Уход

Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения). Сочинение «народный заступник — гриша добросклонов» (по поэме «кому на руси жить хорошо» некрасова) Описание гриши кому на руси жить хорошо

Один из центральных персонажей поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Гриша Добросклонов, характеристика которого имеет решающее значение для понимания произведения. Григорий – молодой юноша, “отмеченный божьим талантом”: он имеет дар вести за собой людей, его слова несут правду, которой так не хватает простому русскому мужику. Цитаты, характеризующие образ героя, вы найдёте в нашей статье.

Характеристика образа Гриши Добросклонова

Григорий не похож на остальных крестьян – его ум и восприятие мира выходят далеко за пределы крестьянского быта, забот и повседневной жизни. Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее. Но Григорий понимает гораздо больше остальных, он жаден к знаниям, дальновиден, чрезвычайно талантлив. Гриша слагает песни, воспевающие труд простого народа, повествующие о тяжести крестьянского труда и быта, славящие свою Родину. Образ матери и родины для Гриши стал единым. Песнями своей матушки мальчик спасается вдали от дома, когда учится в семинарии: “Запомнил Гриша песенку и голосом молитвенным тихонько в семинарии, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал — тужил о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей”.

Песня спасает человека в сложные времена, об этом Гриша знал с самого детства, поэтому своим орудием в борьбе с злоключениями судьбы выбрал именно её.

Гриша и его семья

Отец Григория – сельский дьячок Трифон – любитель беззаботной жизни. Он мало заботится о сыновьях, выпивает, хвастается талантливыми детьми. Его жена Домна была заботливой хозяйкой, старалась изо всех сил накормить детей, работала на износ. Из-за этого она умерла молодой, её жизнь была тяжела и горька. Гриша и его брат Савва помогают односельчанам по хозяйству, за что те кормят детей. “У Гриши — кость широкая,
но сильно исхудалое лицо…” – мальчик мог бы быть крепким здоровым юношей, подобно русским богатырям, если бы не условия его тяжелейшей жизни. Заботами крёстного и соседей дети выживали, несмотря на бедность, пьянство отца и отсутствие материнской любви. Учёба в семинарии даётся мальчику нелегко, также, как и вся его жизнь. Учение для Гриши – в удовольствие, но постоянное недоедание, отсутствие уюта, нормальных условий, строгость и безразличие окружающих делают учёбу тяжёлым периодом жизни мальчика.

Значение образа Гриши Добросклонова в произведении

Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкое
народного заступника, чахотку и Сибирь”. Цитатная характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей с лучшему, доброму, мудрому. Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения. За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень по-этично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши — оптимистически настроенного борца, тесно свя-занного с народом и верящего в его великое и светлое будущее.

Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дья-чок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, — «батрачка безответ-ная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день». Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была «кормилицей». Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью.

Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим чело-веком, он ясно видел лишь две дороги:

Одна просторная Дорога — торная. Страстей раба...

По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль «о жизни искренней». Это дорога бездушья и жестокости, поскольку «за блага брен-ные» там кипит «вечная, бесчеловечная вражда-война».

Но есть и вторая дорога: Другая — тесная, Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд...

Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «оби-женными». Это дорога народных заступников, революцио-неров, и Гриша не одинок в своем выборе:

Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути...

Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появле-нии таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Гле-ба и «несчастного Якова». Материал с сайта

Нет крепи — Глеба нового Не будет на Руси!

Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он — поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила — это «совесть спокойная, правда живу-чая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные».

Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастли-во живет на Руси, но и является олицетворением понима-ния Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после отмены крепостного права. Главной его целью при этом было показать, что ничего в жизни крестьян не изменилось. Как были они зависимы от помещиков, так и остались. Чтобы стать свободным, нужно было выплатить хозяину большие отступные деньги, а где их взять бедному крестьянину? Так и продолжали мужики и бабы ходить на барщину и платить непомерный оброк.

Николаю Алексеевичу было больно смотреть на униженное положение бедняков. Поэтому в своей поэме он вводит образ народного заступника Гриши Добросклонова.

Впервые с Добросклоновым мы встречаемся в главе «Доброе время – добрые песни». Это молодой человек, который «лет пятнадцати…твердо знал уже, что будет жить для счастия убитого и темного родного уголка». Даже фамилия этого героя говорит сама за себя: склонность к добру.

Создавая этот образ, поэт стремится показать в нем общественного деятеля с прогрессивными взглядами. Григорий Добросклонов близок простому народу тем, что также испытал голод и нужду, несправедливость и унижение.

В одной из песен, которые поет Гриша, говорится о двух путях переустройства общества. Одну дорогу, «просторную, страстей рабу», выбирает «к соблазну жадная толпа», другую, «тесную, дорогу честную», выбирают лишь «души сильные, любвеобильные, готовые защищать угнетенных». Здесь же звучит призыв ко всем прогрессивным людям:

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Будь первый там.

Но второй путь очень сложен. Его выбирают люди с твердым характером и упорной волей. Таков Григорий:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Несмотря ни на что юноша верит в светлое будущее России. Через песни он пытается воздействовать на интеллигенцию, с тем чтобы та проснулась и начала защищать простой народ.

А в песне «Русь» лирический герой обращается ко всем простым людям с надеждой, что те в скором будущем выберут более действенный путь искоренения поработителей и угнетателей:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Сам Григорий называет эту песню благородным гимном, в котором воплотилось «народное счастье». Народ могуч и велик.

Когда он проснется, страна превратится в могучую державу. Именно в народе видит автору силу, способную изменить устоявшееся положение вещей:

Рать подымается-

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Следовательно, образом Гриши Добросклонова автор показывает пути к достижению счастья. Он считает, что счастлив может быть только тот, кто борется за интересы всего народа. Также Некрасов создает программу действий для тех, кто выбрал путь народных заступников.

Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами. Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество - возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу. Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан…

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» - главном произведении его жизни - центральном образом становится народный поэт Гриша Добросклонов. Эту поэму Некрасов так и не закончил - помешала неизлечимая болезнь, симптомы которой он почувствовал в 1876 году, когда работа была в самом разгаре. Но умирающий поэт в течение последних месяцев невыносимых мучений все-таки писал последние песни.

Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне, изображенные поэтом, проявляют себя настойчивыми искателями истины. Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных … сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси» .

Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними» , и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.

Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький» , «убогонький» , много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси - он просто не сможет выдержать непосильного труда. Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.

Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения - главе «Пир на весь мир» - появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов. Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.

Гриша - выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть. Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже» , за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.

В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего». В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии - Николая Добролюбова. Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов - борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.

Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным. Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника» , но при этом - «чахотку и Сибирь» . Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.

Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку. Только «души сильные, любвеобильные» , по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа. Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» - автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье. Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Само появление Гриши как действующего лица служит в общей концепции главы «Пир на весь мир» залогом нарастания и грядущей победы новых начал. Заключительная глава поэмы «Доброе время — добрые песни» связана полностью с его образом. Народ расходится по домам. Доброе время в его жизни еще не наступило, веселых песен он еще не поет,

Еще конец страданию

Народному далек,

Еще далеко солнышко,

но предчувствие этого освобождения пронизывает главу, придавая ей бодрый, радостный тон. Не случайно действие развертывается на фоне утреннего пейзажа, картины восхода солнца над простором волжских лугов.

В корректуре «Пира...», подаренной Некрасовым А. Ф. Кони, заключительная главка имела заголовок: «Эпилог. Гриша Добросклонов». Очень важно, что финал последней главы сюжетно незавершенной поэмы Некрасов рассматривал как эпилог, как логичное завершение ее основных идейно-смысловых линий, притом возможность этого завершения связывал с фигурой Григория Добросклонова.

Вводя в финальную главу поэмы образ юноши Гриши Добросклонова, автор давал выношенный размышлениями и опытом всей жизни ответ на вопрос, во имя чего должен жить человек и в чем состоит его высшее назначение и счастье. Тем самым получила завершенность этическая проблематика «Кому на Руси жить хорошо». В предсмертном лирическом цикле «Последние песни», который создавался одновременно с главой «Пир на весь мир », Некрасов высказывает непоколебимое убеждение, что высшим содержанием человеческой жизни является альтруистическое служение «великим целям века»:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет... («Зине»)

К этому типу людей, всецело отдающих свою жизнь борьбе «за брата человека», по замыслу Некрасова, принадлежит и Гриша Добросклонов. Для него нет большего счастья, чем служение народу:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Он живет во имя того, чтобы землякам его

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Как и героя стихотворения «Памяти Добролюбова», Некрасов относит Гришу к тому типу «особеных», «отмеченных / Печатью дара божьего» людей, без которых «заглохла б нива жизни». Данное сопоставление не случайно. Общеизвестно, что, создавая образ Добросклонова, Некрасов придал герою отдельные черты сходства с Добролюбовым, человеком, умевшим находить счастье в борьбе за «великие цели века». Но, как уже говорилось выше, рисуя нравственно-психологический облик Добросклонова, Некрасов опирался не только на воспоминания о великих шестидесятниках, но и на факты, которые давала ему практика революционно-народнического движения 70-х годов.

В задуманном художественном образе юноши Григория Добросклонова поэт и хотел воплотить особенности духовного облика революционной молодежи этого времени. Ведь это о них в поэме строки:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути.

Это ведь им «судьба» не готовила, а уготовила (как в прошлом Добролюбову и Чернышевскому) «чахотку и Сибирь». К этим людям, отмеченным «печатью дара божьего», приравнивает Некрасов и Гришу Добросклонова: «Как ни темна вахлачина», но и она

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

И видимо, на определенном этапе работы над «Эпилогом» Некрасов написал знаменитое четверостишие о будущем героя:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Нельзя забывать и о лирической основе образа Гриши. Борьбу за «долю народа, / Счастье его» Некрасов воспринимал как свое личное, кровное дело. И в годину мучительной

болезни, беспощадно казня себя за недостаточное практическое участие в этой борьбе («Песни мне мешали быть борцом... »), поэт, однако, находил опору и утешение в сознании того, что его поэзия, его «кнутом иссеченная Муза» помогает движению к победе. Не случайно и Гришу автор «Кому на Руси...» сделал поэтом. В образ юного героя поэмы он вложил лучшую часть самого себя, в его сердце — свои чувства, в его уста — свои песни. Эту лирическую слитность авторской личности с образом юноши — поэта особенно хорошо выявляют черновые рукописи главы.

Читая «Эпилог», мы подчас уже не различаем, где Гриша, а где автор-повествователь, великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. Попробуем отделить Гришу от Некрасова, результат от намерения и, пользуясь только текстом поэмы (включая и черновые варианты), вглядеться, каким же предстает на страницах «Эпилога» поэмы сын дьячка-выпивохи Трифона и труженицы Домны семнадцатилетний семинарист Гриша Добросклонов. Некрасов говорил, что «своеобразность» его поэтического творчества состоит в «реальности», опоре на факты действительности. И мы помним, что из своих охотничьих поездок в глубинку России поэт привозил немало сюжетов. В 1876 году Некрасов уже не ездил на охоту, не беседовал у костра с окрестными мужиками, но и прикованный к постели, он все-таки стремился «держать связь» с миром, опираться на какие-то реальные факты.

Побеседовав с вахлаками, Гриша на весь остаток ночи уходит «в поля, в луга» и, будучи в приподнятом состоянии души, сочиняет стихи и песни. Вот увидел идущего бурлака и сочинил стихотворение «Бурлак», в котором от души желает этому труженику, возвращающемуся домой: «Дай бог дойти и отдохнуть!» Сложнее с «песней» «В минуты унынья, о родина-мать!», представляющей пространное размышление об исторических судьбах России с древних времен до современности, написанное в традициях гражданской лирики некрасовской поры и вполне бы закономерно прозвучавшее в сборнике стихов Некрасова. Но с образом выросшего в селе Большие Вахлаки семнадцатилетнего Гриши никак не вяжется архаизированная гражданская лексика стиха («сопутница дней славянина», «русская дева», «влекут на позор»). И если Н. А. Некрасов в итоге своего жизненного и творческого пути пришел к выводу, что

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином,

то вскормленный темной вахлачиной Гриша Добросклонов этого никак не мог знать. А ключевой для понимания сущности образа Гриши является песня, которую братья-семинаристы Гриша и Савва поют, уходя с вахлацкого «пира»:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

О каком же «честном деле» молятся Богу юные семинаристы? Слово «дело» в те времена имело и революционный подтекст. Так что же, Гриша (и Савва тоже) рвется в ряды революционных борцов? Но ведь здесь слово «дело» поставлено рядом со словами «жизнь трудовая». А может быть, Гриша, который в будущем «порывается» в Москву, «в новорситет», мечтает стать «сеятелем знанья на ниву народную», «сеять разумное, доброе, вечное» и просит у Бога помощи в этом честном и трудном деле? Что больше ассоциируется с мечтой Гриши о «честном деле», карающий меч «демона ярости» или призывная песня «ангела милосердия»?

А. И. Груздев, в процессе подготовки 5-го тома академического издания Некрасова тщательно изучавший рукописи и все материалы, связанные с «Пиром...», пришел к выводу, что, рисуя образ Гриши, Некрасов все более освобождал его от ореола революционности и жертвенности: вычеркнуто четверостишие про чахотку и Сибирь, вместо «Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет» появилась строка «Что будет жить для счастия... ».

Так что «честное дело», которому мечтает посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов, все более становится синонимом «самоотверженного труда на просвещение и благо народа».

Итак, счастливый человек в поэме изображен, хотя мужикам-правдоискателям не дано этого знать. Гриша счастлив, счастлив мечтой, что он своей жизнью и трудом внесет хоть какой-то вклад в дело «воплощения счастия народного». Думается, что текст главы не дает достаточных оснований для того, чтобы трактовать образ Гриши Добросклонова как образ юноши-революционера, что в некрасоведении стало почти тривиальным. Но дело, видимо, в том, что в сознании читателя этот образ как-то двоится, ибо существует некий зазор между персонажем Гришей — парнем из деревни «Большие Вахлаки» (юным семинаристом с поэтической душой и чутким сердцем) и несколькими авторскими декларациями, в которых он приравнивается к категории «особенных людей», отмеченных «печатью дара божьего», людей, которые «звездой падучею» проносятся на горизонте русской жизни. Эти декларации, видимо, идут от первоначального намерения поэта нарисовать образ революционера, вышедшего из недр народных, намерения, от которого Некрасов постепенно отходил.

Так или иначе, но образ Гриши Добросклонова как-то выпадает своей контурностью и бесплотностью из образной системы эпопеи, где каждая, даже вскользь мелькнувшая фигура зрима и осязаема. Эпическую недорисованность образа Гриши нельзя объяснить ссылкой на свирепость цензуры. Есть непреложные законы реалистического творчества, от которых не мог быть свободен даже Некрасов. Он, как мы помним, придавал большое значение образу Добросклонова, но при работе над ним поэту не хватало «реальности», непосредственных жизненных впечатлений для художественной реализации задуманного. Как семи мужикам не дано знать о счастье Гриши, так и Некрасову не дано было действительностью 70-х годов «строительного материала» для создания полноценного реалистического образа «заступника народного», вышедшего из глубин народного моря.

«Эпилог. Гриша Добросклонов», — написал Некрасов. И хотя «Эпилог» Некрасов связывал с Гришей, позволим себе, отделив Некрасова от Гриши, эпилог, итог всей эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» связать с голосом самого поэта, сказавшего последнее слово своим современникам. Как будто странно, что у эпической поэмы — лирический финал, две исповедальные песни умирающего поэта: «Средь мира дольного...» и «Русь». Но этими песнями Некрасов сам, не скрываясь за созданными его пером героями, стремится дать ответ на два, пронизывающие поэму от начала до конца вопроса: о понимании счастья человеческой личностью и о путях к народному счастью.

Лишь высокогражданское, а не потребительское отношение к жизни может дать человеку ощущение счастья. Думается, что обращенный к демократической интеллигенции призыв Некрасова сыграл свою роль в формировании ее гражданского сознания.