Спорт

Проблема исчезновения деревень. Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема исторической памяти. Проблема знания русской истории и уважения к ней. Проблема сохранения культурного наследия, памятников старины, церквей, икон, русских деревень - Сочинения, Рефераты,

Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть. Я, во всяком разе, не смог. Ведь некоторым селам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счета, - тыща лет! А может, и более. И самое печальное зрелище - это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище. Я заглянул в окно покинутой избы. В ней еще не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задернут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье - ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и березовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи. Здесь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придет не браконьером и бродягой - жителем придет, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него все необходимое… Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу - и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме. А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колес - ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды все брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помет, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружье, пустые гильзы, подполье черным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, и всюду бутылки, бутылки, из-под бормотухи и водки, большие и маленькие, битые и целые, - отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти, отсюда отступали, драпали с пьяной ухарской удалью, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламленную избу с презрением: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..»

Вот еще одна работа Александра Мельникова… Снова оговорюсь, что она далека от совершенства… Но довольно интересна. Читайте ее, исправляйте ошибки, предлагайте свои варианты аргументов.

В тексте В. Пескова, предложенном для анализа, речь идёт о судьбе деревни, о необходимости возрождения её в нашей стране.

Рассуждая об этом, автор поднимает очень важную проблему: почему исчезает русская деревня? Корень зла автор видит в человеческом равнодушии к своей земле, в стремлении найти более лёгкую жизнь в городах. Об этом писатель говорит

с чувством сожаления и боли. Он подчёркивает, что мы забываем народные песни, уничтожаем места, связанные с именами выдающихся людей.

Текст В. Пескова серьёзно меня затронул, потому что о судьбе деревни я знаю не понаслышке. Каждый год, бывая у деда в деревне в Саратовской области, я узнавал от него, как многочисленно было население деревни, какие богатые и интересные традиции существовали у сельчан. Сейчас

же закрывается школа, молодёжь уезжает в город, традиции забываются.

А сколько известных писателей в своих произведениях били тревогу об исчезновении деревень! В. Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, как с затоплением Матёры исчезает не только деревня, но и память о ней, которую в душе хранят только старики и старухи. Недавно ушедший из жизни писатель В. Белов в романе “Кануны” рассказал, как ещё в период коллективизации “раскрестьянивали” деревню.

Хочется верить, что в нашей стране все же победит мудрость по отношению к судьбе деревни, что и политики, и простые люди поймут: в возрождении деревни – будущее нашей страны.


Другие работы по этой теме:

  1. Почему происходит вырождение российской деревни – вот проблема, которая волнует В. Распутина. Известный писатель с особым чувством теплоты рассказывает, как жили деревенские люди во время...
  2. В автобиографическом романе М. Алексеева “Драчуны”, написанном в 1981 году, ‘действие происходит в конце 20-х – начале 30-х годов в селе Монастырском. Сложнейшее время в...
  3. Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 16 Проблема противостояния судьбе Рок, судьба, фатум… Мы часто слышим эти слова. Многие обреченно говорят, что от...
  4. Русская деревня… Как много писателей и поэтов затрагивали в своем творчестве эту тему. Для меня русская деревня ассоциируется прежде всего с именем Бунина и его...
  5. Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но,...
  6. Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 18 Сохранение русской деревни Какова роль русской деревни в культуре и Жизни народа? Над этой проблемой размышляет...
  7. Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Н. Рубцов Описание событий в романах и...
  8. Долго ли, коротко ли строилась, быстро ли построилась, да только есть в нашей стране деревня одна. Затерялась она где-то на краю большого леса. И дорогу...
  9. Афоризм Карла Маркса об “идиотизме деревенской жизни”, надо думать, заразил русских писателей начала XX века отвращением к старорусскому укладу. Противоречивое и сложное отношение русских писателей...

В последнее время все больше селян стремится уехать в большие города. Забытые деревни пустеют, жители бегут в поисках лучшей жизни. Сколько таких деревень по всей России - сказать сложно. Почему же исчезают старинные поселения, что заставило хозяев покинуть свои дома? У каждой нежилой деревни своя трагическая история.

Проблемы русской деревни

Деревня всегда была главным символом русского духа. Именно она является колыбелью великой культуры и лучших традиций нашей страны. В наше время забытые деревни России - не редкость. Все чаще можно увидеть покинутые села, которые поражают своими печальными пейзажами. Сельская молодежь стремится к лучшей жизни, в условиях без поддержки государства сложно добиться успеха. Исправить плачевную ситуацию поможет целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение экономики сельских хозяйств.

Причины

Социологи уже давно рассуждают о причинах угасания российской глубинки. Многие малые населенные пункты прекратили свое существование по схожим причинам. Деградации русского села способствовало множество различных факторов:

  • истощение природных ресурсов (например, пересыхает водоем, которым местные жители пользовались для своих нужд);
  • переселение жителей вследствие предполагаемого строительства важных сооружений;
  • военные действия (мобилизация мужчин, которые впоследствии не вернулись обратно);
  • слияние мелких деревень 60-70-х годов прошлого века (цель хрущевской программы заключалась в укрупнении колхозов);
  • неразвитая инфраструктура;
  • отсутствие рабочих мест (так появляются старые заброшенные деревни, откуда люди ухали в поисках работы и лучшей жизни);
  • низкие цены при высоких затратах на продукцию, которую может производить ;
  • деревни, доживающие свой век (небольшое количество местных жителей, в основном пожилых: молодежь, уехавшая учиться в город, уже не возвращается на малую родину).

У каждой забытого места своя уникальная история, 20 век в России был богат на события, которые в большинстве своем негативно повлияли на русскую деревню. Лемболово в окрестностях северной столицы было разрушено до основания в годы Великой Отечественной войны. После победы наших войск населенный пункт был передвинут севернее. Возникла новая железнодорожная станция, которой было передано историческое название. Небольшая упраздненная деревня Питкямяки Ленинградской области сейчас является частью более крупного поселения Мяглово.

Несмотря на свою запущенность и дряхлость, забытые деревни являются естесственным источником вдохновения для некоторых энтузиастов, не побоявшихся трудностей. Есть люди, которые переезжают из больших городов поближе к природе. Что это - зов крови или желание сбежать от городской суеты? Чем бы ни было обусловлено освоение заброшенных сел, возможно, благодаря этим переселенцам произойдет возрождение русской деревни.

Культурные ценности

На карте России есть регионы, где существует множество заброшенных объектов культурного наследия. Старинные помещичьи усадьбы, спешно покинутые своими хозяевами в период Октябрьской революции, красивейшие храмы и монастыри, где не проводились службы в течение многих лет. Внутреннее убранство уже давно разграблено, от многих объектов остались живописные руины. Богатая история, дух прежних времен привлекают краеведов и ценителей старины.

В окрестностях Санкт-Петербурга есть упраздненная деревня Куммолово, настолько древняя, что первые упоминания о ней встречаются в писцовых книгах 16 века. На заброшенной территории располагается усадебный дом Блюменторста. Некогда роскошная постройка архитектора Беретти ныне угадывается лишь благодаря руинам. Остатки заросшего парка с былыми посадками плодовых деревьев, заболоченные пруды, где разводили форель, каменистые россыпи на местах прежних многочисленных строений сохранили историческую границу поселения. Причиной разрушения деревни послужила оккупация.

Интерес к деревне в наше время

Сейчас нежилые забытые деревни вызывают искренний интерес со стороны многих путешественников. Это направление может стать хорошим ресурсом развития туризма. Некоторые старинные церкви и барские усадьбы сохранились до наших времен. Запустение и мрачность заброшенных мест особенно привлекают любителей экстрима и кладоискателей. Не стоит забывать, что прогулки по безлюдным объектам могут быть достаточно опасными. Помимо старых колодцев и дряхлых построек, путешественника могут ожидать змеи и дикие звери.

К сожалению, количество старых покинутых поселений растет год от года. Возможно, когда-нибудь проблема эта решится, и Россия будет гордиться своими процветающими селами. А на данный момент забытые деревни могут вызвать интерес только у группы энтузиастов и сталкеров.


В современном мире, где все рвутся в города, мегаполисы, практически забылись и опустели деревни. Взрослея, дети забывают о своем родном месте и все реже и реже гостят у своих мам, как тот сынок из Ленинграда, которого уже и не узнала родная мать. Всё чаще человек загоняет себя в «железобетонный» мир, где одна серость и унылость, а родная земля, деревеньки и поселки угнетают. Глядя на «пустые села», невозможно слушать Есенина, который писал о той настоящей русской деревне.

Так, в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» главная героиня Настя тоже жила в Ленинграде и редко навещала свою престарелую мать (в последний раз девушка приезжала 3 года назад). И Екатерина Петровна, мама Насти, тоже, наверное, не узнает своего единственного родного человека, когда дочь всё-таки решится к ней приехать. Но Насте не хотелось возвращаться в родной дом, ведь её там ожидают «скучные сельские дни». Молодёжь не возвращается в деревни, ссылаясь на скуку и тоску, так вот и пустеют села, угасает в них жизнь.

А вот С. А. Есенин, «певец» русской деревни, наоборот любил и восхвалял наши необъятные поля, рощи, горы в своем стихотворении «Гляну в поле, гляну в небо…». Сергей Александрович рос в деревне и поэтому его стихи о родной земле полны искренности и истинной любви к Родине. Может быть именно его творчество сможет пробудить в людях желание жить рядом с живыми существами и красотой, которая осталась только в деревнях.

Закончить хочется словами русского поэта Николая Мельникова: «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве!» Он призывал население не забывать о своих родных краях и о том, что человек – часть природы и неразрывно с ней связан.

Обновлено: 2018-05-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема угасания жизни в деревнях. (Вариант 28 В.П. Астафьев. «Над окошком месяц. Над окошком ветер...»)

Методический материал по русскому языку к тексту варианту 18 из сборника И.П.Цыбулько предназначен для учащихся и учителя. В предлагаемом материале указан примерный круг проблем, авторская позиция, аргументы.

Просмотр содержимого документа
«Текст »

Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть. Я, во всяком разе, не смог. Ведь некоторым селам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счета, - тыща лет! А может, и более. И самое печальное зрелище - это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище. Я заглянул в окно покинутой избы. В ней еще не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задернут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье - ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и березовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи. Здесь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придет не браконьером и бродягой - жителем придет, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него все необходимое… Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу - и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме. А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз "рогами", валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колес - ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды все брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помет, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружье, пустые гильзы, подполье черным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, и всюду бутылки, бутылки, из-под бормотухи и водки, большие и маленькие, битые и целые, - отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти, отсюда отступали, драпали с пьяной ухарской удалью, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламленную избу с презрением: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..» В.П. Астафьев

Просмотр содержимого презентации
«18»

Пишем сочинение вместе

Вариант 18

И.П. Цыбулько. ЕГЭ.

Русский язык 2018


1. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень?)

Судьба русских деревень печальна: люди покидают деревенские избы «из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающий на пути урбанизации».

2. Проблема отношения к родному дому. (Как люди должны относиться к родному дому?) Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный.

Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный.

3. Проблема памяти о своем прошлом. (Нужно ли помнить свое прошлое?)

Человек должен чтить свое прошлое и не забывать своих корней.


  • В повести Ф. А. Абрамова «Пелагея» дочь пекарихи Пелагеи Алька покидает родительский дом и уезжает в город за лучшей долей. Мать Альки всю жизнь провела в трудах, не жалела сил, делала всё для того, чтобы дочь её была сыта, хорошо одета и ни в чём не нуждалась. Алька же не хочет «прозябать» в деревне, работать в грязи, она мечтает о красивой городской жизни. Когда умерла мать, Альки не было на похоронах: она плавала буфетчицей на пароходе по Северной Двине. Через неделю она оплакала родителей, справила по ним поминки, продала отрезы на платья, которые мать копила всю жизнь, заколотила дом и уехала в город, боясь упустить «весёлое и выгодное место на пароходе. Я считаю, что одна из причин запустения деревенских домов заключается в том, что молодёжь стремится к лёгкой жизни в городе, к развлечениям, не получив должного воспитания в уважении к земле, к крестьянскому труду.

  • Причиной исчезновения русских деревень могут быть и грандиозные планы властей.
  • В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» должна быть затоплена деревня Матёра и остров с таким же названием, на котором она находится. Выше по Ангаре строят плотину для гидроэлектростанции, поднявшаяся вода покроет деревни, поэтому жителей переселяют в райцентр или в город. Матёра – это крестьянская Атлантида с её привычным укладом, существовавшим триста лет, и вот всё это хотят «пустить на электричество», не думая ни о жителях, которые здесь живут, ни о могилах их предков.
  • Конечно, по разным причинам люди покидают свои деревенские дома, русские деревни исчезают, и это очень печально, так как вместе с урбанизацией происходит отчуждение людей, их отрыв от земли, от природы, что ведёт часто к нравственному опустошению.

  • Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины." Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом",- писал В.Распутин.

  • Вспомните описание дома в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».
  • В повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами. Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.

  • В рассказе Ю. Казакова «Запах хлеба», героиня уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего невозможно.

  • Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном".


  • Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, - это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры.
  • Без прошлого нет настоящего. А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» рассказывает о том, что надменный лакей Яша не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» рисует Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои. Герой умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа.