Здоровье

Социальные функции культуры кратко. Структура и функции социологии культуры. Коммуникативная функция культуры

Культура играет важную роль в жизни общества , которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

1)Образовательно-воспитательная функция .Можно сказать, что именно культура делает человека личностью . Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства , свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования .

2)Интегративная и дезинтегративная функции культуры . На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

3)Социальные функции , которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

    социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

    организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

    обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

    регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей,социальных общностей , социальных институтов .

4)Регулирующая функция культуры . Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье , школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

5)Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. При этом культуру можно представить как сложную знаковую систему, обеспечивающую историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, а также синхронную передачу информации между людьми, живу- ицими в одно время. Различные знаковые системы помогают человеку не только понять мир, но и фиксируют это понимание, структурируют его. У человечества только один способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний - через культуру.

В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида, коллективная память народа, закрепленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства хранения информации - книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком, так как они тоже являются текстами. В последнее время все большую роль стали играть электронные средства хранения информации. Общество также создано специальные учреждения для выполнения данной функции культуры - библиотеки, школы и университеты, архивы, другие службы сбора и обработки информации.

6)Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

7)Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и др.

8)Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

В любых человеческих общностях необходимо регулировать поведение составляющих их индивидов для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие различных событий, но не определяют, как

должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый человек должен сознательно и ответственно совершать свои поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.

Нормы поведения людей, как разрешительные, так и запретительные, представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Есть культуры с сильной нормативной стороной (Китай) и культуры, в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.

Посредством норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях:

    мораль и се нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;

    нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты - суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;

    обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;

    нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований - от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.

9)Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

Можно сказать, что культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу специалисте в-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы - ценности и нормы этнической культуры.

8)Ценностная, или аксиологическая , функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

10)Адаптивная функция

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир - культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных болезней прошлого - чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека - необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, - государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека - культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры - способность к «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры - быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

11)Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).

Для общения с другими людьми человек использует естественные языки, искусственные языки и коды - компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические устройства.

Процесс коммуникации состоит из трех этапов:

    кодирование информации, которая должна быть передана адресату, т.е. перевод се в какую-либо символическую форму;

    передача по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;

    раскодирование полученного послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного индивидуального опыта отправителя и получателя сообщения раскодирование происходите погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми и для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Со временем люди нашли возможность увеличить дальность коммуникации, например с помощью специальных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния. В современном мире все большее значение приобретают средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, радио, печать, а также компьютерные сети, выходящие на первое место как средство общения между людьми.

В современных условиях значение коммуникативной функции культуры растет быстрее, чем любой другой функции. Развитие коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти процессы в свою очередь стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.

12)Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности - народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как «чужие». В силу этого весь мир делится на «своих» и «чужих», на Мы и Они. Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Но в последнее время в связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты укрепляются и расширяются. Этому во многом способствует современная массовая культура, благодаря которой множеству людей в разных странах становятся доступны книги, музыка, достижения науки и техники, мода и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет. Можно сказать, что интегративная функция культуры в последнее время способствует сплочению не только отдельных социальных и этнических групп, но и человечества в целом.

13)Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человече- с кой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей - идеалов, к достижению которых стремятся люди. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

Ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно в одной культуре, может быть совсем не важно в другой. У каждого народа формируется своя иерархия ценностей, хотя набор ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно классифицировать основные ценности следующим образом:

    витальные ценности - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;

    социальные - социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;

    политические - свобода слова, гражданские свободы, законность,

    гражданский мир;

    моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

    эстетические ценности - красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут отсутствовать какие-то из перечисленных выше ценностей. Кроме того, каждая культура по-сво- ему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.

Посредством ценностей происходит ориентация поведения людей. Человек не может одинаково относиться к противополож- ностим, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение чему-то одному. Большая часть людей считает, что стремится к добру, правде, любви, но то, что одним кажется добром, может оказаться злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений о добре и зле, мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира.

14)Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед культурой стоит задача - создать организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.

I Основы социологии

ОС. 1. Терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, мнениям и тд.Толерантность

Воспитанность

Образованность

Лояльность

Этноцентризм

ОС.2. Ожидаемое от человека поведение, обусловленное его положением в обществе

роль

профессия

ОС-3. Общие представления о желательном, правильном и полезном, разделяемые большей частью общества,– это

Ценности

ОС.4. Общество в современной социологии - это

все разумные существа на планете

люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру

ОС.5. Система образования относится к

институтам политики

экономическим институтам

духовным институтам

ОС.6. Социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности называется

национализм

ОС.7. Изменение положения индивида или группы в системе социальной стратификации называется:

профессиональным ростом

социальной мобильностью

возрастными изменениями

ОС.8. Стремление к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяется понятием

сегрегация

апартеид

сепаратизм

ОС-9. Процесс соотнесения, отождествления индивида с культурой и традициями своего народа имеет название

национально-культурная идентификация

этническая идентификация

ресоциализация

пассивное приспособление

религиозная идентификация

ОС.10. Девиантное поведение в социологии определяется как

отклонение от групповой нормы

преступное поведение

подчинение общим правилам

ОС.11. Выбрать 2 правильных ответа

К социальным функциям культуры относятся

Нормативная функция

Функция социализации

Функция финансового регулирования

ОС-12. Формирование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах - это

Интеракция

Институционализация

Инвестиция

Интуиция

Инновация

ОС.13 Выбрать два правильных ответа:

К социальным свойствам личности относятся:

Темперамент

Коммуникабельность

Компетентность

Идейная убежденность

Структура социологии культуры

Морфологический аспект культуры связан с взаимодействием и соотношением разных сторон культуры, их ролью в формировании социального организма.

Человеческая жизнь имеет значение только если наполнена культурным смыслом.

Важнейшие структурные элементы культуры как системы:

  1. Язык – главное средство общения, трансляция значимой информации, ценностей, социального опыта. Понятийно-логический аппарат является первоосновой культуры, благодаря ему человек может познавать окружающий мир. Посредством языка аккумулируются и передаются культурные ценности. Язык координирует действия людей, поддерживает сплоченность общества, обобщает опыт людей.
  2. Символы, понятия, смыслы, типичные связи, взаимодействия (ритуальные, функциональные, родственные), эталоны и образцы поведения. Для того, чтобы люди ориентировались в определенных обстоятельствах и ситуациях, понимали друг друга, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать определенные условия. Типизация участников взаимодействия основывается на речевом общении и физических действиях (личность наблюдает, что делают другие люди). В развитии взаимодействия между людьми большое значение играют символ, ритуал, миф.
  3. Убеждение и знание. Убеждения содержат то, чем люди руководствуются в своей повседневной деятельности, к чему они привержены, что воплощают в моделях поведения. Убеждения связаны со знаниями. Человек поступает вопреки знаниям, если они противоречат его интересам.

Происходит раздвоение культуры – между убеждениями и знаниями. Скудность культуры часто предопределена фрагментарностью, узостью знаний личности. Личность, обладающая разносторонними знаниями, избавлена от крайних, примитивных суждений и оценок, ее мировоззрение многомерно, деятельность и поведение оптимальны. Активное распространение знаний придает убеждениям смысл, идею, ситуацилизирует их.

Замечание 1

Существенным критерием формирования убеждения выступает идеология в виде логически обоснованной социальной доктрины как совокупность культурных ценностей.

Подсистемы социологии культуры

К основным подсистемам культуры относятся следующие структурные элементы:

  • ценностная подсистема;
  • нормативная подсистема;
  • подсистема социализации человека;
  • сущностное свойство человека;
  • качественная характеристика деятельности человека.

Замечание 2

Ценностная подсистема – совокупность жизненных целей, ценностей, средств их достижения. В различных культурах ценности не совпадают. То, что в одном обществе может быть нравственным, в другом считается безнравственным. Культура – это метод, способ ценностного усвоения действительности.

Рассматриваемая в ценностном контексте культура, выступает своеобразным социальным механизмом, который выявляет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Выделяют следующие виды социальных ценностей: политические, экономические, нравственные, эстетические и т.д.

Культурные ценности можно классифицировать по: масштабности (общецивилизационные, общечеловеческие, общенациональные, субкультурные (локальные); по критериям соответствия потребностям людей (прогрессивные, антиценности, ранее созданные, но «невостребованные» ценности); по способу вписания ценностей в эпоху (произведения культуры прошлого и современности).

Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты поведения. Нормы – неотъемлемый элемент культуры, это общепринятые модели поведения людей в обществе.

Социальные нормы тесно взаимосвязаны с господствующими в социуме идеалами, ценностями, верованиями, символами. Нормы культуры – определенные требования общества к человеку, ожидание от членов общества соблюдения норм поведения, права и морали, общепринятых стандартов поведения.

В подсистеме социализации человека культура рассматривается как человекотворческая, гуманистическая грань. Она представляет собой обретение сущности человека, проявление ее уникальности; выражение преобразования человека в ходе исторического развития, процесс и мера его самореализации.

Культура как сущностное свойство индивида представляет собой совокупность культурных ценностей в виде знаний, умений, убеждений, нравственности и т.д. Это степень свободы человека, которая освобождает от стереотипов и шаблонов мышления, деятельности, поведения. Культура дает возможность человеку для свободы самовыражения с одновременной способностью к внутреннему нравственному самоограничению.

Основная сфера жизнедеятельности человека – деятельность по созданию ценностей для удовлетворения своих потребностей. Человек является творцом культуры во всех ее формах, видах и способах.

Культура является самовоспроизводящей системой, это опредмечивание духовного богатства человека, его знаний, умений, способностей, воплощенных в процессе творчества в ценности культуры.

Функции социологии культуры

К основным функциям социологии культуры относятся:

  1. Научно-познавательная функция. Обеспечивает знание о социальных механизмах, факторах, способствующих формированию культурных процессов или их изменению; изучает специфику закономерностей культурной динамики в условиях современности.
  2. Образовательная функция. Ориентирована на предоставление знаний членам общества для лучшей адаптации в сложных социокультурных условиях, на обоснование и раскрытие современных представлений о них.
  3. Практическая функция. Направлена на выработку научных исследований культурной политики и целенаправленных культурных изменений.

К социальным функциям культуры относятся: адаптационная, мировоззренческая, интеграционная и регуляторная функция, а также функции легитимации, идентификации и социального изменения.

Адаптационная функция: индивид, усваивая культурные образцы и навыки, преобразуется в социальное существо, способное к взаимодействию с другими индивидами

Мировоззренческая, или смыслополагающая функция: культура придает смысл человеческой жизни и объясняет устройство мира.

Функция легитимации: культура поддерживает и объясняет существующий социальный порядок.

Функция идентификации: человек определяет свою идентичность, создает свой собственный образ на основе выработанных культурой представлений о реальности.

Интеграционная функция объединяет человеческую общность на основе общих норм, ценностей, представлений.

Регуляторная функция: поведение индивидов в обществе регулируется культурными ценностями и нормами.

Функция социального изменения: новации и изобретения в культурной сфере выступают фактором изменения общества.

Совсем коротенький параграф. Не буду его даже на отдельные посты разбивать. Итак:

Функции культуры:
1. Человеко-творческая (гуманистическая)
2. Трансляционная (функция передачи социального опыта)
3. Познавательная (гносеологическая)
4. Регулятивная (нормативная)
5. Семиотическая (знаковая)
6. Ценностная (аксиологическая)


1. Человеко-творческая (гуманистическая) функция культуры - главная функция. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
- А почему тогда не написали так: "главная функция культуры - человекотворческая. Она подразделятся на..."
- Ми не знаем. Но получается, иными словами можно сказать: "Главная функция культуры - сделать из обезьяны человека"))
- А вот и нет, из обезьяны человека не сделать, никакая культура не поможет!
- ...Но если новорожденного человечка подсунуть обезьянам, то из него обезьяна и получится. А чтобы из него получился человек, его должны люди воспитывать.
- Получается, главная функция культуры - воспитательная? О_о А чего ж так сразу и не сказать?
- ...Воспитательная - как-то слишком узко. Воспитательно-образовательная... и то "маловато будет". Потому и сказали "человеко-творческая"))) Правда, это какое-то слово-монстр. Зато влезло всё.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта (функция исторической преемственности, информационная функция) - "социальная память человечества", которая опредмечена в знаковых системах:
- устных преданиях,
- памятниках литературы и искусства,
- "языках" науки, философии, религии и пр.
Это не просто склад запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов.
Поэтому всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями.
Разрыв культурной преемственности приводит к аномии (-???) , обрекает новое поколение на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).
- Стоп, аномия - это что? О_о
- "Безназвательность" какая-то)) Давай погуглим! ...Мы неправы: "номос" не "название", а "закон" :) Так что это "отрицание закона" получается, а вообще см. комменты, я туда запишу.

3. Познавательная (гносеологическая) функция культуры - способность культуры накапливать богатейшие знания о мире, создавая возможности для его познания и освоения. Это связано со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей:

"Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах; добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях..." (Бердяев Н.А. Смысл истории. - М, 1990, - С.164)

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

- Что это за ересь: "культурный генофонд"?
- В биологических генах записывается программа развития организма, в "культурном генофонде" - программа (потенции) развития человеческого общества, я так это поняла. Это они так образно выражаются.

4. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
- А еврейский Талмуд на что опирается - на мораль или право?
- Он на свою религию опирается... Как и Коран, и Библия...
- А почему тогда религию не включили в список систем, на которые опирается регулятивная функция культуры?
- В США и в России церковь отделена от государства..
- И что? Церковные уставы к культуре не относятся?
- Ну кагбэ относятся, но не должны)))
- ...Сама поняла, что чушь сказала)))
- А может, религиозные предписания сами опираются на "мораль" и "право".
- Ну, "религиозная мораль" - это я вполне могу себе представить, а вот "религиозное право"... Право - это что-то такое государственное))
- Да? А как agacan писал про суд в Иране над мусульманками, которые решили религию сменить на христианскую? Это и значит, что право там РЕЛИГИОЗНОЕ.
- Ну так то ж Иран... Вообще не понимаю, что тут обсуждать. Религия - часть культуры, у нее тоже регулятивная функция есть, да еще ого-го какая, побольше чем у прочих... Но и нормативная функция религии тоже опирается на "мораль" и "право". Как-то так.
- ...Спасибо тебе, Боженька, за просветление в мозгах))) Продолжим:

В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
- Реклама - это часть культуры?
- Это часть "массовой культуры", мы это в прошлый раз проходили))
- А когда не было реклами, что регулировало выбор материальных и духовных ценностей?
- ...Традиции. Устные предания)) Королевские указы (например, простолюдинам запрещали носить одежду из материалов, использующихся для одежды богатеньких буратин, это я еще из школы помню)) ..То есть все то же самое - "мораль и право".
- А этика - это мораль?
- ...Википедия сказала, что этика - это "философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности".
- А этикет? Это ж не мораль и не право, но поведение регулирует...
- Этикет - "свод правил поведения", но не "право", конечно. И у каждой культуры/субкультуры он свой. Но вот почему-то про него в этом разделе не вспоминают. Не знаю, почему. Может, посчитали несущественным...

5. Семиотическая (знаковая) функция культуры - знаковая система культуры, которой надо овладеть. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык (устный или письменный) является средством общения людей.
Литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой.
Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.
Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, химия, математика, биология).
- Просто набор общих фраз каких-то. ..Язык жестов, кстати, забыли упомянуть)) ...Что-то мне в этом куске не нравится, а что - не могу понять. Не складывается картинка...
- То, что они назвали "языком науки" - просто список терминов, который у каждой науки свой?
- И терминов, и символов... Не мешай. Я не могу понять, что мне не нравится тут!
- Не нравится, что нет нормального определения: "семиотическая функция - это.".. Не нравится, что в их "определение" входит действие, которое кто-то должен совершить: "знаковая система, которой надо овладеть". Функция не может быть "знаковой системой". Функция сама что-то ДЕЛАЕТ, иначе это не функция.
..Нет, не доходит. Я потом на эту тему подумаю))
- Врешь, забудешь!.. :))

6. Ценностная (аксиологическая) функция культуры - функция, которая отражает важнейшее качественное состояние культуры.
Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
- Боже, что за хрень.
- О, мы продемонстрировали свой уровень культуры)))
- Да мы его давно тут продемонстрировали, чего теперь стесняться... Я не про это хочу сказать. Функция не сформулирована. Написан бред какой-то непонятный.
- Не дальше как на прошлой недели мы сами
говорили одной девочке , что если ей что-то непонятно, то это еще не значит, что написан бред)))
- ...Да нет, в принципе тут все понятно, только нечетко сформулировано. Я бы сказала так: ценностная функция культуры - это ее способность формировать у человека определенные ценностные предпочтения (ну или ориентации).
А "которая отражает" можно было бы и потом сказать. В общем, с определениями дело сложное, тут нам знания логики не хватает.
...И потом, я бы не сказала: "судят о степени культурности"... Судят о принадлежности к какой-то культуре/субкультуре, а не о "степени культурности". Это какое-то обывательское и снобское противопоставление - "культурный/некультурный". Ученому культурологу так выражаться не пристало))
- Так он и сказал же: ЛЮДИ судят. То есть не культурологи, а самые обычные обыватели.
- Ну тогда я вообще не понимаю: обыватели-то тут причем...

И кстати: сама сказала, что "функция" отвечает на вопрос "что делает", то есть ее определение должно быть выражено отглагольным существительным. "Способность" - это качество, а не функция! Надо так формулировать:
Ценностная функция культуры - формирование у человека определенных ценностных предпочтений (ориентаций).

- Раз уж мы родили такую ценную мысль, может, вернемся к предыдущей функции? Что делает "знаковая функция культуры"?
- Она выражает культуру в знаках:)) ...которыми надо овладеть. Она "кодирует" культуру, сохраняя ее для передачи из поколения в поколение. ...Нет, у меня сегодня уже мозгушки больше не работают, я извиняюсь)) Я ж сказала - подумаю об этом завтра... А на сегодня - всё.

Основные функции культуры

Рассматривая вопрос о , мы убедились в том, что культура представляет собой социаль­ное явление и выступает как фактор возникновения и станов­ления социальных отношений. А это значит, что культура мо­жет быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции куль­туры» в подразумевается характер и направ­ление воздействия культуры на индивидов и общество, сово­купность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в сво­их интересах.Число социальных функций культуры чрезвычайно вели­ко и можно по-разному выделять, классифицировать и опи­сывать эти функции. Далее мы кратко рассмотрим основные функции культуры:

1. адаптивную функцию;

2. интегративную функцию;

3. коммуникативную функцию;

4. функцию социализации;

5. компенсаторную и игровую функции.

1. Адаптивная функция культуры

Культура обеспечива­ет адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Вся­кий вид живых существ адаптируется к среде своего обита­ния. У растений и животных это происходит в процессе био­логической эволюции благодаря изменчивости, наследствен­ности и естественному отбору, посредством которых функ­ционируют и генетически передаются из поколения в поко­ление особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).

Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет зак­репленной за ним экологической ниши. У него не хватает ин­стинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, со­здавать вокруг себя искусственную культурную среду .

Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определен­ной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусствен­ных условий своего существования, культуры . дало людям ту защиту, которой не снабдила их : возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной вза­имопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохра­нительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная че­ловеком материальная культура, социальная организация, си­стема экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.

2. Интегративная функция культуры

С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция. Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуще­ствляется на основе культуры.

Наиболее общим уровнем со­циальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, сти­мулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления со­циального опыта по гарантированному социальному воспро­изводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отне­сти обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей . Культура объединяет наро­ды, социальные группы, государства. Любая социальная общ­ность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной куль­туры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежнос­ти к данной социальной общности - чувство «мы» .

Однако солидарность между «нашими» может сопровож­даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим» . Формирование групповой солидарности - «мы» - предполагает существование представителей иных культур­ных кругов - «они» . Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной - дезинтеграцию людей , которая может вести к самым негативным последстви­ям.

История свидетельствует, что культурные различия меж­ду сообществами нередко становились причиной их проти­востояния и вражды.

3. Коммуникативная функция культуры

Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации . Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры . Культура формирует . Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы об­щения, поскольку именно культура дает им средства обще­ния - знаковые системы, оценки.

Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых наши да­лекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия и звуков. Прин­ципиально новым средством коммуникации явилась члено­раздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и мно­жество специализированных языков, служебных и техничес­ких символов: математических, естественнонаучных, топог­рафических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; скла­дываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражиро­вания и трансляции, а также институтов, занимающихся на­коплением, сохранением и распространением информации.

4. Функция социализации

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, сред­ства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социально­го опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствую­щих данному обществу, социальной группе . В ходе социали­зации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохра­нение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» об­щества и социальных групп постоянно обновляется, меняют­ся исполнители, так как люди рождаются и умирают, но бла­годаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конеч­но, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в обществен­ной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованны­ми от предков формами жизни и идеалами и также трансли­руются из поколения в поколение благодаря социализации.

5. Компенсаторная и игровая функции

Ряд культурологов в качестве самостоятельной функ­ции культуры называют компенсаторную и игровую функции . Формами компенсации являются досуговая деятельность, ту­ризм, общение с природой и другие формы отвлечения чело­века от участия в тех или иных видах материальной или ду­ховной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой ком­пенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.

Игровая функция культуры проявляется не только в раз­нообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как , политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спро­сом во всяком обществе, Развлекательные игры носят харак­тер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрите­лей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереа­лизованные устремления в жизни.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями: