Уход

Поведение. Поведение влечет за собой последствия. Все человеческие поступки влекут за собой определенные последствия Список использованной литературы

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Премачанд – выдающийся и широко известный писатель, создававший свои произведения на хинди. Оба его сына учились в Аллахабаде, а он сам с женой жил в небольшом городке к северу от Аллахабада. Однажды им с женой случилось поехать по делам в южный город, и так как поезд шел через Аллахабад, они решили повидаться с сыновьями. И написали, чтобы сыновья встретили их на вокзале.

Поезд остановился, и муж с женой вышли из вагона. Они увидели спешащих к ним сыновей. Старший, перед тем как заговорить с родителями, почтительно коснулся их ног, а младший сразу принялся оживленно болтать. Родители спросили, как их здоровье и хорошо ли идет учеба. Оба ответили, что все как нельзя лучше. Когда поезд должен был тронуться, старший сын снова склонился к ногам родителей, в то время как младший просто помахал рукой.

Жена Премачанда только и говорила, что о сыновьях, и была очень счастлива, что увидела их. К своему удивлению она заметила, что ее муж, против обыкновения, молчалив и мрачен. Она спросила его: «Дорогой, что случилось? Почему ты вдруг стал таким серьезным и молчаливым и совсем не радуешься встрече с сыновьями?» Премачанд ответил: «Ты, должно быть, ничего не заметила. Разве тебе понравилось, как вел себя младший?» – «А в чем дело? Я не нахожу, что с ним что-то не так. Он еще совсем юн, и такой озорной и веселый!» – «Нет, нет, – сказал Премачанд, – старший проявил смирение и почтительность, дважды коснувшись наших ног, а младший и не подумал сделать этого!» – «Зачем относиться к этому так серьезно? – возразила жена, – ведь он еще так молод, ему, должно быть, было неловко склоняться к ногам родителей на виду у стольких людей. Он наверняка выразил свое почтение, но про себя. Он подрастет, поумнеет, и все наладится».

Но Премачанд не был склонен к компромиссам и ответил: «Дорогая, истинная природа человека и его образ мыслей видны по его поведению. Хорошие привычки должны закрепляться с раннего детства, и тогда подобные знаки почтения становятся естественны и непроизвольны. Не знаю, что ждет его в будущем».

Слова отца оказались верными. Старший сын, благодаря своему усердию и благим наклонностям, сдал экзамен на бакалавра на юридическом факультете, уехал в Лондон и там получил звание адвоката. Вернувшись в Индию, он три года занимался адвокатской практикой, а потом стал судьей в Аллахабадском суде. Он пользовался большим уважением за свои безупречные манеры и учтивость. Младший сын, из-за легкомысленного отношения к учебе, вынужден был бросить институт и поступить младшим клерком в Аллахабадский суд. Старшему все оказывали знаки почтения, а младший должен был сам кланяться каждому.

Какова мораль истории? Характер – это наша судьба. Каждое действие, совершаемое сегодня, неизбежно отразится на нас в будущем.

Письмо сыну

Вы, должно быть, слышали о великом и благородном англичанине – Филиппе Сиднее. Когда он учился в школе, его отец написал ему письмо, в котором дал ему несколько советов. Письмо было следующее: «Дорогой сын! Каждый день молись Богу от чистого сердца. Всегда старайся обратить свой ум к Богу. Выказывай уважение и смирение по отношению к своим учителям и школьным товарищам. Не впадай в уныние, если кто-то критикует и осуждает тебя, и не ликуй от похвалы и лестных слов. Никогда не осуждай и не порицай других». В конце письма отец предостерегал сына: «Если тебе придется что-то кому-то обещать, обещай только Богу и никому больше. Речь – дар Бога. Поэтому давать слово можно только Богу. Ты не имеешь права обещать кому-то другому, иначе будешь виновен в том, что тратишь слова впустую. Если ты будешь следовать этим советам, возрастет твоя мудрость, и ты станешь идеальным студентом. Всегда следи за своим языком и не позволяй ему выходить из-под контроля». Филипп Сидней внял советам отца и достиг мировой известности.

Каков отец, таков и сын

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жены красивую девушку.

Молодую невестку раздражало присутствие свекра в доме. Она видела в нем досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: «Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца». Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и в конце концов сын сказал отцу: «Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?» Купец, искушенный в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: «Дорогой, я скоро должна родить и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе». Муж очень любил свою жену и считал ее такой умной, что всегда выполнял все ее желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришел день, когда у молодых родился сын. Он рос смышленым, резвым и ласковым ребенком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у нее непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: «Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел ее?» Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: «Так она же у меня! Я взял ее, и теперь она надежно хранится в моем сундуке». «Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси ее», – велел отец. Мальчик ответил: «Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить ее на будущее. Ведь разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?» Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за свое поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.

Если вы уважаете своих родителей, ваши дети будут уважать вас.

Роль матери

После битвы на Курукшетре Господь Кришна пришел к царице Гандхари , чтобы утешить ее. Она сказала Ему с упреком: «Если Ты – Бог, как можешь Ты поступать столь предвзято? Ты помогал Пандавам, но не мог оставить в живых хотя бы одного из ста сыновей, которых я выносила в своем чреве!» Кришна ответил: «Сестра, я не виноват в смерти твоих детей. Виновата в этом ты сама». Гандхари сказала: «Кришна, как можешь Ты быть таким бессердечным, чтобы предъявлять мне подобное обвинение?»

Кришна ответил: «Сестра, ты родила сто сыновей, но бросила ли ты любящий ласковый взгляд хотя бы на одного из них? Ты предпочитала оставаться с завязанными глазами. Ты не способна была видеть, как живут твои сыновья. Поистине, не было никого несчастней твоих детей, ибо они не могли наслаждаться нежной заботой матери и ее любящим взглядом. Могли ли из них вырасти герои – праведные, верные долгу и дисциплине? Мать – первый учитель и наставник. Подумай об этом сама и сравни себя с царицей Кунти . С самой смерти мужа Кунти воспитывала своих сыновей с огромной любовью и заботой. Она была рядом с ними и во дворце, и в смоляном доме . Пандавы не ступят и шагу без благословения своей матери. Они смогли заслужить Мою милость не из-за каких-то личных талантов, а потому что Кунти неустанно молилась Мне: «О Кришна! Только Ты можешь защитить их». Те, кого судьба обделила любящим материнским взглядом, не могут увидеть Бога и заслужить Его любовь».

Так Господь Кришна открыл глаза царице Гандхари на роль матери.

Путали Баи

Мать Ганди Путали Баи многие годы была верна обету «Кокила врата». Каждое утро она совершала ритуал, а потом ждала первого крика кокилы (индийской кукушки), и только тогда приступала к своему завтраку. Однажды она очень долго ждала и оставалась голодной, так как кукушка молчала. Заметив это, маленький Ганди вышел на задний двор, прокричал «кукушкой» и, вернувшись в дом, сказал матери: «Мама, пожалуйста, поешь, ведь кукушка уже пропела».

Не в силах сдержать своего горя, Путали Баи отшлепала сына по щекам и запричитала: «Какой грех я совершила, что произвела на свет такого лгуна? Какая я великая грешница, что Бог наградил меня таким негодным врунишкой!» Восклицая это, она лила горькие слезы. Потрясенный до глубины души словами матери, Ганди пообещал ей: «С этого дня я ни разу в жизни не скажу неправду».

В те дни матери внимательно следили за поведением своих детей и стремились удержать их на праведном пути.

Образцовая мать

В деревне близ Калькутты жили мать с сыном. Ради того, чтобы дать сыну образование, мать терпела много лишений. Но при этом она внушала ему: «Мой милый, не считай мирское образование самым важным. Многие люди овладевают самыми разными науками, но так и остаются глупцами, не понимающими, кто они такие. Ученость не избавляет человека от низменных привычек. Она лишь повергает его в пучину противоречий, но не дает мудрости и совершенства. Зачем посвящать жизнь изучению того, что когда-то исчезнет? Нужно постигать то, что избавляет от смерти. Только духовное знание ведет к бессмертию. Мирское знание недолговечно. Оно необходимо лишь для того, чтобы заработать на хлеб. К нему нужно стремиться только ради независимой жизни, ограничивая при этом свои желания. Поэтому, сын мой, получая мирское образование, не забывай о духовном поиске».

Юноша завершил учение и поступил на скромную должность. Однажды в городе проводился фестиваль народного творчества. Деревенские женщины собрались на праздник, нарядившись в лучшие сари и украшения. Мать юноши тоже пошла на праздник в своем старом заштопанном сари. Сыну больно было смотреть на нее, и он сказал: «Мама, тебе совсем нечего надеть, у тебя нет ни одного украшения. Это очень огорчает меня. Пожалуйста, скажи, какие украшения тебе бы хотелось иметь?» Женщина ответила: «Сынок, сейчас не время говорить об этом. Я скажу тебе в другой раз».

Благодаря усердию и исполнительности, молодой человек получил повышение по службе. Он снова спросил у матери, какие украшения ей по душе. «Теперь я смог бы купить их тебе», – сказал он. Мать ответила, что она мечтает о трех украшениях, но, какие они, скажет позже.

С течением лет сын занял высокое положение на службе и в обществе. Он снова обратился к матери: «Мама, у меня есть деньги. Пожалуйста, скажи, какие украшения тебе нравятся. Я сразу же куплю их тебе». Мать ответила: «Дорогой сынок! Я уже не в том возрасте, чтобы носить драгоценности. Но у меня есть интерес к некоторым украшениям, и я готова сказать тебе о них». Притянув к себе сына, она продолжала: «Меня очень огорчает, что дети из нашей деревни должны ходить в школу за много миль. Первое украшение, о котором я мечтаю, – начальная школа в нашей деревне. Во-вторых, жители лишены даже самой простой медицинской помощи. Я провожу бессонные ночи, переживая за них. Если ты построишь в нашей деревне хотя бы небольшую больницу, это было бы вторым украшением, о котором я мечтаю.

А третье украшение ты можешь сделать для меня сам. В будущем твоя известность может возрасти. Тебя станут спрашивать: «Кто ваша мать?» – и ты назовешь мое имя. Веди себя так, чтобы сохранить доброе имя своей матери. Делись с другими полезными знаниями, которые ты получил. Не гонись за богатством. Служитель Мамоны не стремится к Богу. Ищущий Бога не жаждет богатства. Если ты последуешь этим советам, это и будет третьим украшением для меня».

Мать и Родина

Шри Рама и Лакшмана перешли море по мосту, построенному с помощью войска ванаров (обезьян). Они завоевали Ланку, убили Равану и освободили Ситу. Лакшмана бросил взгляд на столицу Ланки во всем ее великолепии и заметил: «Брат, зачем нам ехать в Айодхью ? Пусть ею правит брат Бхарата. Ланка выглядит гораздо привлекательней, чем Айодхья. И ты можешь стать ее правителем. Ты заслужил это право, одержав победу над Раваной и убив его». Шри Рама ответил ему с улыбкой и любовью, но твердо и решительно: «О брат Лакшмана ! Человек не может выбрать в матери другую женщину, какой бы безобразной ни была его родная мать. Точно так же, какой бы богатой и цветущей ни была Ланка, мне не нужны ее красо́ты и сокровища; место моего рождения для меня священно и дорого. Это истинный рай для меня. Помни, брат: мать и Родина более ценны, чем сами небеса».

Заметьте: Лакшмана намеренно задал свой странный вопрос, чтобы всему миру стало известно, что у древних прославленных царей Солнечной династии, так же как и у их преемников – правителей Индии – счастливо сочетались заботы о личном и национальном благополучии.

Мата бхуми путрохам притхивьях

Земля – моя мать, и я – ее дитя.

(Атхарваведа)

Говорите правду

Однажды богиня Парвати спросила Шиву: «Господин! Я слышала, что есть святыня под названием Каши, где поклоняются Тебе, и что те, кто после омовения в Ганге совершают священный обряд , Шивапуджу, заслужат право отправиться на Кайласу и остаться там навеки. Правда ли это?» Господь Шива ответил: «Все не могут заслужить это право. Одного лишь паломничества в Каши и ритуала перед Моим образом недостаточно. Впрочем, чтобы тебе все стало ясно, мы можем сейчас же отправиться в Каши под видом пожилой четы. Тебе придется поучаствовать в спектакле».

Господь Шива и Парвати появились перед входом в храм Шивы, Парвати – как безобразная на вид 80-летняя старуха, а Шива – как немощный, убогий 90-летний старик. Шива положил голову на колени Парвати и принялся стонать, изображая мучительные страдания. Старуха горько плакала. Она слезно умоляла каждого паломника, проходившего мимо: «О, почитатели Шивы! Помогите моему бедному мужу! Он умирает от смертельной жажды! Не зачерпнете ли вы для него немного воды? Я не могу оставить его одного и пойти на реку за водой». Паломники шли с гат (спусков к реке) после церемонии омовения в Ганге. С их одежды стекала вода, и они несли воду в маленьких, блестящих медных сосудах. Все они видели старую женщину и слышали ее причитания. Некоторые говорили: «Подожди, мы поможем твоему мужу после того, как предложим священную воду Господу Вишванатху ».

Другие бросали с досадой: «Ну что за назойливость! Из-за этих нищих невозможно спокойно совершить ритуал!» Некоторые сетовали: «Попрошаек нельзя пускать к храму».

Перед входом толпилось много народу. Среди них был и профессиональный карманный вор. Он тоже слышал жалобные крики старой женщины и не мог равнодушно смотреть, как страдает ее муж. Он подошел к ним и сказал: «Матушка, что тебе нужно? Кто вы и что вы здесь делаете?» Старуха ответила: «Сынок, мы пришли сюда, чтобы получить даршан Господа Вишвешвары, но моему мужу внезапно стало плохо, и он потерял сознание от слабости. Может быть, он не умрет, если кто-нибудь вольет немного воды в его иссушенные жаждой губы. Он так плох, что я не могу оставить его одного и пойти за водой. Стольких людей я просила о помощи, но никто не поделился водой, хотя все они несут полные кувшины». В воре проснулось сострадание. Он принес немного воды в сухой тыкве. Но прежде чем принять ее, женщина сказала: «Сынок, мой муж может умереть в любой момент, и свой последний глоток воды он примет лишь от того человека, кто говорит только правду».

Зачастую необдуманные поступки, излишняя агрессия и даже проблемы со здоровьем обусловлены чрезмерным влиянием отрицательных эмоций. Они могут воздействовать как на психическое, так и на физическое состояние человека и стать причиной депрессии или других проблем. Давайте разберёмся в механизме разрушительных процессов и постараемся уменьшить количество негатива в своей жизни.

Причины раздражения

Предположим, что по пути на жизненно важную встречу вы нечаянно свернули не туда и теперь сильно опаздываете. Вас одолевают тяжёлые мысли: «Как я мог? Почему именно сегодня? Меня же !» Очень быстро вы начинаете злиться, и вот уже ищете виноватых. Раздражают чайники в соседних автомобилях - вот кто не даёт проехать, из-за них вы потеряли столько времени! Это ещё самые мягкие слова, которые люди говорят в таких случаях. :)

А ведь ситуация могла решиться иначе. Стоило успокоиться и подумать о том, что любой мог ошибиться: «Если я всё объясню, окружающие наверняка войдут в моё положение. Кроме того, я выехал пораньше, может, и успею».

Теперь представьте, что ваши плохие мысли - это небольшой огонёк. В пустой комнате он скоро потухнет, не причинив вреда, но если пространство завалено хламом, катастрофы не миновать. Огонь разгорится ярче и сильнее и сожжёт всё на своём пути. Люди подобны такой комнате - они накапливают много негатива. Когда кто-то бросает спичку, злость, обида и досада прорываются наружу, приводя к духовному и физическому истощению. Собственные переживания могут запустить настоящую

Решение проблемы

Плохое настроение вызывают многие факторы, их совокупность сделала вас агрессивнее. Как же улучшить расположение духа? Избегайте воздействия негативной информации и постарайтесь сформировать вокруг себя спокойную и комфортную атмосферу.

Смена образа мышления

Обратитесь к приятным воспоминаниям или постарайтесь заглушить недовольство равносильными положительными эмоциями. Например, подумайте о том, что дома вас ждут о любящая жена и чудесный ребёнок. Воспользуйтесь возможностью провести время с ними и избавиться от раздражения.

Пересмотр привычек

Измените свой обычный день. С утра вы привыкли пить чай, сидя перед телевизором? Не слушайте об очередном кризисе в экономике или пожаре - зачем вам негатив? Развернитесь на 180 градусов и идите в душ. Примите ванну и побудьте наедине с собой - иногда это полезно. Затем скорее выходите из дома. Сходите куда-нибудь позавтракать и увидите, как настроение начнёт улучшаться. Возможно, прогулка по парку или тоже способны вернуть вам душевное равновесие.

Попробуйте смотреть на мир позитивней и искать во всём что-нибудь хорошее. Вы заметите, как сами меняетесь в лучшую сторону.

А вы когда-нибудь срывались по-крупному? К чему это привело?

Ответственность - это та форма контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения. Общество принуждает человека быть ответственным за последствия принимаемых им решений. Степень ответственности, подотчетности и мера наказания определяются общественными институтами, государством. На каждого человека возложены моральная, правовая, экономическая ответственность, и невыполнение соответствующих законов и норм влечет за собой наказание. Субъективное принятие или непринятие, знание или незнание, например, юридических законов или правил поведения в обществе, не освобождают человека от ответственности. Угрожая наказанием, общество всегда готово привлечь нарушителя к ответственности, и эта угроза заставляет человека вырабатывать внутренние формы контроля своей деятельности. Это и есть ответственность. В конце концов она становится чертой личности, а формируется в процессе интериоризации, т. е. принятия как своих социальных ценностей, норм и правил. Ответственность предполагает осознание своих действий и их последствий. Степень осознания принимаемых решений и степень контроля над последствиями при реализации этих решений могут быть различными. Можно выделить:

Высокий уровень ответственности - ответственность является чертой личности, все принимаемые решения соотносятся с внутренней структурой ценностей, появляется чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий для жизни.

Средний уровень ответственности - по существу, такой же, но происходит осознание только ближайших последствий предпринимаемых действий, нет чувства ответственности за стратегию поведения в жизни.

Низкий уровень ответственности - проявляется в ситуационном самоконтроле над деятельностью. Принятие ответственности, осознание последствий в отдельных моментах жизни - это не черта личности, а ответственное отношение, возникающее в отдельных актах. Оно может быть неустойчивым, временным, зависимым от настроения и обстоятельств.

Безответственность - может иметь два проявления: либо у человека нет сформированной внутренней системы ценностей, осуществляющей контроль и регуляцию деятельности, либо внутренние правила очень жестки для человека, а нормы и ценности очень высоки, он не чувствует или не считает себя способным принимать решения, брать ответственность за возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у него формируется страх ответственности.

В психологическую структуру ответственности входят три компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Осознание личностью общественных потребностей и преломление их в структуре внутреннего мира может осуществляться на уровне знаний, чувств, убеждений и действий.

Человек может считать себя ответственным, чувствовать себя ответственным и действовать с позиций ответственного человека. Рационально-волевые компоненты наиболее четко характеризуются такими состояниями, как проницательность и целеустремленность. Естественно, что акт принятия ответственного решения может сопровождаться самой разнообразной гаммой эмоциональных состояний: озабоченность, напряженность, беспокойство, волнение, тревога, сосредоточенность, сомнение и т. д. Связь между деятельностью, т. е. актом принятия ответственного решения, и эмоциями взаимна: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно те или иные чувства, с другой, - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Каждый человек может оказаться в ситуации, когда его действия и поступки могут причинить вред, обидеть окружающих. Это может произойти по незнанию, если у человека нет достаточной информации о ситуации или людях, его окружающих. Субъективное переживание ответственности может быть различным. Если человек не знал, он не ответственен за последствия совершенного действия, но с получением знаний о последствиях своих действий, человек либо берет на себя ответственность, либо отказывается от нее, что говорит о степени развития у него чувства ответственности. Субъективное переживание чувства ответственности может возникнуть только тогда, когда есть осознание своих действий и возможных последствий.

Существует «шкала» объема ответственности: чувство или принятие ответственности только за себя, за себя и близких, за себя и окружающих, за все в ответе. Человек, считающий себя ответственным только за себя, пытается влиять на жизненные события, которые касаются только его жизни. Эти люди выглядят независимыми, они не спрашивают советов, но и не стараются переделать окружающих, определять их действия. Однако большинство считает себя ответственными не только за себя, но и за близких - членов своей семьи, особенно детей. Родители считают, что они обязаны учить своих детей даже тогда, когда те уже выросли. Супружеские отношения, в свою очередь, тоже могут определяться мерой ответственности, которую несет каждый из партнеров. Человек, который боится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, ищет партнера, готового выполнять эту обязанность вместо него. Неудачным будет сочетание партнеров, один из которых стремится быть независимым, имеет собственную систему ценностей, а другой считает себя ответственным за принятие решений и определение жизненного пути партнера, исходя из своей системы норм и правил. Однако существуют возможности взаимодействия партнеров, когда они не навязывают друг другу своих ценностей, и в то же время остаются ответственными друг за друга. Это достигается в процессе эмпатического общения с другой личностью, когда ты временно живешь жизнью другого, оставляя в стороне свою точку зрения, ценности, свое «Я». Эмпатический способ общения, согласно К. Роджерсу, характеризуется следующим:

вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома;

постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого;

улавливание того, что другой сам едва осознает, без попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, так как они могут оказаться травмирующими;

сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого;

спокойный взгляд на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Позволяя близкому человеку самому принимать решения, не навязывая своих суждений и оценок, помогая ему осознавать переживания, можно чувствовать себя ответственным за него и позволить ему быть ответственным за тебя.

С точки зрения ответственности можно установить два типа личности - зрелая и инфантильная. Исследователи выделяют следующие психологические характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, психологическая близость с другим человеком, конструктивное решение различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. С субъективной стороны ответственность - это показатель свободы личности, самостоятельности, позволяющий оставаться индивидуальностью при взаимодействии с другими людьми. Инфантильность определяется сохранением в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе и т. д. Инфантильная личность либо не знает или не пытается предположить последствия своих действий, либо оправдывает себя обстоятельствами, пытаясь таким образом избежать ответственности, которая для нее совпадает с наказанием.

Возможны различные способы избегания ответственности. Например, анализируя поведение человека в толпе, многие исследователи отмечают, что чем больше людей сосредоточено в одном месте, тем слабее в каждом из них проявляется чувство ответственности. Благодаря численности возникает сознание непреодолимой силы и в то же время анонимности, толпа устанавливает свои законы - законы хаоса и стихии (толпа замещает собой в этот момент общество, государство), и человек легко утрачивает прежнюю ответственность. Избежать самостоятельного решения, а следовательно и, чувства ответственности за него можно, выразив согласие с решением группы, семьи.

Часто выполнение приказа, требований начальника, своих профессиональных или гражданских обязанностей происходит на уровне автоматизированных действий. Эти действия не считаются своими, они не контролируются с точки зрения внутренних ценностей, следовательно, человек не просчитывает возможные последствия предпринимаемых действий, не заботится об исходе дела. Э. Фромм ввел в психологию понятие «автоматического конформизма». Это механизм, с помощью которого человек перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал автоматом, не испытывает больше страха одиночества и бессилия. Субъективное переживание ответственности исчезает, так как все остальные ничем не отличаются от него. Ответственным за все становится общество, которое сделало человека таким, каков он есть.

Ответственность отличается от обязанности степенью внутренней осознанности. В обязанности сказывается элемент внешней принудительной силы. Ответственность можно рассматривать как частный случай проявления долга, конкретизацию его требований.

Об ответственности человека можно судить лишь по ее проявлениям в деятельности, поступках, отношении к людям, хотя конкретные социально-психологические исследования показали, что между внешне наблюдаемым поведением и ценностными установками отсутствует прямое соответствие. Таким образом, выполнение социальных норм может мало говорить об ответственности.

Структура ответственности как качества личности включает:

осознание необходимости действовать в соответствии с общественными требованиями и нормами как социальными ценностями;

осознание своей социальной ценности и общественной роли;

предвидение последствий выбора, решений, действий;

критичность и постоянный контроль за своими действиями, учет их последствий для других людей;

стремление к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире;

самоотчет и самооценку;

готовность отвечать за свои действия;

социально ответственную деятельность.

Беседа

с обучающимися, нуждающимися в особом

педагогическом внимании

Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Цель: распространение правовых знаний и разъяснение существующего правопорядка.

Задачи:

1. Выработка у подростка не только правовой убежденности, но и ориентация правового сознания личности на творческую инициативу в сфере прав и обязанностей.

2. Привитие чувства долга к соблюдению основных прав и обязанностей граждан России, уважения к органам и лицам, охраняющим порядок.

3. Формирование ответственности за свои действия и поступки, развитие нетерпимости к нарушениям общественного порядка.

Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести (обсуждение известного произведения)

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?

О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"?

В академическом "Словаре современного русского литературного языка" это слово объясняется как "возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". Значит, ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего, в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность. Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством. Нормы советского государственного права выражают волю всего советского народа, их выполнение - непременное условие успешного строительства коммунизма в нашей стране. Вот почему особенно нетерпимы различные отклонения от правовых норм и, прежде всего, среди несовершеннолетних.

Несколько примеров: разные хобби бывают у ребят. У школьника Сергея оно было весьма своеобразное. Поздно вечером, надвинув шапку на глаза, он выходил в глухой переулок или на малолюдную улицу и ждал женщин, спешащих домой. Сергей подходил к жертве и наставлял на нее что-то, угрожающе темневшее в руке. Испуганная женщина отдавала ему сумку с деньгами. На этом промысел заканчивался. Подросток крадучись шел домой и считал деньги. Иногда их было много, иногда совсем пустяк. Как и следовало ожидать, это увлечение не могло долго продолжаться, по той простой причине, что его запрещает уголовное законодательство. Вскоре Сергей был арестован, предстал перед судом и отправился отбывать срок наказания в ВТК для несовершеннолетних. Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю свою вину возложить на окружающих, и ни слова о собственной вине, об ответственности за свои поступки. Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения - поступать, так или иначе. Вместе с тем, учитывая детский возраст, незрелость и конечно, вину взрослых в некоторых детских правонарушениях, закон наказывает несовершеннолетнего намного мягче, чем взрослого. И это справедливо. Но не следует злоупотреблять этой справедливостью. Бывают случаи, когда взрослые заставляют детей совершать преступления. При этом они используют угрозы, обещают различные блага. Закон очень строго наказывает таких "воспитателей". Но даже в подобных случаях не все дети, попавшие в чрезвычайные обстоятельства, идут на поводу у взрослых преступников. Многие из них помнят о том, что они живут не на обитаемом острове, что их окружают честные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью, которые всегда помогут. Однако, часто правонарушения совершаются подростками, впрямую не связанными со взрослыми правонарушениями.

Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм. Существует несколько видов юридической ответственности. Российским правом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы с вами поговорим сегодня об уголовной ответственности несовершеннолетних. В нашей стране подрастающее поколение окружено всеобщей заботой. Государственные органы и общественные организации делают все, чтобы молодые люди получали всестороннее развитие, росли духовно богатыми, нравственно чистыми, физически совершенными. Особое внимание государство уделяет борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. С несовершеннолетними работают школа, ПДН, общественные организации. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах или ПУ невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности. За воспитанниками осуществляется строгий надзор, они обязаны неукоснительно подчиняться требованиям специального режима. Итак, на подростков, отклоняющихся в своем поведении от норм жизни, наше общество, прежде всего, старается воздействовать воспитательными мерами, предоставляя им возможность для исправления. Однако не все несовершеннолетние правильно понимают гуманную правовую политику нашего государства. Некоторые из них, несмотря на предупреждения, повторно совершают правонарушения; поступки других нельзя квалифицировать иначе, как тяжкое преступление. В таких случаях в действие вступает уголовный закон, предусматривающий различные виды уголовного наказания. Уголовное наказание в нашей стране выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее. Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Их перечень строго ограничен, к ним относятся:

    убийство;

    умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести;

    похищение человека,

    изнасилование,

    насильственные действия сексуального характера,

    разбой,

    кража,

    грабеж,

    вымогательство,

    угон,

    злостное хулиганство;

    умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия;

    хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых или наркотических средств;

    заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

    вандализм и др.

У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Семиклассник Геннадий Ж. давно мечтал пострелять из отцовского охотничьего ружья. Но отец запрещал это делать, потому что несовершеннолетние не имеют права пользоваться огнестрельным оружием. Дождавшись, когда дома никого не было, он взял из сейфа ружье, набил карманы патронами и отправился в рощу, устроил из консервной банки мишень и принялся упражняться в стрельбе. Оказавшийся рядом рабочий сделал подростку замечание и посоветовал отнести ружье домой. Подросток не послушался и продолжал стрелять. Тогда рабочий попытался отнять у него ружье, чтобы отнести его участковому инспектору. Завязалась борьба. Дуло ружья оказалось на уровне груди рабочего. Мальчик случайно нажал на курок, раздался выстрел. Рабочий был смертельно ранен и через день скончался в больнице. Неосторожное убийство? Да. Но обратите внимание на то, что к нему привело. Подросток нарушил правила пользования огнестрельным оружием, он не имел права пользоваться ружьем. Рабочий пытался пресечь преступную шалость подростка, выступил в роли защитника закона. Несовершеннолетний совершил второй проступок, не подчинившись справедливому требованию взрослого. Выстрел, унесший человеческую жизнь, был в какой-то мере следствием этой цепочки правонарушений. Когда у человека случается сердечный приступ, его жизнь зависит от того, как скоро прибудет медицинская помощь. Вы бежите к таксофону. Вот она будка. Но, что вы видите? С аппарата свисает сиротливо обрезанный провод. Трубки тоже нет. Кто-то варварски испортил телефон, "позаимствовал" трубку. Вы бежите к следующему телефону, теряете время, а больной остается один на один со своей болезнью. Далеко не всегда запоздалая помощь может спасти ему жизнь. Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенным образом способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие "игры", как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Органы милиции ведут борьбу с этими правонарушениями, но важно вам самим осознать общественную опасность подобных действий, понять, что целясь камнем в окно проходящего поезда, мешая его движению, они поднимают руку на все общество, становятся его врагами, преступниками.

Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних является кража. Младшие подростки, совершающие такие преступления, как хулиганство, кража, грабеж, чаще всего идут на поводу у более взрослых друзей по уличным компаниям, которые бессовестно используют их в своих корыстных целях. Младшие члены таких отрицательно направленных групп ошибочно считают, что послушание старшим, даже самым испорченным - это закон дружбы. Многие из них не находят в себе силы, чтобы отказаться от того, что их заставляют делать. Им льстит фальшивое доверие старших. А оно оказывается, как правило, обыкновенной спекуляцией на дружбе, чтобы выгородить себя, облегчить достижения своих низменных целей. В судебной практике известны случаи, когда взрослые члены уголовных групп заставляли несовершеннолетних друзей брать на себя чужую вину, сознаваться в том, что совершили другие. Такова истинная цена дружбы, которую навязывают несовершеннолетним и опытные правонарушители. Об этом не стоит забывать ребятам, доверчиво присоединяющимся к сомнительным уличным компаниям. Как показывают исследования, далеко не все подростки осведомлены о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. Так, на вопрос: кто должен нести ответственность за хулиганство несовершеннолетних? - лишь 17 % из 2000 школьников ответили: "Сами несовершеннолетние". Порою на уроках, на лекциях ученики задают вопрос: почему несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, ведь они же еще не стали взрослыми? При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает прежде всего возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет- это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании - со стороны государственных органов - общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.

Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание - такое, как помещение в ВТК. Но не следует забывать, что, кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности и такие, как моральная ответственность, ответственность перед родителями, коллективом, наконец, ответственность перед самим собой. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста. Закрепление в законодательстве минимального возраста, с которого наступает уголовная ответственность, свидетельствует о гуманизме советского закона, правовой политике государства по отношению к несовершеннолетним.

К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, применяется либо наказание (т.е. привлечение к уголовной ответственности), либо применение принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетним могут назначаться следующие наказания: Штраф- назначается несовершеннолетним объявленным полностью дееспособными, т.е. только при наличии самостоятельного заработка или имущества на которое может быть обращено взыскание. Как правило, не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет, даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества. Обязательные работы назначаются несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет - не свыше 2-х часов в день; от 15 до 16 лет - не свыше 3-х часов в день; от 16 до 18 лет - не свыше 4-х часов в день назначается на бесплатной основе. Исправительные работы - назначаются несовершеннолетним, имеющим постоянную работу, в возрасте от 14 до 16 лет этот вид наказания не назначается. Лишение свободы - строгое наказание, лица, которым не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего и усиленного режима, назначается за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия также применяются к несовершеннолетним за совершение ими преступлений. В отличие от наказания они не влекут за собой судимости. Последствием неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности.

Так что же такое мораль? Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, Человек совершает моральный(нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе(аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение. Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определённо сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жёстких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплочённости человеческих общностей.

Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности? Давайте проведём небольшое тестирование самооценки и назовём его так: «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?»

Подумайте над ситуациями и выберите близкий вам вариант оценки различных поступков.

1. Шофёр, работающий на автопредприятии, на закреплённой за ним государственной автомашине всю ночь перевозил мебель на новую квартиру. Как можно оценить его действия?

поступил неправильно – 1;

все так делают – 3;

поступил правильно – 5.

2. Одиннадцатилетний подросток в городском автобусе похитил у пассажира кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку одной буханки хлеба. Следователь выяснил, что это была его пятая кража, но в возбуждении уголовного дела отказал, считая, что совершённое деяние не опасным для общества, так как ущерб потерпевшему нанесён незначительный. Как вы оцениваете решение следователя?

решение неправильное – 1;

нельзя судить из-за одной буханки – 3;

решение правильное - 5.

3. Подросток в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный его остановил. Тогда подросток начал оскорблять и угрожать ножом. В милиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что когда мальчик трезвый, он «мухи не обидит». В милиции поверили, протокол составлять не стали.

а) правильно ли поступил работник милиции?

неправильно – 1;

надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы подросток не пил – 3,

правильно – 5.

б) правильно ли повели себя учителя?

неправильно – 1;

человеку нужно помогать в трудную минуту – 3;

правильно – 5.

4. В туалете одной из школ подросток потребовал от другого принести ему завтра пачку сигарет. Тот рассказал родителям, а они позвонили в милицию.

а) имеется ли в действиях подростка состав преступления – вымогательство?

имеется – 1;

зря связался из-за пачки сигарет – 3;

не имеется – 5.

б) как можно оценить действия потерпевшего?

правильные – 1;

нужно было попробовать уладить всё без милиции – 3;

неправильные – 5.

Если вы набрали от 6 до 10 баллов, то вы в состоянии правильно оценить поступки других людей. У вас есть понятие о том, что такое моральные и юридические нормы. Советуем вам, оценивая поступки других, почаще ставить себя на их место, вникать в суть дела, не давать категоричных оценок их действиям. Обратите внимание, например, на ситуацию № 1. Там сказано «на новую квартиру». Подумайте, как изменилась бы ситуация, если бы стало известно, что водитель воспользовался служебной машиной, чтобы бескорыстно помочь переехать пожилому инвалиду.

Если вы набрали от 11 до 23 баллов, то вам есть над чем задуматься. Вы привыкли оценивать поступки других не с точки зрения морали и права, не по правилам «можно - нельзя», «разрешено - запрещено», а по принципам «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Для вас, в первую очередь, имеет значение, что страдают ваши интересы, которые важнее интересов всех окружающих.

Если вы набрали от 24 до 30 баллов, то у вас серьёзно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живёт честно, а ловчит, обходит законы, старается жить за чужой счёт.

Конечно же, данный тест не характеризует нас в достаточной степени, однако должен содействовать возможной переоценке того влияния, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон формирования психологического оправдания аморальных поступков и формируя тем самым у своих детей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.

К таким предпосылкам можно отнести моральную распущенность и духовную нищету.

Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для совершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными поступками: плохо учились, а потом и бросали школу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т. п.

Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.

Важным фактором, на который необходимо обращать внимание в воспитании детей – это формирование духовного богатства. Отсутствие духовности приводит к духовной нищете.

Первый источник – пренебрежительное отношение к учёбе, к знаниям. Подавляющее большинство правонарушителей ещё до осуждения к лишению свободы, как правило, бросили школу.

Второй источник – стремление к примитивному времяпрепровождению

Третий источник – преобладание материальных потребностей.

Один из основных факторов совершения подростками правонарушений – чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, ещё не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.

Подведение итогов занятия.