Танцы

Кружок танца в детском саду старшая группа. Программа дополнительного образования в доу танцевального кружка топотушки

Пояснительная записка

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония

отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально-ритмическая гимнастика.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

Игроритмика

Игрогимнастика

Игротанцы

Диско-разминка

2. Нетрадиционные виды упражнений:

Игропластика

Пальчиковая гимнастика

Игровой самомассаж

Музыкально-подвижные игры

3. Креативная гимнастика:

Музыкально-творческие игры

Специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

1. Укрепление здоровья:

Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

Формировать правильную осанку;

Содействовать профилактике плоскостопия;

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

Формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Структура программы

Научно- методическое пособие используется в форме кружковой работы.

Программа рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные способности каждого ребенка. Возрастной состав кружка, таким образом, смешанный.

На изучение темы отводится 12 часов; подготовку и проведение отчётного концерта 6 часов. В итоге – год обучения составляет 54 часа.

Количество занятий: 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница).

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Количество детей: 10 человек.

Программа состоит из двух разделов соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. На 2-ом году обучения детям доступны современные популярные танцы.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Светлый просторный зал.

2. Технические средства.

Ожидаемые результаты:

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.

2. Улучшение физического развития.

3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

Рецензия

на дополнительную образовательную программу кружка современного танца «Здравики», рассчитанную на детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» муниципального образования Ковылкино, республики Мордовия.

Учреждение, реализующее программу: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад «Солнышко» муниципального образования Ковылкино, республики Мордовия.

Общая характеристика программы:

Направленность, в рамках которой реализуется программа кружка современного танца «Здравики» оздоровительно-развивающая.

Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: дети подготовительной и старшей группы, не имеющие специальной подготовки.

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Реализация данной программы позволить улучшить физическое развитие детей, повысить устойчивость к утомлению и повышению работоспособности.

Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели - повышение индекса здоровья детей через использование современных здоровьесберегающих технологий, всестороннее развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, является создание условий для физического развития и снижения заболеваемости воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями развития.

Интеграция основного и дополнительного образования как равноправных компонентов единого процесса социализации детей образуют оздоровительно - развивающее пространство развития и социализации личности ребенка.

Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует:

Стимулированию детей к двигательной активности;

Развитию физических качеств;

Решению физкультурно-оздоровительных задач вместе с педагогами и медицинским работником;

Развитию творческих способностей личности;

Поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;

Творческому использованию жизненного опыта детей;

Самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:

Использование частоты сердечных сокращений (на занятиях присутствует медицинская сестра, которая измеряет у ребенка колебания частоты сердечных сокращений при различных физических упражнениях, так же на занятиях присутствует старший воспитатель, которая фиксирует правильность построения графика и нагрузок на занятиях),

Метод цикличности,

Метод обучения детей самомониторингу здоровья, интеграции занятий,

Игра, танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика, музыкальное сопровождение.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.

Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Тематический план учитывает основные требования к организации оздоровительного процесса в МДОУ «ЦРР-детский сад «Солнышко».

Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет оздоровительно – развивающие условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Требования к уровню подготовленности дошкольников

Фамилия,

ребёнка

Физическое здоровье

Психомоторные способности

Творчес-

созидате-льные

способ-

ности

Осанка

Плоскос-топие

Опорно-двигате-льный аппарат

Чувство ритма

Согласо-вание движений с музыкой

Музыкальный слух

Первый год обучения

Сентябрь-октябрь

1. Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная по кругу - следить за осанкой, учить двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться четкого, ритмичного и бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга.

Ходьба, повернувшись спиной по ходу движения, в кругу - учить ориентироваться в пространстве, бегать легко, непринужденно, не наталкиваясь друг на друга.

Бег, высоко поднимая колени - чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Учить бегать легко, ритмично.

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская руки, - добиваться четкости при выполнении движений.

Приседания в пружине - закреплять навык пружинящего движения, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность движений различных частей тела.

2. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

Морские фигуры: «Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову. «Краб» - передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

3. Обучение движениям танца.

4. Музыкально – подвижная игра «Зеркало».

5. Игровой самомассаж:

Поглаживание рук и ног в обзорно-игровой форме («Ладошки-мочалка», смываем водичкой руки и ноги).

Ноябрь-декабрь

1. Диско-разминка:

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их, продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола, покачивая при этом бедрами. Координировать движения рук и ног.

Ходьба на месте, вращая кисти рук, поднимая и опуская их.

Прыжки - учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую

2. Игроритмика «Снежинки», «Фонарики».

Пружинки с покачиванием рук вправо, лево.

Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально - подвижная игра «Сад».

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Речитатив:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

А теперь на облака

И остановимся пока.

Январь-февраль

1. Диско-разминка.

Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни становить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания на пружинке, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые движения бедрами, покачивать бедрами вперед-назад, вправо-влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игроритмика

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

3. Обучение танцам.

4. Креативная гимнастика «Творческая импровизация».

5. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Март-апрель

1. Диско – разминка.

Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками, сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять движение ритмично в соответствии с характером музыки.

Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом (спиной) к центру круга; высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

2. Игроритмика.

Акцентированная ходьба с выделением сильной доли (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально-подвижная игра «Танец природы».

5. Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

Поднимание рук - на вдохе. Свободное опускание рук - на вдохе.

Речитатив:

Носом - вдох, а выдох - ртом,

Дышим глубже, а потом –

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

Отчетный концерт «Солнечные лучики».

Второй год обучения

Сентябрь-октябрь

1.Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная: учить сохранять правильное положение корпуса, ступни становить параллельно друг друга, опорой при этом должен служить поясничные позвонки. Учить держать лопатки сближенными, грудь приподнятой, не поднимать плечи.

Боковой галоп: повернувшись лицом к центру круга, уметь останавливаться прыжком на двух ногах. Не поворачивать корпус в сторону движения.

Ходьба на месте, поочередно двигая плечами вверх и вниз, приседая и выпрямляясь, легко переносить вес тела с одной ноги на другую. Координировать движение плач с движением корпуса.

Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад), учить расслаблять мышцы шеи. Развивать гибкость шейного отдела позвоночника.

Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления.

Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие.

Прыжки (высокие), продолжать учить детей подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игропластика.

Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса - лежа на спине, сгибание разгибание ног - «велосипед»).

Речитатив:

Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

И кручу педали весело ногами.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем - не спешим,

А устанем - отдохнем.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально - подвижная игра «Птица в клетке».

5. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в обзорно игровой форме. Для кистей и пальцев.

Ноябрь-декабрь

1. Диско-разминка:

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки. Точно вместе с музыкой начинать и заканчивать ходьбу. Различать динамические оттенки.

Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично, грациозно. Добиваться предельной выразительности при исполнении этих движений.

Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому, развивать гибкость шейного отдела позвоночника, плавно переводя голову из одного положения в другое.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей. Развивать эластичность мышц при покачивании.

Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

Прыжки (2-3 видов), продолжать развивать, умение легко отрываться от пола.

2. Игропластика.

Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

Чтоб красиво нам ходить,

Надо мышцы укрепить,

Живот и спинку подкачаем,

Осанку гордую поставим.

«Укрепи животик» - из положения лежа на спине поднимание согнутых ног.

«Укрепи спинку» - лежа на животе, руки вверх, прогнуться.

«Отдых» - ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

3. Разучивание танцевальных движений.

4. Музыкально - творческая игра « Танец огня».

5. Игроритмика. Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

Январь-февраль

1. Диско-разминка.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками и головой.

2. Игроритмика.

Выполнение упражнения под музыку с притопом под сильную долю такта.

Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

3. Обучение танцам.

4. Музыкально-подвижная игра «Ручеек».

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Воздух мягко набираем. Вдох.

Шарик красный надуваем. Выдох.

Пусть летит он к облакам. Вдох.

Помогу ему я сам! Выдох.

Март-апрель

1. Диско-разминка:

Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой) - учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

2. Акробатическое упражнение - держать корпус прямо, сохранять равновесие. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

Речитатив:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый?!

3. Обучение танцам.

4. Музыкально - подвижная игра «Распутай веревочку».

5. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Один, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Отчетный концерт «Весенняя встреча».

Литература:

1. «Фольклор - музыка - театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, издательство «Владос» 1999 г.

2. « Са - Фи - Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, Санкт - Петербург «Детство - пресс», 2000 г.

3. «Учите детей танцевать»Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.

Приложение

Танцевальные игры

Родительское собрание «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»

«От красивых образов мы перейдем к

красивым мыслям, от красивых

мыслей к красивой жизни и от

красивой жизни к абсолютной красоте»

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении «отправить» ребёнка и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка. Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения - это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На занятиях ритмики предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Консультация для педагогов «Психотерапевтические возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста»

На возможностях влияния на психику с помощью работы с телом основаны различные системы телесно-ориентированной психотерапии, в том числе двигательной и танцевальной, которые сейчас приобретают всё большую популярность. Это в значительной степени связано с тем, что современному состоянию человеческого общества присуще преувеличение рационального начала, чрезмерное внимание к интеллекту, социальным достижениям и подавление инстинктивного, «дикого».

В последнее время возникла ситуация, когда особенно сильно от этого могут пострадать дети дошкольного возраста. Многих родителей очень рано начинает волновать тема образования собственных детей. Появляется тревога, сможет ли ребёнок поступить в престижную школу, вуз; и многие родители начинают беспокоиться об этом заранее и готовить ребёнка и к самому поступлению в школу, и к последующей учёбе в ней. Происходит слишком раннее обучение математике, письму и чтению, и уделяется недостаточно внимания эстетическому развитию ребёнка (музыке, пению, танцу, рисунку, и т.п.). Всё это приводит к тому, что у ребёнка начинает усиленно развиваться левое полушарие в ущерб правому, и очень важная область психики (эмоции, интуиция) остаётся недоразвитой, выпадает. Это может самым непосредственным образом негативно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.

Имеющиеся работы по танцедвигательной терапии носят в значительной степени общетеоретический, отвлечённый характер. В них почти невозможно обнаружить конкретные рекомендации, методики и т.д. А литература по психологическим аспектам движения у детей, по крайней мере, на русском языке, практически отсутствует вообще.

Мне хочется рассказать о конкретных играх, решающих определённые психологические задачи и позволяющей работать с определёнными психологическими проблемами дошкольников с использованием возможностей движения, танца, игр и т.д.

Упражнение, направленное на реализацию потребности детей быть увиденными:

«Творческая импровизация».

Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. На музыку марша изображают солдатиков, гимнастов и т. д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, белочек.

Лучшую творческую импровизацию руководитель отмечает и показывает всем.

«Танец огня».

Фантазии величия:

Тревожность, страхи; умение обороняться:

«Распутай веревочку», «Птица в клетке».

Игра направлена на развитие быстроты и ловкости. Упражнения на релаксацию. Для лучшей релаксации полезно сочетать движения с дыханием, а также различными образами. Детское воображение с большим удовольствием окунается в захватывающую историю. Поэтому важно придумывать истории с интересным сюжетом, которые бы одновременно способствовали расслаблению.

Одной из высших форм движения является танец, часто являющийся свободным выражением творческой фантазии.

Особенно велики возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста. Для многих детей в этом возрасте движение и танец являются важными средствами коммуникации. Кроме того, само движение, его особенности, характер позволяют много сказать о ребёнке, являясь очень информативными.

Совсем не обязательно работать исключительно в рамках танцедвигательной терапии. Наиболее эффективно возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста проявляются во взаимодействии с другими видами творчества (рисунок, метафоры, истории).

Описание танцев

«Танец с зонтиками»

Песня «Загадка-осень» исп. Т.Буланова.

Девочки выходят друг за другом с зонтиками на плече.

Приставной шаг вправо - пружинка, тоже влево – пружинка;

Через одну идут вперёд и назад;

Повторение приставного шага;

Обходят друг друга, качая зонтиками вправо – влево;

Кружатся, подняв зонтик вверх.

Идут кругом, крутя зонтиком сбоку;

Ставят зонтик на пол и обходят его.

Проигрыш:

Бегают по залу врассыпную, зонтики подняты вверх;

Выстраиваются в одну линию.

Повтор движений припева.

«Танцуй веселей»

Песня «Танцуй веселей» исп. гр. «Кар – мэн»

Мальчики выходят подскоками.

Два шага в сторону, руки перед собой;

«Окошко» руками резкими движениями;

Руки поставлены «ладьёй», прихлопнуть сначала по одной

ладони, затем по другой;

4 маха ногами вперёд, продвигаясь вперёд;

7 шагов назад, широко расставив ноги.

Ногу вперёд и руку в кулак вперёд (рэп),

поочерёдно левую и правую;

Руки «ладьёй» шаг вперёд, руку вперёд,

тоже другой рукой и ногой;

Проигрыш:

Медленно вести рукой вправо – влево;

Ногу назад, скрещивая (рэп);

Заканчивать: упасть на колени,

широко расставив, руку в кулаке вверх.

«Зима – хороша!»

Песня «Новогодняя» исп. гр. «Дилижанс».

Выбегают девочки и строятся в шахматном порядке.

Выход на пятки, разводя руки в стороны, возвращаясь,

хлопок по ногам;

Руки сложены «Полочкой»

Два шага влево, два вправо с притопом.

Проигрыш:

Руки вверх, шире пальцы, двигая вправо-влево.

На счёт 1,2,3 –шаги вперёд,

На 4 - притоп, руки согнуты в локтях;

Тоже возвращаясь обратно.

Стоя на месте, поворачивать туловище вправо, влево,

выполняя движения кулачками.

Проигрыш:

Движение по кругу с поднятыми руками вверх.

Заключение:

Поклон, руки назад.

«Фонарики»

Муз. Штраус «Полька «Трик-трак».

Дети выстраиваются в одну линию, держа фонарики в правой руке;

Пружинка с покачиванием фонарика вправо-влево;

Ходьба по кругу приставным шагом с пружинкой, фонарик впереди себя;

Шаг в круг, фонарик вверх;

Шаг назад, фонарик вниз;

Бег по кругу, фонарик вверх - сбоку;

Возвращение и построение в одну линию;

Фонарик поставить на пол, ходьба вокруг фонарика приставным шагом;

Взять фонарик левой рукой, зацепиться за руки, идти по кругу;

Выстроиться в одну линию, по очереди присаживаются на пол.

«Петрушки»

Муз. Штраус «Полька «Пиццикато»

Дети подскоками выбегают с погремушками в руках и выстраиваются в одну линию;

Шумят погремушками справо-слева, подскоками кружатся вокруг себя;

Бег подскоками по кругу и выстраиваются в линию;

Ударяют погремушками то по правому колену, то по левому, кружатся подскоками вокруг себя;

Бег подскоками по кругу, погремушки вверху;

Выстраиваются в линию и садятся на пол широко раздвинув ноги, погремушки вверх, поклон.

«Полька»

Исп. DJ Слон «Финская полька».

Дети выбегают подскоками парами, держась за руки.

Пятка-носик, 3 притопа поочередно то правой, то левой ногой;

Кружатся под локоть, хлопок в ладоши;

Шаги навстречу друг другу, соединяют противоположные

ладошки и обходят друг друга.

Мальчик поворачивается к девочке и выполняет присядку,

девочка – пружинку с поворотами;

Кружатся под локоть, хлопок в ладоши и

кружение в другую сторону.

Повтор движений 1 куплета.

Проигрыш:

Девочки танцуют «ламбаду», мальчики хлопают;

Мальчики берут девочек под локоть и подскоками по кругу.

Девочки кружатся вокруг себя, мальчики вприсяде

выбрасывают ноги вперёд;

Мальчики берут девочек под локоть и прогулочным

шагом уходят;

Быстро выбегают, поклон и убегают.

«В мире животных»

Муз. X-MODE & DJ NILL «ANIMAL»

Из приседа дети встают по очереди;

Руки в замок, ударяют по коленям и плечам поочередно;

Выпрыгивание вверх, широко ноги в стороны;

Повтор движений кулачками;

Девочки прыжки с поворотом в сторону и вертят «хвостиками» (на четыре стороны), мальчики ногу назад - крест (рэп);

Шаг в сторону и поворот вокруг себя, вертят «хвостиками»;

Поворачиваются друг к другу и играют «лапками»;

«Летают» врассыпную по залу, выстраиваются в линию;

Девочки закручиваются к мальчикам, соединяют «лапку» свободную, раскручиваются;

Прыжок вверх, ноги в стороны, руки широко вверх;

Поклон и убегают.

Исп. А.Губин «Зима - холода».

Вступление:

Дети выходят с хлопками над головой и

встают в шахматном порядке;

Ноги на ширине плеч, руки в сторону - вверх;

Переносят руки вправо- влево, покачивая бедрами;

Слегка присев, перенести тело вправо, затем влево;

Шагом меняются местами первая и вторая линия с притопом;

Приставной шаг вправо, хлопок в ладоши справа, то же влево;

Шагом круг вокруг себя;

Хлопки над головой, покачивая бедрами.

Девочки закручиваются поочередно вправо,

А раскручиваются влево, возвращаются;

Приставные шаги с кружениями вокруг себя.

Припев: то же.

Дети убегают, затем возвращаются,

Правая рука вперед, вверх, вниз, присесть на колено боком, поклон.

«Русская бабушка»

Исп. wap.wapos.ru

Мальчики выводят девочек, держа их за пояс. У девочек руки сложены «полочкой». Дети встают в одну линию.

Девочки выходят вперед и выполняют кружение

вокруг себя на одной ноге отталкиваясь другой;

Мальчики, стоя на месте, притопывают одной ногой;

Девочки возвращаются на место;

Мальчики выходят вперед и выполняют присядку,

возвращаются на место;

Два шага вправо, руки сложены «полочкой», кружение

вокруг себя подскоками, захлёстывая ноги назад;

Два шага влево, руки «полочкой», выбрасывание руки

2 раза вверх с пружинкой;

Выход вперёд на пятки, затем выброс руки вверх.

Девочки закручиваются к мальчикам;

Мальчики выходят вперёд и кружатся на руке.

Припев: то же.

Проигрыш:

Мальчики выходят вперёд и выполняют прыжки с

выбрасыванием ног на пятки, руки вперёд;

Девочки подходят к мальчикам, те берут девочек за талию

и обходят друг друга притопом, глядя в глаза друг другу.

Припев: то же.

«Всё будет хорошо»

Исп. MF «Всё будет хорошо»

Дети подскоками выбегают и встают в шахматном порядке.

Ноги на ширине плеч, сначала правой рукой закрывают глаза,

затем левой, в той же очерёдности открывают;

Руки в стороны, перенос тела вправо, влево;

Отбегают назад и снимают чёрные накидки.

Подскоками меняются местами, выставляют поочередно

руки вперёд, большим пальцем вверх;

Возвращаются на свои места;

Три шага на месте;

Шаг вправо, рукой показать вправо;

Шаг влево, рукой показать влево;

Ногу поставить на крест и поворот вокруг себя;

Руки поочерёдно вперёд, большой палец вверх;

Проигрыш:

Подскоки, образуя круг, руки вверх;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 15" г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Заверено: методист «Утверждено»

Кулагина И.А. Заведующей МДОУ №15

Горбунова И.И.

Рабочая программа

танцевального кружка

«Топотушки»

Музыкальный руководитель

Хакимова Дания Гакильевна

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси­хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро­вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар­тистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал при­оритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основ­ной эффект развития.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сфор­мировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положени­ях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, на­сыщаться им и согласовывать с ним свой быт"

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубо­кое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в совре­менном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсо­лютной красоте".

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными танцевальными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Каждый ребенок дошкольного возраста стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения, и помочь ему в этом могут специально организованные танцевально-ритмические занятия в рамках кружка,

Цит. по: Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. - М., 1993. Там же.

которые призваны более глубже развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.

Овладение элементами хореографии, народных и современных танцев в непосредственно образовательной музыкальной деятельности повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
Танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Настоящая программа разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997

ЦЕЛЬ программы: приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

    Расширение знаний детей об окружающей действительности.

    Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.

    Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений, придумыванию свои оригинальные движения в импровизации.

    Формирование навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, ковырялочка через прыжок, присядка, дробный шаг в разных вариантах.

Воспитательные:

    Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

    Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.

    Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

    Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству.

    Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.

    Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля

    Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.

    Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю.

Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 20- 25 минут

Продолжительность занятия для детей 6-7 лет – 25- 30 минут

Общее количество учебных занятий в год: 54 занятия.

Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по областям:

    «Музыка», где закрепляются все движения и используются танцы, изученные и поставленные на занятии кружка.

    «Физическая культура»- использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.

    «Познание» - занятия, наблюдения, беседы, игры.

    «Социализация» - используются дидактические, сюжетно - ролевые игры; разучиваются различные танцы.

    «Чтение художественной литературы» - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).

Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики») .

Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

подобранных заданий.

Старший дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

- передача в движении характера знакомого музыкального произведения

(3-х частная форма):

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других

детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не

соответствуют характеру музыки.

-передача в движении характера незнакомого музыкального произведения

(фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

выполнение движений;

средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

эмоциональность при выполнении движений;

низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

движении.

-соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий – чёткое выполнение движений;

средний – выполнение движений с ошибками;

низкий – движение выполняется не ритмично.

- координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

жестами»):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

2. Воспроизведение ритма.

-воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий

-воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

-воспроизведение ритма песни шагами:

высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.

-воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных

инструментах («ритмическое эхо»):

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

3. Творчество.

-сочинение ритмических рисунков:

высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

средний – использует стандартные ритмические рисунки;

низкий – не справляется с заданием.

-танцевальное:

высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

движении; самостоятельно использует знакомые движения или

придумывает свои; движения выразительны;

средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,

движения соответствуют характеру музыки;

низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

В процессе развития творческих проявлений детей 5-7 лет в музыкально-ритмических движениях появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, нежели в младшем возрасте. Возрастает способность передачи более тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность более тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей появляется способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе кружка «Топотушки» с детьми 5-7 лет является взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.

    Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:

  • добрая волшебница

  • снежинки

    звездочки

    механическая кукла

    Детям предлагается освоить несколько композиционных построений:

    три колонны

    из колонны в два круга

    звездочка

  • движение по диагонали

    сужение и расширение круга

    круг в кругу

Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.

Формы контроля : открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

Структура занятия.

Занятие состоит из трех частей.

Разминка - где используются музыкально-ритмические композиции.

Основная часть – непосредственно работа над танцевальными движениями, выразительностью исполнения: пантомимические движения (жесты, этюды), работа по разучиванию танца.

Заключительная часть – включает в себя музыкальные игры.

Цель занятия, содержание, виды деятельности зависят от этапа, на котором находится работа по освоению танца.

Список используемой литературы:

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000.

2. Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика (Учебно-методическое пособие). Серия «Уроки мастерства». Москва. Изд. «Глобус», 2009

3. М. Ю Гоголева Логоритмика в детском саду старшая и

подготовительная группа. Г. Ярославль. 2006.г.

Список детей старше-подготовительной группы:

1. Абузяров Марсель

2. Акимова Вероника

3. Винников Владислав

4. Волобуева Ульяна

5. Демидова Аделина

6. Марданшина Алина

7. Мошникова Аделина

8. Минязев Булат

Список детей средне-старшей группы:

1. Зарипова Рания

2. Иванова Карина

3. Репина Кира

4. репина Эрика

5. Ризатдинова Ландыш

6. Хайбрахманова Зарина

7. Эшонова Сумайахон

8. Янкина Ангелина

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по ритмике с использованием литературы:

1. «Танцы с нотами» Москва «Айрис-Пресс» 2007г.

Программа кружка «Витамин »

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Пояснительная записка . Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности . В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение двух направлений танцевального искусства: современного и национального, который, в свою очередь, воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Оригинальность данной программы – это развитие творческого мышления учащихся. Занятия танцами и ритмикой дают заряд положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся.

Программа позволяет проявить индивидуальный творческий подход. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. В программу кружок включены упражнения и движения классического, народного танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Получить полный текст

Актуальность:

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.

Программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей.

Новизна:

Многогранность учебных занятий позволяет в процессе роста творческих способностей учащихся, использовать полученное образование в обычной жизни.

Новизна данной рабочей программы определена ф едеральным г осударственным с тандартом начального общего образования 2020 года.

Отличительными особенностями являются:

2.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Цели и задачи обучения.

Образовательная цель программы : приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы : воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

Дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

Получить полный текст

Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

Привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

Гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

Дать представление о танцевальном образе;

Развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

Воспитание культуры поведения и общения;

Развитие творческих способностей;

Воспитание умений работать в коллективе ;

Развитие психических познавательных процессов - память, внимание, мышление, воображение;

Организация здорового и содержательного досуга.

Основными задачами программы кружка являются:

Выявление творческих способностей в области искусства танца;

Приобретение навыков хореографического движения;

Ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства танца.

Задачи курса:

Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;

Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;

Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни; - обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;

Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;

Получить полный текст

Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Танец – форма самовыражения, которая так необходима детям. Красивая, эмоциональная музыка доставляет детям радость, поднимает настроение, вызывает желание двигаться под неё, поскольку испытывают постоянную потребность в движении.

Через танец дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, русский народный танец. При разучивании того или иного танца программа предусматривает разговор об эпохе, в которую он возник, показ иллюстраций костюмов и жанровых сцен. Необходимо объяснять детям, что музыка неразрывно связана с движениями, что она «душа танца» и сама подсказывает характер танцевальных движений. Можно озорно, весело скакать в польке или неторопливо двигаться, «плыть как лебёдушка», в хороводе, весело притопывать каблучком в русской пляске.

Кроме обучающих уроков (репетиций) необходима предварительная работа над сложными композициями в танце, отдельными танцевальными движениями. Необходимо закреплять пластику рук у детей, отрабатывать мягкие, скользящие движения в вальсе, легкие подскоки в разных направлениях и ритмичные хлопки в польке.

Ритмика – предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. В основе ритмики лежит обучение управлять своим телом через работу мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами вырабатывается навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребёнка. Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребёнка, создает разностороннего творческого человека.

Цели и задачи программы :

Занятия танцами и ритмикой нацелены на то, чтобы развивать в детях музыкально-пластические способности, соединения внутреннего состояния с внешними физическими действиями.

Для достижения этих целей задачи делятся на 3 группы:

· эстетические

· физические

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

· Учащиеся должны знать музыкальные жанры танцев, определять их на слух и выполнять в зависимости от жанра музыки элементы танцевальных движений;

· Дети должны приобрести умение двигаться по кругу в разных направлениях, освоить отдельные этюды с движениями хоровода: выворачивание круга – «улитка», смена направления – «расческа»

· Знать и уметь показать исходные позиции ног и рук;

· Знать и уметь выполнить изученные виды шага;

· Уметь выполнить изученные танцевальные движения;

· Защитить проект по заданной музыкальной теме.

Общая характеристика учебного курса.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия , мироздания.

Ценность человека как разумного существа , стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства танца - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.

Получить полный текст

В программу включен танцевальный материал наиболее значимых жанров хореографии: элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца.

Программа по ритмике включает в себя музыкальные, ритмические, танцевальные упражнения, музыкальные игры.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т. к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Программа кружок предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей , мастерства педагога, условий работы.

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей. Объектом оценки личностных

Получить полный текст

- метапредметные результаты метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательны

Коммуникативные

- предметные результаты предметных

Получить полный текст

Результаты первого уровня :

Приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения;

Приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве,

Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т. к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер,

Результаты 2 уровня:

Развитие ценностного отношения школьников к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам;

Развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;

Результаты 3 уровня:

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Получить полный текст

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы - диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Программой обучения предусматривается ведение тетрадей, в которых дети записывают музыкальные и танцевальные термины, изучаемые танцевальные жанры названия балетов, имена известных исполнителей, слушаемую музыку и другую необходимую информацию.

Программа по «Ритмике» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизации дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Получить полный текст

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: - безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; - глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; - создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения; Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Занятия по программе кружок включают в себя теоретическую и практическую часть.

Теоретическая часть

Темы раздела: ТБ, введение в образовательную программу. Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале, правила поведения на занятиях. Гигиена спортивных занятий. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем. Техника безопасности при проведении занятий.

Практическая часть занятий предполагает строевую подготовку, обучение двигательным действиям, ритмической гимнастики с предметами, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

Презентации танцев. Выступления на мероприятиях школы.

Календарно-тематическое планирование

(при занятиях 2 час в неделю – 67 часов)

Кол-во часов

Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Повторение. Разучивание танца.

Танцевальное движение «Рычажок», шаг «Косичка» Разучивание танца.

Танцевальное движение «Кружение», прыжки «Галоп». Разучивание танца.

Танцевальное движение «Расчёска».Разучивание танца. Танцевальное движение «Игра платочком», шаг на носках. Разучивание танца «Осенний вальс».

Танцевальное движение «Гусиный шаг», «Боковой галоп», разучивание танца «Осенний вальс».

Танцевальное движение «Волчок», шаг «косичка». Разучивание танца «Осенний вальс».

Танцевальное движение « Козлик», Притоп в сочетании с «точкой». Разучивание танца.

Танцевальное движение « Козлик», «Расчёска», положение рук в парах «воротки», «крестик».

Повторение изученных танцевальных движений. Разучивание танца.

Хлопки в парах «Стенка», танц. движ.- «шаг кадрили». Разучивание танца.

Хлопки в парах «Большой бубен», танц. движ. «шаг с притопом на месте». Разучивание танца.

Хлопки в парах «Крестики», танц. движ. «Приставной хороводный шаг» . Разучивание танца.

Танц. движ. «Ковырялочка», « Козлик», прыжки на двух ногах «ножницы». Разучивание танца.

Танц. движ. «Большая гармошка», прыжки на одной ноге «часики». Разучивание танца.

Повторение прыжков на одной ноге. Разучивание танца.

Высокий шаг, хлопки «Ловим комариков». Разучивание танца.

Топающий шаг, прыжки на двух ногах «подскоки». Разучивание танца.

Шаг «Косичка» на носках, позиции рук в парах « плетень», «бантик». Разучивание танца.

Закрепление изученных танцевальных движений. Разучивание танца

Прыжки на одной и двух ногах. Разучивание танца.

Движение рук «Поющие руки», «Моторчик» Разучивание танца.

Хлопки «Ладушки», «Блинчики». «Шаг кадрили».Разучивание танца.

Танц. движ.«Распашонка»,«Самоварчик».Разучивание танца.

Боковой приставной шаг. Разучивание танца.

Позиции рук в парах. Разучивание танца.

Повторение позиций рук в парах. Разучивание танца.

Повторение изученных движений рук.

Повторение танцевальных движений. Разучивание танца

Повторение танцевальных движений. Разучивание танца

Показательное занятие

Требования к уровню подготовки учащихся.

Комплексное решение основных задач музыкально-ритмической деятельности;

Систематичность; - постепенность;

Последовательность; - повторность.

Предмет кружок направлен на достижении следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнетивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

2. Ориентировка в пространстве (ритмико-гимнастические упражнения).

2. Умение играть на шумовых инструментах.

3. Действовать с предметами (флажки, ленты, мячи, платочки).

4. Знать музыкальные жанры.

В методике преподавания определены задачи обучения:

2. Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.

2. Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Научить детей последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5. Развивать нравственные качества.

6. Развивать творческие способности.

2. «Танцы с нотами» Москва «Айрис-Пресс» 2007г.

2 . «Бал на лесной полянке» Москва «Школьная пресса» 2004г.

3. , «Танцы в детском саду» Москва «Айрис-Пресс»2006г.

4.Журнал «Воспитание школьников» № 70 2004г.

5.Н. Картовых «Школа танцев для детей» Лениздат 2020 г.

Материально-техническое обеспечение:

2. Магнитофон

3. Мячи, скакалки, ленты.

Планируемые результаты освоения учебного курса

«Ритмика »

Программа кружка ориентирована на формирование гармонически развитой личности.

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей. Объектом оценки личностных результатов являются: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. При этом личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Среди них: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм); индивидуальные психологические характеристики личности..

- метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий. Объект оценки метапредметных результатов : сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательны е универсальные учебные действия: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические.

Коммуникативные универсальные учебные действия: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Уровень сформированности метапредметных результатов может быть качественно оценен и измерен в результате: оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; выполнения комплексные задания на межпредметной основе.

- предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение. Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:

Предметных знаний: опорные знания учебных предметов: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний;

Действий с предметным содержанием: предметные действия на основе познавательных УУД; конкретные предметные действия (способы двигательной деятельности, обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и другие).

Предполагаемые результаты реализации программы:

Приобретение опыта публичного выступления;

Зная об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве,

конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике,

Приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УР Методического объединения _______________