Танцы

Кадриль описание. Доклад на тему "Парный танец-кадриль. Особенности исполнения."

Введение

Возникновение и развитие кадрильной формы. Слово «кадриль» произошло от французского слова quadrille (от испанского cuadrille, буквально - группа из четырёх человек, от латинского quadrut -четырёхугольник).

Кадриль ведёт своё происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансале и является их разновидностью. Контрданс - народный танец английских крестьян, появившийся в XVII в. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в восточной Европе в начале XIX столетия. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам. В своё время в России кадриль выделилась в самостоятельный вид народной пляски. Складывавшаяся веками, богата своими традициями танцевальная культура русского народа, оказала огромное влияние на кадриль. Она подчинила её своей национальной манере, стилю и характеру исполнения. Кадриль - как танцевальная форма. Кадриль - танец парный, с определённой композицией, обязательной для исполнения. Композиция кадрили состоит из четырёх пар, расположенных квадратом. Танцевальные фразы поочерёдно исполняются разными парами. Фигуры заканчиваются общими движениями и рисунком, связывающим всех участников танца. Кадриль состоит из 5-6 фигур. Каждая имеет своё название и сопровождается особой музыкой. Музыкальное сопровождение кадрили, как правило 2/4.

С конца XVII и до начала XVIII века кадриль была одним из самых популярных танцев многих европейских народов. В России танец появился только в начале 18 века, в эпоху преобразований Петра I. 26 ноября 1718 года был издан указ о введении ансамблей. Основным развлечением на ансамблях были танцы. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам. Отказываться от приглашения было не принято. Помимо других танцев танцевали и «англьоун» - (английский), один из танцев под общим названием контрдансы (деревенский танец). Исполнение «англьоу» было очень своеобразным и интересным. Кавалеры и дамы первой пары должны были изображать различные фигуры, имеющие в основе игру. Так, например дама целовала кавалеров губы. Кавалер придумывал невообразимые прыжки и пируэты, которые должны были повторять все кавалеры.

Войдя в народный быт, кадриль быстро ассимилировалась (видоизменилась), утратила всё салонное, приобрела народную манеру, она совершенствовалась и создавалась заново, но сохранила свои композиционные особенности. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный характер. Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения. Появились названия на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бытового танца даже отметили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесённые в кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль органично вошла в быт русского человека, сделавшись одной из его любимых и популярных плясок. Где больше всего распространена кадриль в России? В основном в бывших больших торговых городах, возле рек: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Там, где были приезжие иностранцы.

Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер, на свой вкус. Русские самородки - исполнители, импровизаторы, снискавшие себе славу отличных плясунов и плясунш, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей - манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений и т.п. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или города, а также требования времени. Формы и принципы построения кадрили. Формы и принципы построения кадрили многообразны, фигуры её довольно сложны по композиции - по различным переходам пар, а порой и по технике исполнения. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования времени. Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «звездочка», «воротца», «круг», «прочес» и др. Богаче стала и форма построения кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стало принимать участие различное количество пар: две, четыре, шесть, восемь и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если салонная французская кадриль состояла из 5--6-ти фигур, то в русских народных кадрилях встречается, например, от 3-х (как в «Торжокской кадрили» Калининской области) до 14-ти (как в «Саратовской кадрили») и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. Так, первые четыре фигуры назывались по модным песенкам, под которые они исполнялись, -- «Панталоны», «Лето», «Пастушка», «Курица»; пятая фигура называлась «Финал», а шестая «Трение», по имени балетмейстера, сочинившего эту фигуру.

В русской же кадрили фигуры получили многочисленные и разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное -- названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. Одни названия фигур пришли от пляски, характера движения -- «задорная», «крутея», «вертея», «проходочка», «дробить» и др.

Другие как бы определяют отношения пляшущих между собой -- «знакомство», «коситься», «со второй», «с третьей», «девки нарасхват». Некоторые фигуры получили свои названия от рисунка танца -- «звездочка», «воротца», «уголочки» -- или от названий песен, под которые эти фигуры исполняются, -- «Подгорна» (от песни «Ты Подгорна, ты Подгорна, широкая улица»), «На горку» (от песни «Я на горку шла»), «Сени» (от песни «Ах вы, сени, мои сени»). От хороводов и игр во многие кадрили перешел поцелуй, и целые фигуры в кадрилях имеют такие названия, как «поцелуйчик», «казенка», «круговая казенка», «прощальная» и др. В этих фигурах участники кадрили обязательно целуются.

Кадрили, в которых есть фигура с поцелуями, больше всего распространены в центральных областях России. Во время исполнения этой фигуры ведущий в кадрили или же гармонист выкрикивает: «Казенка», или «Целуемся», или «Кавалеры целуют дам», или «Дамы целуют кавалеров» -- в разных областях по-разному. По одному из этих выкриков гармонист прекращает игру и пляска останавливается. Парни поворачивают своих девушек к себе или наоборот в зависимости от договоренности и целуют их один раз и только в щеку. После поцелуя фигура кадрили вновь продолжается. Целоваться могут все пары одновременно или каждая пара по очереди. Иногда по выкрику «Казенка гармонисту» девушки по очереди или все вместе целуют гармониста. Иногда гармонист сам прекращает игру и ждет, пока его не поцелует понравившаяся ему девушка. Таким образом, фигура может прерываться несколько раз и в любом месте.

В некоторые фигуры кадрилей вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Так, во многих кадрилях, особенно у вторых ее фигур, появились названия «Под барыню», «Перепляс», «Барыня», «Топотуха с переплясом», «Камаринская» и другие, в которых участники показывают свое индивидуальное мастерство. Конечно, они не исполняют перепляс или сольную пляску полностью, как описывалось выше, но показ своей индивидуальности, своего мастерства исполнения в этих фигурах обязателен. Фигуры с такими названиями существуют в «Никологор-ской» (Владимирская область), «Калининской», «Ивановской», «Парецкой» (Горьковская область) и многих других кадрилях.

Иногда фигуры некоторых русских кадрилей имеют сугубо местные названия. Так, в Архангельской области наряду со словом «фигура» бытует также слово «игра» -- «первая игра», «вторая игра» и т. д. Есть кадрили, где фигуры не имеют определенных названий, а только нумерацию: 1-я фигура, 2-я фигура, 3-я фигура. В некоторых астраханских кадрилях вместо 1-й фигуры говорят -- «первое колено», «второе колено» и т. д. В кадрили иртышских казаков Семипалатинской области 7 фигур, каждая из которых называется «кадрель», все они имеют свою мелодию, свою песню. «Кадрель «Выйду ль я на реченьку», -- громко объявляет ведущий очередную фигуру. А в Костромской области кадриль, состоящую из семи фигур, называют «семизарядной». Каждая фигура в кадрили исполняется под распространенные плясовые песни и мелодии. Одни кадрили сопровождаются песнями, которые поют не только исполнители кадрили, но и окружающие их зрители, другие -- и это чаще всего -- идут в сопровождении инструментов: гармошки, балалайки, баяна и т. д., третьи -- в сопровождении песни и музыкального инструмента одновременно.

Каждая фигура русской кадрили отделяется от другой, как правило, паузами -- остановками как в музыке, так и в пляске. В одних кадрилях перед началом каждой фигуры ведущий, обычно юноша первой пары, а иногда специально выделенный заводила-распорядитель, объявляет название или порядковый номер фигуры. В других кадрилях ведущий или заводила показывает начало каждой фигуры взмахом платка или косынки, притопом, дробным ключом -- «отбоем» или же хлопком. В некоторых кадрилях все участники перед каждой фигурой хлопают в ладоши. Иногда гармонист или баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление. Часто и окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами и т. д. всех исполнителей одновременно. Например, каждая фигура кадрили, исполняемой в Печерском районе Псковской области, заканчивается так: парни, взяв правой рукой левую руку своей партнерши, легонько ударяют по ее ладони ладонью левой руки.

Реже встречаются кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна беспрерывная мелодия, исполняемая на каком-либо музыкальном инструменте. Однако и здесь фигуры кадрили чередуются, они ясно и четко разграничены. В таких кадрилях названия или порядковые номера фигур выкрикиваются ведущим или заводилой в момент перехода из одной фигуры в другую, а если кадриль хорошо срепетирована, то иногда обходятся и без объявления, как это происходит в «Дорогорской» (Архангельская область), «Зеленгинской» (Астраханская область) и ряде других кадрилей.

В русскую кадриль новые фигуры -- «Вальс» и «Польку». Такие фигуры есть в «Травинской» (Астраханская область), «Череповецкой» (Вологодская область), «Московской» и во многих других кадрилях. Появившаяся в конце XIX в. частушка также органически вошла в русскую кадриль. Частушки в сочетании с аккомпанементом различных музыкальных инструментов иногда сопровождают всю кадриль, но чаще отдельные ее фигуры. Во многих кадрилях эти фигуры так и называются «Под частушку». В одних кадрилях частушки поют все участники одновременно, в других -- по очереди, передавая «эстафету» следующему исполнителю. Встречаются частушки и в современных кадрилях -- Томской области, Ставропольского края, колхозных кадрилях Ленинградской области -- «Оятской», «Волховской» и многих других.

Происхождение кадрили от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английскому контрдансам. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские солоны многих стран, в том числе и Россию, начала распространяться и в русском народе в начале. Это произошло в XIX веке через крепостных слуг, служилых людей, которые показывали в своих деревнях новые фигуры танца. В народе кадриль десятилетиями изменялась, совершенствовалась и приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв у салонного танца лишь некоторые особенности построения и названия её, часто видоизменялась на русский лад («Кадрёлка», «Кадриль»).

Типичные черты кадрили.

    Танец парный.

    Участвуют чётное количество участников, пар.

    Определенная композиция обязательна для всех.

    Пофигурное построение в народном варианте от 3 и более.

    Каждую новый рисунок (фигуру) последовательно исполняют все пары (поочерёдно или одновременно).

    Основной ход сохраняется на все фигуры.

    Вся кадриль исполняется под единую мелодию или каждая фигура под свою.

    Манера, стиль и характер исполнения кадрили в каждой местности свой и отражает отличительные особенности жизни людей, « Что ни город – то норов, что ни деревня – то обычай».

В Ярославских сельских кадрилях чувствуется влияние города, это находит выражение и в линиях костюма и в некотором жеманстве манеры исполнения (городская купеческая манера). Калининская область славилась текстильным производством процессы выращивания и обработки породили ряд типичных движений, которые вошли в пляску, в том числе и в кадриль, здесь сильно бьют каблуки, встречается много дробей, движения резкие манера мелкая, задиристая.

    Встречающиеся в кадрилях кружения в паре происходит почасовой стрелки, а в общем круге против часовой стрелки.

    Кадриль начинается с объявления, ведущего с приглашением партнеров, заканчивается пожатием руки, поклоном, подарком.

    В кадрилях подчеркивается ухаживание за женщиной много провожаний, поклонов, глубокого уважения друг другу.

    Кадриль исполняется: а) в умеренном темпе лиричном;

б) в быстром темпе, живо, задорно.

Музыкальное сопровождение кадрили

    Под плясовые песни, которые поют участники и зрители.

    Под сопровождение инструментов гармонь, балалайку.

    Под песню и музыку инструментов одновременно.

    Появившаяся в конце XIX века частушка органично вошла в кадриль, может сопровождать всю кадриль, но чаще отдельные фигуры, которые так и называют под частушку. Поют по очереди или одновременно.

Название кадрилей

    От названия места проживания города или деревни (городская, Шуйская и т.д.).

    Название определяет построение кадрилей, например «Круговая».

    От количества фигур, например шестерне.

Название фигур

Ярко характеризуют каждую фигуру:

    От характера движения («Задорная», «Крутея», «Проходочка», «дробить»).

    От рисунка танца («Воротца», «Звездочки», «Уголочки»).

    От отношения танцующих между собой («Знакомиться», «Коситься», «Девки на расхвати», со 2, с 3).

    От названия песен, под которые исполняются фигуры. («Сени», «Подгорка», «Барыня»).

    Фигуры не имеют определенного названия, а только нумерацию.

    В фигурах с названием. («Поцелуйчик», «Прощание», «Козенка») участники обязательно целовались, гармонист прекращает игру и после выкрика ведущего кавалер целует даму, следует поцелуй. «Козенка гармонисту» девушки целовали гармониста.

    В некоторые фигуры кадрили вошли элементы одиночной пляски и перепляса, в которой участники показывают свое мастерство, это отразилось и в названиях фигур, например « Топотуха с переплясом »

Разделение фигур в кадрили

    Перед началом следующей паузы, остановка, как в музыке, так и в пляске.

    Объявление ведущем, название или порядковый номер фигуры.

    Ведущий показывает начало каждой фигуры взмахом платка, притопом, дробным ключом или хлопком.

    Все участники хлопают в ладоши.

    Баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление.

    В кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна непрерывная мелодия так же идет разграничения. В них названия или номера выкрикиваются в момент перехода от одной фигуры к другой. Если кадриль хорошо срепетирована, то обходятся без объявлений.

    Часто окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами всех исполнителей одновременно.

    В кадрилях может встречаться в момент прогулки, отдыха. Плясать перестают, игра становится тише, пары прогуливаются, ведут беседы. По окончанию, кто-нибудь из участников или ведущий оповещает об этом.

Форма построения: Кадрили бывают квадратные, линейные, круговые

Квадратная (угловая) кадриль

Квадратную кадриль называют по-разному, часто «угловая», иногда - «на четыре стены» или «по углам».

Любое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей, как правило, исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, напротив неё по диагонали третья, слева от первой пары вторая, напротив неё четвёртая пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагонали или крест-накрест.

Поэтому количество пар, участвующих в пляске, должно быть не больше и не меньше четырёх, поскольку при таком движении иное количество пар принять участие в кадрили не может.

Квадратные или угловые кадрили пляшут по всей России, но чаще всего они встречаются в её центральных областях (Московской, Тверской, Тульской, Рязанской). На средней Волге (в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областях). А также в Пензенской и Тамбовской областях.

В квадратных кадрилях встречается много различных построений и переходов пар, например:

а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;

б) две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте, или кружатся;

в) две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся в центре, и парень одной пары передаёт другому парню свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними.

Как эти, так и другие перестроения, и переходы часто можно встретить в квадратных кадрилях, исполняемых в различных областях. Но, несмотря на схожесть рисунка, они резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей только той местности, в которой бытует данная кадриль.

В Тверской области большинство кадрилей быстрые, с многочисленными мелкими дробными движениями, с показом своего мастерства – техники исполнения. Также в Тверской области, как ни в какой другой, в кадрилях распространён поцелуй. Фигуры с поцелуем в тверских кадрилях называются «Казенка», «Прощальная», «Пряда».

Угловые кадрили тульской области более степенны, нежели тверские кадрили, хотя в основе их также лежит скользящий шаг.

В ряде фигур кадрилей Саратовской и Самарской областей встречаются хлопушки, исполняемые парнями и девушками или только девушками. Но хлопушки, как правило, бывают не во всех фигурах кадрили, а лишь в некоторых или даже в одной из фигур.

Квадратные кадрили встречаются и на Урале. Парни во время пляски очень обходительны с девушками и внимательны к ним. В некоторых кадрилях пары берутся не за руки, а за концы платков или за мизинцы.

Линейная (двухрядная) кадриль

В линейном (двухрядном) построении «улицей» могут участвовать четыре, шесть, восемь и более пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив неё, вторая пара и т.д.; таким образом, слева от зрителя все нечётные, справа все чётные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Пары идут друг на друга одновременно, или одна пара подходит к другой, и это главное в композиции линейной кадрили. Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях и на просторах улицы.

Исполнение кадрили двумя парами называется «малой кадрилью» и является самостоятельной своеобразной формой исполнения русской кадрили. Но часто во время исполнения к пляшущим подстраиваются новые пары, но обязательно в обе линии.

Линейная (двухрядная) кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской областях, на Урале, в Сибири и на Нижней Волге, в Астраханской области.

Линейным кадрилям присущи свои различные перестроения и переходы пар, например:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на своё место;

б) пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте. Подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки, которые движутся против хода часовой стрелки.

в) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять и из парней.

г) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «Воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «Воротиками» проходит уже другая линия.

Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой - девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки, являясь первой фигурой кадрили. Такое начало можно видеть в «Зеленгинской» (Астраханская область), и «Воленской» (Ярославская область).

Есть кадрили, где обе линии состоят из одних девушек. Такое построение встречается в кадрилях Новосибирской области, Московской области.

Манера исполнения линейных кадрилей очень разнообразна. Так, большинство кадрилей Ярославской и Ивановской областей исполняется в умеренном темпе, в них подчёркнуто ухаживание за девушками, много провожаний, элегантных поклонов. Девушки пляшут скромно, изящно. В этих кадрилях подчёркивается глубокое взаимное уважение друг к другу.

В Чухломском районе Костромской области танцуют «Ножкинскую кадриль». Пляшут без единого стука, без единого притопа. Основной ход – шаркающий шаг на высоких полупальцах.

Большинство кадрилей Астраханской области исполняется живо, задорно, в быстром темпе. Много притопов, пристуков, прихлопов, соскоков. Характерно уважительное отношение к девушкам. Основной ход с разнообразными движениями рук и положением корпуса.

Много различных кадрилей бытует на Среднем Урале: и быстрые, и медленные. Во многих кадрилях встречаются хлопки. Очень большое количество фигур построения.

По окончании кадрили принято благодарить девушек подарками.

Круговая кадриль.

В круговой кадрили, как правило, участвует чётное количество пар, чаще всего четыре или шесть, реже восемь. Но бывают и исключения, когда в кадрили пляшет нечетное количество пар.

Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведется по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находится слева от зрителя.

Круговые кадрили пляшут во многих областях России, но чаще они встречаются в Московской, Самарской областях, на Урале и в Сибири.

В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, против движения часовой стрелки, иногда по движению часовой стрелки, а также к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнёров. Или же наоборот;

б) парни девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга, образуя «звёздочку» или круг; совершив полный поворот, возвращаются на свои места;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; Совершают обход со своим партнёром правым или левым плечом вперёд.

Круговые кадрили могут исполняться простым, шаркающим и переменным шагами, в зависимости от существующих местных особенностей и традиций.

Своеобразны по исполнению круговые кадрили Самарской области. Парни пляшут в пиджаках. У девушек много переходов исполняемых с различными положениями рук.

В Сибири, в Томской области встречаются круговые кадрили. Исполняются они под гармошку, и обязательно с сопровождением частушками. Все частушки поются в довольно быстром темпе, живо, весело, с огоньком.

Фигуры не имеют определённого названия, а идут под порядковыми номерами.

Кадрили, как правило, пляшут парами - парень и девушка, но встречаются кадрили, которые исполняются парами, состоящими из девушек или молодых женщин. Партнёрши - задушевные подруги.

Сценическая обработка кадрили

    Разворот танца на зрителя.

    Отбор лучших характерных композиционных рисунков.

    Усложнить технический ряд (усложнить технику исполнения).

    Обязательная передача, манеры исполнения.

    Ограничить рамки времени.

    Отработать, придать отточенность.

    Кадриль исполняется от собственного «Я» или в образе. Ошибка современных балетмейстеров привносить подражательность манерность, какую-то манерную типажность, якобы присущую кадрили. И тогда получаются одинаковые кадрили, где юноши в традиционных фуражках с цветками, а девушки жеманные. Все это дурной вкус.

    Сценическая жизнь кадрили возможна лишь при непрерывном развитии сценического действия, т.е. при наличии бессюжетной драматургии.

    Создание у зрителей ощущения, что танец рождается сейчас в живом творчестве исполнителей. Это залог успеха любой постановки в форме пляски.

В России присутствуют формы кадрильные и лансье (ланце). Но, пожалуй, именно только формы, то есть принципы последовательного повторения фигур парами и построение в прямых линиях друг к другу (рис. 1) или по каре (рис. 2).


В остальном в «иностранке» все заменено собственными русскими элементами. Более того, движения танца в каждой области разные, традиционные для ее основных плясовых элементов.

Сопоставим 2 фигуры кадрилей Калининской области: записанную Т. А. Устиновой в селе Палшино (пример 1) с кесовогорской кадрилью , записанной методистом Калининского областного дома народного творчества Н. Жистаревой в селе Кесова Гора (пример 2).

Начнем с названий фигур, определяющих характер их исполнения.

Пример 1.

1-я фигура: «Походка»;

2-я фигура: «Коситься» (сердиться);

3-я фигура: «Цепочка»;

4-я фигура: «Весенняя»;

5-я фигура: «Прощальная».

Пример 2.

1-я фигура: «Прогулочка»;

2-я фигура: «Бобыли»;

3-я фигура: «Трояк»;

4-я фигура: «Карусель»;

5-я фигура: «Прощаньице».

Некоторая общность их прочитывается и в названии фигур . Первые, начальные, перекликаются: «Проходка»- «Прогулочка». Заметим также, что и в английской кадрили (лансье) и во французской первая фигура также имеет подобное наименование.

Вторые фигуры с разными названиями («Коситься» и «Бобыли») дают представление о том, что мужчины в ней танцуют без женщин. В первом случае в связи с тем, что партнерши гордятся, во втором — так как одиноки. Третьи фигуры перекликаются в том, что их названия подчеркивают построение со сцеплением. В первом примере она так и называется «Цепочка», во втором — «Трояк», то есть втроем.

Названия четвертых фигур («Весенняя» и «Карусель») говорят о радостном весеннем танце . Карусель дает представление о композиции, перекликаясь также с фигурами «Мулине» (мельница) во французской кадрили .

Последняя фигура «Прощальная» в первом примере, «Прощаньице» во втором также подсказывают характер и в некоторой степени построение танца .

В обеих кадрилях участвуют 4 пары, то есть имеется квадратное построение танцев , обязательное повторение фигур всеми парами. Название фигуры выкрикивает ведущий перед ее началом.

Если суммировать эти общие черты, то легко заметить, что все они тяготеют к форме построения танца , имеют близкий принцип композиции.

Теперь же обратим внимание на лексику этих танцев , то есть на те движения, которые исполняются в фигурах этих кадрилей .

Пример 1 : гармошка, мелкая дробь, дробь в три ножки, дробь ключ, 2 шага с притопом, простая дробь, веревочка, русский переменный шаг, присядка, дробь с хлопушками, присядка с ударом рукой по голенищу.

Пример 2 : тройной шаг, простой мелкий шаг, шаг на каблуке, притоп, дробные боковые шаги, веревочка, присядка, переступы с кружением, удары с поворотом.

И там и там довольно широкий набор элементов русской пляски . Если мы еще раз вспомним, что в «заграничных» кадрилях основу лексики составляли скользящие (па шассе), повышенные шаги (па элеве) и поклоны, иногда галоп и балансе, то станет особенно ясна самобытность русских кадрилей . Что же касается общности двух взятых для примера танцев , то она в лексике ограничена веревочкой, присядкой (кстати, разной по рисунку движения) и дробью, также не одинаковой в этих двух танцах .

Различны даже основные позы в паре (рис. 3, 4), есть своеобразие и в манере исполнения.

В приложении мы даем описание двух фигур с одинаковыми названиями «Прощальная». Познакомившись с ними, вы увидите, что все — от положения в паре, характера сцепления рук, манеры общения и, что самое важное, основного хода — различает эти танцы . Хотя в то же время принцип построения указывает на их общность и принадлежность к кадрилям .

Парный танец-Кадриль.

Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение. Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

H аиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К ней относят игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур. Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

Кадриль-еще один вид русского народного танца. От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено. Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.
Русский народный танец кадриль - это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались. Русская кадриль - танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца - белорусская, литовская, украинская. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.

Говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:

    Кадрили присущ музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);

    Исполняется она исключительно чётным количеством танцующих пар;

    В танце может быть минимум пять фигур и максимум 12;

    Этот танец отличается характерной композицией.

Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.

Само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.

Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.

Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев.

В России танец появился только в начале 18 века, в эпоху преобразований Петра I. 26 ноября 1718 года был издан указ о введении ансамблей. Основным развлечением на ансамблях были танцы. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам. Отказываться от приглашения было не принято. Помимо других танцев танцевали и «англьоун» - (английский), один из танцев под общим названием контрдансы (деревенский танец). Исполнение «англьоу» было очень своеобразным и интересным. Кавалеры и дамы первой пары должны были изображать различные фигуры, имеющие в основе игру. Так, например дама целовала кавалеров губы. Кавалер придумывал невообразимые прыжки и пируэты, которые должны были повторять все кавалеры. Войдя в народный быт, кадриль быстро ассимилировалась (видоизменилась), утратила всё салонное, приобрела народную манеру, она совершенствовалась и создавалась заново, но сохранила свои композиционные особенности. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный характер. Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения. Появились названия на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бытового танца даже отметили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесённые в кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль органично вошла в быт русского человека, сделавшись одной из его любимых и популярных плясок. Где больше всего распространена кадриль в России? В основном в бывших больших торговых городах, возле рек: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Там, где были приезжие иностранцы. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер, на свой вкус. Русские самородки - исполнители, импровизаторы, снискавшие себе славу отличных плясунов и плясунш, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей - манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений и т.п. сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или города, а также требования времени.

Формы и принципы построения кадрили многообразны, фигуры её довольно сложны по композиции - по различным переходам пар, а порой и по технике исполнения. И не случайно в одной из русских народных песен поётся: «Сказал: «Катенька, пойдём со мной гулять, Во веселы хороводы поиграть, На мудрённые кадрили посмотреть...» Кадриль учились плясать с 10-11 летнего возраста.

Основная трудность исполнения кадрилей - в особенности их манеры, стиля и характера исполнения. Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные (двухрядные) и круговые. В некоторых кадрилях по ряду различных причин не всегда выдерживаются эти формы построения от первой фигуры до последней. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения. Обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили. Но это смешение происходит чаще всего внутри той или иной фигуры.

Принадлежность кадрили к одной из этих групп определяется по начальному и конечному построению каждой фигуры и по большинству фигур, исполняемых в этом построении. Квадратная (угловая), «на четыре стены», «по углам». Это группа кадрилей исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга или по сторонам квадрата. Движение и переходы пар происходит по диагонали или крест-накрест.

В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и переходов пар:

Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;

Две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте или же кружатся;

Две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или же меняются местами;

Две противоположные пары сходятся в центре и парень одной пары передаёт другому свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними. Несмотря на схожесть рисунка, кадрили резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей той местности, в которой бытует данная кадриль.

Линейная (двухрядная) кадриль, здесь может участвовать от двух до 16 пар и даже более. Слева от зрителя все нечётные, справа все чётные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противоположной парой. Главное в композиции линейной кадрили - пары идут друг на друга одновременно или же одна пара подходит к другой. Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях, и на просторах улицы.

Линейным кадрилям присущи свои различные построения и переходы пар:

Линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на своё место; " Пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте, подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся против хода часовой стрелки, затем пришедшая пара, пройдя под «воротиками» другой пары, возвращается на своё место; " Девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять и из парней, тогда девушки находятся в линиях;

Две линии идут навстречу друг другу, одна линия проходит под «воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «воротиками» проходит уже другая линия. Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки, являясь I фигурой кадрили.

Круговая здесь участвует чётное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда может плясать и нечётное количество - 5 или 7 пар, но количество пар должно быть меньше четырёх.

Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведётся по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находится слева от зрителя. Движение пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, против движения часовой стрелки, иногда и по движению часовой стрелки, а также к центру круга и обратно.

Парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнёров. Или же наоборот, девушки стоят на своих местах, а их партнёры проходят по кругу.

Парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров.

Девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звёздочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам.

Парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу, исполнители совершают обход со своими партнёрами правым или левым плечом вперёд.

Лансье является разновидностью кадрили. Этот танец ведёт своё происхождение из группы английских контрдансов, что и кадриль, и во многом схож с нею. Лансье появилось в России через 50-60 лет после кадрили и прошло тот же путь, что и кадриль - от салонного танца до народной пляски. Лансье в народе иногда называют «ланце», «ланцо», «линце», «ланчик», «лансе» и т.д. Эта пляска не получила такого широкого распространения, как кадриль, и встречается в северных обл. России и в Сибири. Лансье исполняет чётное количество пар, построение квадратом, реже двумя линиями. Пары переходят по диагонали. Фигуры в лансье меньше, чем в русской кадрили. Чаще - 5 фигур, иногда 4 или 6. каждая фигура имеет свою мелодию. Обязательной фигурой является «шен». Лансье исполняется степеннее, чем русская кадриль.

Принципы построения кадрили: 1. Построение пары против пары

2. Построение танца по отдельным фигурам

3. Музыка для каждой фигуры

4. Возврат партнера и партнерши на свое место Кадриль на Украине.

Кадриль широко используется на Украине. Она отличается больше хореографическими вариантами музыкального материала. Некоторые народные кадрили с хореографической стороны имеют то или иное сюжетное развитие, например «Шалантух». Это сближает кадриль с такими сюжетными танцами на бытовые темы, как «Микола», «Гарненька молодичка», «Торлицд» и др. каждая фигура кадрили имеет соответствующую музыку, в основу которой положены ладово-интонационные и ритмические особенности украинского мелоса.

В отличие от других жанров бытовые танцы с давних времён были в центре внимания композиторов и хореографов. Кадриль складывается из множества фигур (до 12-ти). Музыкальный материал кадрили в большинстве случаев состоит из песенных мелодий («Ой, не ходи Грицю», «Баламуте» и др.)

В инструментальном исполнении используются также мелодии польки.

Примеры кадрилей «Охроміевицька кадриль» «Держанівська кадриль» «Красилівська кадриль» «Подшілська кадриль» «Поліська кадриль» «Іванівська кадриль» «Ланце (Линець)» «Українська кадриль («Дев"ятка») «Кадриль «Шалантух». Белорусская кадриль.

В Белоруссии во второй половине 19 века получили широкое распространение кадрили и бытовали в различных местных вариантах. На основе некоторых из них в наше время были созданы сценические образцы: «Ланская», «Турэйская», «Смаргонская» и др. А иногда и под самостоятельными, отдельными названиями: «Лянцяй», «Врубель», «Чижык», «Бычок», «Шор», «Нажницы» и др. Кадрили можно встретить в белорусских сёлах и деревнях ещё и сегодня. Но танец явно уже потерял прежнюю популярность и постепенно уходит из быта. Но танец находит для себя благодатную почву в сценическом, национальном хореографическом искусстве. Белорусам импонирует простота движений, разнообразие построений кадрили, оказавшихся близкими по духу собственному танцевальному творчеству.

Кадрили были отмечены своей свободной непринуждённостью, демократичностью, непосредственной связью со вкусами и потребностями населения данной местности. Начать хотя бы с того, что вместо 6 фигур, положенных во французской кадрили, и 5 фигур в лансье белорусская кадриль могла насчитывать их от 4 до 12. И здесь народная фантазия буквально неистощима. Для каждой фигуры изобретается свой рисунок, своя тональность, своё композиционное построение и смена эмоциональных состояний в фигурах.

Названия фигур по деревенскому обычаю выкрикивал перед началом заводила, от чего создавалось своё определённое настроение. «Проходка» - первая фигура - важная, степенная и в то же время полна скрытого юмора, шутливого любования своим напускным самодовольством. «Воротах» - вторая фигура - мелкий бисерный узор, деловито и старательно выделывая каждое па. В разудалом беге, заполняя всё пространство стремительно меняющимися кругами - III фигура «Колечко». IV фигура - бодрая, жизнерадостная и весёлая «Лявониха». Название каждой фигуры кадрили часто как бы определяет её хореографическую лейттему. Например восьмифигурный «Лянуяй»: 1. «проход» 2. «воротца» 3. «встреча» 4. «колонка» 5. «крест» 6. «верёвочка» 7. «пробежка» 8. общая полька Здесь абсолютно всё - от названия самого танца, преобразованного и осмысленного и как определение пляски, «прогоняющей лень», до лексики - своё, национально- самобытное. Фигуры кадрили часто составляются из танцев, уже знакомых белорусам раньше «Барыня», в середине пляшут «Казачка» или «Рускача», а в конце «Лявониху». Позже кадриль вообще становиться как бы танцевальной сюитой, компоненты которой связываются лишь определённым порядком следования фигур. Вот какой «интернациональный» кадрильный набор существовал: 1. галоп 2. оберек 3. марш 4. мазурка 5. краповяк 6. вальс 7. русский 8. полька По принципу сюитности построена и музыка кадрили. В ней можно встретить мелодии народных танцев, инструментальные переложения хороводных песен, самостоятельные инструментальные наигрыши. Музыка здесь подчиняется хореографии и решительно обрывается, как только заканчивается исполнение той или иной плясовой фигуры. Кадрили редко исполняются с песнями.

Подобно количеству фигур, нет строго установленных рамок и для числа участвующих в танце. От двух до 16 пар - вот наиболее частый состав кадрили. Характерные в кадрили рисунки - круги, кресты, ворота, колонны, линии, звёздочки. Колена - различные вращения парами, «ныряние» трёх участников под руки друг другу и др. Основные ходы - ритмизованные шаг и бег

Движения - па-де-баск, шассе, глиссады, притопы и др. Характерные черты для белорусской кадрили: " танцы кадрильного образца как бы «открываются» и «закрываются» общим круговым движением участников. Круг - излюбленный народом хореографический рисунок. Это может быть просто ход парами, вращение вальсом или полькой, бег в сочетании с какими-нибудь коленами и т.п. " распространённое явление в белорусских кадрильных танцах - форма своеобразного хореографического рондо, когда после каждой фигуры исполняется дополнительно одни и те же фигуры или колена. (Например: «3 пятага» - каждая из 5 фигур сопровождается полькой, которую танцуют поочерёдно один из парней с каждой из четырёх девушек). " Характерным для белорусских кадрилей является повторение каждой парой, каждым участником по очереди заданной фигуры или фрагмента фигуры. (Например: если девушка идёт «здороваться» к одному из чужих партнёров., то этот же приём обязательно повторяют и все другие участницы кадрили). Мало того, протанцевав колено с одним партнёром, девушка должна исполнить то же самое и со всеми другими. В таком принципе танца «всех со всеми» особенно ярко проявляется массовый, демократичный характер кадрили.

И в то же время это придаёт ей чётко организованный, планомерный, симметричный вид.

В белорусской кадрили можно встретить солирование участников попарно или в одиночку.

Встречаются кадрили, исполняющиеся не парами, а двумя или несколькими тройками. Как правило, составляются они из юноши и двух девушек. (В русском танце такая разновидность кадрили называется «Шестера»)

Особую группу образуют кадрильные танцы, возникшие в результате слияния формы кадрили со старинными народными хореографическими традициями. Бычок, Чижик, Врубель и т.п. Чаще всего музыка их не имеет смены частей, и все кадрильные фигуры идут под одну мелодию. Иногда такие «укороченные» кадрили состоят из двух танцевальных фигур и соответственно двух музыкальных частей. Отличительная черта некоторых кадрилей основной хореографический ход (боковое па шассе «Галёпка») По исполнительной манере белорусские кадрильные танцы делятся на 2 вида: медленные, важные, степенные и живые, быстрые, стремительные.