Другие танцы

Роль семьи в жизни человека в произведениях художественной литературы. Счастливая семья в русской классической литературе Примеры из литературы значимости семьи в обществе

Кальций – основной и самый распространенный минерал в нашем организме. 99% кальция содержится в костях и зубах, а оставшийся 1% - в крови и мягких тканях. Ежегодно 20% содержащегося в костях взрослого человека кальция обновляется и замещается. Для поглощения кальция в организме должно содержаться достаточное количество витаминов А, С и D, а также магния, лизина и белков. Кальций вместе с фосфором способствует здоровью костей и зубов, а в сочетании с магнием кальций благоприятно воздействует на сердечно-сосудистую систему.

Малоподвижный образ жизни, гормональный дисбаланс, избыток белков, большое количество жиров, кофе, алкоголя, мочегонных средств и антацидов - все это может привести к снижению уровня содержания кальция в организме.

Почему он нам необходим?

Кальций необходим для того, чтобы кости и зубы были крепкими. Он играет важную роль в процессе свертывания крови и помогает кровеносным сосудам расслабляться и сжиматься. Кальций также жизненно необходим для сокращения мышц и функционирования нервной системы, он принимает участие в секреции гормонов. Он может помочь при бессоннице и помогает организму усваивать железо, способствует снижению артериального давления и предохраняет от рака кишечника.

Кальций участвует в синтезе белков РНК и ДНК и может защитить от развития преэклампсии во время беременности.

Симптомы дефицита

Симптомы могут включать рахит и замедленное развитие у детей и остеопороз у взрослых. Беременные и женщины во время менопаузы, а также люди, страдающие болезнью Крона и другими расстройствами пищеварения, подвержены дефициту кальция в организме.

Симптомы могут включать мышечные судороги и спазмы, высокий уровень холестерина и спазмы мышц спины. Кости становятся пористыми и хрупкими, ногти ломаются, волосы выглядят жесткими и безжизненными, а зубы подвержены кариесу.

Люди, испытывающие нехватку в организме кальция, страдают от бессонницы, имеют бледный цвет лица, неустойчивы к простуде. Гипертония, конвульсии, гиперактивность и сильные менструальные боли также могут свидетельствовать о нехватке этого элемента.

В чем он содержится?

Много кальция содержится в семенах чиа. У нас вы можете попробовать пудинг из семян чиа

Если вы не получаете необходимое количество кальция из употребляемой пищи, ваш организм автоматически берет кальций из костей. Однако чрезмерное употребление кальцийсодержащих добавок (более 996 мг в день) может повысить риск перелома костей тазобедренного сустава, поэтому лучше черпать кальций из пищи.

Умеренные физические нагрузки способствуют усвоению кальция, а чрезмерные нагрузки могут ему мешать, поэтому тем, кто очень активно занимается спортом, необходимо большее количество этого минерала.

Если принимать кальций вместе с железом, то при их взаимодействии процесс усвоения не происходит должным образом. Белок фисвитин, содержащийся в яичном желтке, также может связываться с кальцием, препятствуя его усвоению.

Если вы принимаете лекарства от болезней сердца, гипертонии, заболеваний щитовидной железы, антибиотики, антиконвульсивные, мочегонные средства или стероиды, проконсультируйтесь с врачом, прежде чем принимать кальцийсодержащие добавки, так как кальций может снизить эффективность подобных лекарств.

Нужно также заметить, что когда щавелевая кислота соединяется в кишечнике с кальцием, то образуются нерастворимые соли, препятствующие усвоению данного элемента. Оксалаты содержатся в миндале, кешью, мангольде, капусте кале, ревене и шпинате. Умеренное употребление этих продуктов не создает проблем, однако чрезмерное их количество может препятствовать усвоению кальция. Щавелевая кислота в соединении с кальцием может образовать камни в почках.

Исследования

Проводилось множество исследований, посвященных изучению вопроса о влиянии кальция на организм, которые показали, что кальцийсодержащие добавки могут быть полезны страдающим алкоголизмом, аллергией, сердечными заболеваниями и сахарным диабетом.

Нехватка в организме кальция может также считаться фактором риска развития таких заболеваний, как атеросклероз, болезнь Крона, рассеянный склероз, остеопороз, периодонтит, предменструальный синдром и язвенный колит.

Кальций является единственным минералом, употребление которого в период беременности рекомендуется удваивать. Исследования показали, что подобные добавки могут предотвратить преждевременные роды, рождение с низкой массой тела и преэклампсию.

Лариса ТОРОПЧИНА

Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА - учитель московской гимназии №1549, заслуженный учитель России.

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.
(Л.Н. Толстой)

Т ема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве») . Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских») , а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу - это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу! Восхищения достойна и семья главы русской старообрядческой церкви - неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие протопопа Аввакума» ). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по “стране варварской” протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: “Долго ли мука сея, протопоп, будет?” И, услышав от него в ответ: “Марковна, до самыя до смерти!” - покорно говорит: “Добро, Петрович, ино ещё побредём”.

Статья опубликована при поддержке компании "Премиумлим", которая реализует оптом и в розницу банки двух основных типов: банка ско и банка твист-офф объемом от 0,5 до 3 л. Кроме того, в интернет-каталоге компании на страницеhttp://banka-mkad.ru/katalog/category/view/3/ представлены также крышки, закаточные машинки, стерилизаторы и ключи – одним словом все то, без чего невозможно консервирование. Среди поставщиков только проверенные временем компании, продукция которых заслужила только положительные отзывы потребителей, и наилучшим образом соответствующая соотношению "цена-качество". Кроме того, в отличие от многих мелких компаний, "Премиумлим" осуществляет доставку стеклобанок и сопутствующих товаров не только по Москве, но и по России в целом.

Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» ), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё - женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» ), напротив, должны, по мнению авторасентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа - кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

О тяжкой участи крестьянских семей, где мужчины­кормильцы вынуждены, нарушая христианские правила, работать на пашне по воскресеньям (в остальное время они трудятся на “помещика жёстокосердного”), а вечно голодные дети в глаза не видели “барской еды” (сахара), упоминает в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

“Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени» ). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов” , разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик - на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, - единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин - понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-­капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского : её главные герои - члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейст­во и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» , где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых - бое­вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

С разными семьями как крестьян, так и помещиков знакомимся мы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» : это и краткие упоминания о семье старухи, сокрушающейся, что ей “домой идти тошнее, чем на каторгу”; и эпизод с признанием крестьянина Вавилы в сердечной привязанности к внучке-“егозе”, мечтающей получить от деда в подарок “козловые ботиночки”; и рассказ тянущегося к красоте Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Но прежде всего это семьи помещиков (главы «Помещик», «Последыш») и крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка») - о них подробно говорилось в моей статье «“Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”» (2004. № 24).

В романеэпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока - с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных - начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства - Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых - абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя - этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он - сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай - все они уна­следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы - настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели - “деятельность и ум” и постоянно чем­нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитиче­ским умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам - так же, как и его сестра Марья, - наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных - даже внешне - семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью - известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»). Герои не могут, да и не стараются понять друг друга, а в порыве гнева способны дойти до прямых оскорблений: “скряга”, “оборвыш”. Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сестры Прозоровы («Три сестры»), но суждено ли этой мечте сбыться?
“В Москву! В Москву!” - эти слова, как заклинание, звучат в течение всей пьесы, но это лишь слова, а не действия. Действует же в семье только один человек - Наташа, вздорная мещанка, прибравшая к рукам и безвольного мужа, и весь дом - наследственное гнездо Прозоровых. Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

“Рождённые в года глухие пути не помнят сво­его. // Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” - так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации.

Национальная литература обязана быть социальной и полезной обществу.
И она обязана выделять проблемы общества и помогать обществу в их преодолении, помогать обществу развиваться… Общество состоит из ячеек, называемых семьями и здоровье всего общества определяется здоровьем отдельных семей.

Семьи как темы в русской классической литературе 19 века нет. Соответственно невозможно говорить и об описании семейного счастья… Пушкин сам стал жертвой семейного скандала, Странно было бы читать про гармоничные семьи у холостых Лермонтова и Гоголя. У Лермонтова в «Маскараде» трагедия. Гоголь в « Женитьбе» как обычно, с фирменной издёвочкой, постарался сделать невозможным само создание семьи. Достоевский проигрывал деньги жены в казино и определенно был и сам несчастен, и доставлял страдания семье, Тургенев странно приживался возле семьи Полины Виардо…

Или писатели не понимали важности простого изображения счастливой семьи, или у них не было мотивов и таланта для выполнения этой миссии.

Семейные хроники изобразил Лев Толстой в романах «Война и мир» , «Анна Каренина». Ему и принадлежит известная фраза «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастная семья несчастна по-своему». Фраза и известная, и расхожая. Если есть только один некий вариант семейного счастья, то почему бы не сказать, кто этот идеальный вариант описал до тебя и отдать должное такому человеку. А если до тебя никто этого не сделал, то … сделай сам такой образцовый шаблон, если у тебя есть талант… И чтобы школьники писали сочинения на тему: Какой я вижу счастливую семью по роману классика… Или: Каким должен быть образцовый муж на примере повести...
То есть просто дать позитивный пример в удобном формате, и всё… А иначе, через демонстрацию сотен вариантов несчастных семей, вывести вариант счастливой – невозможно. Более того, эти отвратительные отношения обеляются и становятся примером для подражания. Семейная жизнь 19 века почему-то ассоциируется через кошмарный домострой, расписанный Островским в "Грозе", откуда один выход - утопиться. Вот и распадается почти половина семей на первом году брака. Говорят, подсознание не воспринимает частицу «не». И если говорить - не делай так! - то хочется поступать именно так. То есть просто надо показать правильный вариант вместо негатива.
Очевидно, семейное счастье - это (тихая) радость близкой женщины.
Счастливую семью надо и создать, и уметь защищать свое счастье.
На мой взгляд, писатели 19 века не справились с задачей, не дали путей гармонизации семьи и общества, открыли путь общественному недовольству и, в конце концов, революциям начала двадцатого века, которые осуществлялись, как правило, несчастными и недовольными людьми, смутно представлявшими, чего они хотят…

Приложение (22.11.2010): один из вариантов счастливой семьи я создал, правильно закончив повесть Тургенева Ася.

Приложение2 (24.11.2010) и все-таки наши учителя стараются, как могут, пытаясь показать правильные семейные ценности: но опять же, Толстой время событий опрокидывает назад на 60 лет назад, описывая семьи примерно 1810-1815 годов, это всё равно что мы бы учились семейным отношениям на примере событий 1945 года... а наши потомки изучали бы это в 2140 году...

Приложение3 (6.1.2011) Опросы на тему: Есть ли счастье или счастливая семья в классической литературе? http://otvet.mail.ru/question/40089231/
http://otvet.mail.ru/question/40091438/
Приложение4 (13.11.2011) Рецепты создания семейного счастья на Прозе.ру от Елены Неменко

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема счастья (его понимания), смысла жизни»

Текст из ЕГЭ

(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:

(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть…

(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!

(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…

(14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!

(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.

(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал…

(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал…» … (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!

(По А. Алексину)

Вступление

Счастье – относительное понятие, ставшее главной целью существования человечества. Насколько бы различны между собой ни были люди, к счастью стремится каждый: и бедняк, и богач, и простой рабочий, и высокообразованный профессор. Старые и молодые, больные и здоровые, умные и глупые… И счастье для каждого свое.

Проблема текста

Что же такое абсолютное счастье? Каково оно? Является ли счастье смыслом человеческой жизни? Об этом размышляет А. Алексин в своем тексте.

Комментарий

Автор говорит о том, что писатели и поэты через свои произведения делятся с читателем мыслями и сомнениями, душевными переживаниями. Люди часто интересуются у творческих личностей, что же такое счастье, видимо, надеясь на их жизненный опыт и умение видеть внутренний мир.

Алексин уверен, что абсолютно счастливым быть невозможно, что никогда не может быть все хорошо. Даже если предположить, что абсолютное безграничное счастье наступило, то как можно чувствовать себя беспечно при условии страдания и мучений окружающих?

Классики русской и мировой литературы имели свое представление о счастье – для большинства это покой и свобода. Хотя немногим, точнее сказать, никому из них не пришлось испытать счастья в реальной жизни. Пушкин, Лермонтов, Блок – все они страдали, и из их страданий рождались великолепные стихи, наполненные глубочайшим смыслом.

Авторская позиция

По мнению А. Алексина, основной целью для художника, творческого человека становится не только обретение счастья, но и помощь читателям в наилучшем осмыслении своего места в жизни. В этом и состоит смысл нелегкой жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников.

Своя позиция

Я думаю, что нести свет и лучшее понимание жизни удел не только творческих личностей, но и каждого из нас. Осознание положительного результата своих действий, стараний, трудов и есть счастье. Возможно, в этом и заключается смысл нашей недолгой жизни – дать рождение другому человеку и помочь людям ощутить ценность своего существования. Другими словами, истинное счастье – в самореализации, в борьбе за благополучие окружающего мира.

Аргумент №1

О счастье написано множество произведений. Одним из самых известных стала поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы, семеро мужиков из окрестных деревень, отправляются на поиски счастливого человека в России.

На пути им встречаются различные герои: поп, помещик, зажиточные русские мужики, живущие по чести и справедливости. Ни один из них не нашел счастья в жизни, у каждого свои трудности.

Нет счастья и у русских крестьянских женщин. Матрена Тимофеевна считается народом удачливой, хотя она работает за семерых, а в юности потеряла сына-первенца.

К сожалению, Некрасов не закончил произведение. Из его черновых записей становится понятно, что главным «счастливцем» поэмы становится именно Гриша Добросклонов – человек, живущий во благо своего народа.

Аргумент №2

Другое понимание счастья представляет Л.Н. Толстой в эпилоге к роману «Война и мир». Всю жизнь Андрей Болконский и Пьер Безухов находились в поиске ответов на вечные вопросы: ради чего мы живем? как нужно жить? есть ли счастье? в чем оно состоит?

Нравственные искания одного закончились смертью – князь Андрей погиб во время войны 1812 года. А другой обрел простое человеческое счастье – Пьер женился на Наташе Ростовой, они родили троих детей, образовали крепкую семью, ради которой строили дальнейшую жизнь, не боясь проблем и трудностей.

Наташа Ростова, в юности ветренная девушка, оказалась верной женой и замечательной матерью, положила свои личные амбиции на алтарь потребностей жизни мужа.

Семья – вот истинное наслаждение человека, его смысл жизни, его счастье.

Заключение

Каждый счастлив по-своему, у каждого свои представления о счастье. Оно достигается нелегко, ради счастья нужно жертвовать многим, тогда жизнь человека станет наполненной смысла.

Разделы: Литература

Тип: повторительно-обобщающий урок в 9 классе.

Урок проводится после изучения творчества А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Общая тема: проблема счастья.

Цели: обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям; познакомить с высказываниями о счастье; научить делать выводы, находить главное; познакомить с толкованиями слов; выяснить позицию критиков по отношению к героям; понимать литературно-художественное произведение и персонажи не только как “отражение жизни”, но и как воплощение особенностей авторского видения мира и человека; прийти к пониманию философского понятия “счастье”; выявить степень усвоения материала; развивать творческое мышление; научить ставить жизненные цели, воспитывать нравственные качества личности учащихся.

Заранее класс поделен на 4 группы, в соответствии с автором и его произведением каждая готовила свое домашнее задание.

План.

1. Вступительное слово учителя.
2. Основная часть урока.
2.1. А. Н. Островский “Свои люди – сочтемся!”.
2.2. Н. А. Некрасов “Кому не Руси жить хорошо”.
2.3. Ф. М. Достоевский “Бедные люди”.
2.4. Л. Н. Толстой “Юность”.
3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы обобщим знания по изученным произведениям авторов, живущих в одно время (II половине XIX века), в одной стране (России), но освещавших жизнь разных слоев населения: купечество, крестьянство, мелкое чиновничество, дворянство; творивших в разных родах литературы: эпосе, лирике, драме. Мы поговорим о самом главном, объединявшем не только творчество А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, живущих в позапрошлом веке, но и нас с вами, поговорим о понятии, волнующем во все времена.

Посмотрите на доску, на ней записаны афоризмы, выражения известных людей, определите тему урока, о чем будем рассуждать. (О счастье. )

“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым”.
Ж. Лабрюйер

“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть”.
Л. Н. Толстой

“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”.
Б. Паскаль

“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”.
Русская народная пословица

Запишите тему урока в тетрадь.

Что значит жить счастливо? (Ответы учеников )

На другой половине доски вы видите слова, имеющие отношение к счастью: любовь, благовоспитанность, достижение цели, счастье. Свяжите их между собой, что у них общего? (Счастье не может быть без любви, благовоспитанности, достижения целей ).

Несмотря на то, что у этих слов много общего, каждое из них является ключевым изученных нами произведений.

2. Основная часть урока.

Сегодня вы исследователи творчества драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова, писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Каждая группа выбирает себе одно из понятий, близкое исследуемому произведению. (Островский – достижение целей, Некрасов-счастье, Достоевский – любовь, Толстой – благовоспитанность.)

2.1 А. Н. Островский. Каждый герой комедии защищает свои интересы, идет к достижению своей цели. Все ли достигли ее? Кто добился своего? (Своего добился Подхалюзин, обманув хозяина Большова, и всех, кто ему помогал, обещая деньги, и женился на Липочке. ) Посмотрим эпизод из этой пьесы. (Инсценировка.)

Счастлив ли Подхалюзин? По-своему, да, но он сделал несчастными других, пусть даже нечестных, грубых и невежественных, как он. Но невозможно быть счастливым, если кто-то страдает. Из афоризмов, записанных на доске, найдите подходящий и запишите в тетрадь. (“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым” Ж. Лабрюйер. )

2.2 Н. А. Некрасов. Кто же может быть счастлив? При анализе “Пролога” поэмы Н. А. Некрасова мы выяснили, что счастливого среди крестьян, по мнению мужиков, быть не может. А что о слове “счастье” говорится в словаре? (Ответ подготовленного ученика. ) Но о “мужицком счастье” автор размышляет в главе “Счастливые”. К мужикам подходили люди говорили, что они счастливы. Кто они? (Один ученик зачитывает портрет этих людей, а другой – в чем счастье. )

Некрасов показал крестьян, безропотно принимающих жизненные законы, “народное счастье” оказывается мимолетным. Но вместе с тем в поэме автор рисует другие крестьянские типы, с которыми связан мотив протеста. Кто они? (Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий. ) Именно их народ прославил счастливыми, почему? Что в основе народного представление о счастье? Богатство, о котором мечтал Подхалюзин и другие? (Умение сострадать, человеколюбие, добро, правда, честность. ) Какой афоризм подходит этой теме? (“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть” Л. Н. Толстой. )

2.3. Ф. М. Достоевский . В чем заключалось счастье для героя романа Достоевского “Бедные люди” Макара Девушкина? Стремился ли он быть полезным? (Да, ведь он очень любил Вареньку, и в этой любви есть известная жертвенность. ) Дома исследователи произведения Достоевского должны были подобрать высказывания критиков о любви Макара Девушкина и крылатые выражения известных людей. Что вы нашли? (Звучат ответы учащихся. ) Докажите, что Макар Девушкин любил Вареньку примерами из текста. (Учащиеся зачитывают отрывок из последнего письма. )

Макар Девушкин вызывает у нас жалость, мы не можем назвать его счастливым, скорее несчастным. Какой подойдет афоризм? (“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”,– Б. Паскаль. ) Почему не состоялось счастье Девушкина? (Ответ ученика словами Гроссмана “...это чистая и самоотверженная душа, пламенеющая любовью и состраданием, но обреченная на гибель в окружающем ее бессердечном мире насилия и всеобщей купли-продажи”. )

2.4. Л. Н. Толстой. Любовь Макару Девушкину дает понятие о самоуважении, средство духовного прозрения, но он не поднялся на новую ступень духовного развития. Л. Н. Толстой в своих произведениях поднимает проблему стремления к усовершенствованию героя, его нравственных поисков.

Герой повести “Юность” Николай Иртеньев однажды достал лист бумаги с тем, чтобы расписать свои обязанности на год. Разделил их на три рода: к самому себе, к ближним, к Богу. Но их оказалось много, поэтому сшил тетрадь и написал сверху: “Правила жизни”. Домашним заданием группы исследователей повести Л. Н. Толстой было составить эти правила, опираясь на произведение и собственное мнение. (Звучат и комментируются ответы учащихся. ) Какой афоризм запишем в тетрадь? (“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”, – русская народная пословица. )

3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. На примере произведений писателей II половины XIX века мы поговорили о важнейшей проблеме занимавшей все человечество, – счастье. Размышлять можно долго, так как тема нескончаемая и обширная.

Когда же человек может быть счастлив, что для этого он должен делать? (Бороться за счастье, любить, стремиться к самосовершенствованию, трудиться во благо, не желать зла другим и т. д.)

4. Домашнее задание. Дома напишите сочинение-рассуждение о счастье, взяв за основу один из афоризмов, записанных во время урока, на примере одного из произведений.

Спасибо всем за работу, урок окончен, будьте счастливы!