Дети

Внеурочные мероприятия по русскому языку. Интерактивная игра "квн"

Существуют разные методы повышения интереса к предмету. На мой взгляд, эле-мент, который особенно привлекает детей,— это занимательность. На уроках русского языка можно использовать различные виды занимательного материала.

Уроки и внеклассные занятия, в кото-рые включен занимательный материал, нико-го не оставляют равнодушными, даже у са-мых слабых учеников они вызывают ин-терес.

Игровая форма — благодатное средство формирования интереса к урокам русского языка и литературы. Ведь в пре-подавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предме-ту у каждого ребенка. Внеклассные занятия активизируют творческие силы ученика, раз-вивают его способности, о которых порою, он сам и не подозревает.

КВН юных филологов начинается с чтения стихотворений о русском языке. За-тем команды «Точка» и «Запятая» представились друг другу (в стихотворной форме) и обменялись песнями-приветствия-ми. Стихи и тексты песен ребята сочи-няли сами.

РАЗМИНКА

Найти устойчивые сочетания слов (фра-зеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу —

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой — засучив рукава.

Дать толкование найденных фразео-логизмов.

Поставить правильно ударение в пер-вых словах следующих словосочетаний: развитый ребенок, развитой язык, развитое общество.

СИНОНИМЫ вокруг НАС

ВСПОМНИТЕ СЛОВА!

Ведущий называет профессию, задача участников - перечислить действия, связанные с ней. За каждое слово - 1 балл.

Что делает врач? (- лечит, осматривает, даёт лекарство, оперирует,…)

Что делает строитель? (….)

Ведущий называет действие, участники должны перечислить профессии, связанные с этим действием.

Кто учит? (учитель, преподаватель, педагог, тренер,..)

Кто играет? (артист, актёр, музыкант, певец, футболист,..)

КОНКУРС ЧИСТОГОВОРОК

Произнести правильно и чётко чистоговорку. За каждую -1 балл.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Саша шапкой шишку сшиб.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Кон-курс болельщиков (поэтический).

Закончить строфу, назвать стихотво-рение и его автора.

Например:

  1. «Ягненок в жаркий день...»,
  2. «Волк ночью, думая залезть в овчарню...
  3. «Под голубыми небесами...»,
  4. «Играют волны, ветер свищет...»,
  5. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром...»,
  6. «Я помню руки матери моей...».

Домашнее задание команды «Запятая» (показать сценку)

В королевстве Пунктуации

Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестра-нец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя.)

Федя. Какие деревья странные. А там, ка-жется, кто-то сидит. Во чудо гороховое! (Обра-щается к королеве.) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева (поправляет корону). Как смеешь ты говорить так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя. Федя.

Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — умрешь.

Федя. Давайте ваше предложение и запя-тую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.

Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя. Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь ре-шается.

Королева. Ладно, думай. Но смотри, оши-бешься, домой не попадешь.

Федя. Ну куда же ляпнуть-то ее. Думай. Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграж-дает.

Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя. Не надо, мне домой, если можно.

Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении Не надо мне домой если можно?

Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.

Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя.

(Федя убегает.)

Домашнее задание команды «Точка» (показать сценку)

Восклицание

Повстречались на листе бумаги Ноль с Воскли-цательным Знаком. Познакомились, разгово-рились.

  • У меня большие неприятности.— сказал Ноль.— Я потерял свою палочку. Представляете мое положение: Ноль — и без палочки.
  • Ах!— воскликнул Восклицательный Знак.—Это ужасно!
  • Мне очень трудно,— продолжал Ноль.—У меня такая умственная работа. При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
  • Ох!— воскликнул Восклицательный Знак.—Это действительно ужасно!
  • И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться.
  • Эх!— воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что восклицать.
  • Вы меня понимаете,— сказал Ноль.— Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чув-ством. И знаете, что я подумал? Давайте рабо-тать вместе. У Вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть.
  • Ах!— воскликнул Восклицательный Знак.—Это чудесно!
  • Мы с Вами прекрасно сработаемся,— про-должал Ноль.— У меня содержание, у Вас чувство.
  • Эх!— еще больше обрадовался Восклица-тельный Знак.— Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась уди-вительная пара, и теперь, кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обяза-тельно воскликнет: «О!». А больше ничего не ска-жет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

Кон-курс капитанов (литературный):

  1. Знакомством с кем был поглощен герой? Как его звали? Какое литературное произ-ведение? С этих пор я весь был поглощен моим новым знакомством. Вечером, ложась в постель, и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору. (С Валеком и Марусей. Вася. «Дети под-земелья») .
  2. Чей домик увидел герой? Кто этот герой, из какого произведения? Наконец он велел запрячь себе беговые дрож-ки, оделся потеплее (это было уже в конце сен-тября) и, сам правя, выехал со двора. Вскоре завидел он домик. (Домик Дубровского. Троекуров. «Дубровский».)
  3. О каком герое, из какого произведе-ния идет речь? Излишества всякого рода изнурили его здо-ровье и наложили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любез-ность... (Князь Верейский. «Дубровский».)
  4. О каком герое идет речь? Из како-го произведения? Он грубо расталкивал испуганных людей, на-ступал на ноги, пихал корзины и наконец, очу-тился у самого борта, с тем, чтобы первому выскочить на пристань, как только причалят. («Усатый». «Белеет парус одинокий».)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.

1. Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу —

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой — засучив рукава.

2. Кто вспомнит больше неологизмов за 5 минут?

3. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие схожие значения? Кто подберет больше синонимов?

Команды по очереди называют синонимы к предложенным словам. Выигрывает та команда, которая назвала последний синоним.

Например : храбрый — смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный...

4. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения? Кто подберет больше антонимов?

Команды по очереди называют антонимы к предложенным словам. Выигрывает та команда, которая назвала последний антоним.

Например: храбрый — трусливый, боязливый, слабодушный...

5. Как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? Кто назовет больше диалектизмов?

6. Как называются значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов? Кто придумает больше слов с корнем «кот»?

(Котик, кошечка, котяра, котище, коток, кошкин, Котофей, кошачий...)

(Выигрывает та команда, которая назвала последнее слово.)

7. Как называются слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению? Кто приведет больше примеров омонимов?

(Ключ — дверной и вода, мир — планета и отсутствие войны...)

Жюри подводит итоги и объявляет победителей. Вручаются призы.

I. Тема и обоснование

Внеклассное мероприятие «Час занимательной грамматики» проводилось во время Декады русского языка и литературы в 6-х классах после изучения раздела «Лексика и фразеология» с целью повторения, обобщения пройденного материала с помощью занимательных упражнений по русскому языку. Занятию присущи многие черты уроков повторения: воспроизведение определений и правил, подбор примеров, выполнение устных и письменных заданий. Своеобразие заключалось в том, что многие компоненты мероприятия строились на использовании различных занимательных средств, которые доставили детям радость от непринужденной встречи с русским языком, сняли напряжение и усталость, эмоционально окрасили привычные виды работ, активизировали мыслительную, творческую и коммуникативную деятельность школьников.

II. Психологический анализ мероприятия.

Знакомство с темой занятия подготовило ребят к необычности дальнейшей работы, сулящей много неожиданного и интересного. Оно создало у них необходимый эмоциональный настрой, задало тон всей последующей работе. Предлагаемые задания требовали угадывания, поиска, придумывания, конструирования, переделки и преподносились в форме игры. Интерес к занятию поддерживался и содержанием дидактического материала, взятого для анализа. Использовались стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, различные шутки, построенные на игре слов, поэтому ребятам было весело и интересно. Они не устали. А какими прекрасными артистами они оказались! С каким удовольствием повторили и закрепили изученное, узнали новое. Занимательный материал никого не оставил равнодушным, даже у самых слабых учеников он вызвал интерес.

III. Цели проведения мероприятия.

  1. Повторить, обобщить изученный материал в разделе «Лексика и фразеология».
  2. Раскрыть богатство русского языка, пробудить живой интерес к его изучению.
  3. Активизировать мыслительно-познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учащихся.
  4. Закрепить умение общаться по телефону.
  5. Привить любовь к меткому, образному слову и вызвать желание говорить выразительно и красиво.
  6. Расширить словарный запас школьников.

IV. Отбор содержания, выбор методов, форм и средств.

Для занятия были отобраны различные занимательные упражнения по лексике, фразеологии, грамматике, речевому этикету. Использовались словесные, наглядные и практические методы. Для активизации деятельности учащихся занятие проведено в форме КВН, в котором правильность и полнота ответов учащихся оценивалась начислением очков. Отобранный для занятия материал был оформлен на плакатах, игровых таблицах. Использовался магнитофон, песочные часы, телефоны, экран, проектор, компьютер.

V . Управление учебным процессом мероприятия .

Все задания учащимися были предложены учителем. Оценивались с помощью жюри из числа гостей. Были болельщики, которым не приходилось скучать. Они вовлекались в различные виды деятельности. Все учащиеся в непринужденной рабочей атмосфере участвовали в играх и конкурсах, мечтая о победе и призах.

VI. Самоэкспертиза мероприятия.

Занятие ребятам понравилось. Они вели себя активно и раскрепощенно, показали неплохие знания и умения по изученной теме. Учащиеся проявили смекалку, умение творить, искать, придумывать. Дети пришли к выводу, что русский язык не только сложен, но и интересен, что он богат и красив, меток и выразителен, а для его постижения еще многому нужно учиться. Поставленные цели были достигнуты.

VII. Список использованной литературы.

  1. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Учим русский с увлечением», 5 ЗА ЗНАНИЯ, Москва, 2005
  2. И.Д. Агеева «Литературные забавы на уроках и праздниках» Творческий центр, Москва, 2006
  3. Л.Л. Бельская «Литературные викторины», Просвещение, Москва, 2007
  4. М.М. Казбек-Кизеева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», Айрис-пресс, Москва, 2007

VIII . План-конспект мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

– Дорогие ребята! Заканчивается Декада русского языка и литературы. Вы узнали много нового и интересного. Многие из вас проявили себя и получили призы. Поскольку мы с вами закончили изучение раздела «Лексика и фразеология», предлагаю в форме КВН повторить пройденное, а также поиграть, отдохнуть, чтобы набраться сил и энергии для дальнейшего постижения великого русского языка .

2. Формирование и представление команд.

Чтобы начать состязание, предлагаю разделиться на 2 команды, а затем представиться.

Название команды и девиз, учащиеся вытягивают из «ромашки», которую заранее приготовил учитель. Затем идет представление команд.

3. Разминка.

После взаимных приветствий команды приступили к разминке, которая включала следующие загадки-шутки:

  • Какую строчку нельзя прочесть? (Швейную )
  • Какая буква – наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? (Ф)
  • Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука )
  • Название какой птицы без начальной буквы превратится в название самой большой реки в стране? (Иволга – Волга )

4. Представление жюри. Слово об условиях оценки конкурсов.

Учитель представляет жюри, говорит о пятибалльной системе оценки, предстоящих играх и конкурсах для болельщиков, за участие в которых можно получить призы, объявляет, что количество очков, полученное командой, будет называться после каждого конкурса и фиксироваться на доске.

5. Фразеологический конкурс.

Сначала повторяется, что такое фразеологизм, а затем предлагается найти фразеологический оборот и дать его толкование.

  • Оказался молодцом, смог осилить ношу –
    Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
  • За домом едва пожелтела трава,
    Два брата рубили дрова
    Один это делал спустя рукава,
    Другой – засучив рукава.

Командам даются карточки с заданием, а для болельщиков предлагаются анаграммы, при решении которых нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается. Например:

  • Я живу в пруду, жирею,
    Переставьте буквы – в миг
    Превращусь я и в аллеи,
    И в лужайки, и в цветник
    (карп-парк)
  • В океанах он живет,
    И мала ему река.
    Буквы ставь наоборот –
    Будет дергаться щека
    (кит-тик)

6. Орфоэпический конкурс.

Сначала ребята вспоминают, что изучает орфоэпия. Затем получают задание поставить правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний: Развитый ребенок, развитой язык, развитое общество. Пока команды работают, учитель с помощью ассистента разыгрывает для болельщиков идиому вешать лапшу на уши. Предлагает разгадать и объяснить ее значение.

7. Задача. Четыре по пять.

В каждом из четырех слов, пересекающихся между собой на рисунке существительных первого склонения, третья буква – а.

Вот значения этих слов:

  • Синоним слова сырость (влага)
  • Зеленый покров земли (трава)
  • Синоним слова известить (слава)
  • Стремительное нападение (атака )
Команды решают задачи, а зрители принимают участие в конкурсе «Вспомни пословицы». Учитель на плакате заранее пишет имена существительные, которые входят в состав пословиц. Ученики должны вспомнить пословицы и назвать их.
  • Коса – камень
  • Лес – дрова
  • Шило – мешок

8. Игра «Кто больше знает слов?»

Принять участие в игре могут все желающие. Это подвижная игра. Она заменяет физпаузу. Все выстраиваются в 2 команды. По очереди записывают на доске слова, распределяя их по колонкам. Например:

Школа Вокзал
директор билет
класс перрон
доска машинист

Игра идет под быструю и веселую музыку. После ее остановки играющие рассаживаются по местам. Учитель проверяет, правильно ли написаны слова, поощряет команду, которая написала слов больше и правильнее. Затем жюри объявляет предварительный итог.

9. Конкурс капитанов.

Им предоставляется написать словарный диктант-кроссворд. Побеждает тот, кто отгадает все слова, а также правильно их напишет.

  • Завершение, конец чего-либо. (Финал )
  • Памятный подарок. (Сувенир )
  • Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей. (Барабан )
  • Сигнальный щит, на котором автоматически показывают какие-либо результаты. (Табло )
  • Одетая в броню боевая машина на гусеничном ходу, вооруженная пулеметами и пушкой, установленной на вращающейся башне. (Танк )

10. Конкурс «Редактор».

Командам раздаются карточки с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. По сигналу начинается соревнование редакторов. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильнее выполнит задание. Материал для правки:

  • Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.
  • Мальчику очень понравился рыбий суп.
  • Садовнический сын Сережа любил водить голубей.
  • Это была памятливая для меня поездка.
  • Собака была злостная, всех кусала.
– Дальше бой скороговорок Разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, Остальных прошу молчать. Учитель вызывает желающих. Побеждает тот, кто безошибочно проговорит три раза предложенную скороговорку:
  • жутко жуку жить на суку;
  • хвала халве.

11. Конкурс «Телефон».

Нужно по телефону объяснить новый материал заболевшему другу. Одной команде объяснить, что такое устаревшие слова, а другая должна рассказать о заимствованных словах. Ситуацию нужно разыграть. Учесть правила телефонного разговора. Пока команды готовятся, болельщики с удовольствием думают над загадками-складками:

  • Я антоним к слову зной,
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня - ……… (прохлада)
  • Не бываю без начала,
    Близкий родственник причала,
    Делу всякому венец,
    А зовут меня……… (конец)
  • Я антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна,
    Да и в школе я нужна.
    Называюсь …………… (тишина)
  • Простое слово промежуток:
    В театре несколько минуток,
    Но начнется новый акт,
    Мы называем все ……. (антракт)
  • На время что-то прекратив,
    Мы объявили…………….. (перерыв)
  • В борьбе, в труде устали слишком –
    Дают уставшим.………….. (передышку)
  • После урока непременно
    Нужна ребятам………… (перемена)

Заканчивается КВН инсценировкой телефонного разговора. Подводится общий итог. Команды награждаются.

12. Заключительное слово учителя.

Учитель благодарит всех за участие, поздравляет победителей и желает всем новых побед в постижении русского языка, чтобы каждый ученик мог сказать о себе словами поэта Данилова:

– Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Повторение пройденного за курс 7 класса

Тема: КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

Цели: способствовать развитию и повышению интереса к предмету; использовать различные виды занимательного материала познавательного характера; активизировать творческие силы учащихся, их способности.

Ход урока

I . Организационный момент .

1. Чтение стихотворений о русском языке учащимися, подготовленными

самостоятельно.

2. Обмен приветствиями команд «Восклицание» и «Запятая ».

II . Конкурсные задания .

1. Разминка .

Учитель . В нашу разминку мы включали следующие задания:

1) Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

2) Дать толкование найденных фразеологизмов.

3) Поставить правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний:

4) Составить предложения по заданным схемам, например:

2. Конкурс «Творческая командировка».

Учитель. Разминка окончена. За разминкой последует подготовка к творческой командировке. Незадолго до проведения КВНа на уроке литературы вы знакомились с понятием портрета литературного героя, поэтому предлагаю командам ответить на вопрос: «С какой целью писатели используют в художественном произведении портрет литературного героя?». Затем каждая команда выбирает двух «писателей», которые отправляются в творческую командировку, чтобы создать портрет-характер одного из своих одноклассников.

3. Конкурс «Кроссворд».

Учитель. В решении кроссворда принимают участие все члены команд, кроме «писателей». Успехов вам! Чья команда окажется находчивей и опередит соперников, разгадав все задания правильно, покажет время.

Вопросы к кроссворду:

По вертикали : 1. Непостоянный морфологический признак глагола. 2. Слова одной и той же части речи , имеющие противоположные значения. 3. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 4. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 5. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали : 1. Все слова языка. 2. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 3. Постоянный морфологический признак имени существительного. 4. Часть слова без окончания. 5. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

4 Конкурс «Узнайте литературного героя и назовите худо жественное произведение, действующим лицом которого этот ге рой является».

Учитель. У нас КВН юных филологов, а филология - это наука, изучающая духовную культуру народа, выраженную в письменных памятниках, в том числе и в литературных произведениях, поэтому следующий наш конкурс литературный. Мы еще раз обратимся к портрету, но теперь уже к портрету литературного героя. Командам надо узнать литературного героя по его описанию, а также назвать художественное произведение, действующим лицом которого этот герой является.

Примечание. Конкурс проходит по произведениям, изученным на уроках внеклассного чтения . Описание литературного героя читается каждой команде поочередно.

Например:

Наш рыцарь внешней красотой не отличался:

Неповоротлив, неуклюж и молчалив.

Но он в мечтах своих спасать кого-то мчался,

Себя в тяжелые доспехи облачив.

(Вася из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».)

Учитель. Завершен литературный конкурс, наши «писатели», вернувшиеся из творческой командировки, сейчас зачитают нам портреты-характеры одноклассников.

Выступления «писателей» из каждой команды.

Следующим в нашей программе будет конкурс болельщиков (поэтический). Нужно закончить строфу, назвать стихотворение и его автора.

Например:

1)) «Ягненок в жаркий день...».

2) «Волк ночью, думая залезть в овчарню...».

3) «Под голубыми небесами...».

4) «Играют волны, ветер свищет...».

5) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…»

6) «Я помню руки матери моей...».

6. Конкурс «Домашнее задание».

Учитель . Пока «писатели» отчитывались о творческой командировке и шел конкурс болельщиков, команды готовились к конкурсу домашних заданий. Теперь они покажут нам не только свои знания по русскому языку, но и актерские способности.

Домашнее задание команды «Запятая».

Инсценировка «В королевстве Пунктуации».

Придворный . Ваше величество , королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаков препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя.)

Федя. Какие деревья странные... А там, кажется, кто-то сидит. Во чудо гороховое! (Обращается к королеве.) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева (поправляет корону). Как смеешь ты говорить так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя. Федя.

Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Каз нить, нельзя помиловать.

Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя. Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя . Ну куда же ляпнуть-то ее?! Думай, Федя, думай. О! Догадался: казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя. Не надо, мне домой, если можно.

Королева . Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении Не надо мне домой если можно?

Федя {ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.

Королева . Ну, теперь ясно. Беги, Федя.

(Федя убегает.)

Домашнее задание команды «Восклицание».

Чтение рассказа «Восклицание».

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.

У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляете мое положение: Ноль - и без палочки.

Ах! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это ужасно!

Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа. При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

Ох! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это действительно ужасно!

И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться.

Эх! - воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что восклицать.

Вы меня понимаете, - сказал Ноль. - Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чувством. И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У Вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть.

Ах! - воскликнул Восклицательный Знак. - Это чудесно!

Мы с Вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. – У меня содержание, у Вас чувство.

Эх! - еще больше обрадовался Восклицательный Знак. – Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь, кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

И стали они работать вместе.

Примечание. В домашнем задании этой команды использована книга Ф. Кривина «Карманная школа» (глава «Живая грамматика», рассказ

7. Заключительный конкурс капитанов (литера турный ).

Учитель. Вам предстоит решить литературные задачи:

1) Знакомством с кем был поглощен герой? Как его звали? Какое литературное произведение?

С этих пор я весь был поглощен моим новым знакомством. Вечером, ложась в постель, и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору.

(С Валеком и Марусей. Вася. «Дети подземелья».)

2) Чей домик увидел герой? Кто этот герой, из какого произведения?

Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Вскоре завидел он домик. (Домик Дубровского. Троекуров. «Дубровский».)

3) О каком герое, из какого произведения идет речь?

Излишества всякого рода изнурили его здоровье и наложили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность...

(Князь Верейский. «Дубровский».)

4) О каком герое идет речь? Из какого произведения?

Он грубо расталкивал испуганных людей, наступал на ноги, пихал корзины и наконец очутился у самого борта, с тем чтобы первому выскочить на пристань, как только причалят.

(«Усатый». «Белеет парус одинокий».)

III . Подведение итогов конкурсной игры.