Флористика

Составить аннотированный список изученных информационных источников. Аннотированный библиографический список. Канун и начало войны

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТПЕЧАТИИМ. И. ФЕДОРОВА

ФАКУЛЬТЕТИЗДАТЕЛЬСКОГОДЕЛАИЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРАКНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КНИГИ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №1

по теме: «Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства «АРТ-РОДНИК»

Работу выполнил: ПАРЕПКО Д.Д.,

тудент II курса заочного отделения

специальность «Книгораспространение»

Москва, 2012 год

Введение

Теория библиографии

1 Основная функция и принципы библиографии

1.2 Объект и предмет библиографии

2 Библиографический поиск

3 Библиографическое описание

Аннотирование

Библиографическая группировка

Аннотированный библиографический список

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Введение

аннотированный библиографический список

Целью данной контрольной работы является получение навыков в грамотной работе с библиографическими материалами (источниками, документами), знании основ эвристики в библиографии, умении грамотногосоставления библиографического описания и аннотации.

В настоящей контрольной работе представлен теоретический материал по предмету «библиография», а так же в качестве примера приводится аннотированный библиографический список литературы. Для составления списка отбор произведений выполнялся по критерию «издательский дом», в данной работе - книги издательства «АРТ-РОДНИК».

Материалы использованные, а так же послужившие написанию контрольной работы, были взяты из фондов Российской Государственной Библиотеки (бывш.Государственная Библиотека СССР им. В.И. Ленина).

1. Теория библиографии

Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры.

В библиографии выделяют четыре основных исторических периода:

ü Первый период - возникновение библиографии в Древней Греции как книгописания, труда книгописца-библиографа. V век до н.э.;

ü Второй период - библиография как обобщающая наука о книге и книжном деле, отдельный литературный жанр (XVII - XVIIIвв.);

ü Третий период - возникновение библиографии как особой науки книговедческого цикла. Конец XIX - начало XX вв.;

ü Четвертый период (современный) - библиография становится особой областью книжного и информационного дела со своей дисциплиной - библиографоведением.С 60-х гг. XXвека.

На современном этапе именно в нашей стране было введено понятие для обозначения науки о библиографии - «библиографоведение». Обозначение библиографической науки вошло в ГОСТ 16448 - 70 «Библиография термины и определения», а так же повторен в новой редакции ГОСТ 7.0 - 77. В 1984 году впервые был выпущен учебник для вузов под названием «Библиографоведение. Общий курс».

1.1 Основная функция и принципы библиографии

Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще. Сегодня широко распространен термин «общественная функция библиографии», понимая ее как цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.

Такой определяющей общественной функцией библиографии является управление. Согласно ГОСТ 7.0 - 77: «Библиография - область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации в целях воздействия на использование произведений печати в обществе». Исходя из основной общественной функции библиографии, можно предложить следующее определение: библиография - это область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом создания, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.

Подобный подход обусловлен сложным дифференцированным духовным процессом отражения и освоения в общественном сознании и практике социальной информации, материализуемой в документах разного рода. Отсюда следуют и три основные частные функции библиографии: сигнальная (момент наличия и появления новой информации), оценочная (проверка и адаптация новой информации в системе знаний), рекомендательная (использование социальной информации, путем отбора оптимальных условий ее освоения потребителем).

Наряду с общественными функциями библиографии аналогичный характер носят и основные принципы. Ранее всех выделялись три основных принципа: партийности, научности и народности; где определяющим векторов являлась идея, которую несет в себе предмет. В данном случае - это системность и неотъемлемая связь с научной деятельностью, а так же общественная польза библиографии. Сегодня, ввиду широты охвата информационного пространства, библиография несет в себе и такие принципы, как: деятельность, коммуникативность и системность. Эти принципы подразумевают основные задачи библиографии в современных информационных условиях - мобильность, усвоение и обработка больших объемов информации, связанность и доступность в общей информационной среде, универсальность и единая форма «записи» информации.

1.2 Предмет и объект библиографии

Своеобразие объекта библиографии состоит в том, что он уже выступает в определенном способе идеализации - знаковых системах воспроизведения социальной информации. Библиография входит в систему информационной деятельности, или - систему книжногодела, т.к. именно на него направлено ее управляющее воздействие.

Книжное дело - сфера духовной общественной деятельности (культуры), основной функцией которой является информационное общение (коммуникация), путем производства, распространения, хранения и использования книги (произведений, документов, изданий).

Таким образом, можно утверждать, что объектом библиографии является книжное дело как процесс информационного общения, учитывая и социальную информацию, и книгу как способ существования и использования этой информации в обществе.

Предмет библиографии можно квалифицировать как результат - библиографическая информация и «библиографическая книга». Если быть точнее, предмет может включать в себя не только саму информацию, но и собственно библиографическую деятельность. Поэтому предметом библиографии является библиографическое знание.

2. Библиографический поиск

Библиографический поиск - это информационный поиск(отбор библиографируемых документов) из числа выявленных с целью их последующей библиографической обработки (записи), осуществляемый на основании библиографических данных.В библиографии выделяют три основные цели информационного поиска:

1. Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).

2. Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.

Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.

Методы библиографического поиска:

Сплошной метод.При сплошном методе библиограф для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников...

Выборочный метод. Более рациональный и реальный путь поиска литературы выборочный метод, т.е. «ограниченно сплошной». В литературе его часто называют также «эпизодический метод»

Интуитивный метод.Индивидуальный подход к поиску необходимых источников на основе предположения либо базовых знаний, с учетом конкретизации по какому-либо типу (автор произведений, жанр, издательство).

Типологический (рецептурный) метод. В любом случае типологический (рецептурный) метод отражает в себе и привносит в процесс информационного поиска определенное рациональное начало, планомерность. В то же время он показывает важность отправной, исходной точки этого сложного процесса. Она может быть избрана и на основе интуиции, и на основе сознательного, целенаправленного размышления, рабочей гипотезы, рецепта.

Индуктивный метод. Общий вывод о наличии искомых источников (фактических сведений) по интересующему вопросу в этом случае делается на основе изучения всех единичных источников.

Дедуктивный метод.Противоположен индуктивному - делается на основе конкретных единичных источников,.

«Путем восхождения от абстрактного к конкретному».

После того как выполнен библиографический поиск, необходимо приступить к выбору найденных произведений (изданий) для дальнейшего составления библиографического описания.

3. Библиографическое описание

Библиографическое описание (далее - БО) - это часть библиографической записи*, совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. БО представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией. Ранее для аналогичного понятия употреблялись термины “каталография”, “библиограмма” и т.п. БО появились почти одновременно с книгой в библиотечных каталогах древнейших библиотек и часто представляли собой первые строки произведений, которые в те времена служили заглавием, иногда имя автора и его занятие.

Основное назначение библиографического описания - это идентификация издания в системе других.

Существуют следующие виды библиографического описания:

ü Монографическое - подразумевает описание одного документа;

ü Сводное - описание многотомного или же сериального документа;

ü Аналитическое - это описание какой-либо составной части документа;

ü Краткое- представляет собой описание лишь обязательных элементов конкретного документа;

ü Расширенное - здесь имеет место описание обязательных элементов, а так же одного или нескольких факультативных;

ü Полное - описание обязательного элемента и всех возможных факультативных элементов;

ü Объединенное - описание, которое выполняется при различных публикациях одного документа - переиздания, переводы и т.п. и/или связанные с ним другие документы - рецензии, рефераты и т.п.;

    Прил., кол во синонимов: 1 снабженный аннотацией (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    аннотированный - аннот ированный; кратк. форма ан, ана … Русский орфографический словарь

    аннотированный - прич.; кр.ф. анноти/рован, анноти/рована, вано, ваны … Орфографический словарь русского языка

    Ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. А. журнал … Энциклопедический словарь

    аннотированный - ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. Анноти/рованный журнал … Словарь многих выражений

    аннотированный - аннот/ир/ова/нн/ый … Морфемно-орфографический словарь

    Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску литературе и сбора заказов на нее. [ГОСТ 7.60 2003]… … Справочник технического переводчика

    аннотированный тематический план выпуска изданий - аннотированный тематический план выпуска изданий: Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Аннотированный вспомогательный указатель - вспом. указатель, рубрики и подрубрики которого включают осн. справ. данные об объекте поиска (год рождения или даты жизни лица, род его деятельности; определение предмета; вид и принадлежность географического объекта и т. д.). Напр.: Фрагмент… … Издательский словарь-справочник

    аннотированный тематический план выпуска изданий - Rus: аннотированный тематический план выпуска изданий Deu: annotierter Themenplandes Verlages Eng: annotated subject publisher s schedule Fra: plan thematique annoté de la maison d édition Библиографическое издание, содержащее аннотированный… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

Книги

  • Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. В 2 томах. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии`Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна`из серии`Справочники и определители по…
  • Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии "Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна" из серии" Справочники и определители…

Составление аннотации и рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные аннотации и рецензии позволяют читателям экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор литературы.

Аннотация- это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.

Виды и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования аннотации подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация характеризует произведения печати в целом. Аналитическая - характеризует отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более произведений, близких по тематике.

В соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций- справочные и рекомендательные. Цель справочной аннотации - дать краткую информацию (справку) о содержании и специфике произведения печати. Такие аннотации составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации различен- от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации используются в научно- вспомогательных пособиях, библиографических указателях, адресованных специалистам.

Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели: заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги лил статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная отличительная особенность рекомендательной аннотации- педагогическая направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий, а также произведений художественной литературы.

План аннотации включает в себя:

1. Библиографическое описание работы.

2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

1. Разбейте текст на смысловые части.

2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.

3. Сформулируйте основную мысль своими словами.

4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

5. Определите значимость работы.

Например: И.Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

Автор книги в популярной форме рассматривает педагогические и психологические проблемы индивидуализации, различные формы дифференциации обучения. Предлагается оригинальная методика индивидуализированной внутриклассной учебной работы в школе. Особое внимание уделяется углубленному изучению отдельных предметов, массовому использованию рабочих тетрадей для самостоятельной работы учащихся.

Структура аннотации

Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от конкретных задач и читательского адреса подготавливаемой библиографической информации, от вида самой аннотации и т. д.

В справочной аннотации возможны такие элементы, как уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о форме, содержании, жанре, назначении и структуре издания и других особенностях произведения печати, отсутствующих в библиографическом описании.

Сведения об авторе, научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения- все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.

Характеристика научной и художественной ценности произведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры.

Краткая характеристика содержания произведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме.

Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики.

В аннотациях на учебные, справочные, научно-популярные издания вместо характеристики содержания разделов можно просто их перечислить.

Характеризуя форму изложения материала, следует отметить, как он подан - детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо. Указывается литературная форма произведения.

Методические советы призваны помочь в изучении и использовании произведений печати, определяют систему чтения при изучении какой-либо темы, устанавливают последовательность изучения вопросов темы.

Сведения о целевом и читательском назначении позволяют читателю сделать вывод о конкретном использовании произведения в научной или производственной деятельности, учебной работе или в самообразовании. В одних случаях читательских адрес называется точно, в других он формулируется очень широко.

Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления книги включает данные о количестве и виде иллюстраций, наличии схем, чертежей; о художниках-иллюстраторах; о полиграфическом исполнении. Кроме того, в аннотациях отмечается наличие элементов научно-справочного аппарата, списка литературы.

Основные этапы аннотирования

Процесс аннотирования можно разделить на нескольких этапов: анализ текста произведения; изучение дополнительных источников; отбор сведений, характеризующих существо данного произведения; литературное оформление и редактирование аннотации.

Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания). Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки посвящено произведение. Обращается внимание на структуру издания, выявляется принципы группировки материала.

Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой целью изучает, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы.

При анализе отмечается особенности полиграфического исполнения и редакционно-издательского оформления, в частности наличие элементов научно-справочного аппарата. Помимо текста самого произведения библиограф просматривает предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, следует обратиться к дополнительным источникам.

Изучение дополнительных источников. Такими источниками могут быть рецензии, критические статьи, критико-биографические, историческо-литературные работы. Выявить эти источники можно с помощью справочных и библиографических изданий.

Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения библиографы должны быть объективными, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случаи цитируются слова автора, в другом- действующего лица, в третьем- отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников.

Литературное оформление и редактирование аннотации. Лаконичность - отличительная черта литературно оформленной аннотации. Задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные сведения, при этом выделить наиболее существенное, главное. Например, чтобы привлечь внимание читателя к конкретной книге, в самом начале рекомендательной аннотации сообщают об интересном факте (событий) или подчеркивают значение данного произведения в ряду других, близких по содержанию.

Все процессы библиографирования органически взаимосвязаны, одни основываются на результатах других, а те, в свою очередь, являются базой для последующих операций. Так без процесса библиографического выявления и поиска невозможен библиографический анализ, а без него -отбор произведений печати; не составив библиографические описания и аннотации, нельзя осуществить библиографическую группировку, а без нее - разработать даже самую простейшую схему организации библиографической информации и т. д. К выполнению всех этих процессов библиограф должен подходить творчески.

Как составить рецензию?

Рецензия- это оценочный критический анализ работы (книги, статьи, рефераты, курсовой, дипломной работы и т.п.). В рецензии главным является краткое объективное воспроизведение взглядов автора работы и развернутое научно-обоснованное отношение рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с взглядами и убеждениями рецензента.

Структура рецензии может быть различной. В одном случае рецензент, последовательно изложив позиции автора, дает общую оценку работы в целом. В другом, излагая идеи автора, высказывает свое отношение, дает критическую оценку.

Действия при написании рецензии:

1. Определите актуальность работы.

2. Определите степень новизны, поднятых в роботе проблем.

3. Выделите моменты, которые вызывают критическое отношение.

4. Сформулируйте вопросы, недостаточно раскрытые в работе.

5. Укажите на недостатки, недочеты, допущенные в работе.

6. Определите практическое значение работы.

Например:

Р Е Ц Е Н З И Я на дипломную работу выпускницы 252 группы ФИЯ Алексеевой Т.И. «Использование личностной ндивидуализации при обучении иноязычному общению в 7 классе». Рецензент д.п.н., профессор Иванова Н.В.

«Дипломная работа Алексеевой Т.И. посвящена одной из наименее исследованных проблем в методике обучения иностранным языкам - проблеме индивидуализации обучения иноязычному общению в средней школе.

На основе изучения достаточно большого объема научно-педагогической литературы в дипломной работе обобщены результаты педагогических и методических исследований по проблеме индивидуализация обучения. Разведены понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация», «дифференциация» обучения.

В качестве теоретической основы исследования в дипломной работе принята психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, методистов Е.И. Пассова, В.П. Кузовлева.

Т.И. Алексеева исходит из представлений о структуре индивидуальности, включающей индивидную, субъектную и личностную подструктуры.

Несомненным достоинством дипломной работы является разработанная автором программа МХК для группы учащихся 7 класса, сбор материала для МХК проведен на основе разнообразных психологических и педагогических исследовательских методик, что свидетельствует о владении автором методологией научно-педагогического исследования. Проведенное автором экспериментальное обучение, построенное с учетом личностной индивидуализации на основе МХК по теме «Спорт», подтвердило выдвинутую гипотезу.

Однако интерпретация полученных результатов вызывает ряд сомнений. Обобщая результаты экспериментальной работы, автор констатирует, что «использование личностной индивидуализации способствует повышению и качественных показателей речи», в то время как количественные сдвиги по таким критериям, как грамотность, количество предложений и целенаправленность, очень незначительны, и вряд ли могут быть основанием для подобного вывода. Думается, что основной эффект личностно-ориентированного обучения состоит в повышении мотивационного аспекта речевого поведения, активизации речемыслительной деятельности учеников. Поэтому необходимо было уделить больше внимания качественному анализу результатов проведенной экспериментальной работы.

В целом работа отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным работам».

10.05.04 Иванова (подпись, печать)

________________________________________

Как сделать библиографическое описание публикации?

При написании аннотации или рецензии на публикацию обязательно делается библиографическое описание работы. К элементам библиографического описания публикации относятся:

Название книги, её подзаголовок /если оно есть/

Порядковый номер издания /если книга издается впервые, то не указывается/;

Порядковый номер тома, части, выпуска;

Место издания;

Название издательства;

Год издания;

Количество страниц;

1. Библиографическое описание книг:

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М. Педагогика, 1989.-208с.

Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. - М.: просвещение, 1989.-240с.

2. Переводные издания:

Древс У. Фурман Э. Организация урока /в вопросах и ответах/: Пер. С нем. : Пособия для учителя М.: Просвещение, 1984.-128 с.

3. Библиографическое описание статьи:

Название статьи, подзаголовок;

Наименование журнала /газеты, сборника/;

Год выхода журнала /число выхода газеты/;

Страницы журнала, сборника занимаемые статьей.

Например:

Артемов А. Некомпьютерные игры // Семья и школа. - 1990. №5.- С.50-53

Краевский В.В. Педагогическая теория в системе связи науки и практики // Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов. - М., 1993.- С.18-24.

Описание сборника трудов с общим названием: Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1988. - 544с.

В описании допускается некоторые сокращения слов. Сокращения не касается названия работы. Например, дет. лит.; иностр. лит.; учебн. пособие; метод. пособие ср.шк.; ин-т; биб-ка; ма—тер. /материалы/; лит. /литература/; высш.шк.; сб.науч. тр. и др.

Аскью Генри Р. Проблемы поведения собак и кошек: Руководство для ветеринарного врача / Пер. с нем. М. Степкин. – М.: АКВАРИУМ ЛТД, 1999. – 624 с: ил.

Пособие, как явствует из названия, рассчитано на практикующих врачей. Содержит массу методических рекомендаций и разборов самых разнообразных патологий поведения. Следует учитывать, что часть из них не является в прямом смысле патологиями, а есть лишь те или иные проявления видоспецифического поведения, неудобные для владельца. Пользование данной книгой предполагает, что читатель является специалистом, свободно ориентирующимся в вопросах психологии, физиологии, этологии, для менее подготовленного читателя многие отсылки и базовые установки могут оказаться непонятными. Учитывая, что у нас коррекцией поведения собак занимаются прежде всего практики-дрессировщики, часть советов оказывается излишней. Каждая глава содержит список литературы, прежде всего немецких авторов. К сожалению, ряд теоретических предпосылок автор строит на довольно поверхностном анализе поведения волков.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк., 1991.

Учебник, рассчитанный на студентов, но необязательно изучающих психологию, т.е. для его освоения достаточно знаний в объеме средней школы.

Опираясь на идеи И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, автор изложил современные сведения о предмете и методах исследования ВНД, формах поведения, приеме и переработке информации, процессах возбуждения и торможения, выработке условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий. Доступно и интересно написан раздел об основах поведения человека.

Многие вопросы, затронутые в учебнике, в настоящее время остаются предметом острых дискуссий и не имеют общепринятого решения. В этих случаях автор приводит не только свою, но и другие ныне существующие точки зрения на данную проблему, впрочем, ясно показывая свое к ним отношение.

Книга может быть полезна как для начинающих, так и для желающих систематизировать свои знания о ВНД, полученные из других источников.

Гриценко В.В. Коррекция поведения или перевоспитание собаки. М.: ТОО «Фита», 1996.

В книге с учетом биологических и зоопсихологических особенностей собаки описаны методы коррекции ее поведения, если она уже приобрела дурные привычки, и способы недопущения возникновения этих привычек, если вы только что завели щенка.

Указана существенная разница (многие собаководы не различают эти понятия) между отрицательным подкреплением и наказанием, действием, по мнению автора, бессмысленным, когда оно отставлено во времени от проступка собаки.

Автор часто ссылается на ярчайшего представителя «постскиннеровского» течения в американской зоопсихологии К. Прайор (ее книги «Не рычите на собаку» и «Несущие ветер» переведены на русский язык и достойны внимания сами по себе).

В том случае, если ваша собака тянет поводок или убегает надолго из дома, если она труслива или, напротив, агрессивна, если она не дает проходу лыжникам, велосипедистам и автомобилям, кусает членов семьи или ворует со стола – эта книга будет вам полезна.

Дьюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир, 1981.

Книга американского ученого представляет собой обзор многочисленных исследований поведения животных и сравнительной психологии. Автор представил различные, существующие в настоящее время точки зрения на проблемы, связанные с поведением животных в целом, со всевозможными его аспектами, врожденной и приобретенной составляющими поведения и сопроводил это осторожными комментариями, не пытаясь представить свою точку зрения как единственно верную, оставляя за читателем право размышлять самому.

Книга Д. Дьюсбери не отягощена излишне сложной терминологией и неоправданными экскурсами в физиологию животных. Большое внимание уделено генетике и эволюции поведения, адаптивной функции, коротко затронуты вопросы социобиологии и влияния на поведение животных доместикации.

Особенно хочется отметить легкую, часто с юмором, форму изложения материала, стремление автора избегать описаний вивисекций животных во благо науки, а также хороший перевод.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1977.

В монографии Л.В. Крушинского обобщены давно известные специалистам факты, полученные из экспериментальных работ и полевых наблюдений за животными самого автора и других исследователей. Конечно, книга не дает исчерпывающих ответов на все вопросы рассудочной деятельности и формирования разума животных, скорее она ставит проблемы на новый методический уровень, требующий объединения усилий физиологов, этологов и генетиков-эволюционистов.

Огромная заслуга автора состоит в том, что он разработал простые методики количественного учета способностей животных к решению элементарных задач, позволяющие сравнивать способности рассудочной деятельности у разных групп животных, а в ряде случаев и у разных особей.

Опираясь на эволюционное учение, физиологию и генетику, автор исследует элементы рассудочной деятельности как предысторию человеческого разума.

Материал рассмотрен на примере самых разных групп млекопитающих и птиц, таких, как крысы, псовые дикие и домашние, медведи, дельфины, врановые и др.

Книга ждет подготовленного, вдумчивого читателя.

Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М.: Наука, 1991.

Книга выдающегося советского биолога, необходимая всем собаководам-практикам, как специализирующимся на дрессировке собак, так и на разведении.

Книга представляет собой сборник статей, вышедших в разные годы (с 1938 по 1981 г.), что следует принять во внимание, обнаружив несоответствие некоторых терминов и теорий, которые использует автор, существующим в настоящее время.

Один из главных объектов исследования в приведенных работах – собаки. Автор использует как свои наблюдения, так и результаты других ученых, отечественных и зарубежных.

Несмотря на пугающее неискушенного любителя собак название, в книге каждый найдет соответствующую своей подготовке информацию, и, что главное, не просто общие теоретические рассуждения, а информацию, которую можно немедленно применить на практике.

Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.

Книга одного из самых известных ученых-этологов, предназначенная, по словам самого автора, читателю, пусть не подготовленному, но вдумчивому. Автор исследует агрессию как наследуемое побуждение к внутривидовой борьбе у животных и человека. В книге анализируется видосохраняющая функция агрессии, механизмы, сдерживающие агрессию, различные формы, которые принимает агрессия на примере самых разных групп позвоночных. Подробно и увлекательно описаны сложные отношения между особями, возникающие в семье крыс или стае гусей. Несмотря на то что с современных позиций многие положения книги являются не бесспорными (в частности, об инстинкте в том смысле, в котором его придерживается автор), в целом книга содержит много интересных фактов и концепций, которые могут быть использованы в практической работе владельцами собак и дрессировщиками.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988.

«Я попытался сделать все возможное, – пишет в предисловии Мак-Фарленд, – чтобы книга стала наилучшим помощником в процессе обучения студентов. Все концепции рассматриваются на самом высоком уровне, однако при этом все понятия объяснены досконально, а все термины при первом употреблении выделены курсивом. Рассматривая ту или иную тему, я постарался по возможности не привлекать математический аппарат». Эта задача оказалась успешно выполненной. В книге связаны воедино вопросы эволюции, физиологии, экологии, разные аспекты поведения животных, такие, как научение, безусловные реакции, проявление рассудочной деятельности. Материал подан в доступной форме.

О чем лают собаки / Сб: Сост.е. В. Котенкова, А.В. Суров. М.: Патриот, 1991.

Сборник рассчитан на самый широкий круг читателей. В нем рассмотрены вопросы происхождения домашней собаки, поведения и социальной организации, взаимоотношений человека и собаки, проблемы бездомных собак в городе. В книге содержатся краткие очерки, знакомящие с некоторыми породами – шнауцерами, ротвейлерами, догами и др.

В главе «Как воспитать собаку» дается системный подход к процессам обучения и дрессировки, позволяющий в корне перестроить мировоззрение дрессировщика, его отношение к дрессировочному процессу, и прежде всего к собаке как объекту дрессировки, хотя и нет подробного описания конкретных методик отработки той или иной команды.

Несмотря на незначительные огрехи, в частности то, что утверждения некоторых авторов применимы исключительно к служебным собакам и свидетельствуют о незнакомстве с такой обширной и интересной группой, как охотничьи (например, непонятно почему лаек называют исключительно зверовыми, а гончие причислены к исчезающим породам, «охота с которыми уходит в небытие»), рекомендуем всем, а особенно начинающим собаководам, прочитать эту полезную книгу.

Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1945.

Книга ярчайшей представительницы скиннеровской школы, известного практика дрессировки нужна каждому владельцу собаки, который желает не просто «вбить» в голову своего питомца десяток команд, а хочет научиться управлять его поведением. Основные правила дрессировки, которыми пользуется Прайор, прочно вошли в арсенал многих школ дрессировки, ставящих во главу угла положительное подкрепление.

Сама книга написана живым, легким для восприятия языком.

Следует подчеркнуть, что автор свою карьеру дрессировщика начинала с работы с дельфинами в океанариуме, и многое из того, чему она сама научилась тогда, послужило фундаментом для ее дальнейшей деятельности. Интересно, что опыт общения с дельфинами (этому посвящена вторая книга сборника – «Несущие ветер») не убедил исследовательницу в наличии у животных интеллекта.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1969.

В книге в самой популярной форме изложены некоторые наблюдения автора за различными животными. Теоретических построений, избытка терминологии, математики нет. Несмотря на то, что Тинберген является представителем классической этологии, на его опыт и наблюдения часто ссылаются авторы, придерживающиеся других направлений науки о поведении животных.

Уитни Л.Ф. Психология собаки: Основы дрессировки собак.

Эта книга в свое время была признана в США лучшей практической книгой года по кинологии, хотя переводчик и не указывает, в каком точно году это произошло (судя по выходным данным, книга увидела свет в 1964 г.).

Книга может быть весьма полезна для дрессировщиков, собственно вопросам дрессировки автор уделяет большое внимание. К сожалению, многие суждения проиллюстрированы примерами поведения сугубо американских пород гончих по еноту, в нашей стране неизвестных. Тем не менее количество собак, которых автор наблюдал в той или иной связи, не может не впечатлить (около 12 тысяч животных).

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1976.

Книга является учебником для университетов, в связи с чем материал подан в соответствующей суховатой (академической) манере. Представляет несомненный интерес для тех, кто желает приобрести глубокие и разносторонние знания. Множество терминов дано с обязательными определениями, проиллюстрировано примерами.

Сам предмет зоопсихологии трактуется как «наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания».

Очень много внимания уделено изучению поведения приматов, особенно при рассмотрении особенностей рассудочной деятельности.

Фишель В. Думают ли животные? М.: Мир, 1973.

Автор дает совершенно однозначный ответ: нет, не думают! Он тщательно проводит грань между рассудочной деятельностью человека и животных: «Нет сомнений в том, что переработка сигналов человеком и животными не просто резко различается, но она и принципиально иная... У животных при такой переработке часто своеобразно переплетаются врожденное поведение с благоприобретенным».

Способность к обучению по типу инсайт (т.е. собственно говоря, к элементарной рассудочной деятельности) автор приписывает исключительно человекообразным обезьянам, полагая, что «эта способность отличает обезьян от всех других млекопитающих». С этим согласиться трудно, впрочем, книга была написана в 1969 г.

В то же время в книге приведены интересные и забавные факты из жизни животных и, что самое главное, чрезвычайно доступно и просто описаны различные классические методики изучения поведения животных в лабораторных условиях и в природе, тогда как в большинстве других книг авторы предполагают изначальное знакомство читателя с этими методиками.

Поэтому для читателя, только начинающего интересоваться поведением, книга В. Фишеля будет безусловно представлять интерес.

Фишер Д. О чем думает ваша собака / Пер. с англ. Л. Войтюк. – Спб.: Азбука, 1999. – 304 с.

Книга по корректировке поведения, написанная зоопсихологом. Очень много внимания уделено особенностям оперантного обучения, мягким методам дрессировки. Автор, опираясь на свою богатую практику, на примерах объясняет, как исправлять различные случаи нежелательного поведения. Много внимания уделено описанию поведения волков, каковых автор считает прямыми предками собак, на основании этого анализа даются практические рекомендации, как хозяин должен вести себя по отношению к собственной собаке в той или иной ситуации. Многократно подчеркивается, что собака не должна вести себя, как вожак стаи – это позволяет решить массу проблем.

Книга написана хорошим языком, с мягким юмором, с большим уважением к читателю.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Весомая в переносном и прямом смысле монография авторитетного американского ученого, объединяющая в единую дисциплину этологию, физиологию, сравнительную психологию, эпигенетическую концепцию развития поведения и многие другие отрасли биологии.

Автор не увлекается излишне смелыми обобщениями. Большой объем книги позволяет глубоко анализировать каждый конкретный факт на основе строгого научного подхода, лишены сентиментальности довольно подробные описания сложных и рискованных лабораторных экспериментов. Подвергнуты критике некоторые взгляды таких представителей классической этологии, как Лоренц, Торп и др.

Неискушенному читателю было бы неразумно начинать знакомство с проблемами поведения животных, обратившись за первыми сведениями к труду Р. Хайнда. Сравнительно сложный уровень изложения подразумевает знакомство читателя с некоторыми употребляемыми автором терминами, основами физиологии животных, особенно строением нервной системы, впрочем, трудности, связанные с подготовкой к усвоению этого материала, не следует преувеличивать. Основательная книга Хайнда позволит систематизировать разрозненные сведения и по-новому взглянуть на кажущиеся простыми и знакомыми реакции, которые читатель мог наблюдать не только у животных.

Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972.

В «Поведении животных» автор предпринял попытку разобраться во всем многообразии фактов, относящихся к зоопсихологии, систематически изложить результаты наблюдений и экспериментов, почти не касаясь теоретических построений. В книге не приводятся определения понятий, связанных с поведением, но на подробных примерах иллюстрируется их значение у самых разных групп животных. Читатель узнает много нового о закономерностях и феноменах поведения животных на примерах конкретных видов, к сожалению часто настолько далеких от псовых, что экстраполировать результаты этих наблюдений на домашнюю собаку невозможно.

Книгу сопровождают интересные комментарии Л.В. Крушинского, который оспаривает некоторые положения автора, в частности, трактовку Р. Шовеном учения И.П. Павлова.

Двое из Авторов данной книги – Е.Н. Мычко и В.А. Беленький занимаются не только теоретической кинологией: среднеазиатские овчарки нашего разведения в течение многих лет устойчиво занимают призовые места на крупных выставках.

Принадлежащий нам племенной питомник среднеазиатских овчарок «СТРАЖИ» (лицензия РФСС №0141, свидетельство о регистрации питомника в FCI №364/96) предлагает высокопородных щенков. Щенки рождаются и растут в условиях, наиболее полно соответствующих биологическим потребностям породы, получают полноценное материнское воспитание, контактируют с другими членами стаи, проходят социализацию с соплеменниками, получают все необходимые прививки.

Мы проводим запись на приобретение щенков нашего питомника. Позвоните нам на пейджер (095) 733–88–88, 234–47–47, абонент 7889 и сообщите, какого щенка вы хотите приобрести: пол, возраст, желательная масть. Обязательно сообщите телефон, пейджер или иной способ связи с вами.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине "БИБЛИОГРАФИЯ"

Вариант задания № 3

"Составление аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае"

Выполнила: студентка группы № 4111з

Муртазаева Ирина Олеговна

Проверил : Депцова Татьяна Юрьевна

Самара 2007 г.


ПЛАН РАБОТЫ

1. Вводная часть

2. Основная часть

2.1 Информационный поиск

2.2 Библиографический отбор.

2.3 Библиографическое описание

2.4 Аннотирование

2.5 Библиографическая группировка

3. Заключительная часть (искомый аннотированный библиографический список).

4. Перечень использованной литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Целью контрольной работы является демонстрация компетентности в следующих вопросах:

Назначения, видов, правил и особенностей использования библиографической записи и библиографического описания;

Методики библиографического поиска и отбора, библиографической систематизации и аннотирования;

Практического составления аннотированного библиографического списка.

В ходе подготовки к контрольной работе была изучена действующая в России система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а также комплекс пособий государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, и в особенности ту ее часть, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотированного библиографического списка.

Настоящая контрольная работа посвящена подготовке аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае. Краеведческая библиография характеризуется разнообразием тем, предлагает ориентиры, позволяющие заглянуть в прошлое родного края, осветить насущные проблемы современности.

В качестве источниковедческой базы использован краеведческий ассортимент из фонда библиотеки по месту работы, то есть коллективной библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".

До выполнения этой работы коллектив редакции не располагал четким перечнем (каталогом), позволяющим проанализировать наличие и содержательную часть краеведческих источников, имеющихся в редакционной библиотеке. Подготовленный аннотированный библиографический список поможет творческому коллективу редакции свободно ориентироваться в краеведческой литературе редакционной библиотеки.

Алгоритм построения контрольной работы состоит из последовательных процессов.

В подразделах "Информационный поиск" и "Библиографический отбор" будут определены объект и предмет, методы и возможные типовые схемы поиска; сформулированы ограничения и основные признаки отбора изданий по варианту контрольной работы, проанализирован библиотечный фонд.

В подразделе "Библиографическое описание" представлены особенности и основные виды библиографического описания, использованные в процессе выполнения контрольной работы.

В подразделе "Аннотирование" изложен процесс аннотирования отобранных изданий, основные виды использованных аннотаций и особенности их составления.

В подразделе "Библиографическая группировка" автор охарактеризует особенности, основные признаки и виды библиографической систематизации, применяемые в составляемом библиографическом списке.

В заключении представлен результат проделанной работы - искомый аннотированный библиографический список. При этом в это понятие вкладывается следующее определение: библиографический список – это библиографическое пособие перечислительного (перечневого) характера, в котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т.п.).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Информационный поиск

2.1.1 Формулирование задачи поиска

Определяем содержание работы. В данном случае необходимо подготовить аннотированный библиографический список литературы, хранящейся в фондах библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". Рамки контрольной работы ограничивают область и особенности интересующей нас литературы - это литература о родном крае. Таким образом, цель поиска - основные документы и издания по вопросам краеведения.

2.1.2 Программа информационного поиска

В рабочей программе поиска постараемся максимально конкретизировать поставленную задачу, что будет способствовать большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска.

ОБЪЕКТ ПОИСКА - фонды библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".

ПРЕДМЕТ ПОИСКА - информационные источники (литература) по краеведению Самарской области.

ВИДЫ ПОИСКА:

а) тематический библиографический поиск, осуществляемый на основании библиографических данных (уточнения библиографического описания);

б) документальный поиск;

в) фактографический поиск.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОИСКА:

а) тематическое - только по вопросам краеведения Самарской области;

б) хронологическое - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время;

в) языковое - издания только на русском языке (в т.ч. переводные);

г) типологическое - в списке должны найти отражение по возможности все основные виды изданий (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия, журналы, газеты, отдельные статьи из них и т.д.);

д) географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).

е) полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбираются наиболее примечательные издания;

ж) интенсивность поиска - разовый, т.е. специально для настоящей работы;

МЕТОД ПОИСКА - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов библиографической эвристики. К ним относятся:

Сплошной метод - обследуется сплошь и без пропусков все наличие пособий и источников, имеющихся в фонде библиотеки. В данном случае его реально реализовать, так как весь библиотечный фонд не слишком объемный и составляет в общей сложности около 600 экземпляров.

Выборочный метод - жанрово-видовой критерий поиска используем при анализе публикаций в периодических изданиях (источниках).

Интуитивный метод - использование так называемого библиографического чутья. Постараемся задействовать все четыре основных класса интуиции (по Бунге): восприятие, воображение; разум и оценку.

Типологический (рецептурный) метод - многообразие возможных задач поиска обобщаем в определенную совокупность типовых задач (модель). В данном случае оптимальной моделью является библиографическое описание - совокупность идентификационных сведений о документе.

Индуктивный логический метод - мысль наводится на какое-либо общее правило (закономерность), присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Применительно к задаче контрольной работы можно сформулировать ориентировочный ряд частных суждений. Например: в Самарской области выпускаются издания, посвященные вопросам краеведения; есть ряд издательств, специализирующихся на их выпуске. Такие издания выпускают издательства "Книга"; Самарский Дом печати, издательство НТЦ, редакционно-издательские центры вузов и Самарского областного филиала РАН и т.д.

Дедуктивный логический метод - когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, то есть использование общих положений при исследовании конкретных фактов.

Применительно к задаче контрольной работы в русле этого метода можно констатировать следующее. Во-первых, процесс поиска литературы и его теория (краеведение) как частный случай (тема) входят в содержание таких наук, как история, география, археология и их теорий. Следовательно, именно в пособиях (информационных изданиях), отражающих содержание этих наук, мы можем найти интересующие сведения по теме поиска. Во-вторых, существуют региональные информационные органы, которые занимаются информационным обслуживанием этих сфер наук. Устанавливаем, что таковыми являются: Самарский областной филиал РАН, научно-издательские центры гуманитарных самарских вузов, научный центр Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и т.д.. В третьих, определим, какие пособия этих организаций в общем могут отражать интересующую нас литературу. Таковыми являются: научно-популярные издания, учебные пособия, монографии, специализированная периодика и т.д. В-четвертых, путем сплошного или выборочного (используя оглавление, вспомогательные указатели и т.п.) изучения указанных пособий мы можем сформировать искомый список литературы по вопросу информационного поиска.

Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам . Такая библиографическая ссылка может быть приведена или в основном тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы) и затекстовом (в конце основного текста) примечании, или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.