Дети

Розовый танк — самый знаменитый монумент удтк. Евгений лобков. розовый танк

Давид Черный (David Černy) - один из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру. Его работы сразу бросаются в глаза и и не оставляют равнодушным никого. Большая часть работ Давида установлена в его родном городе - . Его младенцы, ползающие по телевышке видны почти из любой части города, а «Piss-Кирпичный завод Гергета» неизменно привлекает туристов. В тоже время «Подвешенный человек» висит над самой крышей одного из домов и его легко пропустить, если смотреть только под ноги.


Давид Черный родился 15 декабря 1967 г. в Праге в еврейской семье. В 1996 гг. он окончил Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна. Первой работой Черного, вызвавшей широкий общественный резонанс, стала покраска в розовый цвет советского танка ИС-2, установленного на площади Кинских в пражском Смихове в память об освобождении Праги Красной армией в 1945 г. Эта акция состоялась в ночь с 27 на 28 апреля 1991 г. На крыше башни танка был установлен палец в виде фаллического жеста. По словам Давида Черного, его целью было высмеять символику советских военных памятников, трактуемую как угроза мирному населению силой. Советский танк в чешском сознании ассоциировался с танками на улицах Праги во время подавления Пражской весны 1968 г. и последующим «периодом советской оккупации» и уже не воспринимался как символ освобождения от фашизма.



Тем не менее, акция Давида Черного была воспринята значительной частью общественности как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в 1945 г. и вызвала бурю возмущения, а сам художник был арестован за хулиганство. После официального протеста российского правительства танку на площади Кинских был возвращён первоначальный вид. Однако пятнадцать депутатов парламента в знак протеста против ареста художника вновь перекрасили танк в розовый цвет. В конце концов, Давид Черный был освобождён, а танк сняли с пьедестала и перевезли в музей военной истории в Лешанах у Тынца-над-Сазавой. Позднее художник выступил с предложением установки в Праге розового танка в качестве постоянного памятника, однако под давлением премьер-министра Милоша Земана и российского посла Василия Яковлева, пражская мэрия отвергла этот проект. В результате розовый танк Давида Черного некоторое время экспонировался в небольшом курортном городке Лазне-Богданеч, где до 1990-х гг. находились казармы советских войск, размещённых в Чехословакии.

Благодаря розовому танку Давид Черный получил широкую известность в Чехии. В дальнейшем его творчество неизменно вызывало повышенный интерес, а иногда и возмущение общественности. К наиболее известным работам Давида Черного принадлежит, например, скульптура «Конь» (1999), изображающая Святого Вацлава, сидящего на брюхе своего мёртвого коня, подвешенного за ноги, и высмеивающая тот пиетет, с которым пражане относятся к знаменитому памятнику работы Йозефа Мысльбека на Вацлавской площади. Первоначально скульптура «Конь» располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, контрапунктом своему протитипу, а в настоящее время она находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице.



Другой яркой работой Давида Черного являются скульптуры гигантских младенцев, лазающих по Пражской телевизионной башне в Жижкове, благодаря которым телевизионная башня превратилась в один из наиболее популярных туристических объектов Праги.


Бурю возмущения консервативной общественности вызвала работа Давида Черного 2005 г. под названием «Акула», представляющая фигуру связанного полуобнажённого Саддама Хусейна, плавающую в стеклянном аквариуме, наполненном жёлто-зелёным раствором формальдегида. Эта композиция завоевала специальный приз на Пражском биеннале 2005 г. и являлась пародией на знаменитую работу Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». На демонстрацию «Акулы» Черного дважды налагался запрет: в Мидделкерке, Бельгия, и в Бельско-Бяла, Польша.



Среди прочих произведений Давида Черного можно выделить:

Инсталляция «Кости» (1990) (гигантский череп и кости под памятником Сталину в Праге);
- скульптура «Quo vadis» (1990) («народный» автомобиль «Трабант» на человеческих ногах на Староместской площади);
- инсталляция «In God We Trust» (1991) (распятие на кресте из однодолларовых купюр);
- серия инсталляций «День убийств» в Лондоне (1992);
- нереализованный проект «Народ себе навсегда» (2002) (статуя огромного золотого онаниста, изрыгающего время от времени фонтаны пары, которую планировалось установить на крыше Национального театра в Праге, пародия на слова «Народ себе», написанные над сценой Национального театра, который был построен за счёт средств, собранных по подписке со всей Чехии в XIX веке);
- логотип «Fuck the KSČM» (2002) (традиционный жест с отогнутым средним пальцем, который стилизован под кактус с острыми шипами, выражение протеста против участия во власти Коммунистической партии Чехии и Моравии);
- «Автобусная остановка» (2005) (настоящая остановка городского автобуса в Либерце, стилизованная под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду, под которым расположены места для пассажиров)
- «Подвешенный человек» (скульптура Зигмунда Фрейда (некоторые чехи полагают, что это - Ленин), висящего на одной руке на стальной мачте);
- Энтропа (2009) - сатира на наиболее распространённые стереотипы о странах Европы.

БОЙ У МАНЕСОВА МОСТА

Когда Каматая Токабаева призвали на войну в 1942 году, ему было всего лишь 18 лет. Дивизию новобранцев сразу же бросили в сталинградское пекло, где уже добивали немецкую армию Паулюса, окружившую этот легендарный город на Волге. Май 1945 года сержант Каматай Токабаев встретил уже в Берлине, откуда его с однополчанами срочно перебросили в Прагу.

Известно, что немецкое командование на исходе войны намеревалось превратить Прагу во второй Берлин. Однако этот замысел был сорван 5 мая 1945 года восстанием чешских патриотов. В бывших советских республиках мало говорят о том, что планам последних гитлеровских генералов помешала и армия Власова, в последний момент повернувшая штыки против своих немецких хозяев. Но основная тяжесть последних боев легла на плечи Советской армии.

Подразделению гвардии сержанта Каматая Токабаева было приказано обеспечивать безопасность одного из мостов через реку Влтава. Здесь, в последний день войны в Европе, 5 мая 1945 года погиб лейтенант Иван Гончаренко – очень скоро его имя было превращено в символ освобождения Чехословакии от фашизма. Для Каматая Токабаева имя его знаменитого однополчанина стало предметом личной гордости, и все эти 65 лет он мечтал как-нибудь попасть в Прагу и увидеть танк Гончаренко на пьедестале на месте его гибели.

Танк под командованием лейтенанта Ивана Гончаренко первым проскочил через Манесов мост, но нарвался на пушечный огонь

Немецкой самоходки. Летом 1945 года было объявлено, что танк лейтенанта Ивана Гончаренко воздвигнут на постамент в центре Праги. На открытии памятника участвовал даже знаменитый советский маршал Иван Конев. Официальные легенды были широко продублированы в чехословацком кино, в книгах, в мемуарах советских фронтовиков. Например, в 1950 году чешский писатель опубликовал рассказ для детей «О сердце уральского хлопца».

В разговоре с нами ветеран Второй мировой войны Каматай Токабаев с гордостью говорил о книге воспоминаний его однополчан «Стальным тараном», в которой описывался подвиг Ивана Гончаренко. Остальные члены экипажа выжили и тоже познали медные трубы после огня и воды. В один из приездов в Чехословакию в 1960-е годы им было присвоено звание «Почетный гражданин города Праги».

Однако они и другие причастные к этой истории сведущие люди все эти десятилетия молчали, что на постаменте почти полвека простоял совсем другой танк.

КРУШЕНИЕ МИФОВ

Каматай Токабаев был приглашен в Прагу на праздничные мероприятия в честь 65-летия Победы над Германией. Сопровождал его в дальней дороге полковник министерства обороны Казахстана Мурат Рахимжанов. Ветерана войны из самой Астаны сопровождала также доктор-кардиолог Бахытгуль Жанкулиева. Посольство Казахстана в Чехии организовало в этом году широкий круг мероприятий в честь 65-летия Победы, организовало приезд делегации из Казахстана.

Полковник министерства обороны Казахстана Мурат Рахимжанов и ветеран войны Каматай Токабаев на возложении венков к памятнику советским воинам. Прага, 9 мая 2010 года.

Каматай Токабаев в последний день своего визита в Прагу, уже после всех официальных мероприятий, попросил, чтобы ему показали легендарный танк лейтенанта Ивана Гончаренко. Но оказалось, что этого танка давно уже нет в Праге, что памятник советских времен давно уже снесен.

Более того, выяснилось, что все эти годы на постаменте стоял совсем посторонний танк, который не был задействован в освобождении Праги. Но и этот посторонний танк под занавес своей пропагандистской миссии подвергся насмешкам и три раза был перекрашен в розовый цвет. После серии быстрых политических баталий советский танк отправили на задворки истории – сейчас он находится на территории Военно-технического музея недалеко от Праги.

Однако всего этого не знал казахский ветеран Каматай Токабаев. Он ехал в Прагу, чтобы не только на официальных приемах побывать, но и легендарный танк лейтенанта Ивана Гончаренко повидать. Однако память о Гончаренко и его экипаже в Праге ныне запечатлена только в виде мемориальной доски на площади Кларжов. Туда и свозили ветерана войны.

Постоял ветеран на месте гибели танка, помолчал, окинув взором место последней кровавой битвы, в которой он принимал участие. Вот тот угол, откуда вырывались советские танки, с Манесова моста. Вот та дорога серпантином, куда поспешно уезжали немецкие машины и танки. Все это было 65 лет назад, это было так давно, и это было только вчера.

Когда журналист радио Азаттык рассказал разведанную им историю танка ветерану, реакция его была неоднозначной. Каматаю

Делегация Казахстана на возложении венков к памятнику советским воинам. Справа первый – посол Казахстана в Чехии Анарбек Карашев. Прага, 9 мая 2010 года.

Токабаеву не понравилась фальсификация истории с самого начала, когда на постамент водрузили совсем другой танк, а объявили да в книгах-газетах расписали, что это был тот самый танк, настоящий танк Гончаренко. А уж дальнейшие метаморфозы, развенчивания мифов после развала коммунистического строя в Чехословакии, передислокация танка в музей и вовсе расстроили его.

Признаться, мы не доходили ведь до сути вещей. Что слышали – тому и верили. Однако я думаю, надо было поставить сам поврежденный танк. Вот это был бы настоящий памятник. Раз речь шла об имени Гончаренко, надо было поставить тот самый танк. Вот, сгорел, мол, танк, и он погиб в этом танке. Было бы очень кстати, было бы уместным, - говорит Каматай Токабаев.

Но признаться, мы не стали говорить ветерану о самых ярких событиях вокруг танка – перекрашивании танка в розовый цвет. Не хотелось нам огорчать работой доктора-кардиолога, которая сопровождала крепкого еще мужчину 85 лет, все же наизусть диктовавшего нам номера частей и соединений, адреса и телефоны своих однополчан.

Каматай Токабаев демобилизовался из армии в 1947 году. Далее его ждала стандартная трудовая биография, также отмеченная медалями и иными наградами. Более полувека проработал на железной дороге, в том числе и на станции в родном селе Бабатай Аршалинского района Акмолинской области. Дорос до начальника станции. В 1984 году вышел на пенсию. Воспитал и вывел в люди четырех дочерей. «У меня есть шесть внуков и два правнука», - с гордостью говорит ветеран, закончивший войну в Праге.

Спустя 65 лет в освобожденной им Праге казахского ветерана ждало крушение мифов пропаганды советского времени.

ЧЕРНЫЙ ПЕРЕКРАСИЛ ТАНК В РОЗОВЫЙ

В советское время стоявший в Праге советский танк под номером 23 называли Смиховским танком. Он просто стоял на площади в квартале Смихов, и эта площадь с 1951 по 1990 год носила имя площади Советских Танкистов. В 1950-е годы танку был придан статус национального культурного памятника.

Однако в 1989 году в Европе пал железный занавес и наступила пора освобождения от советского тоталитаризма. В апреле 1991 года

Танк лейтенанта Ивана Гончаренко вскоре после боя в Праге 9 мая 1945 года. Фото с сайта www.zanikleobce.cz

Пражане были шокированы, увидев поутру советский танк в розовом цвете в буквальном смысле этого слова. Такова была акция тогда еще студента Давида Черного и его друзей. Давид Черный позднее стал популярным как автор детских фигурок, которых он посадил на главную телевизионную башню в Праге, – такое ощущение, что дети ползают вверх-вниз по башне, как муравьи по стволу дерева.

Давида Черного называют противоречивым художником, ангажированным художником еще и потому, что он создал пародию на главный памятник основателю чешского государства - князю Вацлаву. Давид Черный перевернул коня вверх тормашками и посадил Вацлава на брюхо коня.

Чтобы понять мотив творчества Давида Черного, можно, пожалуй, провести параллели с публичными акциями протеста казахского художника-авангардиста Каната Ибрагимова. Они оба политически ангажированы, оба любят шокировать публику пародиями на какие-либо общественные события. Только уличные перформансы Каната Ибрагимова с отрубанием головы рыбы или сниманием своих трусов напоминают выходки нервных русских студентов времен 1905 года, а Давид Черный поднял свое творчество до уровня критики тоталитаризма.

Итак, после падения коммунистического режима в Чехословакии обнаружили, что все эти десятилетия на постаменте стоял совсем

Памятник советским танкистам в Праге. Фото с сайта www.zanikleobce.cz

Другой танк, нежели тот, который первым вошел в Прагу. Если Иван Гончаренко воевал на танке знаменитой модели Т-34, то на постаменте простоял танк совсем другой модели, ИС-2, который к тому же не имел никакого отношения к боям в Праге. Кроме того, танк Гончаренко имел бортовой номер 24, а на постаменте простоял танк под номером 23.

По версии чешских историков, подмена произошла по вине самих советских военачальников, командующий танковой армией генерал Дмитрий Лелюшенко сказал якобы: «Все же не будем давать чехам такую рухлядь». Однако другие чешские исследователи говорят, что танк лейтенанта Гончаренко не был поврежден настолько, чтобы нельзя было его отремонтировать.

На фоне возникших разговоров, что нет никаких моральных причин оставлять советский танк на постаменте, Давид Черный в одну ночь в апреле 1991 года перекрасил танк в розовый цвет. Так он выразил свой личный протест против вторжения советских танков в Чехословакию в 1968 году, уже совсем в другой ситуации.

«Я воспринимаю этот танк как символ русской диктатуры, во времена которой я родился. Я не воспринимаю этот танк как символ свободы, как символ окончания Второй мировой войны», - объяснил тогда Давид Черный местной прессе свой поступок.

Поднялся скандал. В прессе развернулись дискуссии, поступили ноты протеста от советского правительства. Давид Черный был посажен на несколько дней под арест. Власти попытались замять шум тем, что через три дня вернули советскому танку его зеленое одеяние.

Памятник советским танкистам перекрашен в розовый цвет. 28 Прага, 28 апреля 1991 года. Фото с сайта www.zanikleobce.cz

Однако спустя 10 дней, той же весной 1991 года, танк во второй раз оказался выкрашенным в розовый цвет. На этот раз к танку с ведерками розовой краски пришли 15 депутатов парламента Чехословакии и снова прошлись по броне своими кистями. Они воспользовались своим правом на иммунитет. Президент Вацлав Гавел осудил поступок этих депутатов. А тут еще прохожие разобрали бордюрные плитки вокруг танка и сложили из них импровизированный памятник генералу Власову, армии которого и приписывают истинное освобождение Праги в период с 5 по 8 мая 1945 года.

Крушение мифов и символов тоталитаризма в Чехословакии происходило быстро; уже летом того же 1991 года, 13 июня, к советскому танку подогнали кран и сдернули его с постамента с памятной табличкой.

Танк некоторое время постоял в одном музее, а затем перекочевал во двор Военно-технического музея в пригороде Праги. Там он стоит и поныне. Поскольку драматические перекрашивания танка в 1991 году проводились наспех, то эти слои красок все время отпадали. Но танк чехи уже прозвали «Розовым танком». И в 2000 году в музее танк еще раз, основательно, покрасили в розовый цвет. Теперь уже навсегда.

В июне 2002 года в Праге на месте бывшего памятника советским танкистам заиграл фонтан под названием «Люк времени».

«РОЗОВЫЙ ТАНК» ВОЗВРАЩАЕТСЯ!

Однако легендарный советский танк не дает покоя некоторым чешским активистам, тому же скульптору Давиду Черному и на задворках истории. «Розовый танк» попал в центр скандалов в последние годы как минимум три раза. В студенческой юности удачно найдя свою тему, удачно создав свой почерк в искусстве, Давид Черный еще несколько раз потом извлек пользу из темы «Розового танка».

В 2001 году тот же скульптор Давид Черный вновь шокировал публику произведением на тему «Розового танка». Он разместил на территории провинциального города Лазне Бохданец макет задней части танка, который как будто бы ныряет в землю, а потом без никакой санкции в мае 2001 года переместил этот артефакт на площадь в центре Праги. Местная администрация выступила против такого изыска, и архитектурную композицию вскоре убрали. Опять-таки поступили протесты с самых верхов. Негативную реакцию выразили премьер-министр Чехии Милош Земан и посол России в Чехии Василий Яковлев.

Артефакт на тему памятника советскому танку. Прага, 21 августа 2008 года.

В августе 2008 года, к 40-летию ввода советских войск в Чехословакию, Давид Черный вновь вернул танк, вернее, его символический торец в центр Праги. Так он вновь напомнил публике об агрессивности внешней политики современной России. Местная пресса писала, что даже сам макет торца «Розового танка» весит четыре тонны, что потребовалось использовать подъемный кран на деньги спонсора.

Здесь стоит заметить, что эти действия Давида Черного вызывают разную реакцию в чешском обществе. Скажем, представитель Пражского городского совета (маслихата, говоря по-казахски), депутат от Коммунистической партии Франтишек Хоффман говорил, что местные организации ветеранов просят вернуть советский танк на место. Франтишек Хоффман сказал, что ему неприемлема акция Давида Черного с перекрашиванием советского танка.

KRÁVA CÍSLO 23

Еще одна история вокруг легендарного танка лейтенанта Ивана Гончаренко случилась летом 2004 года. В Праге тогда была проведена культурная акция Cow Parade – «Парад коров». В центре города были выставлены пластиковые фигуры коров и быков в натуральную величину и в натуральных цветах. Такие акции проводились и в других европейских столицах. На долю Праги выпало 220 экспонатов, многие из которых потом пошли на аукцион.

Организаторы обыгрывали в этих фигурках и некоторые этапы истории Чехии. Например, существовала корова, вернее, ее фигурка под именем «Космонавтика». Одному быку дали название «Карел Готт», его фигурка была оплеплена газетными статьями об этой живой легенде чешской эстрады.

Корову под именем «Ромео» поставили на площади Кинских, где когда-то стоял всамделишный советский танк. Корову хотели на

Фигурка коровы, пародирующая памятник советскому танку. Прага, лето 2004 года.

Мотив Давида Черного покрасить в розовый цвет, однако остановились на зеленом цвете. Сбоку нарисовали красную звезду и цифру 23. Таков был номер советского танка на постаменте.

Представитель организаторов акции Мартин Рацман объяснил журналистам, что замыслом создания этой коровы не было очернить память павших в боях 144 тысяч советских солдат. Мартин Рацман убеждал, что смыслом этой фигурки коровы была только шутка, попытка вызвать улыбку у пражан.

Конечной целью акции «Парад коров» была продажа этих фигур на аукционе в благотворительных целях. Однако доброе намерение было омрачено выходками вандалов – многие коровы были попросту разбиты булыжниками, пивными бутылками и так далее. Не повезло и корове-танку. Ее бока в сентябре 2004 года получили огромные пробоины. Были установлены имена троих студентов, которые похулиганили с коровой-танком. Опять скандал, опять политический конфуз.

Но ситуацию разрядили два депутата чешского парламента – Ян Младек и Йиржи Долейш, которые выкупили фигуру коровы-танка за 46 с половиной тысяч крон. По тем временам эта сумма превышала две тысячи долларов. «Хотим тем самым предотвратить дальнейшее глумление над памятью павших героев. Мы выкупаем этот артефакт как частные лица», - сказал тогда Йиржи Долейш.

Было объявлено, что сама корова-танк будет отреставрирована и размещена в Южной Чехии под видом самой обычной местной коровы. Два этих депутата парламента и фирма-организатор акции «Парад коров» не стали выдвигать никаких материальных претензий к трем студентам, пробившим бока пластиковой коровы.

Выставка «Кмены-90» организована Моравской художественной галереей и должна продлиться два месяца. По словам активистов, задержанных полицией в субботу, «нехудожник Черны осквернил танк, являющийся символом освобождения от немецкого фашизма и погибших за нашу свободу 150 тысяч красноармейцев». После вторжения 1968 г. советских танков в Чехословакию многие, однако, воспринимали танк-памятник, стоявший на пражском Смихове и призванный напоминать о красноармейцах, погибших при освобождении Чехословакии от фашистов, уже как символ советской оккупации. В январе 1991 г. историк Павел Бьелина озвучил мнение о том, что «нет ни исторических, ни моральных причин для того, чтобы оставить танк на Смихове». И в апреле 1991 года Давид Черны, бывший в то время еще студентом, перекрасил его в розовый цвет, а также поместил на него креативный элемент декора – поднятый вверх средний палец, выглядывавший из башни танка. У акции были как сторонники, так и противники. Спустя три дня городская администрация перекрасила танк обратно в зеленый цвет, однако 15 депутатов Федерального собрания от Гражданского форума, использовав свою депутатскую неприкосновенность, в мае снова превратили его в розовый. Объект раздора в итоге лишили статуса национального памятника и 13 июня 1991 г., в ходе реконструкции площади, вообще убрали. С 1995 г. эта боевая машина на гусеничном ходу № 23 стала экспонатом Военно-технического музея Лешаны в 30 км от Праги.

Некоторые из свидетелей цветных перевоплощений шутят в связи с брненским эпизодом – ну, не танк это, а сущий хамелеон – то зеленый, то розовый. Однако не стал ли он вновь барометром, измеряющим градус общественного мнения?

"Россия бестактно наращивает свою власть в Чехии"

Куратором выставочного проекта является художник, выступающий под псевдонимом Владимир 518.

«Мы искали подходящий символ 1990-х гoдов, и выбор пал на «Розовый танк». Эта инсталляция дала начало новой волне и символизирует зарождение процесса трансформации, которую прошло наше общество».

Изменилось ли что-то спустя 26 лет после перекраски танка в восприятии значения этого нашумевшего арт-объекта самим художником?

«В моих глазах это – уже прошедший исторический этап и очень краткая глава моей жизни. В то время русских, которые здесь были, не особенно жаловали, а в настоящее время Россия в нашей стране довольно бестактно наращивает свою власть. Это ужасно», – полагает Давид Черны, прославившийся такими провокационными артефактами как панно «Энтропа», которое привело к дипломатическому скандалу в первые недели председательства Чехии в Евросоюзе, и «Акулой», которая в некоторых странах вообще попала под запрет. Трудно найти туриста, который, побывав в Праге, не видел бы в пассаже «Люцерна» святого Вацлава, восседающего на перевернутом мертвом скакуне, или эбонитово-черных младенцев, осваивающих ползание по пражской телебашне. Скульптор подчеркнул, что «танк служил символом оккупационных войск и ничем больше».

Танк, в настоящее время стоящий на площади Коменского, вновь в розовом варианте, со всех сторон огражден веревками во избежание повторения субботнего сценария. За два дня до брненского эпизода с перекраской активисты прикрыли экспонат синей пленкой с надписью Slušní lidé («Порядочные люди»). Они считают, что данная инсталляция является оскорблением памяти всех бойцов, воевавших против фашизма. Стражи порядка удаленно наблюдали за происходящим, но прибыв на площадь, никого из участников инициативы, которым грозит административный штраф в размере 30 тысяч крон (1100 евро), там уже не нашли.

Давид Че́рны (David Cerny) — один из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру. Произведения Давида Черного часто вызывали резкую критику общественности, тем не менее, ряд его работ, установленных в Праге, получили широкое признание и стали одной из ярких достопримечательностей чешской столицы. Прага была бы не совсем Прагой, не потрудись над ее обликом молодой скульптор;)

Давид Черны родился 15 декабря 1967 года в Праге. Семья его была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать - реставратором. Еще в детстве Давид отличался бунтарским духом: учитель рисования однажды изолировал его от остального класса из-за хулиганского поведения, в прессе также публиковались сведения о том, что из-за Черны двое школьных учителей попали в психиатрическую клинику.

Черны поначалу отказывался идти по стопам родителей и занимался электротехникой, паял электросхемы. Однако это ему скоро наскучило, и он решил поступить в пражскую Высшую художественно-промышленную школу, но три года подряд не мог пройти вступительные экзамены. Однако в 1988 году ему это удалось. Черны окончил школу в 1996 году, хотя за все время обучения занимался в ней не более трех месяцев из-за отсутствия оборудованных мастерских.

Известность Черны принес его перфоманс в 1991 году, вызвавший широкий общественный резонанс: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет советский танк ИС-2, который находился на площади перед дворцом Юстиции. Считалось, что это первый танк, который вошел в город в 1945 году, и он символизирует собой освобождение Праги советскими войсками от фашистов. Однако после событий 1968 года - когда страны Варшавского договора вторглись в Чехословакию - памятник стал восприниматься как символ коммунизма и советской оккупации.

Хулигана отыскали. Да он и не скрывался, утверждая, что розовый танк - это не вандализм, а арт-акция, направленная против символики, заложенной в советском военном памятнике. Аргументы Черны не были приняты, и он был арестован, танку вернули зеленую ливрею, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован.


Среди произведений Давида Черного выделяются:

Скульптура Quo vadis (Куда идешь) (1990)

Эта одна из первых работ, принесшая автору популярность. Скульптура, установленная у посольства Германии в Праге, представляет собой «народный» автомобиль «трабант» на человеческих ногах. Посвящена политическим беженцам из Восточной Германии. В 1989 году, до падения Берлинской стены, немцы из ГДР, которым не нужна была чешская виза, толпами приезжали в Прагу на своих «трабантах», бросали машины у посольства ФРГ и бежали просить политического убежища.


«Подвешенный человек» (1996)

Скульптура представляет собой фигуру Зигмунда Фрейда (некоторые чехи полагают, что это - Ленин) в полный рост, которая висит над улицей, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту. В сумерках ее часто путают с настоящим человеком.





Инсталляция «Эмбрион» (1996)

К 50-летию пражского театра Na Zábradlí Давид Черны сделал вот такой подарок. На стене здания, в котором располагается театр, появился эмбрион на пуповине. При этом пуповиной ему служит обычная водосточная труба на боку здания. По задумке автора, «Эмбрион» символизирует зарождение творчества. Несмотря на то, что эта скульптура абсолютно не противоречива и гармонично вписывается в облик здания, Черны все же подвергся волне критики. Даже сами сотрудники театра разделились на два лагеря: тех, кто доволен подарком, и тех, кто хочет от него отказаться. Больше всего скульптуре рады туристы, так как после захода солнца она начинает мерцать приятным красноватым светом.

Скульптура «Конь» (1999)

Это наиболее известная работа Черны. Изображает Святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня. Была установлена в 1999 году на Вацлавской площади в Праге напротив обычного конного памятника королю. В настоящее же время скульптура находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице. Представляет собой метафорическую критику правительства Чехии.


«Гигантские младенцы» (2000)

В 2000 году на пражской телебашне в Жижкове была размещена скульптурная композиция в виде гигантских (3,5 метра в длину) безликих младенцев, ползущих на большой высоте вверх и вниз по стенам башни. Благодаря этим инопланетным младенцам телевизионная башня превратилась в один из наиболее популярных туристических объектов Праги.

Гигантские младенцы были придуманы скульптором в 1994 г., когда он жил в Нью-Йорке, для музея современного искусства в Чикаго. Однако музей не нашел денег на инсталляцию, и фигуры некоторое время кочевали по выставкам, успев побывать даже в Киеве.

В 2000 году, когда Прага была объявлена одной из культурных столиц Европы, Давид Черны жил в пражском районе Жижков. Местные власти попросили его сделать что-нибудь для района. Так десять «негритят» появились на жижковской телебашне. Правда, на переговоры с властями ушло целых полтора года. Скульптор тщательно выбирал место на башне для каждого из младенцев, и до сих пор недоволен расположением одного из них.




В числе нереализованных проектов - инсталляция для Народного Театра под названием «Народ себе навсегда» (2002). Театр был построен на деньги, собранные народом. Сразу же после открытия, в 1881 году, в здании произошел страшный пожар, и на восстановление театра чехи снова собрали деньги - миллион златых всего за 47 дней. Поэтому и девиз театра соответствующий - «Народ себе».

Давид Черны хотел разместить на крыше театра десятиметровую золотую скульптуру обнаженного Титана, из пениса которого время от времени весьма недвусмысленным образом вырывались бы потоки воды. С одной стороны, фигура намекала бы на историю и девиз театра, отчасти символизируя пожарный брандспойт, с другой, это было бы небольшим хулиганством по отношению к прохожим внизу.

Скульптура должна была быть установлена в мае 2003 года, накануне референдума по поводу вступления Чехии в Евросоюз. Проект был щедро спонсирован человеком, пожелавшим остаться неизвестным, однако руководство театра в конце концов решило отказаться от него, как пишет Черны, «побоявшись потерять свои места».



А эта инсталляция Черны (2003) находится в одной из пражских галерей Современного исскуства. Здесь можно реально заглянуть в попу. современному искусству.

Будучи человеком «техническим», Давид Черны придает многим своим работам не совсем скульптурные возможности. Так, его проект 2004 года «Piss - Кирпичный завод Гергета» , представляет собой две бронзовые фигуры, писающие в водоем, напоминающий своими очертаниями карту Чехии. не просто льют воду, а выводят струями различные тексты, в том числе и по запросам. Так, можно даже заставить статуи «написать» собственную фразу, отправив с мобильного телефона SMS-сообщение.


«Банкет гигантов» (2005)

Автобусная остановка в городе Либерц, стилизованная под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду. На столе, среди кружек с пивом - голова в очках, в которую воткнуты нож и вилка. Это голова Конрада Генлейна, который был в этих местах рейхс-наместником в годы фашистской оккупации.




В 2005 году получила известность и другая скандальная работа Черны: это была пародия на работу Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», в которой в аквариум с формальдегидом была помещена акула. Вместо акулы Черны поместил в желто-зеленый раствор формальдегида фигуру повешенного полуголого Саддама Хусейна. Впоследствии посол Ирака в Чехии потребовал убрать эту скульптуру с выставки, и она была запрещена к показу в Бельгии и Польше.



Фонтан «Метаморфозы» (2007)

Находится в Северной Каролине и представляет собой металлическую голову, способную изменять свою форму, причем сам Черны может управлять ей через Интернет.




Конечно, это далеко не все работы арт-хулигана. Его произведения выставлялись на многих музеях и галереях, за свои смелые взгляды он приобрел не только поклонников, но и врагов.

Давид Черны считает, что искусство должно содержать в себе какое-то послание, нести какой-то подтекст. А провокация - это просто более веское послание. Шутника часто спрашивают, что же он хочет сказать той или иной работой. Однако скульптор считает, что главное - объяснить это самому себе, а некоторые вещи пояснять людям не нужно вообще - пусть догадываются сами. И в самом деле, над творениями Давида Черны иногда можно долго ломать голову.



Недавно в нашем городе состоялся круглый стол, организованный Челябинским региональным отделением всероссийского движения «Суть времени». Обсуждали памятник на Привокзальной площади - кенотаф военнослужащим чехословацкого корпуса. Сразу скажу: мнения не по этому вопросу не имею. Кто и как должен был себя вести в 1918 году - обсуждать не считаю нужным. Большинство выступающих сочло неудачным место для памятника - на одной из центральных площадей. Но раз поставили, то пусть стоит. Никто из участников не призывал сносить или переносить уже возведенный памятник. Общее мнение было - прежде чем устанавливать монументы и памятные знаки людям и событиям, по отношению к которым нет общественного согласия, следует проводить опрос общественности.

А откуда памятник? Из Чехии. Правительство Чешской Республики приняло программу установки памятников всем погибшим воинам - чехам и словакам в любой точке земного шара. Страна чтит память своих граждан. На пространстве от Пензы до Владивостока устанавливаются десятки памятников погибшим и умершим солдатам Чехословацкого корпуса.

А теперь речь пойдет о другом памятнике, знаменитом памятнике советским воинам-освободителям Праги. К тому же этот памятник имеет самое непосредственное отношение к нашему городу. 9 мая 1945 года 3-я и 4-я гвардейские танковые армии 1-го Украинского фронта вступили в Прагу. Первым в город вошёл танк Т-34 № 24, им командовал гвардии лейтенант Ивана Гончаренко, который погиб в бою на мосту Манеса. Именем героя были названы улицы в Челябинске и в Праге, и чей танк долгое время находился в военно-историческом музее Праги. В настоящее время пересмотра исторических итогов Второй Мировой войны освободителями Праги числятся воины РОА, а Красная армия якобы вошла в уже освобожденный город. Напомню, что в Пражской стратегической операции погибло более одиннадцати тысяч советских солдат, из них около тысячи непосредственно на территории города. В пражском районе Смихов в память об освобождении Праги Красной армией в 1945 г. на пятиметровом постаменте на площади Кинских (в 1951-1990 - площадь Советских танкистов) был установлен танк ИС-2 № 23. По указанию маршала Конева (по другой версии - генерала Лелюшенко) - так как танк № 24 был сильно поврежден, и эстетически ИС-2 гораздо красивее. Этот танк был построен в 1943 году в городе Челябинске. На четырехугольном постаменте были укреплены латунные таблицы с надписью: «Вечная слава героям гвардии - танкистам генерала Лелюшенко, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей великой Советской Родины. 9-е мая 1945».

Танк стоял на постаменте, о нем писали стихи и рассказы, он был изображен на советской почтовой марке 1951 года, но наступила эпоха «бархатных революций», и на танк обратил внимание «скульптор» Давид Чёрный. Он родился 15 декабря 1967 г. в Праге, в 1996 г. окончил Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна. Первой работой Чёрного, вызвавшей широкий общественный резонанс, стала покраска в розовый цвет советского танка ИС-2, установленного на площади Кинских. Эта акция состоялась в ночь с 27 на 28 апреля 1991 г. На крыше башни танка был установлен фаллический символ в виде пальца. По словам Давида Чёрного, его целью было высмеять символику советских военных памятников, трактуемую как угроза мирному населению силой. Советский танк в чешском сознании ассоциировался с танками на улицах Праги во время подавления Пражской весны 1968 г. и последующим «периодом советской оккупации» и уже не воспринимался как символ освобождения от фашизма. Тем не менее, акция Давида Чёрного была воспринята значительной частью общественности как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в 1945 г. и вызвала бурю возмущения, а сам художник был арестован за хулиганство. После официального протеста российского правительства танку на площади Кинских был возвращён первоначальный вид.

Однако пятнадцать депутатов Федерального Собрания в знак протеста против ареста художника 12 мая 1991 г. устроили субботник и вновь перекрасили танк в розовый цвет. Им арест за это не грозил в связи с депутатским иммунитетом. При этом была демонтирована клумба в форме пятиконечной звезды перед памятником, а заодно сооружен импровизированный мемориал в память генерала Власова.

В конце концов, Давид Чёрный был освобождён. Танк был лишен статуса памятника культуры. 13 июня 1991 года его сняли с пьедестала и перевезли в музей военной истории в Кбеле, а затем в военно-технический музей в Лешанах у Тынца-над-Сазавой. Предложения представителей Коммунистической партии о восстановлении памятника не увенчались успехом. Позднее «художник» выступил с предложением установки в Праге розового танка в качестве постоянного памятника, однако под давлением премьер-министра Милоша Земана и российского посла Василия Яковлева, пражская мэрия отвергла этот проект. В результате розовый танк Давида Чёрного некоторое время экспонировался в небольшом курортном городке Лазне-Богданеч, где до 1990-х гг. находились казармы советских войск, размещённых в Чехословакии. Давид Черный продолжил свои художественные эксперименты. 21 августа 2008 года часть базы розового танка была установлена на площади Кинских, в знак протеста против «оккупации» 1968 года и российско-грузинской войны. Ни правительство Чехии, ни городские власти не давали разрешения на установку, тем не менее, помогли «спонсоры». 18 июня 2011 года было обновлено розовое покрытие танка в рамках Недели свободы в честь 20-летия вывода советских войск из Чехословакии. Был восстановлен фаллический символ. Танк был доставлен из музея на Смиховский причал в Праге, а затем его водрузили на понтон в середине реки Влтавы, где он и находился до 1 июля. Все эти сложные погрузочно-разгрузочные операции и установка понтона в середине судоходной реки были оплачены анонимными «спонсорами». Подчеркивалось, что на транспортировку «произведения искусства» дал согласие его «автор» Давид Чёрный. Согласие челябинских танкостроителей не спросили. Надо отметить, что далеко не все чехи одобрили эти мероприятия. Некоторые политические и ветеранские организации России обращались к чешским властям с просьбой о восстановление первоначальной окраски танка. Реакции не последовало. На мой взгляд, следовало бы разобраться с правами собственности на танк. Оставить Давиду Чёрному и его спонсорам розовую краску и фаллический символ, а остальное - вернуть в Россию. Желательно на Урал.