Плетение косичек

Разработка урока к булычев приключения алисы. Урок. Тема: Кир Булычев. «Путешествие Алисы. V. Составление картинного плана

С утра Стас улетел в пузыре к маленькой бухте за скалами Зевса, Пашка Гераскин, конечно, с ним. На прощанье Стас строго-настрого приказал Машеньке с Наташей не купаться и вообще к воде близко не подходить: у них разыгрался страшный насморк, а, как известно, к концу двадцать первого века человечество справилось со всеми болезнями за исключением насморка.

Позавтракав, Алиса вышла на берег и позвала дельфинов - Гришку с Медеей. Дельфины отозвались сразу, соскучились за ночь.

Они кувыркались, щелкали, щебетали, звали Алису скорей нырять в воду.

Утро было прохладным, свежим, но солнце уже начало припекать - и через час-два на берегу станет жарко. А вода здесь теплая, как парное молоко, днем и ночью одинаковая.

Доброе утро, - сказала Алиса дельфинам. - Сплаваем в бухту Калиакрис?

Алиса опустила на глаза очки и, разбежавшись, врезалась в упругую чистую воду, подняв сноп сверкающих брызг. Издалека с берега донесся Наташкин крик:

К обеду возвращайся!

Есть у биологов друг Стас, конструктор и подводный археолог. Многие считают, что, займись он чем-нибудь одним, стал бы великим человеком.

Великим - да, - соглашался Стас. - Но счастливым - никогда. И еще не доказано, что лучше.

Например, если в конструкторском бюро назревает открытие или близится к концу важная работа, оказывается, что в Средиземном море нашли очередную Атлантиду. С этой минуты Стас работает кое-как, мечтая лишь об одном - скорей нырнуть в Средиземное море и не вылезать, пока не вытащит Атлантиду наружу.

Но не успеет он вытянуть свою Атлантиду, как получает письмо от друзей-конструкторов - родилась потрясающая идея! И Атлантида тут же теряет половину своей привлекательности - теперь уж Стас рвется обратно.

Уже вторую неделю биологи и дельфины жили в гостях у подводных археологов на острове Пробос в Средиземном море. Стас взял их в экспедицию - поднимать со дна моря флот тирана Диостура, который пропал без вести две с половиной тысячи лет назад. Отправился завоевывать Афины и пропал. Древние историки рассказывали, что боги были недовольны поведением тирана. Зевс кинул в него звездой, поднялась отчаянная буря, флот разметало по волнам и разбило о скалы.

Многие думали, что флота никогда не существовало, а вся эта история - легенда. И вот весной геологи, обследуя окрестности острова Пробос, натолкнулись на разбросанные в бухте остатки деревянных кораблей. И при первом же погружении нашли под грудой обломков глиняных амфор золотую корону с древнегреческой надписью: «Диостур».

Вскоре из разных стран туда слетелись подводные археологи, чтобы исследовать погибший флот и поднять на поверхность все интересное. Стас, без которого ни одна подводная экспедиция не обходилась, взял на остров юных биологов и их друзей - дельфинов...

Некоторое время Алиса ехала верхом на Гришке, затем скользнула в воду и поплыла с дельфинами наперегонки. Хоть Алиса и неплохой пловец, еще не было человека, который обогнал бы дельфина. Так что дельфины плыли не спеша.

Вот и три скалы, торчащие из моря, словно зубы утонувшего дракона. За ними - глубокая уединенная бухта Калиакрис. Она еще не обследована археологами, и Алиса обещала Стасу побывать там и поглядеть, нет ли там отбившейся от флота галеры.

Бухта казалась зловещей: обрывистые берега замыкали ее с трех сторон, бурунчики и белые пятна пены показывали, что к самой поверхности подходят зубцы скал. В бухте были предательские водовороты, но Стас за Алису не боялся - он знал, что, когда рядом дельфины, ничего не случится. И Алиса это знала, к тому же она была отличным ныряльщиком и могла три часа дышать под водой - для этого надо только проглотить пилюлю.

Алиса нырнула. Сверху вода была голубой, солнечной, с бликами, глубже она зеленела и темнела. Из глубины поднимались волосы длинных водорослей, рядышком проплыла медуза, и Алиса отпрянула, чтобы не обжечься. Дельфины крутились по соседству, гоняли стайку серебряной рыбешки. Алиса опустилась к самому дну. Гришка скользнул рядом - не хотел терять Алису из виду. Алиса обогнула скалу, за ней открылась громадная ниша, словно гигант начал выгрызать нору в скале, но передумал.

Это место Алисе понравилось. Хорошо бы, подумала она, найти здесь галеру или даже затонувший город.

Издали легко было убедить себя, что обломки скал - руины дворцов, но, оглядев их, Алиса разочаровалась и решила подниматься на поверхность - великого открытия не произошло.

Только прежде стоило осмотреть длинную скалу в самой глубине ниши, заваленную каменными глыбами.

Казалось, кто-то обтесал скалу, прежде чем кинуть сюда. А потом она обросла ракушками и лишайниками.

Алиса отодрала мидию и удивилась: под ракушкой оказалась матовая ровная поверхность, похожая на металлическую.

Алиса медленно проплыла вдоль всей скалы. И где бы она ни скребла ее, везде была такая же гладкая поверхность.

Сначала Алиса решила, что это потонувшая когда-то подводная лодка, но она никогда не слышала, чтобы подлодки были похожи на миндальный орех метров в двадцать длиной.

А вдруг это космический корабль?

Такая мысль Алисе понравилась. А почему бы и нет? Нашли же космический корабль, который упал на Землю триста тысяч лет назад в пустыне Калахари!

Но в космическом корабле должен быть люк.

Поиски люка заняли минут двадцать. Дельфинам надоело присматривать за подругой, и они поднялись выше. Иногда Алиса видела их тени, проносившиеся сверху.

Люк было трудно найти не только оттого, что он зарос ракушками, но и потому, что рядом с ним когда-то упал обломок скалы и намертво его заклинил.

Вытащить клин было нелегко, но когда Алиса наконец отвалила камень и соскребла ракушки, она увидела тонкую линию - границу люка.

Алиса вставила в эту нитяную щель острие ножа, и, к ее удивлению, люк легко открылся, словно только вчера был смазан. Внутри тоже была вода.

Алиса включила фонарь, прикрепленный ко лбу, и увидела по ту сторону камеры второй люк.

Гришка подплыл сверху, словно свалился с неба, но Алиса отогнала его, чтобы не мешал.

Алиса вошла внутрь и только дотронулась до внутреннего люка, как почувствовала за спиной движение воды. Она обернулась и увидела, что внешний люк быстро закрывается. Алиса повернула обратно, но опоздала. Люк закрылся.

Вода быстро уходила из камеры - через минуту в ней было сухо, над головой вспыхнул свет. Автоматика затонувшего корабля действовала.

Внутренний люк открылся, словно приглашая пройти внутрь, что Алиса и сделала.

Она оказалась в каюте. Перед ней был пульт управления, масса незнакомых приборов.

В дальнем конце каюты стояла прозрачная ванна, наполненная зеленоватой жидкостью, и в ней плавало тело космонавта.

Алиса подошла к ванне и потрогала ее рукой - ванна была холодной.

Еще недавно, когда люди не умели прыгать через пространство, на каждом космическом корабле были такие анабиозные ванны. Космонавты погружались в глубокий сон, и время для них останавливалось.

А когда подлетали к нужной планете, включался сигнал - и космонавты приходили в себя.

Над головой вспыхнул яркий свет, замигали огоньки на пультах.

Крышка ванны начала сдвигаться.

Космонавт шевельнулся. Вот это везение! Алисе удалось не только найти потерпевший бедствие космический корабль с неизвестной планеты, но и освободить от заточения инопланетного путешественника!

Космонавт оперся четырьмя длинными коричневыми руками о края ванны и поднялся.

Он был страшно худ, втрое тоньше нормального человека. Его лицо было сплющено с боков, словно в раннем детстве он старался пролезть сквозь узкую щель. Ушей вообще не было, а длинный подбородок заканчивался жидкой желтой бородой.

Наверно, для того, кто раньше с жителями других планет не сталкивался, вид этого несчастного пришельца показался бы неприятным, но Алиса знала, что в Галактике живут такие разные существа, что подходить к ним с земными мерками неразумно. Поэтому Алиса сказала:

Здравствуйте, я очень рада, что нашла ваш корабль.

Говорила она на космолингве - галактическом языке, который отлично знала.

Космонавт сморщил лоб, потер виски, казалось, он собирался с мыслями.

Садитесь, - сказала Алиса, показывая на кресло. - Вам надо прийти в себя. Сейчас я отправлюсь за помощью, и вас поднимут на поверхность.

Пришелец ничего не ответил, но в кресло сел.

Вы меня не понимаете или так давно упали, что еще космолингвы не было?

Я все понимаю, - проскрипел космонавт, словно его голос заржавел.

Когда ваш корабль упал, - сказала Алиса, - сверху свалился камень и заклинил люк?

Да, - сказал космонавт.

И вы решили погрузиться в анабиоз и подождать, пока вас найдут?

Какое счастье, что я на вас натолкнулась...

Вы издалека к нам прилетели?

И давно?

Космонавт попался неразговорчивый.

Чтобы не быть навязчивой, Алиса сказала:

Я поплыву позову помощь, чтобы ваш корабль подняли. Тут недалеко археологи работают, у них оборудование есть. Через час будете на берегу. Не беспокойтесь.

Космонавт ничего не ответил, Алиса пошла к двери.

Дверь была закрыта.

Откройте, пожалуйста, - сказала Алиса.

Космонавт молчал.

Так что же вы? - спросила Алиса.

Космонавт медленно поднялся с кресла и подошел вплотную к Алисе.

Она не успела опомниться, как он больно вцепился в плечо костлявыми пальцами и отбросил к стене.

Стой здесь, - сказал он тихо.

Что вы? - удивилась Алиса.

Я не люблю повторять, - сказал космонавт. Он возвышался над Алисой как живой скелет. От него попахивало гнилью. - Я прилетел сюда, чтобы покорить Землю. Это было две с половиной тысячи лет назад. Мой корабль приняли за падающую звезду, а буря, которая поднялась, когда я упал в море, погубила целый флот. Но, как назло, меня завалило огромными скалами...

При воспоминании об этом космонавт поморщился.

А зачем вам покорять Землю? - спросила Алиса.

Потому что меня изгнали с моей собственной планеты, объявив тираном. Я хотел покорить Землю, набрать здесь армию и жестоко наказать тех, кто посмел поднять на меня руку...

Но теперь-то поздно... - сказала Алиса.

Никогда не поздно, - ответил тиран.

Да и Земля уже не та, что была раньше. Вряд ли нас можно покорить.

Да, Земля уже не та... - сказал тиран. - В первую тысячу лет я поклялся, что тому, кто меня спасет, я подарю половину сокровищ Земли. Во вторую тысячу лет я решил, что оставлю ему жизнь. А в третью тысячу лет...

Вы поклялись убить спасителя, - подсказала Алиса.

Молчи. Сейчас убедишься, как близка твоя догадка к правде.

А какой смысл меня убивать? - спросила Алиса.

Смысл есть, - ухмыльнулся космонавт. - Я убью тебя и приму твой облик. Мне нелегко завоевать Землю в собственном обличье. А вот в твоей шкуре это будет нетрудно сделать.

Да вы про меня ничего не знаете, - сказала Алиса. - Даже смешно.

Я изучу твой мозг, прочту твои мысли, я разберу тебя на атомы и соберу снова. И всего-то мне на это понадобится час. Потом я поднимусь на поверхность, и судьба Земли будет решена.

Тиран подошел к стене, нажал кнопку, и стена раздвинулась. Там обнаружилась ниша с множеством приборов.

Не пытайся сопротивляться, - сказал он, - тебе меня не одолеть. Никто не придет тебе на помощь. Никто не знает, что ты здесь... И гордись тем, что в твоем бывшем теле будет жить и действовать величайший тиран всех времен и народов.

Нет, - быстро сказала Алиса, - когда я уплывала, я оставила записку, где меня искать. Мои друзья обязательно приплывут сюда.

Тебя в то время уже не будет в живых, - сказал тиран. - Я их встречу в твоем облике и скажу, что нашел космический корабль, а в нем мертвого космонавта - мое бывшее тело. Все продумано, девочка.

Космонавт начал готовить приборы, но в то же время не спускал с Алисы заднего глаза. Две руки трудились, две другие были предостерегающе протянуты к Алисе.

Ничего у вас не получится, - сказала Алиса. - Мои друзья куда образованнее вас. Даже если вы меня убьете, вас через два дня разоблачат.

Что же, немало, - сказал тиран. - За два дня можно многое сделать.

Вы даже не успеете вылезти наружу...

Успею. Пока я лежал в анабиозе, мои приборы наблюдали за всем, что творится вокруг. Я даже знаю, что ты плыла сюда с двумя громадными рыбинами. Тебе нельзя отказать в смелости.

Это же ручные дельфины, чего их бояться? - сказала Алиса.

Если они тебя не жрут, значит, они тебя боятся, - ответил тиран. - Другого пути нет. Все живые существа делятся на слабых и сильных, умных и глупых. Глупым и слабым положено быть в рабстве у сильных. Эти рыбы в рабстве у тебя, а ты у меня...

Неправда! - воскликнула Алиса. - Ведь есть еще дружба....

Дружба, - отмахнулся тремя руками тиран. - Это утешение для слабых. Дружба с рыбами!

Он заскрипел, захохотал и стал приближаться к Алисе, протягивая тонкую иглу с едва мерцающим на конце белым огоньком.

Не бойся, - говорил он, - ха-ха-ха! - Он все еще не мог насмеяться. - Все будет мгновенно: удар тока - и тебя нет.

В это время в дверь постучали. Сильно и уверенно.

Тиран замер.

Тиран отбросил иглу, схватил Алису и прошептал:

Что случилось? - спросил Стас. - Почему ты не выходишь?

Алиса у меня в плену, - сказал тиран. - Вы слышите? И если вы сюда войдете, она погибнет. Мне нечего терять.

Я здесь, - сказала Алиса. - Извини, Стас, но я в самом деле у него в плену. Я не думала, что он хочет завоевать Землю.

Все нормально, - сказал Стас. - Я советую вам, любитель приключений, немедленно отпустить девочку и открыть дверь. Земля - не место для опытов над людьми.

Соглашайтесь, - сказала Алиса. - Стас шутить не любит.

А где гарантия? - спросил тиран.

Мне надоело ждать, - сказал Стас. И в то же мгновение по металлу двери кольцом прошла золотая искра, и круг металла диаметром в метр выпал внутрь каюты. За дверью стоял Стас с лазерным резаком в руке.

Алиса, иди сюда, - сказал он.

Хватка тирана ослабла. К счастью, он не настолько обезумел, чтобы решиться на глупость.

За люком на дне стояли три археолога и Пашка Гераскин. Ждали. Поодаль крутились дельфины.

Гришка бросился к Алисе. Он выглядел виноватым - еще бы, не усмотрел.

Когда все, включая пленного тирана, поднялись в катер, ожидавший на поверхности, Алиса сказала:

Я виновата перед дельфинами.

Да, уж они-то переволновались, - сказал Стас.

Гришка с Медеей примчались к нам как сумасшедшие и бормочут, что с тобой беда. На них лица не было.

Мрачный тиран сидел, уткнув лицо в четыре руки.

Как же они успели прибежать? Ведь все было рассчитано! - бормотал он в отчаянии.

Неужели вы ничего не поняли? - удивилась Алиса. - Не все делятся на господ и рабов. Дельфины - мои друзья.

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве (18 октября 1934г). Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе.

В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги о экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» и «Когда вымерли динозавры?» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… Пожалуй, это - наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница (в первых рассказах - ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.

В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем - Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники - одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

История полна тайн и невероятных открытий. Пирамиды и сфинксы, неразгаданные письмена и исчезнувшие цивилизации, магические ритуалы и сокровища древних гробниц - о чем только не поведает полустертый камень или рассыпающаяся мумия...

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

Известный писатель и публицист Игорь Можейко (Кир Булычев) собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё - защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.

Слайды 11-14

А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг. По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы. Мультфильмы.

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

Конспект к уроку литературного чтения "Кир Булычёв «Вокруг света за три часа»" 4 класс

07.09.2015 1821 349 Худжумборова Замира Мирзоджановна

Цель: развивать способы диалогового обучения через работу в группах, мыслительную деятельность через применение элементов критического мышления и ИКТ.
Ход.
I.Организационный этап:
А) Приветствие.
-Здравствуйте, ребята. Давайте с вами улыбнемся и посмотрим на доску. Видите, как вам ласково улыбается солнышко
- Доброго утра!!!
Удачного дня!!!
И от солнышка
И от меня!!!
Музыкальная разминка « Мы танцующие роботы» (3 мин)
Б) деление на 4 группы (по жетонам- эмблемам)
В) раздаются бланки –оценочный лист на каждую группу.
II. Проверка домашнего задания
По стратегии « Аквариум»(5мин)
Учитель подходит к каждому ребенку с аквариумом в руках, дети из него вынимают рыбки вопросы по пройденным темам.
(индивидуальная работа за нее получают смайлики)
III. Операционный этап.
1. Просмотр видеоролика (фрагмент из фильма « Гостья из будущего») (4мин)
После просмотра видеоролика дети в группах ведут исследовательскую беседу, составляют постер на тему
« Хорошо- плохо» и защищают его.(10мин.)
2. Литературная викторина.(индивидуальная работа) (4мин)
-Какую улику нашли дети?
- Что на ней было написано?
- Какую страну называет Пашка?
Где Алиса встречала говорящие кустики?
-Какая была надпись на пластиковом пакете?
-А какие были остальные банки?
-Были ли еще друзья у Алисы, кроме Пашки?
-Как звали друга Алисы, у которого было шесть рук?
- Какое население было в Австралии и Новой Зеландии?
-Через какое время Алиса стояла у стойки в аэропорту Внуково?
- На чем она полетела в Сидней? За какое время?
- Как назывался летательный аппарат, на котором путешествовали Алиса и её отец?
- На чем она направляется на подводную базу?
-О чём Алиса спрашивает дежурную в подводной базе?
- Кто управлял Пегасом?
- Кого нашла девочка в заброшенной бухте?
-Как говорили о С.Иванове сотрудники?
-Что он сделал такого, что все были восхищены?
-Поймала ли его Алиса? За кем она гналась?
- Как поступили бы вы, на месте Алисы?
3 « Письмо Алисе» - работа в группах (пишут письмо), а затем каждая группа читает написанное письмо. (13мин)
V. Дом. задание.
Написать рассказ «Новые приключения Алисы» (1мин)
VI.Оценивание
Каждая группа оценивает работу другой группы с комментированием. (2мин)
VII. Рефлексия (3мин)
- Ребята, перед вами плакат на котором изображено звездное небо, ваша задача расположить на плакате звезды с пожеланиями. Если урок понравился, наклейте красные звезды, если было что –то непонятно зеленые, если же не понравился урок, желтые звезды.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Курченко Анна Владимировна, учитель начальных классов.

КИР БУЛЫЧЁВ.
«Путешествие Алисы»

Структура урока

Организационный момент. (слайд 2)

Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Все готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Настрой на урок (слайд 2)

На уроке будьте старательными

Говорите четко, внятно

Чтобы было все понятно.

Актуализация опорных знаний

Речевая разминка (слайд 3)

Их видимо – невидимо,

И кто их только выдумал –

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть – чуть поколдовали

И сделали цветок.

Е.Серова

Вы поняли, о каком цветке говорится?

Что ей помогло в этом?

Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две – с удивлением, остальные – загадочно.

Какой раздел мы с вами начали изучать? (слайд 4)

Что такое фантазия? (слайд 12)

Кто такой фантазер? (слайд 13)

Что такое фантастика (слайд 14)

Физкультминутка (слайд 15)

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

Изучение нового материала.

    Подготовка учащихся к восприятию материала .

Знакомство с биографией (слайды16- 24)

А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю.

Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр.

Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.

Мы прочитаем сегодня одну из таких историй.

    Работа над произведением . С. 150-157

    Словарная работа

Существо – существование

Восемнадцать девятнадцать – на девятнадцатом

Космокатер*

Иллюминатор*

Кают-компания*

Развевалась

Отсек*

прочитывают, дают толкование слов(*)

Чтение произведения

Работа над произведением:

Что вы хотите сказать о прочитанном?

Какой представили себе Алису?

Чем вас привлекает эта девочка? О каком приключении Алисы вы прочитали?

В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

От чьего имени ведётся рассказ?

Почему вы так решили? Что вы думаете о рассказчике?

Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале?

Изменилось ли их отношение потом?

Объясните?

Можешь ли ты сказать, что Алиса была находчивой, отзывчивой девочкой?

Почему?

Рефлексия

Закончите предложения:

Мне понравилось …

Мне запомнилось …

Мне захотелось …

Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?

Что бы ещё хотели сделать на уроке? О чём прочитать?

Спасибо за урок

Тема урока литературного чтения в 4-м классе
"Кир Булычев. "Путешествие Алисы"
1.Организационный момент..Сейчас мы посмотрим друг на друга улыбнёмся и пожелаем хорошей работы и отличных результатов.
Запоминай моя голова важные поступки, умные слова (поглаживают голову).
Ушки слушайте внимательно (массажируют ушки).
Глазки смотрите обязательно (моргают глазками).
Друг друга не перебиваем (грозят пальчиком),
Знаний много получаем (показывают руками).
2.Самоопределение к деятельности
-Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения. И я хочу его начать со слов одного французского писателя -философа Дени Дидро: . «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
- Согласны вы с этим выказыванием?
- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.
-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения,?- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?
(Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач?
(внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)
- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
-На прошлом уроке с каким произведением мы знакомились?
« Приключения электроника» Е.С.Велтистова.-Насколько хорошо Вы знаете произведение мы сейчас и проверим!!!
ТЕСТ на проекторе проверка на доске и в тетрадях
- Чему научил вас этот рассказ?
3.Актуализация знаний
Напомните как называется раздел в котором мы знакомимся с произведениями?
-СТРАНА ФАНТАЗИЯ
Сегодня мы продолжим путешествовать по этому разделу.
Послушайте слова К.Э.Циалковского«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...» (К.Э.Циолковский) Кто такой Циалковский?
Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос.
Как вы понимаете слова этого высказывания?
Вот как он сам объясняет свои слова:
« Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
-А какой праздник,связанный с космосом, совсем недавно праздновала вся страна???55-лет первого полёта человека в космос!
-Кто же был этим человеком?
!!!Внимание на экран-мультфильм «Тайна третьей планеты»
Кто из Вас знаком с этим мультфильмом?
Как зовут его главную героиню?
Кто написал историю о ней? КИР БУЛЫЧЁВ
Кто догадался с произведением какого писателя мы сегодня познакомимся?
Откройте учебники на стр 150
- Прочитайте заголовок.
Давайте сформулируем какова тема урока?
Тема урока: К. Булычева «Путешествие Алисы. (глава Кустики)»
- Какие цели урока мы поставим?
Цель урока:
-познакомиться с биографией и творчеством писателя, героями его произведений,
-разбирать непонятные слова
-проанализировать поступки и поведение героев
дать героям свою оценку
-подумать какую мысль хотел выразить автор в своём произведении
-развивать речь, уметь выражать свою мысль, пополнять словарный запас, делать выводы.
Знакомство с автором и его героями.
- А зачем люди исследуют космос?
Космические корабли помогают раскрыть тайны вселенной.
- Кир Булычев писатель-фантаст, который обращался к теме космоса.
- Что знаете о нем?
Презентация о К. БУЛЫЧЁВЕ.
Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.
Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия». Воображая себя исследователем он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги о экспедициях, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…
Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.
Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство». Начались исследования. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.
И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.
И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой
Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» и «Когда вымерли динозавры?» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений».
Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.
Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?
Писатель дал своему произведению название Кустики?
О каких кустиках пойдёт речь?
Может быть, вам поможет иллюстрация на странице 152-153. Рассмотрите внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ?
ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения для глаз Будем делать мы сейчас.Смотрим вверх и смотрим вниз, Смотрим вдаль и смотрим вблизь, И десяток раз моргнемИ зажмуримся потом.Если глазки устают -Упражнения спасут!
РАЗБОР НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
КосмокатерИллюминатор
Кают-компания
Развевалась
Отсек
Обыкновенные
Существо - существование
Алиса Селезнёва
Она из будущего, любит животных, её папа – космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей галактике.
4.Закрепление
- О каком приключении Алисы вы прочитали?
Определите литературный жанр?
- В чём необычность, фантастичность всего произошедшего?
- От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.
- Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
- Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните
- Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
Какой приём использует автор? олицетворение
5.Рефлексия.Итог урока
?С каким писателем мы сегодня познакомились?
?Что вы запомнили о Кире Булычёве?
? Понравился ли вам рассказ?
? Какие чувства пробудила у вас эта история?
? Были ли моменты, когда вам было страшно??Захотелось ли прочитать книгу целиком?
6.Домашнее задание.
Чтение,пересказ,составить план.