Хобби

Индейские резервации XXI века глазами русского путешественника. Где живут индейцы Как дошкольникам рассказать об индейцах

Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн - обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), а слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя.

Несмотря на столь забавные изобретения, глаза индейца всегда печальны, это грустный народ, и даже при просмотре фотографий в поисковиках вы редко найдете улыбающегося представителя коренного населения Америки. А вот невероятная природная глубина и удивительное желание сохранить свою историю - это можно встретить в любом индейце.

iStock_000017291285Small.jpg

Множество народностей в современном мире постепенно утрачивают свои традиции. Многое их нас не знают истории своих семей. Усилия фольклористов по крупицам восстановить сценарии праздников, песни, былины, легенды, народные рецепты «уходят в песок»: дальше написания книг и разговоров дело не идет, в повседневную жизнь традиции не возвращаются.

iStock_000020633181Small.jpg

А взгляд индейца с любого портрета или фотографии говорит о его гордости за свой великий народ, потому что его величие в знании, в том, что они, несмотря ни на что, передают внукам и таким образом сохраняют каждое действие и умение.

Индейцы сегодня

Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.

iStock_000019776907Small.jpg

Индейцы Северной Америки - в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.

У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины. Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства – плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты. Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

iStock_000026256866Small.jpg

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой. Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями. Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне – приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача – охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами. Потому что ожерелье из ягуарьих клыков - это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие. Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

iStock_000026364550Small.jpg

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда - картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

Отношение к чужакам в племенах разнится, только «белые» для всех индейцев однозначно нежелательные гости. А что касается межплеменных и клановых отношений, то, например, для кофанов вообще не существует понятия своих и чужих детей. Родители-кофаны берут себе имя своих первенцев и пользуются им вплоть до их свадьбы. Тогда они берут имя следующих детей, еще не состоящих в браке. Изучение родственных отношений в этом случае становится довольно сложным занятием.

Даже те индианки, которые живут в крупных городах, придерживаются естественного течения родов. Чаще рожают дома, иногда в присутствии акушера или в больнице, соблюдая основные принципы естественных родов – без кесарева сечения, стимулирующих препаратов и анестезии. Племена, в которых уровень жизни не позволяет рожать с помощью акушера и тем более в больнице, роды проходят в песке или в воде, часто женщина рожает одна. Индейцы ощущают большую привязанность к детям и очень заботятся о них. Как утверждают люди, долгое время изучавшие индейские нравы и обычаи, «в отношении родителей к детям проявляются лучшие черты характера индейцев».

iStock_000019776840Small.jpg

С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей, малыша носят в платке, манте (специальная перевязь для ношения не только детей, но и продуктов, любых вещей), или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, сделанной отцом.

По словам исследователей, в некоторых племенах не разрешали детям пить молозиво и давали грудь только тогда, когда появится уверенная струя молока. Доступ к молоку у детей есть всегда, в любое время дня и ночи им не отказывают в кормлении и пьют молоко матери до того момента, пока молоко не закончится. Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, то старших от груди не отлучают.

Индианки редко наказывают детей, но зато рано приобщают их к работе, полагая, что нет лучшего пути к познанию жизни. С раннего возраста детям внушают, что быть шумными и крикливыми очень плохо, что надо уважать старших. Поэтому дети индейцев некапризны, некрикливые и неплаксивы, очень самостоятельны и доброжелательны.

Детям ничего не запрещают, и взрослые так уверены в них, что с детьми ничего и не случается. Взаимоотношение родителей и детей настолько тесно, что они действительно как одно целое. Малыши сами знают, что им нужно, и родители-индейцы позволяют им это получать и пробовать жизнь на вкус, жить в единении с природой и её законами.

Сейчас индейское «естественное родительство» - это целая наука, которая приобрела в Америке и Европе популярность в 70-х годах. Жан Ледлофф, совершившая экспедицию в индейские племена, настолько поразилась увиденным, что всю свою жизнь посвятила изучению индейских «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства».

До Ледлофф в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, все зачитывались его работами и «воспитывали детей по Споку» - кормили по часам, говорили об отсутствии связи между здоровьем ребёнка и типом его вскармливания, не баловали, соблюдали режим дня, многое запрещали и ограничивали ребенка, считая, что у ребенка должны быть авторитеты. Новая же теория Жан Ледлофф перевернула представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди, не потакать капризам и устанавливать свои, взрослые правила. Ледлофф же наблюдала за индейцами и видела, что у них все наоборот, и счастливее детей нет.

Индейские сторонники "естественного родительства" придерживаются основных правил:

    естественные роды;

    во время так называемого «ручного периода» пока ребенок не научился ползать, он может находиться на руках у матери сколько угодно. Для этого используются слинги или другие приспособления, облегчающие переноску;

    частое кормление грудью, по требованию ребенка, и не менее двух лет;

    присутствие ребенка во всех делах мамы, а позже и папы, важно, чтобы ребенок привыкал и наблюдал за деятельностью, быстрее социализировался;

    индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей и только они;

    в большинстве индейских языков нет слов обозначающих время. До самой старости индейцы знают только понятие «сейчас». Как, впрочем, и все дети мира. Поэтому нужно с пониманием относиться к их просьбам, не откладывая на завтра или на какое-то «потом»;

6 марта 2012, 14:13

Индейцы США живут в 199 резервациях, которые разбросаны на небольших участках по 26 американским штатам. Резервации возникли в 1871 году, когда правительство США подписало с представителями индейцев договор, по которому в "вечную" коллективную собственность индейцам было отдано 137 миллионов акров земли. Для индейцев отвели самую скверную землю, на которую их ещё до этого согнали белые колонизаторы. И тем не менее, когда в этой неплодородной земле были найдены нефть, каменный уголь и другие природные богатства, под давлением частного капитала американское правительство в 1887 году отменило прежний закон и издало новый, по которому земля, принадлежащая индейцам, может быть разделена между членами племени и каждый индеец вправе продать свой участок. Только за последующие 40 лет индейцы лишились 63 процентов своих земель. Жизнь индейцев в резервациях похожа на жидкий дымок угасающего костра, медленно уплывающий сквозь дыру в крыше вигвама. Средняя продолжительность жизни здесь 37 лет. Туберкулёз у индейцев встречается в восемь раз чаще, чем у других жителей США, детская смертность в три раза выше, чем смертность белых людей. Индейцы отстают от большинства американцев по состоянию здоровья, благосостоянию и образованию. В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 процентов - это в пять раз превышает ее уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живет за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других американцев. Сейчас в США живёт около одного миллиона индейцев, а ведь когда-то им принадлежал весь континент! Люди на земле похожи на многоцветную радугу. Некоторые её цвета переходят один в другой, но всё же не сливаются - иначе бы не было радуги. Индейцы составляют в этой радуге определённую полосу, и никому не удастся стереть её. Унижение порождает настойчивость, мука - самолюбие, несправедливость высекает искры борьбы! Индейские резервации США и судьба их населения отданы в руки министерства внутренних дел. Резервация - это своего рода американский лагерь смерти. Индеец, бывший хозяин и властитель своей страны, лишённый земель и лесных угодий, оказался в унизительной кабале. Вольного сына природы превратили в вечного пленника, вынужденного жить под охраной, в нищете и угнетении. Заперев индейцев в резервации и почти лишив их средств к существованию, белые вдруг "обнаружили" у индейцев огромные способности к выполнению чрезвычайно опасной, трудной и ответственной работы - сварке металлических конструкций гигантских небоскрёбов. Для индейцев медленная смерть в резервации ничем не лучше быстрой смерти при падении с лесов. Жизнь в разных резервациях различна. Резервация племени навахо, расположенная на территории, куда входят районы трех штатов на юго-западе, является самой крупной в стране. Она же и самая бедная. На 16 миллионах акров (6667000 гектаров) проживают 160000 индейцев. Дома, построенные правительством, соседствуют с передвижными домами и хоганами. Эти восьмигранные традиционные дома племени навахо, состоящие из одной комнаты, делаются из бревен и имеют земляную крышу. Во многих домах в резервации отсутствуют электричество и канализация. В резервации мало городов и мало рабочих мест. В 1983 году безработица здесь составила 80 процентов.
По контрасту, резервация апачей мескалеро, расположенная неподалеку, в Нью-Мексико, - одна из самых богатых в стране. Она размещается на 460384 акрах (186390 гектаров) среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой фермой. И та и другая - предприятия с мультимиллионным оборотом. Недавно они построили роскошный курорт стоимостью 22 миллиона долларов, где есть вс - от катания на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет работать, работают. Сейчас управлять некоторыми предприятиями помогают белые. Но цель апачей - независимость; они надеются взять в свои руки управление всеми своими начинаниями. Сейчас резервации управляются племенным советом. Многие резервации имеют свою собственную полицию, школы и суды, где разбираются мелкие дела. Подобно апачам, большинство других индейских племен ставят своей целью обрести экономическую независимость. Они стараются привлекать в резервации бизнес. Другие надеются, что природные ресурсы в их резервациях обеспечат им доход, в котором они нуждаются. Например, племя навахо владеет нефтью, углем и залежами урана. Другие резервации богаты лесом, газом, минералами и водой. Сегодня большинство индейцев надеются получить самое лучшее из того, что есть в обоих мирах. Вот что говорит Фред Кадазинн, правнук знаменитого воина апача, получивший образование в колледже: «Мое поколение потратило все свое время на изучение обычаев белых. Мы усвоили их, но мы потеряли многое из своего индейского наследия. Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было утеряно». Обновлено 06/03/12 15:10 :
Обновлено 06/03/12 15:22 : Скво:

Сценарий Индейской вечеринки для младших школьников

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара.
Описание: Данное мероприятие учителям начальных классов можно провести в конце учебного года, в качестве Дня именинника для учащихся начальных классов и среднего звена.
Цель: Привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни, организация содержательного досуга.
Задачи:
- Научить детей активно действовать друг с другом, быстро принимать правильное решение;
- Закреплять умения детей соревноваться в коллективно-игровой деятельности, формировать у детей навыки работы в группах;
- Развивать умственные, творческие, физические способности, эрудицию;
- Воспитывать чувства коллективизма, ответственности за своих товарищей.

Ход вечеринки

Звучит музыкальная заставка индейской музыки.


Ведущий:
Приглашаю вас сюда,
Чтоб прошла веселая игра.
Нужно Богу поклониться,
Подивиться, подчиниться.
Пора праздник начинать,
Землю индейцев открывать!
Американский континент
Народы эти населяли,
Пока однажды белый свет
О них случайно не узнал.
Их быт, религия и нравы, –
Открылось всё благодаря
Колумбу. Был он смелый малый,
Далёко плавал, да не зря.


И пусть ошибочка закралась
В том имени, что он им дал,
Наверное, вы догадались,
Как те народы он назвал.
Дети хором:
Индейцы!
Маис, подсолнечник, какао,
Хлопчатник и томаты, –
Всё это перенять был рад
Весь мир у них когда-то.
Картофель, перец, кабачки… –
Не знаю, как бы жили
Мы без всего, когда бы их
Случайно не открыли.
Дети хором:
Индейцы!
Дети, наряженные в костюмы индейцев встают в круг и приветствуют друг друга и ведущего.
Все дети
Хау! (взмахивая рукой)
Ведущий
В честь солнца нынче торжество.
Спешите! Праздник начат!
Соседи все до одного
К соседям в гости скачут.
Чтобы ступить на землю индейцев, вам нужно пройти ритуал посвящения в индейцы:
1.Встать на колени и поднять руки к небу, крикнуть: Хейя!
2.Правой рукой через спину обнять своего соплеменника.
3.Прыгнуть три раза на месте и выполнить прыжок на 360 градусов.
4.Собраться в круг племени и хлопнуть вместе правой рукой друг друга.
Повторяют за ведущим:
Я себе домов не строю
До небес из кирпичей, Индеец поднимает руку вверх, показывая многоэтажное здание.
А беседую с травою, Индеец приседает на корточки и ласково поглаживает ладонью воображаемую траву.
Знаю, что поет ручей. Индеец прикладывает руку к уху.
С каждой птицей, с каждым зверем
Я умею жить в ладу. Индеец простирает руки в зал.
И Великий дух, я верю,
Мне не даст попасть в беду. Индеец простирает руки к небу.
Весь наш мир вмещает сердце Индеец прижимает руки к груди.
Краснокожего индейца.


Ведущий
Сегодня два племени, которые сейчас назовут себя и представят свое племя, вышли на тропу войны. Наши главные жрецы (родители) оценят игру каждого племени и назовут победителя. Племена должны показать свою ловкость, меткость, смекалку, эрудицию. За победу в конкурсе каждое племя получает перо. В конце игры при подсчете перьев каждого племени мы и узнаем победителя.
Выходят главные жрецы,
За ними главные певцы,
На головах у них венцы,
Цветные птичьи перья


Жрецы
Будем Бога почитать,
Правила игры соблюдать,
Вождь для племени –закон.
Ну-ка племя выходи, о себе ты доложи!
Ведущий
Тут бубны бьют,
Как звонкий дождь,
Всех оглушили прямо!
Смотрите -
Вышел главный вождь
Из главного вигвама.
Первое испытание "Представление племени. "


Племя Аропахо
Вождь встает в центр круга своего племени и выполняет движения и выкрикивает кричалку
Вау! - Вау!
Вау-вай! - Вау-вай!
Вау-вай-во! - Вау-вай-во!
Чики-рики лумба! - Чики-рики лумба!
Мумба ля колумба! - Мумба ля колумба!
А-ле бале мулинез! - А-ле бале мулинез!
Килис ламба эсэмэс! - Килис ламба эсэмэс!

Ширли-мырли карабас! - Ширли-мырли карабас!
Бала амба Гондурас! - Бала амба Гондурас!
Джига-джига квиста ц-ц-ц! - Джига-джига квиста ц-ц-ц!
Муси-пуси молодцы! - Муси-пуси молодцы!
Показывает свой тотем, который каждое племя приготовило заранее.


Племя Ягуары
О-оле!
О-самаса-маса!
О-караса-бам!
Ботен-ботен-бом!
Бимбо-тили-бимбо!
О, я бизона жду!
А потом ловлю!
О-о-о, ахи-охи-хэй
О-о-о, фанта кола лей!
О-о-о, вкуси нямы чмок!
О-о-о, виспа сникерс йок!


Показывает свой тотем.


Жюри оценивает представление племен.
Ведущий
Ты - просто индеец. Ветер в твоих волосах.
Ты - просто индеец. Дождь вашу краску смыл.
В твоих руках твоя сила, танец в твоих ногах.
Ты будешь идти, пока твоих хватит сил.
Переходим к следующему испытанию:
«Самый мудрый»
Племена сидят вокруг вождя и отгадывают вопросы викторины, каждому племени дается вопрос, если оно не дает ответ, вопрос переходит к другому племени.
1. Курение вредит здоровью,
Но, дабы не бывать войне,
Индейские вожди готовы
Курить её даже во сне.


(трубка мира)
2.Каждый индеец, себя уважающий,
Носит с собою топор потрясающий, –
Надёжный и в руку удобно ложится, –
Такой на военной тропе пригодится.
(томагавк)


3.Индейский вид письма
Загадочен весьма, –
Не лист и много строк,
А шнур и узелок.
(узелковое письмо)


4.Индейцам Великих Канадских равнин
Известен жилища был тип лишь один,
Вот то, что известно об этом нам с вами, –
В палатках конических, крытых ветвями
И шкурами жили, печалей не зная,
Забавно домишки свои называя.
(типи)


5.В обычных делах и заботах
Индейцев община жила,
Да только вот вдруг от чего-то
Беда на их землю пришла, –
Враги окружили деревню.
И как, подскажите, тут быть, –
Индейцев оружие древнее
Не сможет, увы, защитить.
Но хитрость простая спасла их,
И, ветра поймав направленье,
В широких тарелках сжигали
Какое-то люди растенье.
В дыму том враги задыхались,
Чихали. Глаза их слезились…
Скажите, – а вы догадались, –
Так что же индейцам сгодилось?
(перец)


6.Удивительно, – эти индейцы
Всех собратьев своих превзошли
И в одном из весенних месяцев
Себе имя случайно нашли.
(майя)


7.Индейцы Центральной Америки
Оставили миру секрет, –
Таких пирамид в целом свете,
Как в их поселениях, нет.
Талантливы были те зодчие,
Хоть жили столетья назад.
Учёным хотелось бы очень
Им много вопросов задать.

Но некого спрашивать ныне.
Лишь камень живых пирамид
Народа великого имя
И древнюю память хранит.
(майя, ацтеки)
Ведущий

Индейцы очень многим знамениты.
Вот, скажем, с черепами баскетбол.
Хоть тайны их не до конца раскрыты,
Но как копнёшь научно – так прикол.

К примеру, майи – звёзды наблюдали
Тому уж множество веков назад.
В Египте «дважды два» ещё не знали,
А майи в небо пялили свой взгляд.

8.Я – индейский талисман
Самый настоящий.
Не пробраться сквозь меня
Злобным духам к спящему.

А вот добрый сон пройдёт,
Ласковый и светлый.
Талисман кто назовёт?
Кто знаком с ответом?
(ловец снов)

Ведущий
Ловец снов – это магический талисман индейцев Северной Америки, защищающий человека от дурных снов. Ловец Снов представляет собой ивовый обруч внутри которого сплетена паутина, а снаружи расположены перья. Такой талисман вешают над изголовьем спящего.
Заклинание Хранителя Сновидений
Открой мне все свои сны,
Сновидящий,
Открой мне
Мелодии твоего сердца,
И я смогу окутать их
Одеялом голубого облака,
И уберечь от грубых пальцев
Этого мира.
Жюри подводит итоги.
Ведущий
Следующее испытание «Переправа»


У реки индейцы жили,
Легкий челн себе долбили,
Плыли по реке на нем,
И гребли одним веслом.
Как назывались лодки у индейцев?
(Пироги или каноэ)
Каждое племя должно переправиться на своей лодке на другой берег реки. В лодку(обруч) сначала усаживаются два индейца. Переплывают на другой берег, один высаживается на берег, второй возвращается за третьим. Плывут опять у другому берегу, второй высаживается, а третий плывет за четвертым и так далее. Как только все племя переплывет, игра останавливается.


Жюри подводит итоги.
Ведущий
Чтобы перейти к следующему испытанию нужно отгадать загадку.
Он перекинут через реку.
Удобно стало человеку
Перебираться через воду,
Совсем забыв про непогоду.
На сваях закреплен помост.
Назвали это чудо - …
(мост)
Да, правильно, только наш мост подвесной.
Испытание называется «Перейти мост»
Нужно опять же всему племени перебраться по мосту, шагая по тонкой веревке и держась за веревку на время. Если нога наступает мимо- вы улетели в реку. Какое племя это сделает быстрее и точнее.


Жюри подводит итоги.
Ведущий
Очередное испытание называется «Ловля рыбы».
В ведре очень много рыбы, на каждой написаны цифры. Каждый индеец племени по очереди с закрытыми глазами ловит в ведре рыбу. После подсчитывается общее количество баллов на всем улове. У кого баллов больше, то племя и победило.


Подведение итогов.
Ведущий Проверим теперь скорость реакции каждого индейца.
Испытание «Кто самый быстрый»
Каждое племя выставляет по одному индейцу. Соперники встают спиной друг к другу на расстоянии. Под ноги соперникам протягивают веревку, у каждого под ногой один конец. Необходимо по сигналу выдернуть за конец веревку в свою сторону. Так проделывает все племя. Какое племя выдернет веревку большее количество раз получает перо за победу.


Подведение итогов.
Ведущий
А на кого охотились индейцы? (на бизонов, лосей, медведей, бобров)
И конечно же индейцы хорошо разбирались в диких и домашних животных. Сейчас мы проверим как ваши племена разбираются в этом.
Испытание «Дикие или домашние».
Одно племя встает в колонку друг за другом на одну линию. Ведущий называет животное. Индеец который считает, что это домашнее животное прыгает влево, а если дикое вправо. Если все индейцы племени делают все правильно получают перо. Затем то же испытание проходит второе племя.



И подводятся итоги.
Ведущий
Испытание "Быстрый наездник"
Каждое племя должно проскакать на коне(надувной шар), задача всадника – проскакать дистанцию на резвом скакуне. Затем передать своему соплеменнику. На время.

"Индейские"вопросы и ответы

1) Кто такие индейцы?

Существуют миллионы людей с индейским происхождением, но это не делает их индейцами в глазах племен или федерального правительства. Федеральное правительство

считает индейцем того, кто принадлежит к племени, признанному на федеральном уровне. Отдельные племена имеют исключительное право определять свое собственное членство. Племенное правительство устанавливает определенные критерии для регистрации. Некоторые из которых требуют тщательного изучения происхождения, а некоторые, просто предоставления доказательств.

По определению Министерства внутренних дел США, к индейцам обычно причисляют человека, в жилах которого течет определенный процент индейской крови и который признан индейцем одним из племен и (или) правительством США. Единого федерального или племенного критерия причисления к индейцам не существует. Правительственные агентства используют различные критерии для определения права того или иного человека на участие в программах и на получение услуг. В разных племенах также существуют различные критерии правомочности. Важно понимать разницу между этнологическим и политико-правовым аспектами значения термина "индеец". Защита и услуги, предоставляемые правительством США для членов племен, обусловлены не статусом того или иного человека как американского индейца в этнологическом смысле, а тем, что он является членом племени, которое признано США и с которым США поддерживают особые доверительные отношения. Эти особые доверительные отношения влекут за собой определенные обязательства и обязанности, имеющие исковую силу.

2) Каково происхождение индейцев?

Большинство антропологов уверены, что индейцы совершили переход из Азии в Северную Америку через Берингов пролив, приблизительно 35000 лет назад. Однако, большинство племен имеют свою собственную историю происхождения основанную на том, что коренные жители континента всегда жили на территории Америки.

3) Почему коренных жителей Америки называют индейцами?

Коренное население Соединенных Штатах впервые было названо индейцами Христофором Колумбом, который ошибочно посчитал, ступив на берег континента, что достиг Индии. В настоящее время многие коренные жители Америки предпочитают называть себя американскими индейцами, чтобы избежать стереотипов, связанных с индийцами.

4) Как правильно: коренной американец или американский индеец?

Любой из этих терминов является приемлемым, хотя существуют и предпочтения. Впервые термин "коренной американец" был использован в 1960-х. для определения индейцев и коренных жителей Аляски. Со временем, термин получил широкое распространение, включив в себя все коренные народы США и их территории, в том числе Гавайских аборигенов, чаморро (коренное население Марианских островов) и американских самоа (7 восточных островов архипелага Самоа) (Коренные американцы и американские индейцы являются взаимозаменяемыми в этом документе).

5) Какова численность индейцев и аборигенов Аляски?

По данным переписи населения США, за 1997 год насчитывалось 2,3 млн., человек. Это примерно 1 процент от общей численности населения. До прихода европейцев в Северную Америку, коренных жителей, по некоторым приблизительным подсчетам, было более 10 миллионов. Ко времени, когда колонисты начали вести учет, численность народов значительно сократилась вследствие войн, голода, европейских заболеваний и принудительного труда. Примерное число людей, которые являются только американскими индейцами и коренными жителями Аляски или американским индейцами и коренными жителями Аляски в сочетании с принадлежностью к одной или нескольким другими расам: 4,4 млн. (по состоянию на 1 июля 2003 года).

6) Есть ли у индейцев семьи?

Почти две трети, из общей численности коренного населения, состоят в браке, 27% семей возглавляют одинокие женщины. Рождаемость у индейцев значительно выше, нежели, чем в семьях населяющих Америку и это, не смотря на то, что среднегодовой доход индейской семьи значительно ниже, чем среднегодовой доход прочих американцев. Число семей американских индейцев и коренных жителей Аляски: 484 000.

7) Уменьшается ли численность коренного населения?

Численность коренного населения молодеет и неуклонно растет. С июля 1990 года индейцев и коренных жителей Аляски стало на 12 процентов больше, в то время как численность белого населения выросло всего лишь на 3 процента.

8) Каковы причины этого роста?

В значительной мере было улучшено здравоохранение и увеличилась продолжительность жизни. Кроме этого, многие хотят идентифицировать себя как индеец или коренной житель Аляски.

9) Почему правительство определяет коренные народы Аляски, как коренных жителей Аляски, а не как индейцев?

Коренные жители Аляски это эскимосы (инупаит и юпик), индейцы Аляски (атапаски, хайда, тлинкиты и тимшиан) и алеуты. Они имеют свою культуру и предпочитают называть себя коренные жители Аляски.

10) Коренные гавайцы считаются индейцами?

Нет, коренные гавайцы известные как канака маоли, ведут свою родословную и язык от полинезийцев, в том числе таитян, самоа и маори. Начиная с 2000 года, федеральное правительство не признает коренных гавайцев и жителей тихоокеанских островов в качестве отдельной группы. Коренные гавайцы часто объединяются с коренными американцами в вопросах самоуправления и самоопределения.

11) Что такое племя?

Изначально, племена - это общество людей, связанных кровными узами, семейным родством и общим языком, имеющие свое вероисповедание и политическую систему. Когда члены различных племен были вынуждены жить сообща, в резервации, сформировались некоторые новые племенные группы.

12) Сколько всего существует племен?

Как показывают данные Бюро по делам индейцев в 1998 году, на территории США признанных на федеральном уровне племен насчитывалось 554, (в 2003 -562) включавших в себя 226 деревень коренных жителей Аляски. Федеральное признание племени придает ему правительственный статус и обеспечивает определенными федеральными дотациями.

13) Индейские племена не относятся к одной группе?

Индейские племена такие же разные как, например, ирландцы и итальянцы. Племена имеют свою культуру, язык и традиции. Некоторые из них были когда-то заклятыми врагами.

14) Какое из племен является наиболее многочисленным?

В 1990 численность народа чероки составляла 308 132, это крупнейшее из американских племен. Большинство из чероки живет в Оклахоме и резервации штата Северная Каролина (более чем 5000 человек).Крупнейшая племенная группа коренных жителей Аляски: эскимосы, насчитывает 37 000 человек.

15) Тождественны ли понятия индейский народ и индейское племя?

Да, признанные на федеральном уровне племена имеют самоуправление, и федеральное правительство имеет дело с политическими единицами, а не представителями той или иной расы. Политический статус племен прописан в Конституции: " Конгресс имеет право... регулировать торговлю с иностранными государствами... и с индейскими племенами ".

16) Каким образом племя признается на федеральном уровне?

Их утверждает Бюро по делам индейцев в Департаменте внутренних дел США. Многие народы были признаны как племена, на федеральном уровне, по заключенным договорам в 18 - 19 веков, хотя несколько групп ходатайствует о признании их таковыми и сегодня.

17) Какое из последних племен было признано на федеральном уровне?

В 1996 году гуроны потаватоми из Мичигана получили статус индейского народа на федеральном уровне. В 1998 году еще 14 племен подали заявления в Бюро по делам индейцев.

18) Какими полномочиями обладают племена как народы?

Обладая национальным статусом, они имеют все полномочия правительства, за исключением тех, которые противоречат основным положениям Конгресса или отменены Верховным судом Соединенных Штатов. Племена вправе формировать свое правительство, определять его состав, собирать налоги, вершить правосудие, имеют право на коммерческую деятельность. Племенной народ регулирует вопросы по индейской земле, ее ресурсы и вопросы, касающиеся поведения племенных участников на индейской земле.

19) Как формируется племенное правительство?

Большинство племенных правительств имеют развитую демократическую систему по избранию членов правительства, сформировавшуюся еще задолго до прихода европейских колонизаторов. Хотя по своей структуре, аналогично американскому правительству, племенные органы власти значительно меньше и обладают гораздо меньшими полномочиями.

20) Что такое племенной совет?

Племенной совет это, как правило, руководящий орган племени. Глава совета - избранный председатель, президент, вождь или губернатор, является признанным лидером. Совет выполняет законодательные аспекты племенного правительства.

21) Резервационные правительства и племенные - это одно и то же?

Нет. Племенные правительства существовали задолго до того, когда были основаны резервации. Тем не менее, руководящим органом в резервации является племенной совет. В случаях, когда различные племена находятся в одной резервации, правительства работают по отдельности, к примеру, как у шошони и арапахо, в Вайоминге.

22) Что такое резервация?

Индейские резервации - это участки, принадлежащие федеральному правительству, как земли для постоянного проживания племен. Соединенные Штаты разработали резервационную политику для индейцев в 1787 году. Одни резервации были созданы на основании договоров, а другие - в соответствии с законами или правительственными распоряжениями. На сегодняшний день существует 314 резерваций.

23) Почему они называются резервациями?

Термин "резервация" берет свое начало в актах федерального правительства о землях, предназначенных для федеральных целей. В США существует два вида таких земель: военные и индейские.

24) Все ли индейцы живут в резервациях?

Нет. По данным переписи, более 60 процентов живет за пределами резерваций. Тем не менее, многие посещают резервации, навещая родственников и участвуя в церемониях.

25) Много ли земли выделено индейцам?

Около 56 млн. акров в резервациях и в доверительной собственности. Резервация навахо является крупнейшей, насчитывая 16 миллионов акров, занимая часть штатов Аризона, Юта и Нью-Мексико. Большинство же резерваций владеет менее 1000 акрами.

26)Что значит «находятся в доверительной собственности»?

Почти все земли доверительной собственности находятся в резервациях и принадлежат США. Их статус направлен на использование и во благо индейских племен. Племена вправе приобрести эту землю, ходатайствовать федеральному правительству о доверительном управлении ею, защищать от посягательств или ареста. Действия, совершаемые по отношению к доверительной собственности, включая продажу, подлежат утверждению госсекретарем внутренних дел.

27) Кому принадлежат резервации?

США обладает правом собственности на племенные земли, выступая с Департаментом внутренних дел как доверенное лицо. Племя или собственник являются владельцами земли в доверительном управлении. Не-индейцам также принадлежит значительная часть резервационных земель, хотя племена могут осуществлять юрисдикцию над ними.

28) Что такое ответственность федерального правительства перед индейцами в связи с доверительными отношениями?

Ответственность федерального правительства перед индейцами в связи с доверительными отношениями - это юридическое обязательство, в соответствии с которым США "взяли на себя обязательства наивысшей моральной ответственности и доверия" перед индейскими племенами (дело "Семинолы против США", 1942 год). Впервые о нем заговорил председатель Верховного Суда США Джон Маршалл в деле "Чероки против шт. Джорджия" (1831 год). С течением времени доктрина доверительных отношений стала краеугольным камнем множества других дел, рассмотренных Верховным Судом. Это один из важнейших принципов, изложенных в федеральном законодательстве об индейцах. Ответственность федерального правительства перед индейцами в связи с доверительными отношениями - это имеющее исковую силу обязательство правительства США защищать племенные земли, активы, ресурсы и права по договорам, а также обязанность выполнять поручения федерального законодательства в отношении племен американских индейцев и коренных жителей Аляски. В ряде дел, касающихся ответственности в связи с доверительными отношениями, Верховный Суд использовал формулировки, из которых следует, что это влечет правовые обязанности, моральные обязательства и выполнение договоренностей и ожиданий, возникших в процессе контактов между правительством США и племенами.

29) Правительство пыталось отнять племенные земли?

С 1880-х годов до 1930-х, конгресс вел торговлю племенными землями, в результате чего, резервации потеряли две третей своих земель. В 1950 году администрация Эйзенхауэрa провела политику закрытия резерваций с целью ассимилировать индейцев в белом обществе.

30) Имеют ли запас полезных ископаемых племенные земли?

В резервациях находится: 5 процентов нефти страны и запасов газа, 50 процентов урана и 30 процентов угля с низким содержанием серы. Другие запасы минералов включают в себя фосфаты, кристаллический кварц, гравий, песок, калий и натрий. Даже если племена не имеют запас минералов, они могут арендовать землю с таковыми.

31) Что такое индейская территория?

"Индейская территория " является юридическим термином, используемым в Разделе 18 Свода законов США. Он широко определяет федеральные и племенные юрисдикции по преступлениям, касающимися индейцев в резервациях. Но термин имеет также и широкое хождение, обозначая резервации и районы с индейским населением.

32) Каковы условия жизни на индейской территории?

Несмотря на улучшения в сфере здравоохранения, образования и экономики за прошедшие годы, индейские общины по прежнему отстают от остальной части страны по всем отраслям. Их уровень дохода существенно ниже а уровень смертности значительно превышает показатели в целом по стране. В резервациях умирают от несчастных случаев, алкоголизма, диабета, пневмонии, самоубийств, убийств и туберкулеза.

33) Что такое племенной суверенитет?

Точно так же как и государства, племена обладают суверенитетом в управлении территориями и внутренними делами. Этот статус племен подтвержден рядом соглашений, прецедентным правом и Конституцией. Ученые считают, что племена являются независимыми с самого начала, т.е. их возникновение было раньше образования США.

34) Как работает суверенитет?

Доктрина племенного суверенитета была подтверждена тремя постановлениями Верховного Суда в 1800-ых гг. Они признают право на самоуправление и управление внутренними делами, так называемых “внутренних, зависимых наций”, что препятствуют вмешательству государства, но позволяет при этом Конгрессу переопределять индейские полномочия.

35) Является ли суверенитет в значительной степени символическим сегодня?

Нет ничего более важного, для индейского правительства и народа, чем суверенитет, говорят племенные вожди. Это основополагающий принцип Конституции США. В последнее время племена добиваются восстановления контроля над своей экономикой и ресурсами, утверждая свои права как суверенные, при этом часто конфликтуя с соседними штатами.

36) Что такое суверенный иммунитет?

Это способность правительства определять условия, на основании которых, может быть предъявлен иск. Племена используют суверенный иммунитет в исках, касающихся их территорий. Конгресс пытался ограничить суверенный иммунитет, однако, эти попытки не принесли желаемых результатов.

37) Распространяется ли юрисдикция США на индейские территории?

США не имеет ни гражданской, ни уголовной юрисдикции на территории индейцев. С 1988 года закон о регулировании игорного бизнеса на территории индейских резерваций (Indian Gaming Regulatory Act), принятый Конгрессом, обязывает племена и штаты заключать договоры или соглашения прежде чем открыть игровое заведение на индейской территории.

38) Индейцы должны исполнять те же законы что и не индейцы?

За пределами резерваций на индейцев распространяются местные, государственные и федеральные законы. В резервациях они подчиняются только федеральным и племенным законам. В соответствии с федеральным законом, известным как Assimilative Crimes Act, любое уголовное преступление является федеральным преступлением.

39) Индейцы являются американскими гражданами?

Индейцы имеют двойное гражданство как члены племени и как американские граждане. Конгресс дал американское гражданство индейцам в 1924 году.

40) Индейцы платят государственные или федеральные налоги?

Они платят те же налоги, что и все остальные, но есть исключения: коренные американцы, проживающие на территории резерваций, не платят государственные налоги на доходы. Индейцы живущие на доверительных территориях не платят местные и государственные налоги на недвижимость. Государственные налоги с продаж не взымаются, если сделки заключены на территории резервации. Индейцы не платят подоходный налог от доходов полученных с доверительных земель за право выпаса и бурения нефтяных скважин.

41) Какие отношения существуют между племенными и штатными правительствами?

Поскольку Конституция наделяет федеральное правительство полномочиями по решению вопросов взаимоотношения с индейцами, штаты, как правило, не обладают властью над племенными правительствами. Племенные правительства сохраняют за собой право принимать и приводить в исполнение более строгие или более мягкие законодательные и нормативные акты, чем законодательные и нормативные акты соседнего штата (штатов). Однако, хотя племена обладают правом и властью регулировать деятельность на своих землях независимо от правительства соседнего штата, на практике они часто сотрудничают и взаимодействуют со штатами на основании договоров и иных соглашений. Отношения между племенами и штатами - это также межправительственные отношения.

42) Что такое договоры?

С 1777 по 1871 между США и индейскими народами были заключены договоры. Эти договоры или соглашения между племенными правительствами и США сформировали право на собственность и обязательства сторон. Существует 371 договор, закрепляющий за индейскими племенами права, в основном, касающимся их земли.

43) Что в этих договорах или соглашениях?

В договорах индейцам обещали защиту, имущество, услуги, право на самоуправление и племенные территории в обмен на сотрудничество и земли.

44) Почему племена соглашались на договоры?

Столкнувшись с захватом земель, потерями в результате войн, болезнями и потоком переселенцев индейцы вынуждены были заключать договоры и рассматривали их как серьезные нравственные обязательства.

45) Были ли выполнены договоры?

Противоречивость федеральной политики и судебных решений привели к тому, что коренные народы потеряли часть своих гражданских прав и земель. Одним из первых примеров тому стала Тропа слез, марш 14000 чероки из Джорджии, Алабамы и Теннесси в Оклахому, хотя договор 1791 уже определил их земли постоянного проживания. Около 4000 чероки - в основном дети, старики и дети - погибли от голода, холода и болезней в пути.

46) Что такое доверительная ответственность?

Это один из наиболее важных принципов в федеральном индейском законе. Юридически он закрепляет фидуциарные обязательства со стороны Соединенных Штатов по защите племенных земель, активов, ресурсов и договорных прав. Постановления Верховного суда указывают, что доверительная ответственность влечет за собой, как юридические, так и нравственные обязательства.

47) Договоры гарантируют особые права индейцам сегодня?

На северо-западном побережье Тихого океана племена обладают правами охотиться, ловить рыбу и добывать пропитание так, как делали это их предки. На территории всех резерваций племена имеют право на бесплатное образование и медицину со стороны федерального правительства.

48) Договоры попираются?

Такие попытки были неоднократны. Совсем недавно Конгресс пытался ограничить самоуправление племен и расширить полномочия государства над племенами.

49)Что такое Движение американских индейцев (ДАИ)?

ДАИ сформировалось в 1968 году как движение за права индейцев. Лидеры ДАИ устраивали сидячие забастовки и другие акции протеста, так в 1972 году члены ДАИ из разных штатов прошли по стране протестным маршем «Тропой нарушенных договоров». Сейчас ДАИ продолжает вести активную работу.

50) Чем занимается Бюро по делам индейцев?

Бюро является федеральным органом по работе с племенами. Его задача заключается в представлении услуг и /или средств на услуги племенам. В 1800-х гг основной целью Бюро была помощь племенам в самоопределении. Бюро по делам индейцев Министерства внутренних дел отвечает за управление 55,7 млн. акрами (22.540.990,27 гектара) земель, находящихся в доверительном управлении правительства США в интересах американских индейцев, индейских племен и коренных жителей Аляски.

51) Кто может претендовать на услуги БДИ?

Только лица принадлежащие к признанным на федеральном уровне племенам.

52) Какие услуги предоставляет БДИ?

Освоение лесных угодий, сдача внаем активов на этих землях, управление сельскохозяйственными программами, защита водных и земельных прав, развитие и содержание инфраструктуры, а также обеспечение экономического развития - все это входит в круг обязанностей БДИ. Кроме того, БДИ оказывает образовательные услуги 48 000 индейских школьников. На 56 млн. акрах земель, находящихся в доверительном управлении правительства США, БДИ управляет более 100 000 договорами аренды с отдельными индейцами, владеющими более чем 10 млн. акрами земель, и с племенами, владеющими почти 45 млн. акрами земель. В 2003 финансовом году траст получил доходы от аренды, выдачи разрешений на использование, продаж и процентов на сумму 195 млн. долларов для 240 000 индивидуальных индейских счетов и на сумму 375 млн. долларов для 1400 племенных счетов. Управление специального представителя по доверительным отношениям с американскими индейцами (УСПДО) управляет инвестициями племенных трастовых фондов в размере 2,9 млрд. долларов и индивидуальными счетами, на которых лежит в общей сложности 400 млн. долларов. Сотрудники УСПДО встречаются с представителями племен для определения инвестиционных целей, ограничений и предпочтений для достижения максимальной доходности.

53) Другие федеральные ведомства работают с племенами?

Почти все федеральные ведомства работают с индейскими племенами. Департамент здравоохранения и социальных служб, например, работает с индейской службой здравоохранения, которая оказывает медицинскую помощь на территории или вблизи резерваций. Министерство юстиции работает с Управлением племенной юстиции, которое координирует правоохранительные органы на индейской территории.

54) Могут ли индейцы занимать выборные должности?

Индейцы имеют такие же права как и все прочие граждне США. Чарльз Куртис, кроу, был вице-президентом при Герберте Гувере, Бен Найтхорс Кэмпбелл, республиканец из Колорадо, северный шайен. Кэмпбелл также отслужил три срока в Палате представителей США как демократ.

55) Индейцы служат в армии США?

В 20-м веке среди солдат, удостоенных высшей военной награды США - Медали Почета - пятеро были индейцами. Каждый четвертый индеец военный ветеран. Героизм проявленный индейцами в Первой мировой войне подтолкнул правительство к принятию закона о гражданстве в 1924 году. Во время Второй мировой войны морские пехотинцы навахо использовали свой язык в качестве шифра который враги не могли расшифровать, как ни пытались. Число американских индейцев и коренных жителей Аляски, являющихся ветеранами вооруженных сил США: 159 000.

56) Кто регулирует индейские казино?

Индейская национальная игровая ассоциация, утвержденная Конгрессом, осуществляет надзор за операциями бинго, казино и некоторыми другими видами азартных игр на племенных землях. Она устанавливает правила лицензирования, отзывы ежегодного аудита и утверждает постановления, которые разрабатывают племена для запуска игровых операций. Департамент казначейства, юстиции и внутренних дел США имеют свое определенное влияние на игорный бизнес. Индейские племена обладают собственными игорными комиссиями, племенной полицией и судебной системой.

57) Что такое «закон о регулировании игорного бизнеса на территории индейских резерваций (Indian Gaming Regulatory Act)»?

Принятый в 1988 году закон разрешил племенам открывать игорные заведения в резервациях, если штат, на территории которых резервации размещались, уже легализовал игорный бизнес. Закон требует что бы штаты заключали договоры с племенными правительствами, которые планируют открыть казино, в том числе установить игровые автоматы и блэкджек. Договоры утверждаются Генеральным секретарем внутренних дел.

58) Большой ли доход приносит игорный бизнес?

В 1997 году в общей сложности казино принесли прибыли 6,4 млрд долларов. Но не все племена разбогатели. Большая половина этих доходов пришлась на шесть племен, территории которых находятся вблизи крупных городов. (В 2003 году Арнольд Шварценеггер, являющийся губернатором Калифорнии, договорился с 10-ю индейскими племенами о строительстве новых казино на территориях резерваций. Индейцы дали свое согласие и теперь 25 % прибыли от этих казино уходят в казну штата Калифорния).

59) Какое место занимает индейский игорный бизнес в индустрии азартных мест?

Индейский игорный бизнес растет быстрыми темпами, но на его долю приходится лишь 8% от общей прибыли игорного бизнеса США. (Многие казино, находящиеся на территориях индейцев, являются приманкой для преступного мира и контролируются игорной мафией).

60) Все ли племена имеют свой игорный бизнес?

Примерно треть из 554 племен занимаются игорным бизнесом и многие из этой трети ограничены всего лишь бинго.

(Индейское племя масфи вампаноанг делает всё возможное и невозможное, чтобы получить возможность строительства казино на северо-востоке Массачусетса. Сейчас у индейцев нет земли под строительство. Племени удалось согласовать вопрос с местными властями, но федеральное правительство отказало индейцам в праве на строительство заведения.

В отчаянной попытке реализовать свой проект в Массачусетсе, который недавно легализовал игорные курорты на своей территории, племя обратилось к договору 250-летней давности с английским королем Георгом третьим, который даровал индейцам вольности и право на свою землю.

Чтобы построить свое казино, индейцы должны получить землю в аренду у федеральных властей, а затем получить одобрение от местных властей, если те хотят видеть индейское казино в своем регионе.

В жалобе, которую индейцы подали на федералов, говорится, что США «постоянно забывает о своей ответственности защищать масфи вампаноанг, сделав племя бедным и безземельным»).

61) Племена платят налог со своих доходов?

Нет. Как суверенные правительства они не платят налоги со своих доходов штатному или федеральному правительству, но работники казино с заработной платы отчисляют налог на прибыль, как и все американцы. Штаты вправе начислять сборы с племен за расходы по регулированию игорного бизнеса и администрацию. В некоторых штатах, таких как Мичиган, Коннектикут и Вашингтон, имеются официальные соглашения с племенами по взиманию дополнительных сборов.

62) Много ли племенам помог разбогатеть игорный бизнес?

Игорный бизнес помог таким племенам например как гранд-траверс бэнд оттава и чиппева но индейцы по-прежнему одни из беднейших слоев населения.

(Казино, построенные в индейских резервациях, приносят большие доходы некоторым племенам, а некоторым не приносят и существенной прибыли. Такое популярное казино, как «Таинственное озеро» кормит все племя мдевакантон, а индейцы из племени семинолов стали владельцами популярной сети кафе Hard Rock. У американских политиков отношение к индейским казино далеко неоднозначное, некоторые относятся к ним негативно, мотивируя своё отношение религией и узкой специализацией молодых индейцев, вторые предлагают лишить индейцев всех льгот с целью пополнения казны США, а третьи выступают за то, что бы сохранить обстановку прежней. Сейчас невозможно дать точный ответ на то, как в дальнейшем будет развиваться игорный бизнес на территориях индейских резерваций, это покажет лишь время).

63) Разбогатели ли отдельные представители индейцев?

Закон о регулировании игорного бизнеса на территории индейских резерваций требует от племенных правительств тратить доходы на социальные нужды, экономику и благотворительность. Только после этого с разрешения министра внутренних дел остатки могут быть распределены между конкретными лицами. Сорок семь племен практикуют подобное.

64) Почему казино популярны среди племен?

Азартные игры это общепринятая традиция, которая фигурировала в торжествах и обрядах задолго до европейцев. Для многих резерваций игорный бизнес один из немногих источников занятости и доходов. (Индейцы в своем большинстве игорному азарту не подвержены. Больше 90% доходов казино приносят белые посетители).

(Из истории появления казино на индейских территориях: «В штате Нью-Йорк проживает народ онейда. В середине 70-х годов 20-го века они жили очень бедно. Чтобы хоть как-то улучшить финансовое положение племени, один из его членов открыл салон с бинго в трейлере. Индеец решил поднять игровые ставки выше того уровня, который был указан законодательством. Власти заинтересовались этим салоном и хотели его закрыть. Но индеец окончил Гарвард и прекрасно знал свои права. Он сказал, что на территории резервации данные законы не действуют. Пока шли препирательства, новое индейское казино было открыто в штате Флорида. Оно принадлежало племени семинолов. Активно играли в этом казино в основном белые, доходы племени существенно увеличились.

Окружной прокурор штата решил закрыть игорный дом семинолов. В ответ племя подало иск в суд на прокурора, и начался знаменитый судебный процесс, который индейцы выиграли. Благодаря этому судебному процессу все индейцы, живущие в США, получили право открывать казино на территории своих резерваций. Более того, власти приняли закон, согласно которому доход от азартных развлечений на территории резерваций не облагался налогами.

Так у воротил игорного бизнеса Невады и Нью-Джерси появились новые конкуренты. Владельцы роскошных казино начали лоббировать свои интересы в Конгрессе, и уже в 1988 году был принят акт о регулировании индейского гемблинга. Согласно этому акту разрешение на открытие нового казино индейцам выдавали власти штата. В некоторых регионах индейцам запрещали открывать казино, но после многочисленных разбирательств было найдено компромиссное решение. Сошлись на то, что индейцам следует делиться своими доходами с государством. С тех самых пор индейцы могут открывать казино, только значительную прибыль от бизнеса они должны отдавать в казну штата).

65) Все ли индейцы поддерживают казино?

Нет. Некоторые утверждают что игорный бизнес подрывает основы культуры и те племена, которые уже имеют свои казино, отходят от традиционного образа жизни.

66) Что такое племенные школы?

С начала 1800-х годов Бюро по делам индейцев взяло на себя функцию по воспитанию детей из резервации в индейских школах. С 1978 года федеральное правительство передало управление школами племенам сохраняя однако при этом контроль над ними и финансирование. Сегодня насчитывается 187 племенных школ с 50 000 учащимися в них.

67) Сколько индейских детей учится в государственных школах вне резерваций?

Примерно 480 000 индейских детей посещают государственные школы вне резерваций. В некоторых штатах с большим населением, индейским школьникам выделяют время на изучение индейского языка и родной культуры.

(В январе 2013 года в небольшом американском городе Шавано на северо-востоке штата Висконсин. 13-летняя ученица 7-класса Миранда Вашинаваток, меномини осмелилась на уроке в своей школе произнести три фразы на своем родном индейском языке и затем перевести их на английский язык для одноклассников. Вот эти слова – «Я люблю вас», «Здравствуйте» и «Благодарю вас»… После этого девочку ожидали самые настоящие репрессии...

Когда ее мать Танаис начала расспрашивать обиженную и расстроенную девочку, что произошло, то оказалось, что учитель Джулия Гурта грубо схватила ее за обе руки и, сильно ударив ими по столу, громко сказала, что она не должна разговаривать на языке меномини, то есть на родном языке своего племени, и что делать так очень плохо…На следующем уроке уже другой учитель сказал девочке, что она поступила нехорошо, и, кроме этого, ее лишили возможности играть в баскетбол: всю игру Миранда просидела на скамейке. Попытка матери узнать, за что ее ребенок был отстранен от игры, окончилась ничем: тренер заявил, что он ничего не знает об этом решении…Ричи Пласс, двоюродный дед Миранды, хорошо знает, что такое расизм. Он сказал: «Это невежество и форма национальной нетерпимости, это уже ближе к фашизму…».Учитель Джулия Гурта, наказавшая Миранду, помощник директора школы по образованию доктор Джозеф Баунд, помощник тренера по баскетболу женской команды Билли Джо Декуэн и руководитель Дэн вроде бы даже написали письмо с извинениями, но… Как говорит мать Миранды, в этом письме они отнюдь не извинялись, а пытались… оправдать свои действия! Так, Джулия Гурта утверждала, что ученики обязаны уважать других учеников, и поведение, которое создает ощущение элитарности, «способно увеличить расовую и культурную напряженность». А наказание Миранды, по словам это дамы, было предпринято в ответ на неуважительные комментарии и поведение девочки в течение всего дня…)

68) Сколько индейцев окончили среднюю школу?

Согласно переписи населения США в 1990 году, 66 % индейцев, которым было лет по 25, окончили среднюю школу. Процентная доля американских индейцев и коренных жителей Аляски в возрасте 25 лет и старше среди тех, кто имеет аттестат или диплом об окончании учебного заведения не ниже средней школы: 75 %.

69) Как племена используют свой суверенитет?

В Нью-Мексико например пуэбло требуют от жителей города Альбукерке соблюдать стандарты по чистой воде, которые являются более жесткими и требовательными в отличие от государственных. На северо-западе Тихого Океана племена совместно со штатами и федеральным правительством участвуют в решении вопросов касающихся рыболовства и защиты лосося.

70) Что такое племенные колледжи и как они функционируют?

Более 30 колледжей появилось с 1960-х гг. Они располагаются непосредственно на территориях резерваций или около них и предоставляют 2-годичное образование. Некоторые из них были построены на деньги, вырученные от игорного бизнеса. Преподавание в колледжах такого типа отвечает нуждам и запросам коренного населения и ориентировано на тех студентов, которые затем продолжают своё образование за пределами резерваций. Первый колледж, который полностью контролировался племенными властями, был создан в резервации племени навахо в 1968 г. Причиной создания такого индейского колледжа стало большое количество студентов навахо, не окончивших образование во внерезервационных учебных заведениях. Именно поэтому племенные власти решили основать собственный колледж с двухгодичным обучением – Общинный Колледж Навахо. Среди преимуществ подобного вида образовательного института называлось то, что «студенты испытывали меньшее количество финансовых и психологических проблем, а также изучали культуру и систему жизненных ценностей племени навахо». Примеру навахо последовали и другие племена. К 1990 г. в США существовало уже 24 индейских колледжа, где студенты могли получить диплом младшего специалиста. Два колледжа – Оглала Лакота Колледж и Синте Глешка Колледж – предоставляют возможность обучения по системе бакалавриата. Современный индейский колледж обычно располагается в нескольких зданиях, которые были подарены индейской общине или арендуются племенем. Иногда под учебные заведения приспосабливаются другие помещения. Например, Литтл Биг Хорн Колледж базируется в бывшем спортивном центре, одно из помещений Форт Бертхолд Колледжа – это бывшее почтовое отделение, Синте Глешка Колледж перестроил книжный магазин под классную комнату. И только несколько индейских колледжей имеют в своем распоряжении просторные строения. В резервации навахо студенты проходят обучение в колледже, расположенном в самом центре резервации: шестиэтажное административное здание построено в национальном стиле и окружено другими университетскими подразделениями (общежитие, спортивный зал и студенческий центр).

Однако несмотря на то что во второй половине ХХ века коренные американцы получили возможность основывать собственные образовательные учреждения и размещать их на территориях резерваций, количество учеников, которые эти колледжи могли принять, было ограничено – прежде всего вследствие того что сами колледжи были небольшими. Отличительной особенностью племенных колледжей является то, что наряду с общеобразовательной программой, в них ведется преподавание традиционно индейских предметов, что, по мнению резервационного населения и педагогов, подготовит студентов, с одной стороны, к резервационной жизни, а с другой – к общению со внерезервационным, внешним окружением. Таким образом, можно выделить три основные характеристики индейских колледжей. Во-первых, учебные программы в таких колледжах всегда построены с опорой на традиционную индейскую культуру. Ученики изучают племенной язык, искусство и философию не как дополнительные предметы, а как основные. Во-вторых, главный акцент делается на преподавание таких дисциплин, которые наиболее востребованы в жизни конкретной резервации. В результате большинство выпускников не испытывают больших трудностей в поисках работы в той или иной индейской общине. В-третьих, на базе колледжей часто проводятся научно-практические исследования, которые отвечают насущным требованиям общины и спонсируются племенными властями. Это приводит к тому, что индейские образовательные учреждения сочетают в себе функции колледжа и исследовательского центра.

В качестве примера можно привести уже упоминавшийся Общинный Колледж Навахо. В его уставном документе сказано, что основной задачей колледжа является повышение образовательного уровня студентов на основе индейских традиций. Среди важнейших дисциплин называются изучение философии племени, языка, истории, культуры, профессиональная подготовка, позволяющая выпускникам успешно существовать в мультикультурном и технологическом обществе, проведение научных исследований, делающих вклад в социальное и экономическое развитие резервационной общины.

71) Много ли индейцев имеют высшее образование?

В 1960 г. в университетах и колледжах США училось только около 3,5 тыс. индейцев, то в 1970 г. в колледжи было зачислено более 14,4 тыс. индейцев. Однако доля индейской молодежи, охваченной высшим образованием, все еще невысока: в 1970 г. лишь 12 % индейцев в возрасте от 18 до-24 лет обучались в колледжах страны по сравнению с 15 % афроамериканцев и 27 % белых американцев. В период с 1970 по 1980 г. численность студентов-индейцев в разного типа высших учебных заведениях США увеличилась всего на 12 тыс. человек. В настоящее время есть сравнительно немалое число индейцев, добившихся даже ученых степеней. К середине 80-х годов, например, в университете штата Южная Дакота 200 индейцев получили ученую степень магистра, а 23 - доктора наук. Характерно, что все они специализировались в сфере школьной педагогики и методики (проблемы начального, среднего и высшего образования, особенности обучения взрослых, специфика работы в штате школьной администрации и т. п.).

Необходимость для индейцев диверсифицировать свои занятия четко высказал на форуме индейцев-ученых, имевшем место в начале 1970-х годов, индеец из группы северных шайенов Д. Ву-Денлегз. Осуждая тот факт, что во многих резервациях почти все должности, начиная от медицинских сестер, врачей, учителей и воспитателей школ и кончая менеджерами, персоналом БДИ и т. д. и т. п., были заняты не-индейцами, он сказал: «Если не-индеец может быть обучен тому, как вести и контролировать дела индейцев, то почему бы индейцу не распоряжаться самим собой и другими индейцами?» . Несмотря на то, что коренные американцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения, уровень образования среди индейцев крайне низкий. 28 процентов американцев имеют высшее образование – для индейцев этот показатель составляет лишь 16 процентов.% Число американских индейцев и коренных жителей Аляски в возрасте 25 лет и старше, которые имеют высшую ученую степень (магистра, доктора философии, доктора медицины или доктора права): 50 500 человек.

72) Индейцы говорят на родном языке?

Подавляющее большинство индейцев говорят на английском языке в качестве основного языка, хотя некоторые знают и свой родной язык. Когда европейцы впервые прибыли на американский континент существовало 350 индейских языков.

73) На каких языках говорят индейцы?

Точное число не подсчитано, но известно, что говорят примерно на 200 языках. Индейские языки классифицируются географически, а не лингвистически, так как не принадлежат к одной языковой семье. Число людей в возрасте 5 лет и старше, которые говорят на языке одного из коренных народов Северной Америки: 381 000 человек. Наиболее распространенным из всех языков коренных народов Северной Америки является язык навахо, на котором говорят 178 014 человек.

74) Языки индейцев продолжают вымирать и как их сохраняют?

Да. В основном на родных языках говорят только старейшины. Общины заботятся о введении в школьные программы обучение родному индейскому языку, издаются книги и методические пособия, некоторые языки преподают в университетах. В последнее время исследователи все чаще говорят о возрождении интереса индейской молодежи к культуре и языкам предков.

75) У индейцев была письменность?

До европейской колонизации письменность у индейцев существовала в виде пиктографии.

76) У индейцев есть религия?

Единой религии нет. У каждого народа своя религия, свои традиционные практики. Многие коренные американцы верят в Великого Духа, который проявляет себя через природу и влияет на всю жизнь. Повседневная же жизнь наполнена многочисленными духами. В 19 веке коренные американцы утратили многие из своих религиозных обычаев, колонисты силой обращали их в христианство, отправляя детей в миссионерские школы, запрещая многие обряды.

77) Как много христиан среди индейцев?

В 1990-х годах, более чем две трети коренных американцев указывали на свою принадлежность к христианам. Другие объединяли христианские верования с их родной религией. Есть среди индейцев и мусульмане.

78) Индейцы свободны сейчас в практике своих вероисповеданий?

До 1930-х годов, Соединенные Штаты запрещали индейские религиозные обряды, в том числе Танец Духов, Танец Солнца и культ пейоты. В 1978 году Конгресс принял закон о религиозной свободе для индейцев В его первом разделе говорится, что отныне политикой Соединенных Штатов будет защита традиционных религий "американских индейцев, эскимосов, алеутов и коренных гавайцев" в нескольких областях, "включая неограниченный доступ к местам проведения обрядов, хранение и использование священных предметов и свобода молений посредством традиционных церемоний". Раздел второй обязывает правительство следить за своей политикой и практикой, консультируясь с индейскими традиционалистами и докладывать ежегодно конгрессу, как осуществляется проведение акта.

79) Где индейцы молятся?

Последователи индейской духовности вообще не считают свою практику религией и им не нужны какие-то здания для отправления своих молитв, ведь молитвы имеют различные формы, в том числе и песни, и танцы, подношения табака и кукурузной муки.

80)Что такое пау-вау?

Слово «пау-вау» пришло из языка наррагансеттов. Это праздник почитания священных индейских традиций через танцы, барабанный бой, пение и собрание людей. Пау-вау могут проводиться в честь отдельных лиц или для особых случаев. Чаще всего же, пау-вау является социальным событием.

81) На пау-вау могут присутствовать не-индейцы?

Есть церемониальные пау-вау которые закрыты для других, но на публичных пау-вау не-индейцы желанные гости.

82) Где индейцы берут орлиные перья?

Орлы находятся под государственной охраной, но перья доступны для религиозных индейских практик от орлов, которые умирают естественной смертью или случайно.

Перевод и дополнения: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.

tagPlaceholder Tags: вопросы

Едильбаева Ботагоз Аманжоловна,

Педагог-психолог

Государственного коммунального казенного

предприятия «Детская дошкольная организация

3 города Аксай отдела образования акимата

Бурлинского района Западно-Казахстанской области

ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ

«МЫ – ОТВАЖНЫЕ ИНДЕЙЦЫ!»

Технологическая карта

Форма работы: занятие – тренинг «Мы - отважные индейцы!»

Группа: старшая группа «Ромашка»

Цель:

Задачи:

Предварительная работа:

Наглядный материал:

Билингвальный компонент: народ – ел - nation

Отвага – батыл - daring

Традиции – дәстүр - tradition

Этапы деятельности

Действия педагога - психолога

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

Дети отвечают хором "Да!"

Организационно-поисковый

Слайд №1 - Слайд №2 Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Ванча-нопа-ямни-топа

Жили-были три циклопа

Три циклопа на горе

В очень маленькой норе

Заппа-саппа-ишедуша

Захотелось им покушать

На охоту с топором

Самый страшный вышел вон

Ванча-нопа-ямни-топа

Вот осталось два циклопа

С томагавком и копьем

Самый старший вышел вон!

Заппа-саппа-ба-вурока

Средний плачет у порога

Издает за стоном стон

Только не выходит вон!

Ванча-нопа-ямни-топа

Тайна третьего циклопа

В том, что он - это она –

Мама младшего циклопа

А для старшего - жена!

Ишедуш – на вершине горы


Слайд №7

Слайд №8

Звучит музыка мировых барабанов индейцев, дети играют на барабанах

Дети полукругом садятся на ковер вокруг священного костра

Дети смотрят на экран

Дети танцуют ритуальный танец индейцев

Выбирается водящий, все вместе проговаривают считалочку индейцев "Дакота"

Ребенок на которого указал водящий должен спрятаться в вигваме, внимательно послушать и назвать кто его позвал.

Дети нанизывают элементы (из соленого теста) на шнурки

Дети называют положительные черты ребенка сидящего на троне

Дети ложатся на индивидуальные коврики, закрывают глаза, расслабляются

Дети рассказывают о своих ощущениях

Рефлексивно-коррегирующий

А теперь ребята поблагодарим друг друга за прекрасную игру. Возьмитесь за руки, посмотрим друг другу в глаза, скажем глазками спасибо. Закончим наше занятие словами:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло!

Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились с ними на занятии и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Прощаются с гостями, под веселую музыку уходят из зала.

Ожидаемый результат:

Знать: о жизни, о быте, о народной музыке индейцев.

Иметь: интерес к жизни и культуре индейцев.

Уметь: соопереживать, избавляться от психоэмоциональных зажимов, самовыражаться через танцы, быть толерантным по отношению к своим сверстникам, повышение самооценки.

ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ

«МЫ – ОТВАЖНЫЕ ИНДЕЙЦЫ!»

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Форма работы: занятие – тренинг «Мы - отважные индейцы!»

Группа: старшая группа «Ромашка»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой людей, живущих в Северной Америке – индейцами, воспитание толерантности, вызвать интерес к жизни и культуре индейцев.

Задачи: формировать позитивные отношения в группе, снять психо-эмоциональные зажимы, развивать чувство сплоченности, способность к соопереживанию, научить детей самовыражению в танцах через музыкально-ритмические движения, развивать воображение, эмпатию.

Предварительная работа: беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», «Мифы и легенды индейцев», рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов с изображением индейцев, прослушивание обрядовой музыкой, проделки из соленого теста для амулетов.

Наглядный материал: головной убор с перьями, вигвам, бубен, барабаны (из жестяных банок), костюм индейца, поделки из соленого теста(разноцветные), маски, костер (из дров и гафрированной бумаги), краски, влажные салфетки. Магнитофон (используются музыкальные видеофрагменты «Этническая музыка индейцев», «Танец Духа», «Полет души», «Латинская Америка», «Шаманские барабаны», мультимедийный проектор

Билингвальный компонент: народ – ел - nation

Отвага – батыл - daring

Традиции – дәстүр - tradition

Гости к нам пришли сегодня! К ним сейчас вы повернитесь! Улыбнитесь! Подружитесь!

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Друзья мои, хотите превратиться в настоящих индейцев?

А для этого мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной древнее заклинание племени

У! А! У! А! Чика, чика, чика бум

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

А ещё когда индейцы как то особенно приветствуют друг друга, что они говорят? («О метако ясень») А что это означает? (все вокруг братья)

Приветствие: проговаривание слов «О метако ясень» и выполнение жеста – поднятие правой раскрытой ладони)

Настроение каково? Все такого мнения? Все без исключения? Мы индейцы ничего? Мы индейцы - Во! Я вождь племени Черно-белое перо приветствую вас доблестные воины!

Каким должен быть настоящий индеец? (умным, быстрым, ловким, смелым, сильным, стойким, метким, сообразительным, внимательным и наблюдательным) Если вы с этим согласны и не боитесь испытаний, то прошу вас

Дети под веселую (этническая музыка индейцев) заходят в зал, приветствуют гостей на трех языках «Доброе утро, друзья! Армысындар, достарым! Goodmorning!

Дети отвечают хором "Да!"

Дети становятся друг за другом, идут по кругу, повторяют за психологом

Все хором произносят протяжный звук А-а-а-а-а-а-а, ритмично перекрывая ладонью воздушный поток

Дети произносят «О метако ясень!», поднимают правую раскрытую ладонь, после чего все обнимаются

- Гости к нам пришли сегодня! К ним сейчас вы повернитесь! Улыбнитесь! Подружитесь!

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Друзья мои, хотите превратиться в настоящих индейцев?

А для этого мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной древнее заклинание племени

У! А! У! А! Чика, чика, чика бум

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

А ещё когда индейцы как то особенно приветствуют друг друга, что они говорят? («О метако ясень») А что это означает? (все вокруг братья)

Приветствие: проговаривание слов «О метако ясень» и выполнение жеста – поднятие правой раскрытой ладони)

Настроение каково? Все такого мнения? Все без исключения? Мы индейцы ничего? Мы индейцы - Во! Я вождь племени Черно-белое перо приветствую вас доблестные воины!

Каким должен быть настоящий индеец? (умным, быстрым, ловким, смелым, сильным, стойким, метким, сообразительным, внимательным и наблюдательным) Если вы с этим согласны и не боитесь испытаний, то прошу вас всех вместе изобразить боевой клич индейцев (Клич).

Храбрые индейцы, чтобы поднять боевой дух, я предлагаю вам, слушая музыку, поиграть на барабанах! Все готовы?

А теперь я предлагаю вам сесть полукругом вокруг священного костра. Собратья мои! Как вы думаете кто дал индейцам их имя? Слайд №1 - В 1492 году знаменитый мореплаватель Христофор Колумб отправился в кругосветное путешествие и добрался до нового континента. Эта была Америка. Сам Колумб думал, что его корабли причалили к берегам Индии. Поэтому он и назвал аборигенов (местных жителей) индейцами. Слайд №2 - Индейцы заселили Американский континент несколько тысячелетий назад. Среди племен по численности можно выделить ацтеков, пуэбло, апачей. Слайд №3

Для индейцев Природа – эта священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – все это живые знаки – символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова.

Слайд №4

Самым важным лицом в индейском племени был шаман - человек отмеченный особым даром вступать в общение с духами. Слайд №5

Танцы имели важное религиозное значение. Считалось, что с помощью танца – заклинания устанавливается контакт с «духами» (звучит этническая музыка индейцев «Танец Духа»)

Слайд №6

Все индейцы очень дружные, они живут в вигвамах, которые сделаны из шкур бизонов. Мужчины ходят на охоту, а женщины занимаются хозяйством и детьми. Индейцы имеют очень хороший слух. Они всегда могут отгадать, кто их зовет. Сейчас мы поиграем в игру «Кто позвал?» А водящего мы выберем знакомой нам индейской считалочкой

Ванча-нопа-ямни-топа

Жили-были три циклопа

Три циклопа на горе

В очень маленькой норе

Заппа-саппа-ишедуша

Захотелось им покушать

На охоту с топором

Самый страшный вышел вон

Ванча-нопа-ямни-топа

Вот осталось два циклопа

С томагавком и копьем

Самый старший вышел вон!

Заппа-саппа-ба-вурока

Средний плачет у порога

Издает за стоном стон

Только не выходит вон!

Ванча-нопа-ямни-топа

Тайна третьего циклопа

В том, что он - это она –

Мама младшего циклопа

А для старшего - жена!


А теперь водящий спрячется в вигваме. Тот кого я коснусь, громко называет имя водящего.

Отважные индейцы! Вам интересно, что означает эта считалочка? Считалочка была придумана на основе слов языка индейцев племени Дакота:

Ванча-нопа-ямни-топа - один, два, три, четыре

Ишедуш – на вершине горы

Ба-вуроке – добродетельная жена


Слайд №7

Все индейцы очень любят украшения, но они непростые, а волшебные, индейцы верят, что они защищают их от неудач, помогают им быть сильными, ловкими и быстрыми, они называются талисманы. И сейчас мы с вами сделаем для себя такие украшения – талисманы. Звучит «Латиноамериканская музыка»)

Какие замечательные украшения у вас получились, оденьте свои талисманы, и пусть они всегда оберегают вас!

Слайд №8

Жизнь индейцев очень интересна, но каждый маленький индеец мечтает вырасти и стать вождем племени, мудрым, храбрым, сильным, красивым, добрым, предлагаю вам несколько минут стать вождем. Аутотренинг «Волшебный трон»

Хей! Тулу! Юмба! Хей! Тулу! Юмба! Апинау-кей! Апинау-кей!Я индеец лучше всех! Люблю юмор! Люблю смех! В нашем солнечном вигваме стали все давно друзьями! Знают взрослые и дети Самый лучший Я на свете!

Пришла пора отдохнуть и расслабиться.

Релаксация «Волшебный цветок добра» (Показ видеоролика с сопровождением красивой музыки)

Доблестные индейцы! Что вы чувствовали, когда закрывали глаза? Вам удалось расслабиться?

Собратья мои! Я хочу задать вам вопрос. Зачем индейцы раскрашивали лица? При помощи раскраски индейцы защищали свою кожу от солнца. Запах краски отгонял от людей докучливых мух.а еще раскраска позволяла понять к какому племени принадлежал индеец, и сколько подвигов совершил. Предлагаю вам выполнить творческую работу раскрасить маски и подарить их своим близким и родным, а также нашим гостям. Чтобы маски приносили им удачу и успех!