Хобби

Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза. Особенность композиции в пьесе «Гроза» Что является завязкой пьесы гроза

По жанру пьесу «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: социально-бытовой ее форме, где предметом изображения становятся коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим его миром. Трагедия — один из основных жанров драмы; в основе ее неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но одерживает мо-ральную победу, что вызывает скорбь зрителей и душевное очище-ние их через страдание — катарсис. Все это в полной мере можно отнести к пьесе Островского.

Действительно, гибель Катерины неминуема. Катерина, сильная, гордая натура, способная на действенный протест, никогда не пойдет на компромисс, никогда не смирится со своим рабским положением в доме Кабановой. Но и победа ее невозможна, поскольку против Ка-терины выступает не злая свекровь, а весь современный ей мир — мир жестокости, лжи, покорности и самодурства. Победить значило бы изменить весь этот мир, поэтому смерть героини закономерна. С другой стороны, по словам Добролюбова, «Гроза» производит впечат-ление освежающее, что служит ярким свидетельством присутствия эффекта катарсиса у зрителей («луч света в темном царстве»).

Но «Гроза» — это не классическая трагедия, а новаторское про-изведение: социально-бытовая трагедия. Определение «социаль-ная» дано пьесе потому, что конфликт, лежащий в ее основе, носит не частный, а общественный характер. Драматург изображает не столкновение невестки со свекровью, а серьезные разногласия ме-жду противоположными лагерями, на которые разделилось обще-ство. Но главное художественное открытие Островского состоит в том, что он, показав в пьесе реальную жизнь волжского города, по-грузил трагедию в быт, хотя высокая трагедия по существовавшим канонам не должна была соприкасаться с бытовыми явлениями. Материал с сайта

Новаторству жанра соответствует и своеобразие сюжета и компо-зиции пьесы. Темп действия в первых актах замедлен, что связано с развернутостью экспозиции: драматургу важно основательно позна-комить читателя и зрителя с обстоятельствами, бытом, нравами, в условиях которых предстоит действовать героям, ввести ряд второ-степенных персонажей, мотивировать созревание конфликта. Дейст-вие пьесы включает социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги — главную (Катерина — Бо-рис) и побочную (Варвара — Кудряш). Пьеса имеет ряд внефабульных эпизодов, которые в сюжете играют существенную роль, дорисо-вывая картину «темного царства». Напряженность драматического действия растет от акта к акту, предваряя будущую катастрофу, го-товя к ней. Кульминация приходится на IV акт (сцена покаяния), а значит, высший момент развития действия находится не в послед-нем акте, как обычно, а в середине пьесы. Развязка происходит в V акте, здесь две интриги получают завершение, а две линии борь-бы, сплетаясь в тугой узел, оказываются развязанными. Но только Катерина находит выход из тупика через свою трагическую гибель. Кольцевое построение пьесы (события I и V актов происходят на волжском обрыве, в них участвуют те же персонажи) служит компо-зиционной завершенности и выражает авторский замысел.

План сочинения
1. Вступление. Сюжетно-композиционная структура и жанровое своеобразие пьесы.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная своеобразие «Грозы».
— Художественные приемы Островского-драматурга.
— Первое действие. Экспозиция.
— Второе действие. Завязка.
— Третье действие. Кульминация любовной интриги. Развитие внутреннего конфликта.
— Четвертое действие. Кульминация основного конфликта.
— Пятое действие. Развязка.
3. Заключение. Художественное своеобразие пьесы.

Размышляя о сюжетно-композиционной структуре пьесы А.Н. Островского , мы не можем не задуматься о проблеме жанровой интерпретации произведения. Традиционно «Грозу» считают социально-бытовой драмой. В центре сюжета – любовный треугольник (Катерина – Тихон – Борис), на его основе завязывается семейно-бытовой конфликт, в котором участвует большое количество персонажей. Критик Н.А. Добролюбов подчеркивает социальную грань конфликта в пьесе, открывая ее общественную проблематику: кризис мира патриархальных связей, противостояние мира «темного царства» и сильных, цельных личностей. Современные исследователи (А.И. Журавлева) считают пьесу трагедией, отмечая значимость в ней внутреннего конфликта. ««Гроза» – не трагедия любви, а трагедия совести. Когда падение Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости… «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» – говорит она Борису. Но это «греха не побоялась» как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии…<….> Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима потому, что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы», – замечает исследователь . Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционную структуру пьесы.
Каждое действие в пьесе распадается на отдельные сцены. В них дается развитие конфликта в каком-либо одном ракурсе, показано восприятие какого-либо одного действующего лица. Вообще же конфликт в «Грозе» развивается быстро и динамично, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная с завязки, нарастает напряженность сюжетного действия.
В драме пять действий. Первое действие представляет собой экспозицию. Первая сцена рисует нам место действия – маленький городок Калинов. Он раскинулся на берегу Волги, утопает в зелени. В природе – красота и безмятежность. Совсем иное дело в человеческих отношениях и нравах. С первых же сцен мы получаем представление о местной жизни, о характерах действующих лиц. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – замечает Кулигин. В первом действии появляются и внесюжетные персонажи, и все лица, участвующие в основном конфликте. Мы видим Кудряша, Шапкина, Кулигина, Феклушу, Дикого и Бориса, семью Кабановых. Причем еще до появления на сцене Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой о них говорят Кудряш и Шапкин, кратко обрисовывая характеры. Здесь же дана предыстория Бориса, племянника Дикого. Затем на сцене появляется сам Дикой и Кабанова. Дикой ругает своего племянника, Марфа Игнатьевна же читает наставления сыну и невестке. Таким образом, в основе первого действия лежит принцип антитезы: красота природы противопоставлена городским нравам. Пунктиром здесь намечается и основной конфликт: Борис признается Кулигину в том, что он любит Катерину. И здесь же мы видим подневольное положение Катерины в семье свекрови, робость и пассивность ее мужа. И в то же время отмечаем полную психологическую несовместимость героини со своей семьей, силу и энергию, заложенную в самой натуре ее. Так, на реплики свекрови Катерина отвечает: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна…», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!». Тихон же в этой сцене выведен робким, пассивным, безвольным человеком. Мы понимаем, что отношения героини с Борисом возможны.
Второе действие содержит очень важные моменты. Катерина признается Варваре в своей любви к Борису. Однако пока она еще гонит от себя мысль о своей любви. Намечается отъезд Тихона. Катерина прощается с ним и просит взять его с собой. Однако он стремится вырваться из-под материнского гнета и погулять на воле. Тихон замечает, что там ему будет «не до жены». Сцена прощания и сцена с ключом представляют собой завязку конфликта. Напряжение душевных сил героини здесь достигает предела: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»
Далее противостояние двух лагерей в пьесе углубляется. Дикой разговаривает с Марфой Игнатьевной, и в этом диалоге обнажаются его самодурство, грубость, произвол, скупость (он не может расстаться с деньгами). Точную оценку городским нравам дает и Кулигин в разговоре с Борисом: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает…». И одновременно нарастает внутреннее напряжение в «Грозе». Кульминацией любовной интриги становится свидание Катерины с Борисом. Но только после этого в пьесе начинает развиваться внутренний конфликт – борьба героини с собственной совестью, с цельностью натуры, со своими представлениями о нравственности и чести. Исследователи отмечали композиционное новаторство Островского, разделившего третье действие на две «сцены». Так драматург отходит от традиционного принципа «трех единств», приятого в классицизме.
В четвертом действии напряжение в сюжете возрастает. Тихон неожиданно возвращается. Катерина переживает нравственный кризис. Она считает свои действия преступными и испытывает настоящее смятение. изображает народное гулянье на бульваре. В воздухе собирается гроза. Дикой замечает, что гроза посылается людям в наказание. Те же мотивы звучат в репликах прохожих («Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…») Наконец, тут же мы слышим пророчества сумасшедшей барыни: «За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то!». Во время грозы Катерина публично признается в своих отношениях с Борисом. Эта сцена становится кульминацией в развитии основного конфликта пьесы.
В пятом действии происходит развязка. После признания героине не становится легче, она плачет и тоскует. Не найдя поддержки в семье, она совершает самоубийство, бросается в Волгу. Тихон в отчаянии падает на тело жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Конфликт, таким образом, заканчивается катастрофой. Вот что писал о концовке пьесы Добролюбов: «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что нельзя ничего было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим…».
Таким образом, пьеса Островского – это и социально-бытовая драма, и трагедия. Именно жанровые особенности определяют развитие конфликта и течение сюжета в «Грозе». «Трагедия Катерины в том, что жизнь, ее окружающая, лишилась цельности и полноты, вступила в полосу глубокого нравственного кризиса. Душевная гроза, пережитая героиней, – прямое следствие этой дисгармонии. Катерина чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой… Ей кажется, что вся вселенная оскорблена ее поведением. <…> Выступая всей жизнью своей против деспотизма, против авторитарной морали, Катерина доверяется во всем внутреннему голосу совести. Пройдя через духовные испытания, она нравственно очищается и покидает греховный калиновский мир человеком, переболевшим его болезнями и муками своими одолевшим их» .

1. Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский. – История русской литературы XIX века. Вторая половина. Под ред. проф. Н.Н. Скатова. М… 1987, с. 257.

2. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. – Н.А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи. М., 1970. Электронная версия. www.az.lib.ru

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 176.

Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции . Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».

Экспозиция пьесы продолжается в явлениях 1, 2 и 3, откуда мы узнаём о диком самодурстве Дикого, бесправности его образованного и чувствительного племянника-сироты Бориса, отданного по родительскому завещанию вместе с сестрой в полную власть самодура, но также и о противоречии между уходящим и новым поколением купечества: вырисовывается конфликт между купцом Диким и его же конторщиком Кудряшом — лихим, крутым и хитрым парнем. Кудряш вовсе не склонен к страданиям, как Борис (вот и ещё одно противопоставление), чувствует, что и его час настанет, и никакого почтения к старшим не испытывает, а только ждёт, как бы насолить хозяину, да покрепче. Узнаём мы также и о том, что Дикой держит горожан в страхе, и о том, что и Кулигин склонен «лучше стерпеть», чем противоречить самодуру. Явление 3 даёт нам знаменитый монолог Кулигина, в котором тот описывает Борису жизнь города Калинова и характеры его обитателей. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так начинается этот монолог.

Завязка драмы начинается в явлении 4 и яснее обозначается в явлениях 5—7. Особенно интересно для нас явление 7, где в диалоге с Варварой Катерина доверительно и мечтательно рассказывает о своей прежней девичьей жизни, раскрывает своё чистое сердце. Обратите внимание на следующие реплики Катерины: «Отчего люди не летают? <…> Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет взлететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» есть сцена, где главная героиня говорит почти словами Катерины, и князь Андрей слышит это, и любовь к Наташе проникает в его сердце. Все эти предчувствия беды и гибели, переполняющие Катерину (явл. 7, диалог с Варварой), требуют для современного читателя пояснения. Гибелью (совершенным позором и отлучением от общества) для замужней женщины считалась открытая, явная или открывшаяся для окружающих измена мужу. Потому для глубоко верующей, чистой сердцем Катерины даже неясные мечты о другом (Борисе) были страшным грехом и прямой дорогой в «геенну огненную», погибелью души, утратой её бессмертия. Так в Нагорной проповеди (Евангелие): «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Матф. 5: 27—28).

В этом явлении предчувствиями невинной Катерины, поведанными ею Варваре — ровеснице, собеседнице, единственной, кому Катерина могла открыться, предсказано и развитие действия , и его кульминация, и трагическая развязка. Напомним сказанное в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона: для православной души Благодать выше Закона, но подчинение собственному своеволию ведёт не к Спасению, но к Гибели. Греховна, то есть естественно безнравственна, Варвара — она ничего серьёзного не видит в метаниях Катерины, как Кудряш не видит поражающей Кулигина красоты мира: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» — и подталкивает Катерину к гибели, разрабатывая вполне практические пути избавления от мучений.

В явлении 8 появляется страшный призрак — старуха-пророчица со своим предсказанием: «Красота-то ваша вас радует? Вот куда красота-то ведёт. (Показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут». В явлении 9 продолжается напряжённый диалог двух девушек и — вот оно! — гремит гром: «заходит гроза». Действие развивается, и появляется новый зловещий образ — странница Феклуша (д. 2). Рассказы её о том, что якобы повидала она в дальних странах, и ужасны, и нелепы, и темны так, как только может быть дико всё, предназначенное для ушей Диких в «тёмном царстве».

Символическую роль в драме играет песня Кудряша, которая звучит в явлении 1 сцены 2 действия 3. В ней звучит жестокая угроза мужней жене, повинной в измене, и исполняется она как диалог между вернувшимся домой мужем и ожидающей погибели женой. «Ты убей, загуби меня после полуночи», — напевает под гитару Кудряш — так, «со скуки»… Дело происходит поздним вечером в овраге под садом Кабановых, где Борис ждёт Катерину.

Действие 4 начинается с описания в диалоге горожан разрушенной, обветшалой церкви города Калинова. На осыпавшихся фресках с трудом различимы следы изображений. Одно сохранилось — и жители не без труда распознают в нём сцену геенны огненной.

Явление 2 в действии 4 не менее содержательно. Жадность и мракобесие Дикого противопоставляются стремлению к просвещённому общему благу и защите города в диалоге с Кулигиным. И вновь возникает образ грозы.

Кульминация действия подготавливается в явлениях 3 и 4 действия 4. Напряжение нагнетается вместе со всё новыми ударами грома и приближением грозы. Несчастная Катерина, мучимая совестью, почти теряет рассудок и ждёт небесной кары. Особенно важно в явлении 4 обращение Кулигина к горожанам на площади. Казалось бы, учёный-самоучка объясняет невеждам физический смысл явления. Но называет его удивительным в этом контексте словом — благодать!

В явлении 6 кульминация совершается. Доведённая до предела страдания появлением сумасшедшей барыни с её страшными проклятьями, Катерина сознаётся во всём.

Действие 5 уделено развязке . Собственно, ничего неожиданного произойти не может — всё предсказано и возвещено ещё в начале первого действия. Драматург «дописывает» характер Тихона, прежде не совсем ещё ясный, сочетающий тупую покорность злой и дикой матери и неподдельную доброту. Ему жаль и жену, и даже Бориса. Одно губит этого жалкого человека — слабость, определяющая целиком его судьбу и характер. Страшен монолог Катерины в явлении 2, где она бьётся и тоскует об утраченной любви. Страшна сцена её последнего свидания с Борисом (явление 3) — и особенно тем страшна, что и Борис оказывается не сильнее Тихона. Но самое, пожалуй, страшное в развязке этой драмы — последний, предсмертный монолог Катерины (явление 4). Примирившись с судьбой, она решается по своей воле принять смерть — не как наказание, а как спасение от невыносимой боли. Одно тревожит её: и этот выход — не выход. Самоубийство — грех. И жить — грех, и умереть — грех. Нет выбора. Последние явления драмы, 5 и 6-е, завершают развязку, переводя её в эпилог. В явлении 7 звучит голос Кулигина, начавший пьесу первой репликой: «Вот вам ваша Катерина, — говорит он. — Делайте теперь с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» И уже вовсе не интересен Тихон с последней репликой драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Жанр и композиция. По жанру пьесу «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: социально-бытовой ее форме, где предметом изображения становятся коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим его миром. Трагедия — один из основных жанров драмы; в основе ее неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но одерживает мо­ральную победу, что вызывает скорбь зрителей и душевное очище­ние их через страдание — катарсис. Все это в полной мере можно отнести к пьесе Островского.

Действительно, гибель Катерины неминуема. Катерина, сильная, гордая натура, способная на действенный протест, никогда не пойдет на компромисс, никогда не смирится со своим рабским положением в доме Кабановой. Но и победа ее невозможна, поскольку против Ка­терины выступает не злая свекровь, а весь современный ей мир — мир жестокости, лжи, покорности и самодурства. Победить значило бы изменить весь этот мир, поэтому смерть героини закономерна. С другой стороны, по словам Добролюбова, «Гроза» производит впечат­ление освежающее, что служит ярким свидетельством присутствия эффекта катарсиса у зрителей («луч света в темном царстве»).

Но «Гроза» — это не классическая трагедия, а новаторское про­изведение: социально-бытовая трагедия. Определение «социаль­ная» дано пьесе потому, что конфликт, лежащий в ее основе, носит не частный, а общественный характер. Драматург изображает не столкновение невестки со свекровью, а серьезные разногласия ме­жду противоположными лагерями, на которые разделилось обще­ство. Но главное художественное открытие Островского состоит в том, что он, показав в пьесе реальную жизнь волжского города, по­грузил трагедию в быт, хотя высокая трагедия по существовавшим канонам не должна была соприкасаться с бытовыми явлениями.

Новаторству жанра соответствует и своеобразие сюжета и компо­зиции пьесы. Темп действия в первых актах замедлен, что связано с развернутостью экспозиции: драматургу важно основательно позна­комить читателя и зрителя с обстоятельствами, бытом, нравами, в условиях которых предстоит действовать героям, ввести ряд второ­степенных персонажей, мотивировать созревание конфликта. Дейст­вие пьесы включает социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги — главную (Катерина — Бо­рис) и побочную (Варвара — Кудряш). Пьеса имеет ряд внефабульных эпизодов, которые в сюжете играют существенную роль, дорисо­вывая картину «темного царства». Напряженность драматического действия растет от акта к акту, предваряя будущую катастрофу, го­товя к ней. Кульминация приходится на IV акт (сцена покаяния), а значит, высший момент развития действия находится не в послед­нем акте, как обычно, а в середине пьесы. Развязка происходит в V акте, здесь две интриги получают завершение, а две линии борь­бы, сплетаясь в тугой узел, оказываются развязанными. Но только Катерина находит выход из тупика через свою трагическую гибель. Кольцевое построение пьесы (события I и V актов происходят на волжском обрыве, в них участвуют те же персонажи) служит компо­зиционной завершенности и выражает авторский замысел.