Английский язык

Биография радищева. Александр Николаевич Радищев: биографическая справка. Александр Радищев краткая биография

Александр Николаевич Радищев (20 (31) августа 1749, Москва - 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье, имеющей дворянские корни. Дед Радищева был денщиком у Петра I, затем служил в гвардейских войсках. Отец же Радищева, будучи очень образованным человеком, предпочел военной службе ведение хозяйства. Сам Александр был первым ребенком в семье.

Радищев получил образование по гимназической программе, затем был отправлен в Лейпциг для продолжения образования. После возвращения в Петербург Радищев был назначен протоколистом в сенате.
Всю жизнь Александр Николаевич посвятил литературному труду. Его перу принадлежат многие произведения на исторические, политические и философские темы. Наиболее известное произведение - "Путешествие из Петербурга в Москву" - было закончено в 1790 году. В этом же году за распространение данной книги Радищев был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, где он пробыл пять лет. Вплоть до 1801 года Александр Николаевич жил под постоянным надзором полиции.
Затем по ходатайству А. Р. Воронцова Радищев стал членом Комиссии по составлению законов, здесь он проработал всю оставшуюся жизнь. Умер Радищев 12 сентября 1802 года.

Воспитателями Александр Радищева были крепостные. На ранних годах жизни Николая они научили его писать и читать. Именно тогда ребенок открыл для себя тяготы жизни крестьян - от крепостных он узнал о жестокосердии соседских помещиков. Рассказы об их издевательствах над крепостными оставили глубокий след в душе мальчика, который впоследствии превратился в ненависть к угнетателям. При достижении шестилетнего возраста в дом был приглашен француз, который после оказался беглым солдатом. Да и французского языка он практически не знал. С ним пришлось расстаться. В 1756 году отец отвез сына в Москву - в дом родственника матери. Последний являлся племянником директору Московского университета. Александр Радищев начал учебу в по гимназической программе университета. Правда, знания он получал на дому, но также как и гимназисты посещал экзамены, участвовал в диспутах, имел доступ к книжной лавке при университете. Читал Александр очень много.

В 1762 году Александр Радищев стал пажом. К этому времени он представлял собой юношу, получившего отличное образование. В следствие этого его записали на придворную службу. Он стал пажом. В 1764 году Александр совершил свое первое путешествие. В составе Пажеского корпуса он провожал императрицу из Москвы в Петербург. Прибыв в Петербург, он оказался совершенно одним в незнакомом для него городе; здесь он провел более двух лет - с 1764 по 1766 годы.

Радищев был отправлен на обучение в Германию. В 1766 году императрица отправила двенадцать молодых дворян за границу - в Лейпцигский университет. Постигать юридические науки отправился и Александр Радищев. Среди молодых людей заметно отличался Федор Васильевич Ушаков - будучи самым старшим (на тот момент ему исполнилось 19 лет), он имел острую жажду знаний (ради этого даже бросил выгодное место чиновника), благодаря чему вскоре сделался главой группы.Учеба в Лейпциге продолжалась пять лет. Кроме изучения предметов, предусмотренных программой, Александр Радищев интересовался литературой, иностранными языками, медициной. В Россию студенты начали съезжаться в 1771 году.

Литературная деятельность Александра Николаевича началась во время учебы в Лейпциге. Здесь он начал переводить брошюру политического деятеля Гика, которая имела политическую тематику. Выбор именно этой темы для перевода говорит об соответствующих увлечениях Радищева.

В 1771 году Радищев стал получил должность протоколиста. После возвращения на родину Александр Николаевич стал протоколистом в сенате. Он получил чин титулярного советника.

Радищев не ограничился работой в сенате. В свободное от службы время он занимался переводом сочинения Г. Б. де Мабли - известного французского мыслителя. Летом 1773 года Александр Николаевич написал автобиографическую повесть. Она называлась "Дневник одной недели". Работа в таком учреждении как в сенате давала молодому автору огромное количество материала для размышлений над судьбой страны, утвердившимся государственном строе и т.п. Некоторые подробности своей службы Радищев и описал в своей работе. Правда, свет этот труд увидел спустя много лет - повесть была издана только в 1811 году (уже после смерти автора).

О начале восстания под предводительством Пугачева Александр Николаевич узнал в Финляндской дивизии. Здесь он получил должность полкового судьи. Вероятно, что Радищев лично видел казнь Пугачева 10 января 1775 года. Это восстание привело Александра Николаевича к мысли, насколько самодержавие вредит развитию страны, а также к тому, что избавиться от угнетающего крепостного права можно только при помощи вооруженной борьбы.

В марте 1775 года Александр Николаевич настоял на отставке. Впрочем, через некоторое время Радищев был принят на должность юрис-консула. Граф Воронцов, занимающий видное место среди государственных сановников, оценил способности Александра Николаевича и способствовал назначению Радищева на более высокий пост. В 1780 году он стал помощником управляющего Петербургской таможни, где служил вплоть до 1790 года. Затем он был назначен управляющим Петербургской таможни.

Лучшие художественные произведения Александра Николаевича Радищева относятся к 80-м годам XVIII столетия. Именно в эти годы были созданы отличные исторические, художественные и публицистические произведения. В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове". Ода Александра Николаевича "Вольность", написанная в период с 1781 по 1783 годы, открыла русское революционное направление в литературе. В 1788 году Радищев закончил трудиться над второй своей автобиографической повестью. В ее содержание вошло описание учебы Радищева в Лейпциге. Он рассказал о своих товарищах, вместе с которыми коротал университетские годы, а также о важной роли просвещения и воспитания. В эти же годы Александр Николаевич написал несколько трактатов по истории Отечества и состоянии таможенного дела в Российской империи.

Радищев - член Общества словесных наук. Вошел он в него во второй половине 80-х годов. На собраниях общества Радищев читал свои статьи, в которых рассуждал о благородстве, сострадании, благонравии и других добродетелях.

Радищев - автор "Путешествия из Петербурга в Москву". Главная книга в жизненном пути Радищева была закончена в 1790 году. Этот труд увековечил имя Александра Николаевича в памяти его потомков. Только вот императрица вовсе не оценила его старания, назвала "бунтовщиком", да еще и "хуже Пугачева" - настолько острые проблемы освещались в этой книге. Издавать этот труд Радищева не решался никто, поэтому Александр Николаевич взялся за это дело собственнолично - типографию организовал на втором этаже своего петербургского дома. Радищев смог издать примерно 650 экземпляров книги, часть которых уже в мае 1790 года появилась в продаже. Несколько экземпляров Радищев подарил своим знакомым. Что же не понравилось Екатерине Великой, когда она собственно прочитала эту книгу? Основной ее темой стало бесчеловечное отношение помещиков со своими крепостными. Но мало того, он осмелился оправдывать вооруженный бунт крестьян против жестоких господ - изменить государственный строй, по его мнению, можно было только восстанием.

За свои убеждения Радищев был арестован. Это случилось 30 июня 1790 года. К нему в дом прибыл полковник Горемыкин и предъявил ордер на арест. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, следствие по его делу продолжалось две недели. Приговор, вынесенный Петербургской палатой уголовного суда, звучал грозно - Александр Николаевич Радищев приговаривался к смертной казни. Однако императрица его не утвердила, слишком большая была вероятность недовольства общественности. А. Н. Радищев был отправлен в ссылку сроком на 10 лет. Местом ссылки стала Сибирь - Илимский острог.
Интересен тот факт, что вслед с Александром Николаевичем в место ссылки поехали некоторые из его крестьян, а точнее, из бывших крестьян - перед арестом он дал им вольную.

Радищев отправился в Сибирь в легком платье. К 8 сентября 1790 года он едва мог держаться на ногах - сказались истощение и огромное нервное напряжение. К тому же в путь он отправился в легком платье. Вероятно, Екатерина подумывала о смерти Радищева в дороге, тогда общественность встревожилась бы не так сильно, как в случае с возможной казней. Однако граф А. Р. Воронцов, когда узнал о том, что Александра Николаевича везут в острог, распорядился, чтобы тверской губернатор купил Радищеву все необходимое - Воронцов лично отослал ему деньги.

"Путешествие из Петербурга в Москву." было запрещено. Значительную часть изданных книг Радищев сжег собственноручно еще до ареста. 6 экземпляров были обнаружены соответствующими органами власти и уничтожены. До нашего времени дошло менее пятнадцати экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" издания Радищева.
Те проблемы, которые осветил Александр Николаевич Радищев в своем труде, продолжали беспокоить умы русских людей еще на протяжении столетия. А сколько книга перетерпела гонений! Даже в 1905 году все попытки издать книгу в полном варианте были пресечены властями, которые усматривали в ней подрывание монархических устоев и революционные нотки в настроении автора. Радищева обвиняли в посягательстве на доброе имя важных вельмож, особенно государственных служащих, а также в убеждении крестьян в необходимости насильственных действий против помещиков.

В сибирской ссылке Александр Николаевич Радищев провел пять лет. В Илимском остроге он занимался общественной деятельностью и домашней работой: он врачевал, собственноручно делал прививки от оспы (знания по медицине здесь ему пригодились), проводил различные эксперименты по выплавке руды, соорудил у себя дома плавильную печь, которую использовал для обжига посуды. Однако самым важным для Радищева занятием и в Сибири оставалась литература - среди его работ и философские трактаты, повесть о Ермаке, а также историческое расследование.
Из ссылки Александра Николаевича освободил новый царь - Павел I, он приказал ему жить в своей деревне. Но полностью свободным человеком Радищев так и не стал - он жил постоянно под надзором полиции. Представители полиции могли заявляться в имении Александра Николаевича в абсолютно когда им заблагорассудится. Они имели полное право читать все письма Радищева, копировали их содержание и предоставляли копии Павлу I. Такая жизнь была очень тяжела, спасала Радищева только работа.

После окончания срока ссылки Радищев не стал свободным. В 1800 году, когда закончился десятилетний срок ссылки, отведенной Радищеву императрицей Екатериной Великой, Павел I не прекратил надзора за Александром Николаевичем.

Александр I освободил Радищева. Указ об амнистии был издан новым императором 31 мая 1801 года. Граф А. Р. Воронцов посодействовал возвращению Александру Радищеву дворянского титула. Он снова мог проживать в Петербурге и даже был включен в Комиссию составления законов, в которой он работал до последних дней жизни. В возрасте 53 лет - в 1802 году - он скончался, обстоятельства его смерти до конца не понятны, ведь последними его словами были "Потомство за меня отомстит". Скорее всего, в них он выразил свое сострадание к крепостным, надежду на разум самодержцев и обиду за государственные порядки России.

РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749–1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 (31) августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766–1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее – в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву . Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои «богомерзкие сочинения». Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой «в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири , Письмо о Китайском торге , философский трактат (1790–1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов (О законоположении , Проект гражданского уложения и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 (24) сентября 1802.

Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Согласно его гносеологическим воззрениям, «основанием всего естественного познания является опыт». При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире, в котором нет ничего «опричь телесности», свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. «Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?»

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. «Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться». Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что отнюдь не «себялюбие» является источником нравственного чувства: «человек есть существо сочувствующее». Будучи сторонником идеи «естественного права» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («в человеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова».

В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?». Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера , М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.


Радищев Александр Николаевич
Родился: 20 (31) августа 1749 года.
Умер: 12 (24) сентября 1802 года.

Биография

Александр Николаевич Радищев (20 августа 1749, Верхнее Аблязово, Саратовская губерния - 12 сентября 1802, Санкт-Петербург) - российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.

Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728-1806), сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича.

Детство провёл в отцовском имении в сельце Немцово Боровского уезда Калужской губернии. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглым солдатом. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755-1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами.

Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.

Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Радищева.

Служба в Петербурге

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку и женился, а спустя два года поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Там он очень близко подружился с графом Воронцовым, который впоследствии всячески помогал Радищеву во время его ссылки в Сибирь.

С 1780 года работал в Петербургской таможне, дослужившись к 1790 до должности её начальника. С 1775 года по 30 июня 1790 года он жил в Петербурге по адресу: Грязная улица, 14 (ныне улица Марата).

Литературная и издательская деятельность

Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в Петербург, он спустя пару месяцев прислал в редакцию журнала «Живописец» отрывок из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», где тот и был анонимно напечатан. Через два года был издан перевод Радищева книги Мабли «Размышления о греческой истории». К этому периоду относятся и другие работы писателя, такие как «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъем во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев. В 1789 году он завел у себя дома типографию, а в мае 1790 напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву».После этого Екатерина II отправила его в ссылку

Его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений Гердера «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души».

Арест и ссылка

Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева - «бунтовщик, хуже Пугачева».

Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберег детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.

Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Последние годы

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. Вместе со своим другом и покровителем Воронцовым работал над конституционным проектом, озаглавленным «Всемилостивейшая жалованная грамота».

Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил проект либерального уложения, в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена мемориальная доска.

Восприятие Радищева в XIX-XX вв

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».

На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли» многие декабристы называли имя Радищева.

Очевидно влияние Радищева и на творчество другого писателя-вольнодумца - А. С. Грибоедова (предположительно, обоих связывало кровное родство), который, будучи кадровым дипломатом, часто ездил по стране и потому активно пробовал свои силы в жанре литературного «путешествия».

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А. С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Алёша Попович» (Пушкин всю жизнь ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о Радищеве. Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.

Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию.

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

В 1830-1850-е годы интерес к Радищеву существенно снизился, уменьшается количество списков «Путешествия». Новое оживление интереса связано с публикацией «Путешествия» в Лондоне А. И. Герценом в 1858 году (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»).

Оценка Радищева как предтечи революционного движения была перенята и социал-демократами начала XX века. В 1918 А. В. Луначарский назвал Радищева «пророк и предтеча революции». Г. В. Плеханов считал, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий». В. И. Ленин назвал его «первым русским революционером».

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. Заграничное издание Герцена осуществлялось по неисправному списку, где язык XVIII века был искусственно «осовременен» и встречались многочисленные ошибки. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово.

Научное исследование Радищева по сути началось только в XX в. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические. В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Шторм и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. Я. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права.

Память

Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.
Улица Радищева есть в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Также в честь Радищева названы улицы в Курске, Усть-Куте, Рязани, Петрозаводске, Калининграде, Иркутске, Мурманске, Туле, Тобольске, Екатеринбурге, Саратове, Кузнецке, Барнауле, Бийске, Алчевске, Гатчине, Тамбове, Смоленске, Тюмени, бульвар в Твери, а также в городе Тольятти.
В селе Фирстово Большеуковского района Омской области установлен обелиск в 1967 году, в честь Радищева, проезжавшего и бывавшего в селе в 1790 году.
В селе Артын Муромцевского района Омской области в 1952 году установлен обелиск в память его следования в сибирскую ссылку и возвращение из ссылки в 1797 году.
В честь проезда Радищева А. Н. была переименована одна из деревень, получившее название - деревня Радищево Нижнеомского района Омской области.
В селе Евгащино Большереченского района Омской области названа улица Радищева.
В селе Такмык Большереченского района Омской области названа улица Радищева.
В Ульяновске с 1918 года по настоящее время существует улица Радищева.
В Малоярославце и Кузнецке проходят ежегодные Радищевские чтения
Государственный художественный музей имени Радищева (Саратов).
Платформа Радищево Октябрьской железной дороги в Солнечногорском районе Московской области.
В Ростове-на-Дону есть улица Радищева.
В Новокузнецке Кемеровской области есть ул. Радищева (Орджоникидзевский район).
В Хабаровске есть улица Радищева (Индустриальный район).
В Симферополе есть ул. Радищева (недалеко от пр. им. Вернадского)
В Кривом Роге есть ул. Радищева (Жовтневый р-н)
В г. Усть-Илимске Иркутской области в 1991 году установлен обелиск памяти Радищева А.Н.
В Железногорске-Илимском (Иркутская обл. Нижнеилимский район) есть школа им. А.Н.Радищева

Александр Радищев биография кратко русского поэта изложена в этой статье.

Александр Радищев краткая биография

Александр Николаевич родился 20 (31) августа 1749 года в дворянской семье в Москве. Свое детство он провел в деревне Немцово, после семья переехала в Верхнее Аблязова. Сначала обучался дома, и только в 1756 году отец отвез сына в Москву и поселил в доме директора Московского университета. Здесь им занимался нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Радищева пожаловали в пажи и направили в Петербургский пажеский корпус. По указу Екатерины II его в 1766 году отправляют в Германию для обучения в Лейпцигском университете на факультете юриспруденции. В учебном заведении он увлекся трудами Руссо, Рейналя, Вольтера, Гельвеция.

В Петербург Александр Николаевич вернулся в 1771 году. Он получает титул советника и устраивается в Сенат секретарем. Также в этом году писатель анонимно публикует отрывок из своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву» в журнале «Живописец».

Радищев в 1773 году поступил на военную службу в звании обер-аудитора в финляндский дивизионный штаб. Параллельно занимается переводом книги Мабли, пишет произведения «Дневник одной недели» и «Офицерские упражнения». В отставку уходит в 1775 году.

Через 2 года начинает работать в Коммерц-коллегии графа Воронцова. С 1780 года устраивается в Петербургскую таможню, которую возглавил через 10 лет. Писатель в 1783 году написал оду «Вольность».

В 1790 году он завершил работу над главным произведением всей жизни: «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой размышлял над крепостной системой России. Книга вызвала протест у императрицы. Его арестовали и приговорили к смертной казни, но ее впоследствии заменили на 10 лет ссылки в сибирском остроге Илимск.

В Сибири Радищев продолжал писать, изучая традиции местного населения. Он создал произведения: «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Письмо о китайском торге», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири».

Когда к власти пришел Павел I, то он вернул в 1796 году Радищева из ссылки. 31 мая 1801 года Александр I объявил об амнистии писателя. Его вызвали обратно в Петербург и предложили работу в Комиссии по составлению законов. Он разработал проект по уничтожению крепостного права, но Александру Николаевичу пригрозили очередной сибирской ссылкой. Это морально сломило писателя: он решил покончить жизнь самоубийством, приняв яд. Радищева не стало 12 (24) сентября 1802 года .

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В этот период своей краткой биографии Радищев увлекся трудами Вольтера , Руссо , Гельвеция, Рейналя.

Карьера и начало литературной деятельности

В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».

Ссылка в Сибирь

В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в Сибири, Радищев, биография которого была неразрывно связана с писательством, изучал традиции края, создал «Письмо о китайском торге», «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и др.

Жизнь после ссылки

В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя – Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.

12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Могила писателя не сохранилась, предполагается, что он захоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Грамоте маленького Радищева обучили крепостные. Еще с детства он узнал о тяготах крестьянской жизни, что возродило в душе писателя ненависть к помещикам, жалость к народу.
  • Александр Николаевич был дважды женат. Первая супруга, Анна Рубановская, умерла при родах, всего у них было четверо детей. Второй женой писателя стала младшая сестра Анны Елизавета Рубановская, у них было трое детей.
  • По некоторым данным Радищев умер от тяжелого недуга, который поразил писателя еще во время ссылки.
  • Творчество Радищева оказало значительное влияние на политику России, в том числе декабристское движение. А. Луначарский отзывался о писателе как о пророке и предтече революции.
  • В школе произведения Радищева изучаются в восьмом и девятом классах.