Танцы

Учебно тематический план хореографического кружка ожидаемые результаты. Программа по внеурочной деятельности танцевального кружка "Школа танцев"

Петашкина Т. М.

МБОУ «Булдыгинская средняя общеобразовательная школа»

2013- 2014 учебный

Введение

«Танцевальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее поколение,

взяв лучшее из прошлого,

сделает лучшим будущее»

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведение народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощённое миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и танцевального искусства. Входя в мир народной музыки и танцев, ребёнок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, движения, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях.

Пояснительная записка.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Программа рассчитана на детей 11-16 лет, прошедших предварительное собеседование на предмет выявления мотивации обучения и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.

В процессе занятий сочетается коллективная работа и индивидуальная. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастом, психологическими возможностями детей.

Подготовка и участие в концертах и конкурсных выступлениях предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Освоение программы рассчитано на один год и включает в себя занятия по ритмике, классическому, эстрадному танцу.

Основной формой работы в кружке является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Программа рассчитана на 216 занятий. Продолжительность занятий 45 минут. Расширяя кругозор детей, знания о фольклоре и в целом о культуре народов разных стран использую такие формы:

▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;

▪ демонстрация вариаций;

▪ отработка движений;

▪ постановка танца;

▪ репетиции;

▪ знакомство с народным костюмом;

▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;

Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности, совершенствовать полученные знания и приобретенные исполнительные навыки.

Цели и задачи программы

Образовательная цель программы : приобщение детей к различным видам народного танца, видам танцевального искусства.

Развивающая цель программы : воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

Обучающие:

Ознакомление с основами классического танца, позициями рук и ног;

Ознакомление с основными движениями танца;

Ознакомление с историей развития русского народного танца.

Дать представление о танцевальном образе;

Дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

Развивающие:

Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка; - развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

Развитие творческих способностей;

Гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

Развитие психических познавательных процессов - память, внимание, мышление, воображение;

Развитие мышечного чувства, правильной осанки, умения управлять своим телом.

Воспитательные:

Воспитание этнической компетентности, доброжелательного отношения к людям других наций.

Воспитание культуры поведения и общения;

Воспитание умений работать в коллективе;

Привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Данная программа построена на изучении танцев различных народностей. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной культуре.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца на занятиях используются:

▪ коллективные танцевальные игры («Я хочу с тобой танцевать»);

▪ массовые танцы («Танец утят»);

▪ ритмические упражнения;

народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

▪ создание собственных танцевальных элементов.

Занятия по разучиванию танца развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Методы работы:

▪ Объяснительно – иллюстративный

(показ элементов, объяснение, использование фольклора).

▪ Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

▪ Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

▪ Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

▪ Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).

(музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамеру)

Ожидаемый результат:

▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;

▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;

▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе

Освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные

Оригинальные «па»;

▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

Коллективе.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ

Качественный анализ

Посещаемость, статистические данные

Форсирование навыков и умений

Фиксация занятий в рабочем журнале

Анализ успеваемости деятельности и достижения цели

Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)

Анализ диагностического материала

Практический результат

Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы

Критерии определения результативности программы:

  1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
  2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
  3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
  4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
  5. Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
  6. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
  7. Память – способность запоминать музыку и движения.

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:

▪ конкурсы на лучшее исполнение танца;

▪ праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей» и т.д.);

▪ развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);

▪ участие в смотрах, конкурсах

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

Искусство танца. Значение танца в жизни людей.

Разновидности танцев.

Сюжетный танец.

Позиции рук и ног в танце.

Русский народный танец. Элементы русской пляски.

Основные движения русского народного танца.

Разучивание движений.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Русский народный танец «Я на горку шла». Знакомство с танцем.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Классический танец. Элементы классического танца.

Вальс. Элементы вальса.

Разновидности вальсов.

Дорожка проминад.

Вальс по треугольнику.

Вальс по кругу.

Соединение движений вальса.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Украинский народный танец. Позиции рук и ног в украинском танце.

Основные движения в украинском танце.

Разучивание танцевальных движений.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Танец «Молдовеняска». Знакомство с танцем.

Разучивание танцевальных движений.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Танец «Полька». Знакомство с танцем.

Разучивание танцевальных движений.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Цыганский танец. Знакомство с танцем.

Разучивание танцевальных движений.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Хороводы на Руси.

Хоровод «Как у наших у ворот». Разучивание танцевальных движений.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

«Закружилась русская кадриль». Знакомство с танцем.

Разучивание танцевальных движений.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

1 187

Танец на свободную тему. Сюжет танца.

Разучивание танцевальных движений.

Соединение танцевальных движений.

Разучивание композиции танца.

Работа над синхронностью.

Исполнение танца.

Повторение танцев.

Обобщение.

Принципы построения деятельности.

Принцип интеграции различных жанров танцевального искусства, синкретичности различных видов искусств (хореографии, литературы, истории, декоративно- прикладного искусства)

Принцип концентричности , т.е. возвращение к ранее изученному материалу с его последующим расширением и усложнением.

Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течении учебного года позволяет определить системность в работе.

Принцип доступности , т.е. для каждого возраста материал подбирается в соответствии с особенностями психолого - эмоционального развития именно этого возраста.

Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогающих сформировать сплоченный коллектив.

Принцип осознанности – усвоение материала должно быть не механическим, а, прежде всего, осмысленным.

Принцип наглядности , когда каждое новое движение предварительно показывает и объясняет педагог.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, когда требование результата должно исходить из предварительной оценки его возможностей.

Принцип сотрудничества между педагогом и детьми, между детьми разных возрастных групп.

Принцип развивающего обучения , который ориентирует учащихся на зону ближайшего развития.

Список литературы

  1. Бекина С. И. «Музыка и движение» , М, «Просвещение» 1981
  2. Богданов А. Г. «Урок русского народного танца» , М, «Просвещение», 1995
  3. Зацепина К. «Народно- сценический танец», М, «Просвещение», 1976
  4. Закон РФ «Об образовании», Педагогический поиск, № 7-8
  5. Климов А., «основы русского народного танца» , М,«Просвещение», 1994
  6. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М,«Просвещение», 2001
  7. Луговская А. «Ритмические упражнения, игры, пляски», М,«Просвещение», 1991
  8. Медведь Э. И. «Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования», М,«Просвещение», 2002
  9. Поляков С. А. «В поисках педагогической инновации» , М,«Просвещение», 1998
  10. Полятков С. С. «Основы современного танца», М,«Просвещение», 2005
  11. Богомолова Л. В. «Проблемы эстетического воспитания подростков», М,«Просвещение», 1994
  12. Беспятова Н. К. «Программа педагога дополнительного образования», М, «Айрисс-пресс», 2003
  13. Руднева С. В. «Ритмика. Музыкальное движение», М,«Просвещение», 1972
  14. Слуцкий В.И. «Элементарная педагогика или как управлять поведением человека», М,«Просвещение», 1992

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дубравская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школа танцев»

на 2016-2017 учебный год

Руководитель: Пустовалова Т.А.

Класс: 5 , 6

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 35

2016-2017 уч.г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования танцевального кружка «Школа танцев». Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка.

Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела».

Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Высотского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.

2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.

4. Привить любовь к танцевальному искусству.

5. Развивать воображение и фантазию в танце.

6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.

8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).

9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.

Основные формы проведения занятий: · танцевальные репетиции, беседа, праздник.

Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

Методы:

· игровой;

· демонстрационный (метод показа);

· метод творческого взаимодействия;

· метод наблюдения и подражания;

· метод упражнений;

· метод внутреннего слушания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.

Приоритетные направления работы:

Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой;

Изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев;

Знакомство с направлениями современного танца;

Постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.

Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности:

Возрастные особенности воспитанников;

Личные интересы и приоритеты воспитанников;

Потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;

Качество подготовки к моменту начала изучения предмета;

Происходящие в мире перемены.

Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:

Здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;

Информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;

Деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением;

Проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;

Игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;

Технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.

Регулярность занятий 1 час в неделю, 35 часов в год.

Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков (6 часов)

Современный танец (4 часа)

Отработка всего танца

Составляющие характера танца (6 часов)

Танцевальная импровизация.

Движения в соответствии с характером музыки (3 часа)

Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки

Понятие пространственных перестроений (5 часов)

Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.

Чтобы танец был красивым (11 часов)

Отработка элементов. Отработка движений, связок

Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами». Отработка элементов

Отработка движений, связок

Отработка движений

Отработка движений

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.

    В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.

    В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.

В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.

Используемая литература:

    Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000

    Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

    Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс»

Календарно - тематический план

Тема занятия

Количество часов

Дата

План

Факт

Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Постановка задач на новый учебный год.

Знакомство с основными элементами различных танцев

Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца.

Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.

Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя.

Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танца

Современный танец

Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню матери

Изучение основных элементов вальса

Отработка основных движений. Акробатика в современном танце

Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца.

Отработка всего танца

Составляющие характера танца

Танцевальная импровизация.

Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д.

Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл»…

Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним мероприятиям.

Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.

Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев

Движения в соответствии с характером музыки

Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений.Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки

Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», классика.

Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

Понятие пространственных перестроений

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества.

Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.

Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу.

Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.

Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.

Чтобы танец был красивым

Отработка элементов

Отработка элементов

Отработка движений, связок

Отработка всего танца

Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами»

Отработка элементов

Отработка движений, связок

Разучивание танца к последнему звонку

Отработка движений

Отработка движений

Обсуждение выступлений на концертах. Игры с детьми.

ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНОГО КРУЖКА «Вдохновение»

Пояснительная записка

Программа разработана на основании следующих документов: Закон РФ «об образовании», «ФГОС второго поколения», «Концепция духовно-нравственного воспитания».

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его - формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец - это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Таким образом, танец - вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры

Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.

Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.

Привить любовь к танцевальному искусству.

Развивать воображение и фантазию в танце.

Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.

Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).

Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.

Основные формы проведения занятий:

· танцевальные репетиции

· игра

· беседа

· праздник

Основные виды занятий - индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

Методы: · игровой;· демонстрационный (метод показа);· метод творческого взаимодействия;· метод наблюдения и подражания;· метод упражнений;· метод внутреннего слушания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).

Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.

Регулярность занятий 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Время занятий: пятница с 18.00 до 19.20

Требования к занятиям учащихся:

К концу учебного года школьник должен овладеть рядом знаний и навыков: пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку. Ученик должен уметь тактировать руками, чувствовать характер марша и уметь передать его в шаге. Знать следующие движения: припадание, боковой шаг, уметь исполнять переменный шаг, знать позиции ног и рук классического танца.

Предполагаемый результат: В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание занятия

Кол-ко часов

Сроки выполнения

Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.

7 часов

сентябрь

Выступление на концерте ко дню учителя. Танец с лентами.

Классический тренаж. Ритмика. Разучивание новых движений танца.

9 часов

октябрь

Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танца.

Проведение танцевального конкурса.

11часов

ноябрь

Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца. Выступление на новогодней елке.

5 часов

декабрь

Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца.

5 часов

январь

Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. Разучивание движений.

8 часов

февраль

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности.

8 часов

март

Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы.

9 часов

апрель

Участие в праздничных мероприятиях. Классический тренаж. Подготовка к отчетному концерту.

8 часов

май

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3

ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Рабочая программа танцевального кружка на 2015 – 2016 учебный год

Разработчик:

Компанейцева Елизавета Александровна

старшая вожатая

г. Павловск

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

О, танец, мы с тобой на век,

Спасибо, что ты существуешь,

Благодарю, что слово человек

Ты творчеством своим преобразуешь!

«Танец – поэма, в ней каждое движение - слово.»

(Мата Хари)

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» . Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.

Танец – открывает для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества: ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.

Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целями кружка являются:

    раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства;

    создание условий для самореализации ребёнка в творчестве;

    создание благоприятных условий для укрепления здоровья;

    формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами танцевального искусства.

В соответствии с данными целями выдвинуты следующие задачи:

Образовательные:

    обучение детей танцевальным движениям;

    формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;

    формирование культуры движения, выразительности движений и поз;

    формирование умения ориентироваться в пространстве;

Воспитательные:

    развитие у детей активности и самостоятельности;

    формирование общей культуры личности ребенка;

    создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех;

    привлечение детей к изучению танцевальных традиций;

Развивающие:

    развитие творческих способностей детей, воображения и фантазии;

    развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;

    развитие исполнительских навыков в танце;

Оздоровительные:

    укрепление здоровья детей;

    развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;

    формирование осанки.

Успешное решение поставленных задач возможно только при использовании педагогических принципов:

    принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику);

    принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий);

    игровой принцип (занятие стоится на игре);

    принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

    принцип наглядности (практический показ движений).

Периодичность занятий: Старшая группа (5 – 7 классы) - 2 час в неделю;

Младшая группа (1 – 4 классы) - 2 час в неделю.

Продолжительность занятия: 1 час.

Объем программы: 130 часов.

Возраст участников кружка: 7-15 лет.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Уметь различать различные жанры музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш).

2.Знание классической базы (позиции ног, рук)

3. Освоить гимнастическую подготовку.

4. Различать сильные и слабые доли в музыке.

5. Различать размеры 2/4, 3/4.

6.Добиться полной связи движений с музыкой.

7.Уметь легко, пластично двигаться, согласуя движения с построением музыкального произведения.

8.Уметь в движениях передать характер музыки.

9.Освоить различные танцевальные движения.

10. Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение танца на выступлениях.

11. Уметь танцевать несколько танцевальных композиций.

ЧЛЕНЫ КРУЖКА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

В танцевальном кружке могут заниматься дети в возрасте от 7 до 15 лет. В двух возрастных группах:

    младшая от 7 до 10 лет;

    старшаяот 11 до 15 лет.

Участие в кружке добровольное.

Члены кружка имеют право:

    участвовать в разработке программы деятельности;

    пользоваться информацией о деятельности кружка;

    участвовать в творческих мастерских, мастер – классах, форумах, конкурсах, концертах и т.п.;

    пользоваться атрибутикой и символикой кружка.

Члены кружка обязаны:

    соблюдать правила внутреннего распорядка;

    блюсти честь коллектива, приумножать его славу и достоинства;

    активно участвовать в мероприятиях МБОУ ПСОШ №3 (генеральных репетиции, концерты, конкурсы, праздники и т.д.), так как это является частью творческого процесса.

Участие в кружке прекращается по собственному желанию в любое время, либо посредствам исключения из него.

ГРАФИК РАБОТЫ:

Вторник – 15:00 – 16:00 (старшая группа)

Среда – 15:00 – 16:00 (младшая группа)

Четверг – 15:00 – 16:00 (старшая группа)

Пятница – 15:00 – 16:00 (младшая группа)

СОСТАВ:

Старшая группа «Радость»:

    Зайцева Алина Алексеевна – 4 «В» класс;

    Гусакова Полина Сергеевна – 5 «А» класс;

    Илюхина Мария Олеговна– 5 «А» класс;

    Недоступова Алина Андреевна– 5 «А» класс;

    Бабенкова Анастасия Юрьевна– 6 «Б» класс;

    Безлюдная Диана Юрьевна– 6 «Б» класс;

    Бабаян Лилия Гамлетовна– 6 «Б» класс;

    Дубинкина Ирина Сергеевна– 6 «Б» класс;

    Урывская Дарья Евгеньевна– 6 «Б» класс;

    Урывская Виктория Сергеевна– 6 «Б» класс;

    Череповская Яна Романовна– 6 «Б» класс;

    Батищева Анастасия Павловна– 6 «В» класс;

    Таболиновская Диана Дмитриевна – 7 «Б» класс;

    Дорошенко Кристина Александровна – 7 «В» класс;

Младшая группа «Вдохновение»:

    Абакумова Мария Николаевна – 1 «В» класс;

    Игнатов Дмитрий Валерьевич - 1 «В» класс;

    Стародубцева Яна Сергеевна – 1 «Г» класс;

    Савищенко Вероника Александровна – 2 «А» класс;

    Урусова Юлия Владимировна – 2 «Б» класс;

    Ливерко Алёна Дмитриевна – 2 «В» класс;

    Степанова Алина Алексеевна – 2 «В» класс;

    Степанова Мария Николаевна – 3 «А» класс;

    Фисенко Ульяна Сергеевна – 3 «Б» класс;

    Алехина Маргарита Михайловна – 4 «В» класс;

    Таболиновский Сергей Дмитриевич – 4 «В» класс.

Тематический план работы танцевального кружка

на 2015 – 2016 учебный год.

Вводное занятие.

А) организационная работа;

Б) техника безопасности;

Г) история танца

1 час.

1 час.

Азбука музыкального движения:

А) постановка корпуса;

Б) изучение азов хореографии (постановка рук, ног)

Б) развитие чувства ритма;

В) ориентация в пространстве;

Г) танцевальные элементы;

Д) развитие гибкости;

Е) par terre ;

Ж) формирование понятий о музыкальных жанрах.

17 часов

13 часов

Спортивно – трюковая азбука:

А) растяжка;

Б) тренировка по акробатике.

8 часов

10 часов

Постановочная работа.

А) разучивание танцевальных движений;

Б) разучивание танцев.

30 часов

Работа над танцами: «Дети Земли», «Барби»,

34 часа

Работа над танцами: «Мы рисуем счастье» «Танец Васелисы», «Современная – плясовая»

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах

В течении года

В течении года

Изучение тематического материала (просмотр дисков, прослушивание аудиозаписей, прочтение вспомогательной литературы)

2 часа

3 часа

Резерв.

2 часа

3 часов

ИТОГО:

60 часов

64 часов

Список используемой литературы.

1. З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.

2. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.

3. О.В. Иванова Народные танцы Москва 2006год.

5. В.П. Коркин Акробатика. «Физкультура и спорт» 1989год.

6. О.Л. Киенко. Увлекательные танцевальные разминки. Харьков, 2013.

6. О. Савчук. Школа танцев для детей. Ленинград, 2010.

7. Антуанетт Сибли. Балет уроки шаг за шагом. Москва - Астрель, 2004.

8. О.Л. Киенко. Растяжка в хореографии. Харьков, 2014.

1. Пояснительная записка

В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Систематические занятия хореографией развивают мышечную структуру тела, позволяют формировать красивую правильную осанку, тренируют координацию движений.

Занятия танцами дают заряд положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся. Изучение русских национальных танцев «Хоровод», «Плясовая» приобщают детей к русской культуре, развивают чувство осознания себя частичкой Родины, заинтересовывают в изучении истории танцев своей страны от старины к современности.

Рабочая программа по общекультурному направлению «Ромашка» разработана в рамках по внедрению ФГОС в начальных классах МОУ «Хмелёвская СОШ» в 2015-20учебном году и рассчитана для детей от 6 до -11лет. Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.

Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на многие виды танцев: современные, народные, эстрадные. А также на их соединение и группировку друг с другом, что в итоге является очень интересным, запоминающимся, актуальным в современном мире. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Цели и задачи деятельности

Главная цель : развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей.

Задачи:

1. Раскрывать танцевальные способности детей через двигательную активность.

2. Научить выполнять упражнения для укрепления и развития тела.

3. Научить выполнять элементы народного танца.

3. Развивать чувство ритма через обучение танцам.

4. Воспитывать любовь к русским народным танцам, к музыке, к русским традициям через изучение элементов русского народного танца и развитие умения исполнять русский танец.

5. Формировать детский коллектив через совместную деятельность.

В области формирования личностной культуры:

    формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

    развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

    воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

    развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем;

    развитие доброжелательности к другим людям;

    формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

    формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.

Главное в хореографическом коллективе – создание творческой увлечённости искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима, труда и отдыха.

В учебном процессе и в организации массовой работы у детей развиваются внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как:

    самокритичность,

    самоконтроль,

    трудолюбие,

    целеустремлённость,

    умение преодолевать трудности.

Развиваются физические способности:

Сила ног,

Пластичность рук,

Гибкость тела,

Эластичность мышц и подвижность суставов.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.

Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков и сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам хореографического искусства:

    Термины классического танца. Основные танцевальные движения;

    Элементы классический танец;

    Основы народного танца;

    Танцевальные этюды. Эстрадный танец.

    Постановка танцев. Отработка номеров

    Отчетный концерт

В связи со спецификой занятий, границы программы сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко-бытового и народного танца.

В первый раздел включены ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся.

На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит на элементах танцевальных движений.

Во втором разделе вводятся элементы классического танца, упражнения которого подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины, ног.

В третий раздел включены элементы народного танца, включены танцы разного характера. Использование различных танцев позволяет развивать координацию ног, корпуса, рук.

В четвертый раздел включены элементы эстрадного танца. Этот раздел состоит из элементов эстрадных танцев, способствует развитию танцевальности, музыкальности, чувства позы.

Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Учащиеся должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация.

Используемые методы:

Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.

Метод повторения.

Метод коллективного творчества.

Метод объяснения.

Метод заучивания.

Метод многократного повторения всевозможных движений.

Игровые технологии.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО предмета В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте 7 – 11 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке.

Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость), занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия: для детей от 6 до 8 лет - 40 мин.

Для организации деятельности кружковцев, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы составляет 15-16 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.

Каждый ребёнок, занимаясь танцами, изучая необходимые движения, развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное отношение к культуре своего российского народа, к толерантному отношению к представителям народов России. При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед родителями активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.

Распределение учебных часов в неделю - 1 час в неделю.

Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:

Необходимое количество часов;

Светлый и просторный зал;

Аудиоаппаратура;

Специальная тренировочная одежда и обувь;

Сценические костюмы;

Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы (1-4 класс), увлекающихся танцами и творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

В соответствии с учебным планом МАОУ «Хмелевская СОШ» на внеурочную деятельность по курсу «Ромашка» выделяется по 1 часу в 1 и 4 классе.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 4 класс 34 часа (1 час в неделю).

Занятия направлены на освоение элементов народных и современных танцев, на ознакомление с костюмами, обычаями и традициями народов разных национальностей.

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Ромашка» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Программа поможет решить следующие задачи: обучение детей красоте и выразительности движений, формирование их фигуры, развитию физической силы, выносливостт, ловкости и смелости. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.

5 .ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные:

    Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и культур;

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личного смысла учения;

    Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми, умений не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

    Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные:

Регулятивные

Дети приобретают опыт выразительно исполнять песни и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

Познавательные

Учащиеся научатся сочинять короткие мелодии – попевки, определять характер, настроение и жанровую основу песен - попевок, участвовать в коллективной творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.

Коммуникативные

Учащиеся научатся исполнять, инсценировать песни, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.

Учащиеся получат возможность научиться передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

Предметные:

Учащиеся научатся правилам пения, пониманию истоков музыки и её взаимосвязи с жизнью.

Научатся передавать настроение музыки в пении.

Осмысленно владеть способами певческой деятельности.

Дети получат возможность расширить музыкальный кругозор, а так же представлять широкой публике результаты собственной музыкально- творческой деятельности.

    Содержание программы:

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание

и виды работ

УДД

Теория Практика

Вводное занятие, ознакомление с программой курса и организация работы (утверждение расписания, форма одежды и.т.)

Инструктаж по ТБ

Разучивание элементов русского танца.

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры

Разучивание движений, характерных для танцев.

Снятие эмоционального и психофизического

напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,

артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.

1 7

Гимнастика и растяжка

Упражнения на напряжение и расслабление мышц;

На выработку выворотности ног, на развитие гибкости

Упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка.

Элементы татарского народного танца.

Разучивание элементов танца., подготовительной, I , II , III позиции рук

Разучивание I , II , III позиции ног

Закрепить методику постановки корпуса, рук и ног

Развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка

Изучение бальных танцев. Повторение ранее изученных танцев.

Массовые и сольные композиции

Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.

2 12

Репетиционная работа

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце.

Генеральные репетиции перед итоговым концертом

Проведение мониторинга

Итого: 34 часа

1.Введение. Азбука танцевального движения.

Понятие о выразительных средствах эстрадного бального и народных танцев. Азбука природы танцевального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений.

Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций для головы, туловища, рук, ног.

2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног.

Бальный танец.

Элементы бального танца. Основные шаги танца. Понятие об особенностях бального танца, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.

Практическая работа: освоение основных движений венского вальса.

3. Основы народного танца.

Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: « веревочка », « моталочка », «молоточки»,

« топор », вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т.д.. Работа над этюдами (марийский этюд,татарский этюд).

Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.

4. Эстрадный танец.

Танцевальная разминка. Разучивание сюжетного эстрадного танца.

Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца;

5. Постановка танцев. Отработка номеров.

Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах разных видов. Тренинг танцевальной пластики. Отработка исполнительского мастерства.

Практическая работа:

Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.

Прогнозируемые результаты:

Развитие музыкальности, ритмичности;

Ответственность, самостоятельность;

Умение работать в коллективе;

Должны знать :

Танцы разных народностей

Различные танцевальные жанры (народный,бальный,эстрадный танец)

Характер исполнения танцев

Знать и применять правила сценической культуры

Должны уметь :

Танцевать народные танцы (русский,украинский, татарский)

Танцевать современные танцы

Танцевать венский вальс

Использовать в танце приобретенные навыки

Исполнять танцы в соответствии с характером данного танца

Тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

по прогр. фактич.

Тема занятия

Содержание

и виды работ

1. Вводное занятие, ознакомление с программой курса и организация работы (утверждение расписания, форма одежды и.т.)

Инструктаж по ТБ

С оставляют план действий.

Учатся н аблюдать, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками ;

2. Разучивание элементов русского танца.

3. Продолжение разучивания элементов русского народного танца.

4. Отработка движений русского народного танца.

5. Повторение изученных танцевальных движений.

6. Разучивание русского танца «Плясовая » .

Элементы русского народного танца «Хоровод»

7. Продолжение разучивания элементов и движений

8. Разучивание танца «Хоровод»

9.Отработка движений и характера танца.

Учат сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры

Разучивают движения, характерные для танцев.

10. Гимнастика и растяжка

Выполняют упражнения на напряжение и расслабление мышц, на выработку выворотности ног, на развитие гибкости, упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

11. Элементы татарского народного танца.

12. Постановка танцев.

I , II , III позиции рук

Учат I , II , III позиции ног

13. Изучение бальных танцев. Положение рук, ног, головы,характер исполнения.

14 . Изучение движений бального танца

«Венский вальс ».

15. Продолжение разучивания элементов бального танца.

16. Повторение и отработка изученных танцев

17. Повторение и отработка татарского танца.

18. Повторение и отработка современного танца.

19. Повторение и отработка бального танца.

Отработывают и детально разбирают номера. Работают над эмоциональной передачей.

Репетиционная работа

20. Танец бальный «Венский вальс»

21 .Современный танец «Душа»

22. Татарский народный танец

23.Татарский народный танец

24.Характер исполнения народных танцев.

25. Коррекционные работы над современным танцем.

26. Отработка и коррекционная работа над бальным танцем

27. Отработка национального характера татарского танца

28 . Разучивание элементов украинского танца.

29. Продолжение разучивания элементов украинского народного танца.

30. Отработка движений украинского народного танца.

31. Повторение изученных танцевальных движений.

32. Продолжение разучивания элементов и движений

Работают над синхронностью исполнения танца. Отрабатывают элементы всего номера.

Разучивают элементы танца., подготовительной, I , II , III позиции рук

Учат I , II , III позиции ног

Закрепляют методику постановки корпуса, рук и ног.

Учат массовые и сольные композиции.

33 . Генеральные репетиции перед итоговым концертом.

34. Генеральные репетиции перед итоговым концертом

Разучивают элементы танца., подготовительной, I , II , III позиции рук

Закрепляют методику постановки корпуса, рук и ног

Итого: 34 часа

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Танцевальный зал.

DVD –проигрыватель.

Компакт-диски по темам программы.

1. Баранова О.Г., Зимина Т.А. и др. Русский праздник. – Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство – СПб, 2001.

2. Зацепина К. и др. Народно – сценический танец – М.: Искусство, 1976.

3. Пшеницина Н.А. Времена года (песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в нач. школе) – М.: Владос, 2001.

4. З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.

5. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.