Здоровье

Непосредственно-образовательная деятельность.Опытно-экспериментальная деятельность«Волшебная бумага. Конспект занятия на тему "опыты с бумагой" Экспериментирование с бумагой для 4 5 лет

Мы привыкли использовать бумагу для творческого развития ребенка: аппликации, поделки, рисование. Но сегодня мы предлагаем вам провести ряд опытов для детей с бумагой .

Эти опыты просты в реализации и не потребуют от вас дополнительных материальных или временных затрат. При этом они наверняка разнообразят ваши занятия с детьми, а вы сможете продемонстрировать ребенку в игровой форме некоторые физические и химические явления.

Итак, сегодня мы проведем следующие опыты для детей:

  • Танцующее конфетти
  • Притягательный воздушный шар
  • Укротитель змей
  • Сильная бумага
  • Тайное письмо

Танцующее конфетти

Для проведения этого опыта нам понадобится прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. Если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им. Цветное конфетти высыпаем в коробку. Теперь берем упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезаем донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать.

Этот опыт вы можете повторять с малышом несколько раз, соревнуясь, кто соберет себе больше конфетти. Поэкспериментируйте с материалом, который притягивает бумагу: пластмассовая расческа, пластиковая крышка, линейка и т.д.

Малыша наверняка заинтересует, почему к некоторым предметам бумага притягивается, а к другим нет. Расскажите ему о статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга (обычно натуральных и синтетических). Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.

Притягательный воздушный шар

Этот опыт является логическим продолжением предыдущего. Надуваем воздушный шарик, трем им о шерсть, мех или волосы (будьте осторожны: при частой электризации концы волос секутся) и насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипает к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.

Укротитель змей

Для этого опыта нам потребуется змея, которую вы легко можете сделать сами, разрезав по спирали круг и украсив его подходящим узором. Не забудьте оформить голову змеи, чтобы ни у кого не осталось сомнения в вашем мастерстве фокусника.

Когда все приготовления окончены, берем полистироловую пластину из первого опыта и трем ее о шерсть. Теперь можно говорить любые подходящие слова заклинания и подносить пластину к голове змеи. Будьте уверены, змея послушно прилипнет к наэлектризованной пластине и будет двигаться за вашей рукой. По мере того, как заряд израсходуется, змея упадет на стол, и опыт придется повторять заново.

Сильная бумага

В следующем опыте для детей с бумагой я предлагаю вам продемонстрировать малышу зависимость физических свойств бумаги от ее формы. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Поэкспериментируйте с весом, который сможет выдержать сложенная бумага. Расскажите малышу, что подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Тайное письмо

Вы любите квесты, приключения и поиски клада? Тогда этот опыт придется вам по душе. Но даже если вы предпочитаете более спокойные игры, малыш запросто сможет показывать этот фокус родственникам как «великий маг и волшебник».

Итак, берем сок лимона или растворяем лимонную кислоту в небольшом количестве воды. Обратной стороной кисточки (или любой другой палочкой) наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода (другие опыты с йодом можете посмотреть ) и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, малыш сможет прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок.

Наносить текст желательно палочкой, так как кисточка излишне смачивает бумагу, текст растекается, и прочитать такую записку потом сложно.

Обратите внимание малыша на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют модифицированный крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств (в полиграфии этот процесс называется мелование бумаги), а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.

Кстати, это замечательный повод заняться нетрадиционным творчеством и порисовать на бумаге разведенным йодом!

Надеюсь, что опыты для детей с бумагой помогут вам разнообразить игры и занятия с детьми, а может быть даже лягут в основу представлений перед родственниками и друзьями.

Веселых вам игр и увлекательных экспериментов!

И в заключение предлагаем вам посмотреть 10 простых и в то же время необычных фокусов с бумагой:

Понравилась опыты для детей с бумагой? Сохраните себе на стену, чтобы порадовать малыша необычными экспериментами!

Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении.

Первый этап.

Задачи: Дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес. Развивать творчество, навыки конструирования.

Ход экспериментирования:

Организационный момент.

Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг.

Справа – друг и слева – друг (беремся за руки.)

Все привет друг другу скажем!

Дети. ПРИВЕТ! (руки к верху и разжимаем руки, хлопаем в ладоши в кругу в середине)

Воспитатель: Настроение у нас – отличное,

(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)

А улыбки – дело привычное,

(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)

Пожелаем друг другу добра,

(руки в стороны над головой и опустить вниз.)

Ведь играть начинать нам пора!

А язычок готов работать? Да!

Покажи – ка детвора! (высовывают язычок и балуются)

а) Развитие артикуляционного аппарата.

Вращение языком (маятник)

Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

До города дорога в гору, от города - с горы.

Тихо→ громко.

Медленно-быстро-быстрее …

Воспитатель: Ребята как вы думаете, о чем эта скороговорка? Правильно о дороге! И я предлагаю вам отправиться в дорогу! В путешествие, в удивительную страну сказки, которую написал замечательный русский поэт (выставляю портрет А.С. Пушкина на мольберт)

Много сказок сочинил,

В Лукоморье путь открыл -

В страну, где с чудесами

Встречаемся мы с вами.

Вы знаете этого поэта?

Дети. Это А.С. Пушкин.

Воспитатель: Отправимся в путь дорогу?

Дети. Да.

Воспитатель: Что ж, пойдем, а поведет нас загадка: «Меня все топчут, а я все лучше»?

Правильно. Это тропинка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И в лесок пешком пойдем.

Куда это мы пришли?

Тёмной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

(Дуб)

Дубы – богатыри часто встречаются в сказках. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

(Звучит запись произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, на ее фоне воспитатель читает.)

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом:

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Что такое Лукоморье? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (воспитатель рисует на доске).

Как вы представляете учёного кота? Какой он? (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый).

Кот: Здравствуйте ребята!

Дети. Здравствуйте.

Кот. В нашем сказочном царстве, Пушкинском государстве случилась беда. Злой Колдун превратил сказки в чистые листы и разбросал их по ветру.

Воспитатель: Воспитатель. Ребята, как быть?

Предложения детей.

Воспитатель . Отгадайте загадку.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

(книга)

А что такое книга?

Дети. Это сшитые в один переплёт листы.

Из чего она состоит? «Я белая, как снег, дружу с карандашом, Где он пройдет, там заметку кладет»

Дети. Листы бумаги!

Правильно она состоит из листов бумаги.

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это…. камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Трудно сказать, тогда что с ними можно сделать? К примеру, с бумагой… нарисовать.

Давайте попробуем. (дети рисуют линии на листе бумаги)

А теперь попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте.

Что у них общего? На них остается след!

Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.

Показ презентации №1

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.

Как часто и для каких целей нам нужен этот материал?

ИГРА «Чудо мешок»

(в мешочке спрятаны: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т.д. Дети на ощупь определяют, что они держат в руках. И затем показывают всем.)

Работа по схемам

На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?

Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.

На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.

Что делают валики? Показ слайда №1.

Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.

Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Что добавляют, чтобы бумага была белой, гладкой, плотной?

Дети: Серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Воспитатель: А давайте проверим, правы ли вы?

Показ презентации №2

А теперь давайте поиграем «Угадай, что не так?!»

(Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами схемы «Производства бумаги», дети должны найти ошибки)

Молодцы! Из чего состоит бумага? Вот незадача никто не знает. Как же нам быть?

Предложения детей.

Хорошо, давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги.

Если порвать бумагу вдоль волокон, то лист рвется…. ровно, а теперь поперек волокон – … рвется не ровно. Она состоит из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.

Игра «Покажи и назови бумагу»

Какая бумага?

Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Бумага вообще-то, она непрочная. Давайте вспомним еще свойства бумаги.

Ваши предложения.

Опыты: «Свойства бумаги».

Воспитатель: А теперь давайте назовем свойства бумаги….

Дети: Свойства бумаги – она мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...

Воспитатель: А как же можно самому сделать бумагу? Никто из вас не знает?

А давайте превратимся в мастеров - волшебников.

Занимайте свои места за столами. Разминаем наши пальчики.

(2-3 раза сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель: Для основы давайте возьмем с вами салфетки, носовые платки, и небольшой кусок туалетной бумаги. Они лежат все перед вами. Измельчаем. Руками рвем на мелкие кусочки.

Получилась бумага?

Дети. Нет

Воспитатель: Что надо делать? Правильно, добавить воды.

Заливаем эти обрезки водой, попробуйте, какая вода?

Дети. Теплая.

Воспитатель: А почему не холодная. Верно, нам надо, чтобы в воде все салфетки размокли. И это не даст вода-холодная.

Теперь нам надо нашу смесь… оставить намокать.

А что будет потом? Как вы думаете, если мы достанем все наши бумажки - промокашки, уже готова бумага?

Дети. Нет.

Воспитатель: Может нам нужно добавить туда что-то…. Никто не знает? А давайте приготовим с вами смесь. А что это такое?

Дети. Это продукт смешивания чего – либо.

Воспитатель: А что мы в нее должны добавить? что-то, что может соединить все эти кусочки…

Дети. Что-нибудь склеивающееся.

Воспитатель: Правильно.

Создаем смесь: чайная ложка клея ПВА и столовая ложка крахмала.

Добавляем. От этой смеси лист наш станет эластичным, сможет гнуться!

Когда мы дома готовим тесто, что делаем для, того чтобы оно стало однородной массой?

Дети. Перемешиваем.

Воспитатель: И мы перемешаем, только не ложкой, а миксером.

Посмотрите, словно….

Дети. Каша!

Но так, как наша бумага должна быть сказочной в нее можно добавить…. Что?

Хорошие фантазеры - волшебники: сушеные цветы, ниточки цветные, листочки…. Давайте, добавляйте.

Дети добавляют.

Воспитатель: Пусть остается в воде? Нет, а что мы должны сделать. Молодцы, выложить ее сушиться!

С водой? Правильно без. И для этого выкладываем ее на сетку. Зачем? Кто скажет?

Дети. Чтобы вода стекала….(для этого используем - тазик с сеткой).

Воспитатель: Вот так как выложили и пусть лежит…? Да? А как?

Разглаживаем ее руками, аккуратно.

Теперь высохнет? Да, а я считаю, что нет! Что делает стиральная машина, когда постирала наше белье, прополоскала, она начинает….

Дети. Выжимать!

Воспитатель: Вот и мы давайте промокнем наш «лист». А чем?

Дети. Марлей или полотенцем.

Воспитатель: Вот теперь пусть сушится. А можно листу помочь?

Дети . Наверное можно.

Воспитатель: А как? Как можно добыть теплый воздух? Молодцы, включить фен!

Вот подумайте мои волшебники, надо ли еще что-нибудь сделать? Не забыли ли мы?

Я вам подскажу, давайте на наш лист положим пресс, то есть что-нибудь тяжелое, чтобы он досох ровным и не стал кривой! Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Скажите, что мы сегодня с вами узнали нового? Чем занимались?

А какое у вас сейчас настроение? Что понравилось? А что же мы пообещаем и скажем ученому коту?

Уважаемый кот – ученый, мы продолжим помогать вам завтра, и обязательно восстановим и создадим красивую книгу. До свидания!

Дети. До свидания!

Кот. До свидания! Спасибо Вам! Доброго пути!

Воспитатель. Пора отправлять домой.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До дома добежим.

Второй этап.

Задачи:

Ход экспериментирования:

Воспитатель. Снова сказка нас зовет…. Будем играть? Тогда давайте вспоминать…. Итак, книга состоит из…

Дети. Бумажных страниц.

Воспитатель. Их может быть много и мало (показ). И мы с вами попробовали даже создать свою собственную бумагу, посмотрите, она высохла и вот какая получилась!

Скажите, а книгу пишет…

Дети. Писатель, автор.

Воспитатель. У нашей книги автор…

Дети. А.С. Пушкин.

Воспитатель. У каждой книги есть обложка.

Посмотрите, что общего у всех обложек книг? Правильно, они яркие, красочные….

А какие будут ваши предложения по оформлению книги? Какой вы ее себе представляете? Какой мы ее создадим? Все, согласны, что на обложке мы сделаем могучий дуб?

Дети . Да.

Воспитатель.

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания - руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания - руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

Расскажите, какое это дерево?

Можем ли мы его отличить от других деревьев?

Какие у него листья?

Есть ли у него плоды?

Какого сказочного героя напоминает нам дуб? (Богатыря)

А богатырь, он какой? (сильный, стойкий, мощный).

Знаете ли вы поговорки о дубе? (Крепкий как дуб, мудрый как старый дуб).

Как называется лес, где растут дубы? (дубрава, дубовая роща).

Посмотрите, как изобразил дубы художник И. И. Шишкин в своей картине

Что вы видите? (рассказ детей)

Под музыку, рассказывает воспитатель.

Воспитатель. Несокрушимые дубы – великаны, озарённые солнцем, вздымаются к лазурному небу. Листва зелёная и трава под дубами тоже зелёная. А через ветки дубов видно голубое чистое небо. Картина солнечная, светлая, яркая.

Дуб это могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого цвета. Толстые, узловатые резко изгибающиеся ветки отходят от ствола почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек, густо опушенными изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую крону. Дуб напоминает богатыря – твёрдого, сильного, стойкого, мощного.

Предлагаю вам погулять по дубовой роще.

Пальчиковая и звуковая гимнастика «В лесу»

Покажите как много в лесу деревьев (дети показывают кисти рук ладошками к себе). Налетел лёгкий ветерок и веточки закачались (дети перебирают пальцами)

А сейчас ветер сильный (дети сильнее перебирают пальцами), и опять лёгкий ветерок. Налетели комарики (Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З – З – З – З). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.

Прилетели жуки (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж – Ж – Ж – Ж). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.

Предлагаю вам создать образ сказочного дуба и по желанию учёного кота. А чтобы ваша работа была сказочной, я вам приготовила необычный материал. Вы уже работали с этими предметами и знаете с чего начинать и как создать интересный образ. Используйте любые материалы.

1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движение глазными яблоками:

Глаза вправо – вверх;

Глаза вправо - вниз;

Глаза влево – вверх;

Глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

Пальчиковая гимнастика (2-3 раза сжимаем и разжимаем кулачки)

Приступаем к работе. Занимайте места за столом, определяйте с работой в паре. Посмотрите внимательнее, что вам нужно делать!

Дети выбирают нетрадиционные материал для работы, садятся за столы. (Примеры изображения дуба: ствол – сухой чай, пластилин, гуашь; крона – зелёные салфетки, сухие перетёртые листья, засушенные листья дуба, пластилин.

Воспитатель. Молодцы! Давайте теперь посмотрим, какая красивая у нас получилась обложка книги! Кто выразить свои ощущения?

Дети выражают свои эмоции.

Воспитатель. А чем мы сегодня с вами занимались?

А какое у вас сейчас настроение? Что понравилось? Завтра мы с вами встретимся с Ученым Котом и будем создавать иллюстрации книги! Спасибо Вам за творческую работу!

Третий этап.

Задачи:

Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способами: монотипией, точеный рисунок, использовать нетрадиционные материала (заварка, кофе, листья… и т.п. передавать композицию в сюжетном рисунке;

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию;

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Расширить словарный запас детей.

Ход экспериментирования:

Звучит запись произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

Воспитатель. Что ж, ребята. Добрый день.

Путь далек,

Поплывем мы сегодня на восток.

(Разминка для всех)

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет (помахивают руками)

Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают.

Кот. Здравствуйте, ребята! Ребята дошколята! Рад встречи с Вами!

Воспитатель. Здравствуй Кот Ученый. Вот мы снова у Вас в сказочной стране, и будем продолжать оказывать Вам помочь!

Кот. Спасибо Вам.

Воспитатель. Обложку мы с ребятами сделали. А дальше идут… правильно, страницы. Давайте вспомним сказки А.С. Пушкина.

Кот.

1. Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно - золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Воспитатель. Скажите, как погибла царевна? Молодцы, ей дала яблочко злая королева.

Давайте исправим это. Пусть все яблоки станут…правильно, молодильными и приносят здоровье. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель предлагает использовать для иллюстрации метод монотипии.

Для этого изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют красками с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивать целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокать рисунок, а затем поднимать. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.)

Воспитатель.

Вот так яблоко, оно соку - качание руками из стороны сторону.

Сладкого полно, Прыжки на двух ногах,

Стал ветер веточку одновременно поднимая качать

И трудно яблочко достать то левую, то правую руку подпрыгну, руку – вверх.

Протяну

И быстро яблоко сорву! ходьба на месте.

Кот.

Следующая загадка-сказка:

2. Вот пошел он к синему морю:

Видит,- море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)

Воспитатель предлагает использовать для иллюстрации метод: точеного рисунка «Золотой рыбки».

(Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такого же. Главное, сразу же заинтересовать детей. И как вариант, давайте подарим золотой рыбке - подружек рыбок!)

А для водорослей и камешков метод: рисуем картошкой, луковицей и соломинкой.

КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.

ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.

РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.

Кот.

А вот еще одна загадка:

3. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)

Воспитатель предлагает использовать для иллюстрации метод: объемной аппликации, из салфеток.

Воспитатель.

Давайте немножко отдохнем!

Реснички опускаются….

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем….

Сном волшебным засыпаем….

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают….

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают …. Засыпают…

Шея не напряжена…

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Пауза 2 минуты

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться!

Кот. Спасибо вам ребята. Какая красивая получилась книга.

Дети. Пожалуйста.

Воспитатель . Про нас ты кот – ученый не забывай и сказки нам вновь читай! До свидания!

(Кот Ученый уходит.)

Воспитатель . Скажите, что мы с вами сегодня создали?

Дети. Книгу.

Воспитатель . А что в ней сказочного, волшебного? Ответы детей.

Пусть в мире дуб волшебный,

приносит сказки в каждый дом!

А яблочки, молодильные, подарят здоровья в дом!

Рыбка золотая, живет на дне морском, и иногда, всплывая,

Желанья наши исполняя.

Нам дарит радость в каждый дом!

И петушок, на спице, Как страж охраняет нашу Столицу!

И Родину нашу и дом, где живем!

А им отплатим мы добром!

А какие сказки мы создавали? Какими техниками пользовались?

Пора возвращаться домой.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.

Поправилось вам путешествие?

ИТОГ.

(Дети выбирают картинки-эмоции)

(на протяжении всех этапов экспериментирования, вывешиваются картинки – последовательность - результативность или же рассматриваются в конце занятия.)

Елена Полякова
Опыты с бумагой для старших дошкольников

Опыты с бумагой .

Опыт №1 . «Волшебная бумага » Кукла «Почемучка» предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета , фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами ?

Вывод : бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2 . «Сминание бумаги »

Цель : подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой , и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?.

«Почемучка» предложила детям смять бумагу . Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?.

Вывод : дерево. Из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная . мягкая, её можно смять.

Опыт № 3 .«Сравнение бумаги »

Детям были предложены два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага . Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу . Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод : картон толще, чем бумага .

Опыт № 4 .«Разрывание бумаги »

«Почемучка» предложила детям два вида материала : бумагу , ткань.

Нужно было разорвать бумагу . Исследование прошло удачно : бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод : ткань прочнее чем бумага

Опыт № 5 .«Вода и бумага »

Для этого опыта мы взяли : бумажные салфетки , альбомный лист бумаги .

Положили два вида бумаги в ванночки с водой . Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла , но не рвалась.

Вывод : бумага боится воды . Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный .

Опыт № 6 .«Шуршащая или поющая бумага » .

Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки , петь?. Для этого опыта «Почемучка» предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья» . Бумага шуршала , скрипела.

Вывод : при смятии, трении – бумага издаёт звук .

Опыт № 7 . «Склеивание бумаги »

Для данного опыта нам понадобилась : цветная бумага , ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги , дети убедились, что целого листа бумаги больше нет . Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод : бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8 . «Летающая бумага »

«Почемучка» принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка) . Может ли бумага летать ?. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод : полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

Выводы исследований :

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды .

4. Ткань прочнее бумаги .

5. Бамага может резаться ножницами или разрываться руками.

6. Из бумаги можно сделать игрушки.

7. При смятии бумага издаёт звук .

8. Бумага разлетается при ветре.

9. Бумагу можно склеивать .

Публикации по теме:

«Космическая викторина» для старших дошкольников Космическая викторина для старших дошкольников. Цель: -систематизировать знания дошкольников о космосе, космонавтах, планетах и т. д. ; воспитывать.

Цель:продолжение знакомства со своей малой Родиной, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного к творчеству П. П. Бажова.

Картотека физкультминуток для старших дошкольников Картотека физкультминуток для старших дошкольниковБегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга:.

Ежегодно на дорогах города нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.

Массленица для старших дошкольников Дети выходят на улицу. Ведущий: Здравствуйте друзья! Выходите на улицу – Весну встречать! Славный денёк отмечать. Ребята, а какой праздник.

Математический КВН для старших дошкольников Математический КВН для старших дошкольников. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Совершенствовать знания о цифрах; знание числового ряда, соседей.

Опыты и детские эксперименты старших дошкольников Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той.

Тема: Опыты с бумагой

Цель: формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её некоторых свойствах.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Развивать умение выражать свои мысли, используя полный ответ

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию аккуратности

Конспект занятия.

Ой, ребята, вы слышите, что это? (ответы детей) КТО -ТО ПЛАЧЕТ

(тихо играет музыка «плач карты»)

Проверим, кто плачет? (ответы детей) ДА

Кто же это? (ответы детей) КАРТА

Что с ней случилось?

Почему она плачет? (ответы детей) ПОРВАНА

Правильно, дети, она порвалась.

Почему она порвалась? (ответы детей) УРОНИЛИ, СИЛЬНО ДЁРНУЛИ ЗА КРАЙ.

А что можно сделать с ней? (ответы детей) ОТРЕМОНТИРОВАТЬ, ПОЧИНИТЬ.

С помощью чего мы будем это делать? (ответы детей) СКОТЧ, КЛЕЙ…

А как вы думаете на чем нарисована карта? (ответы детей) НА БУМАГЕ

Правильно, на бумаге.

А вы знаете как делают бумагу?

А сейчас я вам покажу, как же делают бумагу. (Презентация «Как делают бумагу?»)

- Ребята, мы с вами узнали процесс изготовления бумаги. Он очень сложный. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.

А вы знаете, какими свойствами обладает бумага? (ответы детей) НЕТ

Тогда давайте выясним. Проходите за столы.

Опыт № 1

Что вы видите на столе? (ответы детей)

- Попробуйте смять руками кусочек ткани…

Что произошло с тканью? (ответы детей) Ткань распрямилась

А теперь кусочек бумаги.

Что произошло с бумагой? (ответы детей), а бумага так и осталась мятой.

Мы провели 1 опыт, н ужно сделать вывод: Значит бумага хорошо……… мнётся.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

Опыт №2

А сейчас попробуйте разорвать бумагу (показать)

Что произошло с бумагой?(ответы детей) БУМАГА ЛЕГО ПОРВАЛАСЬ

А теперь полиэтиленовый пакет.

Что произошло с пакетом? (ответы детей) НЕ ПОРВАЛСЯ

Мы провели с вами 2 опыт, нужно сделать вывод: бумага легко рвется (не прочная).

Опыт №3
Как вы думаете, может ли бумага издавать звуки? (ответы детей)

Давайте проверим, возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ).
Что услышали? Ответы детей (Бумага шуршит, скрипит.)

Мы провели с вами 3 опыт, нужно сделать вывод : Значит, она может издавать звуки.
- А хотите немного отдохнуть и поиграть? (ответы детей)

Игра «Бывает-не бывает».

Ребята, наш экран будет показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (компьютер, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка, велосипед, карта) .

А сейчас кто-нибудь выйдет и расскажет: какие свойства бумаги он узнал? А помогут нам картинки- схемы.

Бумага мнется

Бумага рвется

Бумага может издавать звуки

Теперь вы понимаете, почему порвалась карта? (ответы детей)

Карта нарисована на бумаге, бумага хорошо рвется, мнется, поэтому с ней нужно обращаться аккуратно, бережно.

Эту карту мы отремонтируем. А в нашей группе есть больные предметы из бумаги? Что мы с ними будем делать?

Тогда пойдемте и полечим их?

Самоанализ.

Опыты с бумагой (познавательно- исследовательская деятельность)

Средняя группа.

Цель: формировать у детей знания и представления о бумаге, её некоторых свойствах.

Образовательные задачи:

Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.

Продолжать учить детей наблюдать.

Развивающие задачи:

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Развивать умение выражать свои мысли, используя полный ответ.

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию аккуратности.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к предметам из бумаги.

Тема занятия выбрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием (тема недели « День народного единства»). В ходе занятия была организована познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.

Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для детей: организованно пространство с учётом размещения и перемещения детей, использовались демонстрационные материалы, наглядный материал, музыкальное сопровождение, мульти-медийная аппаратура.

Занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.

Структура образовательной деятельности выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме.

Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве.

1-ая часть – включает в себя организационный момент. На данном этапе попыталась настроить детей на доброжелательность, вызвать положительные эмоции, заинтересовать детей дальнейшей деятельностью через создание проблемной ситуации, из чего делают бумагу.

Во 2-ой части – детскую деятельность организовывала с использованием ряда приёмов:

Игрового, наглядного, словесного

3-ая часть – заключительная, где был подведён итог занятия. Будем работать дальше в этом направлении, познавать новое и новое.

Считаю, что мне удалось …. (по задачам)

Если бы пришлось проводить занятие второй раз, то …

Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.

Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Невидимые чернила

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Могучая скорлупа

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.
1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.
4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

"Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.
1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.
2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Птичка в клетке

Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Как квадрат превращается в круг?

Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.

Сильная газета

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?

Могучее дыхание

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.
1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.
2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.
3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.
Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!