"Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
(с изменениями от 16 июля, от 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 6, 8 августа, 27 ноября, 29, 31 декабря 2001 г., 24 июля 2002 г.)
Глава II
Виды налогов и компетенция органов государственной власти
2.
Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах
определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными
актами.
Органы
государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и
обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской
Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
3. Актами
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может
предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем
налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления
и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной статьями 19-21 настоящего Закона
совокупности налогов и сборов одним налогом.
Установление
и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению
и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения
специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
Статья 19. Федеральные налоги
1. К
федеральным налогам относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную
стоимость;
б) акцизы;
в) налог на доходы
физических лиц;
Г) единый социальный налог;
д) ;
е) налог на операции с
ценными бумагами;
ж) таможенная пошлина;
И) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
К) налог на прибыль организаций;
л) ;
Н) ;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения;
р) сбор за использование
наименований "Россия", "Российская Федерация" и
образованных на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на покупку иностранных
денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
т) налог на игорный бизнес;
у) ;
ф) плата за пользование
водными объектами;
х) сборы за выдачу лицензий и
право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной
продукции;
Ц) налог на отдельные виды транспортных средств.
Ч) налог на добычу полезных
ископаемых.
2.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения,
плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд
устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на
всей ее территории.
3. При
исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии
с Федеральным
законом
"О соглашениях о разделе продукции", взимание федеральных налогов и
сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и
инвестором. Взимание федеральных налогов и сборов, не заменяемое разделом
произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с
учетом положений Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
Статья 20.
Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги
краев, областей, автономной области, автономных округов
1. К налогам
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов относятся следующие налоги:
а) налог на имущество
предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в
республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые,
областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области,
окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские
бюджеты городов по месту нахождения плательщика;
б) лесной доход;
Г) сбор на
нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
Суммы
платежей по этому сбору зачисляются в республиканский бюджет республики в
составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей,
областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов и
используются целевым назначением на дополнительное финансирование
образовательных учреждений.
Д) налог с продаж.
Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60 процентов;
Е) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
Ж) транспортный налог.
2. Налоги,
указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи,
устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на
всей территории Российской Федерации. При этом конкретные ставки этих налогов
определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями
органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных
округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Сбор,
указанный в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи, устанавливается
законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями
органов государственной власти краев, областей, автономной области и автономных
округов. Ставки этого сбора не могут превышать размера одного процента от
годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области и автономных округов.
3. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", взимание налогов и сборов субъектов Российской Федерации заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором или осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
Статья 21. Местные налоги
1. К местным
относятся следующие налоги:
а) налог на имущество
физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту
нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления
поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о
земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в
бюджет по месту их регистрации;
Г) налог на
строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли. Сбор устанавливается
районными, городскими (без районного деления), районными (в городе),
поселковыми, сельскими представительными органами власти - местными Советами
народных депутатов. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или
временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и
предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых
форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования
и другие цели.
Ставка
сборов в год не может превышать размера 3 процентов от 12 установленных законом
размеров минимальной
месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - размера 3
процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Ставки в
городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами
власти - местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских
населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей;
з) налог на рекламу. Налог уплачивают
юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не
превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе;
и) налог на
перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары,
по ставке, не превышающей 10 процентов суммы сделки;
к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические
лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
л)
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят
юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, в
размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной
оплаты труда в год, физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной
месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных торговых
точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, - половины
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день
торговли;
М)
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят
их устроители в размере, не превышающем 10 процентов стоимости заявленных к
аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
н) сбор за
выдачу ордера на квартиру. Сбор вносится физическими лицами при получении права
на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного
законом размера
минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
о) сбор за
парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку
автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах,
устанавливаемых представительными органами власти - местными Советами народных
депутатов;
п) сбор за
право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на
которой использована местная символика (гербы; виды городов, местностей,
исторических памятников и прочее), в размере, не превышающем 0,5 процента
стоимости реализуемой продукции;
р) сбор за
участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица,
выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах,
устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых
находится ипподром;
с) сбор за
выигрыш на бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на
ипподроме, в размере, не превышающем 5 процентов суммы выигрыша;
т) сбор с
лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде
процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не
превышающем 5 процентов этой платы;
у) сбор со
сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных
законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор
вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1 процента суммы сделки;
ф) сбор за
право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации,
производящие съемки, требующие от местных органов государственного управления
осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление
территории съемок и прочее), в размерах, устанавливаемых представительными
органами власти - местными Советами народных депутатов;
х) сбор за
уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица
(владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами
власти - местными Советами народных депутатов;
ц) сбор за
открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с
вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для
игры). Плательщиками сбора являются юридические и физические лица -
собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки.
Ставки сбора и порядок его взимания устанавливаются представительными органами
власти - местными Советами народных депутатов;
2. Налоги,
указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 настоящей
статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и
взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов
определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации
или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной
области, автономных округов, районов, городов и иных
административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено
законодательным актом Российской Федерации.
3. Налоги,
указанные в подпунктах "г" и "д" пункта 1 настоящей
статьи, могут вводиться районными и городскими органами государственной власти,
на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей
зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов.
В сельской
местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты
сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и в
районные бюджеты районов,краевые, областные бюджеты краев и областей, на
территории которых находится курортная местность.
4. Налоги и
сборы, предусмотренные в подпунктах "з" - "х" пункта 1 настоящей
статьи, могут устанавливаться решениями районных и городских представительных
органов власти - местных Советов народных депутатов.
Суммы
платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские
бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной
власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских
населенных пунктов.
5. Расходы
предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в подпунктах "ж", "з", "о", "ф" , "х"
и "ч" пункта 1 настоящей статьи, относятся на финансовые результаты
деятельности предприятий, земельного налога - на себестоимость продукции
(работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и
организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль
(доход).
6. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", взимание местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором или осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
Самостоятельная налоговая система Российской Федерации начала создаваться в октябре -- декабре 1991 г. Законами от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6--7 декабря 1991 г. были приняты законы о налогах: на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц. Также был принят ряд законодательных актов о других налогах, сборах, пошлинах. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г. Формирование налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее -- Закон об основах налоговой системы).
Закон об основах налоговой системы вводился в действие с 1 января 1992 г. (за исключением положений о порядке распределения в бюджетную систему налогов на добавленную стоимость и прибыль предприятий и организаций) и определял до 1 января 1999 г. (до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ) общие принципы построения налоговой системы в РФ, устанавливал перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, определял права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем были сформулированы основные общие положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.
В соответствии с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот, предоставляемых налогоплательщикам, осуществлялись Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти. Органы государственной власти национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований могли предоставлять дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налог зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, не имели обратной силы.
Налоговую систему образовывала совокупность налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
В соответствии с Законом об основах налоговой системы плательщиками налогов являлись юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами была возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщики подлежали постановке на учет в органах Государственной налоговой службы РФ (далее -- ГНС, впоследствии преобразована в Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, далее -- МНС) в обязательном порядке. Порядок постановки на учет определялся в законах по конкретным видам налогов и других обязательных платежей. Банки и кредитные учреждения могли открывать расчетные и иные счета налогоплательщикам (за исключением физических лиц) только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе. Банки должны были сообщать об открытии счетов в налоговые органы в пятидневный срок. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1 за невыполнение указанных требований на руководителей банков и кредитных учреждений налагались административные штрафы в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ или МРОТ).
Под объектами налогообложения понимались доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и другие объекты, установленные законодательными актами.
Принцип однократности налогообложения был сформулирован в Законе об основах налоговой системы следующим образом: «Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения». При этом в соответствии с указанным Законом не устанавливалось запрета на повторное и многократное налогообложение одного и того же объекта, если эта повторность или многократность возникала в результате обложения различными видами налогов и осуществлялась в разные периоды времени.
Ставки налогов (за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин) подлежали установлению Верховным Советом РФ и другими органами государственной власти в соответствии с указанным Законом (в редакции Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5006-1). На отдельные виды и группы товаров ставки акцизов устанавливались Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин определялись в порядке, установленном Законом РФ «О таможенном тарифе».
Распределение средств от налогов и других обязательных платежей между бюджетами разного уровня и внебюджетными фондами осуществлялось в порядке и на условиях, определяемых высшим законодательным органом РФ и другими органами государственной власти в соответствии с Законом об основах налоговой системы и другими законодательными актами.
Закон устанавливал следующие основные виды налоговых льгот:
- - необлагаемый минимум объекта налога;
- - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
- - освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;
- - понижение налоговых ставок;
- - вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
- - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов);
- - прочие налоговые льготы.
Норма Закона об основах налоговой системы (в редакции Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178-1) о запрете предоставления индивидуальных налоговых льгот (льгот, предоставляемых отдельным налогоплательщикам) была сформулирована следующим образом: «Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации». Таким образом, в принципе законодательство допускало предоставление индивидуальных налоговых льгот при соблюдении определенных условий.
Главная > ЗаконЗемельный налог и налог на имущество предприятий
Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” указанный налог отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей, автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляется в центральные бюджеты указанных административных образований и в районные, городские бюджеты по месту нахождения плательщиков. Основными нормативными документами по налогу на имущество предприятий являются Закон РФ "О налоге на имущество предприятий", Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона. Цели налога: обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов; создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций. Плательщиками налога на имущество. К ним относятся все предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ. От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц: бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации, предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды. Объект налогообложения. Им является имущество в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных, запасов, затрат и нематериальных активов. Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия. Для расчета налога на имущество предприятия должна быть определена его среднегодовая стоимость. Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) рассчитывается путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий, относятся: Статьи актива Основные средства (01) Долгосрочные арендуемые основные средства (03) Нематериальные активы (04) Материалы (10) Животные на выращивании и откорме (11) МБП (12) 3аготовление и приобретение материалов (15) Основное производство (20) Полуфабрикаты собственного производства (21) Вспомогательное производство (23) Обслуживающие производства и хозяйства (29) Некапитальные работы (30) Расходы будущих периодов (31) Готовая продукция (40) Товары (41) Статья пассива Износ основных средств (02) Износ нематериальных активов (05) Износ МБП (1З) В налогооблагаемой базе учитываются также остаток по сч. 16 “Отклонения в стоимости материалов” и “Прочие запасы и затраты” раздела II актива баланса. Ставка налога. Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2% от налогооблагаемой базы. Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий. Льготы. В настоящее время действуют льготы по налогу на имущество предприятий. Не облагается налогом имущество: бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и управления, Коллегии адвокатов, Федеральной и других нотариальных палат; предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы; специализированных протезно-ортопедических предприятий; имущество, используемое только для нужд образования и культуры; религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ; предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц) ; общественных организаций инвалидов; научно-исследовательских учреждений; вновь созданных предприятий - в течение одного года после регистрации и др. К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся: ведомственное жилье; объекты пожарной безопасности и охраны природы; земля; спутники связи; оборудование для производства, обработки и хранения сельскохозяйственной проекции и некоторые другие. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество предприятий. Он ведется на балансовом счете 68 “Расчеты с бюджетом” , на отдельном субсчете “Расчеты по налогу на имущество” . Сумма налога отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 80 “Прибыли и убытки” . Авансовые платежи по налогу за имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится окончательный расчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу. Сроки представления расчетов и уплаты налога. Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой отчетности. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам -в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год. Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля регулируются Законами РФ “Об основах налоговой системы в РФ” , "О государственной налоговой службе РСФСР" и другими законодательными актами. Земельный налог Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” указанный налог отнесен к местным налогам. Основными нормативными документами по земельному налогу являются Закон РСФСР "О плате за землю", Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона. Использование земли в РФ является платным. Одной из форм платы является земельный налог, которым ежегодно облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) . Цель налогообложения. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам в собственность или владение. Ставка налога. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение на территории России. От уплаты земельного налога полностью освобождаются: · заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; · предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; · научно-исследовательские учреждения сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля; · учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры; · предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) , на первые 10 лет пользования; · участники ВОВ и некоторых других боевых операций по защите Родины; · инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности; · учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источников финансирования; · ВУЗы, и отдельные научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации по перечню, утверждаемому Правительством РФ; · государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ; · земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ; · санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Не облагаются земельным налогом: · земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ; · земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (пути сообщения, земли для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, полигоны для захоронения отходов, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд населения) . Кроме того, освобождены от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья. Льготы. Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. Земельный налог не взимается за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении. Плата за земли сельскохозяйственного назначения. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. Плата за земли несельскохозяйственного назначения. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двукратном размере. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) , а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа. Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы, взимается в пределах 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель. Порядок установления и взимания платы за землю. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более, чем за три предшествующих года. Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля регулируются Законами РФ “Об основах налоговой системы в РФ” , "О государственной налоговой службе РСФСР" и другими законодательными актами. Литература и другие использованные источники 1. Козлова Е. П., Парашутин Н. В., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1997. 2. Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. 3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1996. 4. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 2-е изд., переработанное и доп. – М.: Финансы и статистика, 1996. 5. Справочник на CD-ROM "Ваше Право". ЗАО "Информационные системы и технологии". Апрель 1997.Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЗАКОН в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-11-10 Time: 20:12:53 Закон Википедия - * Законопослушные граждане пытаются прожить всю жизнь под наркозом. (Борис Кригер) … - ЗАКОН в Однотомном большом юридическом словаре:
1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, … - ЗАКОН в Большом юридическом словаре:
- 1> юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как … - ЗАКОН в Словаре йоги:
(Law) См. Великий Закон; Закон Кармы; Законы Природы и Жизни … - ЗАКОН в Словаре финансовых терминов:
в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила. В собственно юридическом смысле ЗАКОН нормативный … - ФЕДЕРАЦИИ
И ЕЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ - см. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ … - СИСТЕМЫ в Словаре экономических терминов:
УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - см. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ … - СИСТЕМЫ в Словаре экономических терминов:
ОПЛАТЫ ТРУДА - в РФ наиболее широкое применение нашли повременная (учитывается количество проработанного времени - подразделяется на почасовую и помесячную) … - СИСТЕМЫ в Словаре экономических терминов:
МЕЛИОРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕЛИОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ … - СИСТЕМЫ в Словаре экономических терминов:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ-см АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ … - СИСТЕМЫ в Словаре экономических терминов:
ДЕНЕЖНЫЕ - см ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ … - СИСТЕМЫ в Словаре экономических терминов:
ГАРМОНИЗИРОВАННОЙ НОМЕНКЛАТУРА -см. НОМЕНКЛАТУРА ГАРМОНИЗИРОВАННОЙ … - РОССИЙСКОЙ в Словаре экономических терминов:
ФЕДЕРАЦИИ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ - см. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ … - РОССИЙСКОЙ в Словаре экономических терминов:
ФЕДЕРАЦИИ ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - см. ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ … - РОССИЙСКОЙ в Словаре экономических терминов:
ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВ - см СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ - см ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ЗАКОН … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
УГОЛОВНЫЙ - см. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ - закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
ТАФТА-ХАРТЛИ (Labor-Management Relations Act of 1947 г.) - в США один из основных действующих законодательных актов о труде - закон … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
СЭЯ - закон, в соответствии с которым реальный совокупный спрос будет автоматически поглощать весь объем продукции, произведенный в соответствии с … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
СТРАНЫ ПРОДАВЦА (lex venditoris) - правовой принцип, означающий применение права того государства, которому принадлежит продавец. З.с.п. является относительно новой (нормативное … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
СПРОСА - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
С КОТОРЫМ ДАННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ТЕСНО СВЯЗАНО - правовой принцип, который обычно применяется в тех же случаях, что и закон … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
СКЕЛЕТНЫЙ - см ЗАКОН … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
РАМОЧНЫЙ - см ЗАКОН … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ - закон, в соответствии с которым с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
ОСНОВНОЙ - см. ОСНОВНОЙ ЗАКОН. ЗАКОН ОУКЕНА - закон, в соответствии с которым при небольшом ежегодном росте реального ВНП … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
МОДЕЛЬНЫЙ - см. МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН. ЗАКОН ОБ АССИГНОВАНИЯХ - акт высшего законодательного органа об утверждении бюджетных ассигнований на данный … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ АКТА (lex loci actus) правовой принцип, означающий применение права того государства, на территории которого совершен к.-л. гражданско-право-вой акт. … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
МЕСТА НАХОЖДЕНИЯ ВЕЩИ (lex rei sitae) - одна из первых коллизионньис привязок (формул прикрепления) , сложившихся в практике международного частного … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
МЕСТА ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА (lex loci solutionis) - правовой принцип, означающий применение права того государства, где обязательство, вытекающее из договора, подлежит … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
ГРЭШАМА - закон денежного обращения, в соответствии с которым "плохие" деньги, которые менее ценятся на денежном рынке, вытесняют из обращения … - ЗАКОН в Словаре экономических терминов:
ВАГНЕРА (англ. - national labor relations act) - принятый 1935 г. в США закон о регулировании трудовых отношений. Внесен сенатором … - ЗАКОН в Кратком церковнославянском словаре:
(евр. Тора) - имеет множество значений: 1) Слово Божие вообще; 2) Писание Ветхого Завета вообще; 3) Пятикнижие Моисеево, первая из … - ОБ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
(Евр.) Астральный свет - или, вернее, его пагубные злобные потоки - персонифицировался евреями в виде Духа, Духа Об. Они считали, … - ОБ в Энциклопедическом словаре:
, предлог. Употр. вместо "о" перед словами, начинающимися с гласных звуков, а также (перед нек-рыми словами) с согласных звуков, напр. … - ЗАКОН в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, … - СИСТЕМЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
СИСТ́ЕМЫ РОДСТВА (этногр.), системы терминов для обозначения разл. степеней родства, кровного и по браку. Делятся на классификационные, в к-рых группы … - ЗАКОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? З. в юридическом смысле резко отличается от З. в смысле научном (естественном). В то время, как под последним разумеется … - ЗАКОН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, м. 1) Постановление высшего органа государственной власти, принятое в установленной конституцией порядке. Проект закона. Свод законов. Основной закон. Принять … - ОБ
см. о, … - ЗАКОН в Словаре синонимов Абрамова:
правило, постановление, положение, основание, начало, принцип; вера. Ср. . См. вера, правило || вменить себе в закон, держать закон, отступать … - ОБ в словаре Синонимов русского языка:
о, … - ОБ-
1. префикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах совершенного вида со значением: превзойти другого с помощью действия, названного мотивирующим словом (обскакать, … - ОБ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
предлог см. о … - ОБ в Словаре русского языка Лопатина:
об и обо, … - ОБ в Орфографическом словаре:
об и обо, … - ОБ
Употр. вместо "о" перед словами, начинающимися с гласных звуков о об угол, об отце об Употр. вместо "о" перед некоторыми … - ЗАКОН в Словаре русского языка Ожегова:
постановление государственной власти Конституция - Основной з. государства. Кодекс законов о труде. Соблюдать законы. закон общеобязательное и непреложное правило Государственный …
Документ утратил силу
Документ по состоянию на август 2014 г.
Настоящий Закон определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Статьи 1 - 17 утратили силу с 1 января 1999 года. - Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ.
Глава II. ВИДЫ НАЛОГОВ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 18. Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации
2. Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
3. Актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной статьями 19 - 21 настоящего Закона совокупности налогов и сборов одним налогом.
Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 19. Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы
1. К федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы;
в) налог на доходы физических лиц;
г) единый социальный налог;
д) исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенная пошлина;
з) исключен. - Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
к) налог на прибыль организаций;
л) исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ;
м) исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ;
н) исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
с) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2002 N 193-ФЗ;
т) утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2002 N 182-ФЗ;
у) исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ;
ф) плата за пользование водными объектами;
х) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
ц) исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001);
ч) налог на добычу полезных ископаемых;
ш) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
2 - 4. Исключены. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
2. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
3. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", взимание федеральных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание федеральных налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья 20. Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов
1. К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
а) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;
б) лесной доход;
в) исключен. - Федеральный закон от 17.06.1999 N 112-ФЗ;
г) утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
д) утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
е) утратил силу. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ;
ж) транспортный налог;
з) налог на игорный бизнес;
и) налог на имущество организаций.
2. Налоги, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей территории Российской Федерации. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
3. Исключен. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
Статья 21. Местные налоги
1. К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
г) - ж) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
и) - ц) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
ч) исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
2. Налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
4. Налог, предусмотренный подпунктом "з" пункта 1 настоящей статьи, может устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов.
Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
6. Утратил силу. - Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статьи 22 - 26 утратили силу с 1 января 1999 года. - Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России