Для дома

Бурлаки - как это было. Бурлаки: история, формулы, цены Кто такие бурлаки узнай и напиши

Топик слетел, восстанавливаю из кэша

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI- конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива - Расшива - Википедия.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Библиотека А. Соснина: Возникновение и упадок судового промысла

К концу XVII - началу XVIII вв. процесс общественного разделения труда, развития товарно-денежных отношений и зарождения единого всероссийского рынка внес существенные изменения в организацию судоходства на внутренних водных путях // library.riverships.ru
...Бурлачество было своеобразным явлением в экономике крепостнической России. Работа бурлаков была сезонной, которая в лучшем случае продолжалась в течение навигации, а чаще всего ограничивалась одним рейсом, или, как тогда говорили, путиной , и не могла, следовательно, служить постоянным объектом приложения труда и источником существования. Часть бурлаков и в зимний период находила себе кое-какую работу в судовом промысле (постройка и ремонт судов, заготовка судового инвентаря, оснастки и др.) или иное занятие, однако основное большинство их уходило домой, в деревню, с которой они не могли порвать связь.

Крестьянство было главной базой, откуда шли бурлаки на все водные пути. Но в целом состав бурлачества был довольно пестрым. Несмотря на разношерстность бурлацкой массы, она четко делилась на профессионалов и случайных людей. Первые, бурлачившие всю свою жизнь, отлично знавшие реку, всегда нанимались в “коренные” и были самым надежным элементом бурлацкой среды.

В случайные бурлаки по крайней нужде шла крестьянская беднота, городская и посадская голытьба или же “лишние руки”, которые не могли найти применения своего труда в деревне. Значительную часть случайных бурлаков составляли (до отмены крепостного права в 1861 г.) помещичьи крестьяне, сдаваемые внаем за недоимки или в виде наказания , а также беглый беспаспортный люд, который можно было нанять за гроши или просто “за харчи”. Неотразимой приманкой служил задаток, который можно было получить, нанявшись в бурлаки, как раз в то время года, когда крестьянин испытывал наиболее острую нужду.

Наем бурлаков проводился обычно зимой в период между праздниками масленицы и пасхи (с конца февраля до начала апреля). В традиционно определенные пункты собирались бурлаки на “бурлацкие” базары. Большой базар на Волге ежегодно проходил в Пучеже. Крупными пунктами найма бурлаков были также Кострома, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Нижний Новгород, Самара, Саратов, а на Каме - Пермь, Чистополь, Лаишев.

Бурлацкие базары представляли собой весьма живописную картину.

Рано утром в базарный день на торговой площади бурлаки собирались в артели и выбирали из своей среды подрядчика, который и вел переговоры с судовщиками на виду у всей артели. Артель обычно назначала предельную цену, на которую подрядчик мог в крайнем случае соглашаться. Иногда недобросовестные подрядчики за хорошую мзду заранее сообщали судовщикам предельную цену найма артели, но если бурлаки каким-то образом узнавали об этом, они жестоко расправлялись с подрядчиком.

Наем бурлаков оформлялся договором, в котором оговаривались обязанности сторон и особенно подробно обязанности бурлаков. Так, в договоре, заключенном 24 апреля 1847 г. в Нижнегородском отделении Рыбинской судоходной расправы артелью судорабочих с балахнинским купцом Нестеровым, первые брали на себя следующие обязательства: по прибытии на расшиву ее “убрать как следует к плаву, сплавить вниз рекою Волгою до колонии Баронского к показанным амбарам, из коих по уделании нами мостков нагрузить пшеницей, как хозяину угодно будет, по нагрузке же и по настоящему убравшись, взвести оную расшиву вверх, рекою Волгою до Ниж. Новгорода с поспешностью, не просыпая утренних и вечерних зорь, в работе определить нас на каждую тысячу пудов груза по три с половиною человека, кроме лоцмана, во время же пути следования всемерно нам стараться, чтобы судно не подвергалось ни малейшей задержке. Равно нам всем находиться у хозяина и его посланного и лоцмана во всяком послушании и повиновении... Если же встретиться мелководие, то перегрузить кладь в паузки, за которыми нам ходить вверх и вниз по 30 верст без платы. Если же с судном последует несчастье и не будет возможности спасти оное, то обязаны мы немедленно оное подвести к берегу, воду из оного отлить, кладь выгрузить на берег, подмоченное пересушить и обратно в то или другое судно погрузить и следовать по прежнему. При этом обязаны мы иметь на судне крайнюю осторожность от огня и для того табаку на судах отнюдь не курить, от нападения воров защищаться и до грабежа не допускать, судно и хозяина днем и ночью оберегать. По приходе в гор. Нижний судно поставить, припасы пересушить, убрать, куда приказано будет, потом, получа паспорта и учинив расчет, быть свободным. Если же при расчете окажется за нами излишний перебор денег, то таковые обязаны мы сполна заплатить беспрекословно. Ряда каждому за путину по 16 рублей серебром. Задатку каждому по 10 р. 29 к. серебром”.

За помещичьих крестьян рядились обычно бургомистры и приказчики. Нередко судовщик, желая подешевле нанять артель бурлаков, приезжал к сельскому старосте или старшине. Те вызывали крестьян-недоимщиков и принуждали их пойти в бурлаки. Задаток в этих случаях обычно отбирался старостой “за недоимки”, а бурлаки после завершения путины зачастую практически не получали ни копейки: все оставшиеся деньги оказывались израсходованными “на харчи”. Нанятые бурлаки приходили в места постройки или зимовки судов за две недели до ледохода, готовили суда к плаванию, заводили в безопасные от ледохода места и загружали. Отправлялись суда в рейс обычно сразу после ледохода.

Группа бурлаков, тянувших бечеву, называлась “ссада”. Во главе ее стоял и шел первой лямкой самый опытный и здоровый бурлак, которого называли “шишка” или “дядька”, выбиравший путь и задававший ритм в общей работе, требовавшей четкой согласованности. За “шишкой” ставили наиболее ленивых или кабальных бурлаков, которые, уже растратив свой заработок, служили за одни харчи и не были заинтересованы в работе. За ними шли добросовестные работники, при необходимости подгонявшие ленивых. Позади всех шел “косной”, следивший за бечевой к “ссаривавший”, т. е. снимавший ее, если она за что-нибудь задевала.

Ход бурлаков с бечевой был настолько тяжел, что обычная ходьба, даже мелким и медленным шагом была невозможна, поэтому выставляли вперед сначала правую ногу, упирались ею в почву и медленно подтягивали к ней левую, либо делали левой ногой очень небольшой шаг. Шаг был ровный и обязательно одновременный, поэтому “ссада” все время плавно слегка раскачивалась в стороны.

Почти все бурлацкие работы, в том числе и ход бечевой, сопровождались пением песен, которые не только задавали требуемый ритм, но и в какой-то мере настраивали бурлаков на выполнение тяжелой работы. Песни эти были творчеством самих бурлаков, примитивные по форме и содержанию, они отражали условия тяжелого труда и безрадостного существования.

Каторжный труд практически без отдыха, антисанитария, отсутствие медицинской помощи делали свое дело и бурлаки после нескольких лет работы превращались в обессиленных инвалидов, в первую очередь гибнувших при частых тогда эпидемиях.

Тяжелым бурлацким трудом занимались сотни тысяч людей. По подсчетам Ф. Н. Родина, в последней четверти XVIII в. в бассейне Волги и на Вышневолоцкой системе было занято не менее 340 тыс. судорабочих. В начале 30-х годов XIX в. на Волге и Оке бурлачило 412 тыс. чел., на Каме 50 тыс. чел. А в годы расцвета судового промысла, в 1854 г., на реках и каналах только европейской России трудилось 704,8 тыс. бурлаков. Социальный состав их был чрезвычайно разнороден. Среди бурлаков в 1854 г. было (в тыс. чел.):

Крестьян (государственных, помещичьих, удельных) – 580,8
Вольноотпущенных и свободных хлебопашцев – 4,4
Солдат (отставных, пахотных, бессрочно отпущенных) и казаков – 14,1
Мещан, купцов, однодворцев – 85,9
Дворян – 2,8

По прибытии в условленный пункт назначения бурлаки получали расчет за работу. Чтобы не платить за простой, с расчетом не задерживались и старались вообще побыстрее отправить бурлаков по домам, считая нежелательным скопление большой массы этого неспокойного люда.

При расчетах большие недоразумения возникали в оплате за простойные дни. По существовавшему в те времена положению простойные не по вине судорабочих дни оплачивались только начиная с четвертого дня простоя по 15 коп. на день. За первые три дня бурлаки, а также коноводы ничего не получали. Чтобы не платить простойных денег, судовладельцы часто прибегали к хитрости: отстояв на одном месте три дня, они заставляли судорабочих продвинуть судно вперед на 400-600 м, и таким образом получали очередные льготные три дня. Многочисленные жалобы и возмущения судорабочих вынудили Сенат 27 августа 1817 г. издать указ, которым было установлено, что день не будет считаться простойным в том случае, если дневной переход вниз по течению превысит 16 верст, а вверх - 6 верст. Кроме того, лимит на льготные три дня, когда судовладелец мог не платить рабочим простойных денег, распространялся на всю навигацию, а не на разовую стоянку. Следует, однако, отметить, что и этот указ не устранил произвола хозяев. За вычетом задатка и расходов на питание бурлакам в окончательный расчет причиталось немного, а иногда и вовсе ничего.

Кое-где (напр., на каналах Мариинской системы) бурлачество сохранилось и до 1900-х гг.

С XVI века до эпохи паровых двигателей - движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.

На Севере бурлаков еще называли ярыгами. Или ярыжками. Слово это образовано из двух: «ярило» - «солнце», и «га» - «движение», «дорога».
Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек, в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу.

У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти - высокие крутые берега - назывались "Жареными буграми". С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.

«В бурлаки чаще всего шел отчаянный народ, потерявший свое хозяйство, интерес к жизни, любители путешествий и вольного воздуха…»

При прохождении судна мимо "Жареного бугра" у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Новички выстраивались у подножья бугра. За их спиной вставал лоцман с лямкой в руке. По команде и под крики бывалых бурлаков: "Жарь его!" - новичок бежал по откосу к вершине, а лоцман бил его лямкой по спине. Кто быстрее взбежит на вершину, тот получит меньше ударов. Добежав до вершины, бурлак-новичок мог считать себя получившим крещение и на равных правах входил в артель.

Иерархия

Вел бурлаков старший, авторитетный бурлак, он же водолив, отвечающий за подряды и договора, а также берущий на себя ответственность за сохранность грузов. Он же должен был следить за техническим состоянием судна, вовремя ликвидировать течи, чтобы не затопить баржу и не испортить товар.

Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Его задача состояла в том, чтобы не посадить барку на мель, провести без приключений товар через все опасные места.

Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков. Замыкали шествие два бурлака, называемые «косными». Они в случае необходимости залезали на мачты судна, управлялись с парусной оснасткой его, обзирали с высоты дорогу.

Были бурлаки коренные, которых нанимали на весь сезон, были добавочные, взятые на помощь, когда это требуется.Часто лямку тянули лошади.

"Смертельный" труд

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Лишь попутный ветер облегчал работу (поднимался парус) и увеличивал скорость передвижения. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Пожалуй, самая известная из них «Эх, дубинушка, ухнем». Обычно ее пели для координации сил артели в самые тяжелые моменты.

На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти.

Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан:

"Быть у хозяина во всяком послушании... Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления... На работу - чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни".

В бурлаки шли не только мужчины. "Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей".

С распространением пароходов бурлацкий труд исчез полностью.

Многие современные школьники, изучая произведения русского искусства, не всегда могут ответить на вопрос о том, кто такие бурлаки. А между тем эти люди когда-то вызывали разные чувства у своих современников: от жалости до полного отторжения. Постараемся подробнее рассмотреть данный вопрос.

Что обозначает эта профессия?

Бурлаками в России называли наемных рабочих, как правило, выходцев из самых беднейших слоев населения, которые тянули при помощи длинных веревок суда, плывшие против течения. Это был тяжелый физический труд, который являлся сезонным. Длился период бурлачества с весны по осень. Для того чтобы поддерживать друг друга, эти люди объединялись в артели. Как правило, бурлацкий труд не вызывал большого уважения и считался вынужденным способом заработка.

Оплата труда была достаточно низкой, поэтому эта работа стала уделом безродных нищих и часто бездомных. Нередко бурлаками становились бывшие каторжники и люди с сомнительной репутацией.

Сегодня актуален вопрос о том, что тянули бурлаки. Преимущественно им приходилось тянуть за собой крупные суда, которые были лишены пароходной тяги. Эти суда использовались для перевозки различных грузов.

Бурлачество как образ жизни

Для части бродяг их малоприбыльная профессия стала настоящим образом жизни. Бурлак - это человек, как правило, лишенный семьи и серьезных обязательств. Своеобразное перекати-поле, личность, свободная от многих социальных обязательств и лишенная многих благ жизни.

Больше всего артелей находилось на Волге. Столицей их стал город Рыбинск.

Таким образом, отвечая на вопрос, кто такие бурлаки и что они делали на Волге, можно ответить так: это определенный социальный класс Российской империи образца начала позапрошлого века, состоявший из людей с определенными ценностными ориентациями, часто представляющих собой выходцев с социального дна.

Образ в русском искусстве

Наиболее сильно выразился образ бурлака в русском искусстве, которое всегда искало универсальный способ изображения человека из народа. Такие люди, как никто другой, подходили под этот идеал: сильные, могучие, смелые и вольные, которые олицетворяли собой непокорный

О бурлаках и их нелегкой доле писал Н. А. Некрасов в стихотворении «На Волге» (1860), которое вызвало большой интерес его современников.

Тему эту отразили в своих работах и многие другие писатели и поэты. Но, наверное, самым знаменитым произведением до сих пор остается картина И. Е. Репина под названием «Бурлаки на Волге». Это монументальное полотно вызвало огромный интерес со стороны любителей творчества художника. Как всегда, Репин изобразил разных людей, которые по-разному воспринимают свою бурлацкую долю: от отчаявшихся до готовых бороться за свое счастье.

К слову сказать, данное полотно купил один из великих князей из дома Романовых и часто показывал его своим гостям.

Кто такие бурлаки: история в России

Тема эта активно освещалась и в документальной литературе позапрошлого века. Много о бурлаках писал знаменитый москвич и журналист В. Гиляровский. Вместе с ними странником Гиляровский прошел немало дорог и хорошо знал и их жизнь, и их быт.

На вопрос о том, кто такие бурлаки, кратко Гиляровский отвечал так: это люди, люди разные, часто просто попавшие в трудную жизненную ситуацию, но не лишенные человеческого образа и человеческой души.

Интерес к бурлакам вызвал и интерес к их фольклору. Знаменитый певец Ф. Шаляпин с успехом исполнял одну из их песен «Эх, дубинушка, ухнем!».

Бурлачество как социальный класс стало исчезать с середины позапрошлого века, когда появились пароходы, уже не нуждающиеся в том, чтобы их с берега тянули люди.

Однако тема эта продолжала набирать популярность, поэтому даже либеральная интеллигенция знала, кто такие бурлаки. Как правило, образ этих людей в среде революционно настроенной молодежи отождествлялся с угнетением, которое переживает русский народ.

Официально бурлацкий труд был запрещен только в СССР. Однако и его вынужденно использовали в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня тема эта известна нашим современникам, скорее, по произведениям искусства. Поэтому возникают и новые песни, и новые художественные полотна, которые рассказывают о том, кто такие бурлаки.

Кто такие «Бурлаки на Волге». Бурлаки на Волге - кто все эти люди?! О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь. Бурлак произошло от слова бурлить(вода бурлит). Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI - начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря. Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «… бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!» Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков. 1. Бечевник - истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги. 2. Шишка - бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение. 3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле. 4. Кабальные, как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались. 5. Кашевар. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку. 6. Халтурщики. В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других. 7. Смотрящий. Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков. 8. Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых. 9. Расшива - вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 т. 10. Флаг - к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и часто поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь. 11. Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель. 13. Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени. 12. Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед. 14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг. 15. Резьба на расшиве. С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету. Были и женские артели: Женщины-бурлаки были не только в России: В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого - чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика.

Бурлаки – одна из самых ярких страниц в истории Волги. Бурлачество зародилось рано еще в 16 веке. Тогда по Волге стали ходить знаменитые персидские караваны. Из низовий в Казань и верхние волжские города (Кострому, Ярославль, Тверь, Нижний Новгород) суда из Персии и Астрахани поднимали бурлаки. В 18 веке Волга становится главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов. В 19 веке на Волге работало уже около 600 тыс. бурлаков.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря



Кроме мужчин в артели входили также и женщины. Были и полностью женские артели. И нагрузка разная: если у женщин на каждую 1000 пудов клади на судно ставилось по пять бурлачек, мужчин – только по трое. Тяжелой была бурлацкая лямка. Работать приходилось по 19 часов в сутки.

В передней лямке шагал опытный и сильный бурлак, который знал «сакму» (бурлацкую тропу) - его называли «шишка» или «дядька». Он устанавливал ритм движения и затягивал обычный припев: «Сено-солома» – для поднятия бодрости и движения в ногу. За «шишкой» шли «подшишельные». Далее «ленивые» и так называемые «кабальные» рабочие, они тянули бечеву лишь за харчи, потому что растратили в пути весь заработок. А подгоняли «кабальных» в самом хвосте артели «добросовестные» или «усердные» бурлаки. Замыкал шеренгу «косной». Он следил, чтобы бечева ни за что не цеплялась. При тяге бечевой бурлаки выступали вперед только правой ногой, а левая придвигалась к правой, затем снова шаг правой - и так все время. На ходу бурлаки пели сиплыми, вечно простуженными голосами. Одни впрягались в бурлацкую лямку из-за нужды, другие – просто продолжить династию.



На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти. "Уходила артель дальше, на берегу оставались тлеющие угли костра, разбитые лапти и прелые онучи, а иногда и грубо тесанные могильные кресты..." Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан: "Быть у хозяина во всяком послушании... Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления... На работу - чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни".

Волжское бурлачество делилось на две категории: верхние и нижние бурлаки. Верхние работали на водных системах между Рыбинском и Петербургом, нижние между Рыбинском и Астраханью. Главная масса бурлаков состояла из помещичьих, государственных, удельных крестьян и мещан приволжских губерний. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек. В отдельных случаях артель достигала 150 человек. Условия найма бурлаков определялись «Уставом купеческого водоходства» 1781 года, составленным в интересах судовладельцев.


Отпраздновав Масленицу, гонимые крайней нуждой мужики устремлялись на «бурлацкие» базары, где записывались в артели. Самым крупным таким приемным пунктом считался город Пучеж на Волге (ныне Ивановская область). «Базары» меньших масштабов находились в Нижнем Новгороде, Кинешме, Костроме, Казани, Саратове, Самаре и еще нескольких больших городах. На берегах Камы такими городами Пермь, Лаишев и Чистополь. Так называемая столица бурлаков находилась в г. Рыбинске (Ярославская область), где установлен даже памятник бурлаку. Рыбинск был важнейшим внутренним пором страны. Суда того времени были неуклюжи и тяжелы на ходу. Основной тягловой силой были бурлаки. Во время навигации в Рыбинске собиралось до 130 тысяч бурлаков, Если расстояние от Самары до Рыбинска пароход покрыл за 16 дней, бурлакам на преодоление того же пути требовалось два месяца.

Бывалые люди безошибочно определяли пришлых людей по одежде, лаптям, головным уборам – кто из какой местности. Саратовских прозвали «чехонниками», казанских – «сиротами», нижегородцев – «водохлебами», а ярославцев – «аршинниками», на Севере бурлаков еще называли ярыгами или ярыжками.


Преобладали среди бурлаков крестьяне. Они соглашались на столь изнурительную работу из-за нужды, малоземелья, плохих урожаев. Шли в бурлаки и бездомные люди, бродяги. Само слово «бурлак» произошло от искаженного татарского – «буйдак», то есть бездомный, почти «бомж».

Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку - кожаный пояс длиной 3 аршина (около 2,5 метров) и шириной 4 вершка (18 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом

конце груз массой 40 кг. Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно!



С начала 19 века на Волге появляются кабестаны и коноводки - судна на лебёдке с конной или паровой тягой. Они стали подспорьем для рыбаков.

На баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель.

К 20-м годам XIX века на Волге появились первые пароходы, которые постепенно заменяли бурлаков. К 1870 году бурлаки на Волге практически исчезли.


Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина. Репин показывает ватагу бурлаков (11 человек), идущую «бичевой» по песчаной отмели в безветренный солнечный день. Ход «бичевой» начинался обычно выше устья Камы. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма (7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (214 м). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. В то же время величина угла не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы. Картина была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала.




Казань как и другие крупные города привлекала крестьян, идущих в бурлаки с радиуса 500 и более километров. В знаменитом селе лоцманов Верхний Услон, что напротив Казани, весной ежегодно собиралась несколько десятков тысяч бурлаков, которые нанимались к купцам тянуть лямку. Называлась это событие «весенняя биржа». Много приходило с Вятки и Камы с лесных краев. Большую роль в притоке играл город на Каме Лаишев, что в 60 км от Казани, куда ежегодно с начала 18 века до начала 20 века прибывал демидовский караван, 500 барок, весь металл Урала. В начальный период истории ярмарки здесь происходила смена ватаг бурлаков. Вятские и камские бурлаки получали здесь расчет, а дальше суда тянули нижегородцы.

Следует, сказать, что бурлачество это не исключительно русская профессия. Бурлаке водили суда и по Сене, Дунаю и по Хуанхе и Янзцы. Всюду, где процветала торговля и требовалось поднимать суда вверх по течению.