Хобби

Тесте на определение коэффициента умственного развития. Понятие уровень интеллекта или коэффициент интеллекта (IQ). Тесты на коэффициент интеллекта

Всем нам уже не один раз встречалось выражение «IQ» (ай кью). Особенно часто можно услышать этот термин, когда речь идёт об умственном и интеллектуальном развитии человека. Собственно, «IQ» и означает коэффициент интеллекта. И сегодня мы подробно поговорим о том, что это такое, и с чем, так сказать, его «едят».

Термин «коэффициент интеллекта» происходит от английского словосочетания «intelligence quotient» и представляет собой количественную оценку уровня интеллекта какого-либо человека, т.е. уровень его интеллекта по сравнению с уровнем интеллекта среднестатистического человека того же возраста. Для определения коэффициента интеллекта применяются специализированные тесты. Но о тестах мы поговорим чуть позже, а пока давайте немного углубимся в историю.

Краткая историческая справка

Термин «коэффициент интеллекта» впервые был введён в 1912 году немецким и философом Вильгельмом Штерном. Именно он выдвинул предложение применять в качестве основного показателя интеллектуального развития результаты деления умственного возраста человека на хронологический возраст. Спустя четыре года – в 1916 году коэффициент интеллекта в первый раз использовали в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.

С течением времени интерес людей к тестам на коэффициент интеллекта становился всё сильнее, что послужило причиной к появлению огромного количества всевозможных шкал, среди которых зачастую встречаются ни чем не подкреплённые. Исходя из этого, сегодня сравнивать результаты разных тестов довольно проблематично. Но, несмотря на то, что сам показатель IQ начал утрачивать свою ценность, огромное количество людей по всему миру продолжает проходить всевозможные тесты на определение уровня своего интеллектуального развития.

Тесты на коэффициент интеллекта

Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкaлах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году .

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше, и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и которые претендуют на измерение IQ, разработаны некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, доказывающие связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и прочих социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как Тест Векслера и т. п.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность, в основном, изучалась на детях. Разные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США , что означает, в зависимости от исследования, что от чуть меньше половины до заметно больше половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей, зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное .

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (Beijing Genomics Institute ) начинает массовые GWAS -исследования геномов людей с высокими умственными способностями. . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Нации, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда влияет на развитие мозга. В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Также исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к понижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с более высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети вначале опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается относительно сверстников.

Социальные последствия

Связь с другими тестами и экзаменами

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (русский аналог экзамена - ЕГЭ).

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

Достижения в реальной жизни

Средний IQ групп населения связаны с достижениями в реальной жизни:

  • Кандидаты наук 125
  • Люди с высшим образованием 114
  • Неполное высшее образование 105-110
  • Офисные работники и работники продаж 100-105
  • Окончившие полную школу, квалифицированные рабочие (например, электрики) 100
  • Учившиеся в старших классах школы, но не окончившие их 95
  • Работники средней квалификации (например, трактористы, заводские рабочие) 90-95
  • Закончившие школу без старших классов (8 лет) 90
  • Неокончившие 8 лет школы 80-85
  • Имеющие 50% шанс поступить в старшие классы 75

Средний IQ разных профессиональных групп:

  • Профессиональные и технические работники 112
  • Менеджеры и администраторы 104
  • Офисные работники, работники продаж, квалифицированные рабочие, мастера и бригадиры 101
  • Работники средней квалификации (операторы станков, обслуживающие работники, включая домашнюю прислугу; фермеры) 92
  • Неквалифицированные работники 87

Тип задач, которые могут быть выполнены:

  • Взрослые, которые могут освоить несложные трудовые навыки 70
  • Взрослые, которые могут собрать урожай, починить мебель 60
  • Взрослые, которые могут выполнять домашнюю работу, простые плотничные работы 50
  • Взрослые, которые могут косить газоны, стирать 40

Существуют значительные различия внутри и пересечения между этими категориями. Люди с высокими IQ встречаются на всех уровнях образования и профессиональных групп. Наибольшие различия встречаются для лиц с низкими IQ, которые редко оканчивают университеты или становятся профессионалами (IQ меньше 90).

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочие последствия IQ

Средний IQ населения страны связан с ВВП (см. ) и эффективностью государства.

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых; т. е. среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков - в области вербальных способностей. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина.

Раса

Исследования среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп.

Согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям (Race_and_intelligence#cite_note-Dickens_.26_Flynn_2006-50) он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ афроамериканцев в 1995 соответствует среднему IQ белых в 1945 (Race_and_intelligence#cite_note-56). Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов, имеют более высокий IQ, чем белые. (Race_and_intelligence#Uniform_rearing_conditions)

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

IQ и успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ , советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Мэрилин вос Савант - женщина, по данным Книги рекордов Гиннесса обладающая самым высоким IQ в мире

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран (недоступная ссылка)
  2. Plomin et al. (2001, 2003)
  3. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). «Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life ». Behavior Genetics 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Проверено 2006-08-06.
  4. Neisser et al." Intelligence: Knowns and Unknowns . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 6 августа 2006.
  5. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). « ». Science (journal) 250 (4978): 223–8. PMID 2218526 .
  6. World Intelligence Network. IQ и генетика
  7. Gosso, MF (2006). «The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts». Molecular Psychiatry 11 (9): 878-886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  8. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  9. http://www.genomics.cn/en/index.php
  10. Information Processing: BGI visit
  11. Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
  12. American Journal of Clinical Nutrition, Vol. 88, No. 3, 789-796, September 2008 Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort Emily Oken, Marie Louise Østerdal, Matthew W Gillman, Vibeke K Knudsen, Thorhallur I Halldorsson, Marin Strøm, David C Bellinger, Mijna Hadders-Algra, Kim Fleischer Michaelsen and Sjurdur F Olsen
  13. Breastfeeding and child cognitive development: new… - PubMed result
  14. Светлана КУЗИНА. «Тесты на интеллект составлены с ошибками! ».
  15. Выготский Л.С.. «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением ».

Ссылки

  • Бесплатный тест IQ общества Mensa - тест Равена подвижного интеллекта. Один из наиболее качественных бесплатных тестов (Менса) (англ.)
  • Глобальная сеть интеллекта (World Intelligence Network)
  • Габумба тест центр (англ.)
  • Бесплатный визуальный тест IQ (англ.)
  • Общество Мега (англ.)
  • Давыдов А. А. Коэффициет интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

intelligence quotient, IQ) - показатель умственного развития. Этот коэффициент отражает интеллектуальные способности детей и взрослых по отношению к другим людям; у детей он также отражает скорость их развития (психический возраст по отношению к хронологическому возрасту). Большинство тестов на интеллектуальное развитие разрабатывается таким образом, чтобы результирующий коэффициент интеллекта имел среднее значение 100, а стандартное отклонение составляло примерно 15.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

англ. intelligence quotient, IQ) - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого. (В. И. Лубовский.)

Добавление: В тестах Векслера (см. Векслера шкалы) и в большинстве современных тестов используется иной показатель IQ, который выражает положение испытуемого в ряду репрезентативной группы населения того же самого возраста, для чего не нужно (а для взрослых и невозможно) определять умственный возраст. Для этого служит т. н. стандартный показатель (standard score): вычисляется вычитанием из сырого показателя данного обследуемого среднего значения (нормативной выборки) и деления полученной разности на стандартное отклонение (значения среднего и стандартного отклонения для каждой возрастной и половой категории представлены в нормативных таблицах в руководствах к тесту). Среднеуровневый IQ приравнен к 100 единицам; примерно половина тех, на кого тест рассчитан, получают показатели между 90 и 110. Доказано, что IQ-показатели могут изменяться в зависимости от условий тестирования, в связи с чем рекомендуется понимать результат теста не как точное измерение, а как попадание в определенный диапазон (нижний, средний или верхний). (Б. М.)

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (IQ)

отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. является сугубо относительным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

Коэффициент интеллекта

англ. Intelligence quotient, IQ) отношение психологического возраста ребенка, измеренного с помощью тестов, к паспортному (или хронологическому) возрасту. (IQ = Психол. в./Хрон. в. x 100.)

Коэффициент интеллекта (IQ)

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), КОЭФФИЦИЕНТ

Вообще – любой индекс интеллектуального развития, полученный из отношения значения, набранного индивидом по тесту интеллекта, к возрастной норме этого индивида (обычно умножаемый на некоторую константу); см. показатель умственного развития.

Коэффициент интеллекта

intelligence quotient (IQ)). Величина, получаемая в результате деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст и умножения частного на 100 (для избавления от десятичных долей).

Коэффициент интеллекта (IQ)

Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

англ. Intelligence Quotient, JQ) - количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие введено В. Штерном в 1912 г, который предложил вычислять К. и. как отношение в процентах умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ). По мере развития технологии тестирования была обнаружена ограниченность такого подхода к определению К. и. вследствие несопоставимости показателей для лиц различного возраста. Вследствие этого он был заменен стандартным показателем JQ, который показывает, в каком отношении находится результат данного испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста. Стандартный показатель JQ является разновидностью Z-оценок (см. Стандартизация психофизиологических показателей) и представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и средним квадратическим отклонением 16. Значения JQ соответствуют различным градациям интеллектуального развития, они приняты в-качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Нормальные значения JQ лежат в пределах от 84 до 116. При JQ, меньшем 84, говорят о низком интеллекте, большем 116 - о высоком. Значения JQ в пределах 40... .70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости. Следует однако помнить, что при таком чисто количественном подходе к измерению уровня интеллекта может теряться значительная часть ценной психологической информации. Поэтому нужно обращать внимание на качественную сторону результатов тестирования: проанализировать, какие задания были самыми трудными для испытуемого, какие он выполнил легко и правильно. Кроме этого необходимо иметь в виду, что творческий потенциал личности не сводится только к качеству ее интеллекта. Чтобы получить реальное представление об этом потенциале, нужно предварительно определить ту среду интересов человека, в которой максимально раскрываются его способности, и формулировать задачу с упором на эти способности (Р. Римская, С. Римский).

Самый высокий уровень IQ у австралийского математика, автора теоремы Грина-Тао, его зовут Теренс Тао. Получение результатов свыше 200 баллов — очень редкое явление, ведь большинство жителей нашей планеты едва набирают 100 баллов. Людей с крайне высоким IQ (более 150) можно найти среди Нобелевских лауреатов. Именно эти люди двигают науку вперед, совершают открытия в различных профессиональных отраслях. Среди них американская писательница Мэрилин вос Савант, астрофизик Кристофер Хирата, феноменальный читатель Ким Пик, способный прочитывать страницу текста за несколько секунд, британец Дэниел Таммет, запоминающий тысячи цифр, Ким Унг-Йонг, который уже в 3 года учился в университете и другие известные личности с поразительными способностями.

Как формируется IQ человека?

На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.

Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.

Уровень IQ выше 140

Люди с показателями IQ свыше 140 – это обладатели отличных творческих способностей, которые достигли успехов в разных научных отраслях. Среди известных личностей с результатом теста интеллектуальных способностей от 140 – Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Такие гении своей эпохи известны своими выдающимися способностями, они вносят неимоверно высокий вклад в развитие знаний и науки, создают новые изобретения и теории. Таких людей всего 0,2 % от всего населения.

Уровень IQ от 131 до 140

Высокие показатели IQ есть только у трех процентов населения. Среди известных людей, обладающих подобным результатом прохождения теста – Николь Кидман и Арнольд Шварценеггер. Это успешные люди с высокими умственными способностями, они могут достигать высот в разных сферах деятельности, науке и творчестве. Хотите проверить, кто умнее — вы или Шварценеггер?

Уровень IQ от 121 до 130

Интеллектуальный уровень выше среднего показывает всего 6 % населения. Таких людей видно в ВУЗах, так как они являются обычно отличниками по всем дисциплинам, успешно заканчивают университеты, реализуют себя в разнообразных профессиях и достигают высоких результатов.

Уровень IQ от 111 до 120

Если вы думаете, что средний уровень iq составляет примерно 110 баллов, то вы ошибаетесь. Этот показатель относится к интеллекту выше среднего. Люди с результатами тестов от 111 до 120 обычно трудолюбивы и тянутся к знаниям всю свою жизнь. Таких людей среди населения около 12 %.

Уровень IQ от 101 до 110

Уровень IQ от 91 до 100

Если вы прошли тест, а результат оказался менее 100 баллов, не стоит расстраиваться, ведь этот средний показатель у четверти населения. Люди с такими показателями интеллекта хорошо учатся в школе и ВУЗах, они устраиваются на работу в сфере менеджмента среднего звена и других специальностей, не требующих значительных умственных усилий.

Уровень IQ от 81 до 90

Десятая часть населения обладает уровнем интеллекта ниже среднего. Их результаты прохождения теста на IQ составляют от 81 до 90. Эти люди обычно нормально учатся в школе, однако чаще всего не получают высшего образования. Работать они могут в сфере физического труда, в отраслях, не требующих применения интеллектуальных способностей.

Уровень IQ от 71 до 80

Еще одна десятая часть населения имеет уровень IQ от 71 до 80, это уже признак умственной отсталости меньшей степени. Люди с таким результатом в основном посещают специальные школы, но могут закончить и обычную начальную школу со средними отметками.

Уровень IQ от 51 до 70

Около 7 % людей имеют легкую форму умственной отсталости и уровень IQ от 51 до 70. Они обучаются в специальных заведениях, однако способны позаботится о себе сами, и являются относительно полноценными членами общества.

Уровень IQ от 21 до 50

Около 2 % людей на Земле имеют уровень интеллектуального развития от 21 до 50 баллов, они страдают слабоумием, средней степенью умственной отсталости. Такие люди не могут обучаться, однако способны позаботится о себе, но чаще всего имеют опекунов.

Уровень IQ до 20

Люди с тяжелой формой умственной отсталости не поддаются обучению и воспитанию, имеют уровень интеллектуального развития до 20 баллов. Они находятся под опекой других людей, так как не могут о себе позаботиться, и живут в собственном мире. Таких людей в мире 0,2 %.

Несмотря на не утихающий в течение десятков лет интерес к проблеме интеллекта («интеллект» от лат. intellectus - понимание, разум, ум, рассудок) в самых различных областях знания, единого подхода к пониманию его сущности и структуры до сих пор нет.

Как справедливо заметила А. Анастази, «интеллект следует рассматривать скорее как описательное, чем как объяснительное понятие»*. Вероятно, именно поэтому каждый автор, давая собственное определение интеллекта, описывает либо состав включенных в него мыслительных операций (тем самым часто отождествляя интеллект и мышление), либо его функции, назначение в жизни и деятельности человека, не раскрывая при этом его сущности.

* Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 309.

Так, в философском энциклопедическом словаре интеллект определяется (со ссылкой на происхождение этого понятия) как способность мышления, рационального познания, а также относительно устойчивая структура умственных способностей. С такой позицией солидарны Д. Олсон и Т. Тейлер, рассматривающие интеллект как систему навыков, действий, операций, мыслительных приемов, характер которых зависит от культуры общества; М. Шюрер понимал под интеллектом относительно постоянную структуру онтогенетически обусловленных способностей постигать и создавать осмысленные и функциональные связи.

Представители когнитивной психологии предлагают определять интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между идеями и объектами, а также использовать эти знания осмысленным способом.

Весьма распространен подход к пониманию интеллекта с точки зрения его роли в успешности адаптации человека к окружающему миру. Так, Д. Векслер, автор одного из наиболее известных тестов интеллекта, толкует интеллект как глобальную способность индивида разумно действовать, рационально мыслить, эффективно взаимодействовать со средой, приспосабливая ее к своим возможностям. В. Штерн считал интеллект общей духовной приспособительной способностью к новым задачам и условиям жизни, помогающей преодолевать трудности во вновь возникающих ситуациях, А. Анастази - комплексом способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре.

Особое место занимает позиция М.А. Холодной, рассматривающей интеллект с точки зрения его онтологического статуса как форму организации индивидуального ментального опыта, включающего когнитивный, метакогнитивный и интенциональный уровни, а сам индивидуальный интеллект она предлагает оценивать в четырех аспектах: как человек перерабатывает информацию, может ли он контролировать работу своего интеллекта, почему он думает именно так и именно об этом и как он использует свой интеллект.

Итак, говоря об интеллекте, следует признать его особой формой умственной (в отличие от эмоциональной или мотивационной) активности, предназначенной для взаимодействия с окружающей действительностью и решения возникающих задач и проблем. Вместе с тем большинство ученых расходятся в представлениях о составе интеллектуальных функций и тех факторов, которые обусловливают его возникновение и развитие.

Структура интеллекта. Независимо от того, на каком подходе - концептуальном или эмпирическом, базируются авторы интеллектуальных концепций, в целом их можно разделить на две группы. Авторы, относящиеся к первой группе, рассматривают структуру интеллекта как набор независимых, хотя и по-разному организованных умственных способностей; авторы, составляющие вторую группу, предпочтение отдают иерархическим моделям.

Классическим примером многофакторной теории интеллекта является модель Л. Терстоуна, выделившего семь так называемых первичных умственных способностей, проявляющихся независимо друг от друга и отвечающих за конкретные группы интеллектуальных операций. Это следующие способности: к пониманию значений слов; к быстрому нахождению соответствующих заданному критерию слов; к оперированию в уме пространственными отношениями; к легкому оперированию цифровым материалом; к логическому рассуждению; к запоминанию и воспроизведению информации; к восприятию зрительных образов. Развивая идеи Л. Терстоуна, Дж. Гилфорд создает структурную модель интеллекта, в которой каждый фактор характеризуется сочетанием одного из пяти типов умственных операций (опознание и понимание предъявленного материала, поиск в одном направлении при наличии единственного верного ответа, поиск в разных направлениях при наличии нескольких в равной мере правильных ответов, оценка правильности или логичности заданной ситуации, запоминание и воспроизведение информации), четырех форм содержания материала (конкретный, символический, семантический, поведенческий) и пяти разновидностей конечного результата интеллектуальной деятельности (единичные объекты, классы объектов, отношения, системы, трансформация материала, импликации или предвидение результата), что приводит к наличию не менее 120 отдельных интеллектуальных способностей. В продолжение этих идеи разработаны концепция Дж, Кэрролла, включающая 24 фактора, «берлинская модель структуры интеллекта» А. Якра, основанная на использовании 191 теста, и др.

Заметим, что такой подход хотя и интересен с теоретической точки зрения, но не конструктивен с практической и существенно осложняет решение проблемы измерения интеллекта.

Другая группа концепций базируется на идее наличия общего фактора интеллекта general factor »), определяющего в конечном итоге специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Классическим примером такого подхода является двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена, полагавшего, что фактор «G » представляет собой особую «умственную энергию», различия в уровне которой и определяют индивидуальные способности устанавливать связи и отношения между элементами собственных знаний и элементами содержания тестовой задачи.

Кроме общего фактора Спирмен включил в свою модель специфический фактор «S », который был впоследствии дифференцирован на группы арифметических, механических и лингвистических способностей.

Наиболее последовательным сторонником и продолжателем идеи Спирмена был его ученик Дж. Равен, который разработал собственный тест прогрессивных матриц, остающийся до сих пор одним из лучших методов «чистого» измерения общего интеллекта, главным показателем которого считается способность к научению на основе обобщения (концептуализации) собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний.

Исследования интеллекта Р. Кэттелла позволили выделить в общем факторе два компонента: «кристаллизованный интеллект» (crystallized ), основанный на использовании имеющегося у субъекта опыта, и «текущий интеллект» (fluid ), проявляющийся в задачах, требующих приспособления к новым условиям и ситуациям, обусловленный при этом наследственными факторами. Кроме базовых интеллектуальных способностей в структуру интеллекта Кэттелл включал способность манипулировать образами при решении дивергентных задач (фактор визуализации), способность сохранять и воспроизводить информацию (фактор памяти) и способность поддерживать высокий темп реагирования (фактор скорости).

В дальнейшем идея общего интеллекта была взята на вооружение психологами, занимающимися практическим изучением интеллекта на основе разработки соответствующего психодиагностического инструментария - интеллектуальных шкал (Д. Векслер, Р. Амтхауэр). Иерархическая модель интеллекта в этих концепциях включала три уровня: 1) общий интеллект; 2) специфические (групповые) факторы интеллекта (у Векслера - это вербальный и невербальный; у Амтхауэра - вербальный, математический и пространственный); 3) частные интеллектуальные способности, соответствующие психологическому содержанию отдельных субтестов интеллектуальных шкал, так же как общий запас знаний, эрудиция, способности к аналитико-синтетической деятельности, к обобщению, комбинаторная способность, способности к абстрактному мышлению и к наглядно-действенному мышлению и др.

Таким образом, ответ на вопрос о содержании или структуре интеллекта является не более определенным, чем о его сущности, а истолкование результатов практического исследования интеллекта зависит от конкретной концепции, в рамках которой разработан применяемый инструментарий.

Какую бы концепцию, раскрывающую сущность интеллекта, мы ни предпочли, как только мы обращаемся к личности (субъекту) как носителю интеллекта, закономерно встает вопрос: как можно не только описать интеллектуальную составляющую структуры личности, но и измерить ее.

Идея измерения интеллекта получила свое наиболее полное воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ ), введенном В. Штерном в 1912 г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития. Первоначально этот показатель рассматривался как соотношение двух показателей: умственного (интеллектуального) возраста, сформулированного А. Бине и определяемого через степень сложности тестовых заданий, доступных испытуемому, и хронологического возраста. Формула коэффициента интеллекта, впервые использованная в шкале Бине - Симона, имеет следующий вид:

Однако многочисленные исследования интеллектуального развития людей различных возрастов, выявившие нелинейный характер возрастных изменений интеллекта, а также развитие математико-статистического аппарата психологических исследований вынудили психологов отказаться от такого способа измерения и ввести стандартные показатели IQ , основанные на статистическом месте, которое занимает индивид в своей возрастной группе. Впервые такой способ определения коэффициента интеллекта был использован Д. Векслером. Им же была предложена полученная по американской выборке качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1. Классификация уровней интеллектуального развития по Д. Векслеру

Величина IQ

Уровень интеллектуального развития

% встречаемости в выборке (n = 1770 чел.)

Весьма высокий интеллект

Высокий интеллект

Хорошая норма (интеллект намного выше среднего)

Средний уровень интеллекта

Сниженная норма интеллекта

Пограничный уровень развития

Умственный дефект (слабоумие)

Заметим, что большинство психологов, использующих в своей работе показатели IQ , для их интерпретации пользуются именно этой таблицей. Однако, как справедливо отмечает А. Анастази, ввиду все более широкого применения стандартных IQ важно помнить, что они сравнимы лишь при использовании тех же самых или близких по значению статистических показателей кривой распределения.

Кроме того, поскольку интеллект вряд ли можно рассматривать как единую и однообразную способность, а следует учитывать его сложное строение, то информация лишь об общем уровне его развития далеко не достаточна, чтобы можно было адекватно использовать знание об интеллектуальном развитии человека для практической работы с ним.

В связи с этим при применении любых измерительных процедур рекомендуется не ограничиваться лишь определением и интерпретацией IQ , а дополнить их анализом соотношения различных сторон интеллекта, например, вербального и невербального, практического и теоретического, математического, технического и т.д. Важным моментом является и сравнение результативности по субтестам, изучающим отдельные, частные интеллектуальные способности, их соотношение, а также анализ правильности ответов на конкретные задания каждого субтеста, учитывая специфику их расположения. Наконец, дополнив количественную характеристику интеллекта анализом качественных показателей ответов и поведения испытуемого в процессе тестирования, можно получить достаточно полную картину характера интеллектуального развития личности.

Проблема наследования интеллекта. Проблема наследования умственных способностей всегда была для общества очень болезненной. Все мы хотим знать, насколько мы можем унаследовать способности наших предков и передать их своим потомкам. Впервые научно обоснованно этот вопрос поставил Ф. Гальтон, осуществив во второй половине XIX в. исследование родословных линий, в которых было много одаренных людей. В 1869 г. Гальтон опубликовал книгу «Наследственный гений», в которой обосновал идею о наследственной природе умственных способностей. Основным доказательством служила статистика наследования особых уровней интеллектуального поведения - одаренности, талантливости и гениальности. Гальтон путем математических расчетов доказал, что вероятность наследования таланта приблизительно 80%, а распределение разных степеней одаренности приближается к нормальному. Иначе говоря, чем выше степень одаренности, тем меньше людей обладающей ею. Однако не все ученые согласились с такой точкой зрения. Противоположная концепция трактовала интеллект как исключительно приобретенное, прижизненно сформированное свойство человека.

Современная точка зрения заключается в определении взаимовлияния на развитие интеллекта как генетического (врожденного), так и средового (приобретенного) факторов.

Теория IQ исходит из предположения о том, что интеллект - это в большей степени наследственно заданная способность человека. Ее количественная характеристика исходит из анализа полигенов, обусловливающих интеллектуальные способности. Наиболее часто встречающийся уровень интеллектуальных способностей принят за условную величину 100 баллов.

Однако нет однозначных свидетельств о жесткой наследственной обусловленности интеллекта. Следует отметить, что исследований, посвященных анализу генетической и средовой составляющих интеллекта, довольно много. Обобщение данных различных исследований, как указывает И.В. Равич-Щербо, позволяет сделать вывод о том, что чем выше степень родства, тем больше сходство по интеллекту.

Этот общий вывод подтверждается анализом конкретных показателей. В исследовании Р. Пломина и Ф. Фриза установлено, что сходство до общему IQ выросших вместе монозиготных близнецов соответствует 0,86. У монозиготных близнецов, разлученных в детстве, сходство ниже, но значительно больше, чем, например, у братьев и сестер, живущих вместе, но имеющих лишь 50% общих генов.

Генетическая детерминация интеллекта подтверждается и исследованиями сравнения интеллекта детей и их биологических родителей. В частности, особенно тесная связь наблюдается между интеллектом детей и их биологических матерей. Так, если ребенок имел биологическую мать с IQ выше 120 баллов, то, даже попав в приемную семью, более низкую по интеллекту, он с вероятностью 0,6 сохранит высокий интеллект. В то же самое время ребенок, имевший биологическую мать с IQ ниже 95, никогда не будет иметь высокого интеллекта. Однако эти результаты не свидетельствуют об однозначном влиянии генотипа на интеллект. Среда, в частности обучение и воспитание, влияют на особенности проявления интеллекта в пределах заданной интеллектуальной нормы. Иначе говоря, дети с приблизительно равными интеллектуальными возможностями будут с разной степенью успешности осваивать, например, школьную программу, в зависимости от условий обучения и воспитания. Особенно важную роль играет не индивидуальная, а общесемейная среда. Вместе с тем влияние семейной среды уменьшается к подростковому возрасту и сводится на нет у взрослых. Влияние среды провоцирует феномен снижения интеллекта в многодетной семье соответственно порядковому номеру рождения ребенка. В частности, ряд исследований указывает на то, что в многодетной семье имеется тенденция снижения интеллекта по мере повышения номера рождения ребенка. Причем эта тенденция тем выше, чем меньше интервал между рождениями.

Имеются результаты, свидетельствующие о разной роли генетического влияния на невербальный и вербальный интеллект. В целом ряде работ подтверждается факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Причем с возрастом влияние генетического компонента увеличивается.

Выявлена закономерность, что влияние генотипа и среды имеет свою динамику в связи с возрастом. В раннем детстве формирование психики в значительной степени определяется наследственными и врожденными факторами. С двух лет начинается направленное формирование мозга условиями социального бытия. Уровень культуры родителей передается их детям. Становление интеллекта опирается на громадную пластичность человеческого мозга. В результате в процессе развития уровень интеллекта приобретает широкую индивидуальную вариативность. Этой проблемой занимались многие ученые.