Уроки вождения

Роль настасьи филипповны. Образ и характеристика настасьи филипповны в романе идиот достоевского сочинение. Портрет настасьи филипповны

Основные произведения Достоевского появи­лись в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью (под воздей­ствием технического прогресса, роста городов и проч.) и традиционными нормами жизни. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети девят­надцатого века в обществе заговорили о «пере­оценке всех ценностей», об изменении норм тра­диционной христианской морали и нравственнос­ти (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «рас­человечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подоб­ных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же один из глав­ных романов - «Идиот».
Попытка изобразить тип человека, достигше­го полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу этого романа.
Главным героем романа является князь Мыш­кин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для ду­шевнобольных. Доброта, готовность откликнуться на любую просьбу привлекают к нему людей. Од­нако эти же черты окружающих поражают, так как резко контрастируют с общим ходом реальной жиз­ни. Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который оказывается слишком далек от идеала.
Впрочем, Мышкин, не евангельская схема, он обыкновенный человек. Как и все герои романа, зах­вачен страстью, только страстью особого рода: лю- бовью-состраданием к человеку. Эта особая страсть проявляется и в его отношениях с женщинами - Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. В облике Настасьи Филипповны много демоническо­го, противоречивого, а Аглая - это облик героини более совершенной, почти идеальной. Однако, по Достоевскому, душа человеческая в своей основе про­тиворечива. Ей нужны как свет, так и тьма, потому что жизнь души - это прежде всего движение, пре­одоление соблазнов, каждоминутное совершение выбора. Именно поэтому для Мышкина невозмож­но поставить окончательную точку во взаимоотно­шениях с Аглаей и Настасьей Филипповной - ведь они образуют неразрывное единство, тот идеал, к которому стремится душа князя.
Первое знакомство с Настасьей Филипповной происходит «заочно»: о ней князю рассказывает в поезде Парфен Рогожин. В доме Иволгиных Мыш­кин видит портрет «гордой красавицы», и лицо на нем поражает князя. Как он объясняет окружаю­щим, в этом лице «много страдания». Однако вме­сте с тем он замечает и то, что «это лицо ужасно гордое». Эксцентричный визит к Гане, а затем сце­на сжигания денег во время званого вечера усили­вают противоречивые чувства читателя.
Со временем нам становятся известны и неко­торые подробности прошлой жизни Настасьи Фи­липповны. В семилетнем возрасте героиня осироте­ла и воспитывалась в деревне богатого помещика Топ­кого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепи­тельную красавицу, в «необыкновенное и неожидан­ное существо», одержимое гордостью, мстительнос­тью и ненавистью к своему «благодетелю».
Она до глубины души презирает «сильных мира сего», одержимых жаждой власти, наживы, развлечений и удовольствий. Она видит, насколь­ко уродливы и мелки их души, недаром в одну из своих встреч с князем она говорит ему: «Впервые человека вижу». Однако видит она и то, что в та­ком мире ценятся не душевные качества, не мило­сердие и сострадание к слабым, а напротив, уме­ние слабого унизить, обобрать, любыми способа­ми добыть себе власть и богатство. Не случайно «гордую красавицу» постоянно пытаются продать или купить. Рогожин хочет купить ее любовь за сто тысяч, Гане предлагают за то, что он женится на Настасье Филипповне, семьдесят пять.
Униженная гордость героини восстает, и она разом порывает со своим окружением - отказы­ваясь и от унизительных для нее условий замуже­ства, и от денег. Однако униженный и долго от это­го страдавший человек стремится «отвести душу» и унизить кого-либо еще. Сцена сжигания денег и условие, поставленное Гане (вытащить голыми ру­ками из огня пачки купюр, тогда они будут его) - прямое тому доказательство.
Видя и понимая все это, Мышкин бросается ее «спасать» - он предлагает ей свою руку. Настасья Филипповна, к которой впервые за ее жизнь отнес­лись по-человечески, инстинктивнотянется к кня­зю, но все та же гордость не позволяет ей принять его предложение. Жалость унижает человека гордо­го. Ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и «сжигает» себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, она убегает от Мыш­кина и покорно подставляет себя под нож Рогожина («А теперь я гулять хочу, я ведь уличная»).
Попытки князя примирить в душе героини не­примиримое терпят поражение. Ведь сам князь «не от мира сего». Мышкин думает, что словами вроде «вы не виноваты» сможет разбить оковы опутавше­го ее зла. Но Настасья Филипповна, сознавая свое падение, жаждет искупления греха, а вовсе не уве­рений в собственной безгрешности.
Судьба Настасьи Филипповны складывается трагично. Любовь-жалость князя не спасает, а только губит ее. Мышкин знает, что она гибнет из- за него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но по-настоя­щему все же любит другую - Аглаю. Именно по­этому Рогожин в финальной сцене приводит Мышкина к ее смертному ложу. Вдвоем они бодр­ствуют над телом убитой, так как они - сообщни­ки: они оба убили ее своею «любовью».
Итак, в образе Настасьи Филипповны нашли свое отражение характерные для творчества Досто­евского идеи. В первую очередь это представление о человеке, как о средоточии двух разных начал - свет­лого и темного, желания «по своей воле пожить» и жертвенной, христианской любви к людям. Другая идея - невозможность осуществления идеала в ре­альной жизни, несовместимость христианских за­поведей с противоречивой и склонной к самораз­рушению личностью современного человека. Хри­стианская идея «вселюбви» утверждается Достоевским как некий всеобщий ориентир, нгап- равление движения, то, к чему следует стремиться, несмотря на его недостижимость. Ведь, по Достоев­скому, каждый человек заслуживает понимания и со­страдания, так как каждое, пусть даже самое пад­шее, существо есть образ Божий.
Творчество Достоевского будет жить до тех пор, пока человечество не перестанут волновать вечные вопросы, поиски идеала добра и справедливости, соединения в душе двух начат - любви к Богу и любви к человеку.

Главная героиня романа впервые является читателю на фотографическом портрете. Случайно увидев этот портрет, Мышкин не может оторвать от него глаз. Заметив это, генерал Епанчин и секретарь в его доме Ганя Иволгин «с изумлением посмотрели на князя». Мышкину кажется, что эта красавица является обладательницей израненной души, что судьба ее трагична. Еще до встречи с ней Мышкин проникается к ней глубоким состраданием.

С шестнадцатилетнего возраста Настасья Филипповна в романе «Идиот» находилась на воспитании у помещика Тоцкого, но теперь ей двадцать пять, она уже приобрела опыт плавания в этом мире, она настолько своенравна, что мужчины боятся вспышек ее гнева.

В этой зрелой вроде бы женщине присутствуют литературные черты девицы — нарциссизм и мазохизм. Она убеждена, что была невинной девочкой, но вот развратник Тоцкий превратил ее в уличную девку, и теперь она — человек конченый. Именно из этого убеждения она и строит свое поведение: одушевляется злобой и устраивает целые представления, имеющие своей целью продемонстрировать свою оскорбленность.

Мужчина зрелых лет — Тоцкий, у которого она была на воспитании, считает ее «колоритной женщиной», но на самом деле в ее характере отсутствуют цветовые сочетания. Если собрать воедино разбросанные по роману ее слова и поступки, то мы не обнаружим большого многообразия. Настасья Филипповна в романе «Идиот» проклинает свою жизнь падшей женщины, ненавидит утешающих ее мужчин, она вступает с ними в конфликты и мстит. В общем, перед нами встает недобрый образ. Разросшиеся до предела униженность и месть за нее — вот что такое Настасья Филипповна и ее театр.

Без всякой нужды она заявляется к Иволгину и сеет там семена раздора, на своем дне рождения выставляет себя жертвой и наградой за победу в азартной игре, пристает к гостям, разыгрывая из себя оскорбленную невинность.

Для Тоцкого Настасья стала слишком большой обузой, он дает ей денег на приданое, чтобы она вышла замуж за Ганю Иволгина. Прямо перед всеми гостями Настасья Филипповна в романе «Идиот» оскорбляет его, заявляя, что тот за деньги готов ползти аж до Васильевского острова. Она бросает в огонь обернутые в газету сто тысяч рублей, принесенных ей Рогожиным, и тут же велит Гане достать их голыми руками — в таком случае она отдаст деньги ему. Все эти ее выходки являются следствием ее неудовлетворенной злобы.

У Настасьи много сил, она энергична, но она ходит по замкнутому кругу, у нее не появляется новых мыслей и чувств. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, нужен или сердечный друг, или какие-то желания, которые могут осуществиться в близком будущем. Но Настасья не знает, что человеку нужны такие подпорки. Поэтому она полностью погружена в свои прошлые несчастья, несчастье для нее — козырная карта, которую она использует при общении с другими людьми, над которыми она издевается, которых она ненавидит. И в этом смысле она действительно выделяется на общем фоне.

Фамилию Настасьи Филипповны — Барашкова — тоже можно считать «говорящей». Рогожин и вправду преследует ее, как охотник — добычу. Но оба они оказываются в страшном и мрачном тупике, и Рогожин своим ножом ставит предел ее жизни, но на самом деле причина ее смерти в том, что она сама отказалась от будущего. Она не умеет реагировать на новые обстоятельства, она всегда пребывает в состоянии бешеной злобы — вот ее идентичность, и в этом состоит ее несчастье. Аглая говорит Настасье Филипповне: «Вы могли полюбить один свой позор и беспрерывную мысль о том, что вы опозорены и что вас оскорбили».

Да, Настасья Филипповна в романе «Идиот» по-настоящему страдает, собственная греховность приводит ее в отчаяние, и она мечтает о чистоте, но мы видим, что она не может найти выхода из этой ситуации. Вместе с тем писателя Достоевского манил этот образ этой эмоциональной и несчастной женщины. С самого первого своего произведения — «Бедных людей» — писатель постоянно преподносит нам героев, которые переполнены «отрицательной эмоциональностью» — страдающих от неполноценности, аутизма, оскорбленности, героев злобных, подверженных страхам. Поэтому такая женщина, как Настасья Филипповна, которая своими несчастьями порождает трагедию, пользуется явным сочувствием Достоевского. Он постоянно описывает ее мысли и чувства, пытаясь «набить им цену». То, что кажется нам тривиальной злобой, интерпретируется Достоевским в самом «высоком» смысле: она, де, стыдится своей греховности и хочет избавиться от нее.

В тогдашней российской действительности было, думается, немало греховных и равнодушных к своей «нечистоте» женщин, но Достоевский обделяет их своим писательским вниманием, он выбирает в качестве своей героини женщину с выставленным напоказ осознанием драматичности своей судьбы, он выводит ее эмоции за пределы чисто внутренних переживаний. Федор Михайлович признает в Настасье Филипповне мечтательность и наивность, но в то же самое время считает, что в ней есть сила и глубина. Такова пристрастная оценка Достоевского.

Мысли этой героини вращаются по замкнутому кругу: она беспрерывно пытается решить, кто нехорош — она ли сама, или кто-то другой. Она успокаивает себя тем, что когда-то к ней явится добрый и хороший человек, она изо всех сил ожидает его — и в этом отношении она походит на Марию Магдалину. Вот такая героиня и была нужна Достоевскому.

Почти во всех произведениях этого автора появляется подобная Настасье Филипповне женщина: не желающая совместных действий с другими, ненавидящая позитивную деятельность, погруженная в собственные переживания, мечтающая о союзе с чистым и прекрасным человеком. И в «Бедных людях», и в «Хозяйке», и в «Белых ночах», и в других ранних произведениях мы уже встречались с таким типажом «мечтающей женщины».

Главные героини произведений Достоевского — это тоже «мечтательницы». Самая яркая представительница этой плеяды — Настасья Филипповна в романе «Идиот» — эмоциональная, живущая в плену своих фантазий, что приводит ее к неминуемому краху.

Возможно, при конструировании образа Настасьи Филипповны, помимо собственных пристрастий к «мечтающей женщине», на Достоевского оказали влияния и воспоминания о своей первой покойной жене Марии, которая долгое время была прикована к постели и жила в плену своих мечтаний.

Образ Настасьи Филипповны Барашковой один из центральных в романе «Идиот». Эта женщина с непростой судьбой невероятно красива, одевается без вычурности и изящно, темно русые волосы убирает просто, тёмные глаза её глубоки, а на лице сочетаются страстность, высокомерность и страдание. Рождённая в хорошей дворянской семье, в семилетнем возрасте Настасьи Филипповна осталась сиротой и была воспитана в поместье Тоцкого. Когда ей стукнуло шестнадцать, её опекун сделал девушку своей содержанкой и наведывался к ней регулярно для удовлетворения своих безнравственных желаний. Со временем Настасья Филипповна осознаёт, что сей «благодетель» подошёл к её воспитанию весьма продуманно, чтобы впоследствии из неё вышло «орудие» для особо утончённого удовольствия. Безвыходность и унизительность положения сделали из молодой женщины несчастное, бесчувственное существо.

Общественность начинает обсуждение скорой женитьбы Тоцкого. Настасья Филипповна покидает поместье и заявляется в Петербург, чтобы объявить любовнику о своём полнейшем безразличии. Она показывает себя в новом для Тоцкого свете — непокорной, лишенной чувств, но не побеждённой. Тоцкий, находясь под сильным впечатлением от преображения уже надоевшей своей покорностью игрушки, поселяет содержанку в столице. Его тщеславие греет элегантная красота принадлежащей ему одному оскорблённой женщины. Теперь он задумал выдать свою подопечную замуж, наградив будущего жениха приличным приданным, чтобы расставание с любовницей прошло на достойных нотах.

Настасья Филипповна и князь Мышкин

В водоворот этих событий попадает только что прибывший из Швейцарии . Один лишь раз увидев портрет Настасьи Филипповны, не зная её лично, он поражается смешением гордости, страдания и неземной красоты в её утончённых чертах. Князю становится страшно за дальнейшую судьбу этой прелестной и несчастной женщины. А Тоцкий боится её саму — обновлённую, высокомерную, искушённую. Его создание, дерзкое и безжалостное, теперь уже никому не остановить. Терять Настасье Филипповне нечего, и она может в любой момент погубить себя самым ужасным из способов. Вдобавок, его содержанка становится объектом торгов — её возжелал богач Рогожин, нисколько не стесняющийся в этом признаться.

Князь Мышкин уверен, что из ада, в который заключена эта женщина, её может вытащить только искренняя любовь. Он делает ей публичное предложение руки и сердца, объясняя свой поступок тем, что она из водоворота похоти и грязи вышла чистой и с честью. Для него она образец невиновности и невинности. Мышкин жаждет спасти Настасью Филипповну. Но демоническую гордость этой женщины не сломить, она не желает такого спасения и не готова принять высокого чувства князя. Её влечёт свет любви, но она выбирает мрак. Её личная драма в том, что она не способна поверить в свою чистоту перед миром. Решившись после мучительных раздумий на брак с князем Мышкиным, Настасья Филипповна бежит из-под венца и находит позорный конец своей позорной жизни от руки убийцы —

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА - героиня романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). Первым произносит это имя молодой купец Парфен Рогожин, рассказывая, как увидел ее и как его «тут и прожгло». У Юрия Олеши сказано: «вздрогнувшее в строчке имя Настасьи Филипповны»; «кажущееся лиловым имя, от которого то тут, то там вздрагивают строчки». Она еще долго не появится, не заговорит. Но князь Мышкин уже узнает, как может «прожечь» женская красота и как Рогожин был бит своим отцом за то, что купил Н.Ф. бриллиантовые «подвески». Рогожин этим рассказом будто вводит героиню в роман. Еще несколько страниц, и князь Мышкин видит ее лицо на фотографии - портрет свой она подарила Гане Иволгину. «Удивительное лицо!., и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а?»

Достоевский - мастер экспозиции. В следующей главе, чтобы объяснить некоторую напряженность в доме генерала Епанчина, он рассказывает, как сблизился с этим генералом некто Тоцкий, человек лет пятидесяти пяти, «изящного характера, с необычайной утонченностью вкуса». Тоцкий хотел было посвататься к одной из генеральских дочерей, однако тут был «один мудреный и хлопотливый случай, из-за которого все дело могло расстроиться безвозвратно». Так под видом «хлопотливого случая», мешающего богатому человеку хорошо жениться, появляется в Петербурге женщина по имени Н.Ф. В коротком (всего на одну страницу) рассказе Достоевский умещает всю ее жизнь. Оказывается, Тоцкий взял когда-то на воспитание двух девочек-сироток (младшая вскоре умерла от коклюша) и, живя за границей, совсем забыл о них, а потом, спустя годы, увидел в своем деревенском доме «прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту». Воспитание ее приняло «чрезвычайные размеры». Не ведая, что ее ждет, девочка училась языкам, музыке и рисованию, в то время как Тоцкий терпеливо поджидал, пока этот бутон не раскроет все свои благоухающие лепестки. Дождавшись, он пожаловал собственной персоной и с тех пор «как-то особенно полюбил ту глухую свою деревеньку, заезжал каждое лето... И так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно». Это «спокойствие» Достоевский внезапно взрывает. До деревеньки дошел слух, что Тоцкий в Петербурге собирается жениться. И тут Н.Ф. обнаружила характер необыкновенный. Она бросила свой деревенский домик, явилась в Петербург к Тоцкому, и тот понял, что перед ним совершенно другая женщина. Она хохотала, излагая ему, что, кроме глубочайшего презрения, ничего к нему не испытывает, а приехала, чтобы не позволить ему жениться - «ну хоть для того, чтобы мне только посмеяться над тобой вволю». И Тоцкий понял, что теперь имеет дело «с существом совершенно из ряду вон».

Героиней романа Достоевский делает женщину, которой движет «ненасытимое чувство презрения, совершенно выскочившее из мерки». Эта женщина для Тоцкого безвредна в смысле «юридическом», но готова самое себя погубить безвозвратно и безобразно, лишь бы надругаться над своим обидчиком. Тоцкий в петербургском окружении Н.Ф. не один, он только богаче других, умнее и осторожнее. Генерал Епанчин и Ганя Иволгин - еще два участника интриги, которая ведется вокруг женщины. Ею торгуют, ее перекупают. На свой день рождения она собирает всех, кто хочет ее купить. Генерал Епанчин, имея свои дальние планы, принес ей роскошный жемчуг. Ганя Иволгин явился, зная, что ему продают женщину, а он клятву дал «доехать» ее, когда купит. И наконец, Н.Ф. ждет Рогожина, который поднял ей цену с восемнадцати тысяч до ста.

Все собравшиеся на этот невероятный день рождения преступают какую-то черту - совершают скверность или преодолевают желание ее совершить. Н.Ф. сознает, что, чем бы тут ни торговали, торгуют ею. И в момент отчаяния вместо себя предлагает другой объект внимания - бросает в огонь пачку денег, принесенных Рогожиным, и искушает Ганю бредовым соблазном: «Вытащишь - твоя».

Когда-то Тоцкий удивлялся, как дешево досталась ему эта «нежившая душа». Теперь эта душа оживает и подымает мятеж. В пламени этого мятежа все выглядят ничтожными. Все - кроме князя Мышкина. Он один, плохо разбираясь в происходящем, видит, что перед ними - живая, страдающая душа. «Вы страдали и из такого ада чистая вышли...» - это момент понимания, доступный лишь сверхпроницательному князю.

Чувство стыда в Н.Ф. обострено настолько, что другим это совсем непонятно, разуму недоступно. Отсюда версия, что она сумасшедшая. Иногда это мерещится даже князю. Он самому себе боится сказать, отчего такой гипнотической силой повлекла его за собой женщина. «Она помешанная», - не один раз повторяет князь, то отводя от Н.Ф. суждения толпы, то ужасаясь своей мысли.

Достоевский оставляет внутренний мир героини закрытым. Мы узнаем о нем только по тому, как судят эту женщину другие. Какие-то детали («точки», как говорил Достоевский) намекают на характер и на образ жизни героини. Например, лицо, каким его видит Мышкин на портрете, или постоянно повторяемые ею слова о том, что Рогожин ее зарежет (первым про это сказал князь Мышкин, еще не видя Н.Ф.). Или еще подробность - роман Флобера «Мадам Бовари», который князь, разыскивая Н.Ф., нашел в ее комнате.

Н.Ф. - это красота, не дающаяся никому в руки. Ее невозможно присвоить, и на страсть Рогожина она не отвечает, хотя и понимает, что этот человек - единственный, кто любит ее и ради нее пойдет на все. Она мечется от Рогожина к Мышкину, от Мышкина к Рогожину, придумывает для князя свою форму счастья, толкает его к Аглае и обещает Рогожину повенчаться, когда князь женится на Аглае. Ей нужно, чтобы в любви князя не было жертвенности, а было бы молодое и чистое счастье. Обостренным слухом она схватывает какие-то слова и интонации Мышкина, которые убеждают ее в собственной правоте: да, конечно, он любит Аглаю. Но достаточно получасового свидания двух женщин, чтобы всякая надежда на мир распалась и рассеялась. Встреча эта написана Достоевским как поединок. Два его свидетеля - князь и Рогожин, а сражаются две женщины. У них все разное - судьбы, социальное положение, даже ненависть. Аглая ненавидит соперницу, и это обычное женское чувство. Н.Ф. в Аглае ненавидит «чистенькую». Одна женщина - огромной внутренней силы, темперамента и опыта страданий. Другая - девчонка перед ней, очень живая и живучая. Идет яростная борьба за князя. У Аглаи своя бессознательная цель - не пустить Н.Ф. туда, где уже принят князь, указать «беспутной» ее место. А «беспутная» верит только в Мышкина, больше ей верить не во что. И от того, уйдет ли князь вместе с Аглаей или останется, зависит все. Князь метнулся к дверям. «За ней? За ней?» - и Н.Ф. без чувств упала ему на руки. Тут Достоевский первый раз дает мизансцену, которой чуть позже закончит роман. В финале князь утешает Рогожина, а тут - Н.Ф.

Как сказал Достоевский в «Идиоте», «причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем». И сам он под финал ограничивается «простым изложением событий», связанных с Н.Ф., не уклоняясь, правда, от невероятного толкования этих событий в слухах и сплетнях. Н.Ф. торопила свадьбу, князь подчинился, но из-под венца невеста сбежала - бросилась опять к Рогожину с криком «Спаси меня!» Она бежала прямо на «нож» и знала это. Ее панические слова о том, что нужно скрыться в Москве, в Орле, Рогожин прекращает ударом ножа - того самого ножа, которым была заложена книга «История России...».

Роман Достоевского много раз инсценировался и экранизировался во всем мире. На первые пьесы, написанные на основе романа, был наложен цензурный запрет. «Пессимистический взгляд на жизнь и общество Достоевского проявляется ярче, усугубляется при подаче его творениям драматической формы и делает из них какой-то сплошной протест против существующего общества» - таково было заключение цензора. Но в 1899 году постановка «Идиота» была разрешена. В Малом театре роль Н.Ф. исполнила М.Н.Ермолова; в Александрийском - М.Г.Савина. В 20-50-е годы эту роль играли Е.Н.Гоголева, В.Н.Пашенная, Е.И.Тиме, Ю.К.Борисова.

Н.А.Крымова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Настасья. Настасья Nastazja … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идиот. Идиот Жанр: Роман

    Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Идиот (фильм). Идиот … Википедия

    - (р. 1925), актриса, народная артистка СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1985). С 1949 в Театре им. Вахтангова (Настасья Филипповна в «Идиоте» по Ф. М. Достоевскому, 1958; Валька в «Иркутской истории» А. Н. Арбузова, 1959; Клеопатра в… … Энциклопедический словарь

    Юлия Константиновна Борисова Дата рождения: 17 марта 1925(1925 03 17) (87 лет) Место рождения: Москва, СССР Профессия: актриса … Википедия

    Достоевский, Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца человека нервного,… … Биографический словарь

    Герой романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), сын князя Валковского. Случайно став соперником отца в делах амурных, был сослан князем в имение Васильевское, где встретил и полюбил дочь управляющего Наташу Ихменеву. После… … Литературные герои

    Герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867 1869). В романе «Идиот» Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. «Главная мысль романа, писал Достоевский, изобразить… … Литературные герои

    Татьяна Васильевна (род. 1933), актриса, народная артистка СССР (1981). С 1959 в Ленинградском Большом драматическом театре, в 1966 72 и с 1983 во МХАТе; после разделения труппы в 1987 художественный руководитель сцены МХАТа по ул. Москвина (с… … Русская история

Книги

  • Идиот , Федор Достоевский , Князь Мышкин, главный герой знаменитого романа Ф.М.Достоевского "Идиот", несет людям проповедь сострадания, прощения, милосердия и братства. Однако надежды его рушатся: становится… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель: