Для дома

Анализ 4 действия вишневый сад. Особенности композиции пьесы «Вишневый сад. Главные действующие лица

Авторская пьеса «Вишневый сад» знаменитого писателя Антона Павловича Чехова написана в смешении двух стилей. Антон Павлович писал пьесу, более склоняясь к комедийному жанру, пытаясь раскрыть тему родовых поместий, прибегнуть к столь ценимому понятию, как «имение», развить мысль о будущем населения своей страны. Однако литературные критики отмечают принадлежность данного произведения к трагедии и драме. Благодаря таким расхождениям в жанре, каждый читатель может наблюдать, как драма вытекает в трагикомедию.

В сюжете «Вишневого сада» лежат различные истории людей, которые в те времена попадали в кризис собственных финансов, лишались собственных родовых поместий.

Центральным образом пьесы собственно и является вишневый сад. Хозяйкой такого владения является Любовь Раневская, которую один из героев склоняет к продаже родового имения. Сам вишневый сад является лейтмотивом всех сцен, соединяя в себе различные временные планы. Для Раневской сад – это нечто такое трепетное из светлого детства, которое дает теплые воспоминания, это место, где душа питается положительной энергетикой. Вокруг судьбы родового поместья строится сюжет пьесы. В первом действии строится план по спасению заложенного имения от торгов, в третьем – имение продается и четвертое действие раскрывает читателю лирическую ноту расставания с прошлым.

Характерной чертой для данного произведения является то, что Чехов не подразделяет героев на хороших или плохих и главных и второстепенных. Он делит их на три группы, выделяя их по временным рамкам. Первая группа включает в себя представителей прошлого поколения – это сама Любовь Раневская, Гаев, лакей Фирс. Во вторую группу попадают люди настоящего времени, в сюжете пьесы это единственный герой в лице предприимчивого купца Лопахина. И, наконец, третья группа собирает в себе прогрессивную молодежь того времени Петра Трофимова и Ани.

В центре сюжета лежит судьба вишневого сада, продажа родового имения, в которой разворачиваются противоборство новой и старой эпохи. Кульминация сюжетной линии таится в третьем действии пьесы, где родовое имение продается и финальная развязка раскрывается в финальной четвертой сцене. На смену старой привычной дворянствующей России приходит молодежь и начинающие предприниматели. Главной причиной к возникновению конфликта является не социальное противоборство, а борьба самих персонажей с окружающими их условиями. Такой конфликт во времени раскрывается только через познание будущих изменений в жизни народа.

Чехов в произведении «Вишневый сад» хотел побудить своего читателя философски мыслить о предстоящем будущем, о новой эпохе, которая возрождается вокруг, прибегая к самоанализу.

Вариант 2

Произведение представляет собой лирическую комедию, ключевой темой которой становятся авторские размышления о будущем страны и ее населения. В основе пьесы лежит история о вынужденной аукционной продаже родового имения обедневшим дворянским семейством.

Своеобразием произведения является его жанровое изложение, которое с точки зрения писателя представляется комедией, а с точки зрения литературоведческого общества и театралов демонстрирует драматические элементы. Таким образом, чередуя драматические и комические сцены писатель достигает художественную реальность пьесы.

Отличительной особенностью произведения признается новаторство автора, выразившееся в отсутствии разделения героев пьесы в качестве либо отрицательных, либо положительных персонажей, разбив их лишь на три категории, первая из которых представляет людей прошлого поколения в лице дворян-аристократов Раневской, Гаева и лакея Фирса, ко второй группе причисляются люди настоящего времени в ярком представлении предприимчивого купца Лопахина, а в третью категорию автор относит людей будущего в лице прогрессивной молодежи того периода Петра Трофимова и Ани.

Структурная композиция пьесы состоит из четырех действий, которые не разделяются на самостоятельные сцены, при этом временной промежуток произведения составляет около полугода, начинаясь весной и заканчиваясь серединой осени. В первом действии представляется мизансцена завязки сюжетной линии, которая возрастает с напряжением во втором действии, третье действие характеризуется кульминацией сюжета в виде продажи родового имени, а четвертом наступает финальная развязка. Художественное содержание пьесы развивает эмоционально-психологический фон, заключающийся в описании внутренних переживаний персонажей.

Произведение также отличается полным отсутствием выраженных внешних конфликтов, а также динамизмом и непредсказуемыми сюжетными поворотами, которые подчеркиваются ремарками автора, монологами, паузами, создающими впечатление особой недосказанности и придающие произведению неповторимую изысканную лиричность.

Анализ 3

Знаменитому писателю Антону Павловичу Чехову удавалось сочинять не только рассказы, но и оригинальные пьесы. Известная на сегодняшний день его пьеса – это «Вишневый сад», которая писалась с 1903 по 1904 год. Усердствуя над своим творением, Чехов ясно показал смену социальных укладов.

Знакомясь с произведением, становится понятно, что в центре пьесы находится сам Вишневый сад. Его владелицей является Любовь Раневская, которую Лопахин подговаривает продать прекрасную красоту, дабы сдавать в аренду и получать приличную сумму доходов. Но в чем же проблема? Незадача кроется в том, что для Раневской сад – это, прежде всего, детство, это светлые воспоминания, что овевают при одном лишь представлении о чудесных просторах родного места. Это радость, это счастье, это её родственная душа. Она не может вообразить собственную жизнь без него! Для героини, так же как и для её брата, Вишневый сад – это ни недвижимость, ни средство к существованию, как мыслит Лопахин. Нет, это не так. Сад – это дом, где их сердце, дом, в котором чувствуешь себя в своей тарелке, дом, где ты свободен, душа получает эстетическое удовольствие!

Антон Павлович не только анализировал состояние российского общества, его поведение, но и отражал в своих героях анализ прошлого России, размышления о её будущем. Любой из персонажей Чехова связан с темой прошлого, либо темой настоящего, либо будущего.

За олицетворение прошлого нашей страны отвечают старые хозяева, руководствующие садом. Это Любовь Раневская и, соответственно, её брат Леонид Гаев. Основное, что их выдает – это неприспособленность к трудовой деятельности.

Стоит понимать, что судьбы персонажей зависят от участи Вишневого сада. Но решение Раневской оставляет желать лучшего, ибо она продает сад, который являлся душевным достоянием, лучшим лекарством от невзгод. Вместе с ним уходит тысячелетняя культура дворянства. Те, кто владеет Вишневый садом, являются нерешительными, слабохарактерными в трудных ситуациях. И от своей трусости эти люди терпят неудачу, ибо время их прошло… Получается, что место героини Раневской занимает Лопахин, это новое поколение, жадное, ищущее во всем выгоду для себя. И это трагично, так как пополнение мира подобными поведенческими людьми отрицательно сказывается на жизнях окружающих.

Во время прочтения книги Чехова ощущается одиночество, веет конец, обрыв во тьму, откуда нет выхода. Этим и показывается, что решение, которое принимает Раневская по поводу сада, является ошибочным, ибо вместе с Вишневым садом продается её детство, душа…

Поэтому произведение Антона Павловича настолько поразительно по своему содержанию и необычно. В пьесе поставлено множество проблем, которые Чехов в свое время видел, он воспринимал каждую деталь всерьез. Он изобразил, тем самым, то, что его тревожило и волновало: подчинение, трусость человека перед серьезным решением. Никогда не следует отдавать то, что принадлежит именно тебе, то, что приносит счастье и неимоверную радость. Не стоит с этим прощаться легко! Важно стоять за своё до конца! Нужно быть сильным и смелым, иметь твердый характер, стойкую силу воли, дабы не сломаться под очередной проблемой. Чехов тем и удивителен: настолько пишет проникновенно, что мысли после прочтения его рассказов не оставляют в покое! Так и должно быть!

Вишневый сад - анализ для 10 класса

Сюжет пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» основан на многочисленных историях, связанных с продажей родовых поместий дворянами. В то время многие из них лишались имущества, терпели серьезные финансовые трудности и в том числе нередко были вынуждены продавать с аукциона свои родовые гнезда. Интересно, что подобная ситуация произошла и с самим автором, когда его отцу из-за долгов пришлось продать лавку и дом. Все это сильно повлияло на жизнь Чехова и его будущую писательскую деятельность. В пьесе «Вишневый сад» Чехов рассматривает аналогичную проблему, анализирует психологическое состояние людей, которым суждено было лишиться собственного дома.

Классический подход к анализу пьесы Чехова заключается в следующем. Героев произведения делят на три группы по временному критерию. К первой из них относят аристократов Гаева, Раневскую и лакея Фирса – представителей старой эпохи. Вторую категорию времени настоящего представляет один-единственный персонаж - купец Лопахин. Третья группа – это люди будущего, к числу которых относятся Петя Трофимов и Аня. При этом в пьесе отсутствует разделение героев на «хороших» и «плохих», главных и второстепенных. Такая подача сюжета стала характерной чертой авторского почерка Чехова, которая в дальнейшем прослеживалась в его будущих пьесах.

В центре сюжета – история продажи родового имения с вишневым садом, при этом какой-либо открытый конфликт в пьесе отсутствует. Если здесь и есть какое-то противостояние, то выражается оно в неком противоречии двух разных эпох – новой и старой. Разорившиеся дворяне категорически не хотят расставаться со своей собственностью, при этом сдавать в аренду участок земли и получать за это коммерческую прибыль они также не готовы. Для них это слишком ново и непонятно. ВременнОй конфликт в пьесе раскрывается через осознание будущих перемен в жизни общества, так четко ощущаемых самим автором. Своим произведением Чехов хотел показать данную ситуацию со стороны, чтобы заставить читателя задуматься о своем месте и роли в этой жизни.

Авторская позиция здесь неоднозначна. Несмотря на всю трагичность происходящего, герои пьесы не вызывают жалости или сочувствия. Чехов изобразил их людьми недалекими, неспособными к самоанализу и глубоким переживаниям. Произведение скорее представляет собой философское рассуждение автора о будущем, о той новой эпохе, в которую в скором времени войдет русское общество.

Несколько интересных сочинений

    Каникулы. Это слово вызывает столько положительных эмоций, воспоминаний и новых планов. Мы всегда с нетерпением ждем их, с улыбкой зачеркиваем в календаре оставшиеся дни

  • Гринев и Швабрин сравнительная характеристика сочинение 8 класс

    Главными героями произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», являются двое совершенно противоположных по человеческим качествам офицера Гринёв и Швабрин.

  • Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

    В рассказе Максима Горького Старуха Изергиль ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора

  • История любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой

    История романтических отношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой - это пример истинной, бескорыстной любви, для которой не существует никаких препятствий в виде разных сословий. Молодые люди влюбляются

  • Школа! Как много значит для меня это слово. Сколько в нем таится сокровенного трепета. Я очень люблю, и всегда буду любить это место, в котором мы проводим всё своё детство и юность

Проблема жанра пьесы "Вишневый сад". Внешний сюжет и внешний конфликт.

Чехова как художника нельзя уже
сравнивать с прежними русскими
писателями - с Тургеневым,
Достоевским или со мною. У Чехова
своя собственная форма, как у
импрессионистов. Смотришь, как
будто человек без всякого
разбора мажет красками, какие
попадаются ему под руку, и
никакого отношения между собой
эти мазки не имеют. Но отойдешь
на некоторое расстояние,
посмотришь, и в общем
получается цельное впечатление.
Л. Толстой

О, скорее бы все это прошло,
скорее бы изменилась наша
нескладная, несчастливая жизнь.
Лопахин

Для анализа пьесы необходим список действующих лиц, причем с авторскими ремарками-комментариями. Приведем его здесь полностью, что поможет войти в мир «Вишневого сада»; действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской. Итак, действующие лица пьесы:

Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

Проблема жанра . Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией - «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К. С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию». Вопрос о жанре очень важен для понимания произведения: он определяет код прочтения пьесы и характеров. Что значит увидеть в пьесе трагикомическое начало? Это значит «в известной степени согласиться с их [героев. - В. К.] незаурядностью, счесть их искренне и истинно страдающими, увидеть в каждом из персонажей достаточно сильный характер. Но какие же могут быть сильные характеры у “безвольных”, “ноющих”, “хныкающих”, “разуверившихся” героев?»






Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. К. С. Станиславский же в свое время (в 1904 году) поставил трагедию, с чем Чехов не был согласен. В пьесе есть приемы балагана, фокусы (Шарлотта Ивановна), удары палкой по голове, после патетических монологов следуют фарсовые сценки, затем опять появляется лирическая нота... В «Вишневом саде» немало смешного: смешон Епиходов, смешны напыщенные речи Гаева («многоуважаемый шкаф»), смешны, неуместны реплики и ответы невпопад, комические ситуации, возникающие из-за непонимания персонажами друг друга. Пьеса Чехова и смешна, и печальна, и даже трагична одновременно. В ней много плачущих, но это не драматические рыдания, и даже не слезы, а только настроение лиц. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного - отличительная черта чеховской поэтики, начиная с первых лет его творчества.

Внешний сюжет и внешний конфликт. Внешний сюжет «Вишневого сада» - смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. На первый взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев), набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня). Казалось бы, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни - на продаже вишневого сада, назначенной на 22 августа. Однако свидетелем самой продажи сада зритель не становится: кульминационное, казалось бы, событие остается за рамками сцены. Социальный конфликт в пьесе не является актуальным, не социальное положение действующих лиц главное. Лопахин - этот «хищник»-предприниматель - изображен не без симпатии (как и большинство персонажей пьесы), и владельцы усадьбы ему не сопротивляются. Более того, имение как бы само собой оказывается в его руках, против его желания. Казалось бы, в третьем действии судьба вишневого сада решена, его купил Лопахин. Более того, развязка внешнего сюжета даже оптимистична: «Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служащий, теперь я финансист... желтого в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно». Но пьеса не кончается, автор пишет четвертое действие, в котором вроде бы ничего нового не происходит. Но мотив сада здесь звучит снова. В начале пьесы сад, которому грозит опасность, притягивает к себе всю семью, собравшуюся после пятилетней разлуки. Но спасти его не дано никому, его больше нет, и в четвертом действии все вновь разъезжаются. Гибель сада привела к распаду семьи, разбросала, развела по городам и весям всех бывших обитателей имения. Наступает тишина - завершается пьеса, смолкает мотив сада. Таков внешний сюжет пьесы.

Меню статьи:

«Вишневый сад» относится к драматическим произведениям Антона Чехова. История создания пьесы начинается в 1901 году, когда писатель сообщил об этом жене – актрисе Ольге Криппер. В результате пьеса «Вишневый сад», анализ которой приведен ниже, пополнила список литературной классики.

Дорогие любители короткой прозы! Предлагаем вам ознакомиться с в котором поднимается важный вопрос “легко ли быть сильным”.

«Вишневый сад» – золотое произведение Антона Чехова, потому что это последнее драматическое творение писателя. Творчество российского автора отличается подобием тематики всех его произведений: лейтмотив – грусть по уходящей эпохе, по временам «дворянского гнезда» (аллюзия на одноименный роман Ивана Тургенева).

Чехов изображает болезненные обстоятельства потерянности: на стыке эпох человек, утративший равновесие и место в мире, – сакраментальная фигура.

Из истории написания «Вишневого сада»

Весной в 1901 году Антон Чехов задумывает написать пьесу. Любопытно, что первоначальный замысел произведения – комедия. Писатель собирался создать смешную, легкомысленную, веселую пьесу. Тема, где родовое имение продается из-за давления обстоятельств, уже использовалась Чеховым ранее. Эта идея сохраняется вплоть до 1903 года.

Мотив утраты родительского дома, продажи имения, принадлежавшего многим поколениям семьи, – классика для Чехова. Писатель неоднократно возвращается в творчестве к теме психологического трагизма потери родового гнезда. В контексте «Вишневого сада» справедливо говорить о биографическом характере пьесы. Антон Чехов тоже пережил потерю отчего дома – в буквальном смысле. Детство, учеба в гимназии связаны для писателя с Таганрогом – городом, где Чехов родился. Несмотря на противоречивые впечатления о жизни в Таганроге, как и о самом городе, писатель тяжело воспринял продажу родового поместья.

Дорогие любители классики! Предлагаем вам рассказа А.П. Чехова “Крыжовник”, главные герои которого демонстрируют простые философские истины…

Другим воспоминанием, которое легло в основу сюжета «Вишневого сада», стало знакомство с семьей Киселевых. Семейству принадлежало подмосковное имение, в Бабкино. Здесь Чехов и Ольга Криппер проводили летние дни в 1885–1887 годах. Однако и Киселева – главу семейства – ожидала продажа дома из-за долгов. Позже Чехов гостил у другой семьи – у неких Линтваревых. Этот опыт продемонстрировал писателю, что его время – это период упадка, постепенного умирания дворянских имений. 1892–1898 годы подтвердили опасения Антона Чехова: проживая в Мелехове, Любимовке и других местах, писатель видел те же симптомы.

В центре идеи «Вишневого сада» – столкновение двух сословий. Дворяне, привыкшие жить размеренной жизнью, пребывающие в уверенности, что уклад их повседневности нерушим, не могут устоять перед хваткой третьего сословия.

Индустриализация порождает социальную прослойку купцов, предпринимателей, торговцев, которым свойственна жесткость в ведении дел.

Чехов дописывал пьесу в приступах тяжелой болезни и бытовых неурядицах. В письмах друзьям писатель признавался, что произведение ему дается трудно, приходится прилагать много усилий. В 1903 году Антон Чехов поставил точку на рукописи, озаглавленной «Сад вишневый». Автор разослал копии текста актерам и режиссерам Московского театра. Станиславский, Немирович-Данченко восприняли пьесу с восторгом. Чехов получил отзывы, что произведение – это эмоциональная драма, а при читке актеры даже плакали. Антон Павлович активно участвовал в подготовке произведения к постановке, давал комментарии и советы актерам в ходе репетиций.


Специфика пьесы Чехова требовала от режиссеров и актеров театра изобретения нового театрального жеста, языка. Актриса Лилина писала Чехову, что ощущает «Вишневый сад» как симфонию, которая требует правдивой игры, исключающей грубость и наигранность. В 1904 году «Вишневый сад» был представлен зрителям.

Тематика и анализ «Вишневого сада»

Чехов рассказывает историю о том, как на аукционе с молотка уходит старое дворянское поместье. Во время жизни писателя, в конце XIX-го и в начале ХХ-го века разрушения аристократического жизненного уклада стало постоянной тенденцией. Имения продавались за долги, семьи распадались, заключались неравные браки. Дом писателя, где тот родился и вырос, а отец держал лавку, тоже продали, чтобы выплатить долги. Это событие стало травмой для Чехова.

Жанр «Вишневого сада» – предмет отдельного разговора. Произведение планировалось Чеховым как комедия, однако актеры театр восприняли «Вишневый сад» скорее в драматическом ключе.

Литературные критики также видят в пьесе нотки трагикомедии. Вишневый сад, давший название тексту Чехова, играет роль лейтмотива, фона, на котором разворачиваются события повествования. Сад также символизирует динамику жизни. Творчеству Антона Павловича характерно обращение к символам: вишневый сад, крыжовенный сад… Читатель наблюдает связанность судеб героев «Вишневого сада» с деревьями. Когда дворяне покидают дом, сад, которым так гордилась хозяйка имения, рубят.

На фоне вишневого сада разворачиваются конфликты пьесы: внешний и внутренний, составляющие драматизм произведения. Читатель наблюдает, как рушится привычный образ жизни жителей поместья. Хозяйка может спасти дом и сад, согласившись на мезальянс. Однако предубеждения, стереотипы, ретроградность аристократки не позволяют женщине сделать этого. В результате дом продают на аукционе.

Невозможность адаптироваться к новым социальным условиям, новым временам, потерянность поколения, живущего при столкновении двух эпох, конфликт между молодым и старым поколениями – это центральные темы «Вишневого сада». Фоном для событий пьесы служат мысли, прогнозы о дальнейшей судьбе Российской империи. Разрыв между поколениями выписан Антоном Чеховым с позиции подсознательного ощущения, чутья перемен. Эти перемены носят исторический характер.

Интересно, что вопреки наличию прекрасного сада, господа и лакеи прогуливаются не там. Место для прогулок в пьесе – поле. Это говорит о запущенности, заброшенности старого вишневого сада, ставшего непригодным для отдыха. То, что в конце повествования вишневый сад уничтожают, свидетельствует об уничтожении также прежнего уклада жизни. Сплоченность дворянского семейства обуславливается общим домом, родовым гнездом. Когда это гнездо распадается, рушится и целостность семьи. Поместье, в котором жили многие поколения одной фамилии, символизирует корни рода. Потеря имения – это также уничтожение этих корней.

Структура «Вишневого сада»

Пьеса Антона Чехова включает 4 части – действия:

  1. Представление экспозиции произведения;
  2. События завязки, разделенные на две вехи;
  3. Кульминационная часть пьесы;
  4. Наконец, последняя часть – это развязка.

Особенность пьесы – в том, что Чехов не делит действия по сценам. Произведение ровное, здесь отсутствует привычный динамизм, непредсказуемость и напряжение. Динамика «Вишневого сада» носит не внешний характер, а внутренний. В тексте много ремарок и отступлений автора, пауз, монологов отдельных персонажей. Пьеса отличается лиризмом, психологизмом, эмоциональной напряженностью. Произведение – арочное. Это связано с иллюзией пространственности: действия разворачиваются на фоне имения, двора перед домом, сада, однако читатель узнает о жизни героев во Франции, о поездке в город и т. д.

В экспозиции писатель представляет читателю обстоятельства, которые вызовут дальнейшее развертывание повествования. На сцене – дом Любви Раневской, дворянки, помещицы. Женщина недавно вернулась из Франции. С героиней приехала и дочка – Анна. С поезда Раневскую с Аней встречает брат помещицы – Гаев, а также Варя – приемная дочь Любви Андреевны. Чехов продолжает: материальное положение семейства – в плачевном состоянии. Для выхода из финансового кризиса Раневская обращается с местному дельцу – Лопахину. Купец предлагает помещице разные варианты решения проблемы: сдача земельных участков, разбивка сада на паи… Это не устраивает Раневскую, так как женщина не хочет прощаться с вишневым садом.

Здесь автор знакомит читателя с составом персонажей. Герои характеризуются с помощью демонстрации отношения каждого к саду с вишнями. Для Раневской и Гаева сад – это, прежде всего, средоточие воспоминаний о былом. В прошлом помещики не испытывали нужды, вели беспечный образ жизни. Сад – это символ отсутствия проблем. Для Лопахина сад – это мечта о процветании. Купец происходил из семьи крепостных. Отец и дед Лопахина работали в таком саду у господ, но мечтой юного будущего купца было собственное имение со своим садом. Планы дельца сбываются, но Лопахин разрушает сад.

Лопахин мыслит категориями прибыли. Вопреки лирическим мечтам, герой осознает, что разрыв между ним – простолюдином – и миром дворян – непреодолим. Лопахин делает предложение Раневской, но женщина отказывает герою: купец обладает внутренним благородством, но этого недостаточно, если он не аристократ.

В этой части произведения читатель узнает, что Любовь Андреевна переживает и внутреннюю травму, связанную со смертью сына – Григория. Брат Раневской – Гаев – солидарен с сестрой. Дворянин дает сестре обещание, что имение не будет продано. Но при этом Гаев пассивен, мужчина не предпринимает никаких действий, чтобы спасти родовое гнездо.

Второе действие разворачивается на дворе перед поместьем. Лопахин чувствует привязанность к Раневской. Купец настаивает на том, что следует принять меры для сохранения имения. Для этого придется пойти на небольшие жертвы, но предложение купца предполагает, что помещица отделается «малой кровью».

Значительное место второго действия занимает фигура Трофимова. Петр – носитель прогрессивных идей. Герой по профессии учитель. В уста Трофимова Чехов вкладывает размышления о счастье, а также философское сопровождение повествования. Литературная критика полнится мнениями, что произведения Антона Чехова не предполагают наличия счастливых персонажей. Между тем, тема счастья, пути достижения полного удовлетворения занимают важное место в творчестве писателя. Трофимов также размышляет о будущем России.

Идеи Трофимова не находят поддержки ни среди предпринимательской среды, представленной фигурой Лопахина, ни среди дворян. Молодежь способна понять только молодежь, а поэтому логично, что Петра поддерживает лишь Аня.

В третьем действии читатель узнает, что имение все же продают. Гаев вместе с Лопахиным, занимающиеся организацией торгов, уезжают в город. В это время Любовь Андреевна решает достойно проститься с родным домом. Помещица зовет музыкантов и вкладывает последние средства в вечер танцев.

Начинается аукцион. После торгов Раневская ждет известий о том, кто стал владельцем поместья. Оказывается, что дом приобрел Лопахин. Делец радуется покупке. Раневская расстроена и охвачена отчаянием.

В развязке пьесы бывшие жители дома прощаются с имением. Автор детально описывает сцены, когда Раневская покидает поместье. Тяжелее всего женщине терять вишневый сад, который та очень любила: здесь прошло детство Любови Андреевны, сад – свидетель многих поворотных событий жизни героини… В суете Раневская совершенно забывает про старого и верного слугу – Фирса. Финал «Вишневого сада» – это речь Фирса. Произведение заканчивается символически: старый лакей засыпает в доме, в вишневый сад рубят.

Анализ персонажей «Вишневого сада»

Антон Чехов выводит на сцену представителей всех сословий и возрастных групп: это видно при внимательном прочтении пьесы. Среди героев произведения есть лица, принадлежащие к молодежи, российским дворянам, предпринимателям и дельцам. Кроме того, писатель использует мотив времени, чтобы провести границу между персонажами «Вишневого сада». Текст включает три группы действующих лиц:

  1. Аристократический мир , а также слуги, лакеи, без которых дворянскую жизнь представить невозможно. Это символ уходящего прошлого.
    Мир предпринимателей, купцов, торговцев , символизирующий заступающее на службу настоящее.
    Будущее , которое писатель выписывает через образы Ани и Трофимова. Это проекты того, как писатель видит прогрессивность будущего.

Своеобразие пьесы Антона Чехова состоит и в том, что здесь нельзя выделить персонажей первого или второго плана, лиц главных и вспомогательных. Жизненность и правдоподобность «Вишневому саду» придает отсутствие абсолютно позитивных или негативных героев. Как и в реальной жизни, действующие лица пьесы демонстрируют положительные и отрицательные черты – в зависимости от ситуации. По этой причине многие литературные и театральные критики считают, что Чехов обогнал свое время, введя подобное новшество.

Конфликт строится вокруг социального противостояния, столкновения общественных прослоек. Однако внимательное отношение к «Вишневому саду» поможет определить, что в центре конфликта пьесы – не внешнее противоречие, а внутреннее. Фигуры пьесы не ладят с действительностью, не понимают изменений, происходящих в окружающей среде. В пьесе глобальные проблемы соседствуют с рутиной жизни, бытом, который является неотъемлемой частью чеховского литературного мира.

Видно, что писатель негативно относится к Любови Андреевне. Ради спасения сада и дома женщина не идет на жертвы, не уступает стереотипам и привычкам. Автор считает помещицу инфантильной и легкомысленной, влюбчивой особой. Фирс – самый преданный слуга Раневской. Однако дворянка по привычке не ставит простого лакея ни во что. Забывая в поместье, как вещь. После потери поместья, Любовь Андреевна снова уезжает во Францию, чтобы продолжать привычную жизнь.

Вишневый сад также воплощает видение автором судьбы России. Старый и запущенный сад не нужен никому, кроме владельцев, которые вкладывают в него не утилитарное, а личное значение. Сад – это воспоминания о былом, это жизнь прошлым, отчий дом. Поколение настоящего считает, что новое время требует уничтожения сада: чтобы построить что-то новое, создать иной порядок, нужно срубить сад под корень. Поколение будущего мыслит оптимистично: Аня и Петр не расстраиваются из-за потери сада, ведь всегда можно посадить новые деревья. В символике, связанной с садом, кроются надежды Чехова на благополучное будущее России.

Произведение Чехова – амбивалентно. В «Вишневом саду» переплетаются смешные и грустные моменты, но тоска возникает от того, что спорить с актуальностью пьесы, с проблемами, поднимаемыми здесь, трудно.

Сам Чехов назвал "Вишневый сад" комедией, хотя и признавался позднее, что "Вышла у меня… комедия, местами даже фарс". А великий режиссер К. С. Станиславский назвал произведение трагедией: "Это трагедия..." Проблема жанра и в самом дате является одной из самых сложных при изучении пьесы Чехова, хотя вроде бы и есть такой жанр, как трагикомедия, соединяющий в себе трагическое и смешное, только ведь в "Вишневом саде" и трагического-то вроде бы нет, так, обычное крушение не очень удачливых людей, которые продолжают жить дальше, не очень-то оглядываясь назад - отчего и забывают старого Фирса в покинутом всеми доме... Вместе с тем, в этой "комедии" показана глубочайшая внутренняя трагедия людей, переживших свое время и лихорадочно пытающихся хоть как-то устроиться в новой, такой непонятной им, даже враждебной по отношению к ним, жизни, уход целой исторической эпохи, на смену которой приходила эпоха крупнейших социальных и моральных потрясений. Только это нам сейчас понятно, что будет "после" Раневской и Гаева, что придет на смену "вишневому саду", а им, жившим тогда, было невероятно сложно "угадать" будущее, которое их откровенно страшило, ибо уничтожало ту жизнь, в которой им было хорошо и которую они хотели бы сохранить для себя навечно.

Особенность эпохи определила основной внешний конфликт пьесы "Вишневый сад": это конфликт между прошлым, настоящим и будущим. Однако не только он определяет сюжет и композицию произведения, оно пронизано внутренними конфликтами, практически каждый из образов-персонажей несет в себе двойственность, он не только противостоит действительности, но и мучительно пытается примирить себя со своей собственной душой, что оказывается самым трудным делом. Персонажей Чехова невозможно разделить на "положительных" и "отрицательных", они живые люди, в которых много и доброго, и не очень, которые ведут себя так, как, им кажется, нужно вести себя в ситуациях, в которых они оказываются, - а это может быть и смешно, и не очень, и совсем грустно.

Образ Любови Андреевны Раневской является стержневым образом, все остальные персонажи так или иначе с ней связаны. В Раневской сочетаются искренность и душевная черствость, горячая любовь к Родине и полное равнодушие к ней же; о ней говорят, что она "хороший", "легкий" человек - и это правда, как правда и то, что рядом с ней жить невыносимо трудно... Прежде всего, нужно отметить, что противоречивость образа Раневской не означает, что она - какой-то особый, сложный, непонятный человек, скорее, наоборот: она всегда такая, какая она есть, просто окружающим такое ее поведение кажется кому сумасбродным, а кому и необыкновенно привлекательным. Противоречивость поведения Любови Андреевны объясняется тем, что она по-настоящему так и не поняла, что жизнь изменилась, она продолжает жить в той жизни, когда не нужно было думать о куске хлеба, когда вишневый сад обеспечивал легкую и беззаботную жизнь своим владельцам. Поэтому она сорит деньгами, сама раскаиваясь в этом, поэтому она не задумывается о будущем ("все образуется!"), поэтому она столь весела. Она тратит деньги на свою "роковую страсть", сознавая, что тем самым усложняет жизнь дочерям, и в конце пьесы она опять возвращается в Париж, где можно жить так, как она привыкла. Раневская - это одно из лучших проявлений старой жизни (не случайно ее боготворит Лопахин, который с детства видит в ней недостижимый идеал), однако, как и вся эта жизнь, она должна уйти - и ее уход зритель воспринимает с сочувствием и жалостью, ведь по-человечески она так мила и привлекательна.

О брате Раневской, Гаеве, можно сказать немного. Он очень похож на сестру, но в нём нет ее лёгкости и обаяния, он просто смешон в своем нежелании и неумении взглянуть в глаза жизни и "повзрослеть" - Чехов подчеркивает, что лакей Фирс до сих пор воспринимает его как маленького мальчика, каковым, в сущности, он и является. Неуместные, слезливые монологи Гаева (обращение к шкафу!) не просто смешны, они приобретают оттенок трагизма, поскольку такая вопиющая оторванность от жизни пожилого человека не может не пугать.

Большое внимание в пьесе "Вишневый сад" уделяется проблеме будущего. Чехов показывает нам, если можно так сказать, два варианта будущего: будущее "по Пете Трофимову" и будущее "по Ермолаю Лопахину". В разные периоды истории каждый из этих вариантов будущего имел своих приверженцев и противников.

Петя Трофимов с его неясными призывами, громкими уверениями в том, что "Вся Россия наш сад", с обличением современности во время создания пьесы воспринимался как положительный герой, его слова "Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его..." воспринимались зрительным залом с большим воодушевлением. Однако сам Чехов относился к этому герою настороженно: мы видим Петю, который, "облезлый барин", практически ничего не делает. За его красивыми словами трудно увидеть по-настоящему реальные дела, более того, он постоянно оказывается в смешном положении. Даже тогда, когда в начале IV действия он громогласно обещает Лопахину, что дойдёт к "высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле", потому что в этом движении человечества к ним он "в первых рядах!", он никак не может отыскать… собственные калоши, и это делает его уверенность смешной: на такие вещи замахивается, а калоши найти не может!..

Совсем по-другому нарисовано будущее "по Ермолаю Лопахину". Бывший крепостной, купивший "имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню", который встаёт "в пятом часу утра" и работает день-деньской, который нажил миллионы и знает, что нужно сделать с вишневым садом ("И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее"), на самом деле практически ничего не знает об отношениях между людьми, он мучается тем, что богатство не дает ему ощущения счастья. Образ Лопахина - это образ, близкий к трагическому, потому что для этого человека смыслом жизни стало накопление денег, это ему удалось, но почему же он тогда так отчаянно, "со слезами", восклицает в конце третьего действия, когда он уже стал хозяином имения, "прекрасней которого ничего нет на свете": "О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь"? Миллионер - и несчастная жизнь?.. А ведь и в самом деле: он понимает, что так и остался "мужик мужиком", он любит по-своему Варю, но так и не решается объясниться с ней, он способен чувствовать красоту ("Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!"), у него "тонкая, нежная душа" (так говорит о нём Петя Трофимов) - но он по-настоящему несчастлив. Какое отчаяние слышится в его словах: "Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь..."! Внуки и правнуки - это понятно, а себе-то что в жизни остается?..

Интересен образ старого слуги Фирса, для которого освобождение крепостных было "несчастьем". Он не может вообразить себе иной жизни, кроме жизни в рабстве, поэтому и остаётся в доме - умирать вместе с вишневым садом, по которому не Ермолай Лопахин "хватит топором", а само время. Образ "вишневого сада" - это полусимволический образ прошлого, которое обречено и от которого нужно избавиться ради будущего, но мы уже видели, каким оно может быть, это будущее. Историческая обречённость прошлого очевидна, однако она никоим образом не объясняет, каким же, в самом-то деле, может стать это вожделенное одними и проклинаемое другими героями будущее, поэтому вся пьеса Чехова пронизана тревожными ожиданиями, которые делают жизнь героев ещё безрадостнее, а расставание с "вишнёвым садом" особенно мучительным - не оттого ли так и спешит Лопахин, приказывающий рубить деревья тогда, когда старые хозяева еще не покинули обреченное имение?

"Вишневый сад", анализ которого мы провели, был создан Чеховым накануне разительных перемен в русской жизни, и автор, приветствуя их, горячо желая изменения жизни к лучшему, не мог не видеть, что любые изменения всегда разрушение, они несут с собой чьи-то драмы и трагедии, "прогресс" обязательно отрицает что-то, что раньше, в свое время, также было прогрессивным. Осознание этого и определило нравственный пафос "комедии" Чехова, его нравственную позицию: он приветствует изменение жизни и одновременно его тревожит то, что оно может принести людям; он понимает историческую обречённость своих героев и по-человечески сочувствует им, оказавшимся "между прошлым и будущим" и пытающимся найти свое место в новой, пугающей их, жизни. Собственно говоря, пьеса Чехова "Вишневый сад" очень актуальна и в наши дни, поскольку сейчас Россия снова находится "между прошлым и будущим", и очень хочется, чтобы мы оказались счастливее героев "Вишнёвого сада".

"Вишневый сад" представляет собой одно из наиболее ярких и знаменитых драматических произведений двадцатого века. Сразу после того, как его написал Антон Павлович которого мы вам представим, был поставлен в Московском Художественном Театре. И по сей день эта пьеса не сходит с российских сцен.

Завязка пьесы основывается на том, что Любовь Раневская вместе со своей дочерью Анной возвращается из Парижа для продажи семейного имения. Причем героиня и ее брат, Гаев, выросли в этом месте и не хотят верить в необходимость расставания с ним.

Их знакомый, купец Лопахин, пытается предложить выгодное предприятие по вырубке сада и сдаче площади в аренду под дачные участки, о чем Раневская и Гаев не хотят слышать. Любовь Андреевна питает призрачные надежды на то, что имение еще можно спасти. В то время как она всю свою жизнь сорила деньгами, вишневый сад представляется ей более высокой ценностью. Но спасти его не удается, так как долги выплачивать нечем. Раневская на мели, а Гаев "имение на леденцах проел". Поэтому на аукционе Лопахин покупает-таки вишневый сад и, опьяненный своими возможностями, кричит об этом на семейном балу. Но жалеет Раневскую, которую доводит до слез известие о продаже имения.

После этого начинается вырубка вишневого сада и прощание героев друг с другом и со старой жизнью.

Мы привели здесь основную сюжетную линию и главный конфликт этой пьесы: поколение "старое", которое не желает прощаться с вишневым садом, но в то же время ничего не может ему дать, и поколение "новое", полное радикальных идей. Причем само имение олицетворяет здесь Россию, и именно для изображения современной ему страны написал Чехов "Вишневый сад". Краткое содержание этого произведения должно показать, что время помещичьей власти проходит, и с этим ничего нельзя сделать. Но есть и замена ему. Наступает "новое время" - и неизвестно, будет ли оно лучше или хуже прежнего. Автор оставляет концовку открытой, и мы не знаем, какая судьба ожидает имение.

В произведении также используются авторские ходы, позволяющие глубже понять атмосферу России того времени, какой ее видел Чехов. которого дает представление об основных проблемах пьесы, поначалу представляет собой чистую комедию, но ближе к концу в нем появляются элементы трагедии.

Также в пьесе царит атмосфера "всеобщей глухоты", которая даже подчеркивается физической глухотой Гаева и Фирса. Персонажи говорят для себя и ради себя, не слушая других. Поэтому реплики часто могут звучать не как ответ на поставленный вопрос, а как размышление персонажа вслух, что наиболее полно демонстрирует качества, которыми наделил его Чехов. "Вишневый сад", анализ которого предпринимался неоднократно, также глубоко символичен, а каждый герой представляет собой не конкретное лицо, а обобщенный характерный типаж представителей эпохи.

Чтобы понять это произведение, важно смотреть на него глубже, чем просто на последовательность действий. Только так можно услышать то, что хотел сказать Чехов. "Вишневый сад", краткое содержание его, сюжет и символика замечательно иллюстрируют взгляд автора на перемены в России того времени.