Науки

Особенности хореографической лексики еврейских танцев. Термины классического танца. Виды народной лексики

Общие признаки, танцевальная лексика, составные части, этапы освоения русских народных танцев

Составитель:

Паненко Татьяна Дмитриевна,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

Беловского муниципального района

Введение

Русский танец это важная составляющая часть народной хореографии. В своей художественной целостности он поражает разнообразием ритмического рисунка и мелодического звучания. Приобщение детей к самобытному искусству позволяет развивать у них не только красоту движений и осанки, но и развивать социально значимые качества личности.

Ролевая функция девочек в танце выражается в плавных, спокойных движениях, выразительности позиций рук и ног, благородной сдержанности с долей игривости наряду с грацией и горделивостью. Для мальчиков характерной чертой является достоинство и благородство даже в более резких, чем у девочек, быстрых и ритмически четких движениях.

Занимаясь с детьми хореографическим искусством уже более двадцати лет, можно отметить, что в процессе коллективного изучения многообразия русского танца, его своеобразия и красоты, освоения рисунка движений у них постепенно формируется уверенность, самостоятельность, развиваются навыки продуктивного межличностного общения. Участие в концертах становится важной жизненной школой, помогая юным танцорам преодолевать боязнь публичных выступлений.

Цель методической разработки: определение значимости русского танца как народного достояния для освоения детьми на занятиях художественного коллектива.

    Рассмотреть общие признаки и проанализировать танцевальную лексику русского танца.

    Определить значение музыки и костюма как составных частей композиции танца.

    Представить этапы освоения русского танца в рамках занятий в детском хореографическом коллективе.

    Общие признаки и танцевальная лексика

Танец как эмоционально красочное творение народа отображает всю его многообразную жизнь на протяжении многих веков, воплощая творческую фантазию людей, их надежды и чаяния, любовь, страдания и стремление к постижению гармонии.

Народный танец отличается своей содержательностью, наличием конкретных художественных образов, драматургической основой, вытекающей из сюжета и воплощаемой в разнообразных пластических движениях, складывающихся в пространственный рисунок .

Танцевальный образ зрительными и слуховыми рецепторами воспринимается, как непосредственно в том виде, в каком его передают исполнители, так и посредством вызываемых его движениями ассоциаций.

Художественная целостность танца складывается из танцевальной лексики, гармонично связанной с характером, темпом, ритмом мелодии.

Поскольку народный танец через художественные образы раскрывает и эмоционально выражает духовную жизнь народа, его идеалы и быт, то он естественным образом становится одним из важных средств воспитания подрастающего поколения.

Зарождается интерес у детей к постижению самобытного танцевального искусства, благодаря великолепию русского танца, выраженного в разнообразии его рисунка и богатом внутреннем содержании. Завораживают величавые хороводы, задорные кадрили, виртуозные пляски. Если в глубокой древности танцу придавалось мистическое религиозное звучание, то со временем он утратил ряд религиозных черт, преобразовавшись в бытовой, наполненный глубоким смыслом выразитель настроения и чувств исполнителей посредством движений.

В зависимости от региона наблюдается своеобразие лексики, манер, используемых приемов и стиля исполнения. Специалист без труда различит танцы разных краев, областей, республик по замысловатости коленей, яркости и своеобразию покроя костюмов, выразительности положений, оригинальности рисунка.

Танцевальная лексика является одной из важных составляющих танца . Она включает в себя следующие элементы:

  • интонация;

    движения головы, ног, рук, корпуса;

Именно знание танцевальной лексики позволяет легко классифицировать все многообразие русского танца в зависимости от региона, где он зародился и исполняется.

Выделяется несколько разновидностей танцевальной лексики:

    Образная или эмоционально – подражательная, предполагающая создание в танце конкретного образа животного, птицы и пр.

    Естественно – пластическая танцевальная лексика, обусловленная внутренним контекстом изображаемого танцевальными движениями действия.

    Традиционная лексика, базирующаяся на созданном ранее рисунке танца, подвергающемся постоянному усовершенствованию с приданием черт, присущих определенной эпохе.

Танец как художественное целое органично соткано из соответствующей танцевальной лексики, которая наполняет любой рисунок движений содержанием, влияет на логику построения музыкальной фразы, позволяет подобрать выразительные образы и создать неповторимое хореографическое произведение.

    Музыка и костюм – составные части композиции танца

Чтобы создать цельную композицию хореографического произведения, необходимо на подготовительном этапе пройти несколько последовательных ступеней.

    Изучение разнообразных – изобразительных, этнографических, музыкальных, исторических источников по выбранной теме.

    Определение содержания или более конкретной драматургии произведения.

    Подбор музыкального материала.

    Сочинение рисунка танца.

При построении танцевального произведения используются основные законы. Должна быть продумана цельность линии всей экспозиции, начиная с завязки, продолжая развитием сюжета, подводящим к кульминации, и заканчивая четкой развязкой.

Этот принцип органично распространяется на составление рисунка танца. При этом даже миниатюрная комбинация, которая разработана по этим правилам, обретает логическую завершенность.

Когда рождается внутренняя гармонично выстроенная форма танца, можно считать, что подготовительный этап завершился.

Чаще всего уникальные произведения народной хореографии становятся продуктом коллективного творчества, и у них нет одного конкретного автора. Впоследствии они берутся за основу, интерпретируются и оттачиваются в соответствии с требованиями времени. При этом сохраняется главное – широта, красота, необычайная эмоциональная окраска и душевная лиричность русского танца.

Музыка является душой танца. Это выразительное средство, которое отражает национальные черты, темперамент, уникальные особенности народа, его создавшего. Народная музыка отличается энергетической насыщенностью, ей присуща удаль, внутренняя сила, душевность и задор наряду с напевностью и выразительностью медленных танцев. Длительный период времени танцы в народном быту были неразрывно связаны с песнями, исполняясь в различных ситуациях под них. Со временем стали разрабатываться танцы, для которых пишется только музыка.

Музыкальное сопровождение не может оставаться статичным, оно изменяется при каждом исполнении одного танца, поскольку существует множество его вариантов. Метрическая структура народных мелодий традиционно двух- и трехдольная. Обязательным требованием к музыке является ее соответствие рисунку, танцевальной лексике, костюму, сюжету.

Костюм находится с танцем в тесной зависимости. Он не просто отражает внешнюю зримую форму танца, а связан со всем его внутренним содержанием, являясь своеобразной «визитной карточкой». В многочисленных вариациях народных костюмов, изготавливаемых в разных регионах, при глубоком анализе обнаруживается много общих черт, придающих национальный характер. Поэтому при моделировании сценического костюма учитываются не только характеристики танца, но и особенности народа. Если подбирается неудачный костюм, то ожидаемого эффекта ожидать не приходится. Необходимо отметить, что многообразная русская народная одежда отличается в любом варианте высоким художественным вкусом.

Мужской праздничный костюм (рисунок 1) является более статичным, он мало претерпел изменений на протяжении веков. Также и в разных регионах нет существенных различий. Чаще всего это белая прямая рубаха с вышивкой, характеризующей регион. Материалом служит домотканое полотно или шелк. Дополняют костюм порты синего цвета в елочку или полоску, сапоги. Сверху надевается длинный казакин, не имеющий воротника, который позднее заменил пиджак или жилетка. Довершается в некоторых районах образ шляпой, картузом .

Архангельская губерния

Тульская губерния

Воронежская губерния

Современная стилизация

Рисунок1 – Мужской русский народный костюм

Женская одежда имеет более выраженные различия. Она может иметь особенности цветового, орнаментального решения, покроя не только при делении на север и юг, но и в каждом отдельном субъекте (рисунок 2).

Архангельская губерния

Вологодская губерния

Нижегородская губерния

Орловская губерния

Воронежская губерния

Рязанская губерния

Курская губерния

Смоленская губерния

Тульская губерния

Тверская губерния

Современная интерпретация

Рисунок 2 – Образцы женских русских костюмов

    Этапы освоения жанров русского танца в рамках занятий в детском хореографическом коллективе

Одним из направлений обучения детей искусству выполнения русского танца является процесс введения в структуру занятий новых элементов, эффективных подходов, принципов, содействующих поддержанию устойчивого интереса и сформированной мотивации к этому виду деятельности.

Для накопления учебного материала по темам программы разрабатываются тематические методические разработки. Собирается материал для проведения бесед о русском искусстве, пополняется и систематизируется банк иллюстраций, фотографий, видеофильмов.

Разрабатываются слайдовые презентации по изучаемым темам. Много полезного дети узнают во время совместных с другими танцевальными коллективами выступлений на различных мероприятиях, фестивалях, конкурсах. На занятиях дается конкретная познавательная информация по изучаемой теме, звучит музыка, демонстрируются видеофильмы.

Освоение движений и композиционного построения русских народных танцев имеет поступательный характер и делится на четыре этапа.

    Освоение до автоматизма выполнения отдельных движений.

    Углубленное разучивание в различных сочетаниях, характерных для определенного жанра, основных движений.

    Освоение полного рисунка танца под музыкальное сопровождение.

    Совершенствование и оттачивание танца сообразно замыслу.

На первом этапе формируется представление о танце. Педагог дает необходимые теоретические сведения, знакомит детей с историей его становления и развития, демонстрирует иллюстрации и видео записи, показывает отдельные движения. Идет тренировочная работа по освоению правильности исполнения каждого жеста, поворота и т. д.

Для педагога важно именно на этом этапе сформировать точность движений, поэтому в основном практикуются методы индивидуальной работы в сочетании с групповыми показами освоенного материала.

Второй этап органично вытекает из первого, поскольку освоение отдельных элементов постепенно сводится к их сочетанию в разных вариациях. Целевая установка в этом случае ориентирована на передачу полученных умений и возможность почувствовать гармонию перехода от одного вида движения к другому.

Педагогическое внимание нацелено на соблюдение ритма, соответствия музыке, сочетания всех базовых элементов – работы рук, ног, жестов, приседаний, поворотов головы и туловища. Этот становится основополагающим, поскольку именно в эти моменты дети начинают чувствовать красоту танца, понимать его базовую сущность, получать наслаждение от собственных элегантных и точных движений.

Если педагогу удается создать атмосферу настоящего творчества на втором этапе, то переход к третьему этапу становится совершенно органичным. Дети уже знают все элементы и базовые сочетания, поэтому освоить полностью композицию танца им несложно. Основной задачей становится уже не двигательное совершенство, а эмоциональная составляющая танца, которая очень важна именно для русских народных его разновидностей.

Когда рисунок танца полностью освоен, педагог и концертмейстер доводят его до совершенства. Завершающей точкой можно считать присвоение навыков свободного автоматического исполнения всей танцевальной композиции с точной эмоциональной окраской, что всегда находит отклик во время концертов у зрителей.

Терминология танца

Руководитель:

г. Усть-Илимск

ВВЕДЕНИЕ. 3

& 1. История бального танца. 5

& 2. Лексика ограниченной сферы употребления. 6

& 3. Лексика бального танца. 7

& 4. Знаете ли вы танцевальную терминологию?. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Отличительной особенностью организации образовательного процесса в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательном комплексе» является недельное погружение по предмету с соответствующим расписанием, где предусмотрены дисциплины эмоционально-двигательного и художественно-эстетического циклов. Один из них – курс «Хореография», где мы изучаем историю и теорию танца, танцевальную терминологию, учимся исполнять различные спортивные, бальные, историко-бытовые, народные танцы.

С течением времени эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории порождала своеобразный танцевальный комплекс, на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.

Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура.

В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы – вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления – спортивный и socialdance.

&2. Лексика ограниченной сферы употребления

Под лексикой понимают совокупность всех слов, имеющихся в каком-либо языке. Лексика русского языка в зависимости от сферы употребления слова делится на две группы: общенародную, общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления.

К общеупотребительной лексике относятся слова, которые употребляют и понимают все носители языка, независимо от их территориальной и социальной принадлежности: платье, здание, береза, думать, красивый, три, я, рано и др.

К лексике ограниченного употребления относятся слова, употребление которых ограничено территорией, профессиональными особенностями и социальными интересами людей. Эти слова делятся на три группы: диалектную лексику (диалектизмы), профессиональную и терминологическую лексику (профессионализмы и термины), жаргонную лексику (жаргонизмы) .

Профессионализмы и термины составляют специальную лексику. Специальную лексику представляют прежде всего термины. Термин – точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства и т. д. Термины, как правило, однозначны. Например, танцевальные термины: балансе (покачивание), пассе (проходящее, скользящее движение).

Кроме терминов к специальной лексике относятся еще профессионализмы - слова, употребляемые в основном в разговорной речи людьми определенной профессии: шапка (в издательско-полиграфическом деле) - заголовок крупным шрифтом; голубец (в хореографии) - легкий подскок; ёлочки (« ») или лапки (" ") - у полиграфистов разновидности кавычек.

Наиболее употребительные термины (как общепонятные, так и узкоспециальные) и профессионализмы даны в толковых словарях с пометкой «спец.» - специальное. Значение же нескольких узкоспециальных терминов и профессионализмов можно найти только в специальных энциклопедических словарях и словарях-справочниках.

Каким образом пополняется словарный состав языка? Одним из главных путей пополнения является заимствование лексики из других языков. В различные эпохи в русскую лексику проникали заимствования из других языков. Например, такие привычные сегодня слова, как компьютер, сайт, блог, менеджер не так давно были заимствованы русским языком из английского; почтамт, рынок, маршрут пришли из немецкого, библиотека, физика, психология - из греческого . Заимствования используются для называния новых реалий и для переименования.

Для заимствования необходимо условие - наличие языковых контактов народов вследствие торговли, войн, культурного взаимодействия.

В XVIII-XIX века заимствовано большое количество слов из французского, итальянского, испанского, польского языков , которые связаны, в первую очередь, со светскими характером культуры, в том числе и хореографии, этого времени: балет, партнер, вуаль (из французского), модерато (из итальянского), болеро, чакона (из испанского), вензель , мазурка (из польского).

&3. Лексика бального танца

Под хореографической терминологией принято понимать систему специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .

В XVII веке была создана система записи элементов классического танца, которые признаны специалистами в области хореографии и в настоящее время.

«Иностранные» названия самих танцев и отдельных танцевальных элементов объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке .

В нынешнем учебном году на занятиях по хореографии нами были разучены такие историко-бытовые танцы, как вальс (медленный, фигурный, миньон), мазурка, полонез.

Таблица 1. Структура танца.

Название элемента

Графический облик

Описание

Вальс (от нем. walzen «вертеться, поворачиваться») – бальный танец с плавным вращательным движением пар в такт размера 3/4. Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, фигурный, вальс-мазурка, вальс-миньон и др.

Закрытая перемена с правой стопы (от натурального поворота к обратному)

Закрытая перемена с левой стопы (от обратного поворота в естественный поворот)

Натуральный поворот

Обратный поворот

Обратное корте

Перемена хезитейшн

Открытый импетус

Кросс-хезитейшн

Дрэг-хезитейшн

Прогрессивное шассе вправо/влево

Шаг-глиссад

Левый поворот

Плетение

Правый поворот

Правый спин-поворот

Телемарк

Шассе из променадной позиции

Natural Spin Turn

ChangeHesitation

Cross Hesitation

Shasse to Right

Pas Glissad

Natural spin turn

Перенос во время поворота веса тела танцора с одной ноги на другую. При этом поворот может исполняться как на месте, так и с перемещением вперёд, вбок, назад или по диагонали. По направлению вращения различают Правый Поворот (Натуральный Поворот) и Левый Поворот (Обратный Поворот).

Спин – вращение, то есть спин-поворот можно перевести как поворот с вращением.

Анкетирование показало, что в течение года повысился уровень понимания учащимися терминологии танца, их отношение к занятиям хореографией изменилось в лучшую сторону. Во втором полугодии они могут назвать большее количество танцевальных элементов, поз, фигур, осознать необходимость владения хореографической терминологией. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается. Практическую значимость работы мы видим в том, что использование подобного рода таблицы, иллюстраций к танцевальным элементам дают возможность упорядочить знания учеников в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и легко понимать речь педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ваганова классического танца. - СПб.: Искусство, 19с.

2. Васильева танца. – СПб.: Диамант, 1997.

3. Захаров о танце. - М.: Молодая гвардия, 19с.

4. Касаткина – это жизнь. – СПб.: «Лань», 2006

5. Краснов танцы. – М.: Просвещение, 1999

6. Мессерер А. Уроки классического танца. - СПб.: «Лань», 2004.- 93с.

7. Ожегов русского языка. - М.: «Русский язык», 1989

8. , Теленкова лингвистических терминов // Режим доступа: www. *****

9. Соболева школьника. 5-11 классы. Русский язык. - М.: АСТ, 2003.

10. , Васильева терминология: Вопросы теории. - М.: Наука, 19с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Aттитюд (аttitude) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.

А ля сгон (а laseconde) - положение enface, а рабочая нога открыта в сторону на 90*.

Адажио (аdagio) - медленная часть урока.

Аллегро (аllegro) - быстрая часть урока, прыжки.

Алянже (аllongee) - удлинить, вытянуть. Взмах кисти.

Ан дедан (endedans) - внутрь, в круг.

Ан деор (endehors) - наружу, из круга.

Ан фас (enface) - прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

Антрашакат (entrechat) - прыжок с заноской.

Апломб - устойчивое положение занимающегося.

Апломб (аplomb) - устойчивость.

Арабеск (аrabesque) - поза, в классическом танце существует четыре вида позы "арабеск".

Арч - (аrch) - арка, прогиб торса назад.

Ассамбле (аssemble) - соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две

Балансуа (balancoire) - качели; применяется в grandbattementjene.

Балянсе (balance) - покачивание.

Батман девлоппе (battementdeveloppe) - медленное поднимание ноги на 90* и више в нужное направление.

Батман дубль фраппе (battementdoublefrappe) - движение с двойным ударом.

Батман мягкий (battementfondu) - мягкий батман (тающий).

Батман ретире - (battementretire) - перенос через скольжение рабочей ноги, через pass? из 5 поз. Вперед в 5 поз. Назад.

Батман сутеню (battementsoutenu)- движение в повороте с подтягивание ног в пятую позицию.

Батман тандю (battementtendu) - вынос ноги на носок.

Батман фраппе (battementfrappe) - удар ноги о щиколотку опорной ноги.

Баунс (bounce) - трамплинное покачивание торса, вверх-вниз.

Боди ролл (bodyroll) - группа наклонов корпуса, волна.

Бризе (brize) - прыжок с заноской.

В позиция (v - position)- положение рук (заниженная 2 и 3 поз.)

Веер (eventail) - фигура, когда кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные - в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу.

Виск (whisk) - быстрый переход из закрытой позиции в положение променада, по рисунку шагов напоминает левую перемену, завершающуюся изящным вензелем в движении ног.

Выворотное положение ног - необходимое и обязательное условие техники выполнения элементов классического танца.

Глиссад (glissade) - прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Голубец (holubiec, coup de talon) - "удар пяткой", "высекание искр".

Гран батман (grandbattement) - бросок ноги на 90* и выше вперед, назед или сторону.

Гран жете (grandjete) - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение.

Гранд плие (grand-plie) - большое приседание.

Дегаже (degage) - переход с ноги на ногу.

Демиплие (demi-plie) - маленькое приседание.

Демиронд (demirond) - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.

Диипбодибенд (deepbodybend) - наклон торсом вперед ниже 90*, сохраняя прямую линию торса и рук.

Диипконтракш (deepcontraction) - сильное сжатие в центре тела, в котором участвуют все части тела, руки, ноги и головы.

Дроп (drop) - падение расслабленного торса вперед или в сторону.

Дрэг-хезитейшн (drag hesitation) - переход от обратной (левой) фигуры к натуральному (правому) продолжению или, наоборот, от натуральной (правой) фигуры к обратному (левому) продолжению.

Жете (jete) - бросок ноги на месте или в прыжке.

Жете антрелясе (jeteentrelase) - перекидной прыжок.

Жете ферме (jeteferme) - закрытый прыжок.

Керф - (curve) - изгиб верхней части позвоночника (до солнечного сплетения) вперед или в сторону.

Контракшн (contraction) - сжатие, уменьшение обьема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

Корпус - умение зафиксировать позу в прыжке.

Корскру повороты (corkscrewturn) - повороты, при которых повышается или понижается уровень вращения.

Крест - выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

Кросс-хезитейшн (crosshesitation) - пересекающий шаг с задержкой.

Круазе (croisee) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Купе (coupe) - положение ноги на щиколотке.

Левый поворот (reverse turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в левую сторону. Другое название: обратный поворот.

Легкий бег(pas couru) - стилизованная форма обычного бегового шага. Выполняется в мягкой манере, с носочка, часто в полувыворотной позиции ног.

Лок назад (backwardlock) - плотное закрещивание (перекрёстное соединение) ступней в ходе выполнения шагов вперёд, назад или по диагонали.

Натуральный поворот (natural spin turn) перенос весa тела танцора с одной ноги на другую.

Обратное корте (Сorte) - cвоеобразная пауза в движениях.

Открытый импетус (impetus) - импульсный поворот.

Па (pas) - шаг, движение, комбинация.

Па амбуате (pasemboite) - прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

Па балене (pasballonee) - сильно вытянуты в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecou-de-pied.

Па де бурре (pasdebourree)- танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Па де ша (pasdechat) - кошачий шаг.

Па курю (pascoure) - пробежка по шестой позиции.

Па марше (pas march?) - мягкий, но решительный танцевальный шаг, при котором нога ставится полувыворотно на вытянутый носок. При этом сохраняется подтянуто "высокое" положение всего тела.

Па сизо (pasciseaux) - ножницы, движение ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздух.

Па файи (pasfaille) - это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки к следующему прыжку, одна нога как бы подсекает другую.

Па шассе (paschasse) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Парадное па (pas gala) - oрдинарный шаг".

Пассе (passe) - проходящее, скользящее движение.

Перемена хезитейшн (changehesitation) - последовательность шагов, выполняемых с целью перемены свободной ноги, либо с целью перемены направления движения.

Пируэт (pirouette) - быстрое вращение на полу.

Плетение (weave) - поворот пары, построенный на длинных наружных проходящих шагах.

Плие (plie) - приседание.

Поворот на месте (Pas boiteux en tournant / tour sur place) - перенос веса тела танцора с одной ноги на другую.

Поинт (pointe) - пуант, носок, пальцы.

Поперечина, траверсе (la traverse) - построение пар в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры "левой линии" пропускают между своими дамами и собой дам другой "линии", а кавалеры "правой линии" пропускают между собой и своими дамами дам " левой линии". Получается своеобразная "расчёска" или "решётка". В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу.

Пор де бра (portdebras) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Правый поворот (natural turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в правую сторону. Другое название: натуральный поворот.

Правый спин-поворот(nNatural spin turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает, полный или на три четверти, поворот в правую сторону.

Препарасион (preparation) - подготовка к движению.

Припорасьон - подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента.

Прогрессивное шассе вправо (shasse to right) - последовательность простых шагов и шагов с приставкой, в ходе выполнения которых пара принимает характерные позы.

Променад (promenade) - движение основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой.

Пти батман (petitbattement) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Ранверсе (renverse) - опрокидывание корпуса назад в сильном перегибе и в повороте.

Релеве (peleve) - поднимание на носки или полупальцы.

Релеве лян (relevelent) - медленное поднимание ноги на 90*.

Рон де жамб пар тер (ronddejambeparterre) - круг ногой в воздухе.

Рон же жамб ан лер (ronddejambeenlair) - круг ногой в воздуху.

Сисон семпл (sissonnesimple) - простой прыжок с двух ног на одну.

Сисон ферме (sissonnefermee) - закрытый прыжок.

Сисонтомбе (sissonnetombee) - прыжок с падением.

Сисонуверт (sissonneouverte) - прыжок с открыванием ноги.

Со де баск (sautdebasque) - прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Соте (saute) - прыжок на месте по позициям.

Спин (spin) - поворот с вращением.

Сюрле ку де пье (surlecou-de-pied) - положение ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Там лие (tempslie) - связуещее, плавное, слитное движение рук, ног, головы и корпуса.

Телемарк (telemark) - быстрый поворот в левую сторону, в конце которого партнёр и партнёрша на мгновение зависают в "падающем" шаге. Другое название: закрытый телемарк.

Тир бушон (tire-bouchon) - движение при котором нога находится в полусогнутом положение впереди.

Тур ан лер (tourenlair) - поворот в воздухе.

Тур шене (tourchaine) - быстрые повороты, следующие один за одним.

Флекс (flex) - сокращенная стопа, кисть или колени.

Флет бек (flatback) - наклон торса вперед, в сторону (на 90*), назад с прямой спиной, без изгиба торса.

Флет степ (flatstep) - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

Флик (flik) - мазок стопой по полу к опорной ноге.

Фонтан (la fontaine) - построение пар в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся - в том же порядке, что и первая пара.

Форс - необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов.

Фрогпозишн (frog - position) - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

Фуэте (fouette) - вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

Фуэтте (fouette) - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноги (на полу или в воздухе).

Хромой шаг (pas boiteux) - слегка приседающий танцевальный шаг, при котором нога проскальзывает вперед, слегка ударяя подошвой или каблуком по полу.

Шажман де пье (changementdepieds) - прыжок с переменой ног в воздухе.

Шассе (chaser) - "шаг - приставка - шаг" - как бы одна нога преследует другую.

Шассе из променадной позиции (chasse from pp) - шассе в ритме медленного вальса, которое можно исполнить после любой фигуры, законченной в положении променада.

Экарте (ecartee) - поза классического танца, развернутая по диагонале вперед или назад, корпус отклонен от ноги.

Элевация - способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке.

Эпольман (epaulment) - положение исполнителя, повернутого в 3)4 в 8 точку или 2; различается закрытый (epaulementcroise) и открытый (epaulementefface).

Эфасе (effacee) - развернутое положение ног и корпуса.

Эшаппе (echappe) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую.

Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!

Adajio [адажио] — Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] — Прыжки.
Aplomb [апломб] — Устойчивость.
Arabesque [арабеск] — Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] — Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] — Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] — Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] — Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] — Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] — Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] — Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] — Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] — Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] — Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] — Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] — Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] — Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] — Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] — Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] — Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] — Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] — Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] — Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] — Смена.
Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] — Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] — Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] — Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] — Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] — Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] — Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] — Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] — Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] — Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг.
En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] — Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] — Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] — Закрывать.
Pas faille [па файи] — Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] — Большой.

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.
Lever [левэ] — Поднимать.
Pas [па] — Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] — Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] — Маленький.
Petit battement [пти батман] — Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] — Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] — Приседание.
Demi-plie [деми плие] — Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] — Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] — Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] — Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] — Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] — Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] — Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] — Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] — Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] — Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] — Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] — Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] — Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] — Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] — Поворот.
Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — Соответствие и согласование всего тела.

Лексика – это словарный состав произведения. Общение в хореографическом искусстве происходит по средствам музыкального языка и состоит из слов и фраз, т.е. хореографической лексики.

Хореографическая лексика – это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа.

К хореографической лексики относятся: движения, позы, ракурсы, мимика.

Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, её качество зависит от профессионального уровня и интеллекта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии. Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо остаётся, утверждается и переходит в традиционную – новую.

Диапазон лексики широк. Это классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, джаз танец, танец модерн, свободная пластика, акробатика (трюки), пантомима (бытовые жесты, мимика).

Балетмейстер может использовать отдельные виды лексики, или их взаимообагощать. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику, т.е. определённую сферу применения, собственную способность, отличительную от других передавать содержание танца. Например: классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец особенности национального мироощущения, историко-бытовой и бальный танец предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, свободная пластика передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.

Разновидности лексики:

1. Имитационно - подражательная (изобразительная) – трудовым процессом, повадкам животных, птиц.

2. Образно-выразительная.

3. Национальная.

4. Техническая (трюковая) – это наиболее сложные элементы, которые демонстрируют ловкость и индивидуальность исполнителя (доступно не всем).

5. Детская лексика (характерна только детям, для её создания нужно наблюдать за поведением и играми детей).

16. Хореографический текст

Хореографический текст - это сочетание в определённой последовательности всех танцевальных движений хореографического номера. Именно в хореографическом тексте замысел балетмейстера получает конкретное воплощение. Изменение строения этой последовательности включения в неё других движений и смысловое содержание номера.

Таким образом, создание хореографического текста это сложный творческий процесс, который требует от балетмейстера:

    Понимание смысла каждого движения, умение сочетать и соединять движения в нужной последовательности, чтобы стали ясны: тема, идея, образ произведения.

    Музыкальная грамотность.

    Умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии, и создавать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.

Создание образной лексики

Балетмейстера ждёт неудача, если он пытается соединить в номере большое количество разных движений. В основе создания хореографического образа лежит отбор необходимых, ограниченных в количественном отношении движений, но обладающих ярко выраженной индивидуальностью, неповторимостью сути образа. Они соответствуют образу на протяжении номера, появляются неоднократно, развиваются (комбинируются) и видоизменяются (варьируются) вместе с развитием образа. Необходимо искать какой-то яркий жест, позу, т.е. лейт-движение (ведущее движение), которое повторяется на протяжении всего номера в различных сочетаниях с другими движениями и напоминающее зрителю основную характеристику героя, более яркую черту того или иного образа.

У зрителя оно остаётся в памяти, а их особенности характера, свойство персонажа подчёркиваются, делают образ отличительным от других. На протяжении номера образ сопутствуют небольшие хореографические пластические мотивы - это небольшая, слитная группа движений, которая имеет значимость для сути образа, становится его характеристикой.

Например, миниатюра лебедь в постановке Фокина она построена на скользящих «pas de bouree», «arabesque», и движений рук плюс образ лебедя, у которого есть желание жить, и эмоциональное состояние у него тоска, грусть, печаль.


Хореография: Классический танец

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.
Экзерсис у опоры или на середине -Это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.
1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».
2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».
3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.
4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
7.rond dejamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.
8.rond de jamb en l"air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе,стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.
9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе,круговое движение внутрь.
11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.
12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.
14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
16.double- (дубль)- «двойной», battement tendu - двойной нажим пяткой battement fondu -двойной полуприсед battement frapper - двойной удар.
17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.
18.relevelent- (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.
19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левои, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.
20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
22.attitude-(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.
23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.
24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.
27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.
28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
29.balance-(балансе) - «покачивание»,маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.
30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища»,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.
32.temps lie-(тан лие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.
33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Дополнение:A LA SECONDE [а ля сегонд] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .
ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] - положение округленной или удлиненной руки.
ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ARCH [атч] - арка, прогиб торса назад.
ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.
ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] - противоположное battement developpe движение, "рабочая" нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлоппе] - вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] - движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн-джаз танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] - движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] - плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.
1 При научении словаря необходимо помнить о том, что движения классического танца, заимствованные модерн-джаз танцем, очень часто видоизменяются. Особенно это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим в словаре дается терминология классического балета без изменений (см. Все о балете//С оставитель Е.Я. Суриц. М., 1966, Энциклопедия "Балет". М., 1981 и др.), а изменение положений зависит от контекста урока. Зачастую происходит терминологическое наложение английской и французской терминологии, например, temps leve аналогичен hop, battement tendu аналогичен brack, kick соответствует grand battement developpe и т.д. В этом случае необходимо использовать движение в зависимости от конкретного упражнения.
BATTEMENTRETIRE [батман ретире] - перенос через скольжение "рабочей" ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
BATTEMENT TENDU [батман тандю] - движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же по параллельным позициям.
BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] - отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.
BODY ROLL [боди ролл] - группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним "волна").
BOUNCE [баунс] - трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
BRUCH [браш] - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
CONTRACTION [контракпш] - сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
CORKSCREW TURN [корскру повороты] - "штопорные" повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.
COUPE [купе] - быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CURVE [кёрф] - изгиб верхней части позвоночника (до "солнечного сплетения") вперед или в сторону.
DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] - наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.
DEEP CONTRACTION [диип контракшн] - сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.
DE GAGE [дегаже] - перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах.
DEMI-РЫЁ [деми-плие] - полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
DEMIROND [деми ронд] - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.
DROP [дроп] - падение расслабленного торса вперед или в сторону.
ECARTE [экарте] - поза классического танца (a la seconde), развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги.
ЕМВО1ТЁ [амбуате] - последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite - поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°.
EN DEDANS [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
EN DEHORS [ан деор] - направление движения или поворота от себя или наружу.
EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),
FLAT BACK [флэт бэк] - наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.
FLAT STEP [флэт стэп] - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
FLEX [флекс] - сокращенная стопа, кисть или колени.
FLIK [флик] - мазок стопой по полу к опорной ноге.
FOUETTE [фуэтте] - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).
FROG-POSITION [фрог-позишн] - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны,
GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND BATTEMENT [гран батман] - бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в сторону.
GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".
GRAND PLIE [гран плие] - полное приседание.
HIGH RELEASE [хай релиз] - высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад.
HINGE [хинч] - положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах,
HIP LIFT [хип лифт] - подъем бедра вверх.
НОР [хоп] - шаг-подскок, "рабочая" нога обычно в положении "у колена".
JACK KNIFE [джэк найф] - положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.
JAZZ HAND [джаз хэнд] - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
JELLY ROLL [джелли ролл] - движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним - шейк пелвиса.)
JERK-POSITION [джерк-позишн] - позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.
JUMP [джамп] - прыжок на двух ногах.
KICK [кик] - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe,
LAY OUT [лэй аут] - положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.
LEAP [лиип] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону.
WCOMOTOR [локомотор] - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.
LOW BACK [лоу бэк] - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.
PAS CHASSE [па шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка.
PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. Синоним step pas de bourree, В модерн-джаз танце во время pas de Ьоиггёе положение sur le cou-de-pied не фиксируется.
PAS DE CHAT [па де ша] - прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.
PAS FAILLJ [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
PASSE [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.
PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PIROUTTE [пируэт] - вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] - вытянутое положение стопы.
PRANCE [прайс] - движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения "на полулальцах" и point.
PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
PRESS-POSITION [пресс-позишн] - позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.
RELEASE [релиз] - расширение объема тела, которое происходит на вдохе.
RELEVE [релеве] - подъем на полупальцы.
RENVERSE [ранверсе] - резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
ROLL DOWN [ролл даун] - спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.
ROLL UP [ролл an] - обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.
ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] - круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.
ROVD DE JAM BE EN L "AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.
SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SHIMMI [шимми] - спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево,
SIDE STRETCH [сайд стрэтч] - боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей* ноги в пятую позицию.
SQUARE [сквэа] - четыре шага по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону.
STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] - связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах (синоним step pa de hour ее,
SUNDARI [зундари] - движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.
SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни "работающей" ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.
СВИНГ - раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.
THRUST [фраст] - резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад.
TILT [тилт] - угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, "рабочая" нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.
ТОМВЁ [томбе] - падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie,
TOUCH - приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.
TOUR CHA^NES [тур шене] - исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie.