Кулинария

Важнейшие циклы мифов. Критский цикл. Предание о роде Атридов. Троянский цикл. Фиванский цикл. Плавание аргонавтов. Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении Мифологические циклы троянский фиванский миф об ар

Легенды и мифы древней Греции (ил.) Кун Николай Альбертович

ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ

ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ

ЭДИП. ЕГО ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ

Изложено по трагедии Софокла «Эдип-царь».

У царя Фив, сына Кадма, Полидора, и жены его Нюктиды был сын Лабдак, который и наследовал власть над Фивами. Сыном и преемником Лабдака был Лай. Однажды Лай посетил царя Пелопса и долго гостил у него в Писе. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса, Хрисиппа, и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Так проклял отец Хрисиппа Лая, и должно было исполниться это проклятие отца.

Вернувшись в семивратные Фивы, Лай женился на дочери Менойкея, Иокасте. Лай долго спокойно жил в Фивах, и лишь одно тревожило его: у него не было детей. Наконец, решил Лай отправиться в Дельфы и там вопросить бога Аполлона о причине бездетности. Грозный ответ дала жрица Аполлона пифия Лаю. Она сказала:

Сын Лабдака, боги исполнят твое желание, будет у тебя сын, но ведай: ты погибнешь от руки своего сына. Исполнится проклятие Пелопса!

В ужас пришел Лай. Долго думал он, как избежать ему веления неумолимого рока; наконец он решил, что убьет своего сына, лишь только тот родится.

Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец связал ремнями ноги новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на склонах Киферона, чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб не исполнил приказания Лая. Он пожалел ребенка и передал тайно маленького мальчика рабу коринфского царя Полиба. Этот раб как раз в это время пас стадо своего господина на склонах Киферона. Раб отнес мальчика к царю Полибу, а тот, будучи бездетным, решил воспитать его как своего наследника. Царь Полиб назвал мальчика Эдипом за его распухшие от ран ноги.

Сфинкс.

(Статуя VI в. до н. э.)

Так и вырос Эдип у Полиба и жены его Меропы, которые называли его своим сыном, и сам Эдип считал их своими родителями. Но однажды, когда Эдип уже вырос и возмужал, на пиру один из его друзей, охмелев, назвал его приемышом, что поразило Эдипа. В его душу закрались сомнения. Он пошел к Полибу и Меропе и долго убеждал их открыть ему тайну его рождения. Но ни Полиб, ни Меропа ничего не сказали ему. Тогда решил Эдип отправиться в Дельфы и там узнать тайну своего рождения.

Как простой странник, отправился Эдип в Дельфы. Прибыв туда, вопросил он оракула. Ответил ему лучезарный Аполлон устами прорицательницы пифии:

Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака родятся дети, проклятые богами и ненавидимые всеми людьми.

В ужас пришел Эдип. Как избежать ему злой судьбы, как избежать отцеубийства и брака с матерью? Ведь оракул не назвал ему родителей. Эдип решил не возвращаться больше в Коринф, Что если Полиб и Меропа его родители? Неужели же он станет убийцей Полиба и мужем Меропы? Эдип решил остаться вечным скитальцем без роду, без племени, без отчизны.

Но разве возможно избежать веления рока? Не знал Эдип, что чем больше будет он стараться избегнуть судьбы своей, тем вернее пойдет он-по тому пути, который назначил ему рок.

Бездомным скитальцем ушел Эдип из Дельф. Он не знал, куда ему идти, и выбрал первую попавшуюся дорогу. Это была дорога, ведшая в Фивы. На этой дороге, у подножия Парнаса, где сходились три пути, в тесном ущелье встретил Эдип колесницу, в которой ехал седой, величественного вида старец; глашатай правил колесницей, а за ней следовали слуги. Глашатай грубо окликнул Эдипа, велел ему сойти с пути и замахнулся на него бичом. Рассерженный Эдип ударил глашатая и хотел уже пройти мимо колесницы, как вдруг старик взмахнул посохом и ударил Эдипа по голове.

Рассвирепел Эдип, в гневе ударил он старика своим посохом так сильно, что тот мертвым упал навзничь на землю. Бросился на провожатых Эдип и перебил их всех, лишь одному рабу удалось незаметно скрыться. Так исполнилось веление рока: Эдип убил, не ведая, отца своего Лая. Ведь этот старец был Лай, он ехал в Дельфы» чтобы вопросить Аполлона, как избавить ему Фивы от кровожадного Сфинкса.

Великое уныние царило в Фивах. Две беды поразили город Кадма. Страшный Сфинкс, порождение Тифона и Эхидны, поселился около Фив на горе Сфингионе и требовал все новых и новых жертв, а тут еще раб принес известие, что царь Лай убит каким-то неизвестным. Видя горе граждан, Эдип решил избавить их от беды: он решил сам идти к Сфинксу.

Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, с туловищем громадного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями. Боги решили, что Сфинкс до тех пор останется у Фив, пока кто-нибудь не разрешит его загадку. Эту загадку поведали Сфинксу музы. Всех путников, проходивших мимо, заставлял Сфинкс разрешать эту загадку, но никто не мог разгадать ее, и все гибли мучительной смертью в железных объятиях когтистых лап Сфинкса. Много доблестных фивян пыталось спасти Фивы от Сфинкса, но все они погибли.

Пришел Эдип к Сфинксу, тот предложил ему свою загадку:

Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.

Ни на единый миг не задумался Эдип и тотчас ответил:

Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах.

Так разрешил Эдип загадку Сфинкса. А Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море. Было решено богами, что Сфинкс должен погибнуть, если кто-нибудь разрешит его загадку. Так освободил Эдип Фивы от бедствия.

Когда Эдип вернулся в Фивы, то фиванцы провозгласили его царем, так как еще раньше постановлено было Креонтом, правившим вместо убитого Лая, что царем Фив должен стать тот, кто спасет их от Сфинкса. Воцарившись в Фивах, Эдип женился на вдове Лая Иокасте и имел от нее двух дочерей, Антигону и Йемену, и двух сыновей, Этеокла и Полиника. Так исполнилось и второе веление рока: Эдип стал мужем родной матери, и от нее родились его дети.

Эдип разгадывает загадку Сфинкса.

(Рисунок на вазе.)

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Великий цикл Патриарх Кирилл, не сильно грамотный в астрономии, составляя пасхалию, ошибся на день или два. Из-за этой злополучной погрешности пасха в Риме через восемь лет разошлась с расчетами патриарха чуть ли не на целый месяц. Удрученный этой неприятностью, римский

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

6. Цикл жизни Цикл человеческой жизни вечен в том смысле, в каком он предопределен природой. Человек рождается, растет, женится или выходит замуж, рождает детей и умирает. И вполне естественно, что ему хотелось бы должным образом отмечать основные вехи этого цикла. В наши

автора Штоль Генрих Вильгельм

27. Пелопид Фиванский Пелопид, сын Иппокла, бывший вместе с Эпаминондом разрушителем преобладания Спарты, основателем и опорой гегемонии фиванской, происходил от всеми уважаемого рода, но, несмотря на свое богатство, увеличенное еще вследствие выгодного брака, жил просто

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

28. Эпаминонд Фиванский Эпаминонд, сын Полимнида, связанный с Пелопидом теснейшей дружбой и общей деятельностью, направленной к возвеличению родного города их, происходил от благородной, но обедневшей фамилии, которая вела свой род от древних Спартов Кадма. Отец его

Из книги Большой террор. Книга I. автора Конквест Роберт

ДОЛГИЙ ЦИКЛ Система допроса, которая сломила многих заключенных до такой степени, что они повторяли свои показания на публичном процессе, функционировала несколько по-другому. Она была рассчитана на более постепенное, но более полное подавление воли к сопротивлению. При

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Их величества пирамиды автора Замаровский Войтех

ФИВАНСКИЙ ГОРОД МЕРТВЫХ В книге В. Замаровского «Их величества пирамиды» увлекательно повествуется о том, какие замечательные гигантские погребальные сооружения - пирамиды - воздвигали для себя фараоны Древнего и Среднего царств. Сообразно с расположением

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

5.6. Демографический цикл В контексте трехфакторной теории нам предстоит далее перейти к рассмотрению процесса влияния демографического фактора на динамику новой структуры «государство – элита – народ». В соответствии с обычным неомальтузианским подходом необходимо,

Из книги Терроризм. Война без правил автора Щербаков Алексей Юрьевич

Нулевой цикл В Италии, кроме общих для Запада левых настроений, имелись и свои особенности.В начале 1970-х Компартия Италии первая среди всех европейских держав провозгласила переход на позиции так называемого еврокоммунизма. Суть этой доктрины в том, что коммунисты не

Из книги Греческие мифы автора Бёрн Люсилла

ГЛАВА 7 ЭДИП И ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ Цикл мифов, объединенных историей города Фивы и его царского семейства Лабдакидов50, безусловно, столь же древний, как и истории, составляющие «Илиаду» и «Одиссею», однако дошел он до наших дней главным образом благодаря более поздним

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Из книги Создатели двигателей [илл. Е.Ванюков] автора Гумилевский Лев Иванович

2. Четырехтактный цикл ОттоТворческое воображение, способное выходить далеко за пределы действительности, столь же необходимо каждому изобретателю, как и уменье практически осуществить свою идею. Но качества эти редко совмещаются в одном человеке. Подобно тому как

Из книги Русские горки. Конец Российского государства автора Калюжный Дмитрий Витальевич

ЦИКЛ СТАЛИНА Два «народа» одной страны Обычно любое, в том числе человеческое сообщество, находится в некой среде. Для того чтобы в ней существовать, оно должно уметь, с одной стороны, сохранять накопленную в прошлом полезную для своего развития информацию (опыт), а с

Критский цикл мифов: Зевс, Минос, Минотавр.

Для греков Крит всегда оставался местом, окутанным преданиями, повествовавшими о некогда происходивших здесь удивительных событиях. Согласно мифам, на Крите в пещере на горе Дикти (или Дикта) 1 был укрыт младенец Зевс , которого его мать Рея спрятала от жестокого отца Крона . Впоследствии Зевс , став владыкой олимпийских богов, привез именно на Крит дочь финикийского царя Агенора Европу , которую похитил, обернувшись быком. Европа родила 3-х сыновей - Радаманта , Сарпедона и Миноса .

Возмужав, Минос обрел верховную власть над всем Критом и дал жителям острова первые законы. Несмотря на благосклонность своего божественного родителя, Миноса постоянно преследовали неудачи. Бог моря Посейдон , разгневанный обманом Миноса , заставил жену критского царя вступить в противоестественную связь с быком, от союза с которым родился Минотавр - человек с бычьей головой. По повелению Миноса афинский архитектор и скульптор Дедал построил в Кноссе 2 Лабиринт, куда навеки и заключили Минотавра . Когда в Афинах погиб один из сыновей Миноса , критский царь приплыл к берегам Аттики и предал страну опустошению. Доведенные до отчаяния афиняне заключили с Миносом договор, по условиям которого они обязывались посылать на Крит своеобразный налог - 14 отобранных по жребию юношей и девушек, обреченных погибнуть в Лабиринте от рук Минотавра . Через несколько лет юный герой Тесей решил избавить соотечественников от ужасного бремени, добровольно отправившись на Крит с очередной партией молодежи. Покорив своим благородством сердце дочери критского царя Ариадны , Тесей получил по совету Дедала от своей возлюбленной клубок длинной нити, с помощью которого он выбрался из Лабиринта после победы над Минотавром .

Предание о роде Атридов.

Пелопс, обманувший возницу Миртила, которому пообещал полцарства за помощь в победе над царем Эномаем, и коварным образом погубивший своего соратника, был проклят им, и его сыновья Атрей и Фиест провели жизнь во взаимной вражде. Атрей по недоразумению убил собственного сына, подосланного Фиестом, за что угостил брата зажаренным мясом его же детей. Свою супругу Аэропу, интригующую в пользу Фиеста, Атрей бросил в море и подослал сына Фиеста, чтобы тот убил родного отца. Но, разгадав его замысел, племянник убил Атрея. Один из Атридов Агамемнон погиб от руки своей жены Клитемнестры и двоюродного брата Эгисфа, которых извел сын героя Троянской войны Орест, за что его стали преследовать богини мщения Эринии. Проклятие Атридов - потомков микенского царя Атрея - должно было угаснуть лишь тогда, когда Орест, последний представитель династии, исчерпает наказание, совершив убийство и получив очищение в святилище Аполлона в Дельфах и в Афинском ареопаге (суде), где председательствовала Афина Паллада. Предания о Тантале, Пелопсе, братьях Атрее и Фиесте, а также Атридах стали сюжетами множества трагедий. Гомер и Павсаний, Диодор Сицилийский и Еврипид, Эсхил и Пиндар, Фукидид и Софокл, Сенека и Овидий и, конечно же, классики других эпох обращались к кровавому мифу.


Фиванский цикл.

Эдип. Его детство. Юность и возвращение в Фивы

Эдип в Фивах

Смерть Эдипа

Семеро против Фив

Антигона

Поход Эпигонов

Семеро против Фив.

В мифической Греции были два самых сильных царства: Фивы в Средней Греции и Аргос в Южной Греции. В Фивах был когда-то царь по имени Лаий. Он получил пророчество: «Не роди сына - погубишь царство!» Лаий не послушался и родил сына по имени Эдип. Он хотел погубить младенца; но Эдип спасся, вырос на чужой стороне, а потом нечаянно убил Лаия, не зная, что это его отец, и женился на его вдове, не зная, что это его мать. Как это случилось, и как это открылось, и как за это пострадал Эдип, нам расскажет другой драматург - Софокл. Но самое страшное - гибель царства - было еще впереди.

У Эдипа от кровосмесительного брака с собственною матерью родились два сына и две дочери: Этеокл, Полиник, Антигона и Йемена. Когда Эдип отрекся от власти, сыновья отвернулись от него, попрекая его грехом. Эдип проклял их, посулив им делить между собою власть мечом. Так и случилось. Братья договорились править попеременно, каждый по году. Но после первого же года Этеокл отказался уйти и изгнал Полиника из Фив. Полиник бежал в южное царство - в Аргос. Там он собрал себе союзников, и они всемером пошли на семивратные Фивы. В решающем бою два брата сошлись и убили друг друга: Этеокл ранил Полиника копьем, тот упал на колено, Этеокл навис над ним, и тут Полиник ударил его снизу мечом. Враги дрогнули, Фивы были на этот раз спасены. Только поколение спустя на Фивы пришли походом сыновья семерых вождей и надолго стерли Фивы с лица земли: пророчество сбылось.

Эсхил написал об этом трилогию, три трагедии: «Лаий» - о царе-виновнике, «Эдип» - о царе-грешнике и «Семеро против Фив» - об Этеокле, царе-герое, отдавшем жизнь за свой город. Сохранилась только последняя.

Плавание аргонавтов.

Аргона́вты- в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго».
Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.
Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры - Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, прорицатель Мопс, Еврит (Ευρυτος, сын Гермеса и Антианиры, брат Эхиона), Гилас (любимец Геракла, наядами, пленёнными его красотою, увлечён в пучину во время похода) и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.
У Аполлодора приводится перечень 45 аргонавтов. Согласно Диодору, который не дает перечня, всего их было 54. По Феокриту, их было 60, по ряду других авторов, всего 50.Так как списки противоречат друг другу, в различных перечнях встречается более девяноста имён героев.
Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея, дочь колхидского царя, которую Ясон потом взял в жёны. По Гесиоду, они проплыли по Фасису до океана, затем прибыли в Ливию.

8 КЛАСС

ЦИКЛЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ

ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ

(Сокращенно)

Эдип. Его детство, юность и возвращение в Фивы

У царя Фив, сына Кадма, Полідора, и жены его Нюктіди был сын Лабдак, который и получил в наследство власть над Фивами. Сыном и преемником Лабдака был Лай. Лай похитил юного сына Пелопса, Хрісіппа, и повез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своих проклятиях пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, что погубит его родной Сын. Лай женился на дочери Менокея, Иокасте. Долго спокойно жил в Фивах Лай, и только одно тревожило его: он не имел детей. Наконец решил Лай вопросить бога Аполлона о причине бездетности. Грозный ответ дала жрица Аполлона пифия Лаю. Она сказала:

Сын Лабдака, будешь ли ты иметь сына, но знай: ты погибнешь от руки своего сына.

Ужас объял Лая. Долго думал он, как избежать ему повеление неумолимой судьбы; наконец он решил, что убьет своего сыпа, как только тот родится.

Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на косогоре Кіферо - ну, чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб пожалел ребенка и передал тайно маленького мальчика рабу коринфского царя По - либа. Раб отнес мальчика к царю Полибу, а тот решил воспитать его как своего преемника. Царь Полиб назвал мальчика Эдипом по его распухшие от ран ноги.

Так и вырос Эдип у Полиба и жены его Меропы. Сам Эдип считал их своими родителями. Но однажды Эдип долго уговаривал их открыть ему тайну его рождения. Но ни Полиб, ни Меропа ничего не сказали ему. Тогда решил Эдип отправиться в Дельфы и там узнать тайну своего рождения. Ответил ему лучезарный Аполлон устами прорицательницы пифии:

Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака родятся дети, проклятые богами и ненавистны всеми людьми.

Ужас объял Эдипа. Как избежать ему злой судьбы? Ведь оракул не назвал ему родителей. Эдип решил остаться вечным блу - качем без рода, без племени, без родины.

Бездомным скитальцем Эдип ушел из Дельф. На этой дороге Эдип встретил колесницу, в которой ехал седой, величественный старец. Глашатай замахнулся на него бичом. Рассерженный Эдип ударил глашатая и хотел уже пройти мимо колесницу, когда старик взмахнул посохом и ударил Эдипа по голове. Разозлился Эдип, в гневе он ударил старика своей палкой так, что тот мертвым упал навзничь на землю. Бросился на провожатых Эдип и перебил их всех. Эдип убил, не зная, отца своего Лая. Ведь этот старец был Лай.

Эдип спокойно пошел дальше. Он считал себя невиновным в убийстве: ведь не он напал первый, ведь он только защищался. Великое уныние царило в Фивах. Две беды поразили город Кадма. Страшный Сфинкс, порождение Тифона и Ехидны, поселился около Фив на горе Єфінгіоні и требовал все новых и новых жертв, а тут еще раб принес весть, что царь Лай убит каким-то неизвестным. Эдип решил вызволить их из беды; он решил сам идти к Сфинксу.

Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, с туловищем громадного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями. Боги решили, что Сфинкс до тех пор останется у Фив, пока кто-нибудь не разрешит его загадку. Много храбрых фиванцев пробовали спасти Фивы от Сфинкса, но все ноны погибли.

Пришел Эдип к Сфинксу, тот предложил ему свою загадку:

Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше ее него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.

И на единый миг не задумался Эдип, сейчас же ответив:

Это человек! Когда она имела, когда еще только утро ее возраста, она слабая и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, она становится дряхлой и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах.

Так решил Эдип загадку Сфинкса. А Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море. Было решено богами, что Сфинкс должна погибнуть, если кто-то отгадает его загадку. Так освободил Кдіп Фивы от беды.

Когда Эдип вернулся в Фивы, то фиванцы провозгласили его царем, по еще раньше поставлено было Креонтом, который правил вместо убитого Лая, царя Фив должен стать тот, кто спасет их от Сфинкса. ,Зацарювавши в Фивах, Эдип женился на вдове Лая Иокасте и имел от нее двух дочерей и двух сыновей. Так исполнилось и второе веление рока: Эдип стал мужем родной матери, и от нее родились его дети.

Эдип в Фивах

Провозглашенный народом царем, Эдип мудро царствовал в Фивах.

И вот большая беда постигла Фивы. Бог-стреловержец Аполлон наслал на Фивы ужасный мор. Она теряла граждан как старых, так и малых. Толпой пришли граждане к царю Эдипу просить его помочь им, научить их, как сбыться тех бед, которые грозят гибелью. Эдип сам уже послал брата Иокасты Креонта в Дельфы спросить Аполлона, как избавиться от бед.

Аполлон велел выгнать того, кто своим преступлением навлек на Фивы эти беды. Но как найти того, кто убил Лая? Любой ценой Эдип решил найти убийцу. Приводят слепого прорицателя Тиресия. Что может ответить предсказатель? Да, он знает убийцу, но назвать его не может. Но Эдип требовал ответа. Долго упирается Тиресий, долго не хочет он назвать убийцу, но, наконец говорит:

Ты сам, Эдип, тот убийца, которого ищешь! Не зная, ты женился на той, кто каждому из нас дороже, ты женился с матерью.

Страшно разгневался Эдип на Тиресия, когда он услышал эти слова. Спокойно слушает гневные вещи царю Тиресий. Он знает, что Эдип, хоть и зрячим, все же не видит всего зла, которое он, сам того не желая, творит. Не страшат никакие угрозы Тиресия; смело говорит он Эдипу, что убийца здесь, перед ним. С ужасом слушали граждане Тиресия.

А Эдип, полный гнева, обвиняет Креонта в том, что он научил Тиресия так говорить. Приходит и Иокаста; Эдип расспрашивает Іокасту, как убит Лай, и о том, как брошен в лесу на склонах Киферона единственного сына Лая. Все рассказывает ему Иокаста.

О Зевс! - воскликнул Эдип. - Зачем ты решил обречь меня!

О, неужели зрячим был не я, а слепой Тиресий!

Спрашивает Эдип и о рабе, что спасся, где он, жив ли он еще, и узнает, что раб этот пасет стада на склоне Киферона. Но говорит Эдипу, что Полиб ему не отец, что он сам принес к царю Корин - фа его маленьким ребенком, а ему дал его пастух царя Лая. С ужасом Эдип слушает вестника, все яснее становится страшная истина. В страхе признается пастух, что мальчик, которого он дал когда-то вестнику, был сыном Лая, которого обрек на смерть отец; а ему стало жалко несчастного ребенка. <...>

В отчаянии идет Эдип в дворец. Он - убийца отца, муж своей матери, дети его одновременно и дети, и братья по матери. Иокаста не вынесла всего ужаса, она причинила себе смерть. Обезумев от горя, Эдип сорвал с одежды Иокасты пряжки и их остриями выколол себе глаза.

Смерть Эдипа

Не сразу выгнал Креонт Эдипа из Фив. <...> Слепой, дряхлый Эдип ушел в изгнание на чужбину. После долгого блуждания Эдип пришел, наконец, в Аттике, до города Афин. <...>

А Эдип, узнав, что находится в священной роще Эвменид, понял, что недалек уже его последний час, конец всем его страданиям. <...> Тем временем граждане Колонна спешат к роще Эвменид, чтобы узнать, кто решился войти в него. Перед ними Эдип! Нет, не могут колоняне допустить, чтобы Эдип оставался здесь, они боятся гнева богов. Наконец Эдип просит граждан подождать по крайней мере до прихода Тесея. Пусть решит царь Афин, может остаться здесь Эдип, должен быть изгнан и отсюда.

Тут приехала Исмена. Рад Эдип приезду Исмены, теперь с ним его дочери, его верная спутница и помощница Антигона и Исмена, что никогда не забывала отца и постоянно посылала ему известия из Фив. А Исмена искала Эдипа, чтобы перевести очень печальные вести: сыновья Эдипа сначала вместе правили в Фивах. Но младший сын, Этеокл, захватил один власть и изгнал из Фив старшего брата Полиника. <...> Не хочет Эдип быть на стороне ни того, ни другого сына; он гневается на сыновей.

Не за то, что они стремление к власти поставили выше обязанности детей в отношении отца.

Тесей приветствует Эдипа и обещает ему защиту. Благодарит Тесею Эдип и обещает ему свою защиту. И не Эдипу суждено найти себе сейчас здесь покой. Креонт пробует уговорить Эдипа идти с ним; он уговаривает его идти в Фивы и обещает ему, что он там будет жить спокойно в кругу своих родных, окруженный их заботами. Но воля Эдипа неистребима. Да он и не верит Креонту.

Видя непреклонность Эдипа, Креонт начинает угрожать ему, что силой заставит Эдипа идти с ним в Фивы. <...> Тесей возмущен насилием Креонта. Знает Тесей, что в Фивах не потерпят беззакония. Креонт сам позорит свой город и свою землю; хоть годами он и старый, но действует как безумный юноша. <...> Покорился Креонт требованию Тесея, и вскоре уже обнимал старец Эдип своих дочерей и благодарил великодушному царю Афин, призывая на него благословение богов.

Услышав, что Полиник здесь, Антигона просит отца выслушать его, хоть он и тяжко провинился перед ним. Соглашается Эдип выслушать сына, и Тесей идет по нему. Антигона просит брата сказанные отцу, зачем он пришел; она уверена, что не оставит Эдип без ответа сына. Полиник рассказал о том, как его выгнал молодшы й брат из Фив, как отправился он в Аргос, женился там на дочери Адраста и нашел себе помощь, чтобы отнять у брата власть, которая принадлежит ему по праву, как старшему! <...>

Эдип не слушает сына. Просьба не трогают его. <...> Ушел Полиник, не вымолив прощения и защиты у отца, ушел, не слушая просьб Антигоны вернуться в Аргос и не начинать войны, угрожающей гибелью ему, его брату и Фивам.

Близок был уже последнее время Эдипа. Поспешно пришел к роще Эвменид Тесей. Услышав его голос, сказал Эдип:

Храни эту тайну и открой ее при твоей кончине старшему сыну, а он пусть передаст ее своему преемнику. Пойдем же, Тесей, пойдем, дети! Теперь я, слепой, буду вашим проводником, а меня поведут Гермес и Персефона.

Дети, с этого дня не будет у вас больше отца. Уже овладел мной бог смерти Танат. Не будет лежать на вас обязанность заботиться обо мне. <...>

Семеро против Фив

Когда слепой Эдип был изгнан из Фив, то сыновья его с Креонтом разделили между собой власть. Каждый из них должен был править по очереди в течение года. Этеокл не захотел делиться властью со своим старшим братом Полиником, он изгнал брата из семивратных Фив и один захватил власть в Фивах. А Полиник отправился в Аргос, где правил царь Адраст.

Царь Адраст происходил из рода Амифаонидов. Когда два героя, великий прорицатель Мелампод и Біант, сыновья героя Аміфаона, женились на дочерях царя Пройта. <...> В Меламподу был сын Антіфат, в Анти-фата - Оїкл, а в Оикла - Амфиарай. В Бианта был сын Тал, а его детьми были Адраст и Эрифила. Когда потомки Меламподу и Бианта - Адраст и Амфиарай, возмужали, между ними разгорелись распри. <...>

До дворца царя Адраста и пришел поздно ночью Полиник, надеясь найти у него защиту и помощь. У дворца встретил Полиник сына Ойнея, героя Тидея, который, убив на родине своего дядю и двоюродных братьев, бежал также в Аргос. Между обоими героями разгорелся ожесточенный спор. Неугомонный Тидей, не терпел ничьего возражения, схватился за оружие. Полиник также, прикрывшись щитом, обнажил меч. Бросились друг на друга герои. Вспомнил Адраст предсказание, данное ему оракулом, что он отдать своих дочерей за льва и кабана. Поспешно разнял он героев и как повел гостей в свой дворец. Вскоре отдал царь Адраст своих дочерей: одну, Деїілу, за Полиника, вторую, Аргею, за Тидея.

Став зятьями Адраста, начали просить его Полиник и Тидей вернуть им власть на их родине. Согласился Адраст им помочь, но поставил условие, чтобы и Амфиарай, могучий воин и великий предсказатель, также принял участие в походе.

Решено было двинуться сперва на семивратные Фивы. Амфиарай підмовився принять участие в этом походе, потому что он знал, что начинают этот поход герои против воли богов. Не хотел он, любимец Зевса и Аполлона, прогневить богов, сломав их волю. Как ни уговаривал Тидей Амфиарая, он твердо стоял на своем решении. Воспылал неукротимым гневом Тидей, навек стали бы врагами герои, если бы не примирил их Адраст. Чтобы все-таки заставить Амфиарая принять участие в походе, Полиник решил прибегнуть к хитрости. Он решил склонить на свою сторону Эрифилу, чтобы она заставила Амфиарая идти против Фив. Зная корыстолюбие Эрифилы, Полиник обещал подарить ей драгоценное ожерелье Гармонии, жены первого царя Фив Кадма. Соблазнилась драгоценным даром Эрифила и решила, что муж ее должен участвовать в походе. Не мог отказаться Амфиарай, ведь он сам когда-то дал клятву, что будет подчиняться всем решениям Эрифилы. Так послала Эрифила на верную смерть своего мужа, соблазнившись драгоценными бусами; не ведала она, что большие беды приносит с собой ожерелье тому, кто владеет им.

Много героев согласилось участвовать в этом походе. <...>

Выступило в поход войско. <...> Счастливо дошло войско Немеи. <...>

Пройдя ущельями лесистого Киферона, прибыло войско к берегам Асопа, к стенам семивратных Фив. Не сразу начали вожди осаду. Они решили послать в Фивы Тидея для переговоров а осажденными. Придя в Фивы, Тидей застал знатных фиванцев за пиром в Этеокла. Не стали фиванцы слушать Тидея, ноны, смеясь, приглашали его принять участие в пиршестве. Разгневался Тидей и, несмотря на то, что был один в кругу врагов, вызвал их на поединок и всех до одного победил, потому что помогла своему любимцу Афина Паллада. Гнев охватил фиванцев, они решили и губить великого героя. Выслали они пятьдесят юношей под предводительством Меонта и Ликофона, чтобы они напали из засады на Тидея, когда он будет возвращаться в лагерь осаждающих. И здесь не погиб Тидей, он перебил всех юношей, только Меонта отпустил по велению богов, чтобы мог Меонт сообщить фиванцам о подвигах Тидея.

После этого еще сильнее разгорелась вражда между героями, пришедшими из Аргоса, и фиванцами. <...>

Против Пройтидских ворот стал со своим отрядом могучий Тидей, который жаждал крови, как свирепый дракон. <...> Знал Амфиарай, что потомки проклянут участников этого похода. Знал также Амфиарай, что сам он падет в бою и поглотит его труп вражеская земля Фив. На щите Амфиарая не было никакой эмблемы. Последнюю, седьмую ворота осаждал Полиник. На щите его изображена была богиня, что ведет вооруженного героя, а надпись на щите гласила: «Я веду этого мужа как победите эта обратно в его город и в дом его родителей». Все было готово к штурму несокрушимых стен Фив.

Фиванцы тоже приготовились к битве.<...> Среди фиванских героев был и могучий сын Посейдона, непобедимый Периклимен.

Прежде чем начать битву, Этеокл спросил об исходе битвы прорицателя Тиресия. Обещал Тиресий победу лишь в том случае, если будет принесен в жертву Аресу (который еще сердится за убийство Кадмом посвященного ему змея) сын Креонта Менойкей. Юноша Менойкей сам пронзил себе грудь мечом. Так умер сын Креонта: добровольно принес себя в жертву, чтобы спасти родные Фивы.

Все сулило победу фиванцам. Вмилостивлено гневное Ареса, боги на стороне фиванцев, что выполняют волю и учитывают знамение богов. И не сразу досталась фиванцам победа. <...>

Упал, осаждая Фивы, и юный Партенопай; могучий Периклимен сбросил со стены ему на голову огромный камень величиной со скалу. Разбил этот камень голову Партенопаеві, он упал мертвый на землю. Отступили из-под стен аргосцы: они убедились, что не возьмут штурмом Фив. Теперь могли ликовать фиванцы: стены Фив стояли неподвижно. <...>

Как два свирепых льва, которые борются за добычу, так сшиблись в ожесточенном поединке братья. Прикрывшись щитами, они бьются, пристально следя полными ненависти глазами за движениями друг друга. Вот оступился Этеокл, сейчас бросил копье Полиник в брата и ранил его в бедро. <...> Сомкнув щиты, бьются братья; оба они ранены, окровавленная их оружие. Быстро отступил на шаг Этеокл; не ожидавший этого Полиник, поднял щит, а брат его в этот миг вонзил меч в живот. Упал Полиник на землю, кровь рекой хлынула из страшной раны, глаза его затуманились мраком смерти. Праздновал победу Этеокл; он подбежал к убитому брату и хотел снять с него вооружение. Собрал последние силы Полиник, приподнялся и ударил мечом брата в грудь; с этим ударом отлетела его душа в мрачное царство Аида. Как срубленный дуб, упал Этеокл мертвым на труп брата, и смешалась их кровь, заливая землю вокруг. С ужасом смотрели фиванцы и аргосцы на страшный конец поединка братьев.

Недолго длилось перемирие между осажденными и осаждавшими. Опять загорелся между ними кровавый бой. В этом бою способствовали боги фиванцам. <...>

Победили фиванцы аргосцев, все войско их полегло под Фивами. Погиб и Амфиарай. Спешил он спастись бегством на своей колеснице, управляемой Батоном. Его преследовал мощный Периклимен. Уже догонял Периклимен великого предсказателя, уже он замахнулся копьем, чтобы поразить его, как вдруг сверкнула молния Зевса и ударил гром, разверзлась земля и поглотила Амфиарая с его боевой колесницей. Из всех героев спасся только Адраст. Он умчался на быстром, как ветер, коне своем Арейоне и укрылся в Афинах, откуда вернулся в Аргос.

Победили фиванцы, спасены были Фивы. Узнали о том, что остались непогребенными герои Аргоса, их жены и матери. Полны печали, пришли они с Адрастом в Аттики, чтобы умолить царя Тесея помочь их горю и заставить фиванцев выдать им тела убитых. В Элевсине у храма Деметры встретили они мать Терея и умолили ее упросить сына, чтобы он потребовал выдачи тел арігоських воинов.

Разгневался Тесей. У Елевфера сложено было семь костров, и на них сожжены трупы воинов. А трупы вождей перенесено в Элевсин и сожжены там, пепел их матери и жены отнесли на родину, в Аргос.

Только прах Капанея, убитого молнией Зевса, остался в Элевсине. Священным был труп Капанея, ибо убит был он самим громовержцем. Разожгли афиняне громадный костер и положили на него труп Капанея. Когда огонь начинал уже разгораться и огненные языки прикоснулись трупа героя, пришла в Элевсин жена Капанея, прекрасная дочь Ифита Эвадна. Не могла снести она смерти любимого мужа. Надев роскошные погребальные одежды, взошла она на скалу, которая нависла над самым костром, и бросилась оттуда в пламя. Так погибла Эвадна, и тень ее сошла вместе с тенью ее мужа в мрачное царство Аида.

Поход Эпигонов

Прошло десять лет после похода семерых против Фив. За это время возмужали сыновья погибших под Фивами героев. Решили они отомстить фиванцам за поражение отцов и пошли новым походом. В этом походе приняли участие: Айгиалей, сын Адраста; Алкмеон, сын Амфиарая: Диомед, сын Тидея; Фесандр, сын Полиника; Промах, сын Партенопая; Сфенел, сын Капанея; Полидор, сын Гиппомедонта и Эвриал, сын Менестея.

Дельфийский оракул предсказал победу эпигонам, если примет участие в этом походе Алкмеон, сын Амфиарая.

Фесандр, сын Полиника, взялся уговорить Алкмеона не отказываться от участия в походе. Долго колебался Алкмеон. Как и отец его Полиник, надумал Фесандр добиваться содействия Эрифилы, матери Алкмеона. В др подкупил ее, подарив ей драгоценную одежду жены кадма и Гармонии, который выткала для нее сама Афина Паллада. Прельстилась Эрифила одеждой, как когда-то прельстилась ожерельем Гармонии, и настояла, чтобы Алкмеон и его брат Амфилох приняли участие в походе.

Выступило войско эпигонов из Аргоса. Предводителем войска был избран Диомед, сын Тидея, равный отцу своей силой и храбростью. Радостные шли в поход герои, горя желанием отомстить за своих родителей.

В Потнії возле Фив спросили они оракула Амфиарая о последствиях похода. Ответил им оракул, что видит он Алкмеона, наследника славы Амфиарая, который победителем входит в ворот Фив. Победят эпигоны. Только Айгиалей, сын Адраста, что спасся во время первого похода, погибнет.

Наконец, достигло войско эпигонов семивратных Фив. Опустошив все окрестности, осадили эпигоны город. Вышли в поле под предводительством своего царя Лаодаманта, неистового сына Этеокла, фиванцы, чтобы отбить от стен осаждавших. Завязался кровавый бой. В этом бою погиб, сраженный копьем Лаодаманта, Айгиалей, но и Лаодамант был убит Алкмеоном. Побежденные были фиванцы и укрылись за неприступными стенами Фив.

Начали побежденные фиванцы переговоры с осаждавшими, а сами ночью, по совету Тиресия, втайне от осаждающих выселились из Фив со всеми женщинами и детьми. Они пошли на север, в Фессалию. После долгого путешествия достигли фиванцы Гестиотиды в Фессалии и поселились там.

Фивы же, взятые эпигонами, были разрушены. Счастливо вернулись эпигоны на родину. А Ферсандр, сын Полиника, стал править в Фивах, восстановив их.

Тексты приведены по М.А. Кун.

Легенды и мифы Древней Греции

  • Греческая лирика 7-6 века до н.Э. Жанры лирики и её представители
  • Теория происхождения трагедии. Греческий театр – школа этического и эстетического воспитания полисного общества
  • Новаторство Эсхила-драматурга. Проблематика трагедии Эсхила – Персы
  • Драматургическое наследие Софокла. Проблема человеческой доли и личности в трагедиях Софокла “Царь Эдип” и ”Антигона”
  • Биография Еврипида. Место и роль поэта в античной традиции. Анализ трагедий Еврипида “Медея”
  • Происхождение комедии. Политическая и филосовская сатира Аристофана в комедиях “Всадники”,“Осы”,“Облака”.
  • Общая характеристика эпохи Эллинизма. Менандр как представитель “новой аттической” комедии.
  • Периодизация древнеримской литературы
  • Первое столетие римской литературы. Общая характеристика.
  • Общая характеристика последнего столетия республики (к. II-30-е годы I столетия до нашей эры) Творчество Цицерона, Цезаря, Лукренция, Катулла.
  • Творчество Цицерона как пример сочетания азианства и аттикизма.
  • Общая характеристика эпохи перехода от республики до империи (“Золотой век” римской литературы). Творчество Цицерона, Цезаря, Лукренция, Катулла.
  • Общая характеристика литературы императорского Рима. “Серебряный век” римской литературы. Творчество Сенеки. Роман Петрония “Сатирикон” и трансформация традиции древнегреческого романа.
  • Переодизация среднивековой литературы. Содержание каждого из периодов
  • Среднивековая картина мира и основные категории среднивековой культуры.
  • Памятники героического эпоса Франции, Испании, Германии.
  • Куртуазная лирика Прованса
  • Рыцарский роман. Основные циклы.
  • Жанровое разнообразие городской литературы.
  • Поэзия вагантов. Жизнь и творчество ф.Вийона
  • Хронологические рамки эпохи Возрождения. Социокультурные причины возникновение Ренесанса. Гуманизм и Возрождение
  • Жизнь и творчество Данте Алигъери. “Божественная комедия” как произведение переходной эпохи. Среднивековый аллегоризм и символизм
  • Жизнь и творчество ф. Рабле. Гротескный реализм в романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Особенности поэтики романа, специфика главных образов
  • М. Монтень как основатель жанра эссе. История создания, композиция и проблематика сборника “Попытки”
  • Жанровое разнообразие испанского ренессансного прозаического романа
  • Жизнь и творчество м. Сервантеса. Проблематика и жанровое разнообразие романа “Дон Кихот”. Роль и функции вставных эпизодов. Образы Дон Кихота и ранчо Пансы
  • Лопэ де Вега и ренесансная испанская драма
  • Английское Возрождение. Развитие романа, поэзии драмы
  • Литература испанского барокко. Развитие прозаического романа (м. Алеман, ф. Де Каведо), лирики (л.Де Гонгора, ф.Де Кеведо) драмы (т.Де Молина, Кальдерон)
  • Общая характеристика французской литературы XVII века, основные литературные направления, стили.
  • Признаки класицизма в трагедии Корнеля “Сид”. Родриго как воплощение идеализированного героя гражданско-патриотической трагедии
  • Морально-психологический конфликт в трагедии ж. Расина “Федра”
  • Жизненный и творческий путь Мольера. Поэтика “высокой комедии” как воплощение класицистической природы творчества Мольера
  • Творческая история комедии Мольера “Тартюф”. Особенности главного конфликта, специфика финала.
  • Особенности Просвящения в Германии. Немецкая литература периода “бури и натиска” и “веймарского класицизма”
  • Общая характеристика лирики Шиллера. Проблематика и поэтическая драмы Шиллера “Разбойники”
  • Характеристика творчества й-в. Гёте. Периодизация и жанровое разнообразие творческой доработки.
  • Творческая история, проблематика, композиция и система образов сентименталического романа Гёте “Страдания юного Вертера”
    1. Понятие “античная литература”

    Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Античной (от латинского слова antiquus – древний) называли итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя с тех пор открыты и более древние культуры. Оно сохранилось как синоним классической древности, т. е. того мира, который лег в основу при формировании всей европейской цивилизации.

    Литература есть отражение народной жизни. Появившись она в свою очередь воздействует в том или ином направлении на жизнь народа. Следовательно, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Народы эти – древние греки и древние римляне. География и хронология. Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в Средней Италии (Лациум) , потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии. Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в до н. э. , первые же письменные памятники русской литературы – к III в до н. э. падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к V в н. э. , к этому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской литературы. Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы античная литература занимает огромный период времени – около 1200 лет.

    1. Периодизация древнегреческой литературы

    1) период Архаический(2в. до н. э.-5 в. н.э.):

    а) период становления классического рабовладенческого общества и государства 5-7 в. до н.э. (Лирика Архилоха)

    б) Гомеровский период 8 в. до н.э. (эпическая поэзия) 1. Гомеровский эпос (Гомер) 2. Дидактический эпос (Гесиод)

    в)до литературный, до гомеровский период. (со 2 в до н. э. – 8 в. до н.э.)

    2)Аттический или классический период (5 в. до н.э.) Центр Афины. Это период расцвета и становления полиса. Драма возникает в аттике в двух формах.

    1)Трагедии (Эсхил, Софокл)

    2) Комедии (Аристофан). В это же время происходит развития театра и драматургии

    3)Эллинистический период (3 в. до н.э.) Период Греко-Македонских войн. Эпическая поэма («Аполлоний Родосский») Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит) Менандр –создатель эпической поэмы

    4) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.) Это период, когда Греция стала провинцией Римской империи. Но, тем не менее, туда всё равно приезжали учиться. Жанр литературной биографии (Плутарх) Классическая сатира (Лукиан) Роман (2-ая софистика,историография,описание путешествий. греки считали роман низкой формой литературы.Лот и Гелиодор. Они пытались вывести роман на более высокий уровень)

    1. Греческая мифология. Главные мифологические циклы – троянский, фиванский и аргонавтика

    Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека. Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира). Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт. Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

    Известными циклами древнегреческих мифов является троянский цикл, фиванский цикл, а также цикл мифов об аргонавтах.

    Троянский цикл мифов Древней Греции рассказывает о событиях, связанных с городом Троей и Троянской войной. Война началась из-за похищения Парисом Елены Прекрасной, а завершилась разрушением Трои.

    Цикл мифов об аргонавтах рассказывает о Ясоне и его семье, о путешествии на корабле «Арго» за золотым руном, женитьбу Ясона на Медее, и о дальнейших событиях из жизни аргонавтов: предательстве Ясона и его попытке новой женитьбы, о страшной мести Медеи, об окончании жизни Ясона.

    Фиванский цикл мифов повествует об основании города Фив в древнегреческой области Беотии, о судьбе царя фиванского Эдипа и его потомков.

    Краткое содержание фиванского цикла мифов: основателем Фив был финикиец, царевич Кадм. Его сестру Европу похитил Зевс и в образе быка перенес ее через море. Брат, разыскивая сестру, оказался в Элладе и основал Фивы. В городе стали править потомки Кадма.

    Очередному царю, Лаю, предсказали, что его убьет собственный сын. Это было наказанием за преступление: однажды Лай похитил сына у одного человека. Когда у него самого и его жены Иокасты родился сын, отец велел бросить новорожденного в пропасть, на съедение зверям.

    Но пастухи нашли младенца, воспитали его и назвали Эдипом. Не зная, кто его родители, Эдип пришел к Фивы и в уличной схватке убил Лая.

    Тогда как раз городу угрожал Сфинкс, чудовище. Сфинкс загадывал загадки, а когда люди их не отгадывали, пожирал их.Эдип отгадал загадку Сфинкса: «Кто ходит утром на четырех, днем - на двух, а вечером - на трех?" Ответ был: «Человек». Сфинкс бросился со скалы, а Эдип спас город, стал его царем, женился на вдовой царице Иокасте, не зная, что это его мать. У них родились дети, несколько сыновей и дочь Антигона.

    Когда впоследствии правда стала известна, Иокаста повесилась, не выдержав позора. Эдип с горя выколол себе глаза и покинул Фивы. Он стал нищим и путешествовал с дочерью Антигоной, которая была его поводырем. Более никто из детей не пожелал последовать за ним. Эдип умер в нищете, а Антигона вернулась в Фивы.

    Сыновья Эдипа оспаривали власть между собой, и, когда один из них был убит, сестра Антигона похоронила его, согласно обычаю, несмотря на суровый запрет другого брата. В Древней Греции оставить человека без погребения считалось худшим издевательством над ним. Чтобы на нее не пала позорная кара, обещанная другим братом, Антигона добровольно покончила жизнь самоубийством.

    "

    Известными циклами древнегреческих мифов является троянский цикл, фиванский цикл, а также цикл мифов об аргонавтах.

    Троянский цикл мифов Древней Греции рассказывает о событиях, связанных с городом Троей и Троянской войной. Война началась из-за похищения Парисом Елены Прекрасной, а завершилась разрушением Трои.

    Цикл мифов об аргонавтах рассказывает о Ясоне и его семье, о путешествии на корабле «Арго» за золотым руном, женитьбу Ясона на Медее, и о дальнейших событиях из жизни аргонавтов: предательстве Ясона и его попытке новой женитьбы, о страшной мести Медеи, об окончании жизни Ясона.

    Фиванский цикл мифов повествует об основании города Фив в древнегреческой области Беотии, о судьбе царя фиванского Эдипа и его потомков.

    В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

    1.Зевс (Диас) - властитель неба, отец богов и людей.

    2.Гера (Ира) - супруга Зевса, покровительница семьи.

    3.Посейдон - владыка морей.

    4.Гестия (Эстия) - защитница семейного очага.

    5.Деметра (Димитра) - богиня земледелия.

    6.Аполлон - бог света и музыки.

    7.Афина - богиня мудрости.

    8.Гермес (Эрмис) - бог торговли и вестник богов.

    9.Гефест (Ифестос) - бог огня.

    10.Афродита - богиня красоты.

    11.Арес (Арис) - бог войны.

    12.Артемида - богиня охоты.

    Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений. Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы. Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо. Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

    Мифы Древней Греции о героях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Воспоминания о людях, совершивших гражданские подвиги, будучи полководцами или правителями народа, рассказы об их подвигах заставляют древнегреческий народ смотреть на этих своих предков как на людей, избранных богами и даже родственных богам. В воображении народа такие люди оказываются детьми богов, вступивших в брак со смертными.

    В соответствии со своим божественным происхождением герои мифов Древней Греции обладали силой, мужеством, красотой, мудростью. Но в отличие от богов герои были смертными, за исключением немногих, возвысившихся до уровня божеств (Геракл, Кастор, Полидевк и др.).

    В древнейшие времена Греции считалось, что загробная жизнь героев ничем не отличается от загробной жизни простых смертных. Только немногие любимцы богов переселяются на острова блаженных. Позже греческие мифы стали говорить, что все герои наслаждаются благами «золотого века» под покровительством Кроноса и что дух их незримо присутствует на земле, защищая людей, отвращая от них бедствия. Эти представления вызвали к жизни культ героев

    4. Понятие об эпосе. Гомеровские поэмы. Время и место их создания, художественные особенности. Роль богов в судьбе героев поэм. Гомеровский вопрос.

    Эпос – греч. «слово», «повествование», «рассказ». Один из трёх родов литературы, выделенных Аристотелем. Зародился ранее других родов. Это рассказ о событиях, разворачивающихся в пространстве и времени независимо от объективного рассказчика. В эпосе рассказывается о прошлом целостно. Содержащее целостную картину народной жизни.

    Три части: рассказ, описание, рассуждение.

    У Гомера – строго объективное повествование.

    В общинно-родовой формации зародился героический эпос – героическое повествование о важном для рода событии, в котором отразилось гармоническое единство народа и героев-богатырей. «Илиада» - военно-героический эпос, «Одиссея» - сказочно-бытовой.

    Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи».

    О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI в. до н.э., когда достоверно зафиксировано их существование.

    Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» – «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.



    Особенности гомеровского стиля.

    1. Объективность.

    2. Антипсихологизм.

    3. Монументальность.

    4. Героизм.

    5. Ретардирующая техника.

    6. Хронологическая несовместимость (действия, происходящие параллельно, изображаются последовательно).

    7. Гуманизм.

    8. Лирическое, трагическое и комическое начало в поэмах при единстве художественного стиля.

    9. Постоянные формулы (как эпитеты, например).

    10. Гекзаметр.

    Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

    Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе.

    Художественные особенности «Илиады» и «Одиссеи»

    Образы гомеровских героев до некоторой степени статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала и до конца действия поэм «Илиада» и «Одиссея», хотя каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других: в Одиссее подчеркивается изворотливость ума, в Агамемноне – надменность и властолюбие, в Парисе – изнеженность, в Елене – красота, в Пенелопе – мудрость и постоянство жены, в Гекторе – мужество защитника своего города и настроение обреченности, так как должен погибнуть и он, и его отец, и его сын, и сама Троя.

    Односторонность в изображении героев обусловлена тем, что большинство из них предстает перед нами только в одной обстановке – в бою, где не могут проявиться все черты их характеров. Некоторое исключение составляет Ахилл, так как он показан в отношениях с другом, и в битве с врагом, и в ссоре с Агамемноном, и в разговоре со старцем Приамом, и в других ситуациях.

    Отсутствие психологических характеристик героев «Илиады» и «Одиссеи» объясняется отчасти задачами жанра: эпос, в основе которого лежит народное творчество, повествует обычно о событиях, о делах какого-то коллектива, а отдельной личностью интересуется мало.

    Обычно Гомер прибегает к вмешательству богов, чтобы объяснить важную перемену в линии поведения, мотивировка сознательного решения, пришедшего на смену мгновенному порыву.

    Стилистические средства, используемые в поэмах «Илиаде» и «Одиссее», свидетельствуют об органической связи гомеровского эпоса с его фольклорными истоками; по обилию эпитетов поэмы Гомера могут сравниться только с произведениями народного творчества, где большая часть существительных сопровождается определениями. Только Ахилл в «Илиаде» наделен 46 эпитетами. Среди эпитетов поэм «Илиады» и «Одиссеи» имеется большое число «постоянных», т. е. предназначенных для какого-либо одного героя или предмета. Это тоже – фольклорная черта. В русских былинах, например, море – всегда синее, руки – белые, молодец – добрый, девица – красная. У Гомера море – многошумное, Зевс – тучегонитель, Посейдон – колебатель земли, Аполлон – сребролукий, девы – тонколодыжные, Ахилл – чаще всего быстроногий, Одиссей – хитроумный, Гектор – шлемоблещущий.

    Одиссея. Ведь поколения героев ведут свой род от Зевса (недаром он именуется у Гомера «отцом людей и богов») или его родичей, поэтому боги озабочены судьбой героев, а смертные люди со вздохами и мольбами обращаются к своим бессмертным покровителям.

    В «Одиссее» мудрая богиня Афина и мудрый герой Одиссей - неразлучны. Богиня незаметно следит за ним и всегда вовремя попадается ему на пути - и на острове феаков, принимая образ прекрасной девы, и на Итаке в виде юного пастуха. Она помогает Одиссею и Телемаку спрятать оружие; она наблюдает за побоищем женихов, обратившись в ласточку и сидя на потолочной балке; она устанавливает мир на Итаке. И это она, многомудрая дочь Зевса, на совете богов решительно вступается за Одиссея.

    Боги «вкладывают» в сердце человека печаль, «вбрасывают» в него мысль, «вынимают» у него разум, «отнимают» страх, так что множество психических актов представлены у Гомера веществспно-физически. Иной раз зависимость поступка человека от воли божества рисуется поэтом удивительно зримо. Так, в I песне «Илиады» в сцене ссоры Ахилла и Агамемнона разгневанный Ахилл уже готов вытащить меч из ножен и напасть на противника, но в этот момент стоящая за спиной героя богиня Афина сильно дергает его за русые кудри и он мгновенно меняет свое намерение.

    Но эта непосредственная связь с божеством отнюдь не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками жизнь. Более того, в ряде случаев даже боги колеблются, принимая важное решение, так как им неведомо слово судьбы, от которой зависят и смертные и бессмертные.

    Очевидно, эти эпитеты (почти всегда украшающие) сложились в поэтическом языке задолго до создания «Илиады» и «Одиссеи», и Гомер пользуется ими нередко как готовыми штампами, сообразуясь подчас не с сюжетной ситуацией, а со стихотворным размером. Вот почему Ахилл, например, называется быстроногим даже тогда, когда он сидит, а море многошумным, когда оно спокойно.

    Обилие в «Илиаде» и «Одиссее» бытовых деталей создает впечатление реалистичности описываемых картин, но это так называемый стихийный, примитивный реализм.

    Гомровский вопрос. Исторически характерный образ странствующего певца Гомера переплетается в предании, сохраненном для нас античными авторами, со всякого рода фантастическими измышлениями. Гомеровский вопрос встал по причине отсутствия каких-либо достоверных сведений о Гомере уже в античное время Толкование имени Гомера занимало уже древних. Его считали нарицательным, означающим «слепец». Исследователи гомеровского вопроса толковали это имя по-разному: видели в нем и указание на тесно сплоченное сословие певцов, и обозначение певца, и просто собственное имя поэта.

    Греческий народный эпос оказал громадное влияние на последующую греческую литературу и искусство, а позже, особенно через «Энеиду» Вергилия, служил образцом для западноевропейского эпоса.

    Отсутствие каких-либо сведений о личности Гомера, а также наличие в поэмах противоречий, стилистического разнобоя и сюжетных неувязок породили «гомеровский вопрос» – совокупность проблем, связанных с изучением «Илиады» и «Одиссеи», и в первую очередь с авторством этих поэм.

    В «Илиаде» и «Одиссее» стали видеть произведения, созданные народом в глубокой древности, а в имени Гомера – некое собирательное имя автора греческого эпоса в целом. Эта трактовка гомеровского вопроса получила популярность, потому что она давала возможность объяснить художественное совершенство «Илиады» и «Одиссеи» народностью этих поэм, подтверждая тем самым взгляд романтиков на фольклор как единственный источник подлинно чистой поэзии. Кроме аналитической и унитарной существовали и различные компромиссные теории гомеровского вопроса. Например, сторонники теории «основного ядра» предполагали, что первоначальный текст постепенно обрастал дополнениями, вставками, вносимыми разными поэтами; не один Гомер, а три-четыре поэта участвовали в составлении эпоса, отсюда первая, вторая, третья редакции и т. п. Представители другой теории видели в гомеровских поэмах объединение нескольких «малых эпосов».

    Существуют и другие трактовки гомеровского вопроса и мнения о происхождении «Илиады» и «Одиссеи», но все они так или иначе сводятся к вопросу о соотношении личного и коллективного творчества авторов гомеровского эпоса.