Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме "Зимующие птицы".
2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.
3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).
4. Работа над предложением с приставочным глаголом.
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.
Оборудование:
- картинки с изображением зимующих птиц;
- фишки;
- символы слов-действий на доске;
- картонные декорации: домик,
- кормушка, елка;
- мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
- картинки с изображением птиц;
- карандаши;
- сухарики.
Ход занятия
I. Оргмомент: - Какое сейчас время года? (- Зима.)
Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)
Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...(снегири).Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)
II. Закрепление лексического материала.
Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!
1) Ответьте на вопросы:
Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)
Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)
2) Задание "Закончи предложение":
Сова днем спит, а ночью...(охотится).
У сороки хвост длинный, а у галки... (короткий).
Синица – желтогрудая, а снегирь - ... (красногрудый).
3) Задание "Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь":
Медведь, дятел, барсук, лиса.
Скворец, синица, грач, ласточка.
Ворона, снегирь, соловей, воробей.
4) Задание "Что умеют делать птицы?"
"Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?"
(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат,...)
5) Задание “Как разговаривают птицы?”
Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.
Воробей - ... (чирикает), сова - ... (ухает), сорока - ... (стрекочет),
синица - ... (свистит), голубь - ... (воркует).
Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.
III. Объяснение нового материала.
Логопед предлагает послушать историю про воробья:
"Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел . Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел , в кормушку залетел , крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел . К гнездышку подлетел . В гнездышко залетел . Всю зиму так и перезимовал."
1. Знакомство с символами слов-действий.
Логопед обращает внимание на слова-действия:
Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)
(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)
Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.
(На доске карточки с символами слов-действий.)
Логопед: - Синица к кормушке... (подлетела), от кормушки... (отлетела).
Синица в кормушку... (залетела), из кормушки... (вылетела).
Синица через кормушку... (перелетела), под кормушкой... (пролетела).
- Вокруг кормушки... (облетела).
2. Подбор слов-действий с противоположным значением.
Игра с мячом "Наоборот":
3. Закрепление нового материала.
Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)
"Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда... (вылетали ). Воробьи летали, корм искали. Через деревья... (перелетали ). Под кормушкой... (пролетали ), в кормушку...(залетали ), крошки клевали. От кормушки... (отлетали ), вокруг дерева... (облетали) , опять к кормушке...(прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали) . Всю зиму так и перезимовали!"
IV. Физминутка. "Воробушки". Зрительная гимнастика.
Теперь вы воробушки – "воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!"
(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)
Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.
V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.
1. Игра "Исправь ошибку в предложении".
Помоги Незнайке - скажи правильно слово-действие.
1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)
2) Вороны через куст улетели . (перелетели)
3) Сова в дупло отлетела . (залетела)
2. Игра "Придумай предложение"
Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.
Логопед:
Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)
Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)
VI. Закрепление понятия "Зимующие птицы".
(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)
Найти зимующих птиц и обвести кружочком.
Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.
(Дети выполняют задание.)
2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.
Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)
VII. Итог занятия: Оценка работы детей.
Сюрпризный момент: - Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)
Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.
(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)
Оксана Юрьевна Ловыгина
Конспект занятия с использованием ИКТ «Приставочные глаголы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических категорий языка
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Приставочные глаголы».
Цель: учить понимать пространственные значения приставочных глаголов и грамотно употреблять их в речи.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставки.
Упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочного глаголав в словосочетании и в предложении.
Коррекционно-развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление.
Развивать слухо-речевое внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль над речью.
Ход занятия
I. Организационный этап. Слайд 1.
Игра «Будь внимателен». Слайд 2.
Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен»: если я назову предмет, вы стоите. Если назову действие, вы подпрыгиваете.
Слова: солнце, светить, лететь, облако, стол, стул, ставить, рука, махать.
Логопед: Молодцы! Вы были очень внимательными!
II. Основной этап.
1. Введение в тему.
Логопед: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии Бабы-Яги.
Слайд 3. Баба-Яга в ступе по небу… полетела.
Слайд 4. Вот Баба-Яга летела, летела и в лес… влетела.
Слайд 4. Она к дереву … подлетела,
Слайд 4. За дерево залетела…
Слайд 4. И из-за дерева… вылетела.
Слайд 5. В избушку… влетела.
Слайд 5. Из трубы Баба Яга … вылетела и в гости к Змею Горынычу … улетела.
Как вы видели, Баба-Яга во время путешествия совершила много различных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что Баба-Яга делала?
Дети: Летела.
Логопед: Правильно, все это время Баба-Яга летела, а её действия были похожи, но немного отличались друг от друга.
2. Расширение и активизация глагольного словаря. Образование приставочных глаголов от основы -лить. Слайд 6.
Логопед: Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: поднос, горшок с цветком, игрушечный котенок, стакан и кувшин с водой. Я буду лить воду, и называть это словом-действием. А вы будете объяснять, что произошло.
Логопед: Налила.
Дети: Воды в стакане не было, а теперь она появилась.
Логопед: Долила.
Дети: Вода в стакане уже была, но теперь её стало больше.
Логопед: Отлила.
Дети: Воды в стакане стало меньше.
Логопед: Полила.
Дети: Полила водой землю, где растет цветок. Вода в стакане осталась.
Логопед: Облила.
Дети: Игрушечный котенок намок (стал мокрым).
Логопед: Вылила.
Дети: Воды в стакане не осталось.
Логопед: Молодцы! Вы смогли объяснить все слова-действия, которые я назвала и показала. А сейчас мы с вами сделаем паузу и полетаем!
3. Динамическая пауза «Профессии». Слайд 7.
Быть шофером хорошо, (Крутят воображаемый руль)
А летчиком - лучше. (Разводят прямые руки в стороны)
Я бы в летчики пошел, (Покачивание руками вверх-вниз)
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, («Наливают» бензин)
Завожу пропеллер, (Круговые движения правой рукой)
В небеса мотор вези, (Прямые руки вверх, встают на носочки)
Чтобы птицы пели. (Изображают кистями рук птичку)
4. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 8.
Логопед: Посмотрите, ребята! К нам в гости прилетела синица. Помогите мне, пожалуйста, правильно подобрать слова-действия к тому, что делает синица.
Логопед: Вот синица в комнату…
Дети :Влетела.
Логопед: Синица по комнате …
Дети: Полетела.
Логопед: Синица над столом летела и к цветку …
Дети: Подлетела.
Логопед: Она вокруг цветка …
Дети: Облетела.
Логопед: Синица на кувшин села, посидела и с кувшина …
Дети: Слетела.
Логопед: Снова синица по комнате летела, летела и в дверь из комнаты…
Дети: Вылетела.
Логопед: Ребята! Все слова-действия, которые мы назвали, похожи по звучанию. А значения у них разные.
5. Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 9.
Логопед: Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. Но однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на экран. Итак, к Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.
Слайд 10. Логопед: Птички по небу… Дети: полетели.
Слайд 11. Логопед: Птицы в лес… Дети: влетели.
Слайд 11. Логопед: Птицы из леса… Дети: вылетели.
Слайд 12. Логопед: Птицы к речке… Дети: подлетели.
Слайд 12. Логопед: Над мостом через речку. Дети: полетели.
Слайд 13. Логопед: И до дома Айболита… Дети: долетели.
Логопед: Зайчики к Айболиту в трамвайчике ехали.
Слайд 14. Логопед: Зайчики из леса… Дети: выехали.
Слайд 15. Логопед: Зайчики по поляне… Дети: поехали.
Слайд 16. Логопед: Вот они до речки… Дети: доехали.
Слайд 16. Логопед: Через речку по мосту… Дети: поехали.
Слайд 16. Логопед: На мосту на камень… Дети: наехали.
Слайд 16. Логопед: Зайцы с моста… Дети: съехали.
Слайд 17. Логопед: По дороге… Дети: поехали.
Слайд 18. Логопед: И до дома Айболита… Дети: доехали.
Логопед: Последними к Айболиту бежали лисички.
Слайд 19. Логопед: Лисички по лесу… Дети: побежали.
Слайд 20. Логопед: Лисички до речки… Дети: добежали.
Слайд 20. Логопед: Через речку по мосту… Дети: побежали.
Слайд 20. Логопед: С моста… Дети: сбежали.
Слайд 21. Логопед: Лисички по тропинке… Дети: побежали.
Слайд 22. Логопед: Лисички до дома Айболита… Дети: добежали.
Логопед: Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Доктор Айболит обрадовался и скоро начал поправляться.
III. Итоговый этап. Слайд 23 . Подведение итогов деятельности. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.
Тема: «Приставочные глаголы».
Цель: Уточнять и расширять предикативный словарь.
Задачи:
Обогащать словарь детей приставочными глаголами по теме «Транспорт».
Учить детей дефференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать.
Закрепить словарь по теме Транспорт, умение классифицировать транспорт на водный, наземный, воздушный.
Продолжать формировать представление о многозначности слов.
Продолжать развивать связную речь.
Закреплять умение восстанавливать последовательность событий с опорой на картинный материал.
Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал: макет дороги от домика Бибишки к домику Грузовичка; картинки с изображением разных видов транспорта, крыла, хвоста, носа; разрезные картинки: ракета, лодка, самолёт, вертолёт, катер, пароход; набор картинок для восстановления событий в рассказе, красный карандаш.
Ход занятия:
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика. Дети стоят в кругу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Сжимают и разжимают пальчики
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль поезд, вертолёт.
Поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
Основная часть.
1. Классификация картинок с изображением транспорта на водный, воздушный, наземный.
Детей приглашают посетить выставку транспорта.
На трёх мольбертах прикреплено по одной картинке: лодка, самолёт, велосипед. Остальные картинки разложены на столе около мольберта. Сверху лежит записка: «Выставку организовать не смогли. Все заболели».
Детям предлагают помочь организовать выставку. Подобрать к выставленным картинкам подходящие картинки.
2. Работа с разрезными картинками.
Дети садятся за столы. На столах подносы с разрезными картинками (лодка, самолёт, катер, вертолёт, ракета, пароход) и чёрно-белый образец картинки.
Детям с низким уровнем развития – картинки с вертикальным делением на 4 части.
Детям со средним уровнем развития – картинки с вертикально-горизонтальным делением на 4 части.
Детям с высоким уровнем развития – картинки с диагональным делением на 4 части.
3. Отработка многозначности слов.
Логопед показывает картинку с изображением носа, крыла, хвоста и предлагает назвать транспорт, у которого тоже есть нос, хвост, крыло (с опорой на разрезные картинки).
4. Отработка приставочных глаголов.
Детям предлагают услышать историю про маленькую машинку и приглашают к макету.
Посмотрите, здесь в гараже живёт маленькая машинка, она очень весёлая и всегда звонко бибикает, когда кого-нибудь встречает. (Дети рассматривают машинку, придумывают ей имя Бибишка) Решила Бибишка отправиться в гости к своему другу Грузовичку. Из гаража она выехала и по дороге поехала. Видит, на дороге большая лужа. Лужу Бибишка объехала и к мосту подъехала. На мост въехала, с моста съехала, дальше поехала и в гости приехала. Все действия демонстрируются логопедом на макете, дети проговаривают приставочные глаголы. Обратный путь по очереди дети проезжают каждый отрезок пути и проговаривают соответствующий глагол.
Затем детям предлагают вернуться за столы, где у каждого находится картинка, отображающая какой-то отрезок пути Бибишки. Дети проговаривают, что делает Бибишка на их картинке.
Дети с низким уровнем развития – поехала, приехала;
Дети со средним уровнем развития – въехала, съехала;
Дети с высоким уровнем развития – подъехала, объехала.
5. Развитие мелкой моторики.
Внимание детей обращается на бабку коровку, которая ползёт по дороге. Чтобы машина на неё не наехала , детям предлагают её раскрасить красным карандашом.
Для чего вы раскрасили бабку коровку красным цветом?
6. Восстановление последовательности событий.
На доске представлен картинный план рассказа о путешествии Бибишки с отсутствием некоторых звеньев. Дети рассказывают про Бибишку, находя место своей картинке в общем картинном плане.
Итог занятия.
На память дети забирают раскрашенные ими картинки.
Муниципалиное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №26 «Сказка».
Образовательная область: Речевое развитие.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР.
Тема: «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ».
Подготовила:
Учитель-логопед Шибанова И.В.
Листунова Ольга Геннадьевна
МБДОУ "Колокольчик"
ТЕМА. Приставочные глаголы.
Программное содержание. Учить детей точно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Учить выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок. Учить подбирать приставочные глаголы-антонимы. Развивать внимание, умение соотносить графическое изображение с приставкой. Формировать самооценку и самоконтроль.
Оборудование. Кубик, картинки с изображением разных действий машины; схемы образования приставочных глаголов; раздаточный: картинки с изображением разных действий лягушки, лисы, мальчика, машины, схемы образования приставочных глаголов.
Ход занятия.
1.Организационный момент . Педагог: Сядет тот, кто назовет любое слово-действие. Молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о словах - действиях.
2 Игра «Смотри и правильно назови»
Дефектолог вызывает одного ребенка, и он выполняет действия у кубика: бежал, подбежал, оббежал, отбежал, убежал. После каждого действия, дети называют его.
Педагог: Все названные действия похожи по звучанию, но не одинаковы. Послушайте, какая часть слова меняется? (повторение слов-действий)
3. Рассматривание картинок с изображением машины, выполняющей различные действия.
машина ехала
выехала отъехала уехала объехала подъехала заехала
Педагог: « Это машина, что она делает - едет, (убрать картинку) что она делала - ехала. Сейчас я буду показывать картинки с другими действиями машины, а вы их будете называть. Из гаража машина -.., от гаража машина -.., машина совсем -.., вокруг гаража машина -.., к гаражу машина-.., в гараж машина -…Молодцы! Все слова были похожи, но не одинаковы. У всех слов - действий, которые вы назвали, есть одинаковая часть - ехала (выкладывается полоска зеленого цвета), и разные маленькие части в начале слова (добавляются разноцветные полоски) Когда вы их добавляли к одинаковой части, то слово - действие менялось» (проговариваются еще раз слова, выделяя приставки).
4. Игра с мячом.
Педагог: « Я буду называть слово - действие и кидать мяч, а вы называете обратное слово - действие, возвращаете мне мяч». (наливает-выливает, входит-выходит, влетает-вылетает, вносит-выносит, закрывает-открывает, приплывает-отплывает, сгибает-разгибает, собирает-разбирает, приклеивает-отклеивает, пришел-ушел, завязывает-развязывает)
5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Педагог: Сейчас вы будете работать с картинками. У вас есть картинки, которые рассказывают о действиях лягушки, машинки, лисы, мальчика. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением мальчика, составьте предложения про мальчика. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением лисы, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением лягушки, составьте предложения про лягушку. Какие слова-действия вы называли?
Выложите схемы слов-действий (подпрыгнула-перепрыгнула, спрыгнула), какая одинаковая часть- прыгнула. Назовите маленькие части, которые вы добавляли в начало слова -под-,
Пере-, -с-.
5. Итог занятия. Самооценка, самоконтроль.
Организация: ГБОУ Школа № 415
Населенный пункт: г. Москва
Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
По данным А.Н.Гвоздева, в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных,27,4% глаголов,11,8% прилагательных, 1,9% числительных, 0,9% предлогов.
У детей с общим недоразвитием речи не сформированы структуры значения глаголов. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, выбежал, подошёл, приехал, подъехал. Очень часто для них не понятно значение глаголов. Ребёнок с ОНР будет показывать на одну и ту же картинку с действием, когда просят показать,например, где подъехала, выехала, переехала (машина).
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.);
Уточнение значений слов;
Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (понятийного);
Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного активный словарь.
На начальном этапе логопедической работы рекомендуется развивать глагольную лексику следующим образом:1).Объяснить значение слов-глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово;
А). Показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики:
Б). Припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить - пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;
В). С целью актуализации припоминания событий ребёнок может мысленно (про себя),а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.
2).Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.
Шить-брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, натягивать, смотреть, вытаскивать.
ПРЫГАТЬ- разгоняться, вытягивать ноги, тормозить, дышать,отдыхать,лететь.
Словообразование представляет собой,с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой-она является составной частью морфологической системы языка,така как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.
В просе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом словообразование различных частей речи происходит последовательно – параллельно.
Формирование словообразования глаголов. Дифференциация словообразовательных форм является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте.
В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных моделей аффиксов.
Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.
1).Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
А). Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
С - (играть -сыграть, петь -спеть, есть -съесть, делать -сделать),
НА- (рисовать- нарисовать, писать -написать),
ПО – (обедать – пообедать, ужинать- поужинать),
Б). Образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов – ива, -ыва, -во- (застегнуть- застегивать, умыть- умывать, затолкнуть- заталкивать).
2). Дифференциация возвратных невозвратных глаголов.
3). Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками;
Входит-выходит подходит-отходит
Подлетает- отлетает
Подлетает- отплывавает
Влетает- вылетает подъезжает-отъезжает
Въезжает – выезжает закрывает- открывает
Прибегает - убегает наливает –выливает
Приезжает – уезжает
Прилетает –улетает
1). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где оно совершается:
Мыла –вымыла красит – покрасил
Ловит – поймал
Рисует нарисовал стирает –постирала
Догоняет – догнала вешает – повесила.
2). Логопед просит детей показать на картинках, кто …
Умывает – умывается обувает –обувается
Прячет- прячется качает – качается
Одевает -одевается причесывается – причесывается
Делается вывод: слова умывается, прячется, обувается, одевается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
Послушайте ещё раз эти слова и скажите, какая общая часть слышаться в конце этих слов? (_ся)
С целью закрепления дети называют различные действия по картинках.
3) . Дифференциация глаголов с приставками (картинками).
А).В импрессивной речи.
Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.
Входит- выходит
Подлетает-отлетает
Подходит-отходит
Влетает-вылетает
Наливает-выливает
Аналогичным образом проводится игра в лото.
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова,
Обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.
Б).В экспрессивной речи.
Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
4).Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:
В клетку….(влетает), через дорогу …(переходит)
Из клетки…(вылетает) , от дерева…….(отходит)
Клетку….(перелетает), к дому……..(подходит)
5).Найти общую часть в словах (по картинкам)
Переходит- перебегает,
Наливает-выливает,
Подходит-подбегает; подходит –уходит
Подлетает-отлетает.