Английский язык

Образование вопросов в русском языке. Отделяющие знаки препинания

Вопросительное предложение служит для выраже­ния вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительное предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, вопросительными частицами, а на письме обознача­ется вопросительным знаком.

Для вопросительной интонации характерно более или ме­нее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями.

Задание :

Сравните:

Брат приехал. - Брат приехал?; Мне придётся вернуться. - Мне придётся вернуться? Сущест­венной чертой вопросительной интонации является повыше­ние тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделе­ние этого слова; ср.: Отец приедет / этим поездом? - Отец приедет этим / поездом? - Отец / приедет этим поездом?

Не всякое предложение, вопросительное по форме, заклю­чает в себе вопрос. Поэтому вопросительные предложения по целенаправленности высказывания делятся на:

1. Собственно во­просительные предложения.

2. .

1. В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ. С помощью вопроса говоря­щий стремится узнать что-то неизвестное. По способу выраже­ния вопроса эти предложения можно разделить на:

- неместо­именные;

- местоименные .

Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, ко­торый наиболее кратко выражается нечленимыми предложе­ниями-словами Да и Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишьподтверждения или отрицания чего-то предполагаемо­го.

Например:

Охотник при слабом свете заката прочёл записку моего приятеля и сказал: «Вы писатель?» - «Да» (Пауст.);

«Это каменный уголь?» - обратился я к провожатому. «Нет» (А. С)

Вопросительное значение выражается главным обра­зом интонацией, причем выделяется слово (или группа слов), в котором заключена суть вопроса.

Например:

Улыбаясь, она спросила: «Вы очень любили её?» - «Да» (М. Г.);

«Вы Куприна чита­ли?» - спросил редактор. «Читал» (Пауст.) –

Выделяемое слово может быть вынесено в начало или в конец предложе­ния с целью подчеркнуть его значение: «Сильно я изменился с тех пор?» - «Сильно» (Ч.); Так ты, Федотка Демидыч, выходит дело - щербатый? (Ш.)

Кроме интонации, могут быть использованы вопроситель­ные частицы ли, разве, неужели (неужто, ужели, ужель):

- ч астица ли имеет «чистое» значение вопросительности: «Да ещё звали ли?» - недоверчиво спросил Серпилин. «Звали, звали», - рассмеялся Максимов (Сим.);

Частицы разве, не­ужели, кроме вопросительного значения, выражают удивле­ние, сомнение и пр., вносят в предложение оттенок неуверен­ности в положительном ответе: «Э... позвольте! Да разве я должен влюбиться в вас?» - «Да, дерзкий человек!» (М. Г.)

Местоименные вопросительные предложения требу­ют развернутого ответа. Они включают в себя вопросительные слова - местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, поче­му, зачем и др. В ответе должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах.

Например:

Мальчики немного посидели неподвижно и снова толкнули друг друга. «Вы откуда взялись?» - «С выселок». - «С каких выселок?» - «С Жуковских. Это в лесу». - «Сколько же у вас дворов на выселках?» - «Два двора и есть». - «А куда вы идёте?» - «Да к вам» (Пауст.).

2. Предложения, не заключаю­щие вопроса, но имеющие вопросительную форму , в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы:

- вопро­сительно-риторические,

- вопросительно-побудительные,

- вопросительно-отрицательные,

- вопросительно-утвердительные .

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются раз­личные чувства и переживания говорящего - раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т. п.

Например:

Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (П.);

Работать? Для чего? Что­бы быть сытым? <...> Человек - выше сытости!.. (М. Г.)

Вопросительно-риторические предложения встречаются глав­ным образом в художественных произведениях и создают эмо­ционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложе­ния служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается по­лучить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совмест­но.

Например:

Синиц ловить идём, дядя? (М. Г.);

«Долго я тебя буду ждать, пока ты соберёшься?» - начинает сердиться Серо-штан (Купр.);

«Ты замолчишь ноне?» - спросил Нагульнов (Ш.)

Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предло­жения эмоциональны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных.

Задание:

Сравните:

Пойдём. - Пойдём же! - Да пойдёшь ты?

Вопросительно-отрицательные предложе­ния имеют такую же форму, как и собственно вопроситель­ные. В них употребляются вопросительные местоимения, на­речия, частицы, однако эти предложения не имеют вопроси­тельного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозмож­ность какого-либо действия, состояния, невозможность при­писать предмету какой-либо признак.

Например:

Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не ли­сиц травить (Ч.);

Что есть на свете лучше певчей пти­цы? (М. Г.;ср.: Нет ничего на свете лучше певчей птицы!);

«Куда там сейчас ехать! - сказала она и встала. - Раз­ве отсюда вырвешься!» (Пауст.; ср.: Отсюда не вырвешься!)

Вопросительно-отрицательные предложения выражают раз­нообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесооб­разность и т. п.) с помощью так называемых вопросительных слов (они здесь не содержат вопроса) и интонации, которая от­личается от собственно вопросительной меньшим повышени­ем тона в конце. «Вопросительные слова» тоже произносятся иначе: с сильным выделением, особым тембром. Вопроситель­но-отрицательные предложения используются для выраже­ния отказа, отрицательного ответа.

Например:

Мы начали уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из крупных мос­ковских певцов и профессоров консерватории послушал его голос. «Да что вы! - говорил он. - Какая же опера с моим любительским голосом!» (Пауст.)

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, место­имения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает от­рицания. Напротив, предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не, что не, кому не и др. выражают утвержде­ние, окрашенное модальными значениями неизбежности, долженствования, уверенности и т. п.

Например:

Впряжена в тот воз одна, разве не устанет? Да зачем тебе жена жаловаться станет? (Тв.) [ср.: Впряжена в тот воз одна (она), конечно, устанет!];

Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (Пауст.; ср.: Каждый в детстве осаждал старинные зам­ки...)

1.3.1.2.3.2 Классификация предложений русского языка по структу­ре

Классификация предложений русского языка по структу­ре является многомерной, ступенчатой: на первом этапе про­тивопоставляются наиболее общие типы, каждый из которых, в свою очередь, представлен определенной системой подтипов и разновидностей. Основное противопоставление в структур­ной классификации - простые и сложные предложения . Простое предложение имеет одно предикативное ядро.

Например:

Наш котелок тихо закипает (М. Г.);

В городе стреляли. Ходили с флагами (А. Т.);

сложное - два и более.

Например:

Высоко в небе сия­ло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень (М. Г.)

В простом предложении может быть не­сколько подлежащих и сказуемых, но они составляют одно предикативное ядро.

Например:

Сегодня молодые и старые веселились и пели

В английском языке различают 4 типа вопросов:

1. Общие

2. Специальные

3. Альтернативные

4. Разделительные

Все вопросительные предложения отличаются по своему построению от повествовательных предложений, т.е. у них несколько изменен порядок слов, или присутствуют какие-то дополнительные детали. Все возможные образования вопросительных форм мы обозначим схемами, которые следует запомнить и использовать в зависимости от ситуации.

При построении вопросительных предложений общий порядок работы должен быть следующим:

а) определяем тип вопроса;

б) вспоминаем соответствующую выбранному типу схему;

в) анализируем действие по ситуации, т.е. выбираем формулу сказуемого;

г) расставляем все слова в предложении соответственно схеме.

1. Общие вопросы

Требуют ответа Да (Yes) или Нет (No), поскольку задаются собеседнику с целью получить подтверждение или отрицание высказанной в вопросе мысли: Ты придешь завтра? => Да, приду. / Нет, не приду.

Ответ на общий вопрос может быть кратким или полным: Ты придешь завтра? => Да, приду. Я приду завтра. Краткий ответ тоже строится по схеме. Группу общих вопросов можно поделить условно еще на две:

1) вопросительные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами to be или to have в качестве смысловых в Present или Past (Future относится к 2));

2) вопросительные предложения, в которых сказуемое представляет собой любой другой вариант.

1) Сказуемое: to be / to have смысловые (только в Present и Past)

Схема вопроса:

Are you a worker? => Ты рабочий? Have you a car? => У тебя есть машина?

Схема краткого ответа:

Ты рабочий? Are you a worker? - Yes, I am. / No, I am not.

У тебя есть машина? Have you a car? - Yes, I have. / No, I haven"t.

Твоя мать здесь? Is your mother here? - Yes, she is. / No, she isn"t.

У него есть друзья? Has he any friends? - No, he has not. / Yes, he has.

Они были здесь вчера? Were they here yesterday? - Yes, they were. / No, they were not.

У их друзей были какие-нибудь книги? Had their friends any books? - Yes, they had. / No, they hadn"t.

Примечания: в разговорной речи глагол to have может использоваться в сочетании со словом got (to have got) или со вспомогательным to do; оба эти случая относятся к 2); при использовании в вопросительной форме оборота there + to be слово there ставится перед подлежащим, а в кратких ответах - на место 2:

На столе есть какая-нибудь книга? =>Is there a book on the table? - Yes, there is. / No, there is not (isn"t).

2) Сказуемое: любое, кроме 1)

Схема вопроса:

Схема краткого ответа:

Примечание: в кратких ответах между местоимением, заменяющим подлежащее, и вспомогательным глаголом можно вставлять наречие:

Do you like her? - Yes, I sometimes do. =>- Она тебе нравится? - Да, иногда.

Will he call us tonight? - Yes, he probably will. => Он позвонит нам сегодня вечером? - Да, возможно, позвонит.

Does your father meet you after lessons? - No, he never does. =>- Отец встречает тебя после уроков? - Нет, никогда.

Комментарии к схеме вопроса: на первое место в предложении ставится только самый первый вспомогательный или модальный глагол:

Do you like my room? => Тебе нравится моя комната?

Can your father help me? => Твой отец может помочь мне?

And will your very beautiful sister come tomorrow? =>А твоя очень красивая сестричка придет завтра?

Were any new facts found there? =>Были ли там обнаружены какие-нибудь другие факты?

Has the film about new materials been shown yet? =>Фильм о новых материалах уже показывали?

Has this child been sleeping here long? =>Этот ребенок долго спит здесь?

Have they been shown our office yet? => Им уже показали наш офис?

для построения отрицательной формы вопросительного предложения нужно поставить частицу not после подлежащего (в русском языке такие вопросы начинаются словами Разве...? / Неужели...?): Did you not call him? Разве/Неужели ты не звонил ему?

но такой вариант выглядит довольно официально и используется редко, намного чаще используется редуцированная форма; при построении редуцированной формы отрицания (разговорная речь) в таких вопросах частица not ставится сразу после первого вспомогательного глагола:

Didn"t you call him? Haven"t they been shown our office yet?

русские предложения в форме общего вопроса с отрицанием, но не начинающиеся словами Неужели...?/Разве...?, переводятся на английский без отрицания:

Ты не читал эту книгу? = (англ. вариант) Ты читал эту книгу? ситуация одинаковая => Did you read this book?

в русском языке мы можем использовать Нет как в утвердительном, так и в отрицательном вариантах ответа на вопрос с отрицанием: Разве тебе не нравится мой дом? - Нет, нравится. / Нет, не нравится.

в английском языке в подобных случаях утвердительный ответ всегда начинается с Yes, а отрицательный - с No: Разве тебе не нравится мой дом? Don"t you like my house? - Yes, I do. => Нет, нравится. - No, I don"t. => Да, не нравится.

при использовании в вопросительных предложениях оборота there + to be в Future схема вопроса выглядит следующим образом:

Will there be a new film next week? На следующей неделе будет новый фильм?

Will there be many people at the concert? На концерте будет много народу?

при использовании в вопросе формулы Active Indefinite на первое место ставится вспомогательный to do (Present / Past) или will (Future), a смысловой глагол стоит в форме Infinitive без частицы to (поскольку грамматические функции забирает на себя появившийся вспомогательный глагол):

Did you go there alone? Ты ездил туда один?

Does she ever call you? Она звонит тебе когда-нибудь?

Will they take us with them? Они возьмут нас с собой?

вопросы с использованием глaгaлa to have в качестве эквивалента модального глагола строятся только с помощью вспомогательного to do:

Did you have to help them yesterday? Тебе пришлось помогать им вчера?

Does she have to wait here? Ей обязательно ждать здесь?

вопросы с использованием to have в качестве смыслового в разговорной речи часто строятся с помощью вспомогательного to do:

Do you have any money? У тебя есть сколько-нибудь денег?

Did you have a good rest? Вы хорошо отдохнули?

в вопросах с сочетанием to have got глагол to have ставится на первое место, a got - на место смыслового глагола:

Have you got some money? У тебя есть немного денег?

Has she got anything against me? Она имеет что-нибудь против меня?

Запомните:

общие вопросы произносятся с повышающейся интонацией в конце предложения.

Примеры общих вопросов:

1. Ты когда-нибудь видел дождь? - Have you ever seen the rain?
- Yes, I have. / No, I haven"t. / No, I never have.

2. Твоя мама спит? - Is your mother sleeping?
- Yes, she is. / No, she isn"t.

3. Их друзья приходили сюда прошлый раз? - Did their friends come here last time? - Yes, they did. / No, they didn"t.

4. Почта уже пришла? - Has the post come yet? - Yes, it has. / No, it hasn"t.

5. Этот дом построят в следующем месяце? - Will that house be built next month? - Yes, it certainly will. / No, it won"t. (won"t (разг.) == will not)

6. Неужели ты не можешь помочь ей? - Can"t you help her? - Yes, I can. => Нет, могу. / No, I can"t. => Да, не могу.

7. Ты хорошо себя чувствуешь? - Do you feel well? - Yes, I do. / No, I don"t.

8. Ваш дом строится? - Is your house being built? - Yes, it is. / No, it isn"t.

9. В этой бутылке была вода? Was there any water in that bottle? Yes, there was. / No, there wasn"t.

10. Ты обязан помогать отцу? - Do you have to help your father? - Yes, I do. / No, I don"t.

11. У тебя есть деньги? - Have you got any money? - Yes, I have. / No, I have not.

Have you any money? - Yes, I have. / No, I have not. Do you have any money? - Yes, I do. / No, I don"t.

12. Разве вы не говорите по английски? - Don"t you speak English? - Yes, I do. => Нет, говорю. / No, I don"t. => Да, не говорю.

2. Специальные вопросы

Начинаются вопросительным словом, указывающим, к какому конкретно члену предложения относится вопрос.Эту группу вопросов условно можно поделить еще на две:

1) вопросы к подлежащему или к его определению (описательному слову/словам);

2) вопросы к любым другим словам в предложении.

1) Вопросы к подлежащему или к его определению.

При построении вопросов этой группы в предложении сохраняется прямой порядок слов утвердительного предложения, т.е. на первое место в вопросе ставятся вопросительные слова, заменяющие подлежащее или его определения; далее идут сказуемое и все остальные слова.

В вопросах к подлежащему используются только два вопросительных слова:

who? => кто?

what? => что?

Чьи дети приходили? Whose children came?

Примечания:

what используется в значении какой вообще?;which - в значении какой из данного ряда предметов? / который из?:

Какие книги (вообще) интересные? What books are interesting?

Какие книги (из тех, что в этой комнате) интересные? Which books are interesting?

how much => сколько? (того, что нельзя сосчитать: вода/воздух/...):

Сколько жидкости (неисчисляемое) использовали? How much liquid was used?

how many => сколько? (того, что можно сосчитать: дома /столы / карандаши /...):

Сколько сигар (исчисляемое) выкурили? How many cigars have been smoked?

Вопросы, обозначающие наличие предмета в пространстве, строятся с помощью оборота there + to be: Что (лежит) на столе? - Книги. What is there on the table? - Books.

При этом вопросительное слово, заменяющее подлежащее, и there меняются местами по сравнению с утвердительным предложением, сравните: There are books on the table. На столе лежат книги.

Ответы на вопросы этой группы даются в краткой форме и состоят из подлежащего (с описательными словами или без них) + соответствующий использованной в вопросе формуле вспомогательный / модальный глагол, который ставить не обязательно:

Who likes to play? - Children (do). Кто любит играть? - Дети.

What helps you in your work? - My good sense of humour (does). =>Что помогает вам в вашей работе?.- Чувство юмора.

What books are interesting? - These books (are). Какие книги интересные? - Эти.

Which books are interesting? - Those new books (are).Какие книги интересные? - Вон те, новые.

Whose children came? - Our friends" children (did). Чьи дети приходили? - Наших друзей.

How much liquid was used? - One / A bottle. Сколько жидкости использовали? - Одну бутылку.

How many cigars have been smoked? - About twenty. Сколько сигар выкурили? - Около двадцати.

Who can cook? - I can. Кто умеет готовить? - Я (умею).

В кратком ответе на вопрос к определению подлежащего можно использовать слово-заменитель one вместо самого подлежащего:

Какой автомобиль твой? => Which car is yours? - That one. => Вон тот.

Какой мужчина может вам помочь? => What man can help you? - A strong one. => Сильный (мужчина).

2) Вопросы к любым другим словам в предложении.

Для построения вопросов к любым другим словам предложения, кроме подлежащего и определения к нему, используются следующие вопросительные слова:

what? => что? / какой?

who? => кто?

whom? => кого? / кому? (это слово постепенно выходит из употребления в данном случае, и в разговорной речи в его значении часто используется who?)

whose? => чей?

which? => который? / какой?

when? => когда?

where? => где? / куда?

why? => почему? / зачем?

how? => как? / каким образом?

how many? => сколько? (исчисляемого)

how much? => сколько? (неисчисляемого)

how long? => сколько? (о времени)

Комментарии к схеме:

из схемы видно, что специальный вопрос по своему построению отличается от общего тем, что перед вспомогательным глаголом ставится вопросительное слово;

подлежащее ставится вместе со всеми описательными словами:

When will your very beautiful sister come? => Когда приедет твоя красавица-сестричка?

на место смыслового глагола ставятся все оставшиеся после первого вспомогательного глаголы формулы:

How long has this child been sleeping here? => Сколько / Как долго этот ребенок спит здесь?

при использовании в вопросе формулы Active Indefinite на место вспомогательного глагола ставится to do (Present / Past) или will (Future), а смысловой глагол стоит в форме Infinitive без частицы to:

Why did you go there alone? Почему ты ездил туда один?

вопросы с использованием глагола to have в качестве эквивалента модального глагола строятся только с помощью вспомогательного to do:

Why does she have to wait here? Почему она должна ждать здесь?

в вопросах с сочетанием to have got глагол to have ставится на место вспомогательного глагола, a got - на место смыслового:

Why has she got something against me? Почему она имеет что-то против меня?

перечисленные выше вопросительные слова не передают всех значений русских вопросительных слов (откуда? / с кем? и др.);

в таких случаях в английском языке вопросительные слова используются с предлогами, которые занимают место в самом конце предложения (но перед обстоятельством времени при его наличии) или в самом начале (намного реже):

Откуда вы? => Where are you from?

слова what? / which? в значении какой? ставятся на первое место вместе с существительными, к которым относятся:

What drinks do they prefer? Какие напитки они предпочитают?

Which book do you want? Какую книгу (из тех, что перед тобой) ты хочешь?

Примеры специальных вопросов:

1. Чем вы занимаетесь? / Кем работаете? What do you do?

2. Чем ты занимаешься (сейчас)? What are you doing?

3. Почему ты не смог помочь нам? Why couldn"t you help us?

4. Где вы живете? Where do you live?

5. Сколько вам лет? How old are you? (стандартное описание ситуации; используется глагол to be)

6. Сколько лет вашему сыну? How old is your son?

7. Сколько лет было вашему отцу? How old was your father?

8. С кем ты пойдешь в кино (завтра)? Who will you go to the cinema with (tomorrow)? With whom will you go to the cinema (tomorrow)?

9. Кто вы (по специальности)? What are you?

10. Кто вы (как вас зовут)? Who are you?

11. Сколько у тебя денег? How much money have you got? How much money have you? How much money do you have?

12. Сколько долларов ты ему заплатил? How many dollars did you pay him?

13. Кем был построен твой дом? Who was your house built by? By whom was your house built?

14. Какие сигары ты любишь курить? What cigars do you like to smoke?

15. Что мне делать? What must I do? What should I do? What shall I do?

16. Что ты должен купить? What do you have to buy?

17. Куда их отправят? Where will they be sent?

18. Сколько времени тебе понадобится для выполнения этой работы? => How long will it take you to do this work?

19. Сколько идет письмо до Нью-Йорка? How long does it take a letter to get to New-York?

20. Сколько тебе понадобилось времени, чтобы добраться сюда? How long did it take you to come here?

21. Когда она пришла? When did she come? 22. Когда же мне разрешат увидеться с тобой? When shall I be allowed to see you?

23. Который час? What time is it? What is the time? Have you got the right time? (стандартные описания ситуации)

24. Зачем / Для чего ты купил этот дом? What have you bought this house for?Why did you buy this house?

25. Какая сегодня погода? What is / What"s the weather like today? (стандартное описание ситуации; дословно: "На что похожа погода сегодня?" - такая форма построения вопроса используется в тех случаях, когда речь идет о предметах, обладающих набором общеизвестных признаков, и вопрос в такой форме предлагает выбрать из набора какой-либо один признак для сравнения)

26. Как там женщины? What are the women like there?

27. Какое во Франции вино? What is the wine like in France?

3. Альтернативные вопросы

Предполагают выбор одного из двух лиц / предметов / действий / качеств / признаков.

Могут быть заданы к любому члену предложения. Выбор, обозначаемый словом оr (или) может вводиться как в общие, так и в специальные вопросы, при этом схемы обоих типов вопросительных предложений остаются без изменений:

Do you smoke or not? - I do. / I do not. Вы курите или нет? - Курю. / Не курю.

Are you sleeping or reading? - I"m reading. / I"m not sleeping. / Neither. - Ты спишь или читаешь? - Я читаю. / Я не сплю. / Ни то, ни другое.

Is she a student or a worker? - Neither.- Она учится или работает? - Ни то, ни другое.

When will you come: tomorrow or the day after tomorrow? Когда ты придешь: завтра или послезавтра?

Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то подлежащих в предложении становится два, и оба ставятся с вспомогательным глаголом:

Do you or does your brother smoke these cigars? Вы или ваш брат курите эти сигары? Можно: Who smokes these cigars: you or your brother? на такой вопрос дается краткий ответ:- My brother does. / I do. / Neither (of us does).

Если альтернативный вопрос относится к определению подлежащего, то порядок слов соответствует схеме, а выбор обозначается в конце вопроса:

Чьи дети сделали это: наши или их? Whose children did it: ours or theirs?

Какие книги интереснее: эти или те? Which books are more interesting: these ones or those ones?

4. Разделительные вопросы

Соответствуют русским вопросительным предложениям, заканчивающимся словами не так ли? / не правда ли?, и имеют схожие формы построения, состоящие из двух частей: повествовательное предложение + не так ли?

Разделительные вопросы можно условно разбить на две группы:

1) где в первой части утвердительное предложение;

2) где в первой части отрицательное предложение.

1) В первой части утвердительное предложение.

You are a student, aren"t you? / (реже: are you not?) Ты студент, не так ли?

She will come tomorrow, won"t she? / will she not? Она приедет завтра, не так ли?

They were sleeping, weren"t they? / were they not? Они спали, не так ли?

I am a beautiful girl, aren"t I? / am I not? Я красивая девушка, не правда ли?

l am a good boy, am I not? / aren"t I? Я хороший парень, не так ли?

Your friend can help us, cannot/can"t he? Твой друг может помочь нам, не так ли?

You have come alone, haven"t you? Ты пришел один, не так ли?

Your students have been seen together, haven"t they? Ваших студентов видели вместе, не правда ли?

2) В первой части отрицательное предложение.

There is not any / no water in the bottle, is there? В бутылке нет воды, не так ли?

They won"t be able to help us, will they? Они не смогут помочь нам, не так ли?

My friends didn"t have to do it, did they? Мои друзья не обязаны были делать это, не так ли?

You are not sleeping, are you? Ты не спишь, не так ли?

На разделительный вопрос можно дать краткий ответ, совпадающий по схеме с кратким ответом к общему вопросу:

You are a student, aren"t you? - Yes, I am. / No, I am not.

She will come tomorrow, won"t she? - Yes, she will. / No, she won"t.

I am a beautiful girl, aren"t I / am I not?- Yes, you are. / No, you are not.

There is not any water in the bottle, is there? Yes, there is. / No, there isn"t. => Нет, есть вода. / Да, нет воды.

They won"t be able to help us, will they? - Yes, they will. / No, they won"t. => Нет, смогут. / Да, не смогут.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(Контрольная работа № 2 за I семестр выполняется в письменном виде в тетрадке и сдается на проверку во II семестре, в электронном виде контрольные работы не принимаются !!!)

(КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ № 2 НЕОБХОДИМО РАСПЕЧАТАТЬ И ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА)

1. Прочитайте текст Great Britain и письменно ответьте по-английски на вопросы, следующие за текстом.

2. Выпишите из текста Great Britain существительные в единственном числе и поставьте их во множественном числе.

3. Выпишите из текста Great Britain предложные конструкции с предлогом of и переведите их на русский язык. Замените существительные с предлогом of существительными в притяжательном падеже.

4. Выпишите из текста Great Britain прилагательные и наречия, переведите их на русский язык и образуйте степени сравнения.

5. Найдите в тексте Great Britain и переведите на русский язык предложения, в которых употреблены местоимения. Укажите, к какой группе они относятся (личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные).

6. Переведите письменно текст Great Britain на русский язык. При переводе пользуйтесь англо-русским словарем.

7. Выполните контрольно-тренировочные упражнения1-15.

8. Переведите письменно текст из нижеследующего раздела «Дополнительные тексты для письменного перевода» (номер текста называет преподаватель непосредственно на занятиях, выбор текста осуществляется по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ).

GREAT BRITAIN

The British Isles lying off the north-western coast of the continent of Europe are composed of two large islands, Great Britain and Ireland, and a number of small islands. The official title of the country is the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. The United Kingdom includes England, Wales, Scotland and Northern Ireland. England, the southern and central part of the island, forms the main part of the entire country. Wales lies on the mountainous peninsula in the west. Politically Wales is a part of England and has no independent government. Scotland is in the northern part of the island. Its original inhabitants are of Celtic origin. In the past Scotland was an independent kingdom and up to the present time maintains certain autonomy. Northern Ireland is a part of the United Kingdom as an autonomous region with its own Parliament. Great Britain is surrounded by water. It has an insular г climate. The summers are cooler and the winters are warmer than in central Europe. The warm Gulf Stream washes the coasts of the British Isles and gives the country a mild climate. The climate on the continent is not so mild as that of England. The best season is spring. In the lovely month of May the weather is the finest. The insular climate is also moister than the continental climate. It rains very often in England. In London, for instance, it rains more than a hundred and eighty days in the year, and in winter the brown London fog comes very often. The London fog as thick as pea soup is an extraordinary thing.

1. What parts does Great Britain consist of?

2. What are the main islands of Great Britain?

3. Which season is the best in England?

4. Does it often rain in England?

insular - островной

the Gulf Stream - Гольфстрим

"as thick as pea soup" - «густой, как гороховый суп»

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси­тельного предложения - сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах.

В оформлении вопросительного предложения используются осо­бые языковые средства:

Вопросительные местоимения (что, какой, который, чей и т.п.),

Вопросительные частицы (ли, неужели и т.п.),

Особая интонация.

На письме в конце вопросительного предложения ставится вопро­сительный знак.

Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные. Цель общевопросительных предложений - узнать о ситуации в целом. Ответом на них будет да или нет. Напри­мер: Вы читали эту книгу? Частновопросительные предложения за­прашивают какую-то конкретную информацию о действующем лице, о признаке, количестве и т.п., т.е. говорящий, зная о ситуации в целом, хочет выяснить некоторые подробности: Что Вы думаете об этом? Как Ваши дела? Частновопросительные предложения активно исполь­зуют вопросительные слова и частицы.

Особую группу представляют альтернативные вопросы, которые по форме похожи на общевопросительные предложения (нет вопроситель­ных местоимений), но ответ на них не может быть дан в виде подтверж­дения (да) или отрицания (нет): Твой брат школьник или студент?

Существуют вопросительные предложения, которые не подразуме­вают ответ, а выражают различные модально-экспрессивные значения. По форме они представляют собой вопросительные предложения, но по содержанию являются утверждением или отрицанием чего-либо, побуждением к действию и др. Это риторические вопросы (часто экспрессивно-эмоционального характера). Например: Разве можно так относиться к родной матери?!

На этой странице искали:

  • вопросительные предложения в диалоге
  • роль вопросительных предложений в диалоге
  • сочинение на тему вопросительные предложения
  • роль вопросительных предложений в тексте
  • вопросительные предложения сочинение

Существует мнение о том, что больше всего вопросов в мире задают именно дети, поскольку, развиваясь, они многое хотят для себя открыть, понять что и как работает. Однако не только дети часто употребляют вопросы. Все люди, которые так или иначе вступают в диалог при общении, вынуждены прибегать к помощи вопросов.

Если мы хотим выяснить какую-либо информацию, спросить как кого-то зовут, сколько ему лет, что он любит и чем занимается, нам приходится использовать вопросы. Общение просто невозможно без вопросов и ответов.

Вопросно-ответная структура - это чрезвычайно важный и необходимый элемент человеческого общения, а также мышления. Однако, вопросы можно задавать не только кому-то, но даже себе.

Вопросы выполняют две основные функции: познавательную и коммуникативную.

Вопрос чаще всего заключает в себе просьбу или же требование какой-то информации.

Интересно то, что вопрос обладает довольно сильным активизирующим воздействием на слушателя. Он оживляет речь, привлекает внимание аудитории, вызывая у нее интерес, пробуждая инициативу, а также стремление активно участвовать в коллективном размышлении. В споре, точно также как и в любом другом виде речевого общения, ведущая роль принадлежит именно вопросу.

По определению, можно сказать, что вопрос – это высказывание, истинность которого не установлена или до конца не определена. Практически любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя свой вопрос, человек тем самым хочет уточнить информацию, которой он уже частично владеет. К примеру, «Кто является владельцем сети гипермаркетов Ашан?». Этим вопросом человек пытается расширить уже имеющуюся у него частичную информацию. Он знает о том. Что существует сеть таких гипермаркетов и хочет узнать, кто ею владеет.

Типы вопросительных предложений

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

- Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы завершили ваш проект? Она уже пришла?

- Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете с нами? Это уже решено? Ну, поехали?

- Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особо эстетично? И что же вы можете нам поведать?

- Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

- Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим нашу тренировку? Займёмся сначала растяжкой? Ну, начнем?

- Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Мечты… Какая польза от напрасных мечтаний?

Как же образуются вопросы в русском языке?

Вопросы в русском языке могут формироваться различными способами: при помощи интонации, с добавлением вопросительных слов (кто?, что?, где?, зачем?, почему?, как?, какой?), при помощи частицы «ли» (Знаете ли?, Правда ли?).

На вопросы можно отвечать полным ответом или кратко. Например: «В сколько ты вернулся из кинотеатра?» - «Я вернулся из кинотеатра в 8» (полный ответ), «в 8» (краткий ответ). На некоторые вопросы, в частности на вопросы, образованные при помощи вопросительной интонации (Ты знаешь, что твой брат уже приехал из Парижа?) и так называемые «ли-вопросы» (Правда ли, что хлеб подорожал?), можно отвечать однозначными словами «да» или «нет». Однако, на такие вопросы можно отвечать и по-другому. К примеру, «нет, я этого не знал», «да, я об этом знаю».

Существуют в русском языке простые вопросы и сложные вопросы. С простыми вопросами все довольно понятно. Они состоят из одного простого предложения (Как тебя зовут?). А сложный вопрос представляет собой совокупность простых вопросов, которые связаны в единое целое при помощи союзов и, или, либо.., либо, если... то и др. Сложный вопрос может состоять из нескольких матриц и одной неизвестной переменной (Каковы финансовые и материальные активы вашего холдинга и какие у нас шансы на успех?).

Среди простых вопросов можно выделить открытые и закрытые. Смысл открытых вопросов является неоднозначным, поэтому ответы на такие вопросы не ограничены строгими рамками и могут быть в свободной форме. Например, на вопрос «Каковы перспективы развития финансовой системы на Уругвае?». На этот вопрос можно дать ответ можно дать ответ в форме доклада и при этом рассмотреть разные аспекты этого вопроса. Закрытый вопрос является однозначным и определенным, поэтому ответ на него должен быть мотивирован жесткими рамками: определенным характером и точной дозировкой запрашиваемой информации. «Кто построил это здание?».

Отделяющие знаки препинания – это такие знаки препинания, функция которых заключается в отделении синтаксических структур или их частей друг от друга. Самый простой пример отделяющих знаков препинания – это точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

Отделяющие знаки препинания делятся на два больших блока – это знаки конца предложения и знаки внутри предложения.

Знаки конца предложения, как не сложно догадаться, ставятся в конце предложения . Но и здесь следует помнить об особенностях интонационного оформления каждого отдельно взятого предложения. Поставить точку не сложно, сложнее «на слух» определить, где необходимо поставить вопросительный или восклицательный знаки или даже двоеточие.

Точка указывает на невосклицательность повествовательного или побудительного предложения:

Тихо дремлет река. Тихий бор не шумит. Соловей не поет. И дергач (птица, он же коростель) не кричит . (С. Есенин);

Пусть не найдется душ глухих и жестких. (А. Яшин).

Вопросительный знак говорит о вопросительности высказывания: О чем мечтает зернышко зимой в сырой земле? (Н. Красильникова)

Восклицательный знак указывает на усиленную эмоциональность, экспрессивность высказывания: Конечно же, о солнышке, конечно, о тепле! (Н. Красильникова).

Многоточие показывает нам, что предложение характеризуется незаконченностью или прерванностью высказывания: Прошел час, два, три (И. Тургенев).

Знаки внутри предложения более «сложные», поскольку подчиняются многим правилам. Здесь следует знать не только общие положения правила, но и исключения из него. Внутри предложения могут встречаться точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Точка , как это ни удивительно, встречается и внутри предложения: это случается тогда, когда в предложении есть сокращенные написания слов – и др. (и другие), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и под. (и подобное), т.н. (так называемый) и др.

Вопросительный знак встречается в вопросительных предложениях с однородными членами, где возникает необходимость расчленить вопрос: Да что мне до кого? до них? до всей вселенной? (А. Грибоедов). Также вопросительный знак внутри предложения используется для того, чтобы выразить сомнение или недоумение пишущего (конструкция с вопросительным знаком в таком случае заключается в скобки): Ст. Федоров утверждает: «Все слушатели полностью (? ) были согласны с моими выводами» (К. Чуковский).

Восклицательный знак используется в следующих случаях:

1) в восклицательных предложениях с однородными членами для обозначения эмоциональной прерывистости речи: Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. Грибоедов);

2) после слов-предложений, обращений или междометий, произносимых с восклицательной интонацией: Стари к ! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов);

3) в скобках для выражения иронии, удивления или возмущения пишущего к передаваемой мысли: После освобождения города Святополк находился в княжеской резиденции, когда внезапно (! ) умер великий князь Владимир (А. Рогалев).

Многоточие применятся при цитировании (перед началом цитаты, в середине или после нее) для указания на пропуск в цитируемом тексте: «... жестокое излучение вызывает мутации» (Л. Гумилев).

Запятая используется между однородными членами предложения: Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мерзнет в жару (И. Токмакова), а также между частями сложного предложения: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, тени без конца, ряд волшебных изменений милого лица (А. Фет).

Точку с запятой мы можем встретить между частями сложного бессоюзного предложения: Спит залив, каким-то духом скован, ветра нет, в траве роса лежит; полный месяц, словно очарован, высоко и радостно дрожит (К. Случевский).

Двоеточие используется между частями сложного бессоюзного предложения: Голод не тетка: пирожка не подсунет (пословица), а также перед однородными членами предложения после обобщающего слова: Гремело все: и пол, и потолок, и мебель (А. Чехов).

Тире чаще всего встречается в сложных бессоюзных предложениях, между частями которых устанавливаются отношения вывода, времени, условия и др. Кроме того, тире используется между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки, после однородных членов предложения перед обобщающим словом, между членами предложения для выражения неожиданности или противопоставления, при пропуске одного из членов предложения и др.:

Дают бери, бьют беги (пословица);

Мне все послушно, я же никому (А. Пушкин).

Остались вопросы? Не знаете об отделяющих знаках препинания?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

www.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.