Музыка

Обучение нотной грамоте. Нотная грамота: азы

В младших классах, например, не хочется учить алфавит. А со временем понимаешь, что без него нельзя научиться читать, а соответственно, стать грамотным интеллигентным человеком.

Изучение основ нотной грамоты, это то, на чем строятся знания музыки.

Многих начинающих музыкантов интересует игра на фортепиано. Сегодня в видео- уроке узнаем основы нотной грамоты для пианиста. Надеемся, они помогут увереннее ориентироваться в мире музыки, ближе познакомиться с музыкальной теорией при игре на клавишных и фортепиано.

Видео-обучение «Основы нотной грамоты для пианиста»

Рассмотрим расположение клавиш

Вспомните, как на клавиатуре расположены ноты. Белые – основные. Черные клавиши, это диезы и бемоли.
Диез, это повышение на пол тона. Например, после клавиши ноты «до», находится следующая, черная. Это будет «до-диез» и т.д.

Бемоль, это знак, который понижает звук на пол тона. Т.е., если взять клавишу «си», то перед ней будет клавиша «си-бемоль» и, она же, «ля-диез».

Клавиши и, соответственно ноты, от «до» до «си», называются «октавой». На фортепиано девять октав, каждая из которых имеет свое название:

  • самая нижняя «субконтроктава»;
  • следующая– «контроктава»;
  • «большая октава»;
  • «малая»;
  • «первая»;
  • «вторая»;
  • «третья»;
  • «четвертая»;
  • «пятая».

На синтезаторах эти границы могут быть урезаны, т.е. может не быть высоких нот «четвертой» и «пятой» октав. Может отсутствовать субконтроктава.

Нотная грамота

Она нужна для того, чтобы сыграть произведение, записанное нотами. Ноты расписывают на пяти параллельных линейках, нотоносцах, ниже или выше их, а также между ними.

Нумерацию линейки начинают от нижней до верхней. Могут быть дополнительные линии, ниже или выше пяти основных.

Обозначение нот

В начале линеек всегда рисуют скрипичный знак. Он начинается от второй линейки и говорит, о том, что в этой тональности находится основная нота — «соль» первой октавы. Нота, расположенная линейкой выше, будет нота «ля», затем – «си» и нота «до».

У диеза, бемоли и бекара имеются свои графические обозначения.

Длительность ноты

Самая длинная нота, целая, обозначается кружком.

В начале всех произведений ставится цифра, обозначающая ритм. Например, 2/4: он просчитывается раз-два, раз-два. На этом заканчивается такт. В одном такте может разместиться одна целая нота или две ноты, которые называются половинные. За ними следует четвертная, затем 1/8-я, за ней 1/16-ая, 1/32-ая, 1/64-ая.

Размер

Он записывается в начале произведения в виде дроби, где числитель показывает, сколько долей, а знаменатель — какая часть принята за единицу этой доли. Т.е., если указано 4/4 то это означает, четыре доли и за единицу доли принята четвертная длительность. В любом такте могут быть слабые и сильные доли. Например, ритмы?. Здесь указано три доли, где за единицу принята четвертная. Такой ритм используется в музыке вальса, вспомните его ритм, и станет понятнее.

Существует множество разных ритмов: встречается 3/4, 2/4, 4/4, 6/8.

Паузы

В произведениях часто встречаются паузы. Они также имеют свои обозначения и делятся на продолжительности.

Чтобы проверить свои навыки, возьмите запись любого произведения и посмотрите, каким ритмом записана музыка, какими нотами, каким размером, в каком месте заканчивается такт и т.п.

Завершение произведения обозначается двумя вертикальными линиями.

На этом делаем паузу в изучении нотной грамоты, точнее, ее основ. Потому что это еще не все, чтобы быть грамотным музыкантом.

До новых встреч на очередных занятиях!

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты . Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок . Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке , напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)

Шаг 1 . Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.
Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.
C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2 .
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G .
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор ) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си . Смотрите рисунок ниже.

100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг .
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов , все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G

Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E

Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:

Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).


Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).


Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся , это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит !

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки , она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.

Урок 2 (нотная грамота, ритм и метр)

Нотная грамота.

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.

Длительности звуков.

Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.

Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.

Ключи.

За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных "точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.

Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.

Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях.

Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.

Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.

Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.

Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:

Теноровый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на четвертой линии.

Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ - для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна - это центр его симметрии. На виолончели исполняют произведения в трех ключах: в басовом, теноровом и скрипичном.


Знаки альтерации.

Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:


Действие знаков альтерации на высоту нот такое: Диез - повышает высоту ноты на полтона. Бемоль - понижает на столько же. Дубль-диез - повышает на целый тон. Дубль-бемоль - понижает на столько же. Бекар - отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.

К ним относятся:

а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

б) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:

(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)

в) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "...а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:

Паузы.

Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:


Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.

Тактовая черта. Такт.

Тактовая черта - это небольшая вертикальная черточка, которая пишется поперек нотоносца. Нота, следующая за тактовой чертой, обычно имеет ударение. Запись музыкального произведения, заключенная между двумя соседними тактовыми чертами, называется тактом. Такты делят музыкальные произведения на равные по времени и распределению ударений отрезки. Это облегчает чтение нот н исполнение музыкальных произведений.

Счет. Единица счета, или доля такта.

Чтобы правильно исполнить ноты или выдержать паузы различных длительностей, пользуются счетом.

Счет (музыкальный размер) обозначается двумя цифрами, которые пишутся после ключа в начале музыкального произведения: верхняя цифра - число нотных длительностей в такте, принятых за единицу измерения времени (счета); нижняя цифра - название этих длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Например:

Ритм.

Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. Не слишком заумно? Попробуем проще. В музыке происходит чередование длительностей. Одна нота звучит столько, допустим, времени, а другая дольше (меньше). Вследствие этого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это - целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся: а) Триоль , образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух. б) Квинтоль - на пять частей. в) Секстоль - на шесть частей. г) Септоль - на семь частей.

То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.

Существует несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор "метрономом". Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника с подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор - издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту - и метроном щелкает "до посинения", удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки - это и есть "метр". Иными словами, "метр" - это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исполнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр - это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. Ритм может состоять из восьмых, из триолей, из пауз, точек и лиг, он может поминутно изменяться в течение одного произведения, он может дробить длительности на 2, на 3 и так далее. Он может даже переплетаться в несколько слоев одновременно. А вот метр - это всегда одинаковый пульс, он не дробится, он безразличен к звучащей музыке, он неумолим. Его нельзя услышать, но ему подчиняются все звуки до единого.

Каждый, кто хочет научиться виртуозно играть на гитаре, должен знать множество разных вещей, от настройки самого инструмента до извлечения из него звука, включая гаммы, аккорды и динамические оттенки звучания. Разобраться во всем этом сразу непросто, но если говорить о базовых знаниях для новичка, без которых просто не обойтись, то это, конечно же, нотная грамота.

Азы нотной грамоты знает любой, кто ходил в школу и не спал на уроках музыки. Поэтому напомним их лишь в общих чертах.

Нотоносец

Начнем с нотоносца - это именно те пять линеечек, на которых расположены ноты. Счет нотных линеек осуществляется снизу вверх. То есть первая находится в самом низу, а пятая - наверху. Кроме основной пятерки, иногда используются добавочные линейки, они короткие и поддерживают только одну ноту. Начало нотоносца традиционно обозначает основной символ нотной грамоты - скрипичный ключ.

Ноты и тона

Нот, как известно, семь. Повторять их не буду, иначе получится нотная грамота для детей. Я же надеюсь, что эту статью читают люди постарше. Ноты могут располагаться в разных местах нотоносца: на самих линейках, между ними, а также выше или ниже, с добавочными линиями. Расположение нот зависит от их октавы. Первая октава содержит ноты в пределах пяти линеек: от «до» на добавочной внизу, до «си» на третьей линейке. Вторая начинается с «до» между третьей и четвертой и заканчивается «си» над верхней дополнительной линейкой. Наконец, ноты малой октавы расположены исключительно на добавочных линейках ниже нотоносца.

Между каждыми из рядом стоящих нот (например, "до" и "ре", "ля" и "си") находится интервал, который обозначается полным тоном. Однако между нотами "ми" и "фа" (как и между "си" и "до" следующей октавы) полутоновый интервал. Другими словами, тон - это две ноты, взятые через лад. Полутон - ноты между соседними ладами. Знание этого принципа поможет вам найти любую ноту на грифе.

Размер и такт

Нотная грамота для гитары включает в себя не только игру, но и молчание, обозначаемое паузами. Как ноты, так и паузы имеют разную длительность: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая. Чтобы обозначить такт целой ноты, нужно протянуть ее на четыре счета.


Разные во время игры комбинируются в разных вариациях. Это называется музыкальным ритмом. На нотоносце ритм обозначается вертикальными чертами, делящими пять линеек на отрезки определенной длины. Каждый из них называется тактом.

Бемоль и диез

К этим знакам альтерации, повышающим и понижающим ноту на полтона, относится и знак бекар, который отменяет двух собратьев по альтерации на данном такте. К примеру, если мы видим ноту «до», перед которой находится диез, то брать нужно вторую струну не на втором, а на третьем ладу. А бемоль, скажем, перед нотой «ля», обозначает, что нота будет звучать третьей струной не второго, как обычная «ля», а первого лада.

Любая нотная грамота скажет вам, что последовательность нот при игре на гитаре расположена по кругу от «до» до «си». Каждая из них соответствует своей струне. Первая и шестая струны (самая тонкая и самая толстая) обозначаются одинаково - латинской буквой Е. Пятая струна - А, вторая - В, четвертая - D, третья - G. Таков классический строй струнной гитары.

Конечно, это далеко не вся нотная грамота, а только ее основы.

Вы хотите научиться играть музыку, читать по нотам? — это не так трудно, как Вам может показаться. Для того чтобы научиться читать нотные записи необходимо лишь понять их структуру и логику. Принцип их работы очень прост, но требует определённого времени и практики.

Звукоряд

Звукоряд - это расположение звуков музыкальной системы по высоте, каждый звук которой называется ступенью звукоряда. Звукоряд разделён на октавы (от лат. octāva «восьмая»), а октавы, в свою очередь, делится на основные ступени звукоряда, которые периодически повторяются: до , ре, ми, фа, соль, ля, си, до .

Ноты. Нотный стан. Нотная грамота

Нота представляет собой кружок (закрашенный или не закрашенный), также в зависимости от её длительности она может иметь «штиль » (вертикальную палочку), «хвосты » и «рёбра «.

Для записи нот используется нотный стан (или нотоносец). Это линейка на которой размещаются ноты и все остальные знаки. Каждая из линеек, а также промежутки между ними соответствует одной из ступеней диатонического звукоряда, то есть ноты записываются как на линиях, так и в промежутках между ними. Линии принято считать снизу вверх.

Часто бывает такое, что нужно использовать более высокую ноту, но она не умещается на линиях нотоносца. Для решения такой проблемы используют добавочные линии . Их можно ставить как снизу, так и сверху, их счёт ведётся следующим образом: верхние — от первой добавочной линии вверх, нижние — от первой вниз.

Для разделения тактов используется специальная
тактовая черта
(подробнее о такте чуть позже).

Также существует и двойная тактовая черта ,
но её используют для отделения определённых музыкальных фрагментов.

Длинные такты не совсем легко читать, поэтому для облегчения чтения нотных записей существует пунктирная тактовая черта .

Акколада предназначена для объединения нотных станов, которые играются одновременно на одном инструменте.

предназначена так же, как и акколада для объединения нотных станов, но только для разных музыкальных инструментов.

Длительность нот имеет очень важное значение в музыке. Давайте рассмотрим виды длительностей.
Целая нота — это не закрашенный овал. Половинная — тоже не закрашенный овал, но только имеет ещё и штиль, длится ровно половину от полной ноты.Четвертная выглядит так же как и половинная, но уже закрашенная, длится в 2 раза предыдущей. Восьмая нота — как предыдущая, но здесь уже добавлен хвостик или же ребро (при группировке нот). Дальше длительности пишутся по тому же принципу, что и восьмая путем прибавления хвостиков.



В одноголосных мелодиях штиль ноты может иметь разные направления, в зависимости от её высотного положения. Если ноты находятся на средней линии или выше, то штили направлены вниз, если они расположены ниже средней, то штили смотрят вверх. Это сделано лишь для того, чтобы ноты на нотоносце выглядели компактнее.
Примечание: Если штиль ноты направлен вверх, то он должен рисоваться, начиная от её правой стороны, а если вниз — то начиная от левой стороны.


Рёбра используются для группировки нот, чтобы их было легче читать . Кстати, они не всегда горизонтальные, бывают и вертикальные, зависит от того, как удобнее.

Знаки нотных длительностей и пауз определяют лишь отношение друг к другу их продолжительностей при определённой скорости игры (темпе). Например, если целая нота будет звучать 2 секунды, то половинная — 1 секунду, или, при более медленной игре, целая звучит 6 секунд, то половинная — 3.

Ключи

Для чего они? Ключи в нотной грамоте определяют звуковысотное значение нот. Его ставят в начале нотоносца так, чтобы центральный элемент лежал на линии от которой будут отсчитываться высотные позиции остальных нот. В истории было много разных ключей, что усложняло задачу чтения нот. Но, к счастью, нотная грамота сегодня используют всего 5 ключа (2 из них в очень редких случаях).

Скрипичный ключ (ключ Соль). Его ставят на второй линии (центр спирали должен находится прямо на ней) нотного стана (счёт ведём снизу вверх:-)), он обозначает высоту звука Соль Первой октавы на этой линии (приблизительно 392 Гц). Это наиболее часто используемый ключ в нотной грамоте.

Басовый ключ (ключ Фа). Он определяет положение ноты Фа Малой октавы (приблизительно 175 Гц). Басовый ключ помещается на 4 линии нотного стана.
Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Для сдвига вверх на одну или две октавы пишется 8 или 15 над ключом, вниз — так же только цифры пишутся под ключом. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают просто двумя нотными ключами вместо одного.

Нейтральный ключ — в нотной грамоте этот ключ играют особую роль, его используют для записи различных ударных или перкуссионных инструментов, не имеющие определённой высоты. За линию или промежуток между ними принято считать один инструмент.

И, наконец, ключ до . Он имеет 2 вида: альтовый и теноровый . Оба они употребляется довольно редко.
Альтовый ключ обозначает ноту до первой октавы и ставится на средней линейке нотоносца. Его используют при записи партий альта, тромбона и иногда вокала.

Теноровый ключ обозначает тоже самое, что и альтовый, но устанавливается на четвёртую линейку нотоносца. Он используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов.



Скорее всего, у вас возник вопрос «А зачем столько разных ключей в нотном письме?». Дело в том, что у каждого музыкального инструмента или голоса, свой частотный диапазон звуков (низкие, средние или высокие) и для того, чтобы избежать лишних добавочных линий на нотоносце и упростить чтение нот в нотной грамоте используют разные ключи.

Знаки для увеличения длительности нот.

Помимо основных длительностей нотная грамота включает в себя дополнительные знаки для продления нот и пауз.
Первый знак — точка . Она продлевает ноту на половину от её основной длительности. Две точки продлевают на 3/4 значения,
три - на 7/8 и т. д

Лига — ещё один знак продления звука, суть её заключается в том, что она объединяет длительности нот и они исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. В нотном письме также применяется для записи ноты, размер которой больше одного такта.

— очень интересный знак продления ноты. Почему? Потому что длительность ноты определяется на ваше усмотрение, можете продлевать сколько хотите 😉
Довольно часто фермату используют в качестве паузы между частями пьесы.

Паузы в музыке тоже играют важную роль, например в создании . Они так же, как и ноты имеют свою длительность.



Это основные виды пауз, которые используются в нотной грамоте. Существуют ещё две паузы, которые используются реже
. Её длительность составляет аж четыре целые ноты .

. Пауза длиной в две целые ноты.

Важно! Паузы тоже можно продлевать с помощь точки и ферматы, за исключением лиги!

Знаки альтерации

Если вы читали статью о звуке, то Вы наверное помните, что знаков альтерации всего пять:
Диез — повышение на полутон,
Дубль-диез — повышение на 2 полутона или на 1 тон,
Бемоль — понижение на полутон,
Дубль-бемоль — понижение на один тон,
И бекар — знак, который отменяет повышения и понижения.

Нотная грамота определяет два вида постановки знаков альтерации, а именно перед ключом и случайно.


Нотная грамота. Альтерация

Ключевые знаки выставляются группой прямо после ключа и остаются действительны во всех октавах и до конца пьесы или перемены знаков.
Случайные знаки напротив выставляются только перед нотой, которую необходимо альтерировать и действительны только в одной октаве и только до конца такта, в котором находятся, если, конечно, не отменяются до того другими знаками альтерации.

Запомнить эти знаки, на самом деле, совсем не сложно. Нотная грамота или музыкальная нотация — это не так уж и трудно. БОльшую задачу ставит сама практика, научиться быстро читать ноты и, при этом, хорошо играть куда труднее, чем теория. Регулярно занимайтесь и очень скоро у вас начнёте чувствовать музыку, научитесь слышать каждый голос в ней 😉