитие фонематического слуха;

Зрительной, слуховой памяти и внимания;

Развивать артикуляционную моторику.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Число, следующее за числом шесть (семь)

Птица с желтой грудкой (синица)

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [С] и [Сь]).

Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

Артикуляционная гимнастика

А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка».

3. Характеристика звуков [С, Сь]

Игра «Гости»

Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [С] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)

А имя мальчика начинается со звука [Сь]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [С])

А в слове Сема? (звука [Сь])

А в чем разница между ними? (Звук [С] – твердый, а звук [Сь]- мягкий).

4. Дифференциация звуков [С, Сь] в словах

Игра «Угостим гостей».

Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

Соню угостим угощениями со звуком [С].

Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

Дети поднимают те картинки, в которых есть звук [С].

А Сему угостим угощениями со звуком [Сь].

– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

Игра «Расселим животных».

Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [С] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [Сь] то на зеленую страничку.

– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису, сорока, соболь)

– Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося, рысь)

Соня с Семой немного устали давайте немного поиграем.

Физминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Развитие психических процессов

Игра «Назови детенышей».

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок.

Звуковой анализ слова

Игра «Магазин»

Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

Детям логопед раздает картинки со звуками [С, Сь]

Какие предметы нашел Марина? (скакалку, самосвал, стул)

А какие предметы увидела Андрей? (стол, самовар, сок)

Игра «Слово рассыпалось»

А сейчас я буду называть вам звуки, а вы составите слово.

С, О, К - СОК

С, У, П- СУП

С, Л, О, Н- СЛОН

С, И, Т, О- СИТО

После каждого отгаданного слова, дети отвечают какой звук в слове, твердый или мягкий.

Итог занятия

Пришла пора нам возвращаться в группу.

С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [С] и [Сь]).


Приложение 4

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема : Звуки [С, Сь]

Цель: учить ребенка различать звуки [С]-[Сь] изолированно, в слогах, в словах, на слух и правильно их использовать.

Задачи:

Развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику;

Учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета;

Формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, горка с санками.

Ход занятия

Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

Логопед:

Здравствуй, Вася. Сегодня на занятии мы научимся различать звуки [С, Сь]. Отгадай, кто так кричит:

«Кря - кря – кря»?

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался _

Громко - громко запищал:

- Пи -пи -пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки. Начиная с большого, а со звуков «Пи - пи - пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Продолжительность :

  • 30-35 минут.

Цель :

  • Автоматизировать звук «У» в словах.

Задачи :

  1. Закрепить правильное и четкое произношение звука «У» изолированно и в словах;
  2. Развивать умение выделять звук «У» в ряду гласных звуков и в словах на слух и в собственной речи;
  3. Развитие фонематического представления на основе зрительного восприятия;
  4. Развитие мелкой моторики и зрительно — моторной координации.

Оборудование : предметные картинки, в названиях которых звук «У» в начале и середине; предметные картинки «волк и волчонок», «паровоз»; раздаточный материал: пособие «звуковая линейка», трафарет фигурки «Уточка», цветные карандаши по количеству детей.

Лингвистический материал : ряд гласных звуков «А, У, И, У, А, У, У, А, И», слова: утюг, улитка, удочка, капуста, кабачок, огурец, лук, узел, луна, губы, утка, кукла, Лунтик, пушка, муха, ухо, сумка…

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2.​ Основная часть.

2.1. Введение в тему.

Логопед: Отгадайте загадки:

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может…..(удочка).

Гладит все, что касается,
А дотронешься — кусается (утюг).

Кто на себе свой домик носит? (улитка)

Логопед: Какой первый звук в словах удочка, утюг, улитка. (Слайд №1)

2.2. Фонетические упражнения.

Логопед: На что похож звук «У»? (вой волка, гудок паровоза).

(Слайд №2)

а) произнести вслед за в логопедом на плавном длительном выдохе:

Волк воет: уууууууууу.
- поезд едет: уууууууууу…

в) произнести самостоятельно звук «У» отрывисто

2.3. Уточнение артикуляции звука «У».

Как складываются губы, когда произносим звук «У»? (в трубочку, зубки не смыкаются); (Слайд №3)

Фишкой какого цвета будем обозначать звук? (красного)

2.4. Игра «Тихо — громко». (Слайд №4)

Логопед: Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо. Мальчики будут у нас «волками», а девочки «волчатами». Потом поменяемся ролями.

2.5. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Выделение звука «У» на слух в ряду:

Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».

Гласных звуков: А, У, И, У, А, У, У, А, И;

Слов: утка, ива, машина, кукла, шутка, ананас, буква, подушка, самолет, умный, кошка, барсук, думать,…

2.6. Упражнения на развитие фонематического анализа.

Логопед: Рассмотрите картинки, назовите те из них, где звук «У» в начале слова, в середине слова. (Слайды № 5,6)

А теперь, наоборот, я называю слово, а вы на своих звуковых линейках отмечаете, где находится звук «У»: в середина, в начале или в конце слова:

Улица, посуда, туфли, уголь, удав, туча.

3. Динамическая пауза.

Логопед: Слушайте меня и повторяйте за мной движения:

Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)
На полянку тихо сели.
Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)

4. Продолжение основной части.

4.1.Логопед: Выберите и назовите только те картинки, в названиях которых есть звук «У». (Слайды № 7,8)

4.2. Игра « Четвертый лишний». (Слайды №9,10)

4.3. Упражнение «Дорисуй картинку и раскрась».

Логопед раздает детям цветные карандаши и трафарет фигурки «Уточка». (Приложение №1)

5. Итог занятия.

Логопед: Какой звук учились четко произносить?

Как складываются губы, когда произносим звук «У»?

Сюрпризный момент. Просмотр музыкального ролика « Волк». (Слайд № 11)

Презентация: Звук [У]

Терентьева Наталия Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»,
Россия, Самарская область,
Хворостянский район, с. Хворостянка

Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.

Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.

Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика «Грибочки», динамическая разминка «На поляне дуб зеленый».

I. Оргмомент.

Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются. Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

II. Основная часть.

1. Беседа по теме

Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.

Задание: Рассматривают картинки и называют съедобные и ядовитые грибы. Отмечают особенности их строения (шляпка, ножка). Закрепляют в словаре обобщающее понятие «грибы».

2. Упражнение на дыхание «В осеннем лесу».

Педагог предлагает детям представить, что они в осеннем лесу, ощутить его запахи. Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются), выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».

3. Загадки про грибы

Педагог читает загадки, дети их отгадывают.

Глубоко был спрятан он.

Раз, два, три, и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

(Белый гриб.)

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись

возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются... (лисички).

Конечно, не белый

Грибок – я попроще,

Расту же обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик

На нем серый кафтанчик

Шапка красненькая.

(Подосиновик)

Посмотрите-ка, ребятки,

Тут лисички, там опятки.

Ну, а это - на полянке

Ядовитые... (поганки).

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор.)

4. Зрительная гимнастика

После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:

«Грибочки»

Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)

Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)

5. Динамическая пауза

Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.

«На поляне дуб зеленый»

6. Упражнение «Посчитай-ка».

На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).

7. Игра с мячом «Один много».

Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.

III. Заключение.

Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.