Уроки вождения

Картины из воскового пластилина на цветном. Мастер-класс. Тема: Пластилиновая живопись. способ: работа, выполненная с помощью «горошин»

Қарағанды қаласының білім бөлімі

121»Айналайын» бөбек- бақшасы ҚМҚК

Отдел образования города Караганды

КГКП №121 я\с «Айналайын»

Выполнила воспитатель II категории

Давыдова Е.Н.

Консультация для педагогов

Тема: «Пластилиновая живопись»

Г.Караганда

2015г

Пластилиновая живопись

    Введение

    История создания пластилина

    Виды пластилина

    Виды пластилиновой живописи

    Литература

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в значительной мере решается на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилиновая живопись - это одно из направлений изобразительной деятельности. Название говорит само за себя – это создание картин посредством пластилина.

Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях.

В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер, фармацевт из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку, средство для очистки обоев от пятен. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины.

Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую. Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.

Пластилин- от греческого слова, в переводе –лепной. Ранее пластилин изготавливался из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен, поливинилхлорид, каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших , произведений малых форм.

В настоящее время выпускается несколько видов пластилина. Помимо скульптурного пластилина, который используют в своей работе скульпторы, потребителю предлагается множество видов поделочного пластилина.

Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина в том, что он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен для здоровья. Лепить из такого материала очень легко. Шарики интенсивно массажируют пальцы, цвета очень легко смешиваются. Шариковый пластилин – отличное средство для развития моторики.

Отскакивающий пластилин. Этот материал отличает наибольшая мягкость и пластичность. Самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он становится похожим на резину и легко пружинит и отскакивает от любых поверхностей. С поделками из такого пластилина можно потом играть, как с мячиком или "прыгуном".

- «Жвачка для рук» ( от англ. HandGum ) – этот пластилин можно назвать наиболее высокотехнологичным и современным материалом, он способен принимать любую форму. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. Он не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен и гипоаллергенен.

«Классический пластилин»- Предназначен для лепки и моделирования в детском творчестве. Пластилин не прилипает к рукам, имеет яркие, сочные цвета, которые легко смешиваются друг с другом. Упакован в картонную коробку. Стек в комплекте. Срок годности не ограничен.

«Восковой пластилин» - не пахнет, приятен на ощупь, очень пластичный, недорогой, рекомендован педагогами, большое разнообразие цветов, мягкий, не липнет к рукам, безопасный для детей. Недостаток при хранении в открытой коробке высыхает

«Плавающий пластилин»- Плавающий пластилин от - это неповторимое качество. Все цвета могут быть легко смешаны друг с другом. Легко размягчается в руках, но не липнет к ним. Легко смывается водой и не тонет в воде. Соответствует европейским стандартам и абсолютно безопасен для детей, не содержит вредных примесей и красителей.

«Флуоресцентный пластилин восковой»- используется для лепки фигурок и мелких декоративных предметов. Очень мягкий, яркий, пластичный, не липнет и не пачкает руки, обладает уникальными свойствами - светится в темноте. 8 цветов. Стек для моделирования в комплекте. Упаковка - картонная коробка. Срок годности не ограничен.

«Скульптурный пластилин»- используется для более серьёзных задач в лепке. Лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и модельных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе. Срок годности пластилина не ограничен: сохраняет свои свойства в течение длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.

«Съедобный пластилин»- Это необычный пластилин, он создан на основе съедобных продуктов, абсолютно безопасен для малышей и не прилипает к рукам! Пластилин делается на основе натуральных съедобных продуктов, поэтому даже если ребенок проглотит его, ничего страшного не случиться. Состав: мука, вода и другие пищевые ингредиенты. Пластилин затвердевает на воздухе, что позволяет делать любимые фигурки, а если игрушка надоела - можно убрать в банку, залить водой и снова получится обычный пластилин.

Преимущества пластилина для детского творчества-

Пластичность. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить поделку любой сложности, от примитивной колбаски, до сложной многофигурной композиции.

Возможность корректировки. Не получившуюся часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальное изделие. Это очень важно именно для детского творчества, когда ещё не окрепшая детская психика порой не выдерживает длительной кропотливой работы.

Безопасность . Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для творчества. Для лепки не нужны ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно испачкаться, получить занозу, удариться или обжечься.

Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук. Развитие рук ребёнка и развитие речи тесно взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и правильное, точное артикулирование звуков зависимы друг от друга. Таким образом, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию фантазии, развивает пространственное мышление, вырабатывает упорство и кропотливость и вообщем можно ещё долго продолжать этот список.

Для пластилиновой живописи лучше всего использовать скульптурный пластилин, классический, восковой. Пластилиновая живопись- рисование картины пластилином. Выполняется в технике барельеф, горельеф, пластилинография.

Барельеф- разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Если более - рельеф называется (высокий рельеф).распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи : первые барельефы, горельефы - глубоко высеченные или тёсаные . Барельефы также часто помещаются на памятников, на , , , .

Для работы с детьми по пластилиновой живописи лучше всего подходит техника пластилинографии.

Пластилинография- картина выполненная на твердой поверхности пластилином. Пластилнография- два смысловых корня «графика»- рисунок, «пластилин»- материал, которым работают.

Этот вид деятельности предполагает изображение полуобъемных объектов, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится совмещение видов изодеятельности, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения.

Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилиновой живописи с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, математикой и т. д.) .

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения, обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Цель : Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Образовательные:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Работа по формированию навыков по пластилиновой живописи проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Занятия лучше проводить в вечернее время, индивидуально или коллективно.

Техника выполнения работ

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой т ак называемый стиль, или почерк .

Пластилин можно накладывать большими сочными мазками, что передае т желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию под вижности, мерцания, изображение получается слегка рельефным, что выглядит очень привлекательно.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно». Перед началом работы основу- картон обязательно нужно загрунтовать, в условиях детского сада лучше всего подходит способ ламинирования скотчем, т.к. на гладкую поверхность основы пластилин ложится очень легко, детские пальчики не испытывают болезненного трения о поверхность картона или другой основы.

За основу работы можно взять стекло, но для младших дошкольников такая основа может быть опасна.

Перед ламинированием основы, на картон нужно нанести рисунок, изображение, которое будет закрашено пластилином. Старшие

дошкольники могут выполнять работу по замыслу без предварительного рисунка.

Работу можно выполнять скульптурным пластилином или цветным. Если работы выполняется пластилином одного цвета (скульптурным), то поделку лучше выполнять в технике барельеф. Сначала на основу наносится рисунок, далее пластилином закладывается фон рисунка, затем выполняется сам рисунок. Рисунок должен выделяться своей рельефностью над фоном. Готовую работу можно оставить одного цвета, можно раскрасить красками. Для этого картину нужно покрыть обзежиривающей смесью, очень хорошо подходит зубная паста (не токсична, безопасна для детей). После того, как нанесенный слой смеси высохнет работу можно раскрасить любыми красками по желанию.

Для выполнения картины цветным пластилином можно использовать следующие приемы: смачивать пальцы в воде, тогда поделка приобретает гладкость, эффект керамики, нагревая пластилин в пластмассовом шприце (шприц для крема), пластилин приобретает полужидкое состояние, выдавливая шприцем размягченный пластилин, можно получить изящные линии, рельефы.

Выполняя поделку можно использовать не только руки, но разнообразные стеки.

После окончания работы, обязательно нужно вымыть руки с мылом, смазать руки детским кремом.

Во время работы обязательно нужно следить за освещением в помещении, за осанкой детей, длительностью занятия, делать подвижные физминутки.

Длительность занятия должна соответствовать возрастным требованиям.

Пластилиновая живопись имеет огромный прос тор для фантазии маленьких художников, обеспечивает своевременное, всесторо ннее развитие личности ребенка уже с раннего возраста с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты .

Литература:

И.А.Лыкова «Я леплю из пластилина» Мир книги «Карапуз»

Т.Давыдова «Лепим из пластилина и соленого теста» Стрекоза пресс» 2004г

Г.Н.Давыдова «Пластилинография 2»

О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева

«Пластилиновая картина» «Мозаика- синтез» 2011г

Е.В.Чернова «Пластилиновые картины» «Феникс» 2006г

Т.Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» «Сфера» 2010г

«Уроки лепки с магом Пластилинкиным»

компьютерная программа серия «Развивашки»

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по созданию картины при помощи пластилина. Такой вид живопись называется пластилиновая или пластинография. Красками здесь служит пластилин, как изобразительный материал, а руки являются нашим инструментом, кистью. Есть техника нанесения пластилина на стекло. Стекло в данном случае является холстом, который мы держим перед собой и руками под стеклом наносим пластилин. Картина в данном случае «рисуется» под стеклом и уже защищена от пыли и повреждений. Изображение имеет плоский вид.Существует техника нанесения пластилина на картон или оргалит. В данном случае пластилин на поверхность может наноситься по-разному. Это могут быть шарики, колбаски, мазки. Изображение в этом исполнении имеет объёмный вид. Пластилин в этом случае лучше защитить от пыли и повреждений, покрыв его лаком. Этот вид живопись получил своё начало совсем недавно. Процесс рисования не имеет границ, всё зависит от фантазии, яркости и необычности творческой мысли. Рисуя пластилином можно создавать натюрморты, пейзажи и даже портреты. Пластинография считается детским видом творчества, но из пластилина можно творить настоящие шедевры.
Итак, нужна идея. Подойдёт любое понравившееся вам изображение. Можно конечно рисовать и с натуры, но использовать картинку проще. Будем «писать» картину «Вишнёвое утро», автор Александр Сергеев.

Изображение выбрано, теперь что нужно для работы.

  • Картон или оргалит,
  • Пластилин, чем больше цветов, тем лучше,
  • Рамка,
  • Краски,
  • Кисть,
  • Акриловый лак.

Приступаем к работе.
1. Подготовка картона. Размер картона изначально должен соответствовать размеру рамки, чтобы потом не убирать лишнее.
2. Берём картон и карандашом наносим основные элементы, изображённые на картине.

3. В процессе работы пластилин нужно смешивать, чтобы цвета плавно переходили один в другой. Как правило, цвета у пластилина темноваты, поэтому ваши цвета будут отличаться от цвета на картинке.

4. Теперь на картон наносим пальцами пластилин. Начинать лучше с фона, чтобы пластилин ложился, как накладываются мазки кисти друг на друга.

5. Пластилин, в отличие от красок материал твёрдый, поэтому нужно стараться, чтобы «мазки» пластилина были ювелирными и лёгкими. Так поэтапно наносим «мазок» за «мазком», пока не покроется вся поверхность картона.



6. После того, как фон нанесён, переходим к главным деталям картины и наносим цветы и вишни. Можно соблюдать пропорции образца, а можно внести что-то своё, например, нарисовать не всё изображение, а какую-то его часть, добавить другие цвета, немного иначе загнуть линии. В этом случае получается лично ваше творение на вариацию выбранной картины.


7. Последняя деталь картины – ваза. Картина готова.

8. Картину нужно защитить от пыли и повреждений. Для этого сверху наносим слой акрилового лака. Кисточку лучше брать мягкую и широкую. Лак наносится быстрыми движениями. Ждём, когда лак высохнет.
9. Оформление рамки. Рамка не должна привлекать много внимания. Цвет рамки должен гармонировать с картиной, поэтому выбирать надо либо общий цвет картины, либо цвет, которого меньше всего. Берём кисть и красим рамку, в данном случае в светло-зелёный цвет.
10. Заключительный этап. Вставляем картину в рамку и наслаждаемся результатом своей работы.

Будьте смелыми, фантазируйте и экспериментируйте. Ваши фантазии и вкус сделают картину неповторимой, а удовольствие, полученное, от созидания пусть натолкнёт на новые мысли и идеи.

Вот они, первые, защищающие, оберегающие от всего мира объятия мамы, затем лёгкие дружеские похлопывания по плечу, и вот уже робкие нежные прикосновения возлюбленного – все эти счастливые мгновения «сделаны руками». И даже в те моменты, когда эмоции переполняют нас, глаза не находят себе места, а слова застревают, на помощь приходят они – «говорящие», утешающие, подбадривающие руки. То, к чему мы прикасаемся, получает отпечаток наших эмоций. То же можно отнести и к живописи. Разве через кисть не транслирует художник всего себя – от особенностей цветовосприятия до философии его жизни?

11 лет назад я поняла, что живопись, ради которой осуществляется убийство животных – это не моё искусство. Производители художественных кистей на мой вопрос о производстве беличьих кистей ответили, что используются хвосты, доставляемые как «отходы» меховых фабрик. То есть истерзанные трупики «дорабатываются» до кисточек.

Вот стоишь в парке, смотришь по сторонам, сжимая в руке заветный орешек. Ждёшь, когда же, когда из зелени ветвей шустро выпрыгнет рыжий зверёк? Появился, осматривается, не подбегает близко. И вот, исполнив танец страха и любопытства, маленькое мохнатое существо вдруг... Прыгает к тебе на руку. Сердце замирает. Вот оно, пушистое облачко, сидит: ладонь ощущает холодную кожицу и тоненькие коготочки лапок. Старательно и быстро разгрызает орех, а чёрные виноградинки глаз доверчиво смотрят на тебя: «Не припасён ли ещё орешек?!». И это чудо, хрупкое и смешное... Убить, чтобы рисовать мёртвой белкой ещё живых?!

Я для себя решила, что не хочу быть прикреплённой к цепочке убийства, даже и последним, ничего не решающим звеном. В век нанотехнологий и смартфонов убивать животное ради того, чтобы дошкольник акварелью яростно поразмазал на бумаге пару кругов? Чтобы через месяц негодную кисточку выкинули, и не подумав, что это в помойке невинно и не нужно загубленная жизнь?

И выбросить, и убить можно руками, как руками можно и спасти. Я не использую кистей для живописи, я рисую подушечками пальцев и пластилином.

Кому-то покажется смешным, что «детский» материал может использоваться в таком пафосно-важном деле как живопись. Я творю в этой технике 12-й год, и за это время выслушала немало странных комментариев по поводу пластилина. Кому-то хотелось подвергнуть картины испытанием зажигалкой, кому-то заморозить в холодильнике: большинству людей казалось, что пластилин не долговечен, а потому нужно непременно доказать мне несостоятельность моего выбора. Но, увы, у недоброжелателей ничего не вышло: пластилин со временем не теряет цвета, не рассыхается и не реагирует на погодные перемены. В данном моменте я не говорю о картинах, которые создаются путём нанесения на картон без закрытия работы. Если оставлять картину на открытом воздухе, не герметизируя, то где-то через 5-6 лет она может рассохнуться, к тому же её трудно будет очистить от набравшейся пыли.

Технология моей работы – нанесение пластилина на стекло или пластик, а затем закрытие работы тем же пластиком, либо плотным картоном. В мастерской хранятся мои самые первые работы: они также радуют глаз, и хотя им уже 10-11 лет, – они ничуть не изменились.

Итак, каковы же преимущества пластилина как материала для живописи:

1. Готовые созданные вами оттенки хранятся (не засыхая!) бесконечно долго. Чего нельзя сказать об акриловых, гуаши и акварельных красках.

2. Работа, созданная в пластилине, в несколько раз дешевле по себестоимости, чем картина, написанная любым из видов красок.

3. При рисовании пластилином снижается проявления суставных болей и артрозов, а также, благодаря мелкой работе и давлению на кончики пальцев, улучшается работа головного мозга.

Немного о технологиях.

Что только не делают с пластлином: нагревают и рисуют из шприца горячим, растирают, делают «колбаски», формируют контуры, а затем их заполняют, подкладывают под стекло фотографии и картинки. Я придерживаюсь классики: формирую шарики разных цветов и оттенков, создаю палитру для моей картины, а затем растираю отщипанные кусочки по стеклу – «рисую». Я не использую шаблоны или подкладываемые фото: я всегда «творю» пластилином, экспериментируя с цветом и формой «мазка».

Несмотря на кажущуюся простоту, пластилин может таить в себе и некоторую «подлость»: от 5-6-ти часовой работы, а то и раньше, на пальцах от трения могут... образоваться покраснения и настоящие мозоли. Но день-два после они, как правило, проходят.


Совет начинающим: используйте пластилин известных отечественных марок, таких как «Луч» и «Гамма» – это проверенные материалы. Чешский пластлин склонен разламываться и не обладает такой податливостью, к тому же плохо намазывается и смешивается. А китайские пластилины склонны рассыпаться со временем, к тому же многие из них не проверены на качество.

За 12 лет работы я создала более 130 картин, из которых 88 успешно проданы. Я провела 6 выставок. Некоторые из моих картин в частных коллекциях Японии, Франции, Канады и Америки. Последние 2 года активно пропагандирую синтетические кисти и отказ от беличьих кистей, выставляя картины проекта «Для-Художника-Кисти-А-Для-Белок-Их-Жизни!».


Руки даны нам для того, чтобы передавать любовь, любовь к Жизни и Живому: отдавать, продолжая Торжество Жизни – в этом моя философия как художницы!

Елена Фомина
Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района “Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный”

Фомина Елена Зеноновна,

Заместитель директора по дошкольному образованию

Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников , способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастером, но и пластилином .

Рисование пластилином – это пластилиновая живопись . В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски» , как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка . Это один из самых молодых видов живописи , который стали использовать художники совсем недавно.

Пластилиновая живопись – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении . А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста .

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т. С. Комарова, Б. Б. Косминская, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др., отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.) .

Пластилину , как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году.

Сделан он был из солей извести, алифатических кислот и нефтяного желе, смешанного с мелом. Состав менялся, но до сих пор это изобретение популярно. Сейчас пластилин делают из глины , воска, животного сала , озокерита - минерала, похожего на пчелиный воск, церезина, вазелина, т. е. веществ, которые не дают глине высыхать. Обязательный компонент – цветной пигмент, что делает возможным использовать его в новом качестве.

Пластилин - универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Для создания пластилиновой картины необходимо : набор пластилина , картон с контурным рисунком, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материал.

Выпускаются следующие виды пластилина ; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства : мягкость, пластичность , клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Пластилин – материал для лепки, последнее время его используют в рисовании. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, необходимых моделей, произведений малых форм, живописных работ .

Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность . В этом труде всегда есть новизна, творческое искание , возможность добиваться более совершенных результатов. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация , которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина . Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев , развивается его мелкая моторика , совершенствуются его мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи , мышления и подготовку руки к письму. К тому же работа с пластилином влияет на нервную систему в целом. Пластилин – замечательный материал для лепки и для рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста .

Рисование пластилином способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт : это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука - мозг» .

Пластилиновая живопись требует высокого уровня сосредоточенности . Она доступна детям старшего дошкольного возраста . Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества , тем больше радости приносит он детям.

В процессе работы с пластилином необходимо :

Воспитывать бережное отношение к материалу.

Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства.

Совершенствовать умение достигать выразительность образа не только через большое сходство в форме, но и передачей характерных поз.

Формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи , используя горельеф, барельеф, налепы.

Развивать речевые навыки а процессе обсуждения изобразительных средств при создании работы , активизировать художественный словарь детей .

В результате дети способны воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделять цветовую гамму, видеть общее и выделять части предмета, его индивидуальные, характерные признаки, изображать предметы близкого, среднего и дальнего плана . Дети овладевают навыками работы с пластилином , стекой, учатся смешивать небольшие пластилиновые кусочки путем скатывания их в шарик, который размазывают пальцами на картоне, стараясь делать пластилиновый фон более тонким и ровным. Учатся использовать стеку для заглаживания фона и удаления лишнего пластилина .

Существуют некоторые техники и приемы рисования пластилином :

1 способ. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина , выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

3 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками» . Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка

4 способ. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками , как в масляной живописи .

5 способ. Рисовать пластилином можно , используя элементы «конус» : от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений; «шар» : создание образов лиственных деревьев и кустов : шар приклады-ваем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин ; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем – вправо; - выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и двух цветах) : начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично - внутри контура; «валик» : кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета.

Приемы рисования пластилином :

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прощипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

В процессе работы с пластилином пришли к выводу , что можно использовать множество различных материалов. На гладкую поверхность керамической плиты очень хорошо ложится пластилин . И поэтому для основания можно брать плиту разного цвета. Оригинальные работы получаются на мешковине; шероховатая поверхность древплиты послужило качественным основанием для пластилиновых картин . Для красочного оформления ваз для цветов можно использовать пластмассовые бутылочки , баночки. Для пластилиновых картин можно использовать и крышечки из-под майонезного ведра.

При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина . Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах : жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества .

Для более тщательной деталировки и выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества используемых в картине одинаковых заготовок, в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатываем кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрезаем стеком лишнее, закрываем поршнем входное отверстие и нагреваем содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливаем на рабочую доску длинными «нитями» . Толстенькие «колбаски» можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина используем горячую воду, батарею отопления или утюг (осторожно) .

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии : от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Пластилин – это материал , который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре .

На занятиях дети узнают, что существует два способа создания образа : контурный и силуэтный.

Контурный - выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению.

Силуэтный - сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой .

Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов.

1. Подготовить скатерть, разноцветный пластилин , основу будущей картины (картон 15Ѕ15 см или побольше, простой карандаш, ластик. Еще нам, конечно, понадобится интересная идея для будущего пластилинового рисунка . Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету. Если не получается придумать - можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала.

2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда ребенку будет легче ровно крепить шарики на основу.

3. Теперь, собственно, и начинается процесс лепки. По нашему опыту начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета , отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и за-крепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками.

4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах.

Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» , поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает детей : их мышление, воображение, чувство прекрасного. Они учатся экспериментировать с пластилином , узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается, получать новые оттенки, смешивая разные цвета.

Кроме того, эти занятия чрезвычайно полезны для развития мелкой моторики рук , а следовательно, для умственного развития , развития речи и подготовки пальцев к письму.

Пластилин – материал объемный , а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов . Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина .

Ребенку надо объяснить, что наносить пластилин на основу надо с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков. Детали круглых и овальных форм ребенок формирует скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос раскатываются ладошками колбаски . Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, иначе их перенос будет вызывать затруднение.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. Дети должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином , то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла.

Для получения тонких линий и нитей ребенку можно дать поэкспериментировать с пластилином . Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином . Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детальки используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т. п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных , кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит ребенок, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия , творчество , художественный вкус.

Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности ребенку будет легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин , не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если же нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом. Работа с пластилином трудоемкая , требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Хорошо, если в работе будут использовать и природный материал : веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии , но и поможет ему научиться любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, высушенному и неказистому листику.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а так же развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Занятие пластилиновой живописью – прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образовательно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости.

В процессе работы с детьми решаются задачи развития :

Детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи ;

Сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения , обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе;

Художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ ;

Способностей использования средств выразительности , понимания особенности живописного колорита ;

Устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка- дошкольника , его потребностей и мотивов поведения и применение пластилиновой живописи делает этот процесс более успешным.

25858

Пластилинография (или пластилиновая живопись) - это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.

Польза пластилиновой живописи

Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.

При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.

На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.

Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.

Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.

Занятия можно начинать с двух - трёх лет , обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.

Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии "Открытка с пингвиненком". Для детей старше 5 лет, с мамой 3+.



Цели и задачи пластилинографии

Цель пластилинографии - развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)

Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием - пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.

Начать заниматься могут дети 2-х - 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м - 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.

Скачать шаблоны для лепки

Задачи для старшего возраста (6-7 лет)

Возраст шесть - семь лет - переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.

Особенностями детей шести - семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно - образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • изучение новых видов - пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
  • развитие инициативности, способностей к творчеству;
  • получение навыков использования различных подручных средств;
  • развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
  • обучение новым способам - барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» - изготовление рамок, альбомов и т. п.

Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:

  1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
  2. затем перенести маркером рисунок на основу;
  3. выполнить работу в пластилине;
  4. оформить итог работы - сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.

Преимущества пластилиновой живописи:

  • несложная в работе техника;
  • снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
  • тренирует мелкую моторику;
  • легко исправлять ошибки, и вносить изменения.

В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.

Темы для работ должны быть знакомы детям - это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).

  • использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
  • основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
  • приготовить рабочее место для творчества - доску или клеёнку, влажную салфетку;
  • до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
  • после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом - мыть с мылом;
  • делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
  • покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.

Материалы для пластилинографии:

  • пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
  • основа (картон, пластик, стекло);
  • технические средства (стеки - специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
  • декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы - жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
  • шприц медицинский или кондитерский;
  • влажная салфетка вытирать руки;
  • доска для раскатывания колбасок и шариков.

Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.

Видео - урок по лепке

Лепим новогоднего пингвина http://artplastilin.ru/intro/

Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/

Приёмы и способы пластилинографии

Рисование мазками

Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить - длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику - размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов - палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма - множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Оригинально смотрится сочетание различных приёмов - объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.

Виды пластилиновой живописи.

  • Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
  • Обратная (витражная) . Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности - стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
  • Модульная . В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
  • Мозаичная . В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
  • Контурная . Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
  • Многослойная . В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
  • Фактурная . В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида - барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).