Здоровье

Смерть королевы анны корабль. В поисках истины. Реконструкция пиратского корабля Черной Бороды

Месть королевы Анны — всеми узнаваемое название корабля великого пирата . На этом судне известный флибустьер достиг апогея своей пиратской карьеры. Захват данного корабля, ранее именовавшегося «Конкорд», пришелся на 1717 год, до этого момента это было купеческое, 14-пушечное судно французов, с водоизмещением чуть больше чем 200 тонн. Достоверно неизвестно почему Тич дал кораблю такое довольно странное название, по одной из версий — это была дань воспоминаниям прошлого, ведь ранее, во времена правления королевы Анны, Эдвард состоял на военной службе.

После захвата Тич проявил редкое и несвойственное ему в будущем добродушие: он отдал капитану свой шлюп и всех имевшихся у него (Тича) на тот момент невольников, с которыми горе-капитан успешно добрался к водам Мартиники.

Переименование корабля в «Месть королевы Анны » было только малой долей предстоящих изменений судна. Черная Борода прорезал дополнительные отверстия для пушек и увеличил их количество в общей сумме до 40 штук! Даже небольшая кучка пиратов на шхуне нагоняла страху на купеческие суда, то что уж говорить о кровожадном разбойнике, чей корабль по огневой мощи уступал лишь .

Блокада Чарльстона в мае 1718 года — это наиболее известный успешный момент капитана Тича на корабле «Месть королевы Анны». Концом же славноизвестного судна стала не великая морская битва, а банальная посадка корабля на мель в июне 1718 года у берегов Северной Каролины.

В апреле 2012 года от археологов прозвучало заявление в котором речь шла об обнаружении судна, которое в дальнейшем планируется поднять с морского дна.

Реконструкция пиратского корабля Черной Бороды

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.

Вокруг пиратских приключений всегда шли споры – что в них правда, а что вымысел. Многое вещи и до наших дней скрываются под пеленой тайны и неизвестности, однако есть и такие, которые историкам всё же удалось найти. К этим немногим уникальным вещам относится флагманский корабль Чёрной Бороды "Месть королевы Анны" (Queen Anne`s Revenge)!

Более чем два с половиной века назад, флагманский, пиратский корабль "Месть Королевы Анны" затонул вблизи берегов Северной Каролины. Эдвард Тич, капитан корабля, покинул его вместе со своей командой в июне 1718 года...
Но..., обо всем по порядку.

Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода был лихим капитаном морских разбойников. Когда его команда приступала к абордажу, капитан невозмутимо курил и пропускал струйки дыма через бороду: создавая демонический образ "морского дьявола", он надеялся, что капитаны кораблей, из страха, будут сдаваться ему без боя.

Но, капитан без корабля - это нонсенс. Что же можно сказать о легендарном, флагманском, корабле Чёрной Бороды, под названием "Месть Королевы Анны" ... А вот что: перед тем, как стать пиратским судном, этот корабль назывался "Конкорд".

Этот корабль был построен в 1710 году, и имел красивое название "Конкорд". Сперва на нем плавали испанцы, потом судно было куплено Францией, ну а последним хозяином, который сделал "Конкорд" настоящей легендой, стал великий и знаменитый пират Черная Борода (Эдвард Тич). Случилось это в 1717 году, "Конкорд" тогда плыл своим обычным маршрутом под командованием французских работорговцев (именно для этих целей корабль и служил), как ни с того ни с сего на горизонте появились два лёгких шлюпа под завязку набитых пиратами. Есть мнение, что французы могли бы легко разнести оба пиратских судна в пух и в прах, однако все уже были наслышаны о Черной Бороде и его расправах, поэтому моряки были сильно запуганы. По первому приказу пиратов команда "Конкорда" сложил оружие.

Эдвард Тич переименовал корабль в "Месть Королевы Анны". Это было трехмачтовое судно длиною 36 метров и шириною 8 метров. Водоизмещение составляло приблизительно 300 тонн, а а из артиллерии - корабль нес на своём борту 26 пушек. Тич его усовершенствовал, после чего судно стало нести аж целых 40 орудий! Команда на "Месть королевы Анны" была собрана из 150 отъявленных головорезов.

Вместе со своей командой, в следующие несколько лет он пиратствовал в Карибском море и у восточных берегов Америки, ограбив в общей сложности 40 кораблей. Насколько он был свиреп, можно судить по легендам. Так, согласно одной из них, он заставил своего пленника съесть собственные уши, а по другой - пленнику, не желавшему отдать свое кольцо, отрубил палец.

Признаться, для историков такое название корабля "Queen Anne"s Revenge" (Месть королевы Анны) звучит весьма загадочно. Кроме того, современники Тича свидетельствуют, что он частенько именовал себя "Мстителем испанских морей". За кого он мстил англичанам? За казненную королеву Анну, вторую жену короля Генриха VIII? И тем самым намекал, что он носитель старинной английской фамилии Болейн? Французский историк Жан Мерьен выдвинул предположение, что настоящее имя его было Эдвард Дэммонд. Возможно это так, возможно нет, пока это является очередным белым пятном в истории.

На "Мести королевы Анны" Тич отправился курсировать в окрестностях острова Сент-Винсент, где захватил большой английский торговый корабль, находившийся под командованием Кристофа Тейлора. Пираты сняли с этого корабля все, что могло им понадобиться, и, высадив экипаж на остров, подожгли корабль.

Дефо пишет, что через несколько дней Тич встретил сорокапушечный корабль "Скарборо", с которым он вступил в бой. Бой длился несколько часов и удача стала склонятся к Тичу. Вовремя сообразив, что в открытом бою они проиграют, капитан "Скарборо" решил воспользоваться быстроходностью своего корабля. Он прекратил бой и, подняв все паруса, повернул на Барбадос, к месту своей стоянки. Ощутимо уступая "Скарборо" в скорости, корабль Тича прекратил преследование и направился в сторону испанской Америки. К сожалению, ни в судовом журнале, ни в письмах Тич о столкновении со "Скарборо" ничего не сообщает, так что достоверность этой информации лежит целиком на совести Дефо.

В декабре-январе 1718 года, Эдвард Тич, пополнив экипаж (теперь на борту "Мести королевы Анны" было около трех сотен головорезов), Тич, курсируя у островов Сент Киттс и Краб, захватил несколько британских шлюпов. А в конце января прибыл в залив Окракок, к городу Бат (Северная Каролина). Хитрый капитан понимал, что этот городок (в то время его население было немногим более 8 тысяч человек) является великолепным убежищем для кораблей, идущих из Атлантики в залив Пимлико, а сражающиеся колонисты согласны были платить Тичу за пиратскую добычу больше, чем профессиональные скупщики на Багамах.

Вскоре, Черная Борода награбил столько, что под его началом было уже 4 корабля, естественно флагманом стала "Месть королевы Анны". Под его командованием было совершено более 35 разбойных нападений, из которых даже не все были на море. Последнее врем Тич активно начал "работать на суше", а немного позже даже совершил блокаду гавани Чарльстона (это был мая 1718 года). А уже в начале лета того же года судно село на мель по близи Северной Каролины. Есть мнение что Эдвард Тич поступил так осознанно, так как корабль стал слишком узнаваем...

После того, как Эдвард Тич потерял "Месть Королевы Анны", его корабли продолжали разбойничать на протяжении всего лета и осени 1718 года. Известно, что в сентябре того же года он с командой организовал грандиозную пирушку, собравшую множество пиратов.

Во время этой пирушки, так как все знали, что завтра будут атакованы вражескими шлюпами, кто-то спросил у капитана, знает ли его благоверная, где спрятаны его сокровища, потому как что всякое может сотвориться во время боя. Капитан ответил "Только я и морской дьявол знаем это местоположение и последний, кто останется в живых, заберет себе все". Позднее пираты из его отряда, которые были схвачены в результате боя, рассказывали историю, идеально невероятную: при выходе в море с целью заняться морским разбоем они отметили посреди экипажа необычного человека, тот, что в течение нескольких дней то прогуливался по палубе, то спускался в трюм, и никто не знал, откуда он появился; потом незнакомец исчез незадолго до того, как судно потерпел крушение. Пираты верили, что это был сам Дьявол.

"Месть Королевы Анны"

Тайны и сокровища пиратских кораблей, погребенных в морских пучинах, все еще привлекают искателей приключений, готовых посвятить свою жизнь их поиску.

В 1996 году экспедиция исследователей обнаружила лапу якоря корабля известного пирата начала XVIII века: «Месть Королевы Анны», Эдварда Тича псевдоним Блэкберд («Черная борода»).

Судьба корабля

олее чем два с половиной века назад флагманский пиратский корабль «Месть Королевы Анны» затонул вблизи берегов Северной Каролины. Блэкберд, капитан корабля, покинул его вместе со своей командой в июне 1718 года, когда судно село на мель.

А 22 ноября 1996 года, ровно в годовщину смерти Блэкберда, водолазы из исследовательской группы Интерсол обнаружили лапу якоря, торчавшую из песка на морском дне вблизи берегов Бьюфорта (Северная Каролина).

Они продолжили поиски и нашли еще несколько пушек. С тех пор экспедиция не раз возвращалась к этому месту и отыскала сотни других предметов, включая пушки, колокол и оружие. Осенью 1997 года исследователям удалось обнаружить часть корабельного остова.

Многое указывает на то, что экспедиция нашла именно корабль «Месть Королевы Анны».

«Демон морей»

Ранних годах жизни Блэкберда известно лишь то, что он родился в Англии, вероятно, в 90-х годах XVII века в Бристоле или Лондоне.

Его настоящее имя — Эдвард Тич, хотя в некоторых первоисточниках он называется Эдвардом Тэтчем.

Бесспорно лишь то, что став пиратом, он взял себе псевдоним Блэкберд («Черная борода»).

Он действительно носил длинную черную бороду, в которую вплетал черные ленты.

Когда его команда приступала к абордажу, Блэкберд невозмутимо курил и пропускал струйки дыма через бороду: создавая демонический образ «морского дьявола», он надеялся, что капитаны кораблей будут сдаваться ему без боя.

Вероятно, как и многие пираты, начинал он капером. В 1713 году поселился у моря и вскоре присоединился к команде пиратов Бэна Хорниголда.

После того, как в 1717 году Хорниголд получил амнистию и бросил пиратство, Блэкберд взял под свое командование его флагманский корабль — бывшее французское судно, перевозившее рабов и известное под названием «Конкорд».

Блэкберд дополнительно вооружил его пушками и переименовал в «Месть Королевы Анны».

Вместе со своей командой в триста человек следующие несколько лет он пиратствовал в Карибском море и у восточных берегов Америки, ограбив в общей сложности 40 кораблей.

Блэкберд был самым известным пиратом, хозяйничавшим вдоль берегов Северной Каролины в начале XVIII века.

Насколько он был свиреп, можно судить по легендам. Так, согласно одной из них, он заставил своего пленника съесть собственные уши, а по другой — пленнику, не желавшему отдать свое кольцо, отрубил палец.

После того, как Блэкберд потерял «Месть Королевы Анны», его корабли продолжали разбойничать на протяжении всего лета и осени 1718 года. Известно, что в сентябре того же года он с командой организовал грандиозную пирушку, собравшую множество пиратов.

Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения губернатора колонии Вирджинии Александра Спотсвуда, который решил послать два шлюпа под командованием лейтенанта Королевских морских сил Роберта Мейнарда, чтобы, наконец, расправиться с Блэкбердом.

21 ноября около бухты Окрэкок корабли лейтенанта Мейнарда настигли пиратский флот, и на следующий день началась битва. Блэкберд первым нанес пушечный удар, от которого погибли несколько человек с британского судна. Но Мейнард был достойным противником.

Он перехитрил Блэкберда, заставив его поверить, что большая часть английской команды убита, в то время как моряки надежно спрятались. Когда Блэкберд стал брать корабль на абордаж, он наткнулся на засаду. Источники сообщают: между Блэкбердом и Мейнардом завязалась страшная схватка, во время которой лейтенант ранил пирата из пистолета и проколол шпагой.

Но тот не сдавался до тех пор, пока один из членов английской команды не кинулся на него с ножом и не перерезал ему горло. Мейнард отсек голову Блэкберда и водрузил ее на нос своего корабля, отправившись в обратный победный путь. Заслуженная смерть наконец-то нашла свирепого «демона морей».

В ноябре 1717 года Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода захватил французское работорговое судно у берегов Сен-Винсента и сделал его своим флагманом. Первоначально судно называлось (Concorde ) и представляло собой 14-пушечное французское торговое судно водоизмещением больше 200 тонн. Судно к этому времени успешно сделало три рейса к берегам Гвинеи.

Черная Борода назвал свой флагман (Queen Anne’s Revenge ), вероятно, как воспоминание о военной службе во времена правления королевы Анны. Тич отдал Пьеру Доссу, капитану Конкорда, свой шлюп и в придачу всех имеющихся у него невольников, с которыми он благополучно добрался до Мартиники.

Когда пираты захватили корабль, это было трехмачтовое судно с прямыми парусами. В соответствии с пиратской традицией, отталкиваясь от практических нужд, Тич переделал корабль. Он прорезал дополнительные пушечные порты и к 14 имевшимся пушкам, добавил еще 26. По-видимому, ему требовалась дополнительная орудийная платформа и в отличие от большинства пиратских кораблей, Тич не стал трогать квартердек, на который ему удалось втиснуть порядка 10 пушек. Наконец, Черная Борода срезал бак, таким образом, открывая пушки, стоявшие там. Видимо для создания дополнительной огневой мощи, пираты установили на юте вдоль планшира вертлюжные пушки, точное число которых неизвестно. Из археологических находок следует сделать вывод, что на каждом из бортов находилось, по меньшей мере, по четыре пушки. Имея на борту 40 пушек, Тич получил одни из сильнейших кораблей в американских водах, и он смог полностью использовать возможности своего корабля. Единственным пиратским кораблем, по размерам, превосходившим судно Тича, был корабль Королевская удача (Royal Fortune ) Бартоломью Робертса . Владельцы судов набирали на торговые суда слишком малочисленные экипажи, экономя на матросском жаловании и провизии. Например, на борту погибшего в 1700 году у побережья Флориды 180-тонного корабля Генриетта Мэри (Henrietta Marie ), занимавшегося перевозкой невольников, экипажем состоял всего из 20 человек, а его вооружение составляли восемь 3/4-фунтовых пушек. Как правило, пиратские суда имели подавляющее численное превосходство над любым торговым экипажем. Даже небольшой пиратский шлюп с экипажем 30 человек мог взять на абордаж большое торговое судно. А при встрече с кораблем типа , торговое судно не имело шансов на спасение. Большим пиратским флагманам требовался многочисленный экипаж. На Королевском флоте ее Величества в начале XVIII века 40 или 50-пушечный корабль 4-го ранга имел экипаж 250 человек. Расчет одной пушки состоял из 6/8 человек. Даже если учесть, что корабль одновременно вел огонь только с одного борта, то становится ясно, что в бою управляли кораблем лишь отдельные матросы. У пиратов это соотношение было примерно таким же, причем кроме канониров в составе команды были еще члены абордажного отряда. Капитан торгового судна, переживший нападение Черной Бороды в декабре 1718 года, в своем рапорте сообщал колониальным властям: Пиратский корабль представлял собой корабль французских работорговцев, его вооружение состоит из 36 пушек, экипаж корабля весьма многочисленный, по-видимому, сотни три. Нехватки в провианте пираты, по-видимому, не испытывают.

Вершин успеха Черная Борода достиг в мае 1718 года, когда сумел блокировать порт Чарльстон на побережье Южной Каролины. Местные жители сообщали: Эскадра под командованием самого Тича состояла из 40-пушечного корабля и трех шлюпов. Общая численность экипажей превышала 400 человек .

На следующий месяц, он повел к заливу Топсейл, в настоящее время здесь находится город Бьюфорт (Северная Каролина). Здесь его флагман сел на мель.

В 1997 году на месте крушения корабля начались археологические работы. Обломки находятся на глубине 7 метров. На данный момент ученые обнаружили остатки самого корабля, корабельную артиллерию (21 пушку) и судовые принадлежности. Обнаруженные пушки изготовлены в разных странах, хотя большинство составляют стволы английского производства. Археологическая группа надеется продолжить работы. Мушкетные пули, ядра и стрелковое оружие, обнаруженное на месте крушения, свидетельствуют о том, что корабль был исключительно хорошо вооружен. На месте крушения корабля обнаружен корабельный колокол, датируемый 1705 годом, свинцовый шприц и другие находки.

Последние археологические исследования позволяют нам уверенно утверждать о корабельной артиллерии. Большинство пушек с пиратских кораблей было британского производства, отлитых в Уилдоне, графство Суссекс. Среди пушек 5 были отлиты в других странах, прежде всего во Франции. Все неанглийские пушки были чугунными. Бронзовые пушки к тому времени встречались редко и стоили дорого. Надежность чугунных пушек заметно выросла во второй половине XVII века, поэтому бронзовые пушки стали выходить из употребления. Если на корабле и стояли бронзовые пушки, то их размещали в районе корабельного компаса, чтобы большие массы железа не нарушали работу прибора. Кроме пушек, арсеналы пиратских кораблей ломились от разнообразного стрелкового оружия, пороха и ручных гранат.

Образ корабля активно используется в современных фильмах о пиратской эпохе, например, в четвертой части Пиратов Карибского моря : На странных берегах .

Реконструкция корабля

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.