Танцы

История скрипки. Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…. Знаменитые скрипичные мастера

Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в.: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями – фидель, виела или виола – в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. и сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента: виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4 толстых струны. На виолах всех разновидностей играли, упирая их в колено или держа между коленями, как и более крупные разновидности семейства скрипок; другие разновидности скрипок держали на плече, позже под подбородком. Помимо обозначения самого инструмента, термином «скрипка» называлось также семейство, включавшее альт, виолончель и некоторые виды контрабаса.

Четыре струны скрипки настроены по квинтам: соль , ре 1 , ля 1 , ми 2 . Струна соль обвита металлической канителью, струна ми обычно делается из металла. Прием защипывания струн пальцами называется пиццикато (pizzicato). Иногда на струны, а именно на подставку надевается маленькое деревянное приспособление для приглушения звука, называемое сурдиной.

В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой «золотой век» в начале собственной карьеры. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или «да Сало») (ок. 1542–1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580–1632), оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575–1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596–1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее «талию», заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н. Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644–1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семьи Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698–1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки.

Современная скрипка отличается от экземпляров, сделанных триста лет назад, главным образом более блестящей звучностью, которой она обязана более толстым жильным струнам, удлиненным шейке и грифу и более высоким подставкам. Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был изобретен подбородник. Хотя многие современные скрипки – массового фабричного производства и предназначаются они для учащихся музыкальных школ и музыкантов-любителей, а многие другие представляют собой подделки или копии известных старых инструментов, изготавливают и некоторые прекрасные экземпляры, которые выдерживают сравнение с кремонскими.

Считавшаяся поначалу молодой громкоголосой выскочкой (а во Франции – инструментом, подходящим только для танцев), скрипка вытеснила виолу ренессансных времен лишь тогда, когда в 18 в. музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену. По чувствительности и выразительности звучания, бесконечному разнообразию технических возможностей, от всевозможных приемов игры смычком до щипковых и ударных эффектов, скрипка является непревзойденным сольным инструментом – как для «пропевания» простой мелодии, так и для виртуозного исполнения. В течение трех столетий она играет ведущую роль в оркестровой и камерной музыке. В 16 и 17 вв., помимо альта и виолончели, были известны и несколько других разновидностей скрипки, ныне вышедших из употребления. Инструмент маленького размера, впервые упомянутый в 1618, используется сегодня как трехчетвертная скрипка при обучении детей.

Скрипка - один из наиболее распространенных струнных музыкальных инструментов. Она пользуется популярностью с давних времен - с XVI века. На ней скрипачи играют соло, аккомпанируют в ансамблях. Звуки скрипки можно встретить во многих современных группах, в чем можно убедиться, слушая композиции музыкального портала weborama , специализирующегося на данной тематике. Неспроста этот инструмент именуют королевой оркестра.

Точное место и время происхождения скрипки установить не удалось. Было высказано много предположений, какими были струнно-смычковые инструменты до современной скрипки. Предполагается, что родоначальниками скрипки и виолы были ребаб, рота, фидель, которые появились в XIII-XV веках. Виола возникла раньше скрипки. Она отличалась разнообразной величиной. Чтобы исполнить какое-либо произведение на виоле, музыканту приходилось стоять. При выступлении виолу удерживали на коленях, а позже - на плечах, что и привело к возникновению скрипки.

Соло на скрипке изначально не играли, потому что этот инструмент слыл простонародным. Он использовался только в кругах бродячих музыкантов в пивных заведениях.

Значительное преображение скрипки произошло в XVI веке, благодаря итальянским мастерам, которые сделали музыкальный инструмент идеальной формы и из лучших материалов. Автором первой современной скрипки является Гаспаро Бертолотти. Большой вклад в изготовление скрипок в Италии внесли члены семьи Амати, которые работали над тембром звучания инструмента. Именно они сделали его глубоким и объемным. По их задумке скрипка должна передавать чувства и эмоции, ее звучание должно напоминать голос человека. Задумка удалась.

Скрипка имеет широкий диапазон, красивое звучание. Это и позволяет композиторам создавать произведения разных жанров для скрипки. Есть множество шедевров, где ведущая партия принадлежит скрипке.

Крылатый сфинкс

Главные боги Олимпа

Абеляр и Элоиза

Осирис и Сет

Так просто быть счастливым

Как много людей в мире считают себя несчастными. Это просто бич современности. Уровень счастья падает, людей все чаще одолевают депрессия и...

Родина Одиссея

Расположенный в Ионическом море греческий остров Итака считается островом легендарного царя Одиссея. И хотя археологи еще не подтвердили этот...

Богиня Эрида

Богиней раздора в греческой мифологии считалась богиня Эрида. Она относится к первичным космогоническим силам. Это дочь Никты и внучка...

Одежда лешего

Леший лесной дух, хозяин леса, сверхъестественное существо, похожее одновременно и на человека, и на животное. В фольклоре почти всегда отсутствует...

Средневековые университеты

Первые школы на территории современной Франции появились еще в те времена, когда она являлась частью Галлии, находящейся под управлением...

Как выбрать кожаную сумку

Не существует сумочки, которая была бы идеальна для всех женщин. У каждой представительницы прекрасного пола, разумеется, всегда есть свои предпочтения...

Подвиги героев Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. ...

Прекрасный инструмент скрипка относиться к семейству смычковых и берет свое начало с далекого семнадцатого века. Уже с того периода своего появления на свет скрипка твердо заняла место сольного инструмента. Ее используют в разных музыкальных жанрах, как в классике, так и в фольклоре, джазе. Ученые до сих пор спорят между собой какой же инструмент послужил началу создания скрипки. Музыкальная история рассказывает о смычковых инструментах, существовавших еще задолго до появления христианства.

Часть исторического сообщества строго уверенна, что скрипка имела своих предков на Востоке, коим непосредственно являлся ребаб – этот смычковый инструмент был очень популярен среди арабов. Во время крестовых походов ребаб появился и на европейских просторах. Именно музыканты-крестоносцы принесли его в Европу. Многие ученые не склонны к этой версии возникновения скрипки и предпочитают верить в то, что она произошла от более нового смычкового инструмента фидели. И эта версия устраивает большинство ученых, ведь внешне эти два инструмента очень схожи меж собой.

Но чтобы достичь единого мнения ученые все еще продолжают изучать историю возникновения такого музыкального инструмента как скрипка и кто знает, может им удастся открыть что-то новое, доказать одну из теорий или опровергнуть их и предложить новую версию.

По внешнему виду скрипка очень похожа на виолу, что так же стало одной из версий возникновения этого музыкального инструмента. Некоторые историки пытались доказать прямую связь между скрипкой и виолой де гамба, но в силу множества отличий эта версия не прижилась. Еще одна версия родственность скрипки с ручной лирой. Такое предположение возникло в связи с изучением картин художника Рафаэля, который в 1503-м написал картину, где помимо прочего был изображен некий предмет музыкального происхождения под названием ручная лира, инструмент этот очень похож на скрипку, вот только на скрипке не пять струн.

Но все как один ученые уверенны, что родиной скрипки является Италия и название скрипка пошло с итальянского слова «violin». Первое воспоминание о скрипке было найдено в итальянских письменах в первые годы семнадцатого века. В Российской империи же с ней познакомились только в начале восемнадцатого века.

История музыки скрипки полна множества талантливых скрипачей, которые отличались своим пылом и виртуозностью. Возглавляют ряды этих музыкантов Амати, Страдивари, Гварнери, которые также были родом из Италии. Их прекрасные произведения до сих пор дарят невероятное наслаждения слушателям, а многие современные музыканты считают за честь исполнять такие великие произведения с музыкальными оркестрами и сольно.

Звучание, которое дарит скрипка невероятно и наполнено огромным количеством переживаний, эмоций, оно не требует слов, это немой крик души. Каждый исполнитель и каждый композитор пытались принести что-то новое и неизведанное. Так в мире появились устрашающие звуки Паганини, и захватывающие дух произведения Вивальди. Все это и подарила нашему миру скрипка.

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Первые смычковые инструменты появились, предположительно, в Индии в начале нашей эры. Оттуда они перекочевали к персам, арабам и народам Северной Африки, а позже – в Европу. Смычковые инструменты были как совсем примитивные, так и более сложные. Со временем они стали выходить из обихода, уступив место новым смычковым инструментам – виолам.

Виолы были предшественниками скрипки. Они были больших и маленьких размеров и играли на них разными способами: зажимали во время игры между колен, ставили на опору, играли стоя или сидя и т.д. Виолы, на которых играли, держа их на плече, и стали прообразом скрипки.

Несмотря на внешнюю схожесть этих двух инструментов, различия между ними довольно существенные. На гриф виолы нанесены порожки, а гриф скрипки – без них, у виолы могло быть от пяти до семи струн, а у скрипки их всего четыре. Но самое большое отличие заключается в звучании этих инструментов: у виолы звук приглушённый и мягкий, она не подходит для исполнения в больших концертных залах, а у скрипки наоборот звук пронзительный, яркий. Именно этим скрипка полюбилась многими народами, став национальным инструментов в таких странах, как Румыния, Венгрия, Молдова, Белоруссия и т.д.

Появление первой скрипки относят к концу 15 – началу 16 века. Их сначала изготавливали мастера виол, а позже – скрипичные мастера. В Италии, в городе Бершии, жили и мастерили скрипки Гаспаро Бертолотти, Джованни Паоло Маджини и их ученики. Их скрипки обрели, примерно, такой облик, как современные, но по-настоящему живого звучания скрипки добились мастера из города Кремона. Звучание их скрипок было схоже с интонацией человеческой речи, что сделало скрипку самым совершенным музыкальным инструментом. Имена кремонских мастеров навсегда вошли в историю создания музыкальных инструментов. Это Амати, Гварнери и Страдивари, чьими творениями и сейчас восхищаются истинные ценители искусства.

Совершенствование скрипки вызвало интерес у музыкантов, которые стали осваивать этот инструмент и разрабатывать технику и приёмы игры на нём. Самыми известными виртуозами скрипки были Николо Паганини, Арканджело Корелли, Жан-Мари Леклер и Джузеппе Тартини.

Музыка скрипки была настолько эмоциональна и близка народу, что виолы со временем отошли на второй план, а позже и вовсе перестали использоваться. Так скрипка до сегодняшних дней заняла главенствующую позицию среди музыкальных инструментов.

Смешное и любопытное на нашем сайте