Дети

Под парусом - по льду. Зима по-спортивному: гонки на санях под парусами и хоккей с метлой Максимальная скорость буера

Буеры видишь не столь часто, как, допустим, уже примелькавшиеся снегоходы, но впечатления от поездок на них —исключительные.

Из глубины веков

Буеры в России появились довольно давно. Принято считать, что родом они из Голландии, но сей факт однозначно не подтверждается. Слово «буер» голландское, но рыбаки Балтийского моря, а также Ладожского и Онежского озер использовали буеры для промысла — в качестве средства передвижения по гладкому льду. Делали их кустарным способом, кто во что горазд, пока за дело не взялся царь Петр. Именно при нем на петербургских вервях начали строить буеры; самодержец и сам любил прокатиться на скоростном «экипаже», приводимом в движения не тягловой лошадиной силой, а свежим зимним ветерком. Иначе говоря, буер для наших палестин не является чем-то заимствованным или экзотическим — русские, как известно, любят быструю езду в любом виде, в том числе и гонки под парусом по льду.

В XIX столетии в России появились яхт-клубы, а вместе с тем продолжилось активное строительство буеров. Больше того, в районе Петергофа — Стрельны на льду Финского залива в зимний период проводились настоящие буерные регаты. Стандартов изготовления буеров в то время не было, поэтому встречались они разных форм и размеров, подчас гигантских. Например, в 1891 году в Санкт-Петербурге, на верфи Эша, был построен буер длиной 15,5 м (нынешние конструкции намного скромнее). Цена этих транспортных средств тоже была немалая, иной буер стоил столько же, сколько приличная крейсерская яхта. Несмотря на изрядную цену и доступность такого вида спорта лишь людям имущим, в Петербурге и его окрестностях уже к началу века насчитывалось около сотни буеров. В 1913 году питерские промышленники даже учредили буерный клуб, целью которого, согласно уставу, был «чистый спорт, без всякого участия каких-либо азартных игр и так называемых развлечений».

В прошлом веке буеры использовались (причем успешно) военными в период Отечественной войны на Ладоге и Балтике, а позже строились для спортивных целей — в советское время регулярно проводились соревнования на буерах.

Буер — это что?

Поскольку буер видел не каждый, имеет смысл объяснить, что он собой представляет конструктивно. Основной элемент буера — длинный и узкий корпус из дерева, который в некоторых случаях отделывают пластиком. Корпус устанавливается на три конька. Два конька расположены на поперечном брусе, с их помощью осуществляется скольжение буера по льду или снегу. Передний конек — рулевой, он может поворачиваться, меняя направление движения буера. На корпусе крепится мачта с парусом. Парус, собственно, и является движителем буера, в отличие от снегоходов, гидроциклов лишенного двигателя внутреннего сгорания. Это абсолютно безвредное для окружающей среды транспортное средство, использующее энергию ветра.

И потому неудивительно, что среди любителей буерного спорта очень много яхтсменов. Буер — это своего рода «зимняя яхта», снаряд для парусного спорта: когда водоемы замерзают, почему бы не проехаться по ледяной глади под парусом? Тем более что скорость буера (если ветер свеж) намного превышает скорость самой быстроходной яхты, а иногда даже сравнима со скоростью гоночного автомобиля. Этот снаряд легко разгоняется до 80 км/ч, а мировой рекорд (поставленный при ураганном ветре в США) — 264 км/ч. Даже при среднем ветре буер разгоняется до максимальной скорости за несколько секунд, поэтому считается самым быстрым в мире безмоторным транспортным средством.

В свое время россияне строили самые большие буеры (у нас всегда все самое большое), Однако запустить такие буеры на поток было крайне сложно, и первым это удалось американцам, которые поставили цель — сделать буер дешевым, легким и разборным, с тем чтобы он мог поместиться в багажнике автомобиля. В 1937 г. газета Detroit News объявила конкурс на создание ледового буера, который должен был развивать максимальную скорость и при этом транспортироваться на частном авто. Победивший проект получил название в честь газеты: DN. Разработка оказалась очень удачной и вскоре завоевала популярность во всем мире, основательно потеснив все разновидности буеров. С течением времени этот вид буера, конечно, менялся в соответствии с новыми технологиями, но базовый принцип оставался неизменным десятилетиями. Стоил DN поначалу всего 25 долларов, сегодня его цена составляет несколько тысяч долларов. И бренд доныне популярен.

Впрочем, европейские производители буеров тоже старались не отставать, а в чем-то даже опередили заокеанских коллег. В 1932 году голландец Эрик фон Хольст спроектировал и построил буер «Монотип-15», который также стал популярен у буеристов. Это был двухместный буер со штурвалом и парусом площадью 15 кв. м. Рулем у него служил не передний, а задний конек. «Монотип-15» был самой распространенной в советское время моделью, в СССР таких было построено более трехсот, и на них наши буеристы регулярно соревновались. Однако в наше время и в России, и в Европе практически повсеместно победил американский вариант DN.

Это одноместный разборный аппарат. Основу составляет деревянный корпус с так называемой «ямой», в которой во время движения лежит пилот. Как и положено, этот тип буера снабжен тремя стальными коньками. Два задних прикреплены к поперечной перекладине (она играет роль рессоры), передний управляющий — к подпружиненной стойке, что обеспечивает мягкость хода. Передний конек управляется румпелем. Все коньки у DN съемные, их можно менять в зависимости от ледовых условий. К корпусу крепится пятиметровая мачта с парусом площадью 6 кв. м. За счет паруса осуществляется как движение, так и торможение (тормозов как таковых у буера нет).

Оснастка буера схожа с яхтенной, но имеет свою специфику. Как известно, паруса яхт разноцветные, и по цвету можно даже с большого расстояния определить тип маломерного судна. У буеров паруса белые, и на них нет никакой рекламы, только номер экипажа.

Если говорить о ценах, то некоторые разновидности гоночных буеров DN довольно дорогие, до 20 тыс. долларов. Но у любителя буерного спорта есть возможность приобрести качественный буер за 4-5 тыс. долларов.

Буер можно сделать самостоятельно, можно заказать у производителя. Если буер изготавливается на заказ, соответственно антропометрическим данным заказчика, его цена будет выше средней, но не запредельной. Так что можно утверждать, что этот вид спорта доступен широким массам населения.

Но стремятся ли массы освоить стремительную езду на зимней яхте? Опыт последних лет показывает, что популярность буерного спорта растет. Давно создана Международная ассоциация буерного спорта, но и Россия в этом отношении не собираемся отставать. В разных регионах (Москве, Питере, Новосибирске и т. д.) уже существуют флоты из буеров DN, а Российская ассоциация любителей буерного спорта присоединилась к международной. Мы пока не в лидерах, но уже входим в первую десятку мирового рейтинга буеристов.

А самое главное, что все больше неофитов мечтают сесть в капсулу буера, чтобы выплеснуть адреналин и испытать ни с чем не сравнимые эмоции. Достаточно обратиться в парусный клуб или яхт-клуб, где в зимнее время практикуют езду на буерах, благо в нашем регионе ледяных равнин предостаточно.

Техника безопасности

Поскольку буер движется довольно быстро, катание на нем требует определенных навыков, умений, а также соблюдения техники безопасности. Чтобы сдвинуть ледовый парусник с места, буерист подталкивает его, запрыгивает внутрь и ложится внутри корпуса на специальный лежак. При хорошем разгоне буер начинает напоминать болид из гонок «Формулы-1» или скоростной «боб», на котором спускаются по ледяным трассам мастера бобслея.

При этом ни вставать в полный рост, ни свешивать ноги за борт (что еще возможно на яхте) — недопустимо. Управление осуществляется поворотами переднего конька, а также парусом. При определенных навыках можно освоить разгоны, повороты, торможение и т. п. Главное — не отдаваться воле ветра. Были случаи, когда на просторной акватории (например, на Ладожском озере) буерист, в эйфории от свежего ветра, яркого солнца и блестящего льда, уносился за горизонт, удаляясь от цивилизации на большое расстояние. Потом ветер внезапно стихал и спортивный снаряд приходилось толкать к берегу вручную. А тем временем солнце садилось, мороз крепчал, и у легкомысленного буериста начинались проблемы.

При неправильном управлении буер может перевернуться, а буерист — выпасть из капсулы и получить травму.

Поэтому для езды требуется серьезная подготовка, а также физическая выносливость.

Одна из особенностей катания на буере — правильный выбор места и погодных условий. Лед не должен быть сильно завален снегом, подходящая скорость ветра — около пяти метров в секунду, а температура — чуть ниже нуля. Такие условия есть не всегда и не везде, вот буеристы и меняют места катания, кочуя в поисках подходящего льда и ветра.

Какую предельную скорость можно развить под парусом? «Почти 50 узлов», - скажете вы. И ошибетесь. Мировой рекорд среди буеров - 188 км/ч

Одни говорят, что первыми буера начали делать рыбаки северных озер и морей. Зимой они прикрепляли полозья под дно своих парусных лодок и ездили на них по льду и снегу. Другие заявляют, что буер придумали все же голландцы в XVIII веке, ссылаясь на то, что само название происходит от голландского слова boeier. Именно так в Нидерландах называют платформу, установленную на коньках или колесах, которая может ездить по льду или по суше за счет надуваемых ветром парусов. Так или иначе, но история буера покрыта туманом времени. Причем как древняя, так и относительно современная. Например, среди энтузиастов буера до сих пор ведутся споры насчет того, какую предельную скорость может развить буер на льду.

Управление буером требует от пилота невероятной собранности: надо следить и за ветром, и за опорной поверхностью, и все это - на «автомобильной» скорости!

Дело в том, что в Книге рекордов Гиннесса есть категория «самая высокая скорость на льду». Согласно сборнику рекордов в 1938 году на озере Виннебаго (американский штат Висконсин) пилот Джон Бакстэф разогнал свой буер Debutante до невероятной скорости - 143 мили в час (230 км/ч)! Неправдоподобным в этой истории кажется то, что рекорд был установлен при ветре скоростью 116 км/ч. «При таком ветре человек едва ли сможет устоять на льду, - размышляет Боб Дилл, создатель рекордного буера Iron Duck. - Управлять же парусной машиной в таких условиях едва ли возможно». Так что современники пока далеки от преодоления мифического рекорда и пытаются побить достоверно установленное достижение - это 135 км/ч на льду и 187 км/ч на нескользкой поверхности.

Цены на гоночные буера класса DN могут достигать $20 000. Однако обычно машины раз в пять дешевле. Многие из участников буерных регат собирают свои гоночные болиды самостоятельно. Из дерева делают корпус аппарата и мачту, покупают или изготавливают сами парус и коньки. Вообще к слишком дорогим яхтам буеристы относятся настороженно: большинству нравится, что этот спорт не коммерциализирован и доступен практически каждому

Буерный эффект

Обывателей зачастую удивляет это правило. Но яхтсмены хорошо знают, что парусное судно на некоторых курсах может идти быстрее ветра. Это связано с двумя моментами. Во-первых, парус обычно работает как крыло: только благодаря этому парусная машина может идти быстрее ветра. А во-вторых, при движении на парус действует не истинный ветер, а так называемый вымпельный, который представляет собой сумму истинного ветра и курсового (он образуется благодаря тому, что буер движется). На некоторых направлениях (галфвинд, бейдевинд) вымпельный ветер может быть ощутимо сильнее истинного, в соответствие с этим растет и скорость судна. Именно в буерном спорте этот эффект «набегания на ветер» особенно ощутим. С ростом скорости парусной машины растет вымпельный ветер, и аппарат дополнительно ускоряется. На воде сопротивление движению судна значительно выше, поэтому по воде яхта едва ли может идти вдвое быстрее истинного ветра. В то же время на суше скорость буера может быть в три - пять раз выше скорости истинного ветра!

Такая особенность делает катание на буере невероятно адреналиновым занятием: в гонках на сухопутных яхтах принимают участие только по-настоящему смелые люди. Для победы требуются преданность делу и невероятное упорство - говорят, что в этом виде спорта особенно много значит опыт. Поэтому в буерных регатах молодые спортсмены частенько проигрывают ветеранам.

Буера в войсках

Впрочем, буера - не просто забава для отважных. В истории их использовали как для транспортировки людей, так и в военных целях. Военные давно присматривались к буерам, одно время в Советской армии их хотели применять для разведки и связи, однако большинство офицеров к этой идее относились скептически: «Как можно в разведке использовать машины, зависящие от ветра?» Однако, когда во время войны с Финляндией зимой 1939−1940 годов в СССР был сформирован буерный разведотряд, результат оказался впечатляющим.

Буер с белым парусом был практически незаметен с воздуха. Кроме того, в сравнении с моторной техникой он был относительно бесшумным. Поэтому для задачи быстро и скрытно подойти к противнику, выбросить диверсантов и укрыться буер подходил идеально. Самыми яркими эпизодами той зимы были моменты, когда буера наталкивались на финские аэросанные дозоры. В ту зиму дул хороший ветер, и бронированные аэросани, вооруженные пулеметами, были не в силах догнать русских буеристов.

Советские буера применяли и в годы блокады Ленинграда. Сперва ледовые яхты использовали для обнаружения наблюдательных пунктов противника, а позже особый буерный отряд работал на Ладоге, на «Дороге жизни». Сперва буера, пущенные перед основной техникой, прокладывали маршрут, а потом по нему вывозили из Ленинграда больных женщин и детей.

Гонки на льду

Тем не менее гонки - все-таки главная стихия этого транспортного средства. Говорят, что гоняться на этих парусных машинах стали сразу же, как только их изобрели. Впрочем, официально подобные соревнования проводились только со второй половины XIX века. Сначала их начали регулярно организовывать в США, потом и в России - в петербургском Речном яхт-клубе. Впрочем, энтузиасты стали строить спортивные буера раньше. Например, американцы создали свой первый скоростной буер в 1790 году. В России первый «гражданский» буер сделали в 1819 году в Санкт-Петербурге, на Адмиралтейской верфи. Впрочем, есть сведения, что с буерами в России познакомились еще раньше - при Петре I. Говорят, что император любил погонять на буере на ледовой площадке перед Зимним дворцом.

Первый же по-настоящему гоночный буер в России построили в 1876 году, а уже спустя десятилетие в Петербурге можно было насчитать более десяти сухопутных яхт. Поэтому в 1880-е годы на Финском заливе начали проводиться первые буерные регаты. В них, в частности, участвовал самый большой в стране буер «Елка» длиной 15 м, с площадью парусов 190 м². По размерам с этим судном мог конкурировать только американский аппарат Icicle, построенный в 1869 году для Джона Рузвельта (дяди Франклина Рузвельта), - он имел длину 21 м и площадь парусности 99 м². А прославился этот аппарат тем, что в 1871 году, к радости его владельца, обогнал паровоз Chicago Express на перегоне между двумя городками. В то время в Америке схватки между буерами и паровозами были на пике популярности. Примечательной особенностью было то, что в спортивном снаряде помещались пять-шесть человек. Позже на смену гигантам пришли одноместные и двухместные аппараты, и в итоге в большом спорте остались главным образом модели для одиночек.

Большой вклад в это дело внес конкурс, объявленный газетой Detroit News. Журналисты этого издания в 1937 году предложили читателям разработать спортивный буер. Обязательным требованием к аппарату была его способность умещаться в разобранном виде на верхнем багажнике легкового автомобиля. Это в будущем и предопределило широкую международную популярность проекта победителя конкурса - буера типа DN. Его конструкция оказалась крайне удачной и хорошо зарекомендовала себя на практике.

Аппарат класса DN имеет деревянный корпус с кокпитом, в котором лежит пилот. На льду он стоит на трех стальных коньках - один спереди, подпружиненный, и два сзади, закрепленные по краям перекладины-рессоры. «Двигателем» тележки служит треугольный парус площадью около 6 м², закрепленный на мачте с гиком. Управление парусной машиной осуществляется поворотом переднего конька и паруса, причем это нужно делать почти одновременно и попутно внимательно следить за дорожным покрытием и обстановкой. Чтобы довести навыки управления до автоматизма, требуются многие часы тренировок. Любопытно, что тормозов на буере нет - остановка выполняется разворотом паруса прямо против ветра. Максимальная скорость при хорошем ветре, гладком покрытии и легком пилоте может превышать 100 км/ч.

Летучие буера

Среди нынешних кандидатов в рекордсмены по побитию рекордов скорости имя Ричарда Дженкинса неразрывно ассоциируется с буерами. Этот англичанин с конца прошлого века мечтает побить мировые рекорды скорости для буеров на земле и на льду и неуклонно движется к заветной цели. Все началось с того, что двадцатилетний студент оказался в мастерской своего приятеля, где строили скоростной колесный буер. Парень сразу увлекся постройкой этого аппарата. Потом он создал еще один колесный буер, на котором однажды разогнался до 193 км/ч - то есть на 5 км/ч быстрее нынешнего рекорда скорости. Последний был установлен в Неваде в мае 1999 года Бобом Шумахером, который на буере Iron Duck («Железная утка») разогнался до 187,7 км/ч. Поскольку у Дженкинса не было свидетелей, его рекорд, разумеется, не засчитали. Но Ричард не оставил попыток: сперва он пытался побить рекорд на аппарате Windjet Mk IV, но сила ветра позволила разогнаться только до 150 км/ч, а не так давно с другим английским энтузиастом Дейлом Винсом он построил еще более впечатляющий «сухопутный корабль» Greenbird («Зеленая птица»). Но, к сожалению для конструктора, в Западной Австралии, куда он привез машину для покорения рекорда, ветер не приобрел должной скорости и Ричарду снова пришлось вернуться на родину ни с чем.

Поскольку пилотирование буера схоже с управлением яхтой, среди буеристов много яхтсменов. Так они умудряются даже в нашей холодной стране ходить под парусом круглый год

Но Ричард не унывает: впереди зима, а значит, можно покорить рекорд скорости на льду, который составляет всего-то 135 км/ч. Впрочем, это дело не кажется англичанину таким уж легким. Во-первых, хороший лед встретить намного проще в Америке - туда Ричард и полетит в начале следующего года со своим буером. А во-вторых, для покорения этого рекорда сильного ветра недостаточно, важно, чтобы лед на озере пребывал в определенном редком для него состоянии. И наконец, ездить по льду - опаснее всего!

Но один момент действительно радует Дженкинса. Раньше он думал, что ему придется побить мифический рекорд Джона Бакстэфа (230 км/ч!), а теперь стало понятно, что и покорение рубежа в 135 км/ч уже будет достижением. Впрочем, Ричард не исключает, что когда-нибудь ледовый рекорд может и вправду стать выше «земного»: сопротивление скольжению на льду меньше сопротивления качению…

Есть и мачта с парусом. И движется такой буер по льду со скоростью более ста километров в час.

По образцу рыбацкой лодки на полозьях

Слово "буер" голландского происхождения; согласно Словарю иностранных слов, это "кабина или платформа на коньках или колёсах, которая движется с помощью паруса силой ветра по льду или по суше с ровным рельефом".

Принято считать, что буер появился в Голландии ещё в XVIII веке, а смастерили его первыми голландские рыбаки, которые прикрепляли к своим лодкам полозья, чтобы быстрее добраться по льду до того места, где можно зимой ловить рыбу. В других странах с суровой зимой рыбаки также изготавливали подобные конструкции для той же цели.

Современный буер

Сегодня буер выглядит совсем по-другому, чем тогда. Самая распространённая в мире конструкция – это буер типа DN. Он считается одним из лучших по ходовым качествам и удобству в эксплуатации, рассказывает почётный член Австрийского союза буерного спорта Херберт Хёрман.

DN – это сокращённое название газеты "Detroit News". Это американское издание объявило в 1937 году конкурс на лучшую конструкцию спортивного буера. Согласно одному из условий, буер в разобранном виде должен был поместиться... в багажнике легкового автомобиля. Приз достался трём конструкторам, модель которых впоследствии и назвали DN в честь газеты "Detroit News".

Средство передвижения без тормозов

Как выглядит современный буер? Во-первых, он – одноместный, в отличие от первых буерных конструкций, экипаж которых должен был составлять пять-шесть человек. Гонщик лежит внутри деревянного корпуса со специальным углублением ногами вперёд. Один из трёх коньков, которыми снабжён агрегат, прикреплён к носу корпуса, другие два – к концам упругой поперечной перекладины, выполняющей роль рессоры. Перед так называемой кабиной к корпусу крепится 5-метровая мачта. Площадь треугольного паруса – около шести квадратных метров. За направление отвечает передний конёк, который регулируется специальной рукояткой; эту рукоятку называют "рулёжкой". Парус управляется натяжением-ослаблением каната (шкота) и перекидыванием с борта на борт специальной перекладины (гика) при смене направления ветра.

Мы измеряли как-то скорость движения буера на Нёйзидлер-Зе. Так вот, результат был – 157 километров в час. Представьте себе только, какая высокая это скорость и насколько опасен этот вид спорта, ведь на буере нет тормоза. А яхта порой просто летит на расстоянии до 10 сантиметров от поверхности льда.

Буеристов становится все больше

Скорость буера зависит от различных факторов: во-первых, от погодных условий; во-вторых, от самого аппарата, его веса и того, как заточены коньки. И не последнюю роль играет, конечно, мастерство буериста.

Буерные гонки распространены во многих странах, а союзы буеристов существуют сегодня в 18 государствах мира. Причём не только в скандинавских странах, где для занятия этим видом спорта существуют все условия, но также в США, России, Германии, Польше, Великобритании и даже в Италии. Помимо внутренних чемпионатов, раз в год проводится мировое первенство по буерному спорту – в Европе и Америке поочерёдно.

Спорт, который не каждому по карману

Среди буеристов не так уж и много молодых людей. Например, Херберту Хёрману – 64 года, и он, по его же собственным словам, уже на протяжении тридцати лет каждый раз с нетерпением ждёт наступления зимы, чтобы снова испытать незабываемые ощущения.

Для буерного спорта важны одновременно два фактора – лёд и ветер. А молодёжи не хватает терпения, чтобы дождаться нужного момента, подходящей погоды. Вот и идут они просто кататься на лыжах или сноуборде.

Отсутствие терпения это, пожалуй, не единственная причина, по которой молодые люди выбирают лыжи или коньки. Дело в том, что буерные гонки – это спорт для обеспеченных людей. Ведь только стоимость буера составляет никак не менее пяти тысяч евро...

Все о зимнем болиде, способном обогнать ветер

Буер: коньки
под парусом

Все о зимнем болиде,
способном обогнать ветер

Продолжаем рассказывать о необычных занятиях зимнего сезона и способах достичь невероятных скоростей и сопутствующих им ощущений без использования двигателя. Сегодня на очереди буер – легкая парусная лодка на коньках для скольжения по льду. Заинтересовать этот болид может сразу по нескольким причинам. Во-первых, как выяснилось, буер – древнейший вид зимнего транспорта в мире. Во-вторых, эта ледовая яхта способна обогнать не только своих водных собратьев, но и сам ветер. Как? Об этом вы узнаете ниже.


В какой-то момент северные рыбаки адаптировали свои суда к ледяным полям, снабдив их коньками

Установить дату рождения первого буера невозможно, просто в какой-то момент северные рыбаки убедились в том, что зима – явление постоянное, и адаптировали свои суда к ледяным полям, снабдив их коньками. Ранее словом буер (нидерландское «boeier») обозначали суда с косыми парусами для грузовых (реже - пассажирских) прибрежных перевозок.


Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с катаниями на льду, 1609. Фото: commons.wikimedia.org

Царские гонки

В Россию буер попал из стран Северной Европы, в частности, Нидерландов. Первые отечественные ледовые суда начали строиться еще при Петре I. По одной весьма правдоподобной легенде, сам царь рассекал на ледовой яхте прямо перед Зимним дворцом, и даже у его дочери Елизаветы Петровны был собственный буер. К девятнадцатому веку в Северной столице местные яхт-клубы проводили регаты численностью до сотни буеров.


Конструкция

Современные гоночные буеры представляют собой крестообразную конструкцию с одной мачтой и тремя коньками: два по бокам и один рулевой

Одни из первых буеров были не чем иным, как обыкновенными парусниками, установленными на специальные полозья. Позже конструкцию значительно упростили, сделав более низкой и легкой, что позволило увеличить аэродинамические качества и повысить скорость болида. Современные гоночные буеры представляют собой крестообразную конструкцию с одной мачтой и тремя коньками: два по бокам и один рулевой – спереди или сзади. Корпус болидов делают как из дерева, так и из пластика или карбона. Конструкция парусов может быть как мягкой, так и жесткой, при этом меняется и форма и площадь паруса.

Управление

Как ни крути, а буер - это парусник, и вне зависимости от поверхности, по которой он мчится, будь то вода, лед или земля, принцип управления и конструкция паруса и рулевого управления схожи. Пилот осуществляет управление при помощи поворота переднего конька и натяжения или ослабления паруса. Самое интересное, что тормозов как таковых у буера нет, а замедление хода и полная остановка осуществляется также при помощи паруса.


Быстрее ветра

Звание самого быстрого парусного судна ледовая яхта получила не случайно. В отличие от колесных и водных яхт, буер способен развивать скорость, в пять раз превышающую скорость ветра! Дело в том, что при движении на парус буера воздействует не только истинный ветер (тот, который мы ощущаем в неподвижном положении), а сумма истинного и курсового ветра (который образуется при движении судна). К этой двойной силе, именуемой вымпельным ветром, остается только добавить крошечное сопротивление стальных коньков о лед, чем не могут похвастаться парусники, идущие по воде.

Гонки на льду

Достигая скоростей, превышающих отметку в 100 км/ч, было бы странным не превратить катание под парусом по льду в соревнования. Чаще всего центрами подготовки и проведения кольцевых гонок становятся яхт-клубы, расположенные на крупных закрытых водоемах, или затянутые льдом морские заливы, как, например, у берегов Санкт-Петербурга и Владивостока. Традиционными местами проведения чемпионатов мира становятся ледяные поля у берегов Балтики. Есть вероятность, что плацдармом для мировых соревнований в 2016 году выступят льды могучего Байкала.


Участие в боевых действиях

В годы войны буеры использовались для проведения разведывательных операций

В годы Финской и Великой Отечественной войны быстрые и малозаметные буеры с экипажем в несколько человек использовались для проведения разведывательных операций на Финском Заливе и Ладожском озере. Также на ледовые яхты оказали неоценимую помощь при обслуживании Дороги жизни, ведущей к блокадному Ленинграду.


Рекорды скорости

При ураганном ветре в 116 км/ч пилот разогнал свой буер «Debutante» до скорости 230 км/ч

Как и история возникновения первого буера, рекорд скорости на ледовой яхте остается покрытым плотной завесой тайны, слухов и споров. По одной из версий, самым быстрым человеком, выехавшим на лед под парусом, считается американец Джон Бакстэф, установившем свой рекорд в 1938 году на озере Виннебаго, штат Висконсин. При ураганном ветре в 116 км/ч пилот разогнал свой буер «Debutante» до скорости 230 км/ч. Современные проверенные рекорды на льду пока не превысили отметку 140 км/ч, однако никто из пилотов не сомневается в повышении этой планки.


Ну а всем, кто всерьез загорелся идеей погони за ветром по льду, напомним, что почти все буеристы – тепло одетые яхтсмены, не пожелавшие уходить с водоема. Поэтому вне зависимости от сезона ищите ближайший яхт-клуб и постигайте азы управления парусом.