Дети

Артиллерия и бронетехника. Музей военной техники «Боевая слава Урала»

Всего в том году на Кировском заводе в Челябинске производилось шесть типов танков и самоходных орудий на их базе. Только тяжелых танков KB, ИС и самоходных установок в течение года кировцы дали 1423 машины. Для сравнения заметим, что "тигров" за всю войну немецкая танковая промышленность выпустила 1348.

Танк ИС-2 вскоре стал грозой для немецких танкистов. Могучая машина с прочной броней и очень сильным вооружением неизменно выходила победителем из всех схваток с немецкими танками.

"..Я впервые наблюдал их в сражении, - пишет о действиях танков ИС Маршал Советского Союза К С. Москаленко , вспоминая обстоятельства отражения одного из контрударов противника в апреле 1944 года.

Они были менее маневренны, чем Т-34, но как великолепно действовали эти мощные боевые машины! Спокойно, уверенно выведя танки из укрытий, экипажи останавливали их, не торопясь прицеливались и производили выстрелы. После каждого выстрела проверяли результат и затем все так же спокойно, не спеша, уводили машины в укрытие. Совершив маневр, они вновь появились, и все началось сначала. И в этой методичности работы машины, в спокойной уверенности ее экипажа, который как бы священнодействовал на поле боя, было столько мощи, неотвратимо несшей гибель врагу!..

Свыше половины из 68 подбитых и уничтоженных в боях 20 апреля танков противника было на счету экипажей ИС. У нас в тот день вышел из строя один танк ИС. Как мне доложили, его броня выдержала более 20 прямых попаданий вражеских снарядов. Он был немедленно отбуксирован в тыл, и в течение нескольких дней, пока его ремонтировали, на него приходили посмотреть восхищенные солдаты и офицеры наших ближайших частей.

А так как возле нашего танка оказался и один из подбитых фашистских "тигров", то, естественно, здесь же со знанием дела производилось сравнение. Оно было не в пользу вражеской техники".

И далее К. С. Москаленко рассказывает, как один из пленных немецких танкистов спросил, нельзя ли узнать, из какого оружия была пробита броня его танка. - Почему же нельзя? Можно, - ответил начальник разведывательного отдела армии полковник С. И. Черных и приказал конвоиру показать пленному наш танк ИС. Немецкий танкист дважды обошел вокруг машины, рассказывал потом конвоир, осмотрел вмятины от попаданий вражеских снарядов и, сосчитав их, удивленно покачал головой. Потом заглянул в дуло танковой пушки и тяжело вздохнул. Когда его привели обратно к полковнику Черных, пленный заявил:

Мы слышали, что у русских имеются тяжелые танки, но нас уверяли, что верхом совершенства является наш "тигр". Теперь же не знаю, что и сказать. Ваш танк обладает многими преимуществами по сравнению с нашим. Перед обладателями такого оружия можно только снять шапку.

С насыщением танковых войск Красной Армии этими машинами - а их за короткий срок было выпущено в два раза больше, чем KB - началось формирование гвардейских тяжелых танковых бригад и отдельных танковых полков прорыва. Действуя на направлениях главного удара, эти формирования своим огнем и броней прорывали любую оборону врага. Это были действительно танки прорыва, они наводили ужас на фашистов, вынуждали их к отступлению, обращали в бегство целые танковые части.

Немецко-фашистское командование вынуждено было издать специальный приказ, запрещавший немецким танкистам вступать в бой с советскими танками типа ИС-2. "

Этот наш тяжелый танк, - писал командующий фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев , - и тяжелая самоходка стали впоследствии владычествовать на поле боя. Они были грозой для всех немецких танков и самоходных орудий, в том числе и для появившихся у немцев в 1944 г. "королевских тигров".

Новые технические решения, впервые применявшиеся на тяжелых танках, создали богатый инженерный задел для широкого использования оригинальных технических находок на перспективных образцах средних и легких танков. Постепенно в конструкторском бюро Танкограда начала формироваться своя научная школа танкостроения . Методики расчетов, разработанные и апробированные на заводе, переходили в программы и учебники по конструированию и расчетам боевых машин. Наибольшую способность в разработке расчета танка показали Н. Л. Духов , А. С. Ермолаев , П. П. Исаков , Г. Н. Рыбин . По разработанным этими конструкторами методикам учились молодые инженеры, приходившие на работу в КБ. Для них были организованы теоретические и практические занятия по овладению новыми методами расчетов.

Американские авторы, пристально следившие за развитием военной техники в мире, писали: "Россия в этой "войне брони" не имела другого выхода, как применить таланты и ресурсы для создания в КБ и на заводах новых танков, которые тут же использовались в боях. Их последний тяжелый танк 1944 года - последователь танков КВ-1 и КВ-85 - был замечательной машиной ИС". Зарубежных авторов особенно удивляло то, что советским конструкторам при сравнительно небольшом весе машин удавалось создавать компактные танки с дифференцированной толщиной брони, доходящей до 220 мм, и 122-мм пушками. Американский журнал "Милитари Ревью" по этому поводу писал: "...Советский тяжелый танк ИС-3 является одним из наиболее мощных современных танков. Хотя он немного тяжелее, чем наш танк М-48 , зато на нем установлена гораздо более мощная пушка калибра 122 мм " .

По сравнению с танками западных стран он имеет исключительно низкий силуэт, а также весьма эффективную форму броневой защиты. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк..."

Подводя итог, с полным основанием можно утверждать, что новый советский тяжелый танк ИС-3 оказал большое влияние на конструирование форм броневой защиты танков всего мира. На его боевых свойствах основывались разработки американских конструкторов в период создания танка М-103 Английские разработчики использовали форму корпуса танка ИС-3 и башни при создании широко известного в 1950-х годах 66-тонного

Можно смело отнести к местам не рекомендуемым, а настоятельно рекомендуемым для посещения. Сотни экспонатов, многие из которых по настоящему уникальны. Достаточно сказать, что если всю военную технику, собранную на площадках музея в Верхней Пышме "поставить под ружье", то по военной мощи этот артиллерийско-бронетанковый кулак будет превосходить многие армии центральной и западной Европы.
Т.к. сам музей очень велик, а рассказать хочется про все, то репортаж будет разделен на три тематические части. Сегодня речь пойдет об авиационной составляющей.

1. Ил-2 образца 1942 года. Восстановлен силами специалистов УГМК.



3, И-16 тип 24



4. Аэро Л-39 «Альбатрос» (Aero L-39 Albatros)



5. Су-17М советский истребитель-бомбардировщик образца 1970 г.



6.Вообще-то этот самолет вблизи я вижу впервые, а потому было крайне интересно рассмотреть его поподробней и обнаружить всякие занимательные вещи.

7. Оказывается в конусе носового обтекателя вмонтирован какой-то девайс (наверное прицельный комплекс)



8. Дополнительные воздухозаборники перед кокпитом



9. Балочный держатель БД3-УСК-А



10. Б8М1: блок неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм.



11. А вот это что за крепления на верхней части фюзеляжа, я таки выяснить не смог. Наверняка есть знающие люди, которые объяснят - что это, и зачем это на бомбардировщике.

12. Пока готовил материал, успел прочитать, что Су-17М4 - последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах; Так не он ли перед нами?



13. МиГ-31



14. Не устаю поражаться размерами этого истребителя.



15. Некоторых деталей не хватает, но на фоне отсутствующих двигателей, это мелочь.



16. Су-24М



17. Вооружен по полной. Не хватает только бомб на держателях.





19. Б8М1 и?.. Что это, ПТБ или какой-то контейнер, и зачем на нем перед полетом надо снимать чеку?



20. МиГ-21ПФ.



21. Судя по обглоданной покрышке, на земле он в свое время не сильно то простаивал.

22.Ми-24Д



23. УСПУ-24 с дистанционным управлением есть, а четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов - нет.









28. Бывшие хозяева оказались не очень жадными, так что кабина и панель приборов почти комплектны



29. А теперь я вас приглашаю для продолжения осмотра в крытый павильон. Первое мое слово, когда я сам попал внутрь было "ух-ты"!



30. Об автомобилях я расскажу в следующий раз, а пока к самолетам. Первоначальный восторг приутих, когда я понял, что это даже не реплики, а макеты. Пусть и полноразмерные, но макеты.
На переднем плане ЛаГГ-3

Прожив почти 6 лет в Екатеринбурге, я так и не посетила ни один музей этого города. Да, что уж говорить, когда я была жителем Нижнего Тагила, в Екатеринбургских театрах я бывала чаще, чем когда переехала сюда. Поэтому не так давно решено было исправить сложившееся положение. В преддверии 9 мая окультуриваться я отправилась в музей военной техники «Боевая слава Урала» и ни сколько не пожалела о своем выборе.

Музей был открыт 9 мая 2006 года. Выставка состояла тогда из 10 экспонатов. На 2012 год коллекция музея насчитывала более ста экземпляров техники, находящихся на открытой площадке. В 2013 году состоялось открытие трёхэтажного здания Выставочного центра музея, в котором посетителям представлены образцы лёгкой военной техники, стрелкового вооружения, ретроавтомобили и мотоциклы, экспонаты, показывающие историю наградной системы, а также копии самолетов времён Великой Отечественной Войны. 70-80% машин до сих пор на ходу.

По моему мнению, выставка просто шикарная, я была очень удивлена, что все это время у меня под боком находился такой удивительный музей. Экспонаты будут интересны и взрослым, и детям. Считаю, что это идеальное место для воспитания в них любви к Родине и гордости за нее.

Музей находится у проходной ОАО «Уралэлектромедь». Перед входом расположен мемориальный комплекс «Журавли» в честь заводчан, погибших в Великой Отечественной Войне.


Так как я уроженка Нижнего Тагила, начну с танка Т-34. Он был основным танком, состоявшим на вооружении Красной Армии до 1944 г. Каждая вторая «тридцатьчетверка», принимавшая участие в боевых действиях сошла с конвейера «Уралвагонзавода», расположенного в Тагиле. Это самый массовый средний танк Второй мировой войны. На фотографиях модификация Т-34-76 с 76-мм пушкой.



Танк КВ-2 – советский тяжелый штурмовой танк начального периода ВОВ. Конкретно этот экспонат представляет собой полноразмерный макет с подлинными элементами. Единственный полностью сохранившийся экземпляр находится в Москве.



Теперь, нарушая хронологию, покажу самый первый советский танк. Т-18- советский легкий пехотный танк 1920-х годов. В Великой Отечественной Войне они принимали участие только на начальном этапе.


На переднем плане средний танк Т-54. Применялись в войне во Вьетнаме, Афганской войне и других вооруженных конфликтах.


Т-80УД «Береза» - основной боевой танк. Танки Т-80 находятся на вооружении Армии России и Береговых войск ВМФ России.



ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе ВОВ. Жаргонное название – «Зверобой». ИСУ-152 также можно отыскать в одном из дворов Екатеринбурга на ЖБИ.


Я – человек малосведущий в военной технике, но этот экспонат узнала издалека. БМ-13 под народным прозвищем «Катюша». Легендарная боевая машина с рельсовыми направляющими, установленными на шасси автомобиля, на которых крепятся реактивные снаряды. За 10 секунд «Катюша» выпускала 16 снарядов. Эти боевые машины в военные годы выпускались и у нас в Свердловске на заводе «Уралэлектроаппарат», где сейчас можно найти еще один экземпляр.



Наиболее известным оперативно-тактическим ракетным комплексом является 9К72 «Эльбрус» с баллистической ракетой 8К14, имеющий западное наименование «Скад».


Один из самых массовых самолетов-бипланов 1930-х годов в СССР – Р-5.


Самый массовый советский истребитель Великой Отечественной Войны – истребитель Як-9. Был главным противником немецкому Мессершмитту Bf.109.


Первый советский самолет с крылом изменяемой геометрии – Су-17. Они применялись в Афганской войне.Су-17 сняты с вооружения в России в 1998 г.


И это только малая часть всех представленных экспонатов. Рекомендую жителям Екатеринбурга и его окрестностей, гостям города съездить в Верхнюю Пышму и посетить этот замечательный музей. И выбирайте погоду получше. Осадки и ветер не очень располагают к детальному осмотру экспонатов на открытом воздухе)

Обо трех этажах выставочного центра расскажу позднее.

Музей военной техники «Боевая слава Урала» расположен в г. Верхняя Пышма, по ул. Александра Козицына, 2.Вход на открытую площадку свободный, в Выставочный центр – 100 р.

Представите, что вы посетитель палеонтологического музея и задрав голову восторженно ходите между гигантскими диплодоками и прочими птерозаврами. И тут вам говорят - извините мол, но зверей пора кормить. Вешается табличка "Обед" и экспонаты с утробным урчанием убегаю на задний двор хрумкать свою морковку. Нечто подобное испытал и я, когда спросил у смотрителя музея "Боевой славы Урала" о причине наличия большого количества пустых постаментов и отсутствия самих экспонатов.
Как это где - на меня посмотрели с нескрываемым удивлением - они уехали на парад!
А вот и видео маршброска из музея.

Хорошо, что уехали не все и у нас есть прекрасная возможность ознакомиться с тем, что составляет "боевую славу Урала". Многие из представленных экспонатов были сделаны, в буквальном смысле этого слова, за соседним забором.
Начнем с артиллерийских рядов.



2А36 «Гиацинт-Б» - советская 152-мм буксируемая пушка с повышенной дальностью стрельбы, разработанная в СКВ Пермского машиностроительного завода в ноябре 1968 года под руководством Ю.Н. Каланчикова. В 1976 году 2А36 была принята на вооружение Советского Союза и предназначалась для подавления и уничтожения живой силы, огневых средств и боевой техники противника на марше, в местах сосредоточения и в опорных пунктах. Длина ствола вместе с дульным тормозом составляет 8197 мм.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 (52-П-546)
Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП "Баррикады").



Гаубица 2А61 - одно из новейших артиллерийских орудий российской армии. Гаубицу разработали ГУП (Государственное унитарное предприятие) "Завод № 9" Екатеринбург.



Дульный тормоз просто эпический.



Орудие 2А45М «Спрут-Б» создано в конце 1980-х годов в конструкторском бюро Петрова. Это 125-миллиметровое полуавтоматическое орудие интересно тем, что с помощью вспомогательной силовой установки оно может самостоятельно передвигаться на небольшие расстояния, чтобы уйти от ответного огня.



100-мм противотанковая пушка МТ-12 (Индекс ГРАУ — 2А29, в ряде источников имеет название «Рапира») — советское буксируемое противотанковое орудие, созданное в конце 1960-х годов. НА заднем плане, ее ранняя версия 100-мм пушка Т-12 .



М-240 - 240-мм буксируемый миномёт.

Год выпуска: 1951

Год снятия с производства: 1958



Знаменитая "Кувалда Сталина", 203-мм гаубица образца 1931 года. Б-4 (Индекс ГАУ — 52-Г-625) — советская гаубица большой мощности калибра 203,4 мм (8 дюймов).

М-42 (Индекс ГАУ — 52-П-243С) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. образца 1942 года.



152-мм гаубица образца 1909/30 годов.
Вес в боевом положении — 2725 кг.

Наибольшая дальность стрельбы — 9850 м.


Настоящий монстр - 210-мм пушка особой мощности Бр-17 обр. 1939 г. Стрельба из пушки велась выстрелами раздельного картузного заряжания с фугасными снарядами весом 133 кг. Наибольшая дальность стрельбы составляла 29400 м. Пушка перевозилась на механической тяге и только в разобранном виде на трех повозках: ствольной, повозке для станка и повозке основания.



Немного отвлечемся на морскую экспозицию.
Макет рубки средней дизельной подводной лодки типа «Щука».



Макет торпедного катера «Комсомолец» (проект 123-бис).
Реданный катер с дюралюминиевым корпусом. Два авиационных двигателя "Паккард" установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10 м. Скорость хода:Максимальная: 48 узлов / Крейсерская: 28,8 узлов.



Т-18 (МС-1) — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год



Т-26 — советский лёгкий двухбашенный танк. Принят на вооружение в СССР в 1931 году. Двухбашенная модификация танка Т-26 является самой ранней. Именно на танки такого типа у англичан была куплена лицензия. Серьезной боевой мощью танк не обладал, хотя иногда командирские машины перевооружались 37-мм пушками.





Легкий танк Т-26 обр. 1933 г., БТ-7 — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов и Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ)

Тяжелый штурмовой танк КВ-2.
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной, отличной от 75 мм, использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона.



КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2.



Т-34 представлять не нужно. Хорошо видна эволюция вооружения и башни в процессе модернизации.



Тяжелый советский танк ИС-2. Танк был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1 с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом.



Краской помечены места попадания бронебойных снарядов.



Пожалуй самый красивый танк, созданный за всю историю. ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие.



И в заключении немного современной техники.
«Пион» (Индекс ГРАУ — 2С7, модифицированная — 2С7М, также известная как «Малка») — советская самоходная артиллерийская установка с 203,2-мм пушкой 2А44.
На сегодняшний день считается самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. Забрасывает 102-килограммовый активно-реактивный боеприпас на 47,5 км.



2С1 «Гвоздика» — советская 122-мм самоходная гаубица.
2С3 «Ака́ция»— 152-мм самоходная артиллерийская установка.
2С5 «Гиацинт-С» — советская 152-мм самоходная пушка.
2С19 152-мм самоходная гаубица «Мста-С» обр. 1989 г.



Линейка послевоенных советских танков от Т-55 до Т-90.



На этом я закончиваю серию фоторепортажей о музее военной техники «Боевая слава Урала».
Конечно много осталось за кадром, но думаю, это будет лишним мотивом для вас посетить этот замечательный музейный комплекс.
Для тех, кто пропустил повторю ссылки на предыдущие части.
Часть 1

можно смело отнести к местам не рекомендуемым, а настоятельно рекомендуемым для посещения. Сотни экспонатов, многие из которых по настоящему уникальны. Достаточно сказать, что если всю военную технику, собранную на площадках музея в Верхней Пышме "поставить под ружье", то по военной мощи этот артиллерийско-бронетанковый кулак будет превосходить многие армии центральной и западной Европы. Кроме самолетов эпохи СССР вы увидите также авто и мотораритеты, собранные в стенах этого замечательного музей.


1. Ил-2 образца 1942 года. Восстановлен силами специалистов УГМК.


2.


3, И-16 тип 24


4. Аэро Л-39 «Альбатрос» (Aero L-39 Albatros)


5. Су-17М советский истребитель-бомбардировщик образца 1970 г.


6.Вообще-то этот самолет вблизи я вижу впервые, а потому было крайне интересно рассмотреть его поподробней и обнаружить всякие занимательные вещи.

7. Оказывается в конусе носового обтекателя вмонтирован какой-то девайс (наверное прицельный комплекс)


8. Дополнительные воздухозаборники перед кокпитом


9. Балочный держатель БД3-УСК-А


10. Б8М1: блок неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм.


11. А вот это что за крепления на верхней части фюзеляжа, я таки выяснить не смог. Наверняка есть знающие люди, которые объяснят - что это, и зачем это на бомбардировщике.

12. Пока готовил материал, успел прочитать, что Су-17М4 - последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах; Так не он ли перед нами?


13. МиГ-31


14. Не устаю поражаться размерами этого истребителя.


15. Некоторых деталей не хватает, но на фоне отсутствующих двигателей, это мелочь.


16. Су-24М


17. Вооружен по полной. Не хватает только бомб на держателях.


18.


19. Б8М1 и?.. Что это, ПТБ или какой-то контейнер, и зачем на нем перед полетом надо снимать чеку?


20. МиГ-21ПФ.


21. Судя по обглоданной покрышке, на земле он в свое время не сильно то простаивал.

22.Ми-24Д


23. УСПУ-24 с дистанционным управлением есть, а четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов - нет.


24.Ми-8Т


25.


26. Ми-2


27.

28. Бывшие хозяева оказались не очень жадными, так что кабина и панель приборов почти комплектны


29. А теперь я вас приглашаю для продолжения осмотра в крытый павильон. Первое мое слово, когда я сам попал внутрь было "ух-ты"!


30. Об автомобилях я расскажу в следующий раз, а пока к самолетам. Первоначальный восторг приутих, когда я понял, что это даже не реплики, а макеты. Пусть и полноразмерные, но макеты.
На переднем плане ЛаГГ-3


31.


32. И-15


33. В кокпите имитация приборной доски с подсвеченными приборами.


34. И-16


35.


36. МиГ-3


37.


38. По-2


39.

40.


А теперь авто-мото часть музея

Первый этаж посвящен автомобилям предвоенной и военной эпохам. Встречают посетителей надраенная до зеркального блеска парочка "Фордов".

1. Ford Star F 1925 г. Иготовлен на канадском заводе компании в кузове родстер.


2.


3. Его американский собрат Ford A.


4.


5.

6. Еще один Ford A, но уже в кузове Phaeton


7. Приборная панель - святая простота.


8. ГАЗ М-1


9. ЗИС-101А 1939 года.


10.


11. ЗИС-110


12.


13. Packard Super Eght. 1937-1951. Ограниченными партиями поставлялся в Советский Союз. Всего выпущено 5793 экз.


14.


15.


16. «ЗИМ» ГАЗ-12


17. Переходим на второй этаж, состоящего из двух галерей. Начнем с восточной.


18.ГАЗ-24-02


19. Если честно, то впервые увидел "Волгу" с разложенным третьим рядом сидений в багажнике.


20. Что на этом фото не так?


21. ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21


22.

23. ГАЗ-М-20 «Победа»


24. СМЗ С-3Д "Инвалидка"


25. СМЗ С-3А - серийно выпускалась Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы.


26. СМЗ С-1Л двухместный трёхколёсный автомобиль-мотоколяска, выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1952 по 1956 год. В 1956-1958 году выпускалась модификация С-3Л, отличавшаяся от базовой более мощным двигателем. Всего было изготовлено 19 128 мотоколясок С-1Л и 17 053 С-3Л.


27. Переходим на западную галерею. На переднем плане Москвич-400.


28. «Москвич-400-420К» экспериментальный образец. Говорят, сохранился в единственном экземпляре.


29. Москвич-400-420А (1949-1954) - четырёхдверный кабриолимузин (кузов с открытым верхом, но сохраняющий боковины и рамки дверей со стёклами).


30. Москвич 408. Самый дорогой моему сердцу автомобиль на выставке.


31.


32.


33. Москвич-2734 фургон на базе АЗЛК 2140. Производился в 1976-1983 гг.


35. Лучше вернемся обратно в восточное крыло и рассмотрим еще несколько раритетных аппаратов.
КМЗ К-1В - первая советская мотоколяска, трехколесная, одноместная, выпускавшаяся Киевским мотоциклетным заводом с 1947 по 1951 год.


36. Моторикша на базе мотороллера Вятка ВП-150.


37. Мотоцикл Jawa CZ Sonstige 150


38.

39. Мотоцикл Jawa 350 с коляской Velorex


40. Иж-49. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1958 год. 350 кубов, 11 Л.С.


41.


42. Мотоцикл Jawa 350


43.

44.

45. И в завершении нашей сегодняшней экскурсии - Мопед Верховина 7


Но и это еще не все. Есть в этом музее и артиллерия с танками! Но об этом в следующий раз.