Уход

Методы и приемы обогащения словаря младших школьников. Обогащение словарного запаса учащихся в начальной школе Игра «В мире животных»

Разделы: Начальная школа

Актуальность опыта

В процессе модернизации содержания образования основной целью и результатами процесса обучения становится овладение различного рода компетенциями. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в деятельности учителя, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанном на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Ключевой образовательной компетентностью младших школьников является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Задачи, решаемые в опыте

  • Изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данному вопросу.
  • Разработать и описать технологию работы по обогащению активного словаря учащихся
  • Выявить результативность работы по обогащению словарного запаса школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Идея опыта состоит в изменении организации учебного процесса за счёт привлечения дополнительного материала, чёткого отбора языковых средств и использования активных приёмов отечественных методик, основанных на деятельностном подходе в рамках компетентностной технологии. Деятельностный режим организации учебной работы ориентирует учащихся на творческие работы и учебные проекты.

Способом организации обучаемого является субъективизация, так как именно в деятельности происходит формирование субъекта. Становление его личности и реализация её потенциальных возможностей. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьников в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности.

В основе методики обучения русскому языку, строящейся на субъективизации. Лежит традиционная система обучения. Но для обеспечения такого характера учебного труда, при котором существенно повышается уровень сознательности и активности школьника. В её содержание и организацию мною внесены определённые коррективы. Они призваны форсировать развитие естественной детской познавательной потребности.

Обогащение словарного запаса младших школьников можно назвать изменением содержания учебного материала, предусмотренного существующими УМК. Оно касается нескольких направлений. Первое из них – работа со словарными словами как с понятиями, чем обеспечивается новое качество, большая глубина осмысления и повышенная прочность освоения изучаемого языкового материала. Для этого процесс ознакомления с лексическим значением слова делится на два этапа. Каждый из них связан с уровнем знаний детей о конкретном предмете или явлении, обозначенном изучаемым словом. На первом этапе (уровне представлений) учащиеся формулируют значение слова. Исходя из имеющихся у них в данный момент знаний. На втором этапе (понятийный уровень) школьники получают более глубокие, систематизированные знания, оформленные в виде определения понятия. На уроке эта работа проходит как беседа-рассуждение учителя и учащихся и детей друг с другом. Второе направление – введение нового типа лексических упражнений, которые по своему содержанию и функциональному назначению выступают как комплексные интеллектуально-речевые. Им характерен специфический подбор, необычная компановка языкового материала и нетрадиционный подход к постановке заданий. Третье направление – увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока. Четвёртое направление – широкое вовлечение в содержание обучения текстов воспитательно-познавательного характера.

Важнейшей составной частью работы по формированию речевой компетентности младших школьников является словарная работа. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсу родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. В своей работе я предлагаю систему обогащения речи младших школьников лексическими средствами.

Основанием системы является уровневая структура языка. Методика лексической работы на уроках русского языка, на мой взгляд, должна включать в себя пять основных направлений:

  • толкование конкретной лексемы;
  • этимологический анализ слова;
  • синонимические связи;
  • антонимические связи;
  • фразеологические отношения.

Толкование лексемы

В объяснении значений слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объяснять значения слов. В связи с этим можно выделить три основных способа толкования лексического значения слова: наглядный, семантический, контекстуальный. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря русского языка. Надо, прежде всего, научить школьников пользоваться словарём, рассмотреть принципы, на основании которых строится определении слова. После того как учащиеся научатся находить объяснение значений слов с помощью учителя, необходимо чаще отсылать их к словарю для нахождения нужных сведений самостоятельно.

Этимологический анализ

Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств – сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Работа с синонимами

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами. В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах. Упражнений, направленных на активное усвоение детьми синонимических богатств русского языка, в учебных книгах представлено недостаточное количество. Круг синонимов школьной программой не определён. Поэтому, я считаю, каждый учитель должен сам планировать и осуществлять работу с синонимами.

На ранних этапах синонимы надо выбирать из числа понятийных, причём таких, которые часто употребляются в речи. Кроме учёта частотности употребления слов, входящих в синонимический ряд, на мой взгляд, должны приниматься во внимание и другие признаки:

– степень трудности синонимических слов в том или ином классе;
– степень их новизны;
– возможность активизации словаря учащихся.

Усвоение новых слов на основе чувственных образов невозможно, если использовать только уроки русского языка. Уроки изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и даже физической культуры и математики дают большие возможности в наблюдении явлений, обозначении их «своим» словом, сравнении этих явлений, выделении общего и отличительного. В свою очередь уроки русского языка и литературного чтения позволяют проводить наблюдение и анализ употребления синонимов в текстах.

В третьем классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.

Очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся является тема «Имя прилагательное» Имена прилагательные представляют собой обширный материал, использовать который можно для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Работу над синонимичными прилагательными я веду систематически и планомерно путем разнообразных упражнений.

Предлагаю много заданий, связанных с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Такая работа полезна для выбора слов с наиболее подходящим значением. Упражнения такого характера приводят к тому, что подбор синонимов при изложении не вызывает у учащихся серьёзных затруднений.

Значительно продвигает речевое развитие учащихся изучение глагола. Объяснить значение глагольных слов, раскрыть их многозначность мне помогает приём синонимизации. Работа над глагольной синонимикой, как и вообще над лексической синонимией, должна строиться в направлении расширения пассивного словаря ребёнка на уроках за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и всё более широкого перевода их из пассивного в активный словарь. Глаголы-синонимы в сознании ребёнка должны быть чётко ограничены от однокоренных слов, принадлежащих к разным частям речи. Понятие о глаголах – синонимах я закрепляю рядом упражнений, которые расположены в системе.

После данных упражнений начинается работа над использованием синонимов в речи. Предупреждению ошибок на неуместное использование слов посвящены упражнения, показывающие возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях.

Синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Ученики выполняют задание по редактированию предложений, устраняют повторяющиеся слова. Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

Далее рассматривается синонимия многозначных слов. Очень важно показать, что разные значения одного многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Выполняя задания этой темы, дети увидят, что синонимы нужны для более точного выражения мысли.

В четвёртом классе важно акцентировать внимание детей на использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на исправлении ошибок.

Работа над антонимией

Основным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами мне служит «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова.

Работу над антонимами я начинаю в первом классе и, усложняя, провожу постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. На начальном этапе теоретические сведения учащимся не сообщаю. В это время, термин «антонимы» заменяю термином «слова-противники» или «слова-враги», что значит – «слова, противоположные по смыслу»: день – ночь, длинный – короткий, входить – выходить.

Во втором классе я знакомлю учащихся с термином «антонимы». При введении данного понятия уместно вместе с детьми сравнить его со словом «синонимы». Это можно сделать следующим образом: Само слово антоним, наверное, напоминает вам другой термин, с которым мы уже знакомы, не так ли? Кто скажет об этом? (Слово антоним похоже на слово синоним . У них одинаковая вторая часть.) А вы знаете почему? (Нет.) Вторая часть этих слов-терминов онима – по-гречески означает – «имя», «слово». А если к этому еще добавить первую часть анти, что значит «против», «противоположный», то получится слово антоним.

На этом этапе важно обратить внимание учащихся на то, что не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша) –тяжелая; легкая (задача) – трудная; легкая (походка) – грузная; легкий (мороз) – сильный; легкая (музыка) – серьезная; легкий (сон) – глубокий. Учащимся предлагаю задания на распределение слов на антономические пары, затем на нахождение антонимов в текстах пословиц и стихотворений. В третьем классе при изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное» и «Глагол» ученикам предлагаются задания на подбор антонимов к разным частям речи.

Работа над фразеологией

Совместно со словарной работой на уроках русского языка веду работа над фразеологией. Причем работа эта ведётся не эпизодически, а в системе уже на ранней ступени обучения. В первом классе термин «фразеологизм» заменяю термином «крылатые слова», что значит слова, которые «как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя своего состава». Во втором классе, когда сущность подобных сочетаний будет более понятна детям, знакомлю их с «серьезным» лингвистическим термином, дав его в близкой младшим школьникам интерпретации.

Очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи. Для этого предлагаю учащимся самостоятельно составить предложения с фразеологическими сочетаниями. С одной стороны, этот прием помогает ученикам глубже понять переносный смысл этих сочетаний, а с другой стимулирует словесное творчество. Наиболее эффективным приёмом ознакомления с фразеологизмом – это осознание его значения в контексте. В третьем классе учащиеся продолжают наблюдать над значением крылатых выражений. Они подводятся к выводу, что устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы, упражняются в подборе фразеологизмов-синонимов. В это же время учащиеся знакомятся с фразеологизмами-антонимами.

В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но, в основном, работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Для восполнения этого недостатка мною разработана и апробирована программа кружка для учащихся второго класса «К тайнам слова» и для учащихся третьего класса «Путешествие в прошлое». Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над словом и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Общим для всех видов занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами. Для учащихся четвёртого класса разработан курс по выбору «Родное слово»

Данная система работы поможет учителю определить содержание и методику лексической организации в начальной школе, способствуя не только обогащению словаря школьника, но и совершенствованию навыка чтения и развития речи, создаст основу для последующей языковой практики, поможет не только прочно усвоить материал, но и заинтересовать детей, повысить внимание к слову. Первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников. Ключевой образовательной компетентностью младших школьников с ОВЗ является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

На уроках в классе, во внеурочной деятельности, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся с ОВЗ начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь обучающихся с ОВЗ часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Торощина Светлана Анатольевна, учитель

Кировское областное государственное

Общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

г. Советска»

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников. Ключевой образовательной компетентностью младших школьников с ОВЗ является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

На уроках в классе, во внеурочной деятельности, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся с ОВЗ начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь обучающихся с ОВЗ часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений . Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Новизна моего опыта заключается в изменении организации учебного процесса за счёт привлечения дополнительного материала, чёткого отбора языковых средств и использования активных приёмов отечественных методик, основанных на деятельностном подходе в рамках компетентностной технологии. Деятельностный режим организации учебной работы ориентирует учащихся на творческие работы.

В основе обогащения словарного запаса лежит традиционная система работы со словарём, но в её содержание и организацию мною внесены определённые коррективы. Они призваны форсировать развитие естественной детской познавательной потребности.

Как на уроках чтения, так и на уроках русского языка обязательным компонентом является словарная работа.

Общие требования к проведению словарной работы:

  1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как и в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Как показали исследования В.А. Сумароковой, для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа – 2-3, для учащихся старших классов – 3-5 .
  2. Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.

Я предлагаю такие темы: «Квартира», «Одежда», «Магазин» и т.д. (Приложение 1) . Затем составляем рассказы уже по изученным словам. Здесь возможны варианты: дети сами составляют рассказы, либо учитель читает рассказ, а дети должны выписать те слова которые учили.

  1. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно записывается и прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух, так мы реализуем одновременно звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей визуалов (то есть, тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух). Далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей; затем слово ещё раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке русского языка или в некоторых случаях на уроках развития устной речи.

В работе с новым словом я использую такие приёмы как: написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, а слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

Образное представление словарного слова: картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта.

Конечно не всегда и не все слова можно нарисовать, в таком случае я использую аудиальную «подсказочку», т.е. связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звуковое звучание со словарным. Например, Кост я в кост юме. Бе лая бе рёза и т.д.

Если слово русское по происхождению, то возможно обратиться к его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. Например: платье, платок. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом? Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЬ, что означает «кусок материи» .

  1. Объяснение значения слова – это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

В своей работе использую следующие приёмы объяснения слов:

  • показ предмета или действия (мышка живёт в норке), показ изображения предмета (булавка);
  • полное логическое определение (работа с толковым словарём);
  • рассказ о предмете или явлении (гроза);
  • пояснение нового слова с помощью примеров, сравнение (сильная воля и упрямство);
  • подбор синонимов;
  • введение непонятного слова в понятную фразу (барьер – лошадь перепрыгнула через барьер);
  • обращение к составу слова;
  • подведение частного под общее (слон - травоядное животное);
  • расчленение общего на частные (городской транспорт – автобус, такси...);
  • использование мимики;
  • раскрытие понятия в ходе экскурсии (кучевые облака).

Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий:

  • составить предложение со словами (трава, дрова, птичка…);
  • образовать другие части речи от слов (почтенный, диво…);
  • подобрать однокоренные слова (стряслась, понеслась, …);
  • заменить данные слова близкими по смыслу;
  • заменить данные слова противоположными по смыслу.
  1. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задаётся учителем и разбирается на уроке с учётом того, что дети узнали на экскурсии, из передач по телевидению, на других уроках. Любые приёмы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
  2. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатываясь правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мёртвым грузом или же быстро забывается.

Таким образом, работа по обогащению словарного запаса младших школьников с ОВЗ имеет серьёзное значение для развития психики, успешного включения в сферу общения с окружающими, формирования речевой компетентности.

Список литературы

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе [Текст]/ А. К. Аксенова - Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]/ Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  3. Ильина, С. Ю. Методическое руководство к учебнику «Книга для чтения» для 2 класса специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида [Текст]/ С. Ю Ильина – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 2 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы [Текст]/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,

2013. – 200 с.

5. Соболева, А.Е., Кондратьева, Н.Н. Русский язык с улыбкой [Текст]/ А.Е. Соболева, Н.Н. Кондратьева. – М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007 – 64с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Улица:

улица, аллея, фонтан, здание, завод, фабрика, аптека, библиотека, метро, памятник, канава, песок, овраг.

Квартира:

Квартира, адрес, лестница, коридор, комната, кровать, диван, кресло, табурет, мебель, предмет, порядок, шифоньер, стеллаж, картина, портрет, коллекция.

Одежда:

одежда, пальто, варежки, свитер, карман, ботинки, сапоги, валенки, платок, комбинезон, костюм.

Магазин :

магазин, витрина, касса, чемодан; рисунок, фломастер, карандаш, альбом, пенал.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.

«Родной язык - это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных. Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945 г. Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать чувство слова».

На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой.

Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления - это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Овладение языком - процесс творческий. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-дошкольный и школьный периоды.

В дошкольном, а порой и в школьном возрасте язык усваивается стихийно, в речевой деятельности. Стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Следовательно, перед школой стоит ряд задач. Задачи по развитию речи детей сформулированы М.Р. Львовым Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.. Во-первых, в школе происходит усвоение литературной языковой нормы. Во-вторых, в школе учащиеся овладевают навыками чтения и письма и вместе с ними - особенностями устной и письменной речи. И, наконец, третье направление работы школы по развитию речи - это совершенствование культуры речи.

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи младших школьников. Наряду с такими качествами как правильность, логичность, точность, развитая речь характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью. Однако развитие речи нельзя сводить к обучению умелому использованию средств языка. В чём же тогда состоит работа учителя по совершенствованию детской речи? Чтобы совершенствование собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений: а) над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать: мысли, чувства, возникающие у детей,- это потенциальные предметы их речевой деятельности; б) над осознанием школьника системы языка, назначением различных языковых единиц, правил их функционирования, обогащением арсенала средств, используемых детьми; в) над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать мысли; г) над умением отбирать содержание высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом.

Обогащение лексического запаса детей идет в неразрывном взаимодействии с развитием речи. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Характеризуя речевую деятельность, нельзя не сказать о её видах.

В 70-80 годы под влиянием лингвистики и психолингвистики в методике стали определяться новые подходы к работе по развитию речи школьников. Появилось глубокое убеждение, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе - такая система не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний. Интересными, отражающими современный подход к работе над речью младших школьников являются книги «Речь. Речь. Речь» Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1990. и «Речевые секреты». Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1992. В них в яркой увлекательной форме представлен богаты теоретико-практический материал, который учитель с успехом может использовать.

Конкретное содержание работы в том или ином классе определенно новой программой курса «Речь и культура общения». Речь и культура общения / Начальная школа, 1990. №8. Разработка проблемы продолжается. На повестку дня в исследовательском плане поставлен вопрос о пересмотре всего курса русского, о придании ему более выраженной речевой или коммуникативной направленности. Признание психологами того факта, что речь теперь является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельности положило начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиции теории речевой деятельности. Сначала этот подход определили применительно к русскому языку как иностранному (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.), а сравнительно недавно, стали разрабатываться в методике обучения русскому языку как родному (В.И.Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, А.Ю Купалов). Реализация данного подхода и должна обеспечить более успешную работу по развитию речи.

Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения - развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи» Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.. Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:

Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

Развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

Формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Младшим школьникам очень трудно дается освоение этих слов. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

В среднем взрослый человек использует для ежедневного общения около 3 тыс. слов. Однако его словарный запас состоит примерно из 20 тыс. слов. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспевает в жизни.

Американский педиатр Сюзен Канизарес, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, считает, что чем больше ребенок знает слов, тем выше вероятность того, что он быстрее начнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе и, в результате, из него вырастет человек с высоким интеллектом.

По подсчетам Канизарес, в возрасте 2-3 лет ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запас увеличивается до 500 - 1,2 тыс. слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5 -2 тыс. слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу, обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов (от 3000 до 7000 слов). Потребность в общении определяет развитие речи.

Министерство образования республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

"Юлъяльская начальная школа"

Обогащение словарного запаса младших школьников

учителя начальных классов

Севодняевой Эльвиры Николаевны

с. Юлъялы

Одобрено методическим объединением

учителей начальных классов

Дата ______________________

Председатель _____________ (___________________)

расшифровка подписи

Директор школы __________(____________________)

расшифровка подписи

План:

Введение.

1. Обогащение словарного запаса учащихся.

2. Организация процесса обогащения словарного запаса учащихся.

1) Принципы методики обогащения словарного запаса учащихся.

2) Приемы семантизации слов.

3) Словарно-семантические упражнения.

3. Место словарно-семантической работы на уроках русского языка.

4. Организация работы по обогащению словаря учащихся.

1) Работа со словарями.

2) Изучение синонимов.

3) Изучение антонимов.

4) Работа над фразеологизмами.

5) Работа с пословицами и поговорками.

6) Выполнение различных видов творческих работ.

Заключение.

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами. (А. Шибаев.)

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. (К. Паустовский.)

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся. Слово в программе начальных классов рассматривается в лексическом и грамматическом плане.

На протяжении всех четырёх лет обучения должно придаваться большое значение словарной работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики, состава слова и правописания. Теоретических сведений по лексике учащимся начальных классов не сообщается. На материале уроков чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают предметы, явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется их словарный запас. Во втором классе детям дается представление о составе слова. В третьем классе изучается состав слова полностью и осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, со значениями наиболее распространенных суффиксов и приставок. На основе изучения состава слова усваивается правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных корня. В третьем классе дети овладевают способами проверки: изменением формы слова, подбором однокоренных слов. От класса к классу усложняется и языковой материал – даются слова с более сложной морфологической структурой, относящиеся к разным частям речи.

В ходе изучения состава слова и частей речи проводятся упражнения лексического характера по усвоению разнообразных значений слов, относящихся к разным частям речи, и правильному, точному, уместному их употреблению в предложениях, словосочетаниях; а также словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. При отборе слов следует учитывать следующие критерии:

1) практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности учащихся в процессе овладения литературным курсом;

2) частотность употребления слова, т. е. регулярное использование его в речевой практике школьников в связи с изучением программного материала;

3) семантическая доступность слова - критерий, требующий учитывать способность осмыслить сущность явления, которое обозначается словом;

4) качественная полноценность слова со стороны семантической, эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и орфографической.

Поклассные алфавитные словники помогут организовать и орфоэпическую работу со словом. В них содержатся сведения о правильном произношении и ударении слов, включается информация об образовании некоторых грамматических форм, вызывающих затруднения, у учащихся.

Словарная система языка отличается от других систем (фонетической и грамматической), во-первых, неисчислимостью своих единиц, во-вторых, постоянной их изменчивостью в связи с семантической, словообразовательной и стилистической подвижностью лексики.

Словарный фонд языка огромен, но он практически не употребляется говорящими во всем его объеме. Говорящие используют лишь часть словарного состава языка в зависимости от степени образованности и степени овладения культурой. В обиходной речи говорящие обычно используют около 3 000 слов.

Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение всей жизни человека. Тем более эта задача недостижима в школе. Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса у ученика, тем речь его богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов, над которыми целесообразно работать на уроках русского языка. Реализация этой идеи наталкивается на ряд трудностей: не изучен в достаточной мере словарный запас учащихся, с которым они приходят в школу; имеет место значительный разброс в объеме словарного запаса учащихся одного возраста; в речи учащихся встречаются диалектные и просторечные слова.

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся в основном определялось: лексикой упражнений учебников, текстами изложений, темами сочинений. По отношению к ним разрабатывались методы работы над семантикой слов и их употреблением в речи. Эта работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, но его совершенствование в данном случае происходит нецеленаправленно и полностью зависит от субъективности в отборе текстов авторами учебников и сборников изложений.

Методисты русского языка осознавали указанный недостаток и искали пути его преодоления. Учитывая необходимость в отборе слов для словарной работы, одни ученые за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов называем грамматико-орфографическим направлением в словарной работе, а второй – семантическим.

Большое внимание грамматико-орфографической работе уделялось в 50-е годы, когда перед школой прежде всего ставилась задача повышения орфографической грамотности. Составлялись списки слов, распределенных по грамматическим и орфографическим темам. Эти слова рекомендовалось использовать при подготовке к сочинениям. В силу односторонней грамматико-орфографической направленности в подборе слов лексическая подготовка к сочинениям оказывалась неадекватной ни теме, ни жанру, ни стилю связного высказывания.

Семантическое направление отражает тематический подход к отбору слов. Это направление усиливало свое влияние в годы, когда ставилась задача формирования не только правописных, но и речевых навыков. В советской методике у истоков этого направления были М. А. Рыбникова, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, П. М. Петрова, М.П.Каноныкин. Слова, отбираемые по смысловым темам и лексико-семантическим группам, предназначались для лексической подготовки к сочинениям и решали эту задачу лучше, так как были лишены грамматико-орфографической односторонности, свойственной первому направлению.

Открытие системного характера лексики обосновывает перспективность семантического направления в отборе слов для обогащения словарного запаса учащихся. Еще в XIX веке лингвисты Н. В. Крушевский и М. М. Покровский обратили внимание на ассоциативно-семантические связи слов. Дальнейшие исследования системного характера лексики привели к открытию семантических связей слов - семантических полей слов. Анализ лексики по семантическим полям выявил смысловые группы слов в кругу разных частей речи и лексико-семантические группы слов в кругу одной и той же части речи.

Дальнейшие исследования системного характера лексики привели к созданию теории лексической парадигмы, по которой то или иное слово группирует вокруг себя смысловые (тематические) слова, родственные слова, слова, находящиеся в лексико-семантических связях, - синонимы и антонимы. Из этих частей лексической парадигмы для обогащения словарного запаса учащихся наибольшее значение имеют смысловые (тематические), лексико - семантические группы слов и слова-синонимы, поэтому отбор слов должен вестись по этим трем группам.

Думаю, что большинство педагогов считают, что умение говорить четко, правильно, ясно излагать свои мысли, использовать в речи яркие образные выражения, это необходимое умение, которым дети должны овладеть в школе. Именно на формирование и совершенствование навыка правильной речи направлена работа учителей на уроках риторики, русского языка, литературного чтения. Одно из главных мест в этой работе занимает работа по обогащению словаря школьников.

Что же подразумевается под развитием речи младших школьников? Это систематическая работа над уточнением представлений ребят о словах, их происхождении, знакомство с новыми словами и активному включению этих слов в лексикон учащихся, совершенствованию словообразовательных навыков. Нужно учить ребят вдумчиво использовать слова и их формы, формировать умение грамотно оформлять свои мысли в предложениях.

В этой статье и презентации описываются приемы работы по обогащению и активизации словаря младших школьников , используемые мной на логопедических занятиях. Условно ее можно представить несколькими блоками.

1. Уточнение смысла слова, его семантики;

2. Использование нового слова в собственной речи;

3. Осознанному выбору подходящей формы слова.

Приемы обогащения и активизации словаря

Работая над увеличением словарного запаса у учащихся, учитель одновременно решает две задачи: количественное и качественное его обогащение. Рост словарного запаса в количественном объеме немыслим без его качественного улучшения. Увеличить словарь школьников в количественном отношении можно при чтении текстов, привлекая внимание учеников к тем словам, которые им неизвестны. Например: читая стихотворение Е. Стюарт «Весна пришла», нужно обратить внимание учеников на слова карнизы, недужится. Объяснить этимологию этих слов.

Стоит привлечь внимание ребят к словам, имеющие несколько значений, особенно с переносными значениями слов. Эта работа направлена на обогащение количественного состава словарного запаса и помогает детям глубже понять значение слова и механизм возникновения его переносного значения.

Пользуясь приемом привлечения внимания учеников к малоупотребимым словам, учитель меняет словарный запас детей не только в количественном, но и в качественном объеме. Однако знание детьми определенных слов не всегда выражается в использовании их в самостоятельной речи младшего школьника. И учителя понимают, что если ребенок не может употребить слово, с которым он познакомился недавно, то это говорит о том, что он его не усвоил. Усвоение слова приходит с опытом составления предложений, с развитием умения употребить слово в зависимости от соседства с другими словами, от цели высказывания. Избавить ребенка от большого количества ошибок в речи помогут упражнения направленные на употребление новых слов в различных контекстах.

Таким образом, конечной целью работы по обогащению словаря младших школьников является использование детьми слов в собственных высказываниях. Активную и пассивную часть словаря выделяют в речи каждого носителя языка с точки зрения употребления слов в речи. Основное отличие активного словаря от пассивного проявляется, прежде всего, в уровне владения словом. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. Если ученик осознаёт значение слова, умеет правильно сочетать его с другими словами и уместно употреблять в своей речи, значит, данное слово входит в его активный словарный запас. Если же слово в сознании ученика соотносится с реалией или понятием, и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), но не умеет правильно употребить или не употребляет в речи, то такое слово входит в пассивный словарный запас учащегося.

В детском возрасте границы между активным и пассивным словарём в словарном запасе довольно подвижны: активный словарь увеличивается не только за счёт новых слов, но и за счёт перехода пассивных слов в активный словарный запас.

Задача учителя помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, тем самым переводя их в активный словарный запас.