Футбол

Актуальные новости об уровне зарплаты учителей. «Увеличили оклады и свели к минимуму все остальные доплаты… Когда повысят зарплату педагогам дополнительного образования

В Государственной Думе придумали, как вернуть в российские школы педагогов. По мнению народных избранников, ситуацию, при которой учебные заведения испытывают острую нехватку кадров, поможет изменить повышение зарплаты учителям. Законопроект об этом парламентарии планируют рассмотреть уже на своей осенней сессии.

Сейчас всё чаще учителя берут 2 ставки сразу

Авторство проекта принадлежит депутату от КПРФ Олегу Смолину, который является заместителем председателя думского комитета по образованию и науке. Олег Николаевич предлагает установить для учителей базовую ставку, которая бы равнялась не менее чем двум минимальным заработным платам, существующим в каждом конкретном регионе.

Депутат Олег Смолин считает, что повышение зарплат позволит привлечь в школы молодых педагогов

Депутат полагает, что только так удастся привлечь в школы молодых выпускников педагогических вузов. Кроме того, это должно повысить и качество образования. Ведь на сегодняшний день многие преподаватели ради получения более-менее достойной зарплаты берут не одну, а сразу две ставки. И это тут же сказывается на уровне подготовки к занятиям, на самочувствии учителей; лишает педагогов личного времени, которое необходимо для повышения эрудиции и самообразования.

Кстати, с каждым годом число педагогов, которые «тянут на себе» сразу две ставки, традиционно увеличивается. Например, в нынешний учебный год показатель вновь подрос - ещё на 4,7 процента к прошлогоднему уровню.

При этом с нехваткой учителей в наступившем новом учебном году столкнулась половина школ России. В них не хватает как минимум одного (а чаще - больше, чем одного) педагога-предметника. Особенно остро проблема обстоит с учителями иностранного языка, математики и русского. Хуже всего положение дел на селе, где проблему решают по-разному:

  • за счёт ускоренного преподавания курса;
  • с помощью привлечения к ведению предмета других учителей;
  • благодаря использованию возможностей дистанционного образования и обучения по интернету (которое, впрочем, сдерживается в глубинке невысоким уровнем скорости доступа в сеть).

Увы, результатом такого подхода становится низкий уровень знаний, который получает школьник.

Чтобы получать более-менее достуйную заработную плату, преподаватели вынуждены брать дополнительные часы

Повышение заработной платы учителей до двух уровней МРОТ может решить сразу несколько проблем. Она из них - обеспечение достойного уровня жизни педагогов. Работа в школе - ответственный, напряжённый и эмоционально тяжёлый труд, который должен оплачиваться на должном уровне. Увы, пока этого нет. Как, впрочем, не было и десять, и двадцать и даже тридцать лет назад - во времена Советского Союза. Теперь ситуация с учительскими зарплатами может наконец измениться. Законопроект уже передан в Госдуму РФ.

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

В конце сентября текущего года, на заседании Правительства был вынесен предварительный проект закона о повышении заработной платы для некоторых категорий работников бюджетной сферы. Речь идет специалистах образования и медицины. Повышение зарплаты учителям в 2019 предусмотрено не только за один год, но с возможностью постоянного увеличения ставки вплоть до 2021 года. Подразумевается, что проект об индексации заработной платы будет приниматься на постоянной основе – в первую очередь, во исполнение майских указов Президента РФ.

Напомним, появлялись регулярные новости о постоянном повышении заработной платы для учителей, врачей и социальных работников. По замыслу законодателя, зарплата с 1 января 2019 года учителя должна превышать средний доход в регионе минимум на 100% (некоторые субъекты федерации планировали довести увеличение до 200%). Таким образом, средняя зарплата учителя в 2018-2019 годах становится одной из самых привлекательных в бюджетной сфере.

Будет ли повышение зарплаты в 2019 году

Да, правительство установило минимальный процент, на который должен увеличиться базовый оклад.

С 1 января 2019 года зарплата учителям в 2019 в России будет повышена на 6,0%, в 2020 году рост составит 5,4%, наконец, в последний год законодательной инициативы заработная плата поднимется еще на 6,6%.

Увеличение зарплаты 2019 году коснется следующих специалистов:

  • Учителей школ и лицеев (вне зависимости от города или населенного пункта расположения);
  • Преподаватели колледжей и других средне-специальных учебных заведений;
  • Учителей интернатов и других специализированных и вспомогательных заведений

Процентные ставки повышения, указанные выше – имеют минимум. Каждый регион дополнительно, по согласованию с профсоюзами проводит в бюджетах отдельные надбавки к заработной плате.

Зарплаты педагогов в 2019 году будут состоять из следующих частей:

  • Фиксированный оклад, который начисляется в соответствии с отработанными часами. Обратите внимание, зарплаты учителей в 2019 году в России не могут быть меньше установленного прожиточного минимума в размере 11 280 рублей (при условии, если преподаватель работает не на ставку 0,5);
  • Дополнительные начисления за руководство классом, ведение секций и внеклассных уроков;
  • Каждый преподаватель ежегодно может проходить тестирование на присвоение учительской квалификации. Заработная плата напрямую зависит от количества отработанных лет и присвоенной категории;

По первому пункту – уровень оклада зависит от местных региональных властей. Расчет складывается из стоимости проживания в данном субъекте.

Например, самые больший оклады были не у московских учителей, а специалистов, преподающих в Ханты-Мансийском автономном округе. Средний доход преподавателя Москвы, Санкт-Петербурга или Магадана до вычета налогов колеблется в размере 70-80 тыс. рублей. На 1 сентября 2018 года средняя зарплата учителя не превышала 38 тыс. рублей.

Изменения в зарплате учителей в 2019

Основной прессинг давления по поводу выделения денег на зарплатные проекты учителей ложится на региональный бюджет. Как минимум 4% из 6,0% ежегодного увеличения преподавательского дохода приходятся на расходы региона. Повысят ли зарплату в 2019 году учитывая то, что большинство субъектов получают трансферты на поддержание собственных региональных бюджетов?

Правительство обнадеживает – это сделано в первую очередь для привлечения молодых специалистов и появления у них финансовой заинтересованности в преподавании. Цифры действительно не очень хорошие. В Москве и области дефицит учительских вакансий составляет около 31% (на втором месте – Приволжский округ с 15%).

Зарплата учителей в 2019 году последние три года интенсивно повышается – а до этого финансирование выполнялось скорее по остаточному принципу.

Индексация зарплат учителей 2019

Повышение зарплаты учителям в 2019 году коснется не только их, но и специалистов дошкольного образования. В планах Правительства проводить ежегодные индексации. С январь по сентябрь 2018 года средний уровень инфляции составил 2,88%.

Министерство образования сообщило о том, что индексация затронет весь преподавательский состав в ближайшие 5 лет. Размер индексируемой части будет намного превышать средний уровень инфляции и составлять около 5%.

К 2020-22 годам, таким образом, средняя заработная плата должна увеличиться с нынешних 38 тыс. рублей до среднего размера 70-75 тыс. рублей по стране. Цена вопроса – выделение консолидированным бюджетом каждый год не менее 200-300 млрд. рублей. По словам источников – такие статьи расходов предусмотрены.

Возможно Вас заинтересуют:

    Возможно Вас заинтересуют.

С 2019 года правительство Российской Федерации планирует проиндексировать оклады врачей и учителей. В проект бюджета на 2019 год уже заложено повышение на 6%, аналогичные индексации также собираются провести в 2020-м и 2021-м году.

Повышение зарплаты учителям в 2019 году

Как сказано в соответствующем документе, предусматривается повышение каждый год оплаты труда ряда категорий работников бюджетной сферы, которые подпадают под действие указов президента РФ от 7 мая 2012 года. Повышение будет проводиться с учетом темпов роста номинальной начисленной заработной платы в предыдущем году, в частности, в 2019 году – на 6%, в 2020 году – на 5,4%, в 2021 году на 6,6%. Также правительство предлагает, начиная с 1 января 2019 года, каждый год увеличивать МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в соответствии с данными о размере прожиточного минимума по стране. С такой инициативой выступило Министерство труда Российской Федерации.

В Государственную Думу РФ уже внесен проект бюджета на 2019-2021 годы. По предположению, доходы казны РФ превысят расходы на 1,932 триллиона рублей, а бюджет впервые с 2011 года станет профицитным.

Кого коснется повышение зарплат учителям в 2019 году

Размер зарплаты учителей будет зависеть от количества учебных часов, которые прописаны в программе, а также от классов, где они будут проводить уроки.

В частности, заработная плата учителей младшей школы будет увеличена на 10%, а учителя старших классов будут получать на 24% больше. Ранее особенное внимание уделялось воспитанию детей младшего школьного возраста, тогда как сейчас, как считают эксперты, большее внимание уделяется воспитанию «предуниверситетской молодежи», которая уже вплотную подошла к профессиональной деятельности.

Рост зарплат не стал единственным плюсом реформ, начавшихся в этом году. Также вводятся новые премии, размер которых будет колебаться от 3 до 20%.

Получается, что самые квалифицированные преподаватели, ответственно относящиеся к своей работе, смогут получать заработную плату на 30-44% больше, а ее размер будет зависеть от объема премиальных выплат и количества рабочих часов.

Положены учителям и новые льготы. Так, педагоги смогут проходить ежегодный бесплатный осмотр у разных врачей, получать путевки на оздоровительные курорты (путевки для учителей и членов их семей). Вопросами распределения благ будет заниматься профсоюз.

Наибольший рост зарплат коснется жителей Москвы и Московской области. Местные преподаватели смогут получить зарплату на 50% больше, по сравнению с прошлым учебным годом.

Что об этом думают эксперты


Большая половина преподавателей недовольна размером своих зарплат в 2019 году. Как в 2016, так и в 2019 году трудовые доходы учителей оставались на одном и том же уровне – около 34 тысячи рублей, а в четырех регионах России зафиксировано, пусть и незначительное, но снижение трудовых доходов. Размер зарплаты учителей до сих пор ниже, чем у сотрудников университетов и институтов (около 36 тысяч рублей). Реформа, начавшаяся 1 сентября текущего года, может частично решить имеющиеся проблемы и смягчить негативные настроения в обществе, но не все воспринимают предстоящие изменения в положительном ключе.

В частности, о том, что учителям будут повышены зарплаты, настороженно воспринял сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его словам, в 2019 году регионы ожидает чрезмерная финансовая нагрузка, так как все расходы, связанные с проведением реформы, будут нести, вероятнее всего, именно они. В результате могут начаться сокращения.

Несмотря на то, что на официальном уровне ничего не планируется, чтобы не платить всем и много, могут уволить психологов, библиотекарей и некоторую часть преподавателей, тогда как оставшиеся будут страдать от увеличенной нагрузки и переработок.

Практически также считает и старший специалист Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства Александр Шураков. Он подсчитал, что после начала реформы регионы будут вынуждены тратить примерно на 500-600 миллиардов рублей в год. Федеральные власти будут вынуждены поддерживать их в финансировании программы, но это может стать причиной роста региональных долгов, а также привести к необходимости реструктуризации бюджетных кредитов.

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.