Страница 9 из 15
Метания
Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.
Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представ-ляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее раз-мещения (горизонтальная или вертикальная). В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавли-вают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в за-данном направлении.
Интересным упражнением для детей младшего до-школьного возраста является подбрасывание мяча вверх и ловля его обеими руками. При этом мяч держат обеими руками, опущенными вниз, подбрасывают его вверх над головой на 0,5 м, а затем ловят двумя руками, не при-жимая к туловищу.
Дошкольники овладевают также ловлей мяча после отскока его от пола. Им нужно показать, как держать руки во время ловли мяча: пальцы слегка согнуты "чашечкой", руки полусогнуты, перед грудью.
Дети 5 лет упражняются в прокатывании мячей или шариков с попаданием в предметы (кегли, кубики) с рас-стояния 1,5—2 м.
Широко используют метание мячей, снежков на даль-ность и в цель (дерево, щит, обруч, который положен на пол, корзину) с расстояния 2,5—3 м.
При метании предмета правой рукой ребенок пово-рачивается левым боком в сторону броска, отставляет назад правую ногу и переносит на нее тяжесть тела, выполняя при этом широкий замах рукой; во время броска массу туловища переносят на левую ногу (рис. 17).
Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок дол-жен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д. Дошкольники совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.
Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков правой и левой рукой. Поэтому предлагают выполнять упражнения и правой, и левой рукой. Это обеспечит равно-мерную нагрузку на мышечные группы обеих сторон туло-вища ребенка и будет способствовать гармоническому развитию.
В дальнейшем навыки в метаниях предметов на даль-ность и в цель совершенствуют в разнообразных подвиж-ных играх и при выполнении интересных для детей за-даний игрового характера.
Упражнения для детей 3 лет
1. Прокатывание большого мяча обеими руками с рас-стояния 60—100 см и ловля его, когда он будет катиться назад.
2. Сидя на коврике, ноги врозь, прокатывать мяч друг другу с расстояния 100 см.
3. Бросать большой мяч обеими руками снизу взросло-му с расстояния 70—100 см и ловить его.
4. Бросать мяч на пол (землю) и ловить его обеими руками после отскока.
5. Прокатывать мяч, шарик обеими и одной рукой по полу (земле), стараясь попасть в предмет (кубик, кеглю) с расстояния 1 —1,5 м.
6. Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (ящик, корзину) с расстояния 1 —1,5 м.
7. Бросать маленький мяч, мешочек с песком (масса 100 г) на дальность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния 1,5—2 м правой и левой рукой.
Упражнения для детей 4 лет
1. Прокатывать мяч, шарик (диаметром 20—25 см) обеими руками к взрослому и назад (положение — на корточках) с расстояния 1,5—2 м.
2. Прокатывать мяч, шарик обеими руками между ножками стула (воротца из двух кубиков шириной 50 см) с расстояния 1,5 м.
3. Прокатывать мяч, шарик обеими и одной рукой по полу (земле), стараясь попасть в предметы (кубики, кегли) с расстояния 2 м.
4. Бросать большой мяч обеими руками снизу и от груди взрослому с расстояния 1,5—2 м и ловить его.
5. Бросать большой мяч вверх (немного выше головы) и на пол (землю) и ловить его.
6. Отбивать большой мяч ладонью правой и левой руки об пол (землю) несколько раз подряд.
7. Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (обруч на полу) с расстояния 2 м.
8. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 100 г, шарики, снежки) одной рукой из-за головы на даль-ность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния 2—2,5 м.
Упражнения для детей 5 лет
1. Прокатывать мяч, шарик одной и обеими руками в ворота (шириной 40—50 см) из двух предметов (кубики, кегли) с расстояния 2 м.
2. Прокатывать мяч, шарик одной рукой по низу (зем-ле), стараясь попасть в предметы (кегли, кубики) с рас-стояния 1,5—2,5 м.
3. Бросать большой мяч обеими руками снизу и от груди друг другу с расстояния 1,5—2 м и ловить его.
4. Подбрасывать большой мяч вверх обеими руками снизу и ловить его, когда он отскочит от пола (земли).
5. Бросить большой мяч вверх и на пол (землю), хлопнуть в ладони перед грудью и поймать его.
6. Бросать большой мяч двумя руками снизу в стенку с расстояния 1,5—2 м и ловить его.
7. Ладонью отбивать большой мяч об пол (землю) несколько раз подряд.
8. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 150 г, снежки) в вертикальную (щит, стенка) и горизон-тальную (ящик, обруч) цель с расстояния 2,5 м из-за головы левой и правой руками.
9. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, снежки) на дальность из-за головы правой и левой рукой.
Упражнения для детей 6 лет
1. Прокатывать мяч, шарик одной рукой по полу (земле), стараясь попасть в предметы (кегли, кубики) с расстояния 3—3,5 м.
2. Прокатывать мяч, шарик одной рукой по полу (земле) в ворота (шириной 35—40 см) из двух предметов (кубики) с расстояния 2,5 м.
3. Бросать большой мяч обеими руками снизу от груди и из-за головы друг другу с расстояния 2—2,5 м и ловить его руками.
4. Бросать большой мяч одной рукой друг другу с рас-стояния 2—2,5 м произвольным способом и ловить его.
5. Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх и ловить его, когда он отскочит от пола.
6. Бросать большой мяч в стенку обеими руками, хлоп-нуть в ладони и поймать его.
7. Бросать большой мяч в стенку одной рукой; и как только он упадет на землю и отскочит, поймать его обеими руками.
8. Отбивать большой мяч ладонью руки об землю, медленно продвигаясь вперед на расстояние 4—6 м.
9. Бросать большой мяч обеими руками от головы об землю; второй ребенок или взрослый ловит его после от-скока (расстояние между детьми 2—2,5 м).
10. Набрасывать кольца на стержень (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 2,5—3 м
11. Бросать предметы (мяч, мешочки с песком массой 200 г, снежки) из-за спины через плечо в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3—3,5 м.
12. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, снеж-ки) из-за спины через плечо на дальность левой и правой рукой.
Упражнения для детей 7 лет
1. Бросать большой мяч обеими и одной рукой друг другу снизу, от груди и из-за головы с расстояния 2,5— 3 м и ловить его.
2. Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх над головой, хлопнуть в ладони и поймать его.
3. Бросить маленький мяч в стенку одной рукой, хлоп-нуть в ладони и, когда он упадет на землю и отскочит, поймать его.
4. Подбрасывать мяч вверх, поворачиваться кругом и ловить его.
5. Отбивать большой мяч ладонью руки об землю, продвигаясь вперед быстрым шагом или бегом на рас-стояние 6—8 м.
6. Набрасывать кольца на стержень (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 3—3,5 м.
7. Бросать большой мяч одной и обеими руками снизу и из-за головы в кольцо, которое прикреплено на высоте 2 м от земли.
8. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, камешки, снежки) из-за спины через плечо на дальность правой и левой рукой.
9. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, снеж-ки) из-за спины через плечо в вертикальную и горизон-тальную цель с расстояния 3,5—4 м правой и левой рукой.
Во время прогулок в парке, поле, лесу или возле речки (особенно в теплое время года) для совершенство-вания основных движений у дошкольников широко ис-пользуют естественные условия.
Выбирая место прогулок, нужно учитывать рельеф местности, чтобы дети имели возможность попрыгать с пеньков, поупражняться в равновесии во время ходьбы по бревну, побросать шишки на дальность и в цель, поиграть на полянке и т. д. При этом нельзя забывать о правилах безопасности.
Рассмотрим некоторые упражнения для совершенст-вования основных движений у дошкольников в естествен-ных условиях. Они распределены в соответствии со смеж-ными возрастными группами (3—4, 5—6, 6—7 лет). Если, например, ребенок 6 лет уверенно выполняет упражнения для дошкольников 5—6 лет, ему можно рекомендовать более сложные — для следующей возрастной группы 6—7 лет.
МБОУ СОШ №11, г. Белгорода
Обучение технике легкоатлетических упражнений - бег
С. В. Пономаренко
учитель физической культуры,
школа №11, г. Белгород
Белгород 2012
Эффективность процесса обучения в метаниях в первую очередь зависит от соответствия веса метательного снаряда и сложности упражнения силам и возможностям учащихся, их подготовленности. Если данное условие соблюдено, то школьники в основном быстро и правильно овладевают техникой метательных упражнений, хотя движения в метаниях не так естественны, как при ходьбе, беге или прыжках.
Метание малого мяча способом из-за спины через плечо является основным упражнением для всех возрастных групп учащихся. Школьникам необходимо приобрести навык в метании малого (теннисного) мяча из-за головы, стоя лицом к направлению броска. На начальном этапе обучения метание мяча осуществляют в мишень размером 1x1 м с расстояния от 2 до 8 м; на следующем этапе - боком к направлению броска в мишень или через препятствие (волейбольная сетка или натянутая на определенной высоте верёвка) с расстояния 6-8 м.
Для формирования навыка метания, занятия с детьми в начальной школе я начинаю, используя легкие мячи (тряпичные или подушечки). Только после приобретения навыка метания легкими мячами перехожу к метанию теннисными мячами.
Рассмотрим возможные ошибки и упражнения по их устранению (см. таблицу), а затем - специальные подготовительные упражнения по овладению техникой метания мяча и гранаты.
Специальные подготовительные упражнения. Обучение технике метаний начинаю с заключительной фазы, представляющей собой резкое движение «бросковой» руки.
Резко встряхнуть кисть, как будто что-то стряхиваешь с пальцев (рис. 1).
Взять правильно метательный снаряд (рис. 2).
Выполнить бросок мяча в пол за счет движения предплечья и кисти. Здесь на начальном этапе обучения занимающиеся могут держать себя за локоть (рис. 3).
Сгибание и разгибание руки с мячом, стоя лицом к направлению броска (рис. 4).
Метание мяча в цель или через препятствие (волейбольная сетка или натянутая на определённой высоте верёвка), стоя лицом к на правлению броска (рис. 5 а, б),
Обучение выполнению положения «натянутый лук» (рис. 6).
Метание мяча (гранаты), стоя боком к направлению броска, с поворотом на месте (рис.7 а, б).
То же упражнение, но с шага (рис. 8).
То же упражнение, но с разбега. На начальном этапе обучения с 3-5 шагов, переходя постепенно к убыстрению и увеличению количества шагов в разбеге (рис. 9).
10. Упражнения на совершенствование умения выполнять финальное усилие при броске мяча, которые можно использовать и как домашние задания. Упражнения можно делать в парах или с резиновым жгутом, с отягощениями в виде стальных шаров, гантелей и др. (рис. 10).
11. Для совершенствования техники метаний и развития двигательных качеств применяют в большом объёме упражнения с набивными мячами (рис. 11).
При хвате мяча мяч держат слишком крепко или слишком слабо |
Хорошо изучите хват на основе приведенных нами объяснений и рисунков. Упражняйтесь в правильном выполнении хвата |
Таз и правая нога слишком вывернуты вправо |
Акцентируйте внимание на выносе носка стопы вперед. Стремитесь к «скручиванию» в поясе |
Метающая рука не полностью выпрямлена |
Акцентируйте внимание на выведении руки назад. Чаще упражняйтесь в бросках мяча с места |
При броске мяча метающая рука слишком отводится в сторону от туловища |
Делайте упражнения для мышц плечевого пояса (на растягивание и на подвижность); метания по цели, выполняя броски мяча из-за головы |
При броске мяча голова и верхняя часть туловища отклоняются влево |
Выполняйте дальние броски мяча через высокие препятствия. При этом следите за траекторией полета мяча |
Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице |
Осуществляйте метание мяча с выполнением «броскового» шага. При этом левую ногу ставьте на грунт, а потом выпрямляйте |
Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия |
Упражнение выполняйте медленно и правильно делайте отсчет |
И еще несколько замечаний о взаимодействии учителя и ученика в процессе обучения.
Поскольку деятельность учителя имеет целью передачу знаний ученику и руководство процессом усвоения знаний, формированием двигательных умений и навыков, то обучение может быть полноценным только тогда, когда учитель выполняет роль лидера, опираясь на научно обоснованную теоретическую подготовку. Учитель должен знать научные основы теории физического воспитания, техники спортивных двигательных действий и обучения им. Сюда относится также знание основ психологии обучения, физиологических закономерностей приспособления организма занимающихся к нагрузкам (с учетом возрастных особенностей), и оптимальных путей их использования в процессе обучения.
Учебный процесс станет эффективным только при условии систематичности и дидактической обработанности всех элементов его организации, включая учебный материал, а эффективность усвоения материала зависит оттого, насколько точно школьник представляет задачи обучения и пути их решения. Если цель обучения осознается школьником сравнительно просто, то частные задачи обучения зависят от условий, от него скрытых и ясных только профессионально подготовленному учителю, осуществляющему руководство при их решении.
Несмотря на то, что прочность усвоения материала во многом зависит от свойств памяти занимающегося, учитель может влиять на эффективность запоминания. Он помогает ученику сформировать установку на запоминание учебного материала, учит приёмам запоминания, предлагает задания, способствующие произвольному и непроизвольному запоминанию двигательных действий. Запоминается и прочно усваивается, прежде всего, то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную ценность.
В заключение отмечу, что в своих статьях я рассматриваю только основные упражнения в обучении бегу, прыжкам и метаниям, которые могут пригодиться учителям всех специализаций, вполне доступны для их выполнения школьниками и достаточно эффективны при использовании на занятиях другими видами спорта (баскетбол, волейбол).
Если домашнее задание на тему: » Обучение технике легкоатлетических упражнений – бег оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.
 
Свежие новости
Категории
Новости
Сочинения по теме
- Тест по теме «Информация»
1. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:
а) всевозможные сведения, сообщения, знания; б) сведения, передаваемые в
- Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое
(Документ)
n1.doc
Глава 10МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ
МЕТАНИЙ
10.1. Методика обучения технике толкания ядра
К наиболее значимым двигательным навыкам в метаниях можно отнести взаимодействие ног с опорой и между собой, очередность использования отдельных частей тела метателя в разгоне снаряда, выполнение обгона снаряда для активизации финального усилия. Для того чтобы освоить метательные движения и уметь прикладывать усилия к снаряду, необходимо начинать обучение со специальных упражнений, используя набивные мячи, мешки с песком и ядра различного веса, например:
толкание мяча двумя руками от груди вверх, сгибая и выпрямляя ноги;
толкание одной рукой вверх, согнув предварительно ноги;
толкание одной рукой вперед - вверх партнеру, стоя к нему лицом, затем боком;
бросание мяча двумя руками из различных положений (снизу-вперед-вверх, из-за головы -вперед, сбоку-вперед-вверх и др.). Изучив основы бросковых движений, можно переходить к обучению технике толкания ядра.
Правильное двигательное и зрительное представление о технике толкания ядра создается методами объяснения и показа. При этом кратко объясняется последовательность движений, включая данные о форме, весе снаряда и правилах соревнований. Обычно объяснениям предшествует демонстрация, но в зависимости от условий можно делать и наоборот.
Демонстрация техники производится преподавателем или занимающимся, хорошо ею владеющим. Кроме этого используются наглядные пособия, кинограммы, плакаты и видеофильмы.
Задача 2. Обучить держанию и выталкиванию ядра.
Обучение непосредственно толканию ядра следует начинать с его держания и заключительного усилия - выталкивания. После показа и объяснения держания ядра проверяется правильность его выполнения занимающимися. Ядро кладется на основание пальцев при вертикальном положении предплечья.
Для решения этой задачи представим следующие упражнения:
перебрасывание ядра из рук в руки;
толкание ядра вверх на небольшую высоту, с последующей ловлей;
толкание ядра вперед -вверх и вперед -вниз;
толкание ядра через различные предметы.
Задача 3. Обучить технике толкания ядра с места (или финальному усилию).
Освоение толкания ядра с места можно начинать из положения стоя лицом, а затем боком к направлению метания, но с предварительным поворотом плечевого пояса направо. Эти упражнения являются переходными к толканию из исходного положения, стоя спиной к направлению метания. Ноги при этом слегка согнуты, левая нога впереди, вес тела преимущественно на правой ноге, согнутой в колене. Стопа левой ноги слегка повернута внутрь. Толчок начинается с постановки левой ноги на грунт.
Вспомогательными упражнениями для освоения техники толкания ядра с места будут толкания набивных мячей одной и двумя руками из различных исходных положений (рис. 110).
Задача 4. Обучить технике скачкообразного разбега.
Для овладения техникой скачка существует целый ряд имитационных упражнений.
1. Из исходного положения - стоя спиной к направлению метания:
Тело группируется к толчковой правой ноге, согнутая левая
■юга ставится на опору вблизи от правой на пальцы;
Выполняется взмах левой ногой вперед в направлении толчка
одновременным выпрямлением правой ноги;
Левая нога возвращается в положение, близкое к исходному,
ю при более низкой группировке.
Данное упражнение позволяет создать условия для старта из устойчивого исходного положения (первоначальная группировка).
2. Следующее упражнение является продолжением предыдущего. После первоначальной группировки выполняются взмах левой ногой в направлении толкания с одновременным энергичным отталкиванием правой ногой и затем укороченный скачок, путем низкого скользящего продвижения на правой ноге, с активным подтягиванием отталкивающей правой ноги под туловище. Это упражнение отрабатывает старт, придает системе «толкатель - снаряд» определенную горизонтальную скорость, позволяет обогнать снаряд ногами и тазом и овладеть устойчивой группировкой к толчковой ноге.
Чтобы создать у занимающихся ощущение правильного выполнения толчка, его следует делать с помощью партнера. Для этого обучаемый занимает описанное ранее положение в наклоне вперед и в шаге с отведенной назад левой ногой. Партнер, поднимая ногу у подъема, легко тянет занимающегося по направлению толкания. Обучаемый, используя силу тяги, делает короткие скачки на правой ноге и затем подтягивает голень, ставя ногу на носок.
При обучении скачку следует избегать сильного отталкивания правой ногой, являющегося причиной высокого и далекого скачка, а часто и паузы.
Задача 5. Обучить технике толкания ядра со скачка.
На каждом занятии с обучаемыми следует повторять толкание ядра с места и имитации скачка. Кроме этого средствами для решения поставленной задачи будут следующие упражнения:
имитация толкания ядра со скачка и без снаряда;
толкание ядра облегченного веса со скачка;
толкание ядра со скачка из круга, соблюдая правила соревнований, и на результат.
Задача 6. Совершенствование техники толкания ядра.
При совершенствовании техники толкания ядра в целом главными средствами для решения этой задачи будут:
специальные упражнения для совершенствования отдельных фаз без снаряда, со снарядом и на тренажерах;
толкание ядер различного веса из круга;
толкание ядра на результат.
В настоящее время широко используется способ толкания яДР а с поворота. Применение того или иного варианта зависит от индивидуальных способностей человека к метательным движениям-
300
Последовательность обучения метания диска в принципе идентична последовательности обучения толкания ядра. Особенностью техники метания диска является то, что предварительные и финальные движения в нем являются вращательно-поступательны-ми, и вследствие этого усилие наращивается в горизонтальной плоскости. Приступая к обучению метания диска, следует учесть, что подготовленность занимающихся к вращательным движениям, как правило, недостаточная, требует специальной подготовки и необходимых мер предосторожности. Так, во избежание случайных травм на занятиях диски метают только в одном направлении. Места для занятий, в том числе и круги для метаний, располагаются по возможности дальше друг от друга или ограждаются сеткой. Во время группового обучения следует четко установить очередность метаний и выход в поле за снарядами.
Задача 1. Ознакомить с техникой метания диска.
Решая эту задачу, преподаватель кратко объясняет технику метания диска и затем показывает, как нужно метать диск с полным поворотом. При повторной демонстрации движений преподаватель выполняет их в замедленном темпе и останавливается на наиболее важных моментах. Показ дополняется краткими объяснениями и просмотром наглядных пособий: кинограмм, плакатов, рисунков, фотоснимков и видеофильмов. Обучение навыкам метания диска начинается с первого же практического занятия.
Задача 2. Обучить держанию и выпуску диска.
Хват и держание диска сначала объясняет и демонстрирует преподаватель. Показывает своеобразное держание диска крайними фалангами пальцев и прижимание его большим пальцем. Затем осваивается выпуск диска практически, используя упражнения:
стоя лицом вперед, левая нога впереди, рука с диском опущена вниз. Диск выбрасывается вверх на 1 - 2 м с указательного пальца таким образом, чтобы он вращался по часовой стрелке. В момент броска ноги слегка амортизируют. Диск должен вращаться не вибрируя и падать на землю точно на ребро;
исходное положение то же, но после приседания и замаха с диском выполняется бросок вперед так, чтобы диск катился на ребре, вращаясь вокруг своей оси (рис. 112);
исходное положение то же, но диск выбрасывается вверх-вперед;
стоя лицом по направлению метания, ноги поставить на ширине плеч, левый бок - по направлению метания, вес тела распределен на обе ноги. Производить размахивания рукой без диска и с диском в различных плоскостях, перенося вес тела с одной
Ноги на другую и скручивая туловище вправо. При этом вес тела полностью переносится на правую ногу, тело слегка группируется к ней, нога сгибается в коленном суставе;
Из того же исходного положения, но скручивая туловище вправо
с замахом правой руки с диском (палкой, мячом с петлей) и бро
сок вперед. Упражнение можно выполнять после нескольких пред
варительных взмахов руками.
Упражнения в выпуске диска, имитация движений рук в горизонтальной плоскости, динамическая группировка к правой ноге, скручивание и возвращение туловища - все эти действия являются началом овладения техникой метания диска с места.
Задача 3.
Финальное усилие при метании диска является заключительным движением, которое выполняется после поворота. По мере освоения упражнений в выпуске диска занимающиеся должны овладеть финальным усилием, являющимся основным звеном в метании снаряда. Поэтому внимание занимающихся акцентируется на обгоняющих движениях ног и таза относительно снаряда и на захвате. При этом колено правой ноги движется наружу и преимущественно вперед - вверх. Левая часть тела смещается к опорной ноге, становясь осью вращения и основной опорной точкой при выбрасывании снаряда. Основные упражнения для обучения финальному усилию:
стоя ноги врозь, левым боком к направлению броска, имитировать поворотно-разгибающую работу ног в конечной фазе метания;
то же, но со снарядом (гимнастическая палка, теннисная ракетка, мяч с петлей, легкий диск);
метание диска с места из исходного положения, стоя боком и спиной по направлению метания (рис. 113).
Изучение поворота в метании диска следует начинать одновременно с освоением метания снаряда с места. Сначала поворот Изучается без диска, а затем с диском или предметами, удобными Для держания (теннисная ракетка, гимнастическая палка, мяч
С петлей, гантель). Наиболее удобное вспомогательное средство для обучения - диск с лямкой, сделанной из прочной широкой тесьмы, которая охватывает плоскость диска с одной стороны и прикрепляется концами к другой стороне. Для использования такого снаряда кисть руки просовывается между тесьмой и плоскостью диска. Основные упражнения для решения этой задачи:
имитация частей поворота;
имитация поворота в целом без диска и с диском;
повороты с различными вспомогательными предметами.
Задача 5. Обучить технике метания диска с поворота.
При обучении технике метания диска с поворота вначале движения выполняются без диска, затем с диском без броска и с броском, вне круга и в круге. Скорость движений можно увеличивать лишь постепенно, по мере усвоения элементов этой техники метания. Вращательно-поступательное движение выполнять по линии диаметра круга, плавно ускоряя переход вращения в направлении броска, в то время как руки и туловище отведены вправо. Левая нога кратчайшим путем проносится вперед с последующим выпрямлением в коленном суставе.
Для осуществления этой задачи необходимы следующие упражнения:
Метание диска с поворотом из исходного положения, стоя
боком к направлению броска;
метание диска с поворотом из исходного положения, стоя спиной к направлению броска;
метание диска с поворотом из круга, соблюдая правила соревнований.
Решать эту задачу поможет метание диска с поворота из различных исходных положений, метание снаряда с высокой скоростью на результат и в соревнованиях. Преподаватель должен учитывать индивидуальные возможности занимающихся для поиска наиболее рациональных форм движения. В процессе совершенствования следует уделять внимание на исправление недостатков в технике и изучению их деталей. Параллельно с совершенствованием техники метания диска необходимо применять специальные упражнения с отягощением для развития скоростно-силовых качеств метателей (см. рис. 114).
10.3. Методика обучения технике метания снаряда: малого мяча, гранаты, копья
10.3.1. Методика обучения технике метания малого мяча, гранаты
■ Специфические особенности техники метания копья требуют от занимающихся хорошей координации движений, эластичной мускулатуры, достаточной подвижности в суставах и гибкости, динамической и взрывной силы, умения управлять отдельными звеньями тела и чувства ритма. Все это предъявляет серьезные требования к общефизической и специальной подготовке метания копья. Поэтому особое место при изучении техники метания должны занять специальные упражнения со вспомогательными снарядами, мячами и гранатами. Это поможет начинающим избежать многих ошибок, которые возникают при обучении техники метания копья, если с самого начала обучающиеся начинают пользоваться основным снарядом, т.е. к обучению техники метания копья приступают после того, как освоено метание малого мяча и гранаты.
Последовательность задач и целесообразность упражнений обусловливаются характером вида метаний, включающим как отдельные упражнения, так и группу сходных упражнений, имеющих Наиболее тесную структурную связь с основным двигательным Действием.
310
312
314
Задача 1. Ознакомление с техникой метания гранаты (мяча).
Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания гранаты и мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, предлагает обучающимся просмотреть кинограммы, плакаты, видеофильмы, знакомит с правилами соревнований.
Задача 2. Обучить держанию и выбрасыванию снаряда.
Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда.
Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец может располагаться как вдоль оси гранаты (как при держании копья), так и поперек (рис. 115).
Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. 1ри пальца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку. При обучении правильному хвату надо следить чтобы обучающиеся не держали мяч излишне крепко. I ра-нату и мяч держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить последующее отведение снаряда в разбеге (рис. 116).
Обучение метанию малого мяча может проводиться в спортивном зале а метание гранаты и копья проводится на стадионе или спортивной площадке, но если оборудовать спортивный зал специальной сеткой, то метание дротиков, копья можно проводить в зале. В процессе обучения преподаватель должен соблюдать [еры предосторожности:
- разрешать метать гранаты, копья только по сигналу препода
вателя в одну сторону;
Располагать занимающихся на достаточном удалении друг от друга;
Собирать брошенные снаряды только
после сигнала, следить, чтобы копья дер-
кали вертикально, наконечниками вверх.
Для обучения технике держания и выбрасывания снаряда последовательно ис-юльзуются следующие упражнения:
Ноги на ширине плеч, вес тела пре
имущественно на передней части стоп,
рука с малым мячом впереди над плечом,
согнута в локтевом суставе, свободная опу
щена вниз. Имитация броска последова-
тельным и непрерывным выпрямлением руки вперед -вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сторону, назад и до исходного положения;
из того же исходного положения бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 -5 м (рис.117);
стоя лицом, а потом боком в
Цель этих упражнений - овладеть движением руки хлестооб-разным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно проносить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед - вверх в направлении броска.
Задача 3. Обучить метанию гранаты (мяча) с места.
К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:
имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут (ленту, эспандер), закрепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
метания малого мяча (набивного мяча) в стену из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
имитация финального усилия с помощью партнера (преподавателя), стоя левым боком в сторону метания, левая нога стоит впереди, стопа повернута носком внутрь под углом 45°, правая нога находится в согнутом положении. Преподаватель (партнер), держа занимающегося за кисть правой руки, подталкивает его под лопатку вперед, дает почувствовать работу мышц в этом положении (рис. 118);
имитация входа в положение «натянутого лука». Стоя левым боком к гимнастической стенке, правой рукой захватить снизу рейку на уровне плеча, левой - впереди рейку хватом сверху на уровне плеч. Выход в положение «натянутого лука» осуществлять за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища;
стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решетку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.
метание гранаты (мяча) с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5 - 3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий скачок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую Ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты Или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
имитация выполнения скрестного шага с помощью преподавателя или опытных занимающихся. Во время выполнения данного упражнения обучающегося удерживают за правую выпрямленную руку. Это делается для того, чтобы ноги обгоняли туловище (Рис.119);
метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположена на расстоянии 10-12 м от линии броска.
Задача 5. Обучить технике выполнения разбега и отведения гранаты (мяча)
Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения снаряда. Рассмотрим их.
I вариант: метание с 4 бросковых
шагов с отведением гранаты (мяча) на
2 шага способом «прямо -назад»;
II
вариант: метание с 4 бросковых
шагов с отведением снаряда на 2 шага
способом «дугой вверх-назад»;
III
вариант: метание с 4 броско
вых шагов с отведением снаряда на
2 шага способом «вперед -вниз -назад»;
IV вариант: метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед -вниз -назад».
Первый вариант больше подходит девушкам, обладающим большой подвижностью в плечевых суставах. Наиболее распространенным вариантом является третий. Обучение способам отведения снаряда следует начинать с положения «стоя на месте» при помощи упражнений:
имитация отведения снаряда на 2 шага ходьбы. Занимающиеся, стоя в шеренге, держат гранату (мяч) над плечом. Отведение снаряда производится на 2 шага под команду преподавателя, а затем самостоятельно;
выполнение имитации отведения гранаты (мяча) в ходьбе, а затем в беге. Выполнять на 2 шага - отведение и на 2 шага - возвращение;
отведение снаряда на 2 шага способом «вперед - вниз - назад» с последующим выполнением скрестного шага и шага левой ногой, т.е. выполнение 4 бросковых шагов в целом и приход в исходное положение перед броском без метания и с выполнением метания (рис. 120).
из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);
то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.
Правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега - путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежка-Ми без броска и с броском снаряда.
Задача 7. Совершенствование техники метания гранаты (мяча).
Для совершенствования техники метания гранаты (мяча) необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами Техники. Рост результатов в метании этих снарядов зависит не только от совершенствования техники, но и от развития физических качеств, в первую очередь от укрепления связок локтевого * Плечевого суставов.
Изучение техники метания мяча и гранаты хорошо подготавливает занимающихся к освоению метания копья.
ЖИЛКИН 471
322
324
10.3.2. Методика обучения технике метания копья
Задача 1. Ознакомить с техникой метания копья. Данная задача аналогична с техникой метания гранаты (мяча).
Задача 2. Обучить держанию и выбрасыванию копья.
При выборе способов «хвата» копья следует учитывать личные ощущения занимающихся. Для определения удобного хвата необходимо воткнуть копье перед собой на расстоянии вытянутой руки и охватить древко, расположив пальцы правой руки сверху и вдоль обложки, чтобы почувствовать хороший упор. Далее выполняются следующие упражнения:
метание копья происходит обеими руками из различных положений с направлением копья в землю. При метании копья обеими руками снаряд держится над головой, левая рука - сзади правой;
метание копья с места в цель одной рукой. Копье удерживается над плечом, предплечье как можно ближе к древку копья, левая рука вытянута вперед.
Задача 3. Обучить метанию копья с места.
Основные средства обучения:
имитация финального усилия из исходного положения - стоя левым боком по направлению метания, левая нога - впереди, рука с копьем над плечом отводится назад -вниз, правая нога сгибается на счет «раз», туловище закручивается и наклоняется вправо. На счет «два», поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя ногу и поднимая руку с копьем локтем вперед, обучающиеся принимают положение «натянутого лука»;
метание копья в цель. Исходное положение то же, но используются облегченные снаряды;
метание копья с места из того же исходного положения, но бросок начинается с разгибания правой ноги и с последующим выведением вверх -вперед метающей руки. Заканчивается бросок хлестообразным движением предплечья и кисти без опускания локтя.
Задача 4. Обучить отведению и метанию копья с бросковых шагов.
Большинство из основных элементов этой задачи осваивается упражнениями в облегченных условиях. Отведение копья тесно связано с выполнением бросковых шагов, с поворотом туловища вправо и продвижением боком. Основные упражнения обучения:
К - имитация отведения копья в различных комбинациях без броска. Из исходного положения - стоя лицом вперед, левая нога - впереди, грудь обращена по направлению метания, рука с копьем - над плечом, кисть - на уровне головы, острие копья направлено вперед -вниз. Далее делается шаг правой ногой и одновременно туловище поворачивается вправо, рука отводится прямо - назад; шаг левой ногой - полный поворот вправо и выпрямление руки с копьем сзади на высоте плеча, острие копья находится на уровне лица;
из того же исходного положения рука с копьем таким же образом отводится на 2 шага, затем возвращается в прежнее положение над плечом;
имитация отведения копья с последующим скрестным шагом без выделения ритма и с акцентом на нем. Выполняется без броска и в сочетании с ним. Из исходного положения - стоя лицом вперед, левая нога - впереди, рука со снарядом под плечом отводится на первых 2 шагах, после акцентируется скрестный шаг, левая нога опускается на опору и принимает предбросковое положение, но без метания;
то же, но с последующим легким броском и постепенным увеличением усилия в зависимости от овладения отдельными элементами и их сочетанием.
Упражнения сначала выполняются в медленном темпе (в ходьбе), а затем в беге, но без остановки так, чтобы добиться слаженности исполнения.
Задача 5. Обучить технике метания копья с разбега.
Длина разбега определяется для каждого спортсмена индивидуально и зависит от ростовых данных занимающихся и скорости, Которую они развивают.
Вначале делается разметка разбега, а в процессе совершенствования она уточняется. Размечая разбег, следует отметить 3 - 4 длины Копья от дуги для метания копья по направлению, обратному разбегу. В конце этого отрезка делается отметка, а от нее отмеряют е Ще длину 6 - 7 копий и делают исходную отметку, которая являйся началом разбега.
Для овладения техникой разбега применяются следующие упражнения:
пробегание предварительной части разбега с попаданием левой ногой на контрольную отметку. Стоя лицом вперед, правая нога - впереди, рука с копьем - над плечом. Несколько раз обучающиеся пробегают расстояние до второй контрольной отметки с уточнением, куда попадет левая нога;
пробегание предварительной части разбега в сочетании с отведением копья и выполнением бросковых шагов без броска. Таким образом уточняется место остановки метателя, с которого он выполняет бросок;
метание копья с укороченного разбега. Разбег еще не установлен окончательно, но позволяет набрать необходимую скорость, которую нужно удержать во время бросковых шагов и выполнить ритм последних шагов, связанный с финальным, решающим усилием;
подбор и опробование индивидуального разбега, его коррекция. После нахождения второй контрольной отметки каждый занимающийся многократно пробегает предварительную часть разбега с последующей коррекцией ее со стороны преподавателя. Затем замеряется стопами или рулеткой расстояние от первой контрольной отметки до второй и запоминается;
метание копья с помощью разбега с продолжением уточнения расстояния. Главное, на что должен акцентировать внимание преподаватель, решая данную задачу, - это выполнение бросковых шагов в соответствующем ритме и в сочетании их с финальным усилием. Другие, более второстепенные элементы техники будут осваиваться обучаемыми на протяжении длительного времени.
После овладения основами техники метания копья с разбега уточняются хват снаряда, вариант несения и отведения копья в разбеге, особенности бросковых шагов, движений плечевым поясом и туловища, ритмовая структура броска, длина полного разбега.
Для совершенствования техники метания копья необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами выполнения отведения снаряда и способами проведения финального усилия. Установление и совершенствование индивидуального варианта техники метания копья требует длительного времени. Участие в соревнованиях позволяет определить уровень специальной подготовленности и эффективность техники метания копья, а также определить пути дальнейшего совершенствования этого виД а легкоатлетического спорта (рис. 121).
332
336
10.4. Методика обучения технике метания молота
Метание молота является сложным по координации двигательным действием, требующим от занимающихся большой физической силы. Поэтому обучение технике метания молота должно быть построено с учетом особенностей физического развития и двигательного опыта занимающихся.
Вес снаряда при обучении должен соответствовать весу и силе занимающегося. При овладении техникой метания молота также используются вспомогательные снаряды.
При обучении технике метания молота необходимо соблюдать меры безопасности. Метание молота следует выполнять только на специально оборудованных площадках и секторах.
Задача 1. Ознакомить с техникой метания молота.
Данная задача решается с помощью показа и объяснения техники метания молота в целом и по частям. Рассказ об основных моментах техники метания данного снаряда сопровождается показом кинограмм, фотографий, рисунков, плакатов и видеозаписей. С целью показа техники метания молота могут быть использованы тренировки и соревнования. Обучающихся знакомят с правилами соревнований и оборудованием мест для занятий.
Задача 2. Обучить способу держания молота и технике предварительных вращений.
После ознакомления обучающихся с техникой метания молота в целом необходимо изучить способ держания снаряда. Для этого нужно взяться за ручку молота сначала левой рукой, затем положить на нее правую руку, чтобы ощутить удобство хвата. Затем молот поднимают перед грудью и встряхивают им несколько
Предварительные вращения следует выполнять в полуприседе, перенося вес тела с одной ноги на другую, в направлении, противоположном положению молота (рис. 122).
Для освоения техники предварительных вращений следует применять вращение молота с приседанием и вставанием, держа его одной или двумя руками. Для этой цели также используются вспомогательные снаряды (набивные мячи на лямках, гири, мешки с
Песком, палки).
Для изучения предварительных вращений применяется целый
Ряд специальных упражнений:
Вращение молота левой рукой создает правильное пред
ставление о работе мышц туловища во время предварительного
вращения, приучает к правильному противодействию силе его
вращение молота правой рукой улучшет равновесие и владение снарядом;
вращение молота двумя руками, приседая и вставая;
Вращение молота двумя руками в ходьбе. Делать шаг левой
ногой, когда молот проходит вверху, и шаг правой ногой, когда
молот внизу;
Вращение разнообразных снарядов на месте и в ходьбе.
Усвоив технику предварительных вращений молота, можно пе
реходить к увеличению скорости раскручивания снаряда.
Задача 3. Обучить технике поворота с молотом.
Обучение технике поворотов в метании молота следует начинать с изучения движения ног, выполняя имитационные упражнения без снаряда на два счета.
На счет «раз» выполняется первая половина поворота (двухо-порное положение), на счет «два» - вторая половина поворота (одноопорное положение).
Затем это упражнение следует выполнять без счета, слитно, с равномерной скоростью. Руки, при выполнении поворотов, следует держать соединенными вместе, поднятыми вперед -вниз - вправо. Голову нужно держать прямо лицом к снаряду, на ноги не смотреть.
Для развития «чувства равновесия» выполняются упражнения поворотов с закрытыми глазами.
При обучении технике поворотов необходимо применять разнообразные специальные упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
Только после освоения этих упражнений можно изучать повороты с молотом.
Задача 4. Обучить технике финального усилия.
Основным упражнением для обучения технике финального усилия является метание молота с одним поворотом.
Для овладения техникой финального усилия, а также развития силы и быстроты применяются следующие специальные упражнения:
Метание ядра или гири двумя руками через голову назад;
метание ядра или гири двумя руками влево -назад -вверх;
метание ядра двумя руками с одним поворотом;
метание гири двумя руками с одним поворотом;
метание веса с одним поворотом;
метание набивного мяча на лямке с одним поворотом;
вырывание гири левой рукой с поворотом;
метание молота с одного, двух, трех поворотов. Задача 5. Обучить технике метания с поворотами.
Метание молота с одного поворота;
метание разных снарядов (набивного мяча с лямками, гири, веса и других) с тремя и более поворотами;
метание облегченного молота с тремя-четырьмя поворотами;
метание молота на технику;
Вначале эти упражнения выполняются без финального усилия,
И молот выпускается по инерции. Затем все метания выполняются в полной координации.
При овладении техникой метаний с поворотами решаются следующие задачи:
Овладеть движением левой ноги для создания целостного вращательно-поступательного движения.
Сохранить устойчивое динамическое равновесие за счет переноса веса тела на левую ногу и перехода на нее.
Выполнять движения без пауз в работе левой ногой и своевременно ставить на опору правую ногу, не теряя на ней равновесия.
Овладеть обгоном ногами и тазом снаряд за счет ускоренной постановки правой ноги на опору.
Создать основу правильного ритма за счет более быстрого выполнения второго и третьего основных поворотов.
В дальнейшем следует чередовать метания на результат и на технику (см. рис. 123).
Задача 6. Совершенствование техники метания молота.
Для совершенствования техники метания молота можно использовать все описанные ранее упражнения, а также:
метание молота из круга, при этом соблюдаются правила соревнований;
метание молота разного веса и с разной интенсивностью;
Рекомендует подробно рассмотреть «Примерный план обуче
ния технике метания молота».
340
342
344
Контрольные вопросы и задания