Музыка

Интервью с художественным руководителем малого театра юрием соломиным. Большой гений Малого театра: Юрий Соломин отмечает юбилей Ю.С. Русский мир – это полифония, симфония, которую веками творили наши предки, ковали традиции в хлеборобстве и на ратном пол

Юрий Мефодьевич Соломин - народный артист СССР, обладатель премии «Человек года – 2008», премии ФСБ и других многочисленных наград и званий. Предмет воздыхания многих советских зрительниц, сумевший в свое время поразить королеву Англии , хранитель традиций Малого театра, именем которого в 1987 году был назван астероид. Актер, режиссер, талантливый педагог - все это о Юрии Соломине.

Детство и юность

Юрий родился 18 июня 1935 года в Чите в семье музыкантов. Мать Зинаида Ананьевна обладала абсолютным слухом и преподавала музыку в городском Доме пионеров. Отец Мефодий Викторович тоже был музыкальным педагогом. В раннем возрасте мальчик стал свидетелем ареста сотрудниками НКВД дедушки по материнской линии Анания Моисеевича, еврея по национальности. Только во второй половине 50-х годов семья получила документы о его реабилитации посмертно.

View this post on Instagram

Юрий Соломин и Екатерина Васильева в фильме «Обыкновенное чудо»

В 80-е годы Юрий Соломин часто менял амплуа. Актер становился директором банка в детективе «Скандальное происшествие в Брикмилле», следователем прокуратуры в криминальном фильме «Крик тишины», царем Федором Иоанновичем в исторической драме «Клятвенная запись». В 1984 году артист исполнил роль Николая Миклухо-Маклая в биографическом фильме «Берег его жизни». В драме «Певучая Россия» Соломин примерил на себя роль основоположника старейшего хорового коллектива России Митрофана Пятницкого.

В 90-е годы актер снимается в основном в телеверсиях спектаклей Малого театра, но в 1992-м принимает участие в работе над драмой «Сны о России», где исполняет роль графа Безбородко.


С началом 2000-х годов ситуация меняется, Соломин получает роли в кинофильмах «Покаянная любовь», «Претендент», «Прощание в июне». В драме «Московская сага» Юрий Соломин сыграл хирурга Градова, супругу которого исполнила Инна Чурикова . В экранизации 2005 года пьесы Антона Чехова «Чайка», которую сняла Маргарита Терехова, Юрию Соломону досталась роль брата Аркадиной - Петра Сорина.

Во второй половине 2000-х Юрий Соломин все реже появляется на экране. С его участием выходят сериалы «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В 2013 году завершились съемки мелодрамы «Бульварное кольцо», в которой снялись , . Для Юрия Мефодьевича эта работа стала последней в фильмографии. После этого сериала артист больше не появлялся на экране.

Личная жизнь

Юрий Соломин постоянен не только в работе, но и в личной жизни. Еще в детстве он сказал родителям, что женится раз и навсегда. Так и получилось. С женой Ольгой Николаевной актер прожил более 60 лет. Они познакомились, когда были студентами театрального училища. Ольга опоздала на урок хореографии и заняла единственное свободное место рядом с Соломиным. Как только он увидел ее, понял, что она - его судьба.

Завтра Малый театр открывает новый сезон. «Известия» встретились с художественным руководителем прославленной труппы народным артистом СССР Юрием Соломиным и расспросили его о творческих планах, отношении к современным пьесам и несостоявшихся проектах.

- Юрий Мефодьевич, каким спектаклем Малый театр откроет 262-й сезон?

Наш театр - это национальное достояние. Долгие годы у нас существует традиция - открывать сезон Островским, Гоголем или Грибоедовым. Это - классика русской драматургии. 17 лет назад на этой же исторической сцене мы представили зрителям премьеру «Горе от ума» Грибоедова. И с той поры мы каждый сезон открываем этой постановкой.

- Какие премьеры вы готовите к выпуску?

Народный артист России Вячеслав Езепов поставил «Маленькие трагедии» Пушкина, в которых еще и сыграл сам сразу три роли. А я готовлю к выпуску «Женитьбу» Гоголя.

- Расскажите поподробней о «Женитьбе».

Ну а что говорить о ребенке, который еще не родился? Я так не умею. Могу рассказать только, что заняты в нем будут наши ведущие артисты: Людмила Полякова, Борис Клюев, Ирина Муравьева, Александр Ермаков, Алексей Кудинович и много еще кто.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

- Вы будете верны традициям или удивите зрителей неожиданной интерпретацией Гоголя?

- Пьесу «Женитьба» знают все. Поэтому удивлять мы будем тем, что попытаемся показать Гоголя так, как он и задумал свое произведение. Мы как и прежде традиционны.

- Когда премьера?

В ноябре. А до этого, в октябре, выйдет «Царь Борис» по Алексею Константиновичу Толстому. В главной роли - народный артист России Валерий Афанасьев. Когда-то на исторической сцене шла вся драматическая трилогия Алексея Константиновича - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Этой осенью исполняется 200 лет со дня рождения писателя. И нам хотелось напомнить всем об этой большой дате.

Отметив переезд в историческое здание после ремонта, театр представил зрителю сразу две премьеры - «Таланты и поклонники» и «Король Лир». На них невозможно было достать билеты!

И мы радуемся такому вниманию зрителей. Как только историческая сцена начала работу, у нас в театре постоянно аншлаги на всех спектаклях. Осенью мы ждем зрителей на новые премьеры.

Кроме своих режиссеров, вы в этом сезоне начали работу с постановочной группой из Израиля. Почему вы пригласили зарубежных коллег?

Режиссер Илан Ронен, бывший художественный руководитель театра «Габима» из Тель-Авива, поставит трагикомедию Дюрренматта «Визит старой дамы». Почему я пригласил Илана ставить у нас? Я смотрел его спектакли и остался под большим впечатлением. Постановочная группа уже начала работать. Они приезжали во время нашего отпуска, пообщались с нашими артистами, художниками, сценографами. Сейчас в наших пошивочных цехах создают костюмы и обувь. В спектакле будет занята почти вся труппа Малого театра.

Вообще каждый сезон мы стараемся приглашать коллег из-за рубежа. С 2010 года мы сотрудничаем с режиссером из Италии Стефано ди Лука. Он поставил в Малом театре уже три спектакля: «Влюбленные», «Филумена Мортурано» и «Слуга двух господ». Пять лет назад мы сотрудничали с французским постановщиком Жоржем Лаводаном - сделали с ним пьесу «Сирано де Бержерак».

Министр культуры Владимир Мединский, побывав у вас на сборе труппы, посоветовал Малому театру ставить больше спектаклей о современной России, отметив, что и Чехов, и Островский писали о своих современниках.

- А кому не хочется ставить пьесы о современной России? Всем хочется. Но дело в том, что пьеса должна быть хорошо написана. Если бы вы каждый день читали то, что мне приносят, то попали бы в больницу. Когда появится достойная пьеса, тогда мы подумаем. А пока я люблю русскую литературу. Несколько лет назад у нас шли спектакли по Распутину, Шукшину. Я восхищен ими. А еще - Абрамовым, Беловым... Вот эта та компания из русской литературы второй половины XX века, про которую сейчас можно сказать: наши классики. Если будут такие авторы - будем ставить. Но пока второго Распутина не появилось.

Назовите мне, кто сейчас ставит пьесы о современной России? Всё больше переделывают классику под себя, под современность. Это всё равно что на меня надеть сейчас кожаный пиджак. Это - не мое.

- Среди современных драматургов вы не видите достойных Малого театра?

Пока то, что я читаю, не годится для этой сцены и даже для сцены на Ордынке. Те пьесы, что нам присылают, больше подходят для гастролей маленьких трупп. А зачем нам такое, когда у нас большая прославленная труппа? Поэтому мы обращаемся к классике, которую ставить можно бесконечно. Мало кто сравнится с Островским, Чеховым, Гоголем, Шекспиром.

- Предложение Мединского было неожиданным для вас?

Нет, почему же. Я понимаю его как министра. Конечно же, современная драматургия нужна. А где ее взять? Есть достойные художественные произведения, хорошие книги, но это же не пьесы. По ним надо делать инсценировки. А это довольно-таки сложно. В принципе можно было бы поработать и написать инсценировку по хорошей прозе. В прошлом году мы чуть не выпустили пьесу под названием «Ялта». И я в ней даже должен был играть роль.

В основе постановки была книга шведского писателя Лукаса Свенссона.

- Это о Ялтинской конференции 1945 года?

Да. О дележе, о политике. Кстати, книга очень даже неплохая. Поэтому мы и согласились. Но когда мы начали работать, получались нестыковки. Это надо было залезать в какой-то исторический материал, что-то уточнять и доделывать. А у нас все-таки на это нет времени. Два-три месяца и мы должны выпустить спектакль.

- Для постановки «Ялты» требовалась большая дополнительная работа?

Конечно, но я не обвиняю режиссера Александра Нордштрема в этом. Кстати, он перевел книгу Свенссона со шведского на русский.

- Полагаю, в этом спектакле вы должны были играть президента США Рузвельта?

Не скажу. Не состоялся спектакль, так что чего зря трепаться... Ну а кто его знает, может, еще и вернемся к этому материалу.

В эти дни у вас двойной праздник: не только открытие сезона, но и 60 лет, как вы работаете в Малом театре. А как вас принимали старики, кумиры, когда вы только появились в этом коллективе?

Так же, как сегодня мы принимали выпускников Театрального училища имени Щепкина. Только я пришел в костюме и галстуке, а молодежь нынешняя приходит в свитерах и подтяжках. Поэтому я им и порекомендовал прямо со сцены: прежде чем идти в Малый театр, посмотрите на себя в зеркало. Дома так можно ходить, но театр - это святое для нас. Так я приучен. Я тоже не люблю ходить в костюме каждый день. Дураком выглядишь. Но в Малом театре все мужчины соблюдают этикет. А молодежь - обалдуи. Ну ничего, научатся.

Хотя молодежь молодежи рознь. Вы знаете, я тут недавно видел телепередачу, где мальчишка четырех лет пел песню «Священная война». «Пусть ярость благородная...» Он так пропел «благородная», что у меня ком в горле встал. Я своим студентам обязательно покажу эту запись. Пусть учатся. А мальчишка - гений. Он прочувствовал песню. Ему дан Богом актерский талант. Я был поражен его органикой. Ну а потом он еще и монолог Гамлета прочел, да так поразительно сердечно, что, извините, все Гамлеты, которых я видел, в сравнении с этим малышом не идут. Я не преувеличиваю. Ну а если и преувеличиваю, то самую малость.

- Не было у вас желания найти этого мальчика и позвать в Малый театр на небольшую роль?

Было. Вот поеду в Казань на гастроли и найду его. Он ведь живет там. Признаюсь вам, я бы его взял не в труппу, а в училище, - и сразу дал бы ему диплом. Чтобы он просто жил в Москве с папой и мамой и ходил в Малый театр, как в детский сад. Такого человека учить не надо.

Справка «Известий»

Юрий Соломин окончил Театральное училище имени Щепкина в 1957 году, после чего был зачислен в труппу Малого театра. С 1988 года - его художественный руководитель. С 1990 по 1991 год был министром культуры РСФСР. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Русский актёр театра и кино, режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (2.09.1971).
Народный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист СССР (9.02.1988).
Народный артист Кыргызстана (1996).
Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл.

Вырос в семье профессиональных музыкантов, старший брат актёра Виталия Соломина (1941-2002).

В 1957 году, по окончании Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина (курс В.Н. Пашенной), был принят в Малый театр.

Начав с ролей эпизодических, молодой актёр вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара. Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В 1966 году в спектакле Игоря Ильинского "Ревизор" Н.В. Гоголя Соломин сыграл Хлестакова - юного, лёгкого, порхающего.

В 1970 году, создав образ капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства", приобрёл всесоюзную известность.
Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы "Дерсу Узала" (1975) сделала актёра известным мировому кинематографу.

1970-е годы - начало периода творческой зрелости актёра. В ролях классического русского репертуара проявились склонность актёра к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента.
Неслучайно критика часто называет Соломина «чеховским актёром Малого театра», отмечает особую «русскую национальную трогательность» актёра, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней.

В 2000 году в "Горе от ума" А.С. Грибоедова Соломин сыграл Фамусова, обнаружив блестящие комедийные возможности, склонность к яркой характерности и вписав эту роль в число выдающихся своих сценических созданий.
Оставаясь ведущим актёром, выступает и как режиссёр.

Не менее известен Соломин как актёр кино. Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов ("Сердце матери", 1965), майор Геттель ("Сильные духом", 1967), Телегин (телефильм "Хождение по мукам", 1977), майор Звягинцев ("Блокада", 1975–1978), Трактирщик и Генрих Айзенштайн (телефильмы "Обыкновенное чудо" и "Летучая мышь", оба - 1979), Владимир Александрович ("Свет в окне", 1980), Славин ("ТАСС уполномочен заявить…", 1984).

Ю.М. Соломин выступает и как кинорежиссёр. Им сняты телефильмы "Скандальное происшествие в Брикмилле" (1981), "Берег его жизни" (1985), "В начале было Слово" (1992).

Получивший прекрасную школу русского реалистического искусства, ученик Пашенной, Соломин с 1961 года преподаёт в училище имени М.С. Щепкина. Руководитель курса, профессор (1986).

Занимал пост министра культуры Российской Федерации (1990-1992). Член КПСС с 1966 года.

В 1998 году был избран Русским биографическим институтом «Человеком года» за выдающиеся заслуги в области искусства.
Президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР).
Академик Международной академии творчества.
Почётный член Российской академии художеств.
Член-корреспондент Российской академии образования (1992).
Почётный профессор МГУ (2012).

В честь Юрия Соломина назван астероид № 10054 - «Юрий Соломин» (2001).

театральные работы

1957 - «Макбет» В. Шекспира. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и Е. П. Велихов - Флинс
1957 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Парень
1957 - «Доходное место» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: К. А. Зубов - Мальчик
1957 - «Порт-Артур» И. Ф. Попова, А. Н. Степанова. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и П. А. Марков - Молодой солдат, Офицер
1957 - «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса. Режиссёр-постановщик: П. А. Марков - 3-й корреспондент
1957 - «Пигмалион» Б. Шоу. Режиссёр-постановщик: И. Я. Судаков - Газетчик
1958 - «Когда горит сердце» В.Кин. Режиссёр: А. А. Гончаров - Безайс
1958 - «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик Л. А. Волков - Дворовый парень, Митюшка
1959 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Джентльмен
1959 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Молодой джентльмен
1959 - «Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Юрий
1959 - «Карточный домик» О. Н. Стукалова. Режиссёр-постановщик: Д. А. Вурос - Веселый сотрудник
1959 - «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Тишка
1960 - «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Петр, Гость
1960 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Зритель в суде
1960 - «Любовь Яровая» К. А. Тренева, режиссёры-постановщики И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - 2-й конвойный
1960 - «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр: Д. Вурос - Слава
1961 - «Взрыв» И. Дворецкого. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Лопатин
1961 - «Весенний гром» Д. И. Зорина. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Аркадий
1962 - «Коллеги» В. П. Аксенова, Ю. М. Стабовой. Режиссёры-постановщики: Б. А. Бабочкин и В. И. Коршунов - Сержант
1962 - «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёр-постановщик: Л. В. Варпаховский - Танцующий
1962 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Сесиль Грехем
1962 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Исидор
1962 - «Палата» С. Алешина. Режиссёр: Л. Верпаховский - Миша
1963 - «Перед ужином» В. С. Розова. Режиссёр: В. Монахов - Гриша
1963 - «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова. Режиссёр-постановщик Е. Р. Симонов - Федя
1964 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино
1966 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Игорь Ильинский - Хлестаков
1969 - «Золотое руно» А. Гуляшки. Режиссёр-постановщик: Г. Аврамов (Болгария) - Ковачев
1970 - «Твой дядя Миша» Г. Д. Мдивани. Режиссёр-постановщик: В. Б. Монахов - Валерий
1973 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Кисельников
1976 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Неизвестный
1976 - «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Иван Петрович (Ваня)
1976 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино
1976 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёр: Борис Равенских - царь Фёдор
1977 - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко - Михаил Яровой
1978 - «Берег» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Княжко
1981 - «Целина» Л. И. Брежнева, режиссёры-постановщики Б. А. Львов-Анохин и В. М. Бейлис - Ведущий
1983 - «Картина» Д. А. Гранина Режиссёр-постановщик: Л. Е. Хейфец - Астахов
1983 - «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Режиссёр: Рачья Капланян - Сирано
1984 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлопов
1984 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр: В. М. Соломин - Федя Протасов
1985 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлестаков
1987 - «Игра» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Крымов
1988 - «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Б. Морозов - Войницкий
1990 - «И Аз воздам» С. Кузнецова. Режиссёр-постановщик Б. А. Морозов - Николай II
1993 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: С. А. Соловьёв - Войницкий
1996 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Тригорин
1999 - «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик Ю. М. Соломин - Карп
2000 - «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: С. В. Женовач - Фамусов
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина. Режиссёр-постановщик: Ю. М. Соломин - Сен-Феликс
2009 - «Мольер» М. А. Булгакова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Жан-Батист Поклен де Мольер.

Режиссёрские работы в театре
1982 - «Ревизор» Н. В. Гоголя (совместно с Евгением Весником)
1996 - «Чайка» А. П. Чехова (художественный руководитель постановки, режиссёр: В. Н. Драгунов)
1998 - «Лес» А.Н. Островского
1998 - «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина
2004 - «Три сестры» А. П. Чехова
2006 - «Ревизор» Н. В. Гоголя
2008 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого
2012 - «Бесприданница» А. Н. Островского (руководитель постановки)

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) - за исполнение роли капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» (1969).
Государственная премия Российской Федерации (2001).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 октября 1999).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 июня 2005).
Орден Почёта (18.06.2010).
Орден Дружбы Народов (1985).
Орден Академии искусств Японии «За вклад в мировую культуру» (1993).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Премия КГБ СССР (1984) - за роль полковника Славина в фильме «ТАСС уполномочен заявить…».
Премия «Золотой Овен» - за выдающийся вклад в развитие отечественного кино (1996).
Международная театральная премия Станиславского - за роль Фамусова в спектакле Малого театра «Горе от ума» (2001).
Премия «Человек года-2008» Русского биографического института.
Премия ФСБ в номинации «Актерская работа» за создание высокохудожественных образов сотрудников органов безопасности в отечественном кинематографе (2010).
Высшая Российская общественная награда - знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ).
Почётный гражданин города Арсеньева (1975).
Медаль «Слава Читы» (№ 1).
Премия Кузбасса (2007).
Медаль «В память 1000-летия Казани» (2009).
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2011).
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова "Фигаро" в номинации "За служение русскому репертуарному театру" (2014).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2015)
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ, 2005)
Орден святого преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ, 2015)
«Человек года-1998» (Русский биографический институт)
Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2010)
Премия за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония)
Императорский Орден Святой Анны II степени (Российский Императорский Дом, 2014)
Самарский крест (Общественный совет Болгарии, 2014 год)
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2016) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
Академик РАО (2019)
Почётный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации (2015)
Почётный член Общественного совета Следственного комитета Российской Федерации (2015)

Беседа с художественным

руководителем Малого театра

ЮРИЕМ МЕФОДЬЕВИЧЕМ

СОЛОМИНЫМ

Мы публикуем диалог с уникальной личностью в истории театрального искусства – художественным руководителем Малого театра, который возглавляет прославленный в мире коллектив почти тридцать лет. Этот живой, пульсирующий гармонией организм, снискал славу и известность на планете тем, что долгие годы аккумулировал и отдавал миллионам зрителей энергию добра, сострадания, человечности. Это единственный театр в России, являющийся членом театрального Совета Европы, которому Указом президента России присвоен статус национального достояния – как Большому театру, Третьяковской галерее и Эрмитажу. Перечислить звания и регалии Юрия Мефодьевича Соломина в этом материале нет возможности – они займут страницы. Беседа с ним нередко выходила за рамки театрального искусства: мнение Мастера о сиюминутном времени, об истории, педагогике, о театре, о событиях в России и мире, думается, будет столь же интересно читателю, как профессиональное дарование Ю.Соломина — первого среди равных, несущего соотечественникам национальные, русские традиции в ХХ-ХI веках.

Евгений Чебалин . Юрий Мефодьевич, мы живём в жестокое время для нашей страны, против которой развязана третья мировая война. Эта жестокость наиболее беспощадна и разрушительна для всей нашей культуры, в колбе которой Запад выращивает сатанинскими усилиями человекообразного гомункулуса – Хама безродного и бесстыдного. Ныне этот субъект нередко внедряется и в театр – в качестве режиссёра. Основная страсть подобного экземпляра, как у Папанова в «Адьютанте Его Превосходительства»; «изделать экскиримент », вознести себя, неповторимого и «элитного» над национальными традициями, подогнать драматурга-классика под пошлятину и безвкусицу собственных «измышлизмов», изгнать со сцены жизнь Духа и заменить его бешенством вычурной формы и порномиазмами тела.

Вы и Ваш театр выситесь над этим патологическим разгулом незыблемой колокольней, русским национальным храмом, откуда разносится над Русью и Европой духовный перезвон истинного искусства. Под этим явственно просматривается изначальная – детская платформа: врожденная тяга к высокой культуре. Изысканный режиссерский и актерский вкус, исповедуемая Вами глубинная, классическая мировая культура могли зародиться и окрепнуть лишь в детстве. Каким оно было – Ваше детство?

Юрий Соломин . Приверженность и исповедальное служение культуре закладывается именно в детстве. Я ходил в школу-сруб, который топился печкой. Чтобы начать учебный процесс, учителям и ученикам нужно было заготовить дрова, нагреть школу, разгрести сугробы, научиться азам какого-либо ремесла, переделать массу необходимой работы, которая творилась совместно. Это сближало, и это была та почва, на которой всходили ростки взаимного уважения, любознательности, терпимости — на всю оставшуюся жизнь. Помню и сохраняю сердечную привязанность к своей первой учительнице – Наталье Павловне Большаковой, надеюсь — как и она ко мне. После окончания школы она следила за мной, как и за остальными учениками: писала мне письма, разбирала фильмы с моим участием и делала замечания. Помнят и нежно относятся к ней и мои одноклассники. Жизнь разбросала нас по разным городам, профессиям: полковник, врач, учёный, инженер, артист. Но мы, собираясь, вспоминаем Наталью Павловну с не остывающим теплом.

Е.Ч . Ваше детство протекало в Чите. Чем обогатил Вас этот Забайкальский город? Что запомнилось более всего?

Ю.С . Культурной жизнью. Массовым, каким-то неистовым поклонение культуре. Мои родители были музыканты, так сказать — местного, забайкальского розлива. В конце 20-х годов оба поступили в Ленинградскую консерваторию, успешно учились в ней. Но мама заболела, почти утратила слух, и они вынуждены были вернуться в Читу.

Вернувшись, родители посвятили свою жизнь тому, без чего не могли жить – искусству. Благодаря им, я, «выдергиваемый» ими с футбольного поля, смотрел и постепенно очаровывался многими операми в театрах Читы и Улан_-Удэ, Иркутска. Там работали театры, едва ли не лучшая оперетта в СССР. Мы слушали приезжавшего на гастроли Вертинского, сопереживал актеру Зубову, наезжавшему из Манчжурии, Каширскому, Муринскому, Загурскому. и многим другим корифеям того времени.

Дома стояло пианино. Мама и отец играли на нём. Отец, Мефодий Викторович, играл виртуозно на всех струнных инструментах, организовал струнный оркестр. Мама Зинаида Ананьевна, прекрасно пела. Оба преподавали музыку, вели музыкальные кружки в городском Доме пионеров, Доме железнодорожников, Доме народного творчества, который выпестовал отец. Эта была самодеятельность, но высочайшего уровня. Достаточно сказать, что воспитанники папы стали потом профессионалами: бас Лхасаран Линховоин признан впоследствии лучшим в СССР исполнителем партии Кончака в « Князе Игоре», а затем стал одним из лучших в стране директором оперного театра в Бурятии. Виктор Кулешов — солист музыкального театра имени Станиславского, Заслуженный артист. Впоследствии он руководил Казачьим народным хором.

Е.Ч . Уникальное время раскрепощенного народного Духа, которого, как государственный приоритет, культивировала в стране Советская власть. Вы описали культурную жизнь Забайкалья, а я тепло, с ностальгией помню аналогичный, удивительно схожий процесс на другом конце СССР — в Чечено-Ингушетии. Моё детство прошло в Чечен-Ауле. Но и там к нам приезжали солисты филармонии, драматический театр им. Лермонтова и симфонический оркестр из Грозного, а отцы и мамы моих друзей помогли сколотить в ауле небольшой струнный оркестрик из шестиклашек. Мы давали концерты в клубе, играли на торжествах, на свадьбах и на танцах в клубе. Затем, во время учебы в институте, многие из студентов пели у нас в операх знаменитого на весь Северный Кавказ Грозненского народного оперного театра при Доме культуры им. Ленина – под управлением блестящего худрука и педагога Виктора Анатольевича Соколова, поставившего в театре около десяти опер. Мой сокурсник чеченец Ахмед Гучигов был признан впоследствии на Кавказе лучшим исполнителем партии Ленского в «Евгении Онегине». У нас почти год пел Онегина и Риголетто прибывший из Баку выпускник Бакинской консерватории Муслим Магомаев, который не сработался с руководством Бакинской филармонии. Солист оперы бас Эдуард Стадниченко, закончив нефтяной институт, ушел из нефтяного кадрового бомонда и всю остальную жизнь посвятил опере, был солистом оперного театра Донецка. Во время службы в армии я был солистом и концертмейстером в ансамбле песни и пляски Краснознамённой Каспийской флотилии. Рая Кошелева, Эмма Орлова, Эдуард Эйдлер, выйдя из альма-матер Соколова, тоже стали оперными певцами-профессионалами.

Ю.С . Процесс поклонения культуре действительно плескался морем разливанным по всей территории СССР. И у него были свои Прометеи- учителя. Этот феномен Советского государства не забыт, бережно хранится в памяти у миллионов. Не столь давно на гастролях в Ростове-на-Дону, на пресс-конференции ко мне подошла женщина и сказала, что знает, помнит и любит моих родителей, их музыкальное служение народу, назвала их имена отчества. Я не смог сдержать слёз. Их душевный свет плеснул в меня из прошлого. Это стало возможным, превратилось в повседневную реальность, благодаря неисчерпаемой, генетически заложенной в славянстве тяге к гармонии и нравственной чистоте. В них пульсировал врождённый талант творцов, которым, в полной мере, обладали народные педагоги – ваш Соколов, мои родители, мои педагоги и соратники в Щепкинском училище Игорь Ильинский, Вера Пашенная, Михаил Царёв и тысячи им подобных. Их чтят и помнят. Моя супруга, Ольга Николаевна, с которой мы вместе учились у Пашенной, преподаватель Щепкинского училища, профессор, однажды предложила: давай назовем наш курс именем Веры Николаевны Пашенной. Назвали. Не так давно идем на выпускной экзамен четвертого курса им. Веры Пашенной. Зашли в вестибюль с портретами наших великих учителей и замерли: под портретом Пашенной свежие цветы — у нее день рождения. Студенты знают её, чтят, преклоняются: память о ней жива.

В России лучшие в мире театральная, вокальная, балетная, научная школы. Это стало неоспоримой реальностью потому, что у нас были тогда совершенно другие, в отличие от Европейских и мировых, взаимоотношения между учителем и учеником, во многом напоминающие семейные. Это не заскорузлый, командорский диктат мастера подмастерью.

У нас учитель не только и не столько учил. Он, в первую очередь, воспитывал. Он вкладывал во вверенное ему существо чувства и душу, он делился с ним своим мироощущением и мировоззрением, обогащал подопечного своим взрослым опытом, тем самым оберегал от невзгод и будущих потрясений. Вероятно, именно это позволило выжить, сохранить миллионам свое достоинство, своё духовное «я» в хаосе, который обрушила на нас перестройка.

Советская педагогическая школа – уникальное мировое явление. Она воспитывала в своих подопечных духовный «Русский мир», в котором одинаково комфортно чувствовали себя 197 национальностей в СССР, говорящих на 299 языках и наречиях.

Е.Ч. Русский мир — как мировоззренческая парадигма «Я — для мира ».

Ю.С . Русский мир – это полифония, симфония, которую веками творили наши предки, ковали традиции в хлеборобстве и на ратном поле, где не было места выгоде, гешефтмахерству и ростовщичеству. Её стержневая тема, основной лейтмотив не «Выгодно-невыгодно », а «Справедливо-несправедливо».

Е.Ч . Вы говорите о деянии учителей в прошлом времени: «учили», «воспитывали», «вкладывали», «возводили». Это не случайно?

Ю.С . Не случайно. Функционеры от образования изуродовали саму миссию учителя, приравняв её к ремеслу банщика, массажиста, косметолога, обязанных ублажать тело на ложе потребительской технократии и её примитивного ЕГЭ, а не обогащать душу гармонией. Сколько я об этом говорил, взывал, предостерегал, как актёр, режиссер, педагог. Мы ещё долго будем ощущать катастрофические последствия этого ига.

Е.Ч. «Учитель… позволь пред именем твоим смиренно преклонить колени». Не столь давно все мы пережили, можно сказать, явление нового министра образования народу Ольги Юрьевны Васильевой. Явление сопровождалось воплями либерал-образованцев из Ливановской компании после того, как Васильева озвучила свое видение российского образования, свою предстоящую миссию в нём. Ключевая фраза, стержень этой миссии: «Учитель, врач, священник – это не специальность. Это служение».

Ю.С. Её дополняют долгожданные намерения нового министра реанимировать лучшее из Советской образовательной системы. Чего стоит убеждение: «Без трудолюбия… без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно… мы не сможем жить.» И, в соответствии с этим, внедрение в школы фундаментальной программы полномасштабного трудового воспитания. Ольга Юрьевна программирует поистине революционный по нынешним временам постулат: прекратить воспитывать потребителя и оздоровить ЕГЭ. Ведь каждый год переживают стресс многие тысячи выпускников, не сдавших экзамен. Ныне им дано право: сдать русский язык, математику и получить диплом о среднем образовании. Будет запущен процесс пересмотра варварски сотворённого, зачастую бездумного объединения ВУЗов. Не менее революционный сдвиг: введение «Золотого канона» — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ для изучения список школьной литературы. Это должно сформировать у детей, по словам министра, «Целостное воспитание русской литературой, а значит – русской культурой ». Проблематика бескультурья, безграмотности поистине вопиет в наши дни. Кто ныне поступает в ВУЗы? Не столь давно мы принимали вступительные экзамены в нашу «Щепку». Спрашиваю у абитуриента: что читал в последнее время? Отвечает: Достоевского. Что именно у Достоевского? Юноша долго растерянно мнётся, морщит лоб, наконец, отвечает: «Рассказ. Что-то про деревню». «О чём рассказ? Как называется деревня?». В ответ – полный ступор. Чувствую: кипят клиповые, айфонные мозги у бедолаги от перенапряжения. Подсказываю: «Село Степанчиково?». «Да!!!» Радость безмерная на лице великомученика: наконец добрались до истины.

Васильева, конечно же, знает о подобном уровне. И намерена, вопреки всей травле, сопротивлению поднимать его на должный, прежний уровень – лучший в мире. За это ей большое спасибо. Ведь именно в школе зарождаются навыки, мировоззрение и характеры будущих экономистов, министров, депутатов, директоров заводов. И оттого, каков будет их нравственный, интеллектуальный уровень, зависит благополучие народа и статус нашего государства в мире.

Е.Ч. Юрий Мефодьевич, вы сыграли в 60 фильмах, 52 спектаклях своего театра, среди них вдумчивые, задушевные роли в кино «Бессонная ночь», «Даурия». И, как апогей, вашей актерской киносудьбы — капитан Кольцов в «Адьютанте его превосходительства». Поистине неодолимым магнитом он притянул к себе восторженное почитание и любовь миллионов зрителей. Почти месяц вся страна ломилась вечерами к экранам телевизоров, чтобы насладиться образом великолепного чекиста, озаренного Красной идеей, но наделенного неповторимым дворянским шармом и государственным разумом. Вам противостоят созданные мастерской режиссёрской рукой противники из стана Белой гвардии. К чести режиссёра Евгения Ташкова, эти личности не примитизированы, он отверг карикатурную трактовку. На Российской необъятной арене не на жизнь, а на смерть схлестнулись две великие, трагические правды, у каждой стороны она своя. И эта правда по-прежнему, вот уже столетие, бурлит, либо угрюмо тлеет в наших соотечественниках, разъединяя их: здесь и в зарубежной эмиграции.

Просматриваю исторические исследования функционеров ЦК КПРФ, читаю «Правду», статьи маститого, профессионального критика в прессе – старого коммуниста. В их позициях непримиримо бурлит непререкаемый большевизм. Всё дурное: крепостное право, самодуры и хапуги городничие, нищета крестьян – всё порождение сатрапов Романовых. Если Столыпин, то при нём непременно «столыпинские галстуки и вагоны», а также разгром крестьянской общины, если Романовы, то обязательно их порождение — «кровавый Николашка». В своих зарубежных поездках я нередко слышал от наших соотечественников иные, не менее закостеневшие обвинения Советам: «красный террор», «грядущий хам» и прочее – из «Окаянных дней» Бунина. Плюс — обвинение в репрессиях 36-38 года. В нашем государстве мало найдется семей, которых не зацепил размах «сталинских чисток» в эти годы. Вашей семьи они коснулись?

Ю.С . Напрямую. 30 декабря 1938 года был арестован мой дед – без права переписки. Зачастую это означало расстрел, но он был закамуфлирован этим ярлыком – «Без права переписки» и подвешивал семью «врага народа» в мучительной неизвестности на долгие годы. После ареста мы годы жили в каком-то подвале, помню три сырых, скользких ступени вниз. В 1955 году в наш подвал впорхнул какой-то важный, правительственный документ. Бабушка прочла и у неё подкосились ноги. Нам сообщали, что дед реабилитирован.

Я не испытываю восторга перед Сталиным, хотя и не присоединяюсь к тем, кто охаивает его с пеной у рта. Просто надо понять: каждому времени, ломящемуся к своей цели, соответствуют средства её достижения. В конечном счете, Советская власть дала мне и тысячам моих коллег по искусству то, что я теперь имею: любимую профессию, признание и возможность служения музам.

Е.Ч . Самое время задаться сакральными вопросами: из какого источника, у кого учились военному делу советские маршалы Жуков, Буденный, Тимошенко? Кто обогатил изначальным научным багажом Нобелевского лауреата, советского ученого Ивана Павлова, теоретика и пророка советской космонавтики Циолковского? Где получили блистательную школу балерина Павлова, хореограф Петипа, бас Шаляпин, писатель Горький, создатель Третьяковской галереи Третьяков, композиторы, пианисты Кабалевский, Глиэр? С чего бы это товарищ Ленин «слямзил» идею ГОЭЛРО у Его превосходительства Столыпина?

Какова ваша позиция в этой, почти столетней Химере противостояния «белого и красного», разбросавшей нас по разные стороны баррикады. Вы чей, Юрий Мефодьевич?

Ю.С. Вы поставили меня в сложное положение. Думаю, что мыслящие личности по обе стороны обветшавшей за годы баррикады, за исключением ортодоксов, давно и мучительно жалеют и скорбят о случившемся противостоянии и, вследствие этого — оскудении русского генофонда. Нас втравили в революцию и Гражданскую войну для того, чтобы мы иссякли силой и разумом, ведь в схватках погибали лучшие. Белые и красные того времени были совсем иные. И в том и в другом лагере хватало как праведников, так и негодяев.

Всю свою сознательную жизнь я служу театру, исповедую красоту и гармонию. И потому преклоняюсь перед великой русской культурой, личностями, которых подарила нам эпоха Романовых: Фонвизина, Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова, всех Толстых. И чем дальше во времени они отдаляются от нас, тем величественнее становятся. Их знает весь мир. Поэтому в своих знакомствах и своих контактах с коллегами по ремеслу я вполне объяснимо избегаю Иванов, не помнящих родства. И ценю тех, кто сохраняет в памяти имена и творения этих великанов Духа.

Мы были на гастролях в Париже, играли в Версале «Дядю Ваню» и «Вишнёвый сад». На спектакль пришли эмигранты первой волны – с томиками пьес Чехова, чтобы следить за текстом. Пришло старое русское дворянство: князья, графы, их родственники и домочадцы с детьми, внуками, правнуками. Многие из них плакали на спектакле. После спектакля мы долго беседовали с ними и были потрясёны их верностью Родине: они не растворились в инородчине, приютившей их, бережно сохранили язык, любовь к России, её гениям, её традициям.

Е.Ч. Слёзы зрителей на спектакле. Это как Георгиевский крест, как медаль «За отвагу» в сражении. Идет не прекращающееся сражение за людские души. Сейчас эта схватка в апогее, воспалена до предела. Поэтому так важна реанимация театров, способных порождать не ржание доморощенного олигофрена на первом, «мажорном» ряду, а «добывать» сострадание и слезу на своих спектаклях.

Ю.С . Особенно, если это слеза ребенка. В давнем случае — еврейского. Помню гастроли в Израиле. До этого в Москву приехал их менеджер, смотрел практически все театры. Наконец приглашает нас в ресторан ВТО. Делится впечатлениями от просмотренных спектаклей и вгоняет в шок: «Ваш театр для меня вне конкуренции. Первыми хочу видеть в Израиле вас. С «Царем Федором Иоанновичем» и Чеховым.» Кстати знаю многих менеджеров из Европы, которые приезжают к нам, в Москву и на периферию — в губернии, отбирают актеров, спектакли, поставленные в традиционном стиле, без шокирующих выкрутасов, и прокатывают их по своим городам, относясь к нашей сценографии с предельной бережливостью. Европа высоко ценит русскую, традиционную, театральную школу, систему Станиславского, заимствует у нас лучшее, в отличие от нас.

Е.Ч. Израиль… еврейский менеджер… в Москве того времени много его этнических соплеменников: Плучек в Сатире, Эфрос на Малой Бронной, Любимов в театре на Таганке, Розовский «У Никитских ворот». Но безальтернативно зван на гастроли в еврейское государство русский традиционный Малый театр, с исконно русским репертуаром. В чем, по вашему «волапюк» израильского менеджера?

Ю.С. В величии русских, всечеловеческих ценностей, которые исповедует наш театр: любовь, сострадание, осуждение порока. Они понятны и близки всем нациям и народам. Но – к израильской слезе ребёнка. Мы отыграли Чехова, «Вишнёвый сад», занавес. Овации вставших зрителей. А на переднем ряду сидит и безутешно плачет мальчишка, родители пытаются его утешить. Мы завели их на сцену, спрашиваем: что случилось, отчего слёзы? И слышим в ответ потрясающее признание от малыша:

— Дедушка Фирс умер… жа-а-алко!»

Мы смеёмся, успокаиваем: ах ты жалостливая кроха, успокойся, не умер дедушка, жив. Не верит, плачет. Я зову: Носика из гримёрки на сцену, быстро! Приходит Валера Носик, ещё в гриме, мы все ему рассказываем. Он садится на корточки перед мальцом: вот он я, живой и здоровый! Можешь потрогать. Малыш трогает и успокаивается. Подобное врезается в память навсегда. Это можно нести по жизни как самую высшую награду.

Е.Ч . К сожалению, недоступную ныне многим – если не большинству. Вы отважились взять на себя функции иммунной системы русского театра, сражаясь против бацилл чванливого самодурства так называемой, «элитарной» режиссуры, её невежества и бесстыдства. Ныне этими бациллами во многом заражен наш традиционный театральный великан, над коим измываются, дергаются в сладострастии центропупизма, гадят на его ступни карлики от режиссуры, больные бешенством формы. И всю эту скабрезную вакханалию курирует СТД. Вам в нём комфортно?

Ю.С. Я не состою в СТД. Вышел из него давно, хотя и обладатель «Золотой маски». Дали, вероятно, за долголетние заслуги в театре. Я не хочу состоять в организации, где корёжат, уродуют классиков. Яшу (слугу из «Вишневого сада») режиссёр заставляет «заниматься любовью» на сцене со служанкой Дуняшей. Но этого нет и не могло быть у Чехова! После подобных сцен в то время всю труппу вместе с режиссёром городовой отправил бы принудительно в сумасшедший дом!

Е.Ч. Из этих же «экскириментов»: на авансцене публично мочатся, справляют туалетную нужду. Режиссёр выходит на сцену к зрителю нагишом, прикрывшись театральной программкой…

Ю.С. … Раневская волею режиссёра посажена ни иглу, она наркоманка. Чехов, вероятно, переворачивается в гробу от творящегося: классиков русской драматургии нещадно корёжат со своей «кочки зрения», обезьянничают. Делается всё, даже самое непотребное, чтобы затащить зрителя в театр и заработать деньги. Я двадцать пять лет играю царя Фёдора, и двадцать пять лет зритель идет на спектакль, где нет трескучего авангарда, нет трюкачества и вычурной завлекаловки, а есть подлинные, высокие человеческие страсти, есть история России. Если мне будут платить за игру не рублями, а долларами, я разве стану лучше играть? Цель заработать деньги, валюту – не главная, хотя многие театры сброшены в каторжный режим самоокупаемости. Но мы не зарабатываем деньги, мы обязаны исповедоваться перед зрителем, нести ему идеи гуманизма, добра, сострадания, которые заложил классик в пьесу. У театра и СТД жизненно важная миссия: художественными средствами приобщить зрителя к генеалогии предков, напитать его память и самосознание гордостью за принадлежность к своей, ВЕЛИКОЙ, никем не искаженной истории. И зритель верит нам, идет в театр, чтобы познать не только её, но и самого себя в ней.

К слову: СТД ныне начинает меняться, становится более вменяемым. Думаю, что это заслуга Министерства культуры.

Е.Ч . Вы сказали «великой, не искаженной истории ». Несколько лет назад я побывал на истерически распиаренной, «мировой премьере» Ростроповича, Слонимского и Стуруа «Видения Иоанна Грозного». Это была сценическая бурда из русофобии, тотальной лжи вне Соловьева, Ключевского, Карамзина, ненависти к одной из великих фигур нашего русского социума – Иоанну 1V. После рецензии на этот дурно пахнущий пасквиль в газете « Завтра» « Шизофренические видения Ростроповича» на мою электронную почту хлынули отклики. В том числе и претензии молодежи. Их суть: да, спектакль льет помои на нашу историю. Но «куда пойти, чтобы было интересно, чтобы с нами разговаривали на нашем языке?»

Ю.С. На кастрированном интернет-языке, вперемешку с матом? Этот язык подходит для тыкания кнопок в компьютерах и айфонах, когда практически отключаются мозги. С какой стати мы должны учитывать мыслительный уровень этой категории, ориентироваться на неё, идти у неё на поводу? Такой зритель у нас, к счастью, не преобладает. На спектакли приходит много умной молодежи, чудом сохранившей интеллект. И её нужно оберегать, готовить репертуар, ориентироваться на нее – на будущее России. А для современных бой-френдов нужно уже, наверное, другое. Мы трагически упустили их ещё на стадии начальной школы. Внуков украли у нашего поколения. На них необходимо иное воздействие, из методы Макаренко, связанной с трудотерапией, которую намерена ввести в программы школ и профессиональных, может специальных, учебных заведений новый министр Васильева.

Е.Ч. Стержневая тематика театра: исторические личности. Бисмарк у пруссов и его арийский двойник у руссов Столыпин – это пара социо национальных гигантов 18-19 веков, бесстрашно повернувших штурвалы империй навстречу девятому валу революций от Ротшильдов, Парвусов и Рокфеллеров. И они со всей геополитической мощью победно оседлали этот вал, загнав хищные деньги банкиров в государственную клетку. И лишь после их кончины революции вцепились в горло Германии и России. Любопытный штрих: Бисмарк, будучи посланником Вильгельма при дворе Александра 11, звал к объединению политических и военных потенциалов двух империй, делал всё возможное для этого, пророчески предвидя итог подобного симбиоза: несокрушимое могущество германских и славянских ариев на планете, исповедующих трудолюбие, лад и независимость.

Юрий Мефодьевич, вы не чувствуете некой бреши в репертуарном ряде театра без этих фигур — Бисмарка и Столыпина?


Ю.С
. Вероятно брешь есть. Мы сознаём особый статус этих исторических фигур. Но репертуар театра верстается в тесной взаимосвязи с драматургическим материалом.

Если есть пьеса соответствующего уровня – надо решать вопрос о взятии её в репертуар. К сожалению, пока у нас нет драматургии подобного плана, соответствующей этим личностям. Но продолжим разговор о тематической бреши. В свое время я остро чувствовал настоятельную необходимость поведать россиянам о незаслуженно забытой гигантской фигуре Миклухо-Маклая – здесь была художественная, информационная брешь для России. Есть улицы Миклухо-Маклая, заповедники, пароход. Но каков он, как человек? Миклухо-Маклай приезжал в Европу и его принимали в свое время, как принимали в 20 веке Юрия Гагарина. Его имя до сих пор дают детям в Новой Гвинее, а его самого называют «человеком с планеты луна». И обо всей этой фактуре появился сценарий. В итоге я снял трех серийный фильм «Берег его жизни » о Миклухо-Маклае. Как эпилог: Миклухо-Маклая принимал и очень долго беседовал с ним на равных сам канцлер Бисмарк. Круг замкнулся: наша планета – одна уютная квартира для таких личностей.

Е.Ч . На Руси под игом Золотой орды построил монашескую обитель на берегу реки Кончуры преподобный святой Сергий Радонежский. Главным стержнем этого творения был Устав монастыря (ныне – Сергиево-Троицкая лавра), который обязывал монашескую братию « жить плодами рук своих в добросердечии и согласии .» Ваш театр в окружении «чужебесия» тоже своеобразный монастырь со своим Уставом, где актерские нравы и эмоции далеко не монашеские. Но вот уже много лет вы ведете по жизни уверенной рукой этот живой, бурлящий страстями организм, (актеры – это «сукины дети» по Щепкину) ведёте по штормам и передрягам постсоветской России, руководствуясь уложением Сергия Радонежского: жить в просветительских трудах, «плодами рук своих». Вы избирались и переизбирались коллективом многократно , ибо столь же многократно проводили этот восьмисотчеловечий ковчег между Сциллой раздора и Харибдой распада. Разламывались и распадались на антагонистические концепции Таганка, МХАТ, «Современник». А вы лишь крепли и обретали мировую известность, бережно сохраняя традиционность. Чего бы вы хотели от власти ныне? Какое участие её в ваших делах и заботах было бы для вас предпочтительным?

Ю.С . Чтобы в наш «монастырь» не совались с чужим Уставом, чтобы наш статус был избавлен от каких-либо повелительных распоряжений и наставлений. Они предельно необходимы ныне для театральных «авангардистов», о которых мы говорили выше. Но пока на них навешивают, в качестве поощрения, «Золотые маски».

Помню выражение глаз у Михаила Ивановича Царева, когда в Малый театр пришло распоряжение сверху: «Сократить коллектив театра на 25 процентов». Он прочел её перед труппой на худсовете. Обвел актёров взглядом. Вздохнул, переспросил: значит на двадцать пять процентов? И положил бумагу в стол: « Что ж, будем думать». Думаем до сих пор. И сохраняем сотрудников, актёров с их опытом, можно сказать, пожизненно.

Ещё одно пожелание — сроки присвоения званий: «Заслуженный», «Народный», «Лауреат» и пр. Немыслимо, недопустимо, когда артист, сжигающий свои нервы, психику на сцене годами, ждет этого присвоения двадцать лет. Да он сгорает, не дождавшись заслуженной награды! Она становится, практически, не нужна пеплу, в который превращается его душа и сердце.

Е.Ч . Есть рассказ о капитане рыболовного сейнера, вышедшего на промысел. Неделю рыбы нет. Команда ропщет. Вторая неделя безрыбья. Команда в ярости. Назревает бунт, капитана поносят, шельмуют: какого черта торчишь на капитанском мостике, если не можешь найти рыбу?! Третья неделя с пустыми сетями: над палубой дикий рев, вперемешку с адресным матом. Наконец, капитан выводит сейнер на рыбьи косяки. Три дня бешеной работы и сейнер с полными трюмами развернулся к дому. Капитана качают, обливают покаянной патокой. После чего он идет в каюту и пускает себе пулю в лоб. Вы, сами, когда дождались присвоения?

Ю.С. Я получил «Заслуженного» в 39. До этого звание лежало в столе какого-то чиновника несколько лет. Но вмешался Его Величество случай. Прихватил меня радикулит, да так свирепо, что без костылей двигаться не мог, так и являлся на репетиции. В театр зачем-то прибыла Фурцева. Входит в лифт, а там я спускался. Спрашивает: ты чего с костылями? Отвечаю всё, как есть – радикулит, Екатерина Алексеевна, будь он неладен. « А что ж, тогда на работе? Отшучиваюсь: так без меня театр станет. «Даже так? Ну, выздоравливай». Вышла. И через две недели пришло распоряжение о присвоении «Заслуженного».

Е.Ч. В прошлом начальник Управления театрами Грибанов совместно с ВТО создал при министерстве Культуры СССР постоянно действующие драматургические семинары. На них создавали пьесы, оттачивали мастерство драматурги: сибиряки Зот Тоболкин, Роман Солнцев, Александр Вампилов, камчадал Владимир Космачевский, белорус Анатолий Дударев, татарин Юнус Сафиуллин, москвич Михаил Варфоломеев. Мы, можно сказать, заполонили репертуары московских театров того времени, наши пьесы были поставлены в театрах Сатиры, им. Вахтангова, на Малой Бронной, театре Ермоловой, театре им. Станиславского.

Наползала горбостройка. И её прозападные кураторы в ЦК, в противовес этой драматургической когорте, где чтились традиции русского театра, предложили драматургу Розову создать нечто вроде творческого инкубатора, где бы он воспитывал молодых драматургов с «новым мышлением».

В этой экспериментальной, колбе зародилось обильно финансируемое племя разухабистых драмоделов, которое вдруг отпочковалось от нравственной сценографии самого Розова и самым вульгарным образом вписалось в разрушительный шабаш перестройки с «хромым бесом» А. Яковлевым. Помню восторженный пресс-катаклизм того времени по поводу пьесы Арро « Смотрите, кто пришёл!», драм-иезуитчину Петрушевской, Галина и пр.

Драматургия, её воздействие катарсисом на миллионы зрителей всегда были мощной платформой, на которой строилась идейная, нравственная парадигма нации. И она всегда была под прицелом врагов.

Малый театр стал Всероссийским, Европейским центром духовности. У вас не появлялась мысль о создании при театре совместно с Министерством культуры некой секции (семинара, курсов), чьей миссией станет возрождение исконно национальной, нравственной драматургии?

Ю.С . Если не ошибаюсь, подобные семинары или курсы есть, действуют при СТД и их региональных отделениях. Но мы в них не участвуем. Мне знакомы фамилии драматургов, которые вы перечислили – и Грибановских и воспитанников Розова. Сам я неоднократно играл в его пьесах. Это была добротная, действительно традиционная драматургия.

Мне всё время предлагают роли в кино. От многих я отказываюсь – не хочу тратить время и энергию на заезженное клише из ментов, олигархов и их любовниц. Есть и очень хорошие сценарии. Но, на такие, как правило, у руководства и TV нет денег. Гнетёт ощущение, что кинематограф Феллини, Бергмана, Куросавы, Тарковского умер. Ему на смену явился серийный андеграунд, где снимают спальню через замочную скважину.

Мы не должны, задрав штаны, бежать за авангардом, где сейчас зачастую правят бал глупость, пошлость. Андеграунды приходят и уходят, а традиционный русский театр, где первична жизнь Духа, совестливость и законы эстетики, будут жить вечно. Остается надеяться, что судьба позволит дожить до времени, когда на массовую сцену, на киноэкран вернутся великие творения, которые способен порождать славянский генофонд.

Е.Ч . На этом можно ставить точку. Здоровья и новой творческой, фееричной жизни вам, Юрий Мефодьевич, вашим соратникам и единомышленникам по сцене в отреставрированном здании Малого, занимающего в культурной жизни России столь огромное место. Вас однажды назвали «Большой хранитель Малого». Продолжая мысль, можно добавить: «Малый – хранитель Большой России».

Народный артист СССР (1988)

Народный артист Кыргызстана

Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл

Лауреат премии РСФСР им. братьев Васильевых (1951, за роль в фильме «Адъютант его превосходительства»)

Лауреат Государственной премии КГБ

Лауреат Государственных премий России

Лауреат Международной премии Станиславского

Лауреат премии «Золотой овен»

Лучшие дня

Кавалер ордена Дружбы народов

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени

Кавалер ордена Японии «За вклад в мировую культуру»

Награжден медалью «Слава Читы» за номером 1

Лауреат звания «Человек года – 1998» за выдающиеся заслуги в области искусства

О корнях семьи Соломиных

Соломин Юрий Мефодьевич родился 18 июня 1935 в Чите. Вырос в семье профессиональных музыкантов, старший брат актера Виталия Соломина. Родители Юрия Соломина имели сибирские корни. Мефодий Викторович родом из Забайкалья, Зинаида Ананьевна – из Томска. Оба – прекрасные музыканты, отец свободно играл на всех струнных инструментах, у матери был хороший голос – меццо-сопрано.

Чита в те годы была городом высоких культурных традиций. С ним связаны имена Олега Лундстрема, Николая Задорнова, Константина Седых. Семья Соломиных была хорошо известна в городе. Родители профессионально служили музе, работая преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. Мефодий Викторович посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии. Главным достоянием Соломиных-старших стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий Соломины.

О Щепкинском училище

Юрий Соломин - артист счастливой судьбы. Выбор профессии для человека труден всегда. Для юноши, живущего за тысячи километров от главных культурных центров, он нелегок вдвойне. Судьба распорядилась так, что понятие «Малый театр» вошло в жизнь юного Юрия Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь.

Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Тогда же он узнал о Щепкинском училище и после окончания школы сразу отослал документы по адресу: Москва, Неглинная, 6.

Везет тому, кто везет. Это правило, которое впоследствии многие годы ощущал на себе Юрий Мефодьевич Соломин, определило подарок судьбы – учебу в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы. Он окончил Театральное училище имени Щепкина и стал актером Малого театра.

О Малом театре

Малый театр Юрий Соломин считает своим домом. Впервые он появился здесь, будучи студентом второго курса, на практику. Первая работа была в спектакле «Иван Грозный», и даже сохранилась программка этого спектакля, где было написано: второй ремесленник - студент Театрального училища имени Щепкина такой-то. Вот такой-то и был Соломин Юрий Мефодьевич.

Потом пошла работа, пошли роли. Роли были разные: и большие, и маленькие. «Но нас уверяли тогда, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Я с этим не согласен. Есть просто и маленькие роли, и плохие роли…», - рассуждает замечательный актер Юрий Соломин.

Начав с ролей эпизодических, молодой актер вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара: Безайс в «Когда горит сердце В.Кина», режиссер А.Гончаров, Слава и Гриша в розовских «Неравном бое», режиссер Д.Вурос, и «Перед ужином», режиссер В.Монахов, Миша в «Палате» Алешина, режиссер Л.Варпаховский, Пэпино в «Украли консула» Мдивани, режиссер В.Монахов.

Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В ролях классического русского репертуара – Кисельников в «Пучина» А.Н.Островского, режиссер Васильев, Царь Федор Иоаннович в одноименная трагедия А.К.Толстого, режиссер Равенских, Федя Протасов в «Живом трупе» Л.Н.Толстого, режиссер В.Соломин – проявились склонность актера к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента. Эта тема отчетливо читалась и в роли последнего русского царя, Николая II, в современной пьесе С.Кузнецова «…И Аз воздам».

Неслучайно критика часто называет Соломина «чеховским актером Малого театра», отмечает особую «русскую национальную трогательность» актера, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней. Многогранность актерского дарования Соломина позволяет ему с одинаковым успехом играть и русских страдальцев, и французского романтического Сирано в «Сирано де Бержерак» Э. де Ростана, которую вместе с Войминским в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» считает особо любимыми и, возможно, лучшими своими театральными работами.

О кино

Путевку в кинематограф Юрию Соломину дала Вера Николаевна Пашенная. Она рекомендовала его режиссеру И.М. Анненскому на главную роль в фильме «Бессонная ночь». Она же рекомендовала Сергею Бондарчуку попробовать Соломина на роль князя Болконского в «Войне и мире», роль, правда, впоследствии блестяще сыграл Вячеслав Тихонов. Потом было множество ролей, более 50 фильмов и сериалов в кино и на телевидении: разноплановых, драматических, лирических, острохарактерных, комедийных – и везде актер находил свои, присущие только ему краски, делая каждую роль явлением.

Юрий Соломин стал широко известен, после выхода на телеэкран многосерийного фильма «Адъютант его превосходительства». Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов в «Сердце матери», Телегин в телефильме «Хождение по мукам», майор Звягинцев в «Блокаде», Трактирщик и Генрих Айзенштайн в телефильмах «Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь», Владимир Александрович в картине «Свет в окне», Славин в «ТАСС уполномочен заявить…». Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Московская сага». И каждая из них популярна и любима несколькими поколениями зрителей в Советском Союзе, Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии, других странах. Своими же любимыми работами сам Юрий Соломин считает роль Штубе в фильме А. Салтыкова «И был вечер, и было утро» и роль Геттеля в фильме В. Георгиева «Сильные духом».

Съемки в кино подарили актеру встречи с выдающимися режиссерами и актерами. Огромной удачей для себя он считает работу и дружбу с Акирой Куросава и Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым и Марком Донским, Комаки Курихара и Жанной Моро, Мариной Влади.

О Куросаве

Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» сделала актера Юрия Соломина известным мировому кинематографу.

Эту работу нельзя забыть. Замечательный режиссер. Его знают во всем мире. Когда называют великих, то называют: Феллини, Бергман, Куросава. Эта тройка, без которой очень трудно говорить о мировом кинематографе. И Акира Куросава дал согласие работать в России, тогда в Советском Союзе, снимать фильм «Дерсу Узала». Юрий Соломин был очень рад, это же те места, где он родился и вырос. Это все о Даурской тайге и Приморском крае. Соломину предложили роль Арсеньева. Максим Максимович Мунзук приехал из Тувы, это тот, который играл Дерсу Узала. Он такой очень открытый был, и Куросава сразу сказал - Дерсу. Однозначно сказал, и далее уже Юрия Соломина с Максимом Максимовичем собственно и не пробовали, а пробовали гримы, пробовали костюмы. «Как-то естественно все получилось, не было, как бывает, тебя утвердили, и ты кричишь: «Ура!». Этого не было, все было настолько естественно, что я даже сегодня не могу понять, каким образом я даже узнал, что меня утвердили. Вот как меня пригласили, это я помню, а дальше...», - любит вспоминать Юрий Соломин. Надо отметить, что Куросава был художником. Он закончил Академию художеств и очень хорошо рисовал. Поскольку потом режиссера и актера связывала большая дружба, то Куросова всегда присылал своему русскому другу к Новому году открытку, которую сам создавал: рисовал ее и выпускал в Японии.

А однажды на съемке в Приморском крае он подарил Соломину картину. Куросава нарисовал огромную голову тигра с какими-то такими зеленоватыми глазами, немножко справа японский орнамент и написал - 18 июня 1974 года, Соломин сан, Куросава сан. И сейчас картина висит дома у артиста, в рамочке.

О режиссуре

Быть режиссером Юрий Самойлов никогда не мечтал. Он даже и не знал, что это такое. Когда жил в Чите, слушал по радио концерты из Колонного зала, артисты такие-то, такие-то, а что такое режиссер... Хотел быть артистом, хотел выступать. Никогда не думал быть ни художественным руководителем, ни каким либо начальником, нет. Но вот судьба распорядилась иначе. Юрия Соломина избрали художественным руководителем, и он несколько лет на сцене театра ничего не ставил, довольствовался дипломными спектаклями в Театральном училище имени Щепкина, но это несколько другая режиссура, педагогическая. Но сила обстоятельств все-таки привела к тому, что Соломин стал режиссером…

В режиссуре его больше увлекает сам процесс, увлекает возможность помочь. Когда ты можешь направить человека, интересно понять автора. Понять, например, почему Чехов написал: «В Москву, в Москву!»? Когда начинаешь читать его, вникать, и уже не можешь жить без его писем, без его записок, без каких-то воспоминаний о нем… На сцене Малого больше идет классика, чем современные авторы. К сожалению, нет пока хороших современных пьес. Да и ставить пьесу, которую сейчас пишут на два-три человека, нерентабельно при труппе в 130 человек.

Как режиссер Юрий Соломин поставил в Малом театре – «Ревизор», «Чайку», «Лес», «Коварство и любовь», водевиль «Таинственный ящик», «Три сестры», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. В кино и на ТВ Юрий Соломин поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, трехсерийный фильм «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Был удостоен премии за студенческие работы в Братиславе, Словакия, и Кобе, Япония.

О телевидении

Сейчас принято ругать телевидение за развращение вкусов и массовое зомбирование населения. На эту тему у великого актера Юрия Соломина особое мнение: «Ругать телевидение бессмысленно. Стоит ругать его руководителей. Главный грех телевизора в том, что всю страну посадили на пиво. Это ужас! Вот иду я недавно по театральной площади. Зима, холодно. И идет девушка, вся замерзшая, и держит в руках бутылку пива. Я ее останавливаю и говорю: «Что, холодно? А ты попей...» А она не поняла моего юмора...

А реклама? Я всю жизнь жил без рекламы. Я знал, что эта колбаса - хорошая. И все тоже это знали. А когда мне еще говорят: «Это твой стиль!», - да пошли они все со своим стилем!.. Меня еще вот что раздражает: я никогда не успеваю записать телефоны, которые рекламирует нам телевидение. Мне нужно было купить однажды нагревающиеся фанерки для собак. Я увидел эту рекламу, успел записать только половину телефона - и все. А дело было в Питере на гастролях. Потом два дня тупо сидел в гостинице, смотрел всю муру, ожидая повтора, но этой рекламы больше так и не показали...»

О педагогике, о назначениях

В своей альма-матере – Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, Юрий Соломин является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.

В 1988 году Коллективом Государственного академического Малого театра Юрий Соломин был избран, надо заметить - первым за долгую историю, среди руководителей театра, художественным руководителем, а затем уже назначен на эту должность решением Правительства России. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив знаменитый спектакль "Царь Федор Иоаннович" в постановке Равенских и великий «Вишневый сад» в постановке Ильинского. Удалось сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра, более 600 человек! Сохранить уникальную труппу, в составе которой народные артисты СССР, без малого 30 заслуженных артистов России, талантливая молодежь.

В 1990 году Юрий Соломин был назначен на пост министра культуры в состав первого Правительства Российской Федерации. За период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества.

По роду своей деятельности Юрию Соломину приходилось встречаться с самыми влиятельными и именитыми людьми. Это – и королева Великобритании Елизавета II, королева Нидерландов - Беатрикс, президенты государств, главы правительств, выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Однако среди них сам Юрий Соломин выделяет несколько человек, которые пришли к нему на помощь в трудное время, связанное с серьезной болезнью. Благодаря выдающимся медикам: академикам Е.И. Чазову, М.И. Перельману, Р.И. Акчурину, хирургу из Киева Юрию Гануле, докторам В.П. Мезаеву и С.В. Розановой, хирургам из Италии Рипоссини и Игорю Котельникову болезнь удалось побороть.

О сокровенном

Супруга Юрия Соломина – Соломина Ольга Николаевна. Дочь – Соломина Дарья Юрьевна. Его внучка – Александра - это особая гордость.

Дома и на даче Юрия Соломина окружают любимый пес – овчарка Маклай, и не менее любимые собаки Ляля, Лушка, Яшка, и кошка Дуся.

Живет и работает актер в Москве. Имя Юрия Соломина присвоено новой малой планете.

Фильмография:

1958 Сердце матери

1960 Бессонная ночь

1965 Музыканты одного полка

1966 Верность матери

1966 Погоня

1967 Сильные духом

1968 Весна на Одере

1969 Адъютант его превосходительства

1969 Красная палатка

1971 Инспектор уголовного розыска

1971 Море в огне

1971 Кочующий фронт

1971 И был вечер, и было утро...

1971 Даурия

1972 Моя жизнь

1972 Четвертый

1972 Право на прыжок

1974 Блокада

1975 Соколово

1976 Мелодии белой ночи

1976 Пучина

1976 Преступление

1976 Дерсу Узала

1977 Хождение по мукам

1978 Квартет Гварнери

1978 Обыкновенное чудо

1978 Школьный вальс

1979 Летучая мышь

1980 Скандальное происшествие в Брикмилле – актер, режиссер

1980 Свет в окне

1981 Крик тишины

1983 Лунная радуга

1983 Утро без отметок

1984 Тайна виллы "Грета"

1984 ТАСС уполномочен заявить

1985 Берег его жизни – актер, режиссер

1985 Софья Ковалевская

1986 Певучая Росси

1987 Загадочный наследник

1989 Сувенир для прокурора

1991 Привал странников

1991 Анна Карамазофф

1992 Вначале было слово – актер, режиссер

1992 Сны о России

1992 В начале было слово

2003 Ранняя любовь

2003 Родина ждет - сериал

2004 Московская сага - сериал