Футбол

Подготовительные упражнения для метания малого мяча. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая Атлетика - файл n1.doc

Страница 9 из 15

Метания

Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.

Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представ-ляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее раз-мещения (горизонтальная или вертикальная). В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавли-вают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в за-данном направлении.

Интересным упражнением для детей младшего до-школьного возраста является подбрасывание мяча вверх и ловля его обеими руками. При этом мяч держат обеими руками, опущенными вниз, подбрасывают его вверх над головой на 0,5 м, а затем ловят двумя руками, не при-жимая к туловищу.

Дошкольники овладевают также ловлей мяча после отскока его от пола. Им нужно показать, как держать руки во время ловли мяча: пальцы слегка согнуты "чашечкой", руки полусогнуты, перед грудью.

Дети 5 лет упражняются в прокатывании мячей или шариков с попаданием в предметы (кегли, кубики) с рас-стояния 1,5—2 м.

Широко используют метание мячей, снежков на даль-ность и в цель (дерево, щит, обруч, который положен на пол, корзину) с расстояния 2,5—3 м.

При метании предмета правой рукой ребенок пово-рачивается левым боком в сторону броска, отставляет назад правую ногу и переносит на нее тяжесть тела, выполняя при этом широкий замах рукой; во время броска массу туловища переносят на левую ногу (рис. 17).

Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок дол-жен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д. Дошкольники совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.

Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков правой и левой рукой. Поэтому предлагают выполнять упражнения и правой, и левой рукой. Это обеспечит равно-мерную нагрузку на мышечные группы обеих сторон туло-вища ребенка и будет способствовать гармоническому развитию.

В дальнейшем навыки в метаниях предметов на даль-ность и в цель совершенствуют в разнообразных подвиж-ных играх и при выполнении интересных для детей за-даний игрового характера.

Упражнения для детей 3 лет

1. Прокатывание большого мяча обеими руками с рас-стояния 60—100 см и ловля его, когда он будет катиться назад.

2. Сидя на коврике, ноги врозь, прокатывать мяч друг другу с расстояния 100 см.

3. Бросать большой мяч обеими руками снизу взросло-му с расстояния 70—100 см и ловить его.

4. Бросать мяч на пол (землю) и ловить его обеими руками после отскока.

5. Прокатывать мяч, шарик обеими и одной рукой по полу (земле), стараясь попасть в предмет (кубик, кеглю) с расстояния 1 —1,5 м.

6. Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (ящик, корзину) с расстояния 1 —1,5 м.

7. Бросать маленький мяч, мешочек с песком (масса 100 г) на дальность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния 1,5—2 м правой и левой рукой.

Упражнения для детей 4 лет

1. Прокатывать мяч, шарик (диаметром 20—25 см) обеими руками к взрослому и назад (положение — на корточках) с расстояния 1,5—2 м.

2. Прокатывать мяч, шарик обеими руками между ножками стула (воротца из двух кубиков шириной 50 см) с расстояния 1,5 м.

3. Прокатывать мяч, шарик обеими и одной рукой по полу (земле), стараясь попасть в предметы (кубики, кегли) с расстояния 2 м.

4. Бросать большой мяч обеими руками снизу и от груди взрослому с расстояния 1,5—2 м и ловить его.

5. Бросать большой мяч вверх (немного выше головы) и на пол (землю) и ловить его.

6. Отбивать большой мяч ладонью правой и левой руки об пол (землю) несколько раз подряд.

7. Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (обруч на полу) с расстояния 2 м.

8. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 100 г, шарики, снежки) одной рукой из-за головы на даль-ность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния 2—2,5 м.

Упражнения для детей 5 лет

1. Прокатывать мяч, шарик одной и обеими руками в ворота (шириной 40—50 см) из двух предметов (кубики, кегли) с расстояния 2 м.

2. Прокатывать мяч, шарик одной рукой по низу (зем-ле), стараясь попасть в предметы (кегли, кубики) с рас-стояния 1,5—2,5 м.

3. Бросать большой мяч обеими руками снизу и от груди друг другу с расстояния 1,5—2 м и ловить его.

4. Подбрасывать большой мяч вверх обеими руками снизу и ловить его, когда он отскочит от пола (земли).

5. Бросить большой мяч вверх и на пол (землю), хлопнуть в ладони перед грудью и поймать его.

6. Бросать большой мяч двумя руками снизу в стенку с расстояния 1,5—2 м и ловить его.

7. Ладонью отбивать большой мяч об пол (землю) несколько раз подряд.

8. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 150 г, снежки) в вертикальную (щит, стенка) и горизон-тальную (ящик, обруч) цель с расстояния 2,5 м из-за головы левой и правой руками.

9. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, снежки) на дальность из-за головы правой и левой рукой.

Упражнения для детей 6 лет

1. Прокатывать мяч, шарик одной рукой по полу (земле), стараясь попасть в предметы (кегли, кубики) с расстояния 3—3,5 м.

2. Прокатывать мяч, шарик одной рукой по полу (земле) в ворота (шириной 35—40 см) из двух предметов (кубики) с расстояния 2,5 м.

3. Бросать большой мяч обеими руками снизу от груди и из-за головы друг другу с расстояния 2—2,5 м и ловить его руками.

4. Бросать большой мяч одной рукой друг другу с рас-стояния 2—2,5 м произвольным способом и ловить его.

5. Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх и ловить его, когда он отскочит от пола.

6. Бросать большой мяч в стенку обеими руками, хлоп-нуть в ладони и поймать его.

7. Бросать большой мяч в стенку одной рукой; и как только он упадет на землю и отскочит, поймать его обеими руками.

8. Отбивать большой мяч ладонью руки об землю, медленно продвигаясь вперед на расстояние 4—6 м.

9. Бросать большой мяч обеими руками от головы об землю; второй ребенок или взрослый ловит его после от-скока (расстояние между детьми 2—2,5 м).

10. Набрасывать кольца на стержень (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 2,5—3 м

11. Бросать предметы (мяч, мешочки с песком массой 200 г, снежки) из-за спины через плечо в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3—3,5 м.

12. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, снеж-ки) из-за спины через плечо на дальность левой и правой рукой.

Упражнения для детей 7 лет

1. Бросать большой мяч обеими и одной рукой друг другу снизу, от груди и из-за головы с расстояния 2,5— 3 м и ловить его.

2. Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх над головой, хлопнуть в ладони и поймать его.

3. Бросить маленький мяч в стенку одной рукой, хлоп-нуть в ладони и, когда он упадет на землю и отскочит, поймать его.

4. Подбрасывать мяч вверх, поворачиваться кругом и ловить его.

5. Отбивать большой мяч ладонью руки об землю, продвигаясь вперед быстрым шагом или бегом на рас-стояние 6—8 м.

6. Набрасывать кольца на стержень (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 3—3,5 м.

7. Бросать большой мяч одной и обеими руками снизу и из-за головы в кольцо, которое прикреплено на высоте 2 м от земли.

8. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, камешки, снежки) из-за спины через плечо на дальность правой и левой рукой.

9. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, снеж-ки) из-за спины через плечо в вертикальную и горизон-тальную цель с расстояния 3,5—4 м правой и левой рукой.

Во время прогулок в парке, поле, лесу или возле речки (особенно в теплое время года) для совершенство-вания основных движений у дошкольников широко ис-пользуют естественные условия.

Выбирая место прогулок, нужно учитывать рельеф местности, чтобы дети имели возможность попрыгать с пеньков, поупражняться в равновесии во время ходьбы по бревну, побросать шишки на дальность и в цель, поиграть на полянке и т. д. При этом нельзя забывать о правилах безопасности.

Рассмотрим некоторые упражнения для совершенст-вования основных движений у дошкольников в естествен-ных условиях. Они распределены в соответствии со смеж-ными возрастными группами (3—4, 5—6, 6—7 лет). Если, например, ребенок 6 лет уверенно выполняет упражнения для дошкольников 5—6 лет, ему можно рекомендовать более сложные — для следующей возрастной группы 6—7 лет.

МБОУ СОШ №11, г. Белгорода

Обучение технике легкоатлетических упражнений - бег

С. В. Пономаренко

учитель физической культуры,

школа №11, г. Белгород

Белгород 2012

Эффективность процесса обучения в ме­таниях в первую очередь зависит от соответствия веса метательного сна­ряда и сложности упраж­нения силам и возмож­ностям учащихся, их под­готовленности. Если дан­ное условие соблюдено, то школьники в основном быстро и правильно овладевают техникой метательных упражнений, хотя движения в метаниях не так естественны, как при ходьбе, беге или прыжках.

Метание малого мяча способом из-за спи­ны через плечо является основным упраж­нением для всех возрастных групп учащихся. Школьникам необходимо приобрести навык в метании малого (теннисного) мяча из-за головы, стоя лицом к направлению броска. На началь­ном этапе обучения метание мяча осуществля­ют в мишень размером 1x1 м с расстояния от 2 до 8 м; на следующем этапе - боком к направ­лению броска в мишень или через препятствие (волейбольная сетка или натянутая на опреде­ленной высоте верёвка) с расстояния 6-8 м.

Для формирования навыка метания, заня­тия с детьми в начальной школе я начинаю, ис­пользуя легкие мячи (тряпичные или подушеч­ки). Только после приобретения навыка метания легкими мячами перехожу к метанию тен­нисными мячами.

Рассмотрим возможные ошибки и упражне­ния по их устранению (см. таблицу), а затем - специальные подготовительные упражнения по овладению техникой метания мяча и гранаты.

Специальные подготовительные упражнения. Обучение технике метаний начинаю с заключи­тельной фазы, представляющей собой резкое движение «бросковой» руки.

Резко встряхнуть кисть, как будто что-то стряхиваешь с пальцев (рис. 1).

Взять правильно метательный снаряд (рис. 2).

Выполнить бросок мяча в пол за счет дви­жения предплечья и кисти. Здесь на начальном этапе обучения занимающиеся могут держать себя за локоть (рис. 3).

Сгибание и разгибание руки с мячом, стоя лицом к направлению броска (рис. 4).

Метание мяча в цель или через препятс­твие (волейбольная сетка или натянутая на определённой высоте верёвка), стоя лицом к на­ правлению броска (рис. 5 а, б),

Обучение выполнению положения «натя­нутый лук» (рис. 6).

Метание мяча (гранаты), стоя боком к на­правлению броска, с поворотом на месте (рис.7 а, б).

То же упражнение, но с шага (рис. 8).

То же упражнение, но с разбега. На на­чальном этапе обучения с 3-5 шагов, перехо­дя постепенно к убыстрению и увеличению ко­личества шагов в разбеге (рис. 9).

10. Упражнения на совершенствование уме­ния выполнять финальное усилие при броске мяча, которые можно использовать и как домашние задания. Упражнения можно делать в парах или с резиновым жгутом, с отягощениями в виде стальных шаров, гантелей и др. (рис. 10).

11. Для совершенствования техники мета­ний и развития двигательных качеств приме­няют в большом объёме упражнения с набив­ными мячами (рис. 11).

Ошибки, допускаемые при метании малого мяча

При хвате мяча мяч держат слишком крепко или слишком слабо

Хорошо изучите хват на основе приведенных нами объяснений и рисунков. Упражняйтесь в правильном выполнении хвата

Таз и правая нога слишком вывернуты вправо

Акцентируйте внимание на выносе носка стопы вперед. Стре­митесь к «скручиванию» в поясе

Метающая рука не полностью выпрямлена

Акцентируйте внимание на выведении руки назад. Чаще упраж­няйтесь в бросках мяча с места

При броске мяча метающая рука слишком отводится в сторону от туловища

Делайте упражнения для мышц плечевого пояса (на растяги­вание и на подвижность); метания по цели, выполняя броски мяча из-за головы

При броске мяча голова и верхняя часть туловища отклоняются влево

Выполняйте дальние броски мяча через высокие препятствия. При этом следите за траекторией полета мяча

Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице

Осуществляйте метание мяча с выполнением

«броскового» шага. При этом левую ногу ставьте на грунт, а потом выпрямляйте

Правая нога выставлена вперед, поэтому не­возможно нормальное перенесение усилия

Упражнение выполняйте медленно и правильно делайте отсчет

И еще несколько замечаний о взаимодейс­твии учителя и ученика в процессе обучения.

Поскольку деятельность учителя имеет целью передачу знаний ученику и руководство процес­сом усвоения знаний, формированием двигатель­ных умений и навыков, то обучение может быть полноценным только тогда, когда учитель выпол­няет роль лидера, опираясь на научно обоснован­ную теоретическую подготовку. Учитель должен знать научные основы теории физического вос­питания, техники спортивных двигательных дейс­твий и обучения им. Сюда относится также зна­ние основ психологии обучения, физиологичес­ких закономерностей приспособления организ­ма занимающихся к нагрузкам (с учетом возрас­тных особенностей), и оптимальных путей их ис­пользования в процессе обучения.

Учебный процесс станет эффективным толь­ко при условии систематичности и дидактичес­кой обработанности всех элементов его орга­низации, включая учебный материал, а эффек­тивность усвоения материала зависит оттого, насколько точно школьник представляет задачи обучения и пути их решения. Если цель обуче­ния осознается школьником сравнительно прос­то, то частные задачи обучения зависят от усло­вий, от него скрытых и ясных только професси­онально подготовленному учителю, осуществля­ющему руководство при их решении.

Несмотря на то, что прочность усвоения ма­териала во многом зависит от свойств памяти занимающегося, учитель может влиять на эф­фективность запоминания. Он помогает ученику сформировать установку на запоминание учеб­ного материала, учит приёмам запоминания, предлагает задания, способствующие произволь­ному и непроизвольному запоминанию двига­тельных действий. Запоминается и прочно усва­ивается, прежде всего, то, что актуально для уче­ника и имеет для него прикладную ценность.

В заключение отмечу, что в своих статьях я рассматриваю только основные упражнения в обучении бегу, прыжкам и метаниям, которые могут пригодиться учителям всех специализа­ций, вполне доступны для их выполнения школь­никами и достаточно эффективны при использо­вании на занятиях другими видами спорта (бас­кетбол, волейбол).

Если домашнее задание на тему: » Обучение технике легкоатлетических упражнений – бег оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Тест по теме «Информация» 1. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как: а) всевозможные сведения, сообщения, знания; б) сведения, передаваемые в
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

(Документ)

  • Кузьмин Э.Л. Протокол и этикет дипломатического и делового общения (Документ)
  • Белова Т.Ю., Ковальчук О.Г., Семенова Ю.В. Легкая атлетика. Техника и методика обучения (Документ)
  • Кузьмин Б.С. (ред.) Краткий Топографо-геодезический словарь - справочник (Документ)
  • Кузьмин А.В. и др. Расчеты деталей машин (Документ)
  • n1.doc

    Глава 10

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ

    МЕТАНИЙ

    10.1. Методика обучения технике толкания ядра

    К наиболее значимым двигательным навыкам в метаниях мож­но отнести взаимодействие ног с опорой и между собой, очеред­ность использования отдельных частей тела метателя в разгоне снаряда, выполнение обгона снаряда для активизации финального усилия. Для того чтобы освоить метательные движения и уметь прикладывать усилия к снаряду, необходимо начинать обучение со специальных упражнений, используя набивные мячи, мешки с песком и ядра различного веса, например:


    • толкание мяча двумя руками от груди вверх, сгибая и вып­рямляя ноги;

    • толкание одной рукой вверх, согнув предварительно ноги;

    • толкание одной рукой вперед - вверх партнеру, стоя к нему лицом, затем боком;

    • бросание мяча двумя руками из различных положений (сни­зу-вперед-вверх, из-за головы -вперед, сбоку-вперед-вверх и др.). Изучив основы бросковых движений, можно переходить к обучению технике толкания ядра.
    Задача 1. Ознакомить с техникой толкания ядра.

    Правильное двигательное и зрительное представление о тех­нике толкания ядра создается методами объяснения и показа. При этом кратко объясняется последовательность движений, включая данные о форме, весе снаряда и правилах соревнований. Обычно объяснениям предшествует демонстрация, но в зависимости от условий можно делать и наоборот.

    Демонстрация техники производится преподавателем или за­нимающимся, хорошо ею владеющим. Кроме этого используются наглядные пособия, кинограммы, плакаты и видеофильмы.

    Задача 2. Обучить держанию и выталкиванию ядра.

    Обучение непосредственно толканию ядра следует начинать с его держания и заключительного усилия - выталкивания. После показа и объяснения держания ядра проверяется правильность его выполнения занимающимися. Ядро кладется на основание пальцев при вертикальном положении предплечья.

    Для решения этой задачи представим следующие упражнения:


    • перебрасывание ядра из рук в руки;

    • толкание ядра вверх на небольшую высоту, с последующей ловлей;
    294

    • толкание ядра вперед -вверх и вперед -вниз;

    • толкание ядра через различные предметы.
    Выталкивание ядра в этих упражнениях выполняется из поло­жения полубоком к направлению толкания. При этом нужно сле­дить за правильным держанием ядра, согласованным разгибанием ног с одновременным распрямлением руки и туловища. Следует толчки ядра чередовать с имитацией выталкивания (рис. 109).

    Задача 3. Обучить технике толкания ядра с места (или финаль­ному усилию).

    Освоение толкания ядра с места можно начинать из положе­ния стоя лицом, а затем боком к направлению метания, но с предварительным поворотом плечевого пояса направо. Эти упраж­нения являются переходными к толканию из исходного положе­ния, стоя спиной к направлению метания. Ноги при этом слегка согнуты, левая нога впереди, вес тела преимущественно на пра­вой ноге, согнутой в колене. Стопа левой ноги слегка повернута внутрь. Толчок начинается с постановки левой ноги на грунт.

    Вспомогательными упражнениями для освоения техники тол­кания ядра с места будут толкания набивных мячей одной и двумя руками из различных исходных положений (рис. 110).

    Задача 4. Обучить технике скачкообразного разбега.

    Для овладения техникой скачка существует целый ряд имита­ционных упражнений.

    1. Из исходного положения - стоя спиной к направлению ме­тания:

    Тело группируется к толчковой правой ноге, согнутая левая
    ■юга ставится на опору вблизи от правой на пальцы;

    Выполняется взмах левой ногой вперед в направлении толчка
    одновременным выпрямлением правой ноги;

    Левая нога возвращается в положение, близкое к исходному,
    ю при более низкой группировке.




    Данное упражнение позволяет создать условия для старта из ус­тойчивого исходного положения (первоначальная группировка).

    2. Следующее упражнение является продолжением предыдущего. После первоначальной группировки выполняются взмах левой ногой в направлении толкания с одновременным энергичным отталкиванием правой ногой и затем укороченный скачок, путем низкого скользящего продвижения на правой ноге, с активным подтягиванием отталкивающей правой ноги под туловище. Это упражнение отрабатывает старт, придает системе «толкатель - снаряд» определенную горизонтальную скорость, позволяет обо­гнать снаряд ногами и тазом и овладеть устойчивой группировкой к толчковой ноге.

    Чтобы создать у занимающихся ощущение правильного выпол­нения толчка, его следует делать с помощью партнера. Для этого обучаемый занимает описанное ранее положение в наклоне впе­ред и в шаге с отведенной назад левой ногой. Партнер, поднимая ногу у подъема, легко тянет занимающегося по направлению тол­кания. Обучаемый, используя силу тяги, делает короткие скачки на правой ноге и затем подтягивает голень, ставя ногу на носок.

    При обучении скачку следует избегать сильного отталкивания правой ногой, являющегося причиной высокого и далекого скачка, а часто и паузы.

    Задача 5. Обучить технике толкания ядра со скачка.

    На каждом занятии с обучаемыми следует повторять толкание ядра с места и имитации скачка. Кроме этого средствами для ре­шения поставленной задачи будут следующие упражнения:


    • имитация толкания ядра со скачка и без снаряда;

    • толкание ядра облегченного веса со скачка;

    • толкание ядра со скачка из круга, соблюдая правила сорев­нований, и на результат.
    Особое внимание во время выполнения толкания ядра со скач­ка следует уделять сохранению наклона туловища во время скачка и закрытому положению после окончания этой фазы.

    Задача 6. Совершенствование техники толкания ядра.

    При совершенствовании техники толкания ядра в целом глав­ными средствами для решения этой задачи будут:


    • специальные упражнения для совершенствования отдельных фаз без снаряда, со снарядом и на тренажерах;

    • толкание ядер различного веса из круга;

    • толкание ядра на результат.
    Овладение техникой толкания ядра следует проводить парал­лельно с развитием физических качеств и их совершенствовани­ем (рис. 111).

    В настоящее время широко используется способ толкания яДР а с поворота. Применение того или иного варианта зависит от ин­дивидуальных способностей человека к метательным движениям-










    300











    Последовательность обучения метания диска в принципе иден­тична последовательности обучения толкания ядра. Особенностью техники метания диска является то, что предварительные и фи­нальные движения в нем являются вращательно-поступательны-ми, и вследствие этого усилие наращивается в горизонтальной плоскости. Приступая к обучению метания диска, следует учесть, что подготовленность занимающихся к вращательным движени­ям, как правило, недостаточная, требует специальной подготов­ки и необходимых мер предосторожности. Так, во избежание слу­чайных травм на занятиях диски метают только в одном направ­лении. Места для занятий, в том числе и круги для метаний, рас­полагаются по возможности дальше друг от друга или ограждают­ся сеткой. Во время группового обучения следует четко установить очередность метаний и выход в поле за снарядами.

    Задача 1. Ознакомить с техникой метания диска.

    Решая эту задачу, преподаватель кратко объясняет технику метания диска и затем показывает, как нужно метать диск с пол­ным поворотом. При повторной демонстрации движений препо­даватель выполняет их в замедленном темпе и останавливается на наиболее важных моментах. Показ дополняется краткими объяснениями и просмотром наглядных пособий: кинограмм, пла­катов, рисунков, фотоснимков и видеофильмов. Обучение навы­кам метания диска начинается с первого же практического заня­тия.

    Задача 2. Обучить держанию и выпуску диска.

    Хват и держание диска сначала объясняет и демонстрирует преподаватель. Показывает своеобразное держание диска край­ними фалангами пальцев и прижимание его большим пальцем. Затем осваивается выпуск диска практически, используя упраж­нения:


    • стоя лицом вперед, левая нога впереди, рука с диском опуще­на вниз. Диск выбрасывается вверх на 1 - 2 м с указательного пальца таким образом, чтобы он вращался по часовой стрелке. В момент броска ноги слегка амортизируют. Диск должен вращаться не виб­рируя и падать на землю точно на ребро;

    • исходное положение то же, но после приседания и замаха с диском выполняется бросок вперед так, чтобы диск катился на ребре, вращаясь вокруг своей оси (рис. 112);

    • исходное положение то же, но диск выбрасывается вверх-вперед;

    • стоя лицом по направлению метания, ноги поставить на ши­рине плеч, левый бок - по направлению метания, вес тела рас­пределен на обе ноги. Производить размахивания рукой без диска и с диском в различных плоскостях, перенося вес тела с одной
    306


    Ноги на другую и скручивая туловище вправо. При этом вес тела полностью переносится на правую ногу, тело слегка группируется к ней, нога сгибается в коленном суставе;

    Из того же исходного положения, но скручивая туловище вправо
    с замахом правой руки с диском (палкой, мячом с петлей) и бро­
    сок вперед. Упражнение можно выполнять после нескольких пред­
    варительных взмахов руками.

    Упражнения в выпуске диска, имитация движений рук в гори­зонтальной плоскости, динамическая группировка к правой ноге, скручивание и возвращение туловища - все эти действия явля­ются началом овладения техникой метания диска с места.

    Задача 3.

    Финальное усилие при метании диска является заключитель­ным движением, которое выполняется после поворота. По мере освоения упражнений в выпуске диска занимающиеся должны ов­ладеть финальным усилием, являющимся основным звеном в ме­тании снаряда. Поэтому внимание занимающихся акцентируется на обгоняющих движениях ног и таза относительно снаряда и на захвате. При этом колено правой ноги движется наружу и преиму­щественно вперед - вверх. Левая часть тела смещается к опорной ноге, становясь осью вращения и основной опорной точкой при выбрасывании снаряда. Основные упражнения для обучения финальному усилию:


    • стоя ноги врозь, левым боком к направлению броска, ими­тировать поворотно-разгибающую работу ног в конечной фазе метания;

    • то же, но со снарядом (гимнастическая палка, теннисная ракетка, мяч с петлей, легкий диск);

    • метание диска с места из исходного положения, стоя боком и спиной по направлению метания (рис. 113).
    Задача 4. Обучить повороту в метании диска.

    Изучение поворота в метании диска следует начинать одновре­менно с освоением метания снаряда с места. Сначала поворот Изучается без диска, а затем с диском или предметами, удобными Для держания (теннисная ракетка, гимнастическая палка, мяч



    С петлей, гантель). Наиболее удобное вспомогательное средство для обучения - диск с лямкой, сделанной из прочной широкой тесьмы, которая охватывает плоскость диска с одной стороны и прикрепляется концами к другой стороне. Для использования та­кого снаряда кисть руки просовывается между тесьмой и плоско­стью диска. Основные упражнения для решения этой задачи:


    • имитация частей поворота;

    • имитация поворота в целом без диска и с диском;

    • повороты с различными вспомогательными предметами.
    При выполнении упражнений обучающим необходимо обра­щать внимание на следующие правила: использовать мах правой рукой вперед и отталкивание левой ногой для поступательного продвижения с диском вперед; в поступательном продвижении овладеть начальными моментами вращательного движения за счет стопы правой ноги; овладеть группировкой к правой ноге после поворота; закрепить отставание метающей руки с целью макси­мального использования ее движения в финальном усилии; по­ставить выпрямленную левую ногу в соответствующем ритме на внутреннюю часть стопы.

    Задача 5. Обучить технике метания диска с поворота.

    При обучении технике метания диска с поворота вначале дви­жения выполняются без диска, затем с диском без броска и с броском, вне круга и в круге. Скорость движений можно увеличи­вать лишь постепенно, по мере усвоения элементов этой техники метания. Вращательно-поступательное движение выполнять по линии диаметра круга, плавно ускоряя переход вращения в на­правлении броска, в то время как руки и туловище отведены вправо. Левая нога кратчайшим путем проносится вперед с последующим выпрямлением в коленном суставе.

    Для осуществления этой задачи необходимы следующие уп­ражнения:

    Метание диска с поворотом из исходного положения, стоя
    боком к направлению броска;


    • метание диска с поворотом из исходного положения, стоя спиной к направлению броска;

    • метание диска с поворотом из круга, соблюдая правила со­ревнований.
    Задача 6. Обучение технике метания диска в целом и ее совер­шенствование.

    Решать эту задачу поможет метание диска с поворота из раз­личных исходных положений, метание снаряда с высокой скоро­стью на результат и в соревнованиях. Преподаватель должен учи­тывать индивидуальные возможности занимающихся для поиска наиболее рациональных форм движения. В процессе совершенство­вания следует уделять внимание на исправление недостатков в технике и изучению их деталей. Параллельно с совершенствова­нием техники метания диска необходимо применять специальные упражнения с отягощением для развития скоростно-силовых ка­честв метателей (см. рис. 114).

    10.3. Методика обучения технике метания снаряда: малого мяча, гранаты, копья

    10.3.1. Методика обучения технике метания малого мяча, гранаты

    ■ Специфические особенности техники метания копья требуют от занимающихся хорошей координации движений, эластичной мускулатуры, достаточной подвижности в суставах и гибкости, динамической и взрывной силы, умения управлять отдельными звеньями тела и чувства ритма. Все это предъявляет серьезные тре­бования к общефизической и специальной подготовке метания копья. Поэтому особое место при изучении техники метания долж­ны занять специальные упражнения со вспомогательными снаря­дами, мячами и гранатами. Это поможет начинающим избежать многих ошибок, которые возникают при обучении техники мета­ния копья, если с самого начала обучающиеся начинают пользо­ваться основным снарядом, т.е. к обучению техники метания ко­пья приступают после того, как освоено метание малого мяча и гранаты.

    Последовательность задач и целесообразность упражнений обус­ловливаются характером вида метаний, включающим как отдель­ные упражнения, так и группу сходных упражнений, имеющих Наиболее тесную структурную связь с основным двигательным Действием.








    310








    312








    314



    Задача 1. Ознакомление с техникой ме­тания гранаты (мяча).

    Решая эту задачу, преподаватель пока­зывает технику метания гранаты и мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, предлагает обуча­ющимся просмотреть кинограммы, плака­ты, видеофильмы, знакомит с правилами соревнований.

    Задача 2. Обучить держанию и выбрасы­ванию снаряда.

    Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда.

    Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты (как при держании копья), так и поперек (рис. 115).

    Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. 1ри паль­ца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку. При обучении правильному хвату надо следить чтобы обучающиеся не держали мяч излишне крепко. I ра-нату и мяч держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить после­дующее отведение снаряда в разбеге (рис. 116).

    Обучение метанию малого мяча может проводиться в спортив­ном зале а метание гранаты и копья проводится на стадионе или спортивной площадке, но если оборудовать спортивный зал спе­циальной сеткой, то метание дротиков, копья можно проводить в зале. В процессе обучения преподаватель должен соблюдать [еры предосторожности:



    - разрешать метать гранаты, копья только по сигналу препода­
    вателя в одну сторону;

    Располагать занимающихся на доста­точном удалении друг от друга;

    Собирать брошенные снаряды только
    после сигнала, следить, чтобы копья дер-
    кали вертикально, наконечниками вверх.

    Для обучения технике держания и вы­брасывания снаряда последовательно ис-юльзуются следующие упражнения:

    Ноги на ширине плеч, вес тела пре­
    имущественно на передней части стоп,
    рука с малым мячом впереди над плечом,
    согнута в локтевом суставе, свободная опу­
    щена вниз. Имитация броска последова-



    тельным и непрерывным выпрям­лением руки вперед -вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сто­рону, назад и до исходного поло­жения;

    • из того же исходного положе­ния бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;

    • то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 -5 м (рис.117);

    • стоя лицом, а потом боком в
    сторону метания, левая нога ставится впереди. Бросок мяча или гранаты за счет хлестообразного движения руки.

    Цель этих упражнений - овладеть движением руки хлестооб-разным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно про­носить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед - вверх в направлении броска.

    Задача 3. Обучить метанию гранаты (мяча) с места.

    К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:


    • имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут (ленту, эспандер), за­крепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;

    • метания малого мяча (набивного мяча) в стену из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;

    • имитация финального усилия с помощью партнера (препо­давателя), стоя левым боком в сторону метания, левая нога стоит впереди, стопа повернута носком внутрь под углом 45°, правая нога находится в согнутом положении. Преподаватель (партнер), держа занимающегося за кисть правой руки, подталкивает его под лопатку вперед, дает почувствовать работу мышц в этом положе­нии (рис. 118);

    • имитация входа в положение «натянутого лука». Стоя левым боком к гимнастической стенке, правой рукой захватить снизу рейку на уровне плеча, левой - впереди рейку хватом сверху на уровне плеч. Выход в положение «натянутого лука» осуществлять за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища;
    318



    • стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решетку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;

    • метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.
    Задача 4. Обучить метанию с бросковых шагов. Для решения поставленной задачи целесообразно выполнять следующие упражнения:

    • метание гранаты (мяча) с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;

    • имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5 - 3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий ска­чок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;

    • выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую Ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты Или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;

    • имитация выполнения скрестного шага с помощью препо­давателя или опытных занимающихся. Во время выполнения дан­ного упражнения обучающегося удерживают за правую выпрям­ленную руку. Это делается для того, чтобы ноги обгоняли туловище (Рис.119);

    • метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположе­на на расстоянии 10-12 м от линии броска.
    319



    Задача 5. Обучить технике выполне­ния разбега и отведения гранаты (мяча)

    Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и спосо­бов отведения снаряда. Рассмотрим их.

    I вариант: метание с 4 бросковых
    шагов с отведением гранаты (мяча) на
    2 шага способом «прямо -назад»;

    II вариант: метание с 4 бросковых
    шагов с отведением снаряда на 2 шага
    способом «дугой вверх-назад»;

    III вариант: метание с 4 броско­
    вых шагов с отведением снаряда на

    2 шага способом «вперед -вниз -назад»;

    IV вариант: метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед -вниз -назад».

    Первый вариант больше подходит девушкам, обладающим большой подвижностью в плечевых суставах. Наиболее распро­страненным вариантом является третий. Обучение способам от­ведения снаряда следует начинать с положения «стоя на месте» при помощи упражнений:


    • имитация отведения снаряда на 2 шага ходьбы. Занимаю­щиеся, стоя в шеренге, держат гранату (мяч) над плечом. Отведе­ние снаряда производится на 2 шага под команду преподавателя, а затем самостоятельно;

    • выполнение имитации отведения гранаты (мяча) в ходьбе, а затем в беге. Выполнять на 2 шага - отведение и на 2 шага - возвращение;

    • отведение снаряда на 2 шага способом «вперед - вниз - на­зад» с последующим выполнением скрестного шага и шага левой ногой, т.е. выполнение 4 бросковых шагов в целом и приход в ис­ходное положение перед броском без метания и с выполнением метания (рис. 120).
    Задача 6. Обучить технике метания гранаты (мяча) с полного разбега. Для этого применяются следующие упражнения:

    • из исходного положения, стоя лицом по направлению мета­ния, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, произво­дятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);

    • то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;

    • то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая вни­мание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.
    Перечисленные упражнения выполняются с 6 - 8 шагов разбе­га, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения


    Правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега - путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежка-Ми без броска и с броском снаряда.

    Задача 7. Совершенствование техники метания гранаты (мяча).

    Для совершенствования техники метания гранаты (мяча) не­обходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами Техники. Рост результатов в метании этих снарядов зависит не только от совершенствования техники, но и от развития физиче­ских качеств, в первую очередь от укрепления связок локтевого * Плечевого суставов.

    Изучение техники метания мяча и гранаты хорошо подготав­ливает занимающихся к освоению метания копья.

    ЖИЛКИН 471








    322








    324




    10.3.2. Методика обучения технике метания копья

    Задача 1. Ознакомить с техникой метания копья. Данная задача аналогична с техникой метания гранаты (мяча).

    Задача 2. Обучить держанию и выбрасыванию копья.

    При выборе способов «хвата» копья следует учитывать личные ощущения занимающихся. Для определения удобного хвата необ­ходимо воткнуть копье перед собой на расстоянии вытянутой руки и охватить древко, расположив пальцы правой руки сверху и вдоль обложки, чтобы почувствовать хороший упор. Далее выполняются следующие упражнения:


    • метание копья происходит обеими руками из различных по­ложений с направлением копья в землю. При метании копья обе­ими руками снаряд держится над головой, левая рука - сзади правой;

    • метание копья с места в цель одной рукой. Копье удерживает­ся над плечом, предплечье как можно ближе к древку копья, ле­вая рука вытянута вперед.
    Цель этих упражнений - научить занимающихся прикладывать усилия точно в продольную ось копья, следить, чтобы локоть метающей руки не сгибался заранее.

    Задача 3. Обучить метанию копья с места.

    Основные средства обучения:


    • имитация финального усилия из исходного положения - стоя левым боком по направлению метания, левая нога - впереди, рука с копьем над плечом отводится назад -вниз, правая нога сгибается на счет «раз», туловище закручивается и наклоняется вправо. На счет «два», поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя ногу и поднимая руку с копьем локтем вперед, обучающиеся при­нимают положение «натянутого лука»;

    • метание копья в цель. Исходное положение то же, но исполь­зуются облегченные снаряды;

    • метание копья с места из того же исходного положения, но бросок начинается с разгибания правой ноги и с последующим выведением вверх -вперед метающей руки. Заканчивается бро­сок хлестообразным движением предплечья и кисти без опуска­ния локтя.
    Для овладения заключительными движениями в метании ко­пья следует больше имитировать финальное усилие с предметами, резиновым эспандером, с помощью партнера и на тренажере. Бла­годаря имитационным упражнениям занимающийся правильно ощущает ритм и формы броска. При этом важно, чтобы обучае­мый, выполняя «взятие снаряда на себя», научился правильно проходить положение «лука» с выведением локтя вверх. Освоение перехода скрестного шага к финальному усилию облегчают зву­ковые ритмы.

    Задача 4. Обучить отведению и метанию копья с бросковых шагов.

    Большинство из основных элементов этой задачи осваивается упражнениями в облегченных условиях. Отведение копья тесно связано с выполнением бросковых шагов, с поворотом тулови­ща вправо и продвижением боком. Основные упражнения обуче­ния:

    К - имитация отведения копья в различных комбинациях без броска. Из исходного положения - стоя лицом вперед, левая нога - впереди, грудь обращена по направлению метания, рука с копь­ем - над плечом, кисть - на уровне головы, острие копья направ­лено вперед -вниз. Далее делается шаг правой ногой и одновре­менно туловище поворачивается вправо, рука отводится прямо - назад; шаг левой ногой - полный поворот вправо и выпрямление руки с копьем сзади на высоте плеча, острие копья находится на уровне лица;


    • из того же исходного положения рука с копьем таким же образом отводится на 2 шага, затем возвращается в прежнее по­ложение над плечом;

    • имитация отведения копья с последующим скрестным шагом без выделения ритма и с акцентом на нем. Выполняется без броска и в сочетании с ним. Из исходного положения - стоя лицом впе­ред, левая нога - впереди, рука со снарядом под плечом отво­дится на первых 2 шагах, после акцентируется скрестный шаг, левая нога опускается на опору и принимает предбросковое поло­жение, но без метания;

    • то же, но с последующим легким броском и постепенным увеличением усилия в зависимости от овладения отдельными эле­ментами и их сочетанием.
    В результате выполнения этих упражнений занимающиеся дол­жны овладеть целостной структурой движений после второй кон­трольной отметки в облегченных условиях и с шага, затем связать это движение с финальным усилием.

    Упражнения сначала выполняются в медленном темпе (в ходь­бе), а затем в беге, но без остановки так, чтобы добиться слажен­ности исполнения.

    Задача 5. Обучить технике метания копья с разбега.

    Длина разбега определяется для каждого спортсмена индиви­дуально и зависит от ростовых данных занимающихся и скорости, Которую они развивают.

    Вначале делается разметка разбега, а в процессе совершенство­вания она уточняется. Размечая разбег, следует отметить 3 - 4 длины Копья от дуги для метания копья по направлению, обратному раз­бегу. В конце этого отрезка делается отметка, а от нее отмеряют е Ще длину 6 - 7 копий и делают исходную отметку, которая явля­йся началом разбега.



    Для овладения техникой разбега применяются следующие уп­ражнения:


    • пробегание предварительной части разбега с попаданием ле­вой ногой на контрольную отметку. Стоя лицом вперед, правая нога - впереди, рука с копьем - над плечом. Несколько раз обу­чающиеся пробегают расстояние до второй контрольной отметки с уточнением, куда попадет левая нога;

    • пробегание предварительной части разбега в сочетании с от­ведением копья и выполнением бросковых шагов без броска. Та­ким образом уточняется место остановки метателя, с которого он выполняет бросок;

    • метание копья с укороченного разбега. Разбег еще не уста­новлен окончательно, но позволяет набрать необходимую ско­рость, которую нужно удержать во время бросковых шагов и вы­полнить ритм последних шагов, связанный с финальным, решаю­щим усилием;

    • подбор и опробование индивидуального разбега, его коррек­ция. После нахождения второй контрольной отметки каждый за­нимающийся многократно пробегает предварительную часть раз­бега с последующей коррекцией ее со стороны преподавателя. Затем замеряется стопами или рулеткой расстояние от первой конт­рольной отметки до второй и запоминается;

    • метание копья с помощью разбега с продолжением уточне­ния расстояния. Главное, на что должен акцентировать внимание преподаватель, решая данную задачу, - это выполнение броско­вых шагов в соответствующем ритме и в сочетании их с финаль­ным усилием. Другие, более второстепенные элементы техники будут осваиваться обучаемыми на протяжении длительного вре­мени.
    Задача 6. Совершенствование техники метания копья.

    После овладения основами техники метания копья с разбега уточняются хват снаряда, вариант несения и отведения копья в разбеге, особенности бросковых шагов, движений плечевым по­ясом и туловища, ритмовая структура броска, длина полного раз­бега.

    Для совершенствования техники метания копья необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами выполне­ния отведения снаряда и способами проведения финального уси­лия. Установление и совершенствование индивидуального вари­анта техники метания копья требует длительного времени. Учас­тие в соревнованиях позволяет определить уровень специальной подготовленности и эффективность техники метания копья, а так­же определить пути дальнейшего совершенствования этого виД а легкоатлетического спорта (рис. 121).






    332





    336

    10.4. Методика обучения технике метания молота

    Метание молота является сложным по координации двигатель­ным действием, требующим от занимающихся большой физической силы. Поэтому обучение технике метания молота должно быть по­строено с учетом особенностей физического развития и двигатель­ного опыта занимающихся.

    Вес снаряда при обучении должен соответствовать весу и силе занимающегося. При овладении техникой метания молота также ис­пользуются вспомогательные снаряды.

    При обучении технике метания молота необходимо соблюдать меры безопасности. Метание молота следует выполнять только на специально оборудованных площадках и секторах.

    Задача 1. Ознакомить с техникой метания молота.

    Данная задача решается с помощью показа и объяснения тех­ники метания молота в целом и по частям. Рассказ об основных моментах техники метания данного снаряда сопровождается по­казом кинограмм, фотографий, рисунков, плакатов и видеозапи­сей. С целью показа техники метания молота могут быть использо­ваны тренировки и соревнования. Обучающихся знакомят с пра­вилами соревнований и оборудованием мест для занятий.

    Задача 2. Обучить способу держания молота и технике предва­рительных вращений.

    После ознакомления обучающихся с техникой метания молота в целом необходимо изучить способ держания снаряда. Для этого нужно взяться за ручку молота сначала левой рукой, затем поло­жить на нее правую руку, чтобы ощутить удобство хвата. Затем молот поднимают перед грудью и встряхивают им несколько

    Предварительные вращения следует выполнять в полуприседе, перенося вес тела с одной ноги на другую, в направлении, про­тивоположном положению молота (рис. 122).

    Для освоения техники предварительных вращений следует при­менять вращение молота с приседанием и вставанием, держа его одной или двумя руками. Для этой цели также используются вспо­могательные снаряды (набивные мячи на лямках, гири, мешки с

    Песком, палки).

    Для изучения предварительных вращений применяется целый

    Ряд специальных упражнений:

    Вращение молота левой рукой создает правильное пред­
    ставление о работе мышц туловища во время предварительного
    вращения, приучает к правильному противодействию силе его


    • вращение молота правой рукой улучшет равновесие и владе­ние снарядом;

    • вращение молота двумя руками, приседая и вставая;
    337



    Вращение молота двумя руками в ходьбе. Делать шаг левой
    ногой, когда молот проходит вверху, и шаг правой ногой, когда
    молот внизу;

    Вращение разнообразных снарядов на месте и в ходьбе.
    Усвоив технику предварительных вращений молота, можно пе­
    реходить к увеличению скорости раскручивания снаряда.

    Задача 3. Обучить технике поворота с молотом.

    Обучение технике поворотов в метании молота следует начи­нать с изучения движения ног, выполняя имитационные упраж­нения без снаряда на два счета.

    На счет «раз» выполняется первая половина поворота (двухо-порное положение), на счет «два» - вторая половина поворота (одноопорное положение).

    Затем это упражнение следует выполнять без счета, слитно, с равномерной скоростью. Руки, при выполнении поворотов, сле­дует держать соединенными вместе, поднятыми вперед -вниз - вправо. Голову нужно держать прямо лицом к снаряду, на ноги не смотреть.

    Для развития «чувства равновесия» выполняются упражнения поворотов с закрытыми глазами.

    При обучении технике поворотов необходимо применять раз­нообразные специальные упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

    Только после освоения этих упражнений можно изучать пово­роты с молотом.

    Задача 4. Обучить технике финального усилия.

    Основным упражнением для обучения технике финального уси­лия является метание молота с одним поворотом.

    Для овладения техникой финального усилия, а также развития силы и быстроты применяются следующие специальные упражне­ния:

    Метание ядра или гири двумя руками через голову назад;


    • метание ядра или гири двумя руками влево -назад -вверх;

    • метание ядра двумя руками с одним поворотом;

    • метание гири двумя руками с одним поворотом;

    • метание веса с одним поворотом;

    • метание набивного мяча на лямке с одним поворотом;

    • вырывание гири левой рукой с поворотом;

    • метание молота с одного, двух, трех поворотов. Задача 5. Обучить технике метания с поворотами.
    При обучении данной технике следует соблюдать постепенность и последовательность. Для овладения техникой метания с поворо­та предлагаются основные упражнения:

    Метание молота с одного поворота;


    • метание разных снарядов (набивного мяча с лямками, гири, веса и других) с тремя и более поворотами;

    • метание облегченного молота с тремя-четырьмя поворотами;

    • метание молота на технику;
    - метание молота на дальность с закрытыми глазами.
    Вначале эти упражнения выполняются без финального усилия,

    И молот выпускается по инерции. Затем все метания выполняются в полной координации.

    При овладении техникой метаний с поворотами решаются сле­дующие задачи:


    1. Овладеть движением левой ноги для создания целостного вращательно-поступательного движения.

    2. Сохранить устойчивое динамическое равновесие за счет пе­реноса веса тела на левую ногу и перехода на нее.

    3. Выполнять движения без пауз в работе левой ногой и своев­ременно ставить на опору правую ногу, не теряя на ней равнове­сия.

    4. Овладеть обгоном ногами и тазом снаряд за счет ускоренной постановки правой ноги на опору.

    5. Создать основу правильного ритма за счет более быстрого выполнения второго и третьего основных поворотов.
    Стабилизация техники метания молота в целом требует дли­тельного времени.

    В дальнейшем следует чередовать метания на результат и на технику (см. рис. 123).

    Задача 6. Совершенствование техники метания молота.

    Для совершенствования техники метания молота можно ис­пользовать все описанные ранее упражнения, а также:


    • метание молота из круга, при этом соблюдаются правила соревнований;

    • метание молота разного веса и с разной интенсивностью;
    - метание молота на прикидках и соревнованиях.
    Рекомендует подробно рассмотреть «Примерный план обуче­
    ния технике метания молота».






    340






    342






    344

    Контрольные вопросы и задания