Английский язык

Конармия - анализ новеллы. Анализ “Конармия” Бабеля И. Э Конармия анализ

Бабель "Конармия" - сочинение "АНАЛИЗ НОВЕЛЛЫ "У СВЯТОГО ВАЛЕНТА" ИЗ РОМАНА БАБЕЛЯ "КОНАРМИЯ""

Ведущее место в творчестве Бабеля занимает роман «КОНАРМИЯ». Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Большинство романов состоит из глав, а «КОНАРМИЯ» -из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица.

Главный герой - Кирилл Васильевич Лютов. Автор не случайно выбрал это имя главному герою, так как в годы гражданской войны Бабель сражался под этим именем в рядах Красной Армии. В этом произведении Лютов выражает взгляды Исаака Бабеля.

Автор не случайно сделал главным героем человека «чужеродного», интеллигентного, образованного, так как только такой человек мог осмыслить и понять всю трагичность революции. Разрушительная сила революции наиболее ярко показана в новелле «У СВЯТОГО ВАЛЕНТА».

Действие происходит в небольшом городке Берестечко. Самым значимым местом в городе является храм. Красота и величие его произвели неизгладимое впечатление на главного героя. Автор детально описывает храм СВ Валента, чтобы показать всю его красоту и величие. Он был”могущественный, белый”, «колонны, тонкие, как свечи». Еще героя поразила музыка церковного органа. « Звуки органа, то тягостные, то поспешные» , «полет их был труден, след звенел жалобно и долго». Все это создавало особую атмосферу, присущую только святым местам. Пораженный « ослепительным светом», «танцующими лучами» , Лютов не сразу обратил внимание на разрушения в костеле.

« Кощунственное изображение Иоанна» , «рассыпавшиеся цветы и книги». Герою разрушения показались незначительными. Всю трагичность ситуации он понял, лишь с появлением Людомирского. Он (Людомирский) был в ужасе от кощунственного обращения со святынями. Простые люди не могли даже прикасаться к ним, а они…! К тому же за органом сидел «пьяный, дикий Афонька Беда». Он пытался сыграть на органе марш, тем самым оскорбляя чувства Людомирского и вызывая в нем гнев. Людомирский стал проклинать их. Этот момент является кульминационным, потому что именно тогда герой прозревает и начинает понимать всю разрушительную силу революции. Он видит насколько бездушными и жестокими могут быть люди. Они смогли осквернить все самое дорогое и ценное народу.
Эта новелла имеет очень большое значение, так как в ней наиболее ярко выражена авторская позиция. Для Бабеля трагедия гражданской войны заключается в том, что она убивает душу человека, размывая грань дозволенного. Самое ценное - это человеческая жизнь. И никто не в праве решать за человека его судьбу.

.

Бои у железной дороги, у Лысок.
Рубка пленных.
И. Бабель. «Дневник» 1 7.8.20
Исаак Бабель, чей взлет пришелся на 20-е годы, явление в литературной жизни тех лет уникальное. Он сочинял новеллы, «острые как спирт», сочинял роман-дневник «Конармия», сочинял статьи и пьесы. Он мастер передать речевую одесскую интонацию, у него ровный спокойный голос, которым одинаково хорошо он рассказывает о смешном и страшном. Виктор Шкловский сказал острее: «Одним голосом Бабель говорит о звездах и о триппере». Писателю
одинаково интересны события великие и не очень, поскольку в плоскости его сознания все они обретают особую художественную ценность.
Бабель- это человек революции. Он словно забыл, что революция пожирает своих детей так же, как аквариумные рыбки гуппи и пауки. И, забыв это, он с головой ушел в кровавую ее работу. Был в чека, был в продотрядах, был в Первой конной. Его образованность имела универсальный, академический характер. В 1940 году его убила та самая власть, на служение которой он положил свои жизнь и талант. Бабель приехал в 1-ю конную армию как корреспондент газеты «Красный кавалерист». Он должен был освещать ее польский поход в агитационных статьях, вести дневник военных действий.
Подавляющее большинство Первой конной составляло донское казачество, привилегированное сословие в России. Однако его образ жизни и психология имели специфический характер: оно традиционно несло долгую, почти двадцатилетнюю службу. В период, когда Бабель попал на фронт, казаки шли по местам, где воевали в первую мировую войну. Казачество было служилым сословием, но его войско никогда не было регулярным. Казак приходил на службу со своим снаряжением, своими конями и холодным оружием. В походе казаки кормились сами и сами же, за счет местного населения, обеспечивали себя лошадьми. В конармейском походе тылы были оторваны, прежние привычки давали себя знать. Население смотрело на конармейцев как на грабителей. Было множество расправ и кровавых инцидентов. Пленные, которых надо было кормить, по мнению командования, сковывали маневренность кавалеристов. Казаки, и без того привычные к смерти, потеряли главное человеческое чувство - чувство ценности жизни. Насилие было в ряду обыденных явлений. Казаки оттягивались, давали выход своей усталости, своему анархизму, гонору, хладнокровному отношению к своей, а тем более чужой смерти.
Судя по его словам, Бабель непрерывно «думал, тосковал о судьбах революции». Из своих наблюдений за казаками, «издерганными и измученными» людьми, в местах постоянных безнадежных боев он записывает: «Как быстро уничтожили человека, принизили, сделали его некрасивым». Но писатель сопричастен этому насилию и этому разрушению. Трудно представить его истинные чувства. Что скрыто за добродушной и проницательной полуусмешкой этого близорукого, рано облысевшего человека? Он пережил хаос самоистребления, когда человек восстал на человека и прервалась связь времен.
И вот, оплакав романтическими слезами невозвратные времена в «Одесских рассказах», Бабель достает дневник своего конармей- ского похода на Польшу. «Опишу вас только за то, что мои глаза собственноручно видели». Однако то, что сохранилось в памяти, что вспомнилось по дневникам, разительно отличалось от революционного мифа.
А это требовало осмысления.
Повествование Бабеля беспристрастно. Трагические события и бытовые сценки - факты одного- эстетического ряда. Но это мнимое впечатление. У Бабеля отсутствуют любовь и симпатия к героям - это особый прием, который позволяет автору создать дистанцию между ним и повествованием.
Кроме этого у Бабеля есть еще одно, уже главное достоинство - его язык. В нем посредством интонации, посредством мелодии образов, каких-то неуловимых мелочей, тонкостей, нам не доступных, он рисует не только историческое полотно похода, но и собственный предельно правдивый эпос о Первой конной. Язык Бабеля содержит в себе немыслимые степени свободы выражения. В нем нет предло- жений-монстров. Его образы коротки и компактны, как вязанки хвороста, а сами фразы, написанные с оттяжкой, словно сабельным ударом, восхищают. В таком языке немыслимо соврать. Он не простит фальши. В нем есть чувство, есть слезы. В нем отчуждение растворяется, и остается только соленый его привкус. «Стилем-с берем, стилем-с», - говорил Бабель Паустовскому.
Бабель нарушил «казарменный порядок» в литературе. Горький робко пытался внушить комиссарам от искусства простую мысль, что Бабеля надо читать по особому, отнюдь не бытовому коду. Это не помогло. Бабель был абсолютно правоверным советским писате- лем-коммунистом. События, свидетелем и участником которых он был, вызывали в нем чувство раздвоенности. Как человек и литератор он ничем не мог объяснить назначение и смысл страданий стольких людей. Как большевик и конармеец он оправдывал их своей политической верой в идею. По свидетельствам очевидцев, вера эта сохранилась в нем до 1939 года, до дня ареста. И тогда светлое будущее настигло его. Оно не простило ему правды. «Конармия» была запрещена на долгие годы.

31. Анализ новеллы из цикла Бабеля «Конармия»

«Конармия» - эпизод борьбы за свободу творчества. Начало 1920-х – рассказы, публикации в журнале «Октябрь». Статья Буденного «Бабизм Бабеля из Красной Нови» - обвинение писателя в клевете на Первую конную армию, где служил сам Бабель. Очень прямолинейное прочтение, по т.н. идеологическому коду.

Тема – «гражданская распря». Цикл новелл и рассказов, объединенных общей темой, образом повествователя, который связывает их вместе.

У современников вызывала неоднозначную реакцию («Письмо», «Соль» - кто герой? Что это за герои?) – персонажи не укладывались в стереотипы, которые уже успели сложиться. Натурализм, физиологизм..

«Письмо» (23) выделяется многими исследователями. Написана в 1923 г. Авторской позиции как таковой там нет. «Письмо» не заслуживает забвения» - почему? Из контекста понятно, что отец – ротный у белых, а его трое сыновей – в Красной армии. Письмо пишется автором под диктовку мальчика Кирдюкова. Во вторых строках сообщает матери, как отец порезал младшего брата. Семен отыскал папашу и отомстил за Федю. Поражает сам мальчик, ничего детского в нем нет. События воспринимаются мальчиком как обычные, рядовые; нет никакой заботы о матери, которой адресовано это письмо.

Письмо – это жуткий документ того времени => потому оно не подлежит сомнению.

Эмоции, потрясение испытывает только повествователь. Но открытой авторской оценки нет. Он задает только 1 вопрос (отец был строгий?). Авторская оценка – только в эпизоде с фотографией. Он – другой.

«Мой первый гусь» (1924) – главный герой К.В. Лютов. Способен ли кто-то быть близок герою? Понять его? Для большинства – он неполноценный человек, он ученый, очки – знак его чуждости. Самое страшное, он доказывает, что может быть таким, как все, быть своим. Он должен зарубить гуся у хозяйки. Повествователь говорит, что совершенно вынужденное убийство. → он приходит в противоречие с собой. Гусь представлен как безвинная жертва войны. Будет еще одна уступка войне, в которой правы не по сути, а потому что их больше. Поэтому гусь первый .

«Смерть Долгушова» (1923). Одна из новелл, в которых изображен непосредственно военный эпизод. Действие происходит после боя, бытовая картина. Что значит жалеть смертельно раненого человека? Что такое сила воли на войне? Главный смысл новеллы связан со смертью Долгушова.

Драматизм главного героя. Он понимает, но не может быть проще, не может выстрелить в человека, даже по его требованию. Стреляет Афонька Беда (друг повествователя). Афонька очень страдает после выстрела.

Многие начали сравнивать эту новеллу с эпизодом из «Разгрома» Фадеева. У Бабеля нет никакой замечательной цели, ради которой можно убить.

Для повествователя «Конармии» вопрос мучительного выбора вообще не может быть поставлен. Он ни с той, ни с другой стороны. «Конармия» несет христианские ценности, поэтому оказалась неактуальной.

Стиль. Воронский: отношения между мечтательностью и «бабищей-жизнью». Современники начали читать по коду литературы бытовой, натуралистической. В основе мышления Бабеля – карнавализированное мироощущение (жизнь, вывернутая из обычной колеи, мир наоборот, освобождение от законов обычной жизни). Карнавал как миросозерцание сближает священное и профанное, высокое и низкое, мудрое и глупое (Бахтин). Это надо учитывать, чтобы понять «Конармию». Ирония Бабеля – романтическая (это суть и пафос «Конармии»; совмещение обыденного и возвышенного; трагического и комического ≈ обэриуты).

“Измена” – это одна из новелл, входящих в роман “Конармия”, написанный Бабелем. В этом романе описываются беспорядки в русской армии, ее бедность и бесхозность во время революции. “Мы (боец Головицын и боец Кустава) увидели красноармейцев…, сидящих на устланных постелях, играющих в шашки и при них сестер высокого росту, гладких, стоящих у окошек и разводящих симпатию”.
Бабель сам состоял в конармии, он участвовал в боевых походах, что повлекло за собой столь реалистичные описания в романе.
В новелле как и на протяжении

всего романа поднимается проблема бабелевского реализма:
Насилие и социальная законность,
Пролетарская диктатура и гуманизм,
Свобода и революционная необходимость.
Идея этого романа – выявить и показать все изъяны революции, русской армии и безнравственность человека.
“Не однажды примерялись они (сиделки) к нам ради одежды сонным порошком, так что отдыхать мы стали в очередь…”
“Конармия” состоит более чем из 25 новелл, в которых переплетается выдумка с реальными событиями.
Новелла написана очень тяжелым языком, как с психологической, так и с литературной точки зрения.
“… и тот (Кустава) стал обрывать свою рану, помещавшуюся у него на левом плече, над кровавым сердцем бойца и пролетария”.
Значения этого произведения в жизни автора очень велико. Ведь именно роман “Конармия” принес известность Бабелю. Но и поплатился он, к сожалению, за него своей жизнью: в сороковые года Бабель был объявлен врагом народа и приговорен к смертной казни.
Как известно: “Правда глаза колит!”…