Футбол

Вампилов александр валентинович биография. Александр Вампилов: краткая биография и творчество. Анализ произведения "Старший сын"


ru.wikipedia.org


Биография


Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области 19 августа 1937 года. Его отец - Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован. Мать будущего драматурга - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности Александра Вампилова.


В 1955 году А. Вампилов становится студентом историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.


Первый рассказ А. Вампилова - тогда студента третьего курса - «Стечение обстоятельств» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.


В октябре 1959 года, еще учась на пятом курсе, А. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодежь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем до февраля 1964 года.




Окончил филологический факультет Иркутского университета (1960).


Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не однажды ездил в командировки по заданиям «Молодежки».


Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей.


За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»). В том же 1971 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта комедия, объединенная с «Двадцатью минутами с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».


17 августа 1972 года, за день до 35-летия, трагически погиб - утонул в Байкале (перевернулась моторная лодка). На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников»…


В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

Биография



Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.


Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Валентина Никитовича арестовали и причислили к "панмонголистам" - так энкавэдэшники называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.


Объяснять читателю, что такое жить с клеймом родственников "врага народа", думаю, нет необходимости. Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.


Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Мать позднее признавалась: "Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов - трудно ему приходилось..."


Между тем первый талант будущего драматурга проявился еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре.


Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась "Стечение обстоятельств". Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним -А. Санин. В 1962 году редакция "Советской молодежи" решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: "Воронья роща" и "Сто рублей новыми деньгами".


В 1964 году Вампилов покидает "Советскую молодежь" и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами.


Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу "Прощание в июне". Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Случилось это при следующих обстоятельствах.


Александр периодически захаживал на Центральный телеграф за почтой и деньгами. И вот в один из таких приходов он заметил там знаменитого драматурга, славе которого тайно завидовал. Не теряя ни минуты, Вампилов подскочил к знаменитости и буквально прокричал ему в ухо:


Здравствуйте, Алексей Николаевич!


Арбузов от неожиданности вздрогнул, оглянулся и вдруг попятился назад. То ли он испугался, что этот чернявый провинциал в стареньком драповом пальто начнет клянчить у него деньги, то ли еще чего-то, но выражение его лица не сулило начинающему драматургу ничего хорошего. Однако Вампилов не растерялся. Быстро сунув руку за пазуху, он извлек на свет несколько листов исписанной бумаги и произнес:


Я был на семинаре одноактников, который вы вели. Вы меня не помните?


Нет, не помню, - искренне ответил Арбузов и уже повернулся, чтобы уйти.


Однако Александр не дал ему это сделать. Протянув впереди себя свои листочки, он сказал:


У меня с собой оказалась моя новая пьеса, вы не могли бы ее посмотреть?


Арбузов какое-то время медлил, видимо, раздумывая, как поступить. Было видно, что ему не очень хочется иметь дело с начинающим писателем, но последний смотрел с такой надеждой, что драматург не выдержал. Он взял из рук Вампилова пьесу и положил ее в свой портфель.


Хорошо, я прочитаю ваше сочинение, - произнес затем Арбузов. - Только ответ я вам дам не скоро. Позвоните мне, когда закончится чемпионат мира по хоккею.


Пьеса "Прощание в июне", которую Вампилов вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на Вампилова потрясающее впечатление. Несколько дней он ходил вдохновленный и рассказывал о ней всем своим друзьям. Правда, пробить эту пьесу в столице ему так и не удалось: первым ее поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драмтеатр. По этому поводу в декабре того года Вампилов дал интервью газете "Советская Клайпеда", которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга.


В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.


Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте, Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы даже самые отпетые острословы. Одним из его собутыльников был и Николай Рубцов, дела которого тогда шли неважно.


Ты чего грустишь, Николай? - спрашивал его иногда Вампилов. - Опять не печатают? Ну и плюнь! Меня тоже не печатают, но я же не плачу. Пойдем лучше ко мне выпьем!


И они шли в комнату к Вампилову. Там Александр доставал пачку черного чая, заваривал его покрепче, и они с Рубцовым коротали время за тихой мужской беседой.


Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году. Это была "Двадцать минут с ангелом". Затем появились "Прощание в июне" (именно ее читал А. Арбузов), "Случай с метранпажем", "Старший сын", "Утиная охота" (обе- 1970), "Прошлым летом в Чулимске" (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса "Прощание в июне". А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.


К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, "Прощание"-Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера "Провинциальных анекдотов" в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: "Ленфильм" подписывает с ним договор на сценарий "Сосновых родников". Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.


17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.


Вспоминает В. Шугаев: "В тот день я вернулся в Иркутск из поездки, увидел вечером темные Санины окна и вспомнил, что он собирался на Байкал. Ближе к полуночи громко и длинно зазвонил телефон.


Старик, это Глеб. Саня утонул. Я из больницы звоню. Лодка перевернулась. Меня вот спасли, а его нет. - Звонил из Листвянки Глеб Пакулов, иркутский литератор, владелец этой проклятой лодки, которую когда-то мы помогали ему перевозить на Байкал..."


Вот как описывает случившееся Ю. Нагибин:


"Глебушка (Пакулов) в смерти Вампилова не виноват, просто в нем сильнее оказалась сила жизни. Когда их лодка опрокинулась вблизи берега, Глебушка стал истошно орать, и случившиеся на берегу люди пришли ему на помощь. Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит..."


По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.


Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище. Проститься с ним пришли его родные, друзья и совершенно незнакомые люди. И здесь, на кладбище, произошли два странных события, которые многие истолковали как мистические. Во-первых, его друзья забыли принести с собой веревки, на которых следовало опускать гроб в могилу. Как только это обнаружилось, они бросились к кладбищенскому сторожу, но того на месте не оказалось. Стали искать его по всему кладбищу и в конце концов нашли. Пока тот вернулся в свою сторожку, пока достал веревки, пока их принесли к могиле - прошло, наверное, около часа. И все это время гроб с покойным стоял на краю могилы, дожидаясь, когда же... Вот тогда кто-то в толпе произнес: "Не хочет Саня так рано в могилу уходить..."


Эти слова еще раз вспомнили все присутствующие через несколько минут. Когда гроб наконец обвязали веревками и стали опускать в могилу, вдруг выяснилось, что яма маловата...


Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

И звестный русский писатель, специализирующийся на драматургии, прозе, публицистике. Он родился в учительской семье 19 августа 1937. Место его рождения - поселок Кутулик в Иркутской области. Отца своего не знал, так как он попал под волну репрессий и был расстрелян вскоре после рождения сына.

После окончания средней школы Вампилов поступает на историко-филологический факультет Иркутского университета. С самого начала своей учебы он начинает пробовать силу своего пера, пишет коротенькие юмористические рассказы, очерки и фельетоны, которые публикуют как в университетской, так и областной газетах.

Издает он свои произведения под вымышленным псевдонимом А.Санин.
Этим же псевдонимом он подписывает свою первую книгу юмористических рассказов под названием «Стечение обстоятельств». Издана она была в 1961 году.

В начале 1960-х годов он начинает издавать уже драматургические произведения: шутливая пьеса, содержащая только один акт «Ангел» (более известна как «Двадцать минут с ангелом») -1962 г.; «Воронья роща» - 1963;
«Дом с окнами в поле» - 1964; и другие...

В своих самых первых работах Вампилов нередко использует сюжеты известных анекдотов, где его герои участвуют иногда в смешных, а иногда и в странных происшествиях. Как, правило, пройдя через все эти испытания, герои переоценивают свои взгляды на жизнь. Например, в произведении «Двадцать минут с ангелом» герои подвергаются доскональной проверке на свою способность быть бескорыстными (все действие пьесы происходит в провинциальной гостинице). В результате этой проверки делается вывод, что бескорыстной в нашем мире может быть только смерть.

В 1970 году была написана пьеса «История с метранпажем», которая больше напоминала притчу о страхе. В ее основу была положена история, где гостиничный администратор Калошин встречается с собственной смертью. Позже, пьесы «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем» составят общее представление в 2-х частях - «Провинциальные анекдоты». Несмотря на внешнюю комичность данного произведения, в нем часто проскальзывают и трагические ноты.

В 1964-1965 Вампилов начинает активно писать рассказы. Они были изданы в составе коллективных сборников «Принцы уходят из сказок» и Ветер странствий».

В 1965 он заканчивает Высшие литературные курсы (при Литературном институте им. А.М.Горького в г.Москва). В этом же году он случайно знакомится с известным драматургом Алексеем Арбузовым, что имело огромное влияние на его дальнейшую творческую судьбу.

За время учебы им была написана комедия «Ярмарка» (второе название «Прощание в июне»). Сюжет состоит в том, что главный герой студент Колесов, обладавший большой долей цинизма, вследствие событий, происходящих с ним, приходит к выводу, что не всегда деньги решают все и рвет диплом, который он получил не совсем честным путем. В этой пьесе опять возникает уже используемый Вампиловым в более раннем творчестве образ ангела, который помогает герою преобразиться, понять вечные ценности.

«Прощание в июне» и «Провинциальные анекдоты» составили единый сатирический цикл. В планы Вампилова входило написание пьесы «Белореченские анекдоты», но он просто не успел этого сделать.

По возвращению в Иркутск он продолжает издавать пьесы. Драматургия становится его коньком. Пьесы его издаются в таких известных журналах, как «Театральная жизнь», «Театр», «Современная драматургия», их начинают включать в репертуар лучшие театры страны. В печати даже появляется термин «театр Вампилова».

В 1967 году Вампилов пишет свои знаменитые пьесы «Утиная охота» и «Старший сын».

В комедии «Старший сын» им поднимается тема вечных человеческих ценностей - любви, понимания и прощения между людьми, преемственности поколений. Тема отношений отца и сына пронизана личной болью автора, которому так и не удалось пообщаться с родным человеком.

Сюжет пьесы «Утиная охота» построен на том, что приятели решили разыграть главного героя Зилова и послали ему траурный венок, который еще и сопровождала телеграмма-соболезнование. Вследствие этого, перед глазами героя проходит вся его жизнь, он пытается уверить себя, что все еще жив. Он понимает, что всю жизнь гонялся за бессмысленными удовольствиями, а на самом деле бежал от себя. Единственный интерес для него представляла утиная охота. И, когда интерес к ней был утрачен, он захотел прервать эту никчемную жизнь. Но Вампилов оставляет своего героя жить, хотя трудно назвать жизнью то существование, которое влачит Зилов. Эта пьеса стала одним из самых знаменательных событий в драматургии конца 1960-х.

В 1972 была написана драма «Прошлым летом в Чулимске». В ней писатель создает свой лучший женский образ - юную работницу чайной в провинциальном городке - Валентину. Она на протяжении всей пьесы борется за то, чтобы сохранить палисадник, который постоянно вытаптывают бездушные люди, хочет сохранить в себе «душу живу».

Сколько еще интересных пьес было бы написано этим талантливым человеком! Но, к сожалению, его жизнь трагически оборвалась 17 августа 1972 года он утонул в озере Байкал.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Вампилова Александра Валентиновича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Александр Валентинович Вампилов драматург (19.8.1937 пос. Кутулик Иркутской обл. — 17.8.1972, утонул в озере Байкал). Отец — обрусевший бурят, директор школы, мать — учительница, дочь православного священника. Вампилов вырос в Сибири, в 1960 году окончил филологический факультет Иркутского университета, затем работал журналистом и вплоть до своей ранней смерти жил в Иркутске.

В 1959 и в 1960 в сборниках были опубликованы две одноактные пьесы Вампилова, в 1961 году (под псевдонимом А. Санин) — небольшой сборник юмористических рассказов, тех, что с 1958 печатались в журнале «Ангара». Его третья одноактная пьеса "Дом окнами в поле" (1964) появилась в журнале «Театр». В это время он учился на Высших литературных курсах Союза писателей СССР и нашел признание у В. Розова и А. Арбузова, в рукописи познакомившихся с его первой большой пьесой "Прощание в июне ", написанной в 1965. Ее публикация в 1966 в журнале «Театр» принесла Александру Вампилову известность в СССР (до 1970 более 100 постановок его пьес), хотя на сценах Москвы и Ленинграда пьесы этого автора появились сравнительно поздно. Кроме трех ранних одноактных пьес, Вампилов написал 5 драматических произведений, из которых особенно большим признанием пользуется пьеса "Утиная охота " (1970). Пьеса Александра Валентиновича "Провинциальные анекдоты " (1971) стала самым большим событием на семинаре молодых драматургов СССР (Дубулты, в Прибалтике). Премьеры двух его последних пьес проходили уже после смерти Вампилова: он утонул, выехав на Байкал на весельной лодке.

Александр Вампилов обладал необычайным драматургическим талантом, проявившемся в форме комедии, раскрывающей моральные проблемы, особенно — честности по отношению к себе и другим людям. Он был «в первых рядах того поколения русских драматургов, которое стало известным после смерти Сталина» (H. Segel). Пристрастие Вампилова к парадоксальным ситуациям сказывается уже в его пьесе "Дом окнами в поле ", в которой два человека, только расставаясь после трех лет знакомства, понимают, что любят друг друга. В пьесе "Прощание в июне " говорится о том, какие формы приобретает коррупция в университетских кругах. В пьесе "Старший сын " (1968), носившей прежде другие названия: "Нравоучение с гитарой", "Свидание в предместье", "Предместье", ставится проблема лжи и обмана, воздействие которых проявляется благодаря доверчивости обманутых. В пьесе "Утиная охота " речь идет о слабовольном человеке, хорошо умеющем приспосабливаться и неискреннем; лишь на некоторое время чрезвычайный внешний толчок приводит его к осознанию самого себя, а затем он снова входит в прежнюю жизненную колею. Пьеса "Прошлым летом в Чулимске " (1971) представляет собой любовную историю, которую драматург переплетает с часто встречающейся у него проблематикой компромисса в ситуации, когда пробуждение совести сочетается с отсутствием силы характера. "Провинциальные анекдоты " (также под названием "Два анекдота") — пьеса, состоящая из двух самостоятельных сюжетов, данных в сатирическом ключе и связанных между собой местом действия: гостиница в провинциальном городке. Один сюжет — "История с метранпажем " (1971) — это современный вариант комедии ошибок, напоминающий о гоголевском «Ревизоре»; другой — "Двадцать минут с ангелом " (1970) — гротеск, представляющий неспособность большинства людей к принятию бескорыстной помощи и даже к осознанию, что таковая вообще возможна.

Пьесам Вампилова свойственны насыщенность и многоплановость, замедленное выявление характеров и психологическая убедительность. Его внимание сосредоточено на слабостях современного человека, которые он изображает большей частью в комически заостренных ситуациях из повседневной жизни, выявляя их моральную значимость.


Читателям Литературные имена А. В. Вампилов

Александр Валентинович ВАМПИЛОВ

Автор четырех больших пьес и трех одноактных (считая ученическую «Дом окнами в поле»), трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене, издавший при жизни лишь небольшой сборник рассказов (1961) – Вампилов (1937–1972) тем не менее произвел революцию не только в современной русской драматургии, но и в русском театре, разделив их историю на до- и послевампиловскую. (Лейдерман Н.)

Ресурсы интернета

Российская Литературная Сеть: Вампилов Александр Валентинович

Биография и личность Александра Вампилова

Википедия: Вампилов Александр Валентинович

Владимир Бондаренко. Черемховский подкидыш (Нетрадиционное прочтение Вампилова)
Он родился в Черемховском роддоме 19 августа 1937 года. У него была дружная большая семтебеья: папа, Валентин Никитич, и мама, Анастасия Прокофьевна, еще три сестры и брата. Родители - потомственные учителя, а отец - не просто учитель литературы, но директор школы в Кутулике. Валентин Никитич заранее знал, что младший сын будет писателем. Он и назвал его в честь Александра Сергеевича Пушкина, столетие гибели которого в 1937 году отмечала вся страна.
В роддом он писал жене: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так во сне я все вижу писателей... Боюсь, как бы писатель не родился…»

Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. Жизненный путь
1944 год. Мальчик пошел в первый класс. Младший сын школьного завуча (Анастасия Прокопьевна к этому времени уже заведовала учебной частью): на старых фотографиях круглая, остриженная под машинку, плюшевая головка, длинные тонкие брови, нежный рот, чуть раскосые глаза. Детским строением лица он напоминает известный портрет таганрогского гимназиста – сына Павла Евграфовича Чехова – Антона, тоже круглолицего и узкоглазого, но у того лицо, серьезнее и горше, у нашего пионера взгляд прямой, нетерпеливый, выражение простодушное, нежное, домашнее.
Как и положено сыну учительницы, он учился хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. О способностях к рисованию мы можем судить по обложке «Стечения обстоятельств», которую автор оформил сам.

Жилкина Татьяна. Родился гением
Чего не выносил – так это фальши и даже маломальской недосказанности в человеческих отношениях. С детских лет жила в нем легкость, неуловимое очарование артистической натуры и в то же время какая-то загадочная сдержанность, которая влекла к нему. В том числе женские сердца…

Румянцев А.Г. Как родился прозаик Александр Вампилов? Воспоминания о Вампилове (отрывок)

Федор Раззаков. Александр Вампилов
Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте, Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы даже самые отпетые острословы.

Валерий Алексеев. Вампилов всегда будет востребован
Хотя Саша и говорил поэту Николаю Рубцову: «Плюнь, что не всегда печатают – меня тоже, я же не плачу…», он, конечно же, переживал. Просто всегда переходил на самоиронию, держался…

Валерий Стуков. По канату – к признанию
Мы называли его канатоходцем, человеком, испытывающим судьбу. Ну, для чего, скажем, ему однажды понадобилось «прогуляться» по перилам Ангарского моста? Для того, чтобы испытать себя, объяснял Вампилов эту свою «странность». А сколько раз ему приходилось «испытывать судьбу» в самом начале своего творческого пути!

Игорь Петров. Гитара милая, звени, звени...
Гитара в руках Сани чутко следовала содержанию стихов. Характер аккомпанимента менялся с каждой строфой – от размеренного чередования басов с аккордами до красочных арпеджированных переборов или упругого маршеобразного ритма. Мы не интересовались, чья это музыка (как выяснилось позже, некоторые мелодии были сочинены самим Вампиловым), главное – для многих из нас строки еще полуопального поэта явились настоящим откровением. Год спустя выйдет двухтомник Есенина, и мы догие часы будем стоять в очереди у магазина «Знание», что напротив памятника Ленину, чтобы стать обладателями этого еще усеченного, но драгоценного для нас издания.

Елена Орлова. Первый успех Александра Вампилова. Иркутские актеры вспоминают, как это было

Сергей Пальчиковский. Для того, чтобы стать популярным, Александру Вампилову пришлось утонуть

Вампилов А. Письма

Федор Раззаков. Как уходили кумиры. Вампилов Александр

Статьи о творчестве Александра Вампилова

Энциклопедия Кругосвет: Вампилов, Александр Валентинович
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе «Двадцать минут с ангелом», действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. «История с метранпажем» вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты».

Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества
Книга предлагает всесторонний анализ творчества Александра Вампилова, раскрывает своеобразие его поэтики и идейно-нравственных исканий, исследует природу новаторства Вампилова-драматурга. В ней рассмотрен характер взаимосвязи творчества Вампилова с процессами литературно-общественной и художественной жизни шестидесятых – семидесятых годов.

Лейдерман Н. Современная русская литература – 1950-1990-е годы
Том 2, 1968–1990, глава 7
Александр Вампилов. Источники поэтики

Целое литературное/театральное поколение (Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Казанцев, Л. Разумовская, А. Соколова, В. Арро, А. Галин) взошло на волне вампиловского успеха, их пьесы были названы в критике 1980-х «поствампиловской драматургией» – и действительно их драматургический метод непосредственно вырастает из художественных открытий, совершенных Вампиловым.

Елена Сироткина. Драматургия «оттепели»
Очень интересно творчество Александра Вампилова. Его главное достижение – сложная полифония живых человеческих характеров, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем наделенных ярко выраженными индивидуальными чертами. Уже в первой лирической комедии Прощание в июне (1965) отчетливо обозначились приметы героя, который в разных обличьях прошел затем через другие пьесы Вампилова.

Людмила Иванова. Александр Вампилов и пушкинская литературная традиция
Сегодня не так много имен, которые бы напрямую соотносились с русской классической традицией. Вампилов - одно из них. И, может быть, наипервейшее.

Виталий Камышев. Необходимость Вампилова
…Многим сегодня уже кажется, что Вампилов давно нами «пройден». Уверен: на самом деле он еще толком и не разгадан, а его опыт познания человека нам более чем необходим.

Моторин, Сергей Николаевич. Творчество Александра Вампилова и русская драматургия 80–90-х годов XX века. Автореферат диссертации
Одним из наиболее интересных и загадочных явлений в русской литературе второй половины XX века является творчество Александра Вампилова. Несмотря на то, что судьба отвела ему всего лишь тридцать пять лет жизни, а его литературное наследие совсем невелико по объему (несколько десятков фельетонов, очерков и рассказов, три одноактных и пять многоактных пьес), Вампилов по праву считается выдающимся драматургом современности, ведь далеко не каждому автору удается создать нечто целостное, развивающееся по своим законам, подчиняющееся особой эстетике, то есть свой собственный «театр».

Ионова Г.В. Урок-конференция по пьесе А. Вампилова «Старший сын»

Утиная охота
История создания и публикации. Персонажи. Сюжет. Критика о пьесе. Театральные постановки. Первая постановка. Известные постановки. Экранизации. Литература.

Мастерство в построении сюжета (По одному из произведений русской драматургии XX века - А.В. Вампилов «Утиная охота»)
В известной пьесе «Утиная охота» Александр Вампилов воспользовался нестандартным сюжетом, позволившим ему создать галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство.

Характер бытовой обстановки в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»
Как и во многих других пьесах Вампилова, быт в «Утиной охоте» имеет определенную смысловую и художественную значимость. Правда, на сочном, ярком и живописном фоне остальных вампиловских пьес бытовая обстановка «Утиной охоты» выглядит почти стерильной, заведомо огражденной от случайностей и неожиданностей жизни. Более того, быт в пьесе выглядит омертвевшим Он словно отделен завесой от читателя.

Рецензия на пьесу А.В. Вампилова «Прощание в июне»
Дар драматического писателя - из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы актер не переминался праздно на подмостках, - иначе заскучает зрительный зал. И мало ли еще что надо! Но главное, чтобы пьеса дышала жизнью - подлинной, узнаваемой.
Всеми этими дарами «милостью Божьей»" был награжден замечательный драматург А. Вампилов.

Произведения Александра Вампилова

Рассказы

Письма

Драматургия

Галерея

Вампилов Александр Валентинович. Галерея
Фотографии разных лет, портрет Вампилова (резцовая гравюра) Олега Беседина, фото памятников драматургу, обложки книг.

Воспоминания о студенческих годах Александра Вампилова проиллюстрированы фотографиями той поры

Я знаю, я старым не буду… Александр Вампилов. Документальный фильм. 2009, Россия
Документальный фильм «Я знаю, я старым не буду... Александр Вампилов» рассказывает о трагической судьбе Александра Вампилова.
В фильме использована уникальная кинохроника, фотографии и материалы из личных архивов вдовы драматурга О. Вампиловой и его сестры Г. Гусевой.

Александр Вампилов: Документальный фильм

А.В. Вампилов. Жизнь и творчество драматурга
В 10-минутном видеоролике собран документальный материал, который может быть использован для ознакомления учащихся на уроках литературы.

Музей Вампилова
О Доме-музее А. Вампилова в Иркутске – об экспозиции, акции дарения, подготовительных работах к открытию. Дата открытия – 19 августа 2012 г.

Библиография

Александр Валентинович Вампилов. Сочинения. Литература.

Иркутский областной фонд А. Вампилова
Произведения А.Вампилова
Литература о А.Вампилове

Александру Вампилову судьба уготовила короткую, но яркую жизнь. По отзывам современников, этот талантливый человек тонко балансировал на грани между рискованными идеями и жизнью обычного советского человека. Творческие новшества, которые он применил в своих произведениях, присущи новому поколению писателей и поэтов. Последователи литературного жанра называют Александра великим русским драматургом мирового значения, который неустанно искал свое истинное предназначение.

Вампилов является уроженцем города Черемхово в Иркутской области, где он появился на свет 19 августа 1937 г. Его семья на тот момент жила в поселке Кутулик Черемховского района и состояла из представителей разных народностей. Мама – русская, папа – бурят, оба очень интеллигентные и образованные люди, работали в местной школе. Сашин отец, знавший в совершенстве несколько иностранных языков, после окончания с отличием Иркутского университета был назначен директором этой же школы. Маленький Саша был четвертым ребенком в их дружной семье.

После неоправданного доноса старшего Вампилова арестовали и по решению суда расстреляли. Через два десятка лет он был реабилитирован, но семейству все это время пришлось жить с клеймом родственников «врага народа». Именно эти тяжелые годы, лишившие Александра детства, закалили юношу и подготовили к новым трудностям в жизни.

После окончания школы будущий писатель делает попытку стать студентом историко-филологического факультета в Иркутском университете. Он смог поступить в высшее учебное заведение только со второй попытки, уже в следующем году.

Атмосфера, царящая в университете, способствовала расцвету творческих замыслов студенческих самодеятельных сообществ. Одним из лидеров такого литературного объединения и стал студент Вампилов, не отличающийся усердием к учебе и предпочитающий делать только интересные для него занятия, а именно писать.

Творческая деятельность

На протяжении всего обучения в университете у Александра возникали различные творческие идеи. Имея отменный музыкальный слух, он был душой студенческой компании в различных литературных конкурсах и музыкальных фестивалях. С третьего курса Вампилов понимает, что истинная муза всей его жизни – это сочинение драматических произведений. В 1958 г. молодым автором был опубликован первый рассказ «Стечение обстоятельств». Это произведение увидело свет в нескольких журналах и литературных альманахах.

С пятого курса одаренный студент начинает работать корреспондентом в областной газете «Советская молодежь». Александр смог освоить публицистический жанр, и его очерки и фельетоны на тот момент были особо популярны. Начинающие авторы, собираясь в редакции популярной газеты для обсуждения новых и популярных произведений, создали Творческое молодежное объединение. В дальнейшем его многие участники получили путевки в Союз писателей СССР. После освоения Вампиловым жанра драматургии и успешных постановок его пьес, в 1965 г. он был принят членом в это почетное литературное объединение Советского Союза.

Вплоть до трагической гибели на озере Байкал в 1974 г., где мастер пера и прозы готовил очередные очерки для публикации, он был на острие всех литературных изысканий авторов Сибирского края. Александр Валентинович Вампилов создал не так много драматических образов, но колоритное своеобразие его творений оставило яркий и неповторимый след.

Очень кратко

Александр Вампилов – замечательный прозаик-публицист, который написал множество замечательных произведений, статей, художественных записок, драматургических произведений. Весьма талантливый человек, который доказал всем, что он может заниматься тем что ему нравиться, и получать достойный доход за своё любимое дело, что мотивировало многих людей, которые следили за его деятельностью на личные свершения.

Александр Вампилов – родился данный литературный деятель в поселке Кутулик, в 1937 году, в довольно таки простой семьей, далеко ничем не примечающейся, в ней не было никаких творческих людей, или знаменитых персон. Это была простая семья, которая старалась выжить, как могла. Однако с самого детства мальчика начали преследовать несчастия. Когда он был маленький, его отца расстреляло новое правительство, так как тои был не доволен действующей властью, а мать Вампилова воспитывала многодетную семью, что также сыграло немаловажную роль в развитии личности мальчика.

Несмотря на многие невзгоды, мальчик на удивление вырос вполне уравновешенным юношей, который поступил в 1955 году на факультет филологии в один из Иркутских университетов. Хоть и не с первого раза, но Вампилову всё же удалось попасть на факультет той науки, которой он хотел заниматься, и развивать себя в этом направлении. Также во время учёбы в университете Вампилов издаёт один рассказ, и пишет множество небольших рассказов, а по окончанию своей учебы в университете он издаёт свой собственный сборник рассказов.

Также, по окончанию учёбы в университете он начинает активно заниматься литературной деятельностью, работает корреспондентом в газете, и после некоторого времени работы в газете он отправляется на двухгодичные курсы литературы. После данных курсов, он, получив достаточное количество знаний, возвращается на родину, так как курсы проводились в Москве, и там за несколько лет пишет множество отличных произведений.

О личной жизни Вампилова можно сказать немногое. Он был женат два раза, и второй для него стал последним. К сожалению автор таких замечательный произведений погиб в 1972 году, после того как лодка в которой он плыл по озеру Байкал перевернулась.

  • Островский Александр Николаевич

    Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе - Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе.

  • Сергий Радонежский

    Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.