Вязание

Скрипка. скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. корпус скрипки. диапазон скрипки. скрипка в оркестре. Когда появилась скрипка? Когда и как появилась скрипка

Скрипка - один из наиболее распространенных струнных музыкальных инструментов. Она пользуется популярностью с давних времен - с XVI века. На ней скрипачи играют соло, аккомпанируют в ансамблях. Звуки скрипки можно встретить во многих современных группах, в чем можно убедиться, слушая композиции музыкального портала weborama , специализирующегося на данной тематике. Неспроста этот инструмент именуют королевой оркестра.

Точное место и время происхождения скрипки установить не удалось. Было высказано много предположений, какими были струнно-смычковые инструменты до современной скрипки. Предполагается, что родоначальниками скрипки и виолы были ребаб, рота, фидель, которые появились в XIII-XV веках. Виола возникла раньше скрипки. Она отличалась разнообразной величиной. Чтобы исполнить какое-либо произведение на виоле, музыканту приходилось стоять. При выступлении виолу удерживали на коленях, а позже - на плечах, что и привело к возникновению скрипки.

Соло на скрипке изначально не играли, потому что этот инструмент слыл простонародным. Он использовался только в кругах бродячих музыкантов в пивных заведениях.

Значительное преображение скрипки произошло в XVI веке, благодаря итальянским мастерам, которые сделали музыкальный инструмент идеальной формы и из лучших материалов. Автором первой современной скрипки является Гаспаро Бертолотти. Большой вклад в изготовление скрипок в Италии внесли члены семьи Амати, которые работали над тембром звучания инструмента. Именно они сделали его глубоким и объемным. По их задумке скрипка должна передавать чувства и эмоции, ее звучание должно напоминать голос человека. Задумка удалась.

Скрипка имеет широкий диапазон, красивое звучание. Это и позволяет композиторам создавать произведения разных жанров для скрипки. Есть множество шедевров, где ведущая партия принадлежит скрипке.

Крылатый сфинкс

Главные боги Олимпа

Абеляр и Элоиза

Осирис и Сет

Так просто быть счастливым

Как много людей в мире считают себя несчастными. Это просто бич современности. Уровень счастья падает, людей все чаще одолевают депрессия и...

Родина Одиссея

Расположенный в Ионическом море греческий остров Итака считается островом легендарного царя Одиссея. И хотя археологи еще не подтвердили этот...

Богиня Эрида

Богиней раздора в греческой мифологии считалась богиня Эрида. Она относится к первичным космогоническим силам. Это дочь Никты и внучка...

Одежда лешего

Леший лесной дух, хозяин леса, сверхъестественное существо, похожее одновременно и на человека, и на животное. В фольклоре почти всегда отсутствует...

Средневековые университеты

Первые школы на территории современной Франции появились еще в те времена, когда она являлась частью Галлии, находящейся под управлением...

Как выбрать кожаную сумку

Не существует сумочки, которая была бы идеальна для всех женщин. У каждой представительницы прекрасного пола, разумеется, всегда есть свои предпочтения...

Подвиги героев Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. ...

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в.: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями – фидель, виела или виола – в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. и сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента: виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4 толстых струны. На виолах всех разновидностей играли, упирая их в колено или держа между коленями, как и более крупные разновидности семейства скрипок; другие разновидности скрипок держали на плече, позже под подбородком. Помимо обозначения самого инструмента, термином «скрипка» называлось также семейство, включавшее альт, виолончель и некоторые виды контрабаса.

Четыре струны скрипки настроены по квинтам: соль , ре 1 , ля 1 , ми 2 . Струна соль обвита металлической канителью, струна ми обычно делается из металла. Прием защипывания струн пальцами называется пиццикато (pizzicato). Иногда на струны, а именно на подставку надевается маленькое деревянное приспособление для приглушения звука, называемое сурдиной.

В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой «золотой век» в начале собственной карьеры. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или «да Сало») (ок. 1542–1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580–1632), оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575–1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596–1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее «талию», заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н. Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644–1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семьи Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698–1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки.

Современная скрипка отличается от экземпляров, сделанных триста лет назад, главным образом более блестящей звучностью, которой она обязана более толстым жильным струнам, удлиненным шейке и грифу и более высоким подставкам. Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был изобретен подбородник. Хотя многие современные скрипки – массового фабричного производства и предназначаются они для учащихся музыкальных школ и музыкантов-любителей, а многие другие представляют собой подделки или копии известных старых инструментов, изготавливают и некоторые прекрасные экземпляры, которые выдерживают сравнение с кремонскими.

Считавшаяся поначалу молодой громкоголосой выскочкой (а во Франции – инструментом, подходящим только для танцев), скрипка вытеснила виолу ренессансных времен лишь тогда, когда в 18 в. музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену. По чувствительности и выразительности звучания, бесконечному разнообразию технических возможностей, от всевозможных приемов игры смычком до щипковых и ударных эффектов, скрипка является непревзойденным сольным инструментом – как для «пропевания» простой мелодии, так и для виртуозного исполнения. В течение трех столетий она играет ведущую роль в оркестровой и камерной музыке. В 16 и 17 вв., помимо альта и виолончели, были известны и несколько других разновидностей скрипки, ныне вышедших из употребления. Инструмент маленького размера, впервые упомянутый в 1618, используется сегодня как трехчетвертная скрипка при обучении детей.

История скрипки

"И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,

и излишне что-нибудь говорить или писать об этом."

М. Преториус.

Прежде чем начать разговор о великих мастерах, создавших волшебные скрипки, давайте узнаем, откуда вообще взялся этот инструмент, почему он такой, какой есть и, вообще, что же в нем есть такого, что вот уже полтысячи лет он тревожит наши умы и сердца…

Сейчас, наверное, уже невозможно сказать точно, в какой стране и, даже в каком веке она родилась. Известно лишь то, с овременный вид скрипка приобрела в XVI веке и получила широкое распространение в XVII веке, благодаря работам великих итальянских мастеров.

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это.

Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.
Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.

Вокруг этого вопроса и по настоящее время ведутся споры. Существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия.

Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе.

Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно.

Неким прообразом скрипки многие исследователи считают синтез таких инструментов, как ребек, гитарообразный фидель и смычковая лира, возникших в Европе примерно в XIII - XV веках.

Ребек - трехструнный смычковый инструмент, с грушеподобным корпусом, плавно переходящим в шейку. Имеет деку с резонаторными отверстиями в виде скобок и квинтовый строй.

Ребек пришел в Европу со Среднего Востока. Он гораздо старше скрипки, поскольку был известен уже в двенадцатом веке. Ребек (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы, либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании .

Пик популярности на этот инструмент пришелся в средние века, а также в эпоху Возрождения.

Сначала ребек был инструментом народным, а не придворным, использовался жонглерами, менестрелями и другими бродячими музыкантами. Позже применялся также в церковной и светской придворной музыке. Причем ребек звучал не только на светских приемах, но и на деревенских праздниках. Это также церковный инструмент, неизменный спутник многих религиозных ритуалов. С пятнадцатого века ребек использовался только в народном музицировании.

Внешне ребек похож на вытянутую скрипку. У него нет тех резких изгибов, которые присущи корпусу скрипки. В данном случае важна плавность линий. У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку.

На корпусе располагаются струны с подставкой, а также резонирующие отверстия. На грифе находятся лады и настроечные колки. Венчает гриф оригинальный завиток, являющийся визитной карточкой ребека. Две или три струны инструмента настроены по квинтам.

Играют на инструменте смычком, которым водят по струнам. Важно отметить, что использование смычка при игре на струнных инструментах возникло предположительно в Азии в девятом веке и распространилось через Византию и мусульманские страны по территории Западной Европы в десятом – двенадцатом веках. Ребек – один из первых инструментов, на котором стало принято играть смычком.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до двух октав включительно. Это позволяет исполнять на ребеке не только программные произведения, но и различного рода импровизации. Это в значительной степени объясняет, почему ребек был столь популярен в народной среде. Инструмент отличается довольно компактными размерами. Его общая длина не превышает шестидесяти сантиметров. Это позволяет с легкостью транспортировать инструмент, не заботясь о громоздких чехлах.

Конечно, это лишний раз доказывает «удобство» инструмента даже в быту. Интересен факт, что один из потомков ребека назывался «покет», что в переводе с французского означает «маленький карман». Этот инструмент отличался такими миниатюрными размерами, что с легкостью помещался в кармане учителя танцев. Затем во время репетиции или бала учитель вел партию, аккомпанируя на покете.

Ребек относится к классу аккомпанирующих инструментов, производящих звуки благодаря вибрации струн. Музыкант водит по струнам смычком, в результате чего струны приходят в колебательное движение. Так рождается звучание инструмента. В наши дни инструмент относится к разряду редких, но не забытых. Ребек по праву занимает важное место в наследии мировой музыкальной культуры.

На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Изображения ребека остались в псалтырях, иллюминированных манускриптах, в росписях соборов.

Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто, и «блаженный ангельский брат» Фра Беато Анджелико…

Рафаэль — «Коронование Марии» (фрагмент)

Джотто «Свадебное шествие Марии» (фрагмент)

Как мы можем видеть, инструмент был достаточно популярным. И все же репутация у ребека, похоже, была двойственная.

Как и у самих менестрелей — хоть дар и от Бога, а все-таки артистов нет-нет да и подозревали в чем-то нехорошем. Кое - где ребек понижали в звании: то помещали в преисподнюю к язычникам, то давали его в лапы к диковинным полулюдям - полузверям подозрительного вида.

Парадоксы привели к тому, что однажды оказалось, что хотя ребек был когда-то достаточно хорош для того, чтобы на нем играли ангелы и святые, чтобы его игрой услаждали уши Пречистой Девы и Господа Бога, а также королей и королев, но недостаточно — для того, чтобы на нем играли и его слушали приличные люди.

И стал он совсем уличным инструментом. А потом взял и вовсе исчез.

Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых — может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке?

А ребек звучит до сих пор. И мы можем его послушать….. Как и фидель (виолу).

СКРИПКА . Королева оркестра -- скрипка -- самый распространенный струнный смычковый инструмент. "Она в музыке является столь же необходимым

инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный", говорили о ней

музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в

Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI --

XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются

непревзойденными.

Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук

скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос.

Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж

много, но все они -- на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой "талией".

На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются -- эфы.

И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака,

которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного

инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается

завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки.

Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В

середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит

подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех

звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой

высокой струны.

Общий диапазон скрипки -- от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач

изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы

было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее

подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.

Смычок -- это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер

звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого

прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой

стороны прикреплен к трости неподвижно.

Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет.

Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и

звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней

можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, "на одном

дыхании", то есть не прерывая их паузами или цезурами.

Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный

способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке.

Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат

две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как

струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи

играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом -- арпеджиато, беря

звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам

В оркестре скрипки -- главные инструменты. Им поручают ответственные

эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок;

иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически

напряженное. А в Польке-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов и

некоторых других произведениях скрипки использованы совсем необычно:

исполнители играют на них не смычком, а защипывая струны пальцами, как на

щипковых инструментах. Этот прием называется пиццикато.

Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для

нее созданы разнообразные произведения -- от виртуозных этюдов Паганини до

лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для

скрипки с оркестром. Вы, наверное, слышали концерты Бетховена, Мендельсона,

Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна.

История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя

гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена,

когда он жил -- в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный

человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на