Хобби

История любви Петра и Февронии. День семьи, любви и верности. День влюбленных. Дополнительный день празднования памяти святых петра и февронии Петр и феврония муромские когда праздник

Post Views: 547

Традиции на День семьи, любви и верности

Главные традиции в этот день - богослужения в храмах, паломничество в монастырь где находятся мощи святых Петра и Февронии, молитвы святым, регистрация браков, помолвки, гадания на суженых, привороты на любимых.

В праздник принято обращаться к святой супружеской паре для того, чтобы помолиться о любви, семейном браке, возможности жить в согласии и благополучии. В День семьи, любви и верности многие люди просят благословения на бракосочетание у своих родителей. Обращаясь к святым супругам, молодые люди просят найти большую, настоящую любовь, а люди постарше просят о семейном счастье. Таким образом, праздник обладает определенным оттенком религии.

В народе 8 июля отмечалось по-своему. Проводились купальские игры, затем определялись пары суженых, а на следующий день заключались счастливые браки.

8 июля считалось Днём первого покоса, а также зрелости лесных и полевых трав. Вечером данного дня выходила различная нечисть, чтобы отметить праздник вместе с довольным лешим.

После 8 июля можно спокойно купаться в различных водоемах, так как русалки уплывают от берегов и засыпают до весны.

Государственные власти каждый год вручают ценную медаль «За любовь и верность». Данная награда достается только тем семьям, которые сумели прожить вместе не менее 25 лет. Данная медаль обладает поистине значимым внешним оформлением, так как на ней изображается символ праздника и лики святых супругов, которые по-прежнему являются примером для многих семей. У медали есть уникальный лозунг, а именно «За любовь и верность семье».

— Многие молодые люди верят в то, что брак, который будет заключен 8-ого июля, сулит продолжительную семейную жизнь, способную стать обеспеченной и счастливой. В связи с этим, многие пары решают проводить бракосочетание именно 8-ого июля.

Праздник является народно-православным, поэтому он отмечается на разных уровнях. В каждом случае праздник оказывается поистине интересным и особенным. К тому же принято считать, что в этот день русалки уходят вглубь водоемов, поэтому можно отпускать любимых мужчин на рыбалку. Если же ориентироваться и на то, что существуют такие мнения относительно праздника, можно отметить и тесную связь с народными обрядами, природой.

— В церквях принято проводить службу. Многие прихожане молятся Петру и Февронию, молясь за счастье семей, верность, взаимопонимание, крепкую любовь и здоровье близких людей.

Приметы на день семьи, любви и верности

Жаркий день – жара еще 40 дней продержится. Засуха в июле – не жди грибов до самой осени. Если помолиться перед иконой святых Петра и Февронии, то семью будет ожидать благополучие и счастливая жизнь. Если 8 июля посвататься, то будущая семья будет крепкой и дружной. В День Петра и Февронии можно просить у святых здоровья и благополучия для своих детей. Если на Петра и Февронию, 8 июля, купец отработает бок о бок с женой весь день, то в семье весь год будет достаток. Мыши и свиньи 8 июля есть сено начали – будет очень плохой покос. Если рассада хорошо пьет воду для полива, значит, в дни сенокоса, по приметам, будет сухо, и наоборот.

После Петра и Февронии не до жупана (теплая одежда уже не нужна, так как наступает настоящая летняя жара). Подует студеный ветер с севера - дождь разгонит, принесет ясную погоду. После многодневного сильного восточного ветра всегда бывает дождь. Много в поле кашки - быть сеногною.

Что нельзя делать в день Петра и Февронии

Так праздник семьи любви и верности и история Петра и Февроний тесно переплелись. Петр и Февроний муромские стали воплощений тех семейных ценностей, которых в наше время часто не хватает. Но, как водится, на праздник в церковном календаре июля есть свои запреты. Главный запрет на Петра и Февронии касается следующего: венчаться в день памяти Петра и Февронии нельзя, зато обручаться можно. Нельзя употреблять рыбные блюда, так как в разгаре Петров пост. В этот день в народе не принято трудиться в саду и огороде, разрешено только делать мелкие бытовые дела. Нельзя шить и заниматься рукоделием. В праздник категорически запрещено ссориться, ругаться и даже думать о плохом.

Легенда праздника

Легенда о чете переходит из уст в уста. Однажды Пётр заболел неизвестной болезнью. Его тело покрылось странными пятнами, которые уродовали кожу. Князь не знал, что делать. Кто-то сказал ему про крестьянку-кудесницу Февронию, которая может излечить от любых недугов. Князь немедленно направился к ней. Девушка дала ему мазь и велела намазать все пятна, кроме одного. За свою работу Февронья просила взять её в жены. Но Петр не спешил жениться на простолюдинке. До тех пор, пока пятна снова не появились на его коже.

Это произошло из-за одного пятна, которая хитрая Феврония просила не трогать. Тогда князь снова пришел к девушке и уже полностью избавился от напасти. На радостях он все-таки взял крестьянку в жены. К его великому удивлению, девушка оказалась работящая, хозяйственная, ласковая, добрая и понимающая. Довольно быстро он влюбился в жену и не представлял, как жил без нее ранее.

Их семья, основанная на лжи, внезапно обрела настоящую любовь и стала символом истинной преданности. Они везде были вместе, стараясь не покидать друг друга надолго. Перед смертью они приказали похоронить их в одном гробу. К общему удивлению, Пётр и Феврония умерли в одно время.

Хранить их в одном гробу не стали, положив рядом, но в разные гробы. Прошли похороны, и на следующий день их тела были найдены в одном гробу, что посчитали чудом, доказывающим вечную любовь и верность.

Символика праздника

Хотя праздник, знаменующий верность и брак, имеет небольшую историю, он уже обзавелся своей символикой. Первоначально это ромашка - полевой цветок, который символизирует чистую и наивную любовь, а также природу и лето. Данный символ встречается на всех предметах, посвященных празднику. Считается, что ромашка поможет сделать праздник узнаваемым, внести его в массы. К цветку добавлены два лепестка красного и синего цвета, обозначающие флаг России.

Другим символом торжества является «Награда за любовь и верность», которая вручается со всем необходимым торжеством наилучшим семьям страны. Таковыми считаются многодетные и семьи, история брака которых насчитывает от 25 лет. На одной стороне награды в виде медали красуется ромашка, а на другой - лики святых Февронии и Петра. Начиная с 2008 года, было вручено 128 медалей для 128 семей. Каждая семья получает сертификат на образование или единовременную денежную выплату. Подарки меняется ежегодно, пока что не установлены точные критерии презентов. Так как символами дня являются святые Феврония и Петр, им были воздвигнуты несколько памятников в различных городах России. Таким образом, правительство намерено придать празднику массовости, сделать из него национальные традицию.

Заговоры 8 июля

Заговор при воспалении кожи лица

Взять палку, которую переступила трехлетняя кобыла, сжечь ее со словами:

Иди, дым, не вниз, не вверх,
А вбок, на болотный мох,
Возьми с собой в спутники гнойники.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лечение грибка на ногах

Пропитайте шерстяные носки смесью из винного уксуса со взваром череды и чистотела, наденьте их на час-полтора, затем обмойте ноги крепко заваренной ромашкой, вытрите ноги насухо и наденьте чистые льняные носки. После двух-трех процедур вы избавитесь от
грибка.

Лечение при расширении вен

Свиное легкое нарежьте на кусочки, добавьте небольшое количество серы и приложите на ночь к больным венам, замотайте их. Утром осторожно снимите, обмойте ноги крепким раствором ромашки и промокните их мягким полотенцем. После месячного курса вены на ногах заметно подберутся и перестанут ныть и тянуть.

День посвящен святым Петру и Февронии Муромским, особо почитаемым покровителям семейного счастья, домашнего очага, любви и верности супругов.

Согласно легенде, однажды Петр, еще не ставший правителем, заболел проказой, и ничто и никто не могло помочь ему помочь.не мог ему. Но как-то во сне Петру открылось: исцелить его сможет некая Феврония, крестьянская девушка, что живет в Рязанской земле. Ее отыскали, но плата за исцеление князя была — жениться. Петр – нечего делать — согласился, но, едва поправился – взял слово назад.

Болезнь вернулась с новой силой. Вновь Петру пришлось просить Февронию вылечить его, и теперь уже пришлось исполнить обещание – жениться. Но семейная жизнь их сложилась так, что князь о том, что его фактически принудили, не пожалел.

Когда Петр стал княжить после смерти брата, бояре взбунтовались, не желая, чтобы ими правила какая-то крестьянка, и поставили Петра перед выбором – или жена, или убраться из города. Выбрав последнее, супруги отправились в плавание из Мурома по Оке. Простой народ, однако, не желал иных правителей, и княжеская пара вернулась.

Правя с мудростью и живя в согласии, достигли они преклонного возраста и, приняв монашеский постриг, молились оба, чтобы и умереть в один день. Это их желание сбылось, но их последнюю просьбу – быть похороненными в одном гробу — посчитали непристойной для их положения и не исполнили.

Но уже на следующий день тела супругов неведомым образом перенеслись из разных обителей и воссоединились. Святые Петр и Феврония были канонизированны в 1541 году. Им принято молиться о благословении к свадьбе, о благополучии семьи, взаимопонимании и верной любви.

Если католический день святого Валентина посвящен всем любящим, то день Петра и Февронии — лишь тем, кто скрепил свою любовь священными узами брака, и, быть может, именно поэтому он в нашей стране значительно тесним западным днем всех влюбленных.

С этим днем на Руси была связана весьма любопытная купеческая примета. Считалось, чтобы увеличить достаток в лавке и доме, торговец должен весь день проторговать вместе, рядышком со своей супругой.

Были у этого дня и обычные погодные и хозяйственные приметы. Так, заранее огорчались худому покосу, коли и мыши, и свиньи принимались поедать сено, или если на лугах цвела во множестве кашка. Рассада, требующая много поливки, предвещала хорошую погоду в сенокос, а та, которой этого не требовалось – сенокос мокрый.

Поговорка «После Ивана не надо жупана» означает, что от дня Ивана Купалы, отпразднованного накануне, после дня Петра и Февронии, обычно ожидали еще 40 знойных дней.

У святой Февронии было прозвище – Русальница. Поверье гласило, что в эту пору русалкам нравится водить свои хороводы по берегам водоемов, и нужно быть близ них особенно осторожными и также с легкой опаской купаться, ведь девам водяным ничего не стоит свести человека с ума, защекотать до смерти или утащить на дно.

Согласно Житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час ‑ 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято‑Троицком женском монастыре в Муроме.

В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше ‑ о семейном согласии. День Петра и Февронии считается в народе счастливым для любви. Также, по народным приметам с этого дня следует ждать сорок жарких дней.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника 8 июля в День покровителей святых князей Петра и Февронии ‑ "Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья". Первое празднование пройдет 8 июля этого года в Муроме, на родине святых Петра и Февронии.

Многие люди слышала про день Петра и Февронии. Число празднования ежегодно выпадает на 8 июля. В православной традиции эти святые являются покровителями любви и брака. С 2008 года в России ко Дню Петра и Февронии приурочили День семьи, любви и верности.

У наших предков с этой даты снимался запрет на купание в водоемах и заготовку трав. Считалось, что русалки с берегов уходят вглубь рек и озёр, поэтому купаться становится безопасно.

День Петра и Февронии: история праздника

По легенде, князь Петр проживал в Муроме и болел проказой. Однажды ему приснился необычный сон, в котором его исцелила с помощью трав молодая крестьянка Феврония. Петр занялся поисками девушки из сновидения и смог её отыскать. Проживала она в Рязанских землях. Феврония исцелила князя, а в благодарность за это он взял её в жены. Пара прожила в любви и согласии до глубокой старости.

В преклонном возрасте Петр и Феврония постриглись в монашество и попросили Господа о том, чтобы умереть в один день. Скончались они по поверью действительно в один день 8 июля 1228 г. (по новому стилю). Их тела поместили в разных обителях. Но уже утром люди обнаружили, что они находятся вместе.

В 1547 г. Петра и Февронию причислили к лику святых. Они становятся покровителями брака и семьи. Православная церковь почитает их память ежегодно 8 июля.

День Петра и Февронии: традиции

К Петру и Февронии обращаются с просьбами подарить счастье в браке. Брачующиеся в этот день просят у святых благословения, а семейные люди – благополучия. На Руси с этой даты и до Петрова дня было принято играть свадьбы. Считается, что браки, заключенные в этот период, очень крепкие. Многие и сегодня стараются сыграть свадьбу 8 июля, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь рядом с любимым человеком.

В этот день в храмах совершается богослужение. Мощи святых хранятся в Свято-Троицком женском монастыре, расположенном в г. Муром. Сюда 8 июля многие верующие люди совершают паломничество.

Незамужние женщины гадают на суженного. Популярным считается гадание на сон. Чтобы увидеть в сновидении будущего супруга спать необходимо в одиночестве. А перед сном положить под подушку расческу и сказать:

«Суженый-ряженный приходи во сне меня расчёсывать».

День Петра и Февронии: приметы и поверья

  1. Погода, которая стоит 8 июля, продержится ещё 40 дней.
  2. Чтобы семейная жизнь была счастливой и благополучной в этот день обязательно нужно помолиться перед иконой святых.
  3. Хорошей приметой считается посвататься или сыграть свадьбу 8 июля.
  4. У святых можно просить о здоровье и счастье для своих детей.
  5. Тот, кто весь день проведет со своей семьёй, будет жить в достатке и любви.

День Петра и Февронии: что нужно делать и чего делать нельзя

Праздник приходится на Петров пост. Если дата выпадает на вторник, четверг или выходные дни, то в пищу можно употреблять рыбу. В понедельник разрешено есть горячую пищу без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.

Этот день лучше провести в молитвах о семейном счастье, посетить храм и поставить свечи за здравие своих близких. Нельзя проводить различные магические обряды, злословить, сплетничать, ругаться. Так как дата выпадает на Петров пост, то нельзя венчаться.

День Петра и Февронии: что дарят 8 июля?

В этот день принято дарить близким людям иконы с изображением святых. Особой силой обладают образы, вышитые своими руками. Символом этого дня являются ромашки. Поэтому можно подарить любимой девушке букет из этих цветов.

Не стоит забывать, что внимание и забота – это лучший подарок для близких. Отложите все дела и постарайтесь провести время с любимым человеком. Сходите вместе в кино или отправьтесь на природу.

Видео: идеальный брак Петра и Февронии

Даже в современном мире брак Петра и Февронии является эталоном для влюбленных и супружеских пар. Праздник, посвященный святым, имеет богатую историю и множество традиций и обычаев, которые являются актуальными по сей день. Из нашей статьи вы узнаете о том, как отметят День семьи, любви и верности в 2018 году.

С давних времен Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака. Влюбленные пары обращаются к святым с молитвами о любви и семейном благополучии . Именно в честь их почитания ежегодно 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Традиция отмечать этот необычный праздник была установлена еще в 2008 году и по-прежнему остается популярной..

История праздника

Согласно легенде, однажды муромского князя Петра одолела сильная хворь, которую не мог исцелить ни один лекарь. С каждым днем мучения больного становились сильнее, и тогда ему посоветовали обратиться к крестьянке Февронии. Ответив согласием на просьбу князя, крестьянка потребовала, чтобы взамен Петр взял ее в жены. Однако как только болезнь покинула его, князь уехал, нарушив свое слово. Спустя время он почувствовал себя хуже, из-за чего ему вновь потребовалось отправиться к Февронии. После излечения Петр наконец-то согласился жениться на крестьянке, о чем впоследствии не пожалел. На протяжении долго времени они были счастливы и любили друг друга, а после приняли монашество и прожили остатки жизни в разных монастырях, но, несмотря на это, умерли в один день. По сей день влюбленные отмечают праздник Петра и Февронии и возносят им молитвы о семейном счастье . Однако на Руси событие было посвящено исключительно семейным парам.

Как отмечают праздник Петра и Февронии в 2018 году

Этот радостный и поистине светлый день традиционно отмечают шумно и весело. В 2018 году влюбленные пары смогут посетить родину святых Петра и Февронии — город Муром, где пройдут различные фестивали, ярмарки и состоятся праздничные концерты. Именно в этом месте каждый желающий сможет найти себе развлечение по вкусу и отметить событие незабываемо.

Не стоит забывать о том, что в первую очередь праздник носит религиозный характер. С самого утра во всех храмах нашей страны пройдут богослужения, во время которых верующие смогу помолиться за свою семью . Если вы еще не нашли свою вторую половинку, обратитесь к святым с молитвой о любви, а если ваш брак находится на грани разрыва, попросите Петра и Февронию о сохранении семьи. Если ваши обращения будут по-настоящему искренними, Высшие силы обязательно откликнутся на ваши просьбы.

Пары, решившие связать друг друга узами брака, смогут попросить благословения у Петра и Февронии. Древняя традиция гласит, что влюбленные, чья свадьба состоялась в этот день, проживут вместе долго и счастливо.

Как и в большинство праздников, в День семьи, любви и верности принято приглашать в дом гостей и накрывать праздничный стол. Однако не стоит забывать, что в 2018 году Петров пост закончится только 11 июля, а значит, на столе не должны присутствовать блюда из мяса, яиц и молока. Так как праздник состоится в воскресенье, в качестве угощений можно подавать рыбу, а также красное вино.

На Руси в этот день молодые девушки собирались вместе и . Однако православная церковь не приветствует проведение различных ритуалов и гадания, поэтому делать это не рекомендуется.

Страх перед одиночеством довольно часто заставляет нас задуматься о создании семьи, но порой найти вторую половинку довольно сложно. В день Петра и Февронии у вас появится возможность обратиться к святым с молитвами о замужестве и семейном счастье , с помощью которых вы сможете обрести свою любовь. Желаем счастья вам и вашим близким, и не забывайте нажимать на кнопки и

04.07.2018 05:05

Даже самые крепкие пары не застрахованы от измен. Прежде чем связать себя узами брака с...

Несколько лет назад, ещё в бытность свою президентом, Дмитрий Медведев навязал России в качестве полуофициального очередной церковный праздник - день "святых" Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Теперь в российском календаре эта дата значится как День любви, семьи и верности. Ранее церковь очень настаивала на введении некой своей, доморощенной альтернативы западному Дню святого Валентина, который якобы развращает нашу молодёжь. К тому же, в стране надо всеми силами укреплять семью, а сии муромские "святые-чудотворцы" мол, почитаются на Руси именно в качестве покровителей семейной жизни и супружеской любви...

Конечно же все слышали об этом новом празднике, многие даже гордятся, так сказать нашим доморощенным "днем Св. Валентина", однако практически большинство россиян имеют смутное представление о самоей сути этого "святого" праздника, равно и о его виновниках - Петре и Февронии, но раз уж не только православная церковь, но и сам бывший глава государства, известный своей любовью к " продвинутым гаджетам" и прочим электронным технологиям, Медведев освятил своим авторитетом празднование в России дня Петра и Февронии, то значительное число простых наших сограждан на полном серьёзе посчитали эту пару "святых" из Мурома подлинным идеалом семьи, супружеской любви, дружбы и т. д. и т. п.
При этом по обычной лености или наивности люди не пытаются даже заглянуть в первоисточник - церковное житие Петра и Февронии, - а доверяют благозвучной церковной версии данной истории. Православные же попы и их фанаты из числа мирян не устают расписывать в современных СМИ парочку муромских "чудотворцев" в самых привлекательных тонах.

Как звучит история Петра с Февронией можно узнать, ознакомившись с первоисточником этой истории - "Повестью о Петре и Февронии Муромских" или в "Академических исследованиях повести о Петре и Февронии", которые были сделаны под редакцией академика Панченко, в которых есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными. На самом деле в тексте жития сих "чудотворцев" из Мурома, - по крайней мере, подлинном, восходящем к ХVI веку, - вы как раз именно о любви, семейной жизни, супружеской верности и прочем не найдёте фактически ничего. Давайте же вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии.Нужно заметить, что уже сами попытки современных клерикалов выдать Петра и Февронию за неких реальных исторических лиц, якобы живших в ХIII веке, - по сути ложь - никакого князя Петра, равно как и его упоминаемого "житием" брата Павла, которые правили бы в Муроме ни в том столетии, ни до, ни после него, история не знает. Тем более молчат летописи о какой-то там чудотворице Февронии, якобы умудрившейся стать муромской княгиней.

На самом деле в ХIII веке Муромским княжеством правили Святославовичи, ветвь Рюриковичей - Юрий Владимирович, князь муромский имел троих сыновей - Владимира, Давыда и Юрия. После смерти Юрия Муромского на престол взошел сначала Владимир Юрьевич, а после его смерти уже Давыд Юрьевич, который правил Муромским княжеством в течении 13 лет. Как видим никаких Павла и Петра на престоле Муромского Княжества в первой половине ХIII века мы не наблюдаем. Павел, Пётр и Феврония - вымышленные персонажи.

Однако по большому же счёту, чтобы убедиться в явной надуманности "Повести о Петре и Февронии", необязательно даже вникать в историю: достаточно просто ознакомиться с текстом этого жития, и всё станет на свои места.

Начинается эта повесть с абсолютно сказочного сюжета, - а именно, с рассказа о победе главного героя, Петра, над неким летающим "змеем", посланным самим дьяволом. Сам по себе такой сюжет, как поединок со Змеем, является классическим для фольклора самых различных народов с древнейших времён, - есть он и в христианстве, где его воплощает Георгий Победоносец и в русских народных былинах, где подобных гадов вовсю " мочат" богатыри типа Алёши Поповича или Добрыни Никитича... Но если в большинстве таких фольклорных историй герой избавляет свою землю и соотечественников от действительно страшного врага, опасного чудовища, приносящего зло множеству людей, то в "Повести о Петре и Февронии" с самого начала мы встречаемся с довольно жалкой и нелепой профанацией такого образа Змея, - даже можно сказать, с некой скабрезной карикатурой на него. Ибо тамошний "змей" являет угрозу не для рода человеческого в целом, или же всей Руси, или же отдельно взятой Муромской земли и города Мурома, а предстаёт врагом лишь одной, конкретно властвующей там княжеской семьи. Этот опереточный змей не сжигал огнём города, не жрал людей и не брал в полон прекрасных девиц: вместо всего этого он повадился всего лишь " наставлять рога" муромскому князю Павлу, - старшему брату того самого Петра, о котором пойдёт речь ниже... Притом, согласно сюжету Повести, змей сей являлся в спальню к жене князя (неназванной по имени княгине) в человеческом обличье, принимая личину её законного мужа Павла, так что никто из посторонних ничего и не мог заподозрить. Из рассказа неясно, в какой именно момент сама княгиня обнаружила такое скандальное обстоятельство, но упомянуто, что до того, как она рассказала обо всём своему мужу, "много времени преидоша". Надо думать, что поначалу жену князя её сатанинский любовник вполне удовлетворял. Далее, когда князь Павел узнаёт скандальную правду, он призывает свою супругу решительно порвать со змеем, дабы она смогла наконец "освободиться... от злого его дыхания, и сипения, и прочей мерзости, о которой стыдно сказать". Правда, из текста неясно, откуда муромский князь смог узнать такие интимные подробности близости его жены со "змеем", - можно подумать, он при этом лично присутствовал, - однако же, забегая вперёд, скажем, что подобное упоминание вообще является единственным моментом во всей этой якобы любовной Повести, хоть как-то непосредственно касающимся темы семейной жизни...

Но это ещё не сама сказка, а только "присказка", где речь идёт пока не о собственно Февронии или Петре, а только о злоключениях его брата Павла. Мало того, что никакой историчности в данном сюжете нет и быть не может, сей мистический анекдот про "скандал в благородном семействе" надо признать довольно пошловатым началом для истории об идеальной любви и супружеской верности, - не правда ли?

Но пойдём дальше: как же повёл себя православный князь города Мурома, сведав наконец про то, что некое дьявольское отродье, всё из себя такое вонючее и сипящее, " пользует" возлюбленную супружницу под его же собственной личиной?
Может Павел, как подобает средневековому герою-рыцарю, осенил себя крестным знамением и встал с мечом в руке на охрану и оборону своего супружеского ложа? Вовсе нет, - судя по тексту "Повести...", сей благоверный муж не на шутку струхнул, сразу почему-то решив, что ему самому такого грозного супостата ни за что не одолеть! Поэтому решил он действовать не спеша, а согласно коварному плану. - Своей жене он велел продолжать, как прежде, сношаться с гадким змеем для того, чтобы, усыпив бдительность гада, выведать у того способ, которым можно его убить. - Конечно, данный сюжет для сказочного фольклора тоже является классическим, встречаясь уже в библейской легенде про Самсона и Далилу... Жена успешно выполнила задание князя: когда змей после очередных любовных утех с нею расслабился, то рассказал на свою беду княгине, что смерть ему суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча".

Тут в дело впервые, собственно, и вступает пресловутый Пётр, - брат князя, которому Павел, на основании полученных от жены разведданных, поручает ради спасения своей супружеской чести выступить против коварного змея, как следует "раззудевшись плечом". Для этой цели Пётр вскорости вооружается, соответственно, "Агриковым мечом", который очень кстати обнаружился буквально рядом - за городом в церкви женского Воздвиженского монастыря, - " и с того дня стал искать удобного времени, чтобы убить змия." Тут, правда, встала та проблема, что последний, как уже говорилось в начале, являлся в покои княгини, приняв образ её мужа Павла. В связи с этим обстоятельством перед Петром маячила опасность невзначай снести "Агриковым мечом" по ошибке жбан собственному братцу, богопомазанному правителю города Мурома, притом прямо на ложе его законной жены, - что большинством простых муромцев было бы явно неверно истолковано, как цареубийство с целью узурпации престола. По идее, самым разумным вариантом в такой щекотливой ситуации для Павла было бы во время охоты на змея вообще полностью воздержаться от посещений своей супруги, - дабы Пётр, застав её в объятьях князя, мог бы сразу рубить с плеча, будучи уверен, что сей муж - ненастоящий...

В общем, долго ли, коротко ли, но Петру удалось благополучно избежать такой путаницы: выследив подлого змея в княжеских покоях, он прикончил его в два счёта своим чудесным Агриковым мечом. - Подлый сатанинский гад, хоть и пытался сперва прикинуться князем Павлом, непосредственно перед смертью принял своё истинное обличье: но, подыхая, успел забрызгать Петра своей ядовитой кровью. Последнего же, судя по всему, не учили, что после убийства принято мыться, или же ещё лучше заранее окроплять себя святой водой, - и вот из-за этой своей оплошности Пётр вскоре покрылся струпьями и язвами. При таких, совершенно немыслимых и фантастичных обстоятельствах, он "серьёзно заболел".

На этом первая, вступительная часть " Повести...", эксплуатирующая избитый сюжет о победе над змеем, кончается, и начинается основная часть этой истории, - надо признать, куда менее фантастичная, но зато намного более пошлая.

Итак, страдающий от своей тяжкой болезни Пётр стал искать врача, могущего его исцелить, но никто в Муромском княжестве не оказался на это способен. Тогда герой-змееборец поехал в соседнюю, Рязанскую землю, и начал поиски врачевателя там. И вот один его слуга наткнулся в селе Ласково на "зело премудрую" крестьянскую девицу Февронию, владевшую уникальным даром целительства. Убедившись в её способностях, "отрок" поведал Февронии о беде своего господина, упомянув и о причине его болезненного состояния, т. е. свершённом им убийстве летающего змея. Однако же, вопреки ожиданию, на эту простолюдинку рассказ о таком чудесном подвиге никакого особого впечатления не произвёл, ибо когда слуги привезли изъязвлённого героя в её деревню, она поставила совершенно циничное и наглое условие: что вылечит его, только если Пётр возьмёт её в жены.

Как гласит "Повесть...", он сперва и мысли не допускал о том, чтоб взять в жёны какую-то там деревенщину, однако, мечтая о скорейшем излечении, притворно обещал стать её мужем, если она уврачует его язвы. Таким образом, оба главных персонажа сей истории, почитаемые ныне РПЦ как "святые", ведут себя в данной ситуации абсолютно цинично и безнравственно, руководствуясь подлым расчётом: Феврония жаждет воспользоваться уникальным случаем, чтоб заиметь богатого знатного мужа, а Пётр с его стороны надеется любой ценой отвертеться от подобного "счастья", пытаясь откровенно надуть возомнившую о себе крестьянку. Но в итоге предвидевшая всё это Феврония обхитрила надменного княжича, и обманула его самого.

Пётр соглашается и обещает жениться. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз». И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, действительно, женится на ней.

Затем всё ещё происходит смешнее. То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях не идёт речи - чистый шантаж. Феврония резко улучшает своё социальное и материальное положение таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.

Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме. О дальнейшей супружеской жизни Петра и Февронии за годы их правления в Муроме "Повесть..." говорит совсем кратко, буквально в нескольких фразах. Причём это описание не содержит ровным счётом никакой конкретики, касающейся именно семейного быта княжеской пары, а даёт только набор черт, свойственных идеальным правителям и вообще христианским праведникам в средневековой литературе, - мол, они много молились, блюли заповеди Господни, заботились о своих подданных, помогали странникам и нищим, кормили алчущих и т. д. и т.п.

Детей у Февронии и князя Петра, равно как и у его ранее умершего брата Павла, не было: по крайней мере, "Повесть..." о них почему то абсолютно ничего не упоминает. А ведь у Давыда Муромского, чья персона считается прообразом князя-змееборца Петра было трое детей - Евдокия, будущий князь Юрий Муромский и Святослав.

Дожив до преклонных лет и чуя приближение смерти, Пётр с Февронией постриглись в монахи: он под именем Давида, а она - Евфросинии. Каждый из них ушёл в свою обитель, - таким образом, их несуразное, вымученное супружество всё же закончилось, в понятиях того времени, разводом, ибо в монастыре, разумеется, никаких семей, никаких жён и мужей существовать не может. Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, супружеская же преданность Петра и Февронии, дескать, выразилась в их желании умереть одновременно друг с другом, о чём они и молили усиленно бога...

А затем наступает некий мифологический цирк в стиле зомби-апокалипсиса...

Сцена смерти описывается житием в лучших традициях религиозного фольклора. Инок Пётр-Давид из своего монастыря присылает монашке Евфросинье-Февронии весточку, что он уже помирает, но она ему отвечает: мол, погоди, дай мне дошить для церкви узорный платок! Тот опять сообщает, что "отходит", но его бывшая жена снова говорит, что не закончила шитьё, и так повторяется ещё раз... В третий раз, наконец, Феврония плюнула: так не дошив на платке святые образа, она воткнула в него свою иголку и так отослала Петру в его обитель, после чего оба они, как и желали, умерли в один день, 25 июня (по старому стилю) невесть какого года, - когда и отмечается православной церковью праздник в их честь. Перед своей кончиной Пётр и Феврония завещали похоронить их в одном гробе.

Хоронят же их в разных гробах, естественно. Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Поэтому Февронию решено было захоронить в загородном женском монастыре Воздвижения, а Петра, который всё же был раньше князем, - в соборной церкви города Мурома. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает.

Изумлённые муромцы, а изумиться было чему - не каждый день по столице ночью ползают трупы умерших правителей, их вытащили оттуда и снова переложили в отдельные гробы, но на следующий день снова нашли мертвецов в одной могиле...
И так происходит несколько раз. Православные жители города Мурома в итоге решили, что лучше с этими ходячими трупами не связываться, и оставили тела Петра и Февронии в покое, в общем гробу, раз уж им там так нравится. - Непонятно только, зачем им нужно было разводиться, чтобы потом с таким упорством добиваться своего воссоединения после смерти. Кончается сие благочестивое повествование заверением, что мощи этих "святых", разумеется, обладают чудесным свойством исцелять приходящих к ним паломников...

Что можно сказать обо всей этой полубезумной истории? - Что она, как и множество других церковных сказок, была бы крайне гнусна, если б по счастью, не являлась полностью вымышленной! Ведь фольклором здесь являются все главные составляющие сюжета: и Петр с Павлом как князья Мурома, и летающий змей, и сползающиеся и самоукладывающиеся в один гроб мертвяки, - да и сама возможность простой деревенской холопки, пусть и обладавшей большой "разумностью", стать княгиней на Руси средневековья могла иметь место разве что только в сказке..

Но "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!". А какой же намёк, какая такая мораль раскрывается в "Повести о Петре и Февронии"? Чему она может научить современных "молодцев" и особенно "девиц"? .. Выходить замуж по расчёту и благодаря шантажу? Жить с супругом без любви и без детей? Оканчивать свою семейную жизнь разводом, уходить затем в монастырь, чтобы потом совместно захораниваться? Однако хороший пример...

Выходит символом российской любви, семьи и верности стала эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого и не представить нельзя. И эта пара почему-то сделана ныне символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Уж не говоря о каких-то более основательных источниках. Опять-таки расчёт на серость.