Футбол

Как правильно метать теннисный мяч. Реферат - Техника метания малого мяча - файл n1.docx

Посмотрите на скульптуры древних греков, на фрески времен Римской империи и даже на наскальные рисунки первобытных племен. Есть сходство? Все древние изображали воинов или охотников, бегущих с поднятым для броска копьем.

В былые времена умение метать копье приравнивалось к умению выживать почти у всех населявших планету племен. Сейчас оно потеряло свою актуальность, но метание мяча - обязательный навык для любого человека. Ведь именно метание позволяет нам развить почувствовать все группы мышц и научиться правильно распределять усилия.

История

В древности жители разных государств (скорее даже территорий) постоянно воевали друг с другом. Одни оборонялись, другие, наоборот, завоевывали новые территории. До появления пороха все оружие представляло собой мечи, пики, копья и стрелы. Побеждал сильнейший и проворнейший. Тот, кто точнее попадал в цель, тот, кто мог правильно оценить свои силы и вовремя уйти от рукопашной схватки, метнув копье или пику. Этот навык был прямой дорогой к выживанию и победе.

Именно поэтому в мирное время воины не переставали тренироваться. Для того чтобы оценить свои умения и сравнить их с мастерством других воинов, устраивались соревнования по метанию копья и пики. Чаще всего это были состязания на дальность броска и точность попадания в цель. В современных условиях спортсмены осваивают метание мяча в цель, а не оружия.

Победитель определялся судьями. А дальность броска измерялась «ступней», ведь метрической системы еще не было. Судья отсчитывал расстояние, на которое спортсмен метнул копье, своими ступнями. Это была самая точная мера.

И по сей день легкоатлеты соревнуются в метании копья, диска, ядра. Все эти виды спорта относятся к легкой атлетике, даже несмотря на значительные габариты толкателей ядра. На Олимпиадах разыгрывается не один комплект наград в этом виде спорта. Но для того чтобы научиться метко и далеко метать, необходимо много тренироваться. Первые навыки мы получаем еще в школе, когда на уроках физкультуры осваиваем метание мяча.

Зачем учиться метанию?

Казалось бы, простая задача: бросить мяч как можно дальше, или попасть в цель, которая находится на приличном расстоянии. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что только обучение технике метания мяча дает нам результат. Без тренировок самое "простое", что может произойти - это вывих или Ведь нужно понять, как скоординировать движения рук и ног, чтобы получить достойный результат. Поэтому метание мяча почти в игровой форме помогает нам лучше понять свое тело, научиться им управлять и, конечно, укрепить мышцы: рук, ног, туловища. Особенно важно это упражнение для детей. В 9-10-летнем возрасте ребенок уже понимает, что координация движений - непростая задача.

Во взрослом возрасте молодые люди могут снова столкнуться с метанием. Правда, в этот раз уже гранаты. Техника метания мяча подходит и для гранат. Разница заключается только в удержании этих снарядов и в их весе. Конечно, похвастаться таким редким умением, как метание копья, могут немногие. Но поразить друзей и приятелей точным броском мяча в цель и добавить пару баллов своему авторитету не помешает никому!

Легкая атлетика: метание

Метание - это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий (кратковременное, но максимальное по напряжению). Цель любого броска - переместить на максимально далекое от спортсмена расстояние. Метание мяча, а с него все начинается, помогает развить силу, ловкость и быстроту действий. Кроме того, у человека появляется понимание оптимального соотношения этих усилий.

Несмотря на кажущуюся простоту, метание - довольно сложное упражнение. Выбрасывая мяч, необходимо оценить скорость и силу рук, соотнести их с разбегом и понять, в какой момент нужно, собственно, «отпустить» мяч, чтобы и он полетел далеко, и спортсмен остался стоять (а не упал, например, или заступил за черту). Все это позволяет развить еще и анализ наиболее выгодного исходного положения, стремительности разбега и размаха, и наконец, определение точки приложения максимальных усилий при броске.

Различают три вида метания:

  1. Метание малого мяча, гранаты, копья. Эти снаряды отличаются легкостью. Их бросают из-за головы после стремительного разбега.
  2. Метание различных дисков (основная отличительная черта снаряда - вес). Диски перед броском разгоняют за счет вращения корпуса спортсмена.
  3. Всевозможные ядра. Ядро не «метают», а «толкают». Ядро - самый тяжелый снаряд, поэтому перед тем как его толкнуть, спортсмену нужно совершить «скачок» (буквально, подскочить и в высшей точке вытолкнуть ядро от плеча).


Основы метания

Современная легкая атлетика не рассматривает метание снарядов в цель. Метание малого мяча на дальность - вот первоочередное упражнение. Бросок может выполняться любым способом: стоя из-за головы, из-за головы с разбега, выбрасывание снаряда с раскручиванием его, толкание от плеча. Способ метания выбирается в зависимости от снаряда (его размера и веса). Исходя из возрастных и физиологических характеристик спортсмена подбирается спортивный снаряд.

В самом начале занятий этим видом спорта не рекомендуется применять максимальную силу. Мышцы и суставы еще не подготовлены и «не знают» задачи, а это чревато вывихами и растяжениями. Обучение технике метания мяча начинается все же с бросков по цели (меткость). Постепенно задача усложняется, и к меткости прибавляется и дальность. В дальнейшем при серьезном занятии метанием переходят к другим более тяжелым и сложным снарядам.

Что необходимо учитывать при броске

Итак, от чего зависит дальность полета? Специалисты выделяют четыре условия, определяющие успешный бросок: скорость вылета снаряда, угол, высота точки, в которой снаряд отрывается от спортсмена и сопротивление воздуха.

Разберемся по порядку с каждым фактором. На начальную скорость влияют усилие, которое прикладывает спортсмен в момент выбрасывания. Далее, длина пути мяча, который он проходит в руке легкоатлета. И наконец, время, за которое этот путь в руке преодолевается.

Соответственно, чем дольше путь и меньше время, тем больше скорость выброшенного снаряда. Метание мяча с разбега подразумевает скорость самого разбега, поворот корпуса и скачок метателя. В конце разбега метатель создает «обгон» снарядом спортсмена. Для метателей мяча и копья - это последние шаги разгона, для дискоболов - обгон создается во время поворота корпуса, а для толкателей ядра важны последние секунды скачка.

Время разбега можно уменьшить только за счет ускорения метателя. Поэтому обучение метанию мяча включает в себя и тренировки по бегу с ускорением. На последнем шаге разбега спортсмен выталкивает снаряд не только вперед, но и вверх.

При броске мяча важным моментом оказывается угол полета по отношению к горизонту. Знания элементарной геометрии и законов тригонометрии позволяют утверждать, что максимальная дальность достигается при угле вылета в 45°. Практически добиться такой точности не представляется возможным. Опытные и тренированные метатели выталкивают снаряд под углом 30-43°.


Надо отметить, что метание мяча на дальность не зависит от роста и длины конечностей спортсмена. На первый взгляд кажется, что чем выше легкоатлет, и чем длиннее у него руки, тем дальше полетит мяч или копье. На практике же мы сталкиваемся с тем, что рост влияет только на высоту точки вылета, но при правильном броске эта характеристика существенно не повлияет на конечный результат.

Такое же непринципиальное значение имеет и сопротивление воздушных масс. Безусловно, воздушный поток уменьшает время и скорость полета. А значит, и дальность броска. Но для таких малых предметов, как мяч, это несущественно. Правильно «запущенный» диск может, вообще, быть «подхвачен» потоком воздуха и может пробыть в воздухе на доли секунды дольше.

В любом случае влияние высоты точки вылета и сопротивления воздушных масс описывается сантиметрами дальности полета. В отличие от скорости разбега и угла выброса снаряда.

Основы метания мяча

Один из первичных навыков, который получает человек - это умение бросить мяч и поймать его. Уже двухлетние малыши могут отлично справляться с этой задачей. Конечно, детская игра в мяч не имеет ничего общего с метанием снарядов, но лишь подчеркивает важность развития ловкости и меткости.


Мяч для метания необходимо держать за головой и чуть выше ее уровня. Локоть не должен быть выше плеча, и плечо с предплечьем должны составлять угол меньше 90°. Профессионалы и их тренеры утверждают, что из этого положения бросок получится самым эффективным.


Разбег перед броском

Техника метания мяча подразумевает разбег протяженностью в 20 м. На практике это расстояние немного колеблется в зависимости от индивидуальных характеристик спортсмена. Сам разбег должен быть равномерным, но с ускорением. Важен и шаг: легкий, пружинистый (ни в коем случае не бег с наклоном корпуса вперед). Кроме того, во время разбега необходимо контролировать положение толчковой руки.
Условно разделив разбег на две равные части, получим подготовительную - собственно набор скорости легкоатлетом, и бросковую - подготовку к метанию снаряда.

Здесь огромное значение имеет координация движений. Необходимо сохранить скорость, набранную в первой части разбега, и при этом завести руку для броска за спину.

В начале разбега спортсмен опирается на переднюю часть стопы и слегка наклоняет корпус вперед. Перед финальным усилием необходимо сделать несколько «бросковых» шагов и отвести за это время руку со снарядом назад. Чтобы облегчить задачу, на дорожке для разбега обычно помечается место, в котором необходимо начать движение руки назад.

Как правильно отводить руку со снарядом

В момент броска корпус атлета должен оказаться слегка наклоненным назад. Т.е. во время бросковых шагов необходимо, чтобы ноги, буквально, обогнали руки. Это нужно для того, чтобы максимально увеличить путь приложения силы к мячу. Известно несколько способов отведения руки назад во время разбега.

На уроках физкультуры в школе мы легко осваиваем одновременный поворот плеча в сторону броска с отведением руки назад (также за счет движения плечевого сустава). Когда же нас интересует профессиональная легкая атлетика, метание мяча требует поиска более эффективных техник.

Таковой признана технология «отведение мяча от плеча прямо-назад». Это движение кисти значительно упрощает общий разгон и не снижает скорости. Другой способ, движение руки вперед-вниз-назад, предоставляет больше возможностей для контроля своевременности движений руки относительно центра тяжести корпуса атлета. Этот способ считается самым динамичным.

Скрестный шаг

Как уже отмечалось, скорость при разбеге - важная составляющая успешного броска снаряда. Однако нет необходимости добиваться т.к. это может вызвать перенапряжение мышц. Такая мышечная нагрузка отрицательно скажется на более ответственной части броска - выталкивании мяча.

Наиболее важным считается предпоследний из бросковых шагов. Именно он, «скрестный шаг», позволяет энергию разбега передать на отведенную назад руку со снарядом. Вообще, последние перед броском шаги предназначены для принятия удобного положения для выталкивания снаряда.

Разогнавшись, легкоатлет должен быстро оттолкнуться стопой левой ноги, чтобы создать ускорение для выноса вперед правой ноги, аккуратно, но быстро изменить наклон корпуса в положение назад и дать возможность ногам «обогнать» руки.

«Скрестный шаг» требует от метателя особого внимания. Необходимо проконтролировать согласованность всех действий и движений. Во время выполнения «скрестного шага» спортсмену нужно приземлиться на слегка открытую наружу ногу (до 40°), при этом убедиться, что рука со снарядом готова к дальнейшему броску. Незначительный поворот таза, который объясняется специфической постановкой ноги, поможет правильно метнуть мяч.

Собственно, исходное положение для финального усилия можно описать так: атлет опирается на слегка согнутую правую ногу, носок которой повернут наружу; корпус обращен левым боком в сторону метания снаряда, а прямая правая рука отведена назад. Левая рука, наоборот, слегка согнута в локте и находится возле груди. Распрямленная левая нога касается грунта внутренней стороной стопы. Очень важно, чтобы ось плеч и правой руки составляли прямую линию.


Бросок

Выброс мяча начинается в тот момент, когда атлет разгибает правую ногу в колене. Это движение позволяет переместить вперед и вверх таз, в то время как плечи остаются почти на месте. Кисть руки необходимо развернуть ладонью вверх, поворачивая при этом руку в плече и сгибая ее в локте. Все эти движения позволяют максимально растянуть мышцы правой стороны туловища, передней части правого бедра и правого плеча. Положение метателя называют «натянутый лук».


В этот момент спортсмен уже полностью развернулся грудью вперед, и бросковая рука проходит вперед, сгибаясь в локтевом суставе. Кисть с предплечьем остаются еще за спиной. Все описанные телодвижения позволяют максимизировать скорость вылета мяча в момент его броска. Вместе с этим левую руку необходимо отводить назад, чтобы инерция этого движения продвинула корпус вперед. Когда локоть метающей руки поравняется с ухом, необходимо начать резкое движение плеч вперед. Одновременно с этим движением атлет должен распрямлять локтевой сустав. Заканчивая бросок, метателю следует сделать «хлестообразное» движение кистью руки. По инерции корпус также поворачивается вправо, увеличивая продолжительность воздействия на снаряд.

Типичные ошибки

Для того чтобы достичь отличных результатов в метании мяча, необходимо упорно тренироваться. И обращать внимание на типичные ошибки. Их немного, несколько штук, но избавиться от них - важнейшая задача. Самые грубые - отклонение корпуса влево от направления броска мяча и сгибание левой ноги в колене в момент выталкивания снаряда. Это ведет к неизбежной потере начальной скорости вылета мячика из руки атлета.

Для того чтобы не заступить за ограничительную черту, спортсмену нужно погасить движение вперед. Перескочив с левой ноги на правую, одновременно сгибая ее в колене, можно справиться с этой задачей.

Техника метания мяча в цель практически не отличается от бросков на дальность. Но добавляется еще одно важнейшее умение: глазомер и точность оценки расстояния до цели. Все это также можно «натренировать» и «отрепетировать». Ведь нет ничего невозможного, все зависит от желания и упорства человека.

Высокий старт и стартовый разгон

В 6-м классе продолжается обучение быстрому прямолинейному бегу на передней части стопы с увеличением скорости бега и длины шагов в стартовом разгоне (см. рис. 1).

Рис. 1. Стартовый разгон

Бегун удерживает туловище в согнутом положении. С каждым шагом скорость движения увеличивается, наклон туловища уменьшается, бегун плавно и естественно переходит на бег по дистанции.

Ошибки

  • Раннее выпрямление туловища;
  • недостаточная работа рук;
  • непрямолинейный бег;
  • недостаточная длина бегового шага.

Оценивание

  • «4» – упражнение выполнено, но неуверенно, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено с трудом, допущено более 2 ошибок.

Метание теннисного мяча с 3 шагов разбега на дальность

И.п. – левая нога свободно отставлена назад на носок, вес тела – на правой ноге, правая рука с мячом согнута в локте у правого плеча. Выполнить шаг вперед левой ногой, затем скрестный шаг правой ногой, рука с мячом отводится назад. Затем выполнить шаг левой ногой, локоть правой руки разворачивается прямо по направлению метания; мяч посылается вперед-вверх хлестким движением руки. После броска шагом правой ноги стопорится движение вперед (см. рис. 2) .

Рис. 2. Метание мяча на дальность

Ошибки

  • Нет положения «натянутого лука»; рука, держащая мяч, согнута в локте;
  • отсутствует скрестный шаг;
  • туловище сильно наклонено вперед;
  • ученик после разбега остановился, а затем выполнил бросок;
  • мяч вылетел из «коридора» для метания.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, четко, легко;

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с 7–9 шагов разбега

Разбег, толчок и взлет должны выполняться правильно по форме, ритмично и свободно. Длина разбега определяется обычными шагами; два простых шага равны одному беговому. Разбег начинается свободно, исключаются всякие подскоки, на последних шагах разбега туловище находится в вертикальном положении, голова прямо. Последний шаг выполняется быстрее предыдущего, он короче по длине; отталкивание быстрое, с согласованным махом свободной ногой и руками.

Ошибки

  • Туловище сильно отклонено назад, стопорится толчковая нога;
  • недостаточная скорость бега;
  • пытаясь попасть на доску отталкивания, ученик меняет частоту шагов и скорость бега;
  • недостаточная работа рук.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено без напряжения, просто, легко;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Прыжок в высоту способом «перешагивание» с 3–5 шагов разбега

Разбег выполняется под углом 35–40°: первые шаги – на носках, последние три – с пятки на носок, чтобы исключить торможение. Разбег завершается отталкиванием дальней от планки ногой и выпрямлением маховой ноги с энергичным взмахом рук.

Ошибки

  • Неправильный угол разбега;
  • нет ускорения;
  • бег на полной стопе, а не на носках;
  • отсутствует работа рук.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено легко, свободно;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Контрольные нормативы


Контрольные упражнения
Отметки
Мальчики Девочки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
200 165 145 190 155 135
2. Бег 3×10 м (сек.) 8,3 9,0 9,3 8,8 9,6 10,0
3. Бег на 30 м (сек.) 4,9 5,8 6,0 5,0 6,0 6,2
4. Бег на 60 м (сек.) 9,8 10,4 11,1 10,3 10,6 11,2
4.40 5.10 6.10 5.00 5.30 6.30
7.30 7.50 8.10 8.00 8.20 8.40
360 330 270 330 280 230
115 110 90 110 100 85
9. Метание теннисного мяча (м) 36 29 21 23 18 15

7-й класс

Бег по дистанции

Рис. 3. Бег по дистанции

Бегун стремится достичь своей максимальной скорости и сохранить ее как можно дольше. При этом необходимо соблюдать оптимальное соотношение длины и частоты шагов. Туловище слегка наклонено вперед. Бег выполняется на передней части стопы свободно, без излишнего напряжения, ступни перемещаются по одной линии, бедро поднимается высоко, шаг широкий и быстрый. Руки согнуты в локтях под одним и тем же углом (см. рис. 3 ).

Ошибки

  • Голова запрокинута назад; спина прогибается;
  • верхняя часть туловища сильно наклонена вперед;
  • бег на всей стопе;
  • непрямолинейный бег;
  • шаги широкие, но не быстрые.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, без напряжения, допущена 1 ошибка;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Метание мяча на дальность с 4–5 шагов разбега

Цель разбега в метании – увеличить скорость вылета снаряда. Разбег начинается с левой ноги, мяч в согнутой руке перед плечом, кисть на уровне головы. С каждым шагом рука со снарядом отводится назад. Здесь большое внимание уделяется скрестному шагу. Увеличив скорость его выполнения, спортсмен создает условия для безостановочного перехода от разбега к броску. При скрестном шаге спортсмен оказывается в положении «натянутого лука» и начинает бросок. Левая нога ставится впереди туловища, упор на пятку, и используется наподобие катапульты. Метающая рука двигается мимо уха локтем вперед, а кисть с мячом остается сзади. Рука выпрямляется сначала в локтевом суставе, затем в лучезапястном. Заканчивается бросок прыжком на правую ногу.

Ошибки

  • В момент броска туловище наклонено вперед, левая нога согнута;
  • отклонение туловища в сторону от метающей руки;
  • рука с мячом идет через сторону;
  • мяч вылетел из «коридора»;
  • ученик совершил заступ.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, без лишних усилий;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 9–11 шагов разбега

Рис. 4 . Фаза полета в прыжке в длину

Заканчивая отталкивание, прыгун полностью разгибает толчковую ногу. Маховая нога, согнутая в колене, выносится вперед, руки поднимаются до уровня плеч. Толчковая нога после отталкивания некоторое время продолжает движение назад по инерции, затем прыгун подтягивает ее коленом вперед к находящейся впереди маховой ноге. Отклоненное назад в начале полета туловище начинает наклоняться плечами вперед к ногам. Обе ноги приближаются коленями к груди, а голени поднимаются вверх носками на себя. К моменту касания грунта ноги должны быть выпрямлены, туловище предельно наклонено вперед, а в момент касания грунта прыгун сгибает ноги в коленях, а чтобы не упасть назад, активно посылает руки вперед; далее, перекатываясь через стопы, старается не коснуться тазом песка (см. рис. 4 ).

Ошибки

  • Слабый взлет и низкая траектория полета;
  • недостаточная группировка тела и преждевременное приземление;
  • недостаточная работа руками;
  • приземление на прямые ноги.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено без напряжения, уверенно, свободно;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Прыжок в высоту с 5 шагов разбега

Рис. 5. Отталкивание при прыжке в высоту

Важным техническим моментом прыжка в высоту является отталкивание. Маховая нога сгибается почти до 90°. Таз и толчковая нога обгоняют плечи, толчковую ногу ставят почти прямой с пятки, а потом сразу же на всю подошву. В результате всех этих движений центр массы тела еще более перемещается вниз, туловище отклоняется назад, руки сзади. Из этого положения и производится отталкивание (см. рис. 5 ).

Ошибки

· Замедление разбега на последних шагах;
· руки не отведены назад;
· небольшое подседание, ноги и таз не обгоняют плечи;
· толчок выполнен не дальней от планки ногой.

Оценивание

· «5» – упражнение выполнено без ошибок, легко, свободно;
· «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
· «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Контрольные нормативы


Контрольные упражнения
Отметки
Мальчики Девочки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Прыжок в длину с места (см) 205 170 150 200 160 140
2. Бег 3×10 м (сек.) 8,3 9,0 9,3 8,7 9,5 10,0
3. Бег на 30 м (сек.) 4,8 5,6 5,9 5,0 6,2 6,3
4. Бег на 60 м (сек.) 9,4 10,2 11,0 9,8 10,4 11,0
5. Бег на 1000 м (мин., сек.) 4.30 5.00 6.00 4.50 5.20 6.20
6. Бег на 1500 м (мин., сек.) 7.00 7.30 8.00 7.30 8.00 8.30
7. Прыжок в длину с разбега (см) 380 350 290 350 300 240
8. Прыжок в высоту с разбега (см) 125 115 100 110 110 90
9. Метание мяча (м) 39 31 23 26 19 16

8-й класс

Низкий старт

Рис. 6. Низкий старт

Низкий старт – это способ начала бега, который обеспечивает условия для развития максимальной скорости бега на возможно более коротком отрезке дистанции.

По команде «На старт!» руки опираются на грунт пальцами на ширине плеч, голова и туловище образуют одну прямую линию. Взгляд направлен на 1–2 м вперед от линии старта. Сильная нога впереди, на расстоянии 1,5–2 ступни до линии старта, а колено другой ноги располагается на грунте около стопы впередистоящей. Тяжесть тела равномерно распределена между всеми точками опоры.

По команде «Внимание!» тяжесть тела переносится на руки и на впередистоящую ногу, таз поднимается несколько выше уровня плеч, ноги слегка выпрямляются, бегун замирает.

По команде «Марш!» бегун энергично отталкивается ногами, при этом сзади стоящая нога быстро выносится вперед-вверх, а впереди стоящая полностью разгибается. Руки, согнутые в локтевых суставах, выполняют быстрые энергичные движения. Отталкивание производится под острым углом, движения при выходе со старта выполняются максимально быстро.

Ошибки

  • Голова сильно отклонена назад, спина прогнута;
  • бегун слишком сильно опирается на руки;
  • высоко поднят таз, ноги практически выпрямлены;
  • быстрое выпрямление туловища.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, без ошибок, легко;

Метание мяча с 5–8 шагов разбега

В 8-м классе основное внимание уделяется техническому выполнению всех фаз броска:

  • разбег должен увеличивать скорость вылета снаряда;
  • бросок выполняется хлестко, осуществляется передача всех усилий броска в снаряд;
  • осуществляется перенос веса тела с одной ноги на другую для удержания равновесия, что позволяет не заступить за ограничительную линию.

Ученикам предлагается выполнить броски мяча с 5–8 шагов разбега в коридоре шириной 10 м на технику выполнения.

Ошибки

  • Нет скрестного шага;
  • заступ;
  • неправильная работа бросающей руки;
  • мяч не попал в «коридор»;
  • выполнена остановка после разбега, а потом – бросок.

Оценивание

  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущена 1 ошибка;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 11–13 шагов разбега

Восьмиклассники должны уметь при доступной им скорости разбега совершать безостановочное отталкивание. Поэтому при оценивании основное внимание уделяется всем фазам прыжка:

  • правильному ритму и темпу разбега;
  • точному попаданию на доску отталкивания;
  • фазе полета;
  • приземлению.

Ученикам предлагается выполнить прыжок в длину с 11–13 шагов разбега на технику.

Ошибки

  • Слабый разбег;
  • заступ;
  • приземление на прямые ноги;
  • слабая работа рук.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено легко, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено с напряжением, допущена 1 ошибка;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.

Прыжок в высоту способом «перешагивание» с 7–9 шагов разбега

При оценивании основное внимание уделяется всем основным фазам прыжка. В качестве контрольного задания учащимся предлагается выполнить прыжок в высоту способом «перешагивание» с 7–9 шагов разбега на технику.

Ошибки

  • Недостаточно сильный разбег;
  • отталкивание не дальней от планки ногой;
  • неправильная работа ног в полете;
  • слабая работа рук.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено легко, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущена 1 ошибка;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.

Контрольные нормативы


Контрольные упражнения
Отметки
Мальчики Девочки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Прыжок в длину с места (см) 210 180 160 200 160 145
2. Бег 3×10 м (сек.) 8,0 8,7 9,0 8,6 9,4 9,9
3. Бег на 30 м (сек.) 4,7 5,5 5,8 4,9 5,8 6,0
4. Бег на 60 м (сек.) 8,8 9,7 10,5 9,7 10,2 10,7
5. Бег на 2000 м (мин., сек.) 10.00 10.40 11.40 11.00 12.40 13.50
4.00 4.300 5.20 4.40 5.10 6.10
7. Прыжок в длину с разбега (см) 410 370 310 360 310 260
8. Прыжок в высоту с разбега (см) 130 120 105 115 105 95
9. Метание мяча (м) 42 37 28 27 21 17

9-й класс

Финиширование

Рис. 7. Техника финиширования

Бег на последних метрах дистанции, несмотря на стремление увеличить темп, должен оставаться свободным и непринужденным, чтобы не вызывать напряжения, так как это сказывается на скорости. Непосредственно перед финишной ленточкой бегун резко наклоняет туловище вперед или вместе с наклоном выполняет поворот туловища и касается ленточки плечом. Нужно исключить прыжок на ленточку, так это снижает скорость бега и может привести к падению (см. рис. 7 ).

Ошибки

  • Снижение скорости перед финишной ленточкой;
  • подготовка к броску на ленточку за несколько метров до финиша, падающий бег;
  • остановка на линии финиша.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущена 1 ошибка;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 1 ошибки.

Контрольные нормативы


Контрольные упражнения
Отметки
Юноши Девушки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Прыжок в длину с места (см) 220 190 175 205 165 155
2. Бег 3×10 м (сек.) 7,7 8,4 8,6 8,5 9,3 9,7
3. Бег на 30 м (сек.) 4,5 5,3 5,5 4,9 5,8 6,0
4. Бег на 60 м (сек.) 8,4 9,2 10,0 9,4 10,0 10,5
5. Бег на 100 м (сек.) 14,8 15,2 15,7 16,8 17,3 18,0
6. Бег на 1000 м (мин., сек.) 3.40 3.50 4.20 4.30 5.00 6.00
7. Прыжок в длину (см) 430 380 330 370 330 290
8. Прыжок в высоту (см) 130 125 110 115 110 100
9. Метание мяча (м) 45 40 31 28 23 18
10. Бег 2000 м (мин., сек.) 9.20 10.0 11.0 10.2 12.0 13.0

10–11-е классы

На уроках физкультуры в 10–11-х классах ученики совершенствуют ранее усвоенные двигательные действия; значительно меньше времени отводится на обучение новому материалу. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки. Поэтому главная задача – научить школьников выполнять двигательные действия не только правильно, но и с возрастающей скоростью, силой, ловкостью и выносливостью. В связи с этим увеличиваются дистанция, скорость бега, нормативы в прыжках, вес снаряда в метаниях.

Эстафетный бег

Эстафетный бег – вид командного бега, где дистанция делится на этапы определенной длины; каждый участник пробегает свой этап, а потом передает другому члену своей команды специальную эстафетную палочку (см. рис. 8 ).

Рис. 8. Эстафетный бег

Передача эстафетной палочки происходит только в зоне передачи, которая имеет длину 20 м. От линии, обозначающей границу окончания этапа, в ту и другую сторону отмеряется по 10 м. Это и будет зона передачи. Передача палочки осуществляется из рук в руки. Первый член команды с эстафетной палочкой в правой руке стартует и, пробежав этап, передает палочку в левую руку следующему участнику; тот, пробежав свой этап, передает палочку в правую руку следующему, и т.д. Кисть принимающего эстафету бегуна располагается так, чтобы в нее было удобно вложить палочку, а принимающий эстафету бегун уже должен начать бег (см. рис. 9).

Рис. 9 . Передача эстафетной палочки из рук в руки

Ошибки

  • Передача эстафеты вне зоны передачи;
  • потеря палочки во время бега или передачи;
  • передача эстафеты в одноименную руку;
  • передача эстафеты на месте.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, уверенно;
  • «4» – упражнение выполнено, но неуверенно, допущена 1 ошибка;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.

Метание гранаты

Техника метания гранаты существенно не отличается от техники метания мяча, но необходимо обратить внимание на технику безопасности во время занятий, так как вес гранаты значительно превосходит вес мяча, и возрастает вероятность травмы. Оценивание производится так же, как при метании мяча (8-й класс).

Контрольные нормативы

10-й класс


Контрольные упражнения
Отметки
Юноши Девушки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Прыжок в длину с места (см) 230 195 180 210 170 160
2. Бег 3×10 м (сек.) 7,3 8,0 8,2 8,4 9,3 9,7
3. Бег на 30 м (сек.) 4,4 5,1 5,2 4,8 5,9 6,1
4. Бег на 100 м (сек.) 14,5 14,9 15,5 16,5 17,0 17,8
15.00 16.00 17.00 10.10 11.40 12.40
6. Бег на 1000 м (мин., сек.) 3.30 3.40 4.00 4.20 4.50 5.50
440 400 340 375 340 300
8. Прыжок в высоту (см) 135 130 105 120 115 105
32 26 22 18 13 11

11-й класс


Контрольные упражнения
Отметки
Юноши Девушки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Прыжок в длину с места (см) 240 205 190 210 170 160
2. Бег 3×10 м (сек.) 7,2 7,9 8,1 8,4 9,3 9,6
3. Бег на 30 м (сек.) 4,3 5,0 5,1 4,8 5,9 6,1
4. Бег на 100 м (сек.) 14,2 14,5 15,0 16,0 16,5 17,0
5. Бег на 3000 м – юноши и 2000 м – девушки (мин., сек.) 15.00 16.00 17.00 10.10 11.40 12.40 13.00 15.00 16.00 10.00 11.30 12.20
6. Бег на 1000 м (мин., сек.) 3.20 3.30 3.50 4.10 4.40 5.40
7. Прыжок в длину с разбега(см) 460 420 370 380 340 310
8. Прыжок в высоту (см) 140 135 120 120 115 105
9. Метание гранаты весом 700 г/500 г (м) 32 26 22 18 13 11 38 32 26 23 18 12

Валерий Семенов ,
заслуженный учитель России, гимназия № 27, г. Курган

В далекие времена между различными государствами постоянно шли войны, в которых одни отстаивали свою независимость, другие завоевывали новые земли. Тогда не было стремительных ракет, не было даже ружей. Успех сражения решала рукопашная схватка, в которой применялись короткие мечи и копья. Многие воины были вооружены двумя копьями. Одно они метали в противника, а другим пользовались как пикой.

Чтобы успешно использовать это оружие, воины тренировались в метании копья на дальность и в цель. Некоторые из них стали соревноваться между собой, а потом появились и первые официальные соревнования. Тогда результаты

спортсменов измерялись количеством ступней судьи В то время это была самая точная мера измерения.

Соревнования в метании копья на дальность сохранились и до наших дней Ho, для того чтобы успешно владеть этим снарядом, нужно научиться правильной технике метания, а также укрепить мышцы рук., ног и туловища В этом тебе помогут упражнения в метании мяча, которые ты будешь сдавать по условиям ступени «Смелые и ловкие», Сдавая нормы II ступени, тебе придется метать гранату - это более тяжелый снаряд и требует хорошей физической подготовки.

Техника метания этих снарядов очень похожа, поэтому, обучаясь метанию мяча, нужно обратить серьезное внимание на ее правильное усвоение.

Чаще метай различные предметы, зимой больше играй в снежки. Находясь на берету реки, старайся как можно дальше закинуть камни. В лесу можно организовать соревнования в метании еловых шишек.

Сначала усвой правильную технику метания с места. Для этого нужно встать левой ногой на черту, а праву ю поставить сзади. Отводя руку с мячом назад, больше развернись плечами и немного согни правую ногу. Из этого положения рука с мячом идет вверх, одновременно разворачиваются вперед ноги и плечи. Затем следует бросок.

Все эти движения нужно выполнить слитно Особое внимание обрати на широкий поворот туловища, так как это важный элемент в метании мяча, гранаты и копья. Когда это упражнение будет выполняться легко и свободно, можно приступить к метанию с 3 шагов разбега.

Для этого нужно встать лицом по направлению к метанию, правая нога впереди, левая на полшага сзади. Делая шаг левой ногой, начни разворачивать плечи и отводить руку с мячом назад. Следующий шаг скрестный правая нога быстро ставится впереди левой на внешнюю сторону ступни носком вправо. В это время рука полностью осуществила замах. Выполнив последний шаг левой ногой, можно производить метание.

Для усвоения техники этих способов попробуйте метать мяч по мишеням, в стену или пол на дальность отскока. Попробуйте придумать с метанием мяча.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урока физической культуры,

проведенного 4.05.2016 г. в 2«В» классе

МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Василенко Викторией Андреевной

Учитель: Щербакова Т.Н.

Методист: Щирова Г.С

_____________________

(подпись)

Зерноград

Тема урока: «Метание теннисного мяча в цель и на дальность».

Цель урока : учить правильной постановки руки при метании на дальность.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

    Ориентирование на активное общение и взаимодействие со сверстниками;

    Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

Направленные на достижение метапредметных результатов :

Познавательные:

1.Самостоятельно формулируют проблемы и находят способы их решения.

Регулятивные:

1.вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового;

Коммуникативные:

1.Формулируют собственное мнение и позицию, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Направленные на достижение предметных результатов:

1 Приступить к обучению метания теннисного мяча на дальность.

2.Разучить подвижную игру «Имя», малоподвижную «Краски»;

Инвентарь для учителя: спортивная форма, теннисные мячи, свисток.

Инвентарь для учащихся: спортивная форма.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

Коррекционо- развивающая работа

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся создает эмоциональный настрой.

Класс,«Равняйсь», «Смирно»,

Здравствуйте, вольно.

Меня зовут Виктория Андреевна, сегодня я проведу у вас урок физической культуры.

Сегодня на уроке мы будем разучивать технику метания мяча на дальность.

Дети слушают, приветствуют учителя

Личностные: проявлять положительные качества личности и управляет своими эмоциями в различных ситуациях и условиях.

Умеют проявлять дисциплинированность, упорство в достижении целей.

Развитие эмоционально – волевой сферы и учебной мотивации

Коррекция осанки.

2.Актуализация знаний.

Напоминает технику безопасности на уроке физкультуры.

Класс, «Равняйсь», «Смирно»,

Выполнение строевых упражнений: «Налево», «Кругом», «Налево», «Направо» и

Дает команду: «Направо!»

Даёт команду: « В обход по залу шагом «Марш!».

Даёт команду: «Руки к плечам, круговые вращения плечевым суставом»

Даёт команду: « правая рука в верху, рывки руками»

Даёт команду: «Руки на пояс ставь, на носках» «Марш!».

Даёт команду: «Руки за голову ставь, на пятках» «Марш!».

Учитель дает метод указания:

соблюдать дистанцию, спина прямая, смотреть вперёд.

Даёт команду: «Руки на пояс ставь, ходьба с перекатом с пятки на носок»

Даёт команду: «Руки на пояс ставь, приставным шагом правым боком, «Марш!». «Левым боком, «Марш!».

Даёт команду: «Бегом, «Марш!».

Даёт команду: «Шагом, «Марш».

Даёт команду: «Восстановление дыхания. Руки вверх – вход, руки вниз- выдох».

«Направляющий на месте! Стой! Раз- два! Нале-во!».

Перестроение детей для выполнения ОРУ с теннисным мячом.

Даёт команду: Класс «Равняйсь», «Смирно».

Дает команду: «На 1-2 рассчитайсь»,

Дает команду: «Первые номера 4 шага вперед» «Марш»

Проведение ОРУ.

(приложение 1)

Перестраивает обучающихся в шеренгу.

Даёт команду: «Класс разойдись! В одну шеренгу становись!».

Обучающиеся выполняют задание.

Выполняют ходьбу с заданиями.

Выполняют ходьбу на пятках с перекатом.

Выполняют бег приставным шагом.

Выполняют бег по площадке.

Обучающиеся выполняют упражнения на восстановление дыхания.

Дети выполняют ОРУ в кругу.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия.

Личностные:

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач.

- Коррекция осанки.

Развитие физического качества (быстроты).

- Коррекция осанки.

Коррекция плоскостопия.

3.Изучение нового материала.

Сегодня на уроке бы будем отрабатывать технику метания мяча на дальность

Для начала освоим правило свободного хвата, при котором мизинец придерживает мяч с одной стороны, большой палец- с другой, остальные три пальца, на которых лежит мяч, держатся вместе.

Основная стойка: стоять лицом к мишени, ноги врозь, левая нога впереди правой- на передней части стопы. Мяч в правой руке, кисть на уровне лица, левая рука направлена вперед- вниз. Отводя правую руку вправо- назад и слегка сгибая правую ногу, немного наклонить туловище вправо, упираясь стопой прямой левой ноги в площадку носок развернуть внутрь. Бросок начинается энергичным разгибанием правой ноги, совмещаемым с поворотом верхней части туловища в направлении метания и переносом тела на левую ногу. После броска туловище поворачивается налево, левая рука поднимается в сторону, а правая- перед грудью.

Вступают в диалог с учителем.

Смотрят технику выполнения метания.

Выполняют метание в цель и на дальность.

Предметные: умение получить информацию о метании.

Личностные: проявление поддержки и уважения друг к другу во время выполнения упражнений

Регулятивные: развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умение объективно оценивать результаты собственного и коллективного выполнения задания, умения контролировать свои эмоции

Коммуникативные: формирование толерантного отношения к сверстникам; умения сотрудничать в группе, совместно выполнять задания

Пространственного восприятия.

4.Первичное осмысление и закрепление.

Подвижная игра « Имя»

Учащиеся становятся в круг, один в середине с мячом, подбрасывая мяч вверх называет имя своего товарища, тот должен поймать мяч как, чтобы он не упал на пол. И игра начинается заново.

Игра малой подвижности «Краски» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Играют в подвижную игру «Имя»

Играют малоподвижную игру «Краски»

Регулятивные: принимают инструкцию учителя и четко следуют ей; принимают и сохраняют учебную задачу в процессе участия в игре; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.

Личностные: Умеют проявлять дисциплинированность, упорство в достижении целей.

Развитие внимание.

Расширение кругозора детей.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам:

Чем занимались на уроке?

В какие игры мы с вами играли?

Что было интересного на уроке?

Отметить активных учащихся.

Ребята, на этом наш урок закончен, до свидания.

Веду в класс

Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Приложение №1

Комплекс ОРУ с теннисным мячом.

1)подтягивание.

1- подняться на носки, руки вверх- подтянуться

3-4 тоже самое

И.п.- принять

2) Круговые вращения руками.

И.п.- о.с.- ноги на ширине плеч, мяч в правой руке.

1- правая рука назад, а левая вперед и вверх, мяч в левую руку.

2 – обратным движением вернуться.

3-4- тоже самое с другой рукой.

3) повороты.

И.п.- о.с.- ноги на ширине плеч.

1-правой ногой на шаг в сторону, руки в стороны, мяч в правой руке, поворот в лево.

2- руки вперед, передать мяч в левую руку.

3- руки в стороны.

4- приставить правую, вернуться в и.п.

5-8- то же в другую сторону.

4)Замок.

И.п.- о.с.- ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке

1- согнуть руки правую через плечо сверху, а левую снизу сзади и переложить мяч в левую

2- и.п. мяч в левой руке

3-4- то же другой рукой

5) наклоны вперед- назад

И. п. -ночи на ширине плеч, мяч внизу.

1 - наклон, мяч вверх

2 - наклон, положить мяч на пол

3- 4- то же самое

6) наклоны в право, влево

1 - наклон в право

2 - выпрямиться

3- наклон влево

4- выпрямиться, руки вверху

5-8- то же самое к другой ноге

7) наклоны

И. п. -ночи на ширине плеч, мяч вверху

1 - наклон к правой ноге, положить мяч на пол у правой ступни

2 - выпрямиться

3- наклон к правой ноге и взять мяч в правую руку

4- выпрямиться, руки вверху

5-8- то же самое к другой ноге

8) сгибания ног в коленном суставе.

И. п . -о.с , мяч в правой руке

1 - сгибая правую ногу вперед, мяч под колено, руки в стороны

2 - взять мяч левой рукой и вернуться в и.п.

3- 4- то же с другой ногой.

9) приседания

Руки перед собой

Мальчики -10

Девочки-6

10) Восстановление дыхания.

И.п.- о.с. ноги на ширине плеч. Руки поднимаем вверх и отводим правую ногу назад, и возвращаемся в исходное положение. Точно так же поднимаем руки вверх и отводим левую ногу назад.

1-руки вверх, правую ногу отводим назад.

2- и.п.-о.с.

3- руки вверх, левую ногу отводим назад.

4- и.п.-о.с.

Приложение 2 Краски Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучится: «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Покупа¬тель».- «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску за¬бирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином по¬вторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают. Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю. Указания к проведению. Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.