Дети

Розовый танк — самый знаменитый монумент удтк. Евгений лобков. розовый танк

Памятник советским танкистам (чеш. Památník sovětských tankistů ; известен также как «Танк № 23 » (чеш. Tank číslo 23 ) и «Смиховский танк » (чеш. Smíchovský tank )) - памятник , установленный 29 июля 1945 года в Праге (Чехословакия) в честь советских солдат , пришедших на помощь восставшей Праге 9 мая 1945 года в конце Великой Отечественной войны .

Однако вместо «тридцатьчетвёрки» гвардии лейтенанта И. Г. Гончаренко на четырёхугольный постамент, изготовленный пленными немцами, был водружён тяжёлый танк ИС-2 , построенный в 1943 году на заводе имени Кирова в Челябинске . Согласно легенде, решение о замене Т-34 на ИС-2 принято генералом Д. Д. Лелюшенко, критически отозвавшемся о подбитом танке Т-34-85 И. Г. Гончаренко, заявившем: «Не будем же мы давать чехам такое старьё». Кроме того, на ИС-2 был нанесены номер 23 (вместо реального номера 24) и красная звезда, которой на танке И. Г. Гончаренко не было. Вплоть до конца 1980-х годов официальная версия утверждала, что в Праге действительно выставлен тот самый «первый» танк . На постаменте были установлены латунные таблички с надписью: «Вечная слава героям гвардии-танкистам генерала Лелюшенко, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей великой Советской Родины. 9-е мая 1945» , а площадь с памятником была переименована в площадь Советских танкистов .

«Розовый танк»

После «бархатной революции » жители Праги узнали, что все эти десятилетия на постаменте стоял не подбитый Т-34-85 гвардии лейтенанта И. Г. Гончаренко, а другой танк (ИС-2). На фоне возникших разговоров, что нет никаких моральных причин оставлять советский танк на постаменте, в ночь на 28 апреля 1991 года будущий скульптор, а в тот момент 23-х летний студент

Давид Черный (David Černy) - один из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру. Его работы сразу бросаются в глаза и и не оставляют равнодушным никого. Большая часть работ Давида установлена в его родном городе - . Его младенцы, ползающие по телевышке видны почти из любой части города, а «Piss-Кирпичный завод Гергета» неизменно привлекает туристов. В тоже время «Подвешенный человек» висит над самой крышей одного из домов и его легко пропустить, если смотреть только под ноги.


Давид Черный родился 15 декабря 1967 г. в Праге в еврейской семье. В 1996 гг. он окончил Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна. Первой работой Черного, вызвавшей широкий общественный резонанс, стала покраска в розовый цвет советского танка ИС-2, установленного на площади Кинских в пражском Смихове в память об освобождении Праги Красной армией в 1945 г. Эта акция состоялась в ночь с 27 на 28 апреля 1991 г. На крыше башни танка был установлен палец в виде фаллического жеста. По словам Давида Черного, его целью было высмеять символику советских военных памятников, трактуемую как угроза мирному населению силой. Советский танк в чешском сознании ассоциировался с танками на улицах Праги во время подавления Пражской весны 1968 г. и последующим «периодом советской оккупации» и уже не воспринимался как символ освобождения от фашизма.



Тем не менее, акция Давида Черного была воспринята значительной частью общественности как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в 1945 г. и вызвала бурю возмущения, а сам художник был арестован за хулиганство. После официального протеста российского правительства танку на площади Кинских был возвращён первоначальный вид. Однако пятнадцать депутатов парламента в знак протеста против ареста художника вновь перекрасили танк в розовый цвет. В конце концов, Давид Черный был освобождён, а танк сняли с пьедестала и перевезли в музей военной истории в Лешанах у Тынца-над-Сазавой. Позднее художник выступил с предложением установки в Праге розового танка в качестве постоянного памятника, однако под давлением премьер-министра Милоша Земана и российского посла Василия Яковлева, пражская мэрия отвергла этот проект. В результате розовый танк Давида Черного некоторое время экспонировался в небольшом курортном городке Лазне-Богданеч, где до 1990-х гг. находились казармы советских войск, размещённых в Чехословакии.

Благодаря розовому танку Давид Черный получил широкую известность в Чехии. В дальнейшем его творчество неизменно вызывало повышенный интерес, а иногда и возмущение общественности. К наиболее известным работам Давида Черного принадлежит, например, скульптура «Конь» (1999), изображающая Святого Вацлава, сидящего на брюхе своего мёртвого коня, подвешенного за ноги, и высмеивающая тот пиетет, с которым пражане относятся к знаменитому памятнику работы Йозефа Мысльбека на Вацлавской площади. Первоначально скульптура «Конь» располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, контрапунктом своему протитипу, а в настоящее время она находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице.



Другой яркой работой Давида Черного являются скульптуры гигантских младенцев, лазающих по Пражской телевизионной башне в Жижкове, благодаря которым телевизионная башня превратилась в один из наиболее популярных туристических объектов Праги.


Бурю возмущения консервативной общественности вызвала работа Давида Черного 2005 г. под названием «Акула», представляющая фигуру связанного полуобнажённого Саддама Хусейна, плавающую в стеклянном аквариуме, наполненном жёлто-зелёным раствором формальдегида. Эта композиция завоевала специальный приз на Пражском биеннале 2005 г. и являлась пародией на знаменитую работу Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». На демонстрацию «Акулы» Черного дважды налагался запрет: в Мидделкерке, Бельгия, и в Бельско-Бяла, Польша.



Среди прочих произведений Давида Черного можно выделить:

Инсталляция «Кости» (1990) (гигантский череп и кости под памятником Сталину в Праге);
- скульптура «Quo vadis» (1990) («народный» автомобиль «Трабант» на человеческих ногах на Староместской площади);
- инсталляция «In God We Trust» (1991) (распятие на кресте из однодолларовых купюр);
- серия инсталляций «День убийств» в Лондоне (1992);
- нереализованный проект «Народ себе навсегда» (2002) (статуя огромного золотого онаниста, изрыгающего время от времени фонтаны пары, которую планировалось установить на крыше Национального театра в Праге, пародия на слова «Народ себе», написанные над сценой Национального театра, который был построен за счёт средств, собранных по подписке со всей Чехии в XIX веке);
- логотип «Fuck the KSČM» (2002) (традиционный жест с отогнутым средним пальцем, который стилизован под кактус с острыми шипами, выражение протеста против участия во власти Коммунистической партии Чехии и Моравии);
- «Автобусная остановка» (2005) (настоящая остановка городского автобуса в Либерце, стилизованная под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду, под которым расположены места для пассажиров)
- «Подвешенный человек» (скульптура Зигмунда Фрейда (некоторые чехи полагают, что это - Ленин), висящего на одной руке на стальной мачте);
- Энтропа (2009) - сатира на наиболее распространённые стереотипы о странах Европы.

БОЙ У МАНЕСОВА МОСТА

Когда Каматая Токабаева призвали на войну в 1942 году, ему было всего лишь 18 лет. Дивизию новобранцев сразу же бросили в сталинградское пекло, где уже добивали немецкую армию Паулюса, окружившую этот легендарный город на Волге. Май 1945 года сержант Каматай Токабаев встретил уже в Берлине, откуда его с однополчанами срочно перебросили в Прагу.

Известно, что немецкое командование на исходе войны намеревалось превратить Прагу во второй Берлин. Однако этот замысел был сорван 5 мая 1945 года восстанием чешских патриотов. В бывших советских республиках мало говорят о том, что планам последних гитлеровских генералов помешала и армия Власова, в последний момент повернувшая штыки против своих немецких хозяев. Но основная тяжесть последних боев легла на плечи Советской армии.

Подразделению гвардии сержанта Каматая Токабаева было приказано обеспечивать безопасность одного из мостов через реку Влтава. Здесь, в последний день войны в Европе, 5 мая 1945 года погиб лейтенант Иван Гончаренко – очень скоро его имя было превращено в символ освобождения Чехословакии от фашизма. Для Каматая Токабаева имя его знаменитого однополчанина стало предметом личной гордости, и все эти 65 лет он мечтал как-нибудь попасть в Прагу и увидеть танк Гончаренко на пьедестале на месте его гибели.

Танк под командованием лейтенанта Ивана Гончаренко первым проскочил через Манесов мост, но нарвался на пушечный огонь

Немецкой самоходки. Летом 1945 года было объявлено, что танк лейтенанта Ивана Гончаренко воздвигнут на постамент в центре Праги. На открытии памятника участвовал даже знаменитый советский маршал Иван Конев. Официальные легенды были широко продублированы в чехословацком кино, в книгах, в мемуарах советских фронтовиков. Например, в 1950 году чешский писатель опубликовал рассказ для детей «О сердце уральского хлопца».

В разговоре с нами ветеран Второй мировой войны Каматай Токабаев с гордостью говорил о книге воспоминаний его однополчан «Стальным тараном», в которой описывался подвиг Ивана Гончаренко. Остальные члены экипажа выжили и тоже познали медные трубы после огня и воды. В один из приездов в Чехословакию в 1960-е годы им было присвоено звание «Почетный гражданин города Праги».

Однако они и другие причастные к этой истории сведущие люди все эти десятилетия молчали, что на постаменте почти полвека простоял совсем другой танк.

КРУШЕНИЕ МИФОВ

Каматай Токабаев был приглашен в Прагу на праздничные мероприятия в честь 65-летия Победы над Германией. Сопровождал его в дальней дороге полковник министерства обороны Казахстана Мурат Рахимжанов. Ветерана войны из самой Астаны сопровождала также доктор-кардиолог Бахытгуль Жанкулиева. Посольство Казахстана в Чехии организовало в этом году широкий круг мероприятий в честь 65-летия Победы, организовало приезд делегации из Казахстана.

Полковник министерства обороны Казахстана Мурат Рахимжанов и ветеран войны Каматай Токабаев на возложении венков к памятнику советским воинам. Прага, 9 мая 2010 года.

Каматай Токабаев в последний день своего визита в Прагу, уже после всех официальных мероприятий, попросил, чтобы ему показали легендарный танк лейтенанта Ивана Гончаренко. Но оказалось, что этого танка давно уже нет в Праге, что памятник советских времен давно уже снесен.

Более того, выяснилось, что все эти годы на постаменте стоял совсем посторонний танк, который не был задействован в освобождении Праги. Но и этот посторонний танк под занавес своей пропагандистской миссии подвергся насмешкам и три раза был перекрашен в розовый цвет. После серии быстрых политических баталий советский танк отправили на задворки истории – сейчас он находится на территории Военно-технического музея недалеко от Праги.

Однако всего этого не знал казахский ветеран Каматай Токабаев. Он ехал в Прагу, чтобы не только на официальных приемах побывать, но и легендарный танк лейтенанта Ивана Гончаренко повидать. Однако память о Гончаренко и его экипаже в Праге ныне запечатлена только в виде мемориальной доски на площади Кларжов. Туда и свозили ветерана войны.

Постоял ветеран на месте гибели танка, помолчал, окинув взором место последней кровавой битвы, в которой он принимал участие. Вот тот угол, откуда вырывались советские танки, с Манесова моста. Вот та дорога серпантином, куда поспешно уезжали немецкие машины и танки. Все это было 65 лет назад, это было так давно, и это было только вчера.

Когда журналист радио Азаттык рассказал разведанную им историю танка ветерану, реакция его была неоднозначной. Каматаю

Делегация Казахстана на возложении венков к памятнику советским воинам. Справа первый – посол Казахстана в Чехии Анарбек Карашев. Прага, 9 мая 2010 года.

Токабаеву не понравилась фальсификация истории с самого начала, когда на постамент водрузили совсем другой танк, а объявили да в книгах-газетах расписали, что это был тот самый танк, настоящий танк Гончаренко. А уж дальнейшие метаморфозы, развенчивания мифов после развала коммунистического строя в Чехословакии, передислокация танка в музей и вовсе расстроили его.

Признаться, мы не доходили ведь до сути вещей. Что слышали – тому и верили. Однако я думаю, надо было поставить сам поврежденный танк. Вот это был бы настоящий памятник. Раз речь шла об имени Гончаренко, надо было поставить тот самый танк. Вот, сгорел, мол, танк, и он погиб в этом танке. Было бы очень кстати, было бы уместным, - говорит Каматай Токабаев.

Но признаться, мы не стали говорить ветерану о самых ярких событиях вокруг танка – перекрашивании танка в розовый цвет. Не хотелось нам огорчать работой доктора-кардиолога, которая сопровождала крепкого еще мужчину 85 лет, все же наизусть диктовавшего нам номера частей и соединений, адреса и телефоны своих однополчан.

Каматай Токабаев демобилизовался из армии в 1947 году. Далее его ждала стандартная трудовая биография, также отмеченная медалями и иными наградами. Более полувека проработал на железной дороге, в том числе и на станции в родном селе Бабатай Аршалинского района Акмолинской области. Дорос до начальника станции. В 1984 году вышел на пенсию. Воспитал и вывел в люди четырех дочерей. «У меня есть шесть внуков и два правнука», - с гордостью говорит ветеран, закончивший войну в Праге.

Спустя 65 лет в освобожденной им Праге казахского ветерана ждало крушение мифов пропаганды советского времени.

ЧЕРНЫЙ ПЕРЕКРАСИЛ ТАНК В РОЗОВЫЙ

В советское время стоявший в Праге советский танк под номером 23 называли Смиховским танком. Он просто стоял на площади в квартале Смихов, и эта площадь с 1951 по 1990 год носила имя площади Советских Танкистов. В 1950-е годы танку был придан статус национального культурного памятника.

Однако в 1989 году в Европе пал железный занавес и наступила пора освобождения от советского тоталитаризма. В апреле 1991 года

Танк лейтенанта Ивана Гончаренко вскоре после боя в Праге 9 мая 1945 года. Фото с сайта www.zanikleobce.cz

Пражане были шокированы, увидев поутру советский танк в розовом цвете в буквальном смысле этого слова. Такова была акция тогда еще студента Давида Черного и его друзей. Давид Черный позднее стал популярным как автор детских фигурок, которых он посадил на главную телевизионную башню в Праге, – такое ощущение, что дети ползают вверх-вниз по башне, как муравьи по стволу дерева.

Давида Черного называют противоречивым художником, ангажированным художником еще и потому, что он создал пародию на главный памятник основателю чешского государства - князю Вацлаву. Давид Черный перевернул коня вверх тормашками и посадил Вацлава на брюхо коня.

Чтобы понять мотив творчества Давида Черного, можно, пожалуй, провести параллели с публичными акциями протеста казахского художника-авангардиста Каната Ибрагимова. Они оба политически ангажированы, оба любят шокировать публику пародиями на какие-либо общественные события. Только уличные перформансы Каната Ибрагимова с отрубанием головы рыбы или сниманием своих трусов напоминают выходки нервных русских студентов времен 1905 года, а Давид Черный поднял свое творчество до уровня критики тоталитаризма.

Итак, после падения коммунистического режима в Чехословакии обнаружили, что все эти десятилетия на постаменте стоял совсем

Памятник советским танкистам в Праге. Фото с сайта www.zanikleobce.cz

Другой танк, нежели тот, который первым вошел в Прагу. Если Иван Гончаренко воевал на танке знаменитой модели Т-34, то на постаменте простоял танк совсем другой модели, ИС-2, который к тому же не имел никакого отношения к боям в Праге. Кроме того, танк Гончаренко имел бортовой номер 24, а на постаменте простоял танк под номером 23.

По версии чешских историков, подмена произошла по вине самих советских военачальников, командующий танковой армией генерал Дмитрий Лелюшенко сказал якобы: «Все же не будем давать чехам такую рухлядь». Однако другие чешские исследователи говорят, что танк лейтенанта Гончаренко не был поврежден настолько, чтобы нельзя было его отремонтировать.

На фоне возникших разговоров, что нет никаких моральных причин оставлять советский танк на постаменте, Давид Черный в одну ночь в апреле 1991 года перекрасил танк в розовый цвет. Так он выразил свой личный протест против вторжения советских танков в Чехословакию в 1968 году, уже совсем в другой ситуации.

«Я воспринимаю этот танк как символ русской диктатуры, во времена которой я родился. Я не воспринимаю этот танк как символ свободы, как символ окончания Второй мировой войны», - объяснил тогда Давид Черный местной прессе свой поступок.

Поднялся скандал. В прессе развернулись дискуссии, поступили ноты протеста от советского правительства. Давид Черный был посажен на несколько дней под арест. Власти попытались замять шум тем, что через три дня вернули советскому танку его зеленое одеяние.

Памятник советским танкистам перекрашен в розовый цвет. 28 Прага, 28 апреля 1991 года. Фото с сайта www.zanikleobce.cz

Однако спустя 10 дней, той же весной 1991 года, танк во второй раз оказался выкрашенным в розовый цвет. На этот раз к танку с ведерками розовой краски пришли 15 депутатов парламента Чехословакии и снова прошлись по броне своими кистями. Они воспользовались своим правом на иммунитет. Президент Вацлав Гавел осудил поступок этих депутатов. А тут еще прохожие разобрали бордюрные плитки вокруг танка и сложили из них импровизированный памятник генералу Власову, армии которого и приписывают истинное освобождение Праги в период с 5 по 8 мая 1945 года.

Крушение мифов и символов тоталитаризма в Чехословакии происходило быстро; уже летом того же 1991 года, 13 июня, к советскому танку подогнали кран и сдернули его с постамента с памятной табличкой.

Танк некоторое время постоял в одном музее, а затем перекочевал во двор Военно-технического музея в пригороде Праги. Там он стоит и поныне. Поскольку драматические перекрашивания танка в 1991 году проводились наспех, то эти слои красок все время отпадали. Но танк чехи уже прозвали «Розовым танком». И в 2000 году в музее танк еще раз, основательно, покрасили в розовый цвет. Теперь уже навсегда.

В июне 2002 года в Праге на месте бывшего памятника советским танкистам заиграл фонтан под названием «Люк времени».

«РОЗОВЫЙ ТАНК» ВОЗВРАЩАЕТСЯ!

Однако легендарный советский танк не дает покоя некоторым чешским активистам, тому же скульптору Давиду Черному и на задворках истории. «Розовый танк» попал в центр скандалов в последние годы как минимум три раза. В студенческой юности удачно найдя свою тему, удачно создав свой почерк в искусстве, Давид Черный еще несколько раз потом извлек пользу из темы «Розового танка».

В 2001 году тот же скульптор Давид Черный вновь шокировал публику произведением на тему «Розового танка». Он разместил на территории провинциального города Лазне Бохданец макет задней части танка, который как будто бы ныряет в землю, а потом без никакой санкции в мае 2001 года переместил этот артефакт на площадь в центре Праги. Местная администрация выступила против такого изыска, и архитектурную композицию вскоре убрали. Опять-таки поступили протесты с самых верхов. Негативную реакцию выразили премьер-министр Чехии Милош Земан и посол России в Чехии Василий Яковлев.

Артефакт на тему памятника советскому танку. Прага, 21 августа 2008 года.

В августе 2008 года, к 40-летию ввода советских войск в Чехословакию, Давид Черный вновь вернул танк, вернее, его символический торец в центр Праги. Так он вновь напомнил публике об агрессивности внешней политики современной России. Местная пресса писала, что даже сам макет торца «Розового танка» весит четыре тонны, что потребовалось использовать подъемный кран на деньги спонсора.

Здесь стоит заметить, что эти действия Давида Черного вызывают разную реакцию в чешском обществе. Скажем, представитель Пражского городского совета (маслихата, говоря по-казахски), депутат от Коммунистической партии Франтишек Хоффман говорил, что местные организации ветеранов просят вернуть советский танк на место. Франтишек Хоффман сказал, что ему неприемлема акция Давида Черного с перекрашиванием советского танка.

KRÁVA CÍSLO 23

Еще одна история вокруг легендарного танка лейтенанта Ивана Гончаренко случилась летом 2004 года. В Праге тогда была проведена культурная акция Cow Parade – «Парад коров». В центре города были выставлены пластиковые фигуры коров и быков в натуральную величину и в натуральных цветах. Такие акции проводились и в других европейских столицах. На долю Праги выпало 220 экспонатов, многие из которых потом пошли на аукцион.

Организаторы обыгрывали в этих фигурках и некоторые этапы истории Чехии. Например, существовала корова, вернее, ее фигурка под именем «Космонавтика». Одному быку дали название «Карел Готт», его фигурка была оплеплена газетными статьями об этой живой легенде чешской эстрады.

Корову под именем «Ромео» поставили на площади Кинских, где когда-то стоял всамделишный советский танк. Корову хотели на

Фигурка коровы, пародирующая памятник советскому танку. Прага, лето 2004 года.

Мотив Давида Черного покрасить в розовый цвет, однако остановились на зеленом цвете. Сбоку нарисовали красную звезду и цифру 23. Таков был номер советского танка на постаменте.

Представитель организаторов акции Мартин Рацман объяснил журналистам, что замыслом создания этой коровы не было очернить память павших в боях 144 тысяч советских солдат. Мартин Рацман убеждал, что смыслом этой фигурки коровы была только шутка, попытка вызвать улыбку у пражан.

Конечной целью акции «Парад коров» была продажа этих фигур на аукционе в благотворительных целях. Однако доброе намерение было омрачено выходками вандалов – многие коровы были попросту разбиты булыжниками, пивными бутылками и так далее. Не повезло и корове-танку. Ее бока в сентябре 2004 года получили огромные пробоины. Были установлены имена троих студентов, которые похулиганили с коровой-танком. Опять скандал, опять политический конфуз.

Но ситуацию разрядили два депутата чешского парламента – Ян Младек и Йиржи Долейш, которые выкупили фигуру коровы-танка за 46 с половиной тысяч крон. По тем временам эта сумма превышала две тысячи долларов. «Хотим тем самым предотвратить дальнейшее глумление над памятью павших героев. Мы выкупаем этот артефакт как частные лица», - сказал тогда Йиржи Долейш.

Было объявлено, что сама корова-танк будет отреставрирована и размещена в Южной Чехии под видом самой обычной местной коровы. Два этих депутата парламента и фирма-организатор акции «Парад коров» не стали выдвигать никаких материальных претензий к трем студентам, пробившим бока пластиковой коровы.

Из числа монументов Уральскому добровольческому корпусу (УДТК) самый «неправильный», самый злосчастный и в то же время самый знаменитый - пражский. Установленный 68 лет назад, он не раз оказывался в центре скандалов - то узкопрофильных, то всемирных. И вышел из них победителем.

Розовый танк стал одной из достопримечательностей Праги.
Автор фотографии — Hynek Moravec

Для многих советских солдат война закончилась в Берлине. Но уральским танкистам в ночь на 6 мая 1945 года стало известно, что корпусу предстоит ещё освобождать Чехословакии. За два дня наши войска с боями прошли всю страну и в 3 часа утра 9 мая вошли в Прагу. Первым в город ворвался танк под командованием лейтенанта Ивана Гончаренко из челябинской бригады. Он проскочил Манесов мост, но нарвался на пушечный огонь немецкой самоходки. Сам командир погиб, остальные члены экипажа выжили (в 1960-е годы им всем было присвоено звание «Почётный гражданин города Праги»).

Летом 1945 года было объявлено, что подвиг Гончаренко будет увековечен памятником в центре Праги. На открытии монумента присутствовал знаменитый маршал Иван Конев. Официальные легенды были широко продублированы в чехословацком и советском кино, в книгах, в мемуарах. Например, в 1950 году один чешский писатель опубликовал рассказ для детей «О сердце уральского хлопца».

Операция «Дублёр»

Злоключения памятника начались уже при его установке. На постамент был водружён совсем не тот танк, который первым вошёл в Прагу. Иван Гончаренко воевал на знаменитой «тридцатьчетвёрке», а памятником стал ИС-2, который к тому же не имел никакого отношения к боям в Праге. Кроме того, боевая машина Гончаренко имела бортовой номер 24, а на постаменте стоял танк под номером 23.

По версии чешских историков, подмена произошла по вине советских военачальников. Командующий 4-й танковой армией (в которую входил УДТК) генерал Дмитрий Лелюшенко, обсуждая проект монумента, якобы сказал: «Все же не будем давать чехам такую рухлядь». Однако многие исследователи считают, что танк Гончаренко не был повреждён настолько сильно, чтобы его нельзя было отремонтировать. Да даже если бы и был…

Я думаю, надо было поставить танк Ивана, пусть и повреждённый, - сказал в интервью казахстанскому радио «Аззатык» однополчанин Гончаренко Каматай Токабаев. - Это был бы настоящий памятник. Раз речь шла об имени Гончаренко, надо было поставить именно его танк. Вот, сгорел, мол, танк, и он погиб в этом танке. Было бы очень кстати, было бы уместным. Но подобные аргументы (а они в 1945-м звучали) услышаны не были.

Чёрное дело

В конце 80-х годов прошлого века во время «бархатной революции» правда о фальшивом танке стала известна широкой общественности. И она - правда - повергла чехов в шок. Советские танки, как известно, входили в Прагу дважды, и во второй раз - совсем не как освободители. ИС-2, не спасавший Прагу от фашистов, стал восприниматься горожанами как напоминание о вторжении 1968 года. Пошли разговоры о том, что нет никаких моральных причин оставлять советский танк на постаменте.

Я не воспринимаю этот танк как символ свободы, как символ окончания Второй мировой войны. Я воспринимаю его как символ русской диктатуры, во времена которой я родился, - заявлял, например, чешский художник-концептуалист Давид Черны (в переводе - Чернов или Чёрный).

28 апреля 1991 года Черны вместе с приятелями за одну ночь перекрасил танк в розовый цвет. Разразился скандал. В прессе развернулись дискуссии, поступила нота протеста от советского правительства. Давид Черны был посажен на несколько дней в тюрьму за хулиганство. Власти попытались замять шум и через три дня вернули советскому танку его зеленое одеяние.

Однако уже через 10 дней ИС-2 снова оказался выкрашенным в розовый цвет. На этот раз к памятнику с ведерками краски пришли 15 депутатов парламента Чехословакии (они воспользовались своим правом на неприкосновенность). Президент Вацлав Гавел осудил поступок депутатов, но сопротивляться общественным настроениям дальше не стал: 13 июня 1991 года к памятнику подогнали кран и сдернули танк с постамента. Некоторое время ИС-2 простоял в Военно-авиационном музее, а затем перекочевал во двор Военно-технического музея в пригороде Праги Лешанах. Там он стоит и поныне.

Поскольку драматические перекрашивания танка в 1991 году проводились наспех, то краска постепенно отпадала. Но чехи уже прозвали нашу боевую машину «Розовым танком». И в 2000 году его ещё раз, уже основательно, покрасили в розовый цвет.

Корова номер 23

Еще одна скандальная история вокруг уральского танка случилась летом 2004 года. В Праге тогда проходила культурная акция Cow Parade - «Парад коров». В центре города были выставлены пластиковые фигуры коров и быков в натуральную величину, которые художники разрисовывали, кто во что горазд (такие акции проводятся время от времени в разных городах и странах; в Екатеринбурге такие коровы стоят возле ресторана «Уральские пельмени»).



Эта корова, пародирующая советский танк, возмутила даже многих чехов.
Автор фотографии — Jitka Sucha

Одну из коров установили на площади, где когда-то стоял советский танк. Сперва её хотели - на мотив Черны - покрасить в розовый цвет, однако остановились на том, что просто нарисовали на её боку красную звезду и цифру 23. Представитель организаторов акции Мартин Рацман заявил, что в этой работе нет попытки очернить память 144 тысяч советских солдат, павших в боях за Прагу. «Это только шутка, попытка вызвать улыбку у горожан», - заявил он. Но ему никто не поверил. Снова разгорелся скандал.

Ситуацию разрядили два депутата чешского парламента - Иржи Долейш и Ян Младек, которые выкупили фигуру коровы-танка за 46 с половиной тысяч крон (больше двух тысяч долларов). «Хотим тем самым предотвратить дальнейшее глумление над памятью павших героев», - сказал тогда Долейш.

Танк-миротворец

Как ни странно, но «розовый советский танк» сейчас воспринимается посетителями музея совсем иначе, чем в 1991-м. Уральская машина стала одной из достопримечательностей Праги, и сейчас она вызывает у людей не злость и раздражение, а симпатию. Да и отношение к нашей стране стало гораздо более спокойным и объективным. Даже Давид Черны в одном из своих интервью заявил, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, но при условии, что на постаменте будет стоять именно танк Гончаренко или - хотя бы - просто «тридцатьчетвёрка».

Федор Бондарчук отвечает про «розовый танк», «слишком гламурного Каммерера» и другие претензии зрителей, недовольных первой частью.

Изучив отзывы зрителей, оставшихся недовольными первой частью «Обитаемого острова» (2008) , мы составили список самых распространенных претензий и предложили режиссеру Федору Бондарчуку их прокомментировать.

Массаракш!

Тем, кто не читал роман Стругацких, показалось, что сюжет слишком запутанный - например, непонятно, что значит слово «массаракш», которое так часто произносят герои. Тех, кто читал книгу, удивило, что изменив некоторые сюжетные ходы, авторы фильма оставили неприкосновенными устаревшие, насквозь литературные диалоги.

Сценарий писали Марина и Сергей Дяченко - во-первых, они сами по себе замечательные писатели-фантасты, во-вторых, они стругацковеды. И в подготовительный период у нас была принципиально важная договоренность по максимуму сохранить текст и сюжетные линии романа Стругацких. Те, кто читал книгу, и сам Борис Натанович Стругацкий , говорят, что это максимально близкая к тексту Стругацких экранизация этого произведения. Все-таки фильм, как ни крути, он все равно будет отличаться от книги. Мне кажется, что «Обитаемый остров» от оригинального текста не сильно отличается. Конечно, всегда найдутся те, кому непонятно, - зритель разный бывает. Зритель сегодняшний очень избалован развлекательностью, «энтертейнментом». Его отношение к тому, что идет в кино, основано исключительно на том, что он должен просто хорошо провести время. Есть такое понятие - «невключение». «Обитаемый остров», особенно первая часть, предполагает «включение» - это надо смотреть и слушать. Тогда все очень понятно, все очень просто.


Гламурный коммунизм

Исполнитель роли Максима Каммерера стал одной из главных тем в обсуждении «Обитаемого острова». Недовольные выбором актера на главную роль возмущаются: зачем понадобился такой приторный красавец, похожий не на воина света из коммунистического далеко, а на воина московского гламура из столичного вчера.


Это все - лично ко мне. Я искал именно такого героя, какого нашел. Мне показалось, что Стругацкие описали именно такого героя. И, судя по отзывам Бориса Натановича, не ошибся. Наш Максим похож на Аполлона Бельведерского, у него феноменальная внешность. Упрек в излишней гламуризации Мака я принимаю на свой счет, потому что я его выбирал. Но я с этим не согласен. Я три месяца искал такого - совершенного - человека. После прочтения книги я, режиссер Федор Бондарчук, увидел в тексте Стругацких именно те качества, что есть в Степанове . И это касается далеко не только внешних данных, но и характера героя, прежде всего. Это можно воспринимать или не воспринимать. Это мое видение, и, конечно же, у каждого человека есть право спорить и не соглашаться.


Розовый танк

Определенные сомнения часто высказывались по поводу достоверности в деталях. «Атомный танк», захваченный Максимом, - почему он розовый? Это же демаскирует. Почему у него такое скромное вооружение? Разве так должна выглядеть грозная имперская бронетехника, десятилетия кружащая по радиоактивным лесам? Почему у него люк крепится к броне обычной дверной петлей? И еще раз - почему розовый?


Гай был отправлен на Южную границу, очень опасную, а Мак - на север страны, где преломление света в дневное время суток (вы помните про рефракцию и другие особенности атмосферы на планете Саракш?) дает то самое розовое свечение, в котором розовый танк делается неразличимым. Не верите? Полетели - проверим!

Что касается вооружения - насколько Саракшане могли, настолько и вооружили этот танк. Дверная петля - это косяк, который я не заметил, она не должна была попасть в кадр, и увидели мы ее только тогда, когда выгнали фильм на пленку, и зарисовать ее уже не успевали. Дверная петля на танке - это мой позор.

Как можно спокойно вылезти на обшивку космического коробля, только что совершившего аварийную посадку в плотной астмосфере, да еще прислониться к нему? Он же раскаленный?

То, что Максим дотрагивается дло космического корабля, только что произведшего аварийную посадку, - это ляп. C другой стороны, он же супермен!


Город выглядит крайне благополучным - везде огни, у всех приличные квартиры, на улицах относительно спокойно, в чистеньких кафе полно народу, люди выглядят довольными (если они не выродки, конечно). Как-то странно для столицы страны, пережившей недавно атомную войну.

Ну, во-первых, это столица империи, один главный Город только одной из стран, расположенных на Саракше. А если посмотреть вторую часть дилогии, все становится ясно про мир в целом. Проблема восприятия - в интервале между двумя фильмами. Снимая Город мутантов - другую страну, пережившую ядерную войну, для меня было принципиально важно отделить весь мир от имперской столицы, которая жирует. Это все объясняет. После атомной войны - что первым реконструируют? Департаменты специальных исследований и прочие важные государственные заведения. Этот Город классово разделен. Даже про Ноле Ренаду говорят - он выродок, но на свободе, потому что он богатый, домовладелец. А если есть классовое общество - то есть что-то для богатых, а что-то для бедных. Если присмотреться к Городу, то есть богатые горожане и есть бедные. С Таней Мамедовой , художником по костюмам, мы даже группировали их, делили на классы. Но есть и пассажиры автопоезда, и дорога к Городу, которой в начале истории Мак и Гай едут в столицу. Там вокруг - развалины и нищета. Мы очень много думали, чтобы картина в целом не смотрелась уж совсем депрессивно - очень многие зрители просто не выдержали бы такой атмосферы картинки, которая передается через кинопроектор. Я помню слова своего оператора (Максима Осадчего), который сказал: так депрессивно все, мы можем вообще зрителей лишиться! И поэтому Имперский Город такой веселенький, там воздушный транспорт, разномастная толпа, неоновая реклама… Мы специально это делали. Специфика восприятия Города в первом фильме - это проблема разделения двух картин, того, что зрители не могут сразу увидеть целый мир. Столицы всегда отличаются от провинции.


Голованы

Одни из самых притягательных и таинственных существ в романе превратились в каких-то вервольфов из трэш-хоррора.


Мы делали тесты с голованами-собаками, как у Стругацких, - они были очень смешные! У меня до сих пор даже американские голованы вызывают вопрос, потому что во все, что касается аниматроники и страшилок, я до конца не верю, они все равно немножко меня смешат. Но наши пробы Голованов с собачьими головами - это просто умора! В тексте - это собакообразные существа с непропорционально большими головами, так мы и сделали - и выглядело это очень смешно! Текст - это одно, и когда ты читаешь - ты представляшь себе одно, а на практике, сделанное в соответствии с буквой текста, получилось совсем другое. Поэтому в результате мы сделали их все-таки такими - с налетом вервольфов.


Знакомые щупальца

.

Посмотрев «Пятый элемент», можно сказать, что Бессон свистнул город из «Вспомнить все». Посмотрев «Бэтмена» или «Матрицу», можно сказать, что очень много свистнуто из «Бегущего по лезвию». Мы все смотрим кино. Что касается щупалец - такая аналогия есть, я это признаю. А что касается образа города - в процессе работы над ним мы всячески старались отойти от «Матрицы», «Бегущего по лезвию» и остальных известных фантастических фильмов. Если вы помните панораму города, когда в зрачке у Харрисона Форда загорается пламя, очень известный кадр - мы поставили эту панораму на экран и сказали: ни в коем случае не должно быть похоже! Мы сделали все абсолютно другое, сделали цветокоррекцию, и все равно есть похожесть. На аниматике это все выглядит совершенно иначе - другие здания, другие улицы, другой принцип построения, а когда выводишь это все на пленку - дух остается, хоть ты тресни! Мы думали - а может, покрасить это все в белый цвет и сделать стеклянным, или сделать все круглым, что некрасиво, и потом - почему круглое?…


Нужно понимать, что и «Бегущий по лезвию», и «Матрица» родились не сами по себе, а из комиксов, из огромного количества изображений, созданных художниками-фантастами, которые нарисовали всю научную фантастику еще до появления фантастических фильмов. В них - все корни. Если, хорошо зная историю кино, взять Готем-сити в «Бэтмене» - это «Метрополис» /Metropolis/ (1927) Фрица Ланга . А черно-белое немое кино - «Метрополис» был основан на еще более ранних футуристических художественных работах. Естественно, первое, что пришло в голову при работе над «Обитаемым островом» - как можно дальше отойти и от Готем-сити, и от «Блэйдраннера». Что касается щупалец - тоже делали непохоже на «Матрицу», а в результате получилось похоже.


Это не любовь

Тем, кому дорог первоисточник, показалось, что Федор Бондарчук, на самом деле, совершенно равнодушен к творчеству Стругацких и для него это просто постановка космического боевика, а не экранизация священной классики.

Аудитория разделилась ровно пополам. Одни согласны с этим утверждением, а другие - как, например, Дмитрий Быков - считают, что это, может быть, лучший фильм начала XXI века, или лучшая экранизация Стругацких. Я читаю и тех, и других - поэтому как я могу прокомментировать такое высказывание? Существуют полярные мнения. С «9 ротой» (2005) была та же история, 50 на 50. 50% рвали на куски - и по деталям, и про афганскую войну, и «как гламурный персонаж, выросший на Тверской, может снимать фильм про афганскую войну?» - ну получилось так, как получилось. В результате прошло время, и я не могу сказать, что «9 рота» уже стала классикой, но то, что она занимает какое-то важное место в новом российском кино - это однозначно. Одни грызут, не оставляя живого места, другие поднимают на флаг. Я нахожусь посередине, в полном кайфе от этой ситуации.