Кулинария

Антропология мифы. Антропологические особенности населения. Легенды и мифы Древней Греции - Мегаобучалка

Индивидуальное пространство человека в былые эпохи характеризовалось большей упорядоченностью и размеренностью. Количество информационных потоков было ограниченным, информационное давление на индивидуума было минимальным, объёмы перерабатываемой им информации были постоянными на протяжении целых веков, а их долевое увеличение происходило крайне медленно.

Графическим символом человеческого мышления прошлых веков можно избрать прямую линию, начало и конец которой обладают практически одинаковой информационной толщиной и насыщенностью, т.е. количество понятий, усвоенных в первой трети жизни, увеличивалось незначительно к концу жизни, если сравнивать это со степенью их увеличения в нашу эпоху.

У древнего человека формированию упорядоченного мышления, не знавшего хаоса понятий, способствовала мифология. В текстах мифологического характера сохранялась упорядоченность действующих лиц, их слов и поступков. Мифологические сюжеты органично вписывались в сознание древнего человека, наслаиваясь на его морально-категориальный аппарат (этика, религиозность, брак). Человек чувствовал себя частью мифологического концепта, который составлял львиную долю народного фольклора того времени.

Осевой фигурой мифологического концепта наряду с мифическими существами является человек-герой с высоким морально-социальным статусом - он либо мудрец, либо воин. Стоящие ниже по шкале морально-социальных качеств (робкие ремесленники, несмелые пахари) главными действующими лицами мифа не становятся. Сюжет мифа не вертится вокруг таких прозаических фигур. Для древних людей эйдос совершенного человека обязательно включал в себя мужественность и стойкость характера. Мифологический герой - это был концепт человека, которого еще надо достичь. Это был морально-нравственный ориентир в виде вертикали мужества, стремящейся ввысь. Мифологический герой взаимодействует с богами, вступает с ними иногда в соперничество, и даже, порой, побеждает. Психологическая матрица мифологического героя - это морально-физические кондиции выше среднего, обыденного уровня, высокие личностные качества. Герой мифа вынужден преодолевать физические препятствия и моральные искушения.

Мифология шествовала рядом с сакральностью со свойственным ей антропоморфизмом. Человек обожествлял все, что превосходило его физико-психологические возможности, и мифологический герой также являлся божественной фигурой.

Главной характеристикой мифа была его цикличность. Миф представал в виде процедуры вечного возвращения. Мифологический герой - новатор и прогрессист. В мифе заложена идеологическая формула, в соответствии с которой человек способен изменить вселенский порядок под себя или достичь цели, опираясь на мудрость мира. Миф являлся алгоритмом, демонстрирующим основные жизненные положения древнего человека: герой способен изменить реальность, но вынужден учитывать мнения богов.

Миф представлял собой идеологический конструкт с неоспоримым влиянием на формирование политических идеологий более позднего времени. Фигура героя, стремящегося за горизонт, соотносилась с прогрессизмом, боги, повелевающие сохранить статус-кво, служили воплощением консервативной стабильности.

Идеология государств и их внешнеполитические концепции менялись и приобретали новые черты в зависимости от того, какая часть мифолого-героического пантеона принималась за моральный образец при возведении идеологического фундамента политических движений. В XVIII-XIX вв. становится популярен миф о Прометее, о котором говорят французские революционеры, польские повстанцы и т.д., и формируется новый геополитический этос, подкрепленный метафизическими мотивами.

Мифология не может быть секулярной. Секулярность следует рассматривать как антитезу мифологии. Мифология метафизична и ориентирована ввысь. В мифологии отсутствует логика рационализма, и присутствует мифологическая логика. События в мифе реализуются при соучастии высших сил, богов, демонов и т.д. Логика мифа выпадает за рамки рационализма. Соответственно, эйдос человека гармонично вмещал в себя метафизические понятия, а вектор человеческого мышления был направлен вверх, и лишен секулярности.

Для секулярного мышления характерна мелкомасштабность понятий. Отчуждаясь от метафизического пласта, секулярность начинает оперировать понятиями мизерного масштаба, укладывающимися в узкий круг инструментальных понятий о человеке и его окружении. Начинается процесс дробления секулярного мышления на внешне независимые блоки, каждому из которых дается возможность существовать самостоятельно, вне глубокой связи с другими. По степени измельчания этих блоков можно назвать: религиозный культ, науку, идеологию гедонизма. Совершается кульбит, и в результате первое место, занятое ранее религией, занимает гедонизм. Формируется антитеза мифологического мышления прошлого - современное мышление эпохи рационализма.

Герой современности - антитеза героя мифа

Происходят структурные рокировки внутри гедонистической идеологии. Минимализм уступает место ультраминимализму. Происходит измельчание и дробление уже самого гедонизма, движущегося по маршруту «от мелкого - к максимально мелкому». В наше время эти проявления достигают максимума, когда все, что раньше относилось к лично-физиологическому уровню человеческого существования становится темой шумных рекламных кампаний, и предается огласке (реклама предметов интимной гигиены на телевидении и в виде огромных рекламных щитов на улицаx, и т.д.).

Отход от мифологического концепта означает отход от мужественности. Происходит размягчение человеческого духа, гедонизм проникает в сферы жизнедеятельности человека, куда ранее не был вхож по определению. Ушли в прошлое кустарно оснащенные спортзалы с минимумом удобств, меняется сама их воспитательная функция. Место для занятий спортом превращается в место для реализации гедонистических желаний. Простые снаряды заменяются сложными станками с целью свести к минимуму болевые ощущения и прочие физические неудобства спортсмена. Вместо пробежки на улице человек становится на беговую дорожку в теплом и уютном зале. Изобретаются малозначительные приспособления для облегчения физической нагрузки на человека, как то специальные перчатки или атлетические майки для тяжелоатлетов, и т.д. Получить спортивный разряд гораздо проще, чем в прошлые годы. Качественная планка опускается все ниже.

Претерпевать боль и погодные условия считается признаком низкого социального статуса. Обеспеченный человек ходит только в рафинированные спортзалы. Задается новая социальная модель активного спортсмена: максимально смягченного, готового упражнять не столько дух, сколько тело, только в комфортных условиях. Наряду с этим появляются кофе без кофеина, сигареты без никотина, искусственные слабоалкогольные напитки, передовые обезболивающие медикаменты, медицинские лазеры вместо скальпеля, контрактная армия вместо призывной и т.д. На долю индивидуума остается минимальное количество моральных и физических испытаний, он способен подняться до минимального интеллектуального уровня (на радио «Ретро» появились выпуски «Легких новостей», в Британии вышла из печати облегченная версия «Войны и мира» Л. Н. Толстого). Подобные гедонистические тенденции проникают в сферу политики. Сегодня успехом у избирателя пользуется тот, кто предложит максимально гедонистическую модель развития общества.

Отход от мифологической матрицы мышления, когда морально-этические нормы, заложенные в мифологии, не ставились под сомнение, привел к появлению дискретной формы мышления, которая в информационную эпоху приобрела ярко выраженные формы. Общая сумма понятий, усваиваемых современным человеком, превышает их количество у человека прошлого, но лишается метафизической стройности. Мыслительный процесс эпохи мифологического героя и таковой в информационную эру представляют полярную бинарную композицию. В соответствии с установками первого из них человек мыслился как цельность, вплетенная в ткань событий. Характеристикой второго является крайний рационализм, вытеснивший миф из всех сфер жизни, когда религия превращается в инструментарий рационалистического образа жизни, не пронизывает ее полностью, а покоясь на отведенном ей рационалистическим сознанием участке шкалы морально-этических ценностей.

В сознании человека, ориентированного на мифологическую героику, как образец морально-этических норм, не было понятийных разрывов. Низшее мыслилось частью высшего, микрокосм - частью макрокосма. Каждый член общества занимал в социально-иерархической лестнице соответствующую ему ступень, чувствовал себя вплетенным в ткань событий, происходящих за рамками обыденной рациональности.

Для эпохи мифа рациональным был сам миф. Затем миф лишили рационального измерения, параллельно лишая рациональность мифологического содержания, которые были тесно переплетены. Рациональность превратилась в секулярную категорию. Образовался разрыв интеллектуально-метафизических традиций, как предпосылка для формирования упомянутой бинарной композиции.

Мифы про героев и их основные циклы? и получил лучший ответ

Ответ от Forsiteucoz firsiteucoz[новичек]
13 подвигов Геракла
и почти вся Греческая Мифология (Ясон и аргонафты, Троя, и др)
Мегарешеба. ру - ГДЗ для России, Украины, Беларуси.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Мифы про героев и их основные циклы?

Ответ от Елена бабина [мастер]
Основные тематические циклы мифов и их содержание
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:
- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
- антропологические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
- эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.
Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.
1. Космогонические мифы, как правило делятся на две группы:
Мифы развития | Мифы творения
В мифах развития происхождениях ми- |В мифах творения акцент делается на
ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен
цией, превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элемен-
менного первоначального состояния, |тов (огня, воды, воздуха, земли)
предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом,
Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном, творцом (творец может
кая мифология), небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного-
петская, скандинавская и др. мифоло- |гагары, вороны, койота). Самый извест-
гия). "...все было в состоянии неиз- |ный пример мифов творения-библейский
вестности, все холодное, все в молча- |рассказ о семи днях творения: "И ска-
нии: все бездвижное, тихое, и прост- |зал Бог: да будет свет... и отделил
ранство неба было пусто... " - из |Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет
мифов Центральной Америки. |днем, а тьму ночью... "
Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.
2. Антропологические мифы являются составной частью мифов космогонических.
Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла) . У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя) .
3. Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
4. Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

В античные времена человечество развивалось цивилизациями. Это были обособленные народности, которые формировались под влиянием определенных факторов и имели свою культуру, технику и отличались определенной индивидуальностью. В силу того что они не были технически развитыми так, как современное человечество, древние люди во многом зависели от капризов природы. Тогда молнии, дождь, землетрясения и прочие природные явления казались проявлением божественных сил. Эти силы, как тогда казалось, могли определять судьбу и личностные качества человека. Так и зародилась самая первая мифология.

Что такое миф?

Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.

Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.

В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.

Антропогонические мифы

Независимо от цивилизации, у всех древних людей были свои представления о том, как же человек появился на этом свете. Они обладают некими общими чертами, однако также имеют и существенные различия, которые обусловлены особенностями жизни и развития той или иной цивилизации. Все мифы о происхождении человека называются антропогоническими. Это слово происходит от греческого «антропос», что означает — человек. Такое понятие, как миф о происхождении людей, существует абсолютно у всех древних народов. Разница лишь в их восприятии мира.

Для сравнения можно рассмотреть отдельно взятые мифы о происхождении человека и мира двух великих народностей, которые значительным образом повлияли на развитие человечества в свое время. Это цивилизации Древней Греции и Древнего Китая.

Китайский взгляд на сотворение мира

Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.

Китайская мифология

Как говорит китайский миф о происхождении человека, сформировался мир, который был населен животными, рыбами и птицами, но людей все еще Китайцы верили, что создателем человечества стал великий женский дух — Нюйва. Древние китайцы почитали ее как устроительницу мира, ее изображали как женщину с человеческим телом, ногами птицы и хвостом змеи, которая держит в руке лунный диск (символ Инь) и измерительный угольник.

Нюйва стала лепить из глины человеческие фигурки, которые оживали и превращались в людей. Она работала много времени и поняла, что ее сил не хватит для создания людей, которые смогут заселить всю землю. Тогда Нюйва взяла веревку и пропустила ее через жидкую глину, а затем встряхнула. Там, куда упали комочки мокрой глины, появились люди. Но все же они не были так хороши, как те, что были слеплены вручную. Так в обосновывалось существование знати, которую Нюйва слепила своими руками, и людей низших сословий, созданных при помощи веревки. Богиня дала своим творениям возможность размножаться самостоятельно, а также познакомила с понятием брака, который в Древнем Китае соблюдался очень строго. Поэтому также можно считать Нюйву покровительницей бракосочетания.

Таков китайский миф о происхождении человека. Как можно увидеть, в нем отражаются не только традиционные китайские верования, но и некоторые особенности и правила, которыми руководствовались древние китайцы в своей жизни.

Греческая мифология о появлении человека

Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.

Вообще в любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.

Особенности мифологии

Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?

Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления - образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.

Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.

Общие черты и влияние на мировую культуру

В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.

Древнетюркская мифология о том, как появился человек

Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.

Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.

Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?

В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.

Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос - откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.

Разнообразие и польза для ребенка

Действительно, если взять примеры мифов о происхождении человека (да и не только их) из греческой мифологии, можно заметить, что красочность персонажей и их количество очень велики и интересны не только для юных читателей, но даже и для взрослых. Однако нужно помочь ребенку со всем этим разобраться, иначе он просто запутается в событиях, их причинах. Необходимо объяснить ребенку, почему бог любит или не любит того или иного героя, почему помогает ему. Таким образом ребенок научится строить логические цепочки и сопоставлять факты, делая из них определенные выводы.

Как уже было сказано, тотемистические представления о происхождении человека от зверя-предка, вероятно, принадлежат к самым ранним версиям «антропогенеза», потому что они связаны с образом жизни первобытных охотников. По мере развития человеческого общества, изменения образа жизни, возникновения религиозных верований появились другие версии, которые должны были свидетельствовать об уникальном положении человека в мире природы. Его статус господина над всеми живыми существами утверждается религиозными сказаниями о божественном творении: бог-отец, создавший мир, природу, животных и человека - «венец творения», поставил его во главе, над всеми остальными «тварями живыми» (в смысле сотворенными созданиями).

Антропогонические мифы, в которых говорится не о происхождении какого-либо конкретного племени (как в родовых сказаниях о тотемах), а о появлении на земле человека как такового, можно подразделить на три категории в зависимости от сюжета. Судя по всему, сюжеты эти уходят корнями в архетипические представления, то есть, их появление не объясняется внешними факторами: наблюдениями за природными явлениями или культурными заимствованиями. Сходство мотивов обусловлено общими закономерностями мышления древних людей, архетипической основой - матрицей, на которую наслаиваются конкретные образные представления.

Подобных мотивов можно выделить три. В некоторых культурах, отдаленных друг от друга во времени и пространстве, распространен сюжет о создании одного громадного существа, антропоморфного великана, обладающего всеми признаками человека. Другой, не менее распространенный мотив: первоначально боги или бог создают пару человеческих существ, мужчину и женщину, являющихся в дальнейшем прародителями всего человечества. И, наконец, третий мотив повествует о творении первых людей сразу в большом количестве. Обычно боги производят их каким-либо ремесленным способом: лепят из глины, выстругивают из дерева, собирают из костей животных. Попробуем выяснить смысл и психологическое значение каждой из выявленных групп.

1. В мифах о происхождении Первочеловека - громадного великана он представляется эталоном, по которому будут созданы все люди. Этот изначальный образец не обладает признаками пола или же является двуполым. Он - человек вообще. Его андрогинность (двуполость), вероятно, символизирует целостность, полноту, неделимость. Таким в идеале должен быть человек, но это качество целостности, согласно мифам, навсегда утрачено. Вспомните легенду, рассказанную Платоном в диалоге «Пир». Греческий философ воспроизводит миф о первых людях, созданных Зевсом двуполыми, двуликими, обладающими четырьмя руками и четырьмя ногами. В результате какой-то провинности эти персонажи были рассечены богом пополам, так возникло обычное, знакомое нам человечество. Однако потерявшие свою половинку, толкаемые непреодолимой тоской по утраченной целостности люди ищут недостающую часть, каждый свою. Платон объяснял с помощью этого мифа рождение Эроса: он появляется, когда две половинки воссоединяются. К. Г. Юнг иначе трактует миф о Гермафродите. По его мнению, существо, обладающее признаками обоих полов, символизирует целостность, самость, являющуюся недостижимым идеалом полноты, и совершенства для каждого человека.

Изначальный антропос-великан настолько целостен, что он воплощает собой весь космос. Из его тела, как правило, боги создают все части мира. Его глаза превращаются в солнце и луну, дыхание становится ветром, голос - громом. Из плоти делают почву, колени и плечи становятся горами. Кровеносные сосуды обращаются реками, из волос образуется растительный покров. Кости и зубы трансформируются в драгоценные камни и металлы. Подобных персонажей мы обнаружим в разных точках света. Великан Имир - в скандинавской мифологии; первочеловек Пуруша - в индийской. Даже в ветхозаветной апокрифической истории, не вошедшей в Библию, существует подобный персонаж - Адам Кадмон, что означает «человек первоначальный». Он был столь огромен, что напугал своей величиной ангелов так, что они попросили творца уменьшить Адама в размерах. В результате появился обыкновенный человек.

  • 2. В сказаниях о первом мужчине и первой женщине неизменно проявляется сопутствующий мотив грехопадения. Двое разнополых представителей рода человеческого никогда не оправдывают доверия создателя. Библейские Адам и Ева, идентичные им персонажи мусульманских сказаний Адам и Хавва вкушают запретный плод, познают таинства супружеской жизни, словом, всегда нарушают запреты, данные богом. Их непослушание доходит до кощунства. Первая человеческая пара в иранской мифологии Мртйа и Мртйанаг начали с того, что попробовали мясо ягненка и выпили молока вместо того, чтобы питаться росой. А затем и вовсе перестали почитать создателя (князя света Ахура Мазду), объявив властелином мира и своим отцом злого Ахримана (господина тьмы и зла). Мотив падения и изгнания из рая, как и в случае с Первочеловеком андрогином, сопряжен с идеей потери изначального совершенства, которым обладали первые люди с момента создания. Произошедшее от первой пары человечество прибавляет к первородному греху прародителей все новые пороки.
  • 3. Мотив о дальнейшем ухудшении рода человеческого еще более наглядно проявляется в мифах о создании сразу множества людей, например, вылепленных богами в большом количестве. Надо отметить, что в этом случае, как правило, подчеркивается практичность богов, сотворивших человечество для того, чтобы было кому вести хозяйство, возделывать землю, выращивать растения и готовить пищу для небожителей. И вообще боги в лице человека создают себе слугу и почитателя, они желают, чтобы появилось в мире существо, поклоняющееся создателю. Часто из-за нерадивости самих творцов у людей появляются изъяны. В шумерском эпосе боги Энки («Великий владыка», покровитель земли) и Нинмах («Госпожа владычица», богиня-мать) лепят человечков из глины, время от времени прерываясь, чтобы отдохнуть и выпить вина. Поначалу их творения получаются удачными. Затем, захмелев, они создают уродцев, наделенных физическими недостатками, женщин, не способных рожать, бесполых существ. Подобный мотив существует в китайской мифологии, где богиня-мать Нюй Гуа мастерит людей из твердой глины, но когда ей надоедает это занятие, она ляпает их из ила, разбавленного водой. Получаются нищие, неудачники, однорукие, одноногие калеки. Вероятно, так объясняется, почему из-под руки создателя появляются несовершенные, обделенные существа.

Часто в мифологии вина за убожество и физические недостатки приписывается самому человечеству, отказывавшемуся почитать отца, или возгордившемуся своим превосходством над всеми тварями земными. Гордыня, излишнее любопытство, нарушение запретов доводят людей до того, что их наказывают (насылая смерть, болезни, укорачивая срок жизни) или вообще приносят в жертву, чтобы вместо них создать новое человечество (такой мотив бытует у американских индейцев). Вероятно, таким способом миф напоминает, что созданный по образу и подобию бога человек не должен возгордиться и возноситься. Идея подобия должна быть не предметом гордости, а стимулом к совершенствованию нерадивого, провинившегося детища божия. Думается, в этих сюжетах заключен важный психологический момент, связанный с возможностью становления. Человек, являясь венцом творения, все же должен сам себя созидать, творить и совершенствовать. Разумеется, в мифах вы не найдете прямых подобных высказываний, но интерпретация бессознательных сопутствующих сюжету образов приводит к такому толкованию смысла антропогонических мифов.

Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.

Характерная черта : представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик. В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ , которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).

Боги, демиурги, культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов (кости животных, орехи, деревья, глина, земля и др.).

Чаще всего происхождение женщины отлично от происхождения мужчины.

Представление о первом человеке связано с идеей конца мифического времени , когда люди были бессмертными, не отличались от богов. Первый человек – это чаще всего первый смертный . С его смертью кончается мифическое (до-временно е) существование человечества . Вслед за ним люди начали умирать.

Смертью первого антропоморфного существа часто объясняется и происхождение вселенной.

Интересны антропогонические мифы тотемического характера . Их характерные сюжеты: человек некогда не отличался от животных; рассказ не о происхождении всех людей, а только определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является какое-то животное.

Иногда люди выходят из яйца, из дерева .

Особый тип мифов – о том, как люди первоначально жили под землей, а потом вышли (или их вывели) на землю.

Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.

Астральные мифы

Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне ).

Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.

Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.

Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными . В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное ).

Есть ряд повторяющихся мотивов :

    о звезде как о собаке, которая была на цепи. но могла сорваться;

    о Большой Медведице как колеснице.

Иногда звёзды – это предметы , оказавшиеся на небе (корни деревьев, которые растут на «верхнем небе»); люди , которые стали звёздами или созвездиями; земные женщины , ставшие жёнами звёзд.

Есть сюжеты о парных звёздах (аналогия с близнечными мифами).

Созвездия часто объясняются как следы борьбы героев .

Солярные мифы

Мифы, главным героем которых является солнце .

Наиболее архаичные мифы – в которых солнце, месяц (луна) образую пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героя.

Часто солнце представлено женщиной.

Солнца – хозяин света , у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.

Универсальным является миф о дочери солнца .

В архаичных мифах рассказывается об уничтожении «лишних» солнц .

Частым является миф о том, как украли солнце и потом его спасли .

Постепенно солнце осознаётся как главное божество , а в некоторых культурах солнце – культурный герой .

Лунарные мифы

Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.

Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).

Часто встречающийся мотив – мотив ухаживания месяца за солнцем и их свадьба . После свадьбы месяц покидает солнце . За это ему мстит бог-громовержец и разрубает месяц на две части .

Иногда – мотив чудовища (собака, вурдалак), которое пожирает месяц .

Обычно луна плохая, а солнце – хорошее . Реже – наоборот.

Божество луны обладает большой силой : оно даёт элементы для всего живого.