Хобби

Закон порядок размещения нестационарных торговых объектов. Объясняем на пальцах: Госдума рассмотрит законопроект об уличной торговле. Чего ждать владельцам киосков

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования


Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи. Минфин России разъяснил, что если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым комплексом и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне. А также без привязки к фактическому использованию данного помещения. Предприятие розничной торговли в рамках маркетинговой акции реализует разные виды продукции по одной цене. Товары, участвующие в акции, выставлены в торговом зале в напольных корзинах. В отношении указанных товаров устанавливается единый ценник. Не противоречит ли это российскому законодательству?

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель. Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы – в представленной статье. Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

В экономической сфере на всей территории России существует ряд обязательных правил и норм ведения торговли. Их регулирует ФЗ № 381, принятый в 2009 году. С того времени произошло много изменений в экономике – как в нашей, так и зарубежной. Чтобы закон не отставал от существующих реалий, были внесены правки в закон о розничной торговле, которые будут действовать в 2017 году.

Изменения в законе «О торговле» 2017

Внесено дополнение в определение «торговая сеть»: в настоящее время так называются ещё и объекты в собственности у хозяйствующего субъекта (или нескольких, входящих в одну группу лиц).

Группой лиц с точки зрения закона считается объединение физ. и/ или юр. лиц, характеризующихся группой признаков (или хотя бы одним из них). Они подробно описаны в девятой статье ФЗ «О защите конкуренции».

Раньше термин подразумевал объекты, находящиеся в совместном руководстве; использующиеся под одним коммерческим названием или же другим средством индивидуализации.

С учётом того, сколько ТС (торговых сетей) появилось в нашей стране в последние годы, корректив был необходим. Он позволяет регулировать деятельность предприятий, раньше не входивших в дефиницию «торговая сеть».

Тринадцатая статья претерпела изменения. Уточнены антимонопольные правила. Поставщикам и компаниям-продавцам нельзя передавать продукцию другим лицам с целью реализации, но без уступки права собственности. Кроме заключения, запрещена и реализация подобных сделок.

В список запрещённых входит договор:

  • комиссии;
  • поручения;
  • агентский;
  • смешанный.

Под «смешанным» понимается соглашение, заключающее в себе части всех или некоторых вышеназванных договоров. Однако такие сделки возможны между участниками одной группы лиц или хоз. субъектами (ХС), являющимися торговой сетью.

Эти требования не относятся к ХС, годовая выручка которых не превышает 400 млн рублей.

Вторая статья закона пополнилась десятым пунктом – возникло понятие «услуги по продвижению товаров». Данное определение относится к продуктам питания (сюда включены и напитки, в том числе алкогольные, а также БАДы) и различным способам их продвижения (включая специальную выкладку на прилавках).

Этот корректив логично следует за предыдущим, касающимся торговых сетей. Вслед за их широким распространением в России у производителей продовольственных товаров появилась необходимость в активном продвижении своего продукта на рынке. Теперь эта деятельность также подконтрольна государству, так как прописана в законе.

Закон о торговой деятельности: торговые сети и продовольственные товары

Преобразования затронули девятую статью ФЗ-381, где прописаны права и обязанности ХС, занимающихся реализацией . Теперь торговое предприятие и фирма-поставщик обязаны предоставлять друг другу отчётные сведения только одним способом: выкладывая их на собственном сайте.

С распространением интернета и его постоянным использованием во всех деловых сферах появилось возможность моментально выкладывать информацию в открытом доступе. Таким образом, из первой и второй части статьи было убрано условие предоставлять запрашиваемые сведения в течение 14 дней после получения запроса.

Наиболее серьёзные изменения претерпел четвёртый пункт данной статьи. Теперь размер вознаграждения, которое ТС получает от поставщиков продовольствия, законодательно понижен с десяти до пяти процентов. Точнее, он по-прежнему остался предметом согласования двух сторон, но его максимальный процент стал в два раза меньше. Данный ретро-бонус фирме-продавцу положен за приобретение определённого количества продукции.

Процент вознаграждения снизили, чтобы производители могли вкладывать деньги в усовершенствование своего бизнеса, а не растрачивать их на чрезмерно большие премии для ТС. Мера была принята с целью защиты не только производителей товаров, но и покупателей: при ограничении суммы ретро-бонуса есть надежда и на ограничение конечной стоимости товаров.

Как уже было сказано выше, за прошедшие годы появилось такое явление, как услуги по продвижению товаров. Поэтому сегодня вознаграждение торговой сети положено не только за покупку товаров у конкретной компании, но и за продвижение, включая логистику.

Сегодня сетям нужно делать больше, чем в 2009 году (одним приобретением товаров у поставщиков их деятельность давно не ограничивается), а процент бонуса за осуществляемую деятельность стал меньше. Выплата других видов вознаграждения, кроме прописанных в законе, запрещается.

Расчет вознаграждения проводится без учёта НДС. Не учитывается и стоимость акциза в случае с подакцизными товарами. Эти два критерия также влияют на понижение размера ретро-бонуса. Теперь ТС придётся не просто смириться с изменениями в законе о торговле, но и осуществить переход к новому ведению бизнеса. Это значит, что придётся вносить коррективы в договоры с поставщиками, чтобы все документы соответствовали букве закона.

Поставщики не должны платить продавцам за то, чтобы те приобретали именно у них и чтобы их продукция была в большем количестве на прилавках. А компаниям-продавцам нельзя принимать такую «финансовую помощь», а также обязывать другую сторону возместить ущерба за утрату или повреждение товаров, если поставщики в этом не виноваты.

Изменения коснулись и той части закона о розничной торговле, где прописаны сроки оплаты поставщикам .

Время оплаты алкогольных товаров рассчитывается так же, как оплата продуктов со сроком хранения, превышающим тридцать дней. Установлен срок передачи документов – три рабочих дня. Все сроки высчитываются с момента фактического получения товара торговой сетью.

Закон об электронной торговле

Электронная торговля появилась относительно недавно и быстро получила широкое распространение. Как и любая другая деятельность, она должна иметь под собой правовую базу.

Но, как это часто бывает, законодательство на шаг отстаёт от реалий жизни. В нашей стране пока только разрабатываются проекты закона об интернет-торговле. Ни один из них пока не принят. Поэтому пока нельзя точно сказать, когда он вступит в силу. О сроках возврата товара читайте .

Новый закон о торговле: изменения в КоАП

Произошедшие изменения не могли не коснуться законов об административных правонарушениях. Статья 14.42 отредактирована в соответствии с ними. Штрафы остались прежними: от двадцати до пятидесяти тысяч рублей – для должностных лиц, от одного до пяти миллионов рублей – для юридических.

Увеличился и срок давности привлечения к ответственности: с двух месяцев до одного года с того дня, когда стало известно о нарушении.

Призвать к ответственности могут за нарушение:

  • правил ФАС;
  • норм предоставления сведений;
  • условий заключения договоров.

Что подразумевается под «стало известно»? Это значит, что представители ФАС получили данные или материалы, свидетельствующие о том, что нарушение имело место. Источники могут быть самыми разными: от государственных или правоохранительных органов до физических лиц.

Важно знать, что дело будет возбуждено немедленно.

Заключение

По новому закону о торговле с 1 января 2017 года все ранее заключенные соглашения должны быть приведены в порядок, чтобы документация не противоречила произошедшим изменениям.

Специалисты рекомендуют заинтересованным сторонам внимательно изучить уже подписанные договоры, чтобы проверить их на соответствие с новыми нормами. Если обнаружится несоответствие, то необходимо будет срочно заняться разработкой новых форм документов или внести изменения в уже существующие.

Законопроект о нестационарной торговле. Минпромторг хотел это сделать еще полгода назад, но подготовка документа затянулась из-за разногласий с Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Закон упростит пролонгацию контрактов на аренду торговых точек и позволит размещать ларьки там, где раньше это делать запрещали местные власти. «Предложенный законопроект детально учитывает имеющуюся практику правоприменения на местах, позволяет обойти все известные подводные камни», - утверждает замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Сейчас получить разрешение на работу киосков предприниматели могут в ходе торгов. Их проводят местные власти в виде аукционов и конкурсов. В случае принятия закона конкурсы упразднят, останутся только аукционы - на этом настаивает ФАС. По мнению законодателей, упрощенная схема позволит получить максимум предложений и автоматически отсеивать подставные компании. «Аукцион - более прозрачная и честная форма борьбы за лучшие нестационарные площадки», - считает руководитель Комитета по малой торговле Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Игорь Вдовиченко. Однако, по словам председателя Межрегионального третейского суда Олега Сухова, и у конкурсов есть достоинства: они помогают выбрать лучшего претендента по конкретным критериям.

Сейчас, чтобы продлить заканчивающийся договор аренды, надо участвовать в повторных аукционах. Законопроект разрешает продлевать соглашения между бизнесом и властью автоматически, без организации торгов. Это один из ключевых моментов законопроекта, пояснил Inc. президент Коалиции малых форматов и киоскеров Владлен Максимов. Но такое правило будет действовать только для предпринимателей, не имеющих нарушений, пояснил эксперт. Кроме того, если у владельца изъяли землю, где стоял павильон, он сможет получить компенсационное место на 7 лет (при этом внешний вид киоска менять нельзя).

На московский бизнес новые правила почти не повлияют: большинство ларьков в столице принадлежат государству, а закон будет регулировать только частные торговые точки. Московские власти ставят цель полностью избавиться от негосударственных ларьков. По данным департамента торговли и услуг, до реформы мелкой розницы в Москве работали 22 000 киосков. Когда ввели единые схемы размещения объектов, число нестационарных точек резко сократилось до 8,5 тысячи круглогодичных и 1,8 тысячи сезонных (елочные базары, бахчевые развалы и так далее).

Раньше предприниматели строили частные киоски по утвержденному образцу: чтобы получить разрешение на работу, они заключали контракты с властями столицы. Но в 2015 году мэр Москвы Сергей Собянин передумал и решил демонтировать частные ларьки (почти новые, закупленные в 2012 году), построить государственные и сдавать их предпринимателям. В результате средние ставки аренды взлетели с 5–15 тысяч рублей до 100–160 тысяч рублей в месяц, говорит президент Коалиции малых форматов и киоскеров Владлен Максимов. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев сказал Inc., что новая политика мэрии плохо отразилась на бизнесе в целом, так как многие предприниматели потеряли свое дело.

Киоскерам чаще всего отказывают в размещении павильонов из-за того, что местные власти сами решают, какие ларьки и где именно нужны городу, объясняет исполнительный директор организации «Опора России» Андрей Шубин. Киоски могут работать только в тех местах, которые отмечены на схемах, утвержденных городской думой. Новый закон нацелен на решение этой проблемы: схемы должны будут изменять и дополнять ради увеличения конкуренции и развития малого бизнеса.

Закон поможет киоскерам и с другой трудностью. Сейчас, если в районе открылся новый торговый центр, считается, что население минимально обеспечено магазинами, поэтому павильоны рядом ставить запрещают. Согласно новым правилам, наличие торгового центра не служит основанием для отказа во включении ларьков в схему размещения объектов. Опрошенные Inc. эксперты также надеются, что закон даст толчок развитию мобильной торговли (фудтраки, автомагазины и так далее), так как сейчас ее деятельность никак не регулируется на законодательном уровне.

Читайте нас в

Правительство готовится рассмотреть законопроект Минпромторга о стандартах нестационарной и мобильной торговли. Поправки должны положить конец «хаосу в регулировании» этого рынка. Министерство прогнозирует, что после принятия поправок в России появится 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Торговый хаос

Правительство России в понедельник, 22 мая, обсудит поправки в законодательство, направленные на улучшение условий для работы нестационарной и мобильной торговли. Как сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга, который является разработчиком законопроекта, на этапе согласования его рассмотрели 49 субъектов РФ, большинство из них поддержали документ без замечаний.

Одна из главных идей Минпромторга — ​передать полномочия по регулированию альтернативных форматов торговли на уровень субъектов Федерации и, таким образом, создать единые правила ведения бизнеса хотя бы на уровне отдельных регионов. Сейчас «практически все полномочия сосредоточены в органах местного самоуправления, что создает хаос в регулировании малых форматов торговли», заявил РБК статс-секретарь, замминистра Виктор Евтухов.

Чтобы дать гарантии бизнесу, Минпромторг предлагает заключать договоры аренды на нестационарные торговые объекты (НТО, к ним относятся павильоны и киоски) на срок не менее семи лет. Если возникнет потребность переместить точку (например, участок потребуется для госнужд), власти обязаны предоставить предпринимателю сопоставимое место.

Кроме того, законопроект отделяет понятия «мобильный торговый объект» (автомагазины, автолавки) от НТО. Сейчас мобильная торговля практически приравнена к нестационарной, то есть место под автолавку надо включать в схему размещения, заключать договор аренды земельного участка и т.д. Законопроект предполагает значительно упростить данную процедуру.

Минпромторг прогнозирует, что после принятия поправок в России появится 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано (все это, по оценкам министерства, потребует 400 млрд руб. частных инвестиций). Отказ от малых форм торговли приводит к падению спроса и потребления товаров. Напротив, «увеличение числа торговых объектов шаговой доступности способствует увеличению объемов реализации и потребления продовольствия», подчеркивает Евтухов. По прогнозам Минпромторга, в итоге принятия поправок объемы реализации сельхозпродукции в России могут вырасти на 4,5 млн т.

Пример Москвы

Одной из причин обращения Минпромторга к теме нестационарной торговли является падение объемов розничной торговли в России в целом. Как напоминают в пресс-службе министерства, за два года розничный оборот в России сократился на 15%, в Москве падение составило еще больше — 25%. Данный показатель учитывает все виды потребительских товаров. По мнению председателя правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, продажи продуктов питания в Москве за 2016 год снизились на 5%, однако цифра за два года «значительнее».

Собеседники РБК вспоминают ситуацию в Москве как яркий негативный пример взаимоотношений властей и мелких и средних торговцев. «Решением местных властей была практически уничтожена вся уличная торговля», — отмечает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

Озвученные министерством данные по инвестициям в НТО могут быть и выше, но «при определенных гарантиях соблюдения прав собственности и безопасности инвестиций», отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр ​Оськин. Московский эксперимент с ликвидацией самостроя показал эфемерность договоренностей, констатирует он. По данным АРПП, еще пять лет в Москве было около 30 тыс. объектов мелкой розницы, сейчас — не более 7 тыс.

При этом все о​прошенные РБК участники рынка и эксперты поддерживают предложения Минпромторга. «Это очень благоприятные изменения для предпринимателей, так как они направлены на ясность «правил игры», чего так не хватает российскому бизнесу. Местные власти склонны менять нормативную базу в сфере торговли слишком часто и непрогнозируемо, что ставит предпринимателей в незащищенное положение», — рассуждает адвокат Олег Сухов. Когда «в одном городе сносят все киоски, а в другом они спокойно функционируют — это нарушает права предпринимателей, создавая слишком разные условия для торговли на местах», соглашается Денис Фролов.

Принцип «меняется место — сохраняется бизнес», по которому предпринимателю гарантируют право размещения, является «глубоко правильным», заявил РБК президент Коалиции владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. «Люди не готовы ничего вкладывать, пока они на птичьих правах», — подчеркнул он, добавив, что сейчас эти вопросы решаются на основании личных договоренностей.

Сейчас сроки аренды устанавливаются «в зависимости от настроения чиновников», а норма о минимальном размещении НТО на семь лет будет способствовать «уверенности в завтрашнем дне», считает Оськин.

Продажи ставят на ГАЗ

В Минпромторге также рассчитывают, что законопроект даст толчок для развития автопроизводителей. В случае его принятия к 2019 году предприятия российского автопрома могут реализовать 50 тыс. грузовиков (на сумму 80 млрд руб.) в качестве автомагазинов, автокафе и фуд-траков, говорится в материалах министерства. Еще около 60 млрд руб. получат производители специализированного торгового оборудования для автолавок и фуд-траков, считают в Минпромторге.



Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Основным автомобилем для развития мобильной торговли рассматривается «ГАЗель NEXT», в разработку которой группа ГАЗ (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) вложила 9 млрд руб. ​Она имеет четыре базовые комплектации для мобильной торговли, на их базе может быть создано более 1 тыс. модификаций.В частности, перечисляется ряд успешно реализованных в крупных городах проектов фуд-траков и мобильных лавок на базе «ГАЗель NEXT»: «Сюда еда» (франшиза ресторанов быстрого питания), «Рыба здесь» (киоски по продаже рыбной продукции), Eat & Go (продажа гамбургеров и бутербродов в Петербурге, в том числе в аэропорту Пулково).

«Сегодня развитие мобильной торговли тормозится из-за проблем юридического регулирования: существующий закон о торговле не содержит понятия «мобильный торговый объект». Соответственно, все согласования для мобильной торговой точки происходят так же, как и для стационарной. На каждое уходит очень много времени, теряется сама идея «мобильности», — рассуждает директор по реализации и маркетингу дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Олег Марков.

Как уточнила РБК представитель группы ГАЗ, завод готов удовлетворить потребность рынка в полном объеме. «На фоне того, что рынок начал падать с 2014 года и до сих не восстановился до докризисного уровня, эти объемы позволят компенсировать снижение продаж», — объяснила она.​ По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году группа ГАЗ продала 69,4 тыс. автомобилей, в 2015 году — 51,2 тыс., то есть на 26% меньше. В 2016 году продажи выросли на 9%, до 55,8 тыс. За первые четыре месяца 2017 года продажи выросли всего на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

«ГАЗель Next» — не единственный вариант для организации мобильной торговли, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, хотя в плане обеспеченности необходимыми мощностями ГАЗ имеет преимущество. В качестве альтернативных вариантов Беспалов называет УАЗ и Ford Tranzit, производство которого локализовано в России. Также небольшие фургоны производит ЗИЛ.

Представитель ЗИЛа сообщила РБК, что компания не рассматривает участие в проекте. Получить оперативные комментарии представителей УАЗа и Ford не удалось.​

Затянувшееся рассмотрение

Минпромторг начал разрабатывать поправки еще в 2014 году и рассчитывал, что Госдума примет их еще в 2016 году. Андрей Карпов из Ассоциации экспертов рынка ретейла предполагает, что согласование законопроекта может затягиваться из-за неуверенности властей в добросовестности владельцев НТО как налогоплательщиков.

В свою очередь, Владлен Максимов из Коалиции киоскеров отмечает, что реализация законопроекта во многом будет зависеть от региональных властей. «Можно принять любой прекрасный закон, но регионы на месте сформулируют такие рамочные требования, что никто рад не будет», — предостерегает эксперт.