Другие танцы

Единство и взаимосвязь этнической и межэтнической социализации. Лекция - Этнокультурные условия социализации. Национальные традиции адыгов - действенный фактор преодоления девиации и маргинализации

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

План

1. Становление социальной и этнической идентичности.

2. Проблема национального характера.

1. Становление социальной и этнической идентичности. Базовым процессом, описывающим процесс вхождения личности в то или иное общество, является процесс социализации. Социализация– процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к культурным, психологическим и социальным условиям. В гуманистической психологии социализация – самоактуализация Я-концепции, реализация личностью своих потенций и творческих способностей, преодоление негативных влияний среды.

А. В. Мудрик выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:

· естественно-культурные, связанные с необходимостью достижения на каждом возрастном этапе определенного уровня развития, характерного для данной культуры.

· социально-культурные задачи – определенный, типичный для каждого конкретного общества уровень познавательного, морально-нравственного, ценностно-смыслового развития, специфический для каждого возрастного этапа.

· социально-психологические задачи, которые связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе, в каждой культуре имеют специфическое содержание и способы их решения.

Результатом социализации личности является становление её личностной, социальной и этнической идентичности. Этническая идентичность – переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Её становление является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, становления личности как субъекта культуры определенного этноса. Основными механизмами социализации в современном обществе являются следующие:

· традиционный (стихийный) механизм, заключающийся в неосознаваемом усвоении норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов.

· институциональные механизмы социализации, происходящие в результате деятельности специальных социальных институтов – образования, культуры и т. д.

· стилизованные механизмы, существующие в различных субкультурах, и формирующие у человека определенный стиль жизни и отношений.

· межличностные механизмы социализации, происходящие в результате межличностного общения, взаимодействия и взаимовлияния людей.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих в ближайшем окружении норм и стереотипов. Традиционный механизм является одним из самых эффективных именно в силу его неосознаваемости, автоматичности, «беззатратности» выработки.

М. Мид отмечает, что традиционные механизмы, характеризующиеся отсутствием сомнений и отсутствием осознанности в усвоении культуры являются ключевыми для сохранения любой постфигуративной культуры.[ М. Мид., с. 229-230]

Институциональные механизмы социализации действуют во время пребывания человека в различных социальных институтах общества и организациях, как специально созданных для его социализации, так и реализующих социализирующие функции «попутно» параллельно со своими основными функциями. Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Это семья, школьные, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. Институты социализации являются как бы носителями внешней системы многообразных социальных норм, идеологических, политических, этических, правовых и общественных, коллективных, групповых ценностно-нормативных предписаний, выполняющих функции внешних регуляторов поведения индивида, которые в процессе социализации должны быть переведены в систему внутренней регуляции.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, свойственный для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления этой социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в которой являющиеся её носителями группы референтны (значимы) для него. Референтная группа выступает в функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида, которые он готов разделить, и которые, в конечном счете, превращаются в его собственность, интериоризируются им.

Важными субкультурными механизмами и одновременно – феноменами социализации являются детский фольклор и вообще художественное творчество, а также детская игра. То, что детские игры, особенно ролевые, имеют важный социокультурный смысл, известно давно. В игре происходит уяснение непосредственно-предметного содержания, проигрывание и усвоение ребёнком взрослых социальных ролей, ознакомление с миром профессий, формируются общие навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентации на групповое или индивидуальное действие, соревновательность или кооперацию и т. д.

Важным механизмом социализации является и детское общение. Психолого-педагогические исследования показывают, что контакты между детьми уже в самом раннем возрасте резко отличаются от общения тех же детей со взрослыми и выполняют иные психологические функции – в них ребенок предъявляет себя сверстникам, осуществляет пробы авторства в системе социальных отношений, что является важным средством для формирования Я-концепции.

Межличностные механизмы социализации проявляются во взаимодействии человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, вымышленный или исторический герой, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций, групп с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры.

Процесс социализации осуществляется усилиями агентов социализации – персон, оказывающих решающее значение для формирования идентичности. Это:

1. опекуны, осуществляющие уход, удовлетворение базовых потребностей;

3. дисциплинаторы, которые распределяют наказания и тем самым ограничивают поведение не соответствующее принятому в социуме;

4. воспитатели, которые целенаправленно обучают;

5. компаньоны – участники совместной деятельности;

6. сожители – просто живущие вместе.

Социализация человека осуществляется при помощи совокупности определенного набора средств, специфических для определенного общества, социального слоя, возраста и других особенностей ситуации. Средства социализации в самом общем смысле - это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К важным средствам социализации личности относится фольклор: поэзия пестования, былины, народно-религиозная поэзия, народные песни, малые жанры фольклора, искусство в народном быту, русская народная игрушка, старинные праздники. И наконец, средством социализации выступают взаимоотношения людей, всё их многообразие. Средствами социализации являются и способы вскармливания младенца и особенности ухода за ним, совокупность требований, ритуалов и норм жизни семьи и малой группы, к которой принадлежит человек, доступные элементы материальной и духовной культуры (от колыбельных песен, сказок до произведений архитектуры, классической музыки, зрительских искусств); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, воспитательных учреждениях, группах сверстников, и т. д.

В качестве средств социализации выступают особенности взаимодействия взрослого и ребенка, содержание и формы совместной деятельности, предъявляемых и транслируемых образцов культуры, ценностей и т. д. Важнейшим способом является деятельность. Ведущая деятельность служит основой для развития высших психических функций человека, для освоения необходимых знаний и навыков, а также определяет, опосредует характер взаимоотношений индивида со своим окружением, и прежде всего с тем, которое выступает в качестве ведущего института социализации на данном этапе.

Основным социализирующим фактором и в наше время продолжает оставаться семья, семейное воспитание, нормы, ценности, традиции, обычаи, существующие в семье, семейные ресурсы, эмоциональная и материальная поддержка, структура семьи. Мы уже показывали ранее, что семья, её уклад, отношение к детям, стиль и цели воспитания определяются культурой.

Одним из важнейших средств социализации выступает воспитание. В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурно-групповые, региональные, семейные и другие вариации. Даже эмоциональные отношения родителей к ребёнку нельзя рассматривать изолированно от других аспектов истории, в частности от общего стиля общения и межличностных отношений, ценности, придаваемой индивидуальности, и т. п. Все эти явления тесно связаны с национальными особенностями и традиционно-бытовой культурой, составляющей объект изучения этнографии.

В ходе исследований американских исследователей в 50-е г. XX в., например, было выделено 6 основных измерений воспитания:

1. послушание (подчинение взрослым);

2. ответственность (за себя и домашние дела);

3. заботливость (помощь младшим, престарелым, больным);

4. стремление к достижениям (соревнование);

5. самостоятельность (забота о себе и удовлетворении своих потребностей);

6. общая независимость (свобода от контроля, доминирования и надзора).

Исследователи выяснили, что выбор того или иного полюса зависит от особенностей хозяйствования: охотники и собиратели ориентированы на воспитание у детей самостоятельности и независимости, а скотоводы и земледельцы – ответственности и послушания. А по наблюдениям М. Мид, народы, занимающиеся земледелием, воспитывают ребенка так, чтобы у него росла не вера в собственные силы, а уверенность, что члены группы всегда придут на помощь.

В 70-е г. XX в. было проведено экспериментальное исследование особенностей родительского поведения в зависимости от их социальной принадлежности. Оказалось, что во всех культурах родители-рабочие были более требовательны и менее заботливы, чем представители среднего класса. А этническая принадлежность родителей оказывала более слабое влияние на способы социализации. Это формирует многие психологические особенности детей рабочих, негативно влияющих на успешность их школьного обучения. С другой стороны, это говорит о все большей унификации общества, ослаблении этнических различий.

В процессе социализации возникают и проявляются разнообразные феномены, которые являются следствием её двустороннего характера. Это - усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций. Важным феноменом социализации является становление «со-бытийной общности», как внутреннего духовного единства людей, характеризующегося взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг другу. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. Именно личные смыслы и энергетика совместности, возникающие по поводу совместного деяния, делает социальную организованность со-бытийной общностью.

В настоящее время в этнопсихологии используется и понятие культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого культура передает себя по наследству своим новым членам, прежде всего – детям.

Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения. Обычно выделяют три вида трансмиссии:

Вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

Горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

«Непрямую», при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т. п.).

Для описания процесса вхождения индивида в культуру своего народа используется термин инкультурация, который ввел американский культур-антрополог М. Херсковиц. (Термин инкультурация не следует путать с термином аккультурация, используемым – среди других – для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культуру). Разделяя понятия социализации и инкультурации, под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре (в языке, ритуалах, ценностях и т. п.). Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.

Основной механизм инкультурации – собственная деятельность человека, накопление и осмысление им приобретаемого социального опыта. Эта деятельность осуществляется в различных пространствах, и по мере развития человека эти пространства расширяются, С другой стороны, в процессе деятельности человек вступает в жизненно важные отношения с различными людьми, которые оказывают существенное влияние на ход и содержание осваиваемого социального опыта.

Н. Крылова, обсуждая особенности инкультурации ребенка в различных ситуациях, выделяет расширяющиеся пространства культурных практик, в результате деятельности в которых и осуществляется становление личности как субъекта культуры:

· Я и значимый взрослый;

· Я и семья (при этом порой ближние и дальние родственники весьма различаются в социокультурном плане);

· Я и мои друзья (референтная группа);

· Я и окружающий мир;

· Я и местное сообщество (уровни социального окружения);

· Я и традиции;

· Я и мой этнос, Я и мой род (Я – потомок древнего народа);

· Я как часть Мира.

Для каждой культуры существует специфичный именно для неё обобщенный сценарии инкультурации, т. е. вхождения человека в культуру. Поскольку ребенок усваивает множество обыденных сценариев, отражающих принципы взаимодействия между людьми в его культуре, в его голове откладываются обобщенные черты, определяющие это взаимодействие. Причем принципы взаимодействия могут быть общими на микро и макро уровне. Есть общие черты в том, как человек осваивает купленный им участок земли и как народ осваивает приобретенную им в ходе военных действий территорию.

Одним из результатов социализации личности в культуре становится формирование самоконцепции – совокупность мыслей и чувств индивида по отношению к самому себе; подразделяется на субъект (Я) и объект (Меня). В коллективистических культурах связано с их отношением к другим людям и этих людей – к ним; в индивидуалистических – зависит от одного индивида. На Западе – «Self-made-man»; что практически не допускается в коллективистических культурах. В коллективистических важнее «что люди скажут», в индивидуалистических поленезависимость. Коллективистические культуры больше поощряют и воспитывают социальную идентичность, индивидуалистические – личную.

В юности человек формирует «Я-концепцию», относя себя к определенным большим социальным группам – гендерной (половой, психосексуальной), этнической, социальной, культурной (субкультурной), и т. д. . И дальнейшая социализация строится уже как приобщение к нормам и ценностям той группы, которую, часто неосознанно, человек выбрал для себя как объект идентификации. «Я-концепция» существует на осознаваемом и бессознательном уровне и включает три основных компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (конативный).

Когнитивный компонент «Я-концепции» – «образ Я», характеризующий соджержание представлений человека о себе, своем месте в обществе, своих способностях, внешности, личностных качествах, социальных ролях и статусах. В содержании когнитивного компонента содержатся две части: «объединяющая», обеспечивающая принадлежность человека к определенным группам (идентификация), и дифференцирующая, служащая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной непохожести, уникальности, неповторимости.

Эмоционально-оценочный компонент «Я-концепции» отражает отношение человека к себе самому и той группе, к которой он принадлежит, и проявляется в самооценке, самоуважении, уровне притязаний, чувстве собственного достоинства. Трагические страницы истории человечества связаны с неадекватной самооценкой этноса, чрезмерно завышенным уровнем притязаний. Бесчисленные войны между народами и государствами велись под стягом свое национальной исключительности и «второсортности» своих противников.

Поведенческий компонент «Я-концепции» определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или на внутренний контроль («локус контроля»). Исследования и наблюдения показывают, что в коллективистических культурах преобладает внешний локус контроля, в индивидуалистических – внутренний. Анализ особенностей русского языка показывает, что в нем очень много безличных оборотов, что говорит о высоком уровне бессубъектности, зависимости от внешних, случайных обстоятельств.

Во многих культурах существует понятие о «лице» («имидже»)- публичном образе, которым каждый член общества заявляет о себе. Угроза «потери лица» возникает в ситуациях неопределенности и её переживание существенно зависит от типа культуры. Члены коллективистических культур в значительно больше заботятся о собственном публичном лице, и испытывают значительную тревожность в ситуации неопределенности. Представители индивидуалистических культур в таки случаях больше полагаются на рациональные представления о правилах поведения.

Кроме того, любое межличностное общение имеет многоцелевую направленность: кроме обмена информацией и принятия решения, – важное значение имеет потребность сохранения и поддержания «лица»; непонимание этого может вызывать длительные межличностные и групповые («групповое лицо») конфликты.

В проблемных ситуациях общающиеся стороны выражают потребность в присоединении (поддержание позитивного лица) и/или в изоляции (поддержка негативного лица). На проявленность защиты своего лица или лица другого и на потребность в присоединении или изоляции влияют особенности отношений (степень близости), факторы ситуации общения и степень ясности источника проблемы. Эти измерения подвержены влиянию культурных норм, ожиданий и интерпретируются в культурном контексте. Некоторые стратегии предпочитаются членами одних культур больше, чем других. На эти предпочтения в наибольшей степени влияют измерения «коллективизм – индивидуализм».

Исследователями выделены следующие черты личности, влияющие на межличностное поведение и имеющие кросс-культурные различия и значимость:

Самоконтроль – самонаблюдение и самоотслеживание, проводимое в ситуации общения для достижения социальной адекватности. Самоконтроль связан со стремлением снизить неопределенность.

Самосознание - устойчивая тенденция личности направлять внимание на свои внутренние или внешние проявления. Три измерения:

· Личностное самосознание (интроверсия). Маскулинные культуры – поленезависимы, то есть ориентированы на себя; феминные – полезависимы.

· Публичное самосознание – осведомленность о себе как социальном субъекте и объекте восприятия другими; концентрация внимания на себе как независимом от контекста социальном субъекте; индивидуализм – высокое развитие публичного самосознания.

· Социальная тревожность – дискомфорт в присутствии других.

Как мы уже отмечали выше, одним из результатов процессов социализации и инкультурации является становление личностной, социальной и этнической идентичности личности, осознание себя как субъекта культуры определенного общества или его части. Этническая социализация приводит к формированию у детей поведения, восприятия, ценностей и аттитюдов, свойственных одной из этнических общностей, в результате чего они начинают рассматривать себя и других людей их членами. Результатом этнической социализации является формирование Я-концепции и самопринятия детей, содержащих этнические компоненты, их аттитюдов и поведения по отношению к своим и чужим этническим общностям.

В отечественной психологии проблема развития личности как принятия системы идентификации с именем, этносом, полом, возрастом и пр. рассматривается в работах В. С. Мухиной и её школы. Ребенок обретает социальность через отождествление себя с определенными категориями, позволяющими идентифицировать его как члена общества. «В основу структуры личности ложится выделение себя как носителя определенного имени. На начальном этапе развития личности идет первичная подготовка к «присвоению» ребенком социально значимых позиций и отношений к самому себе и к непосредственно окружающим его людям». Однако в качестве важнейшего дополнения к идентификации, обеспечивающего подлинное рождение личности, формирование субъекта, В. С. Мухина называет и обособление, позволяющее отделить себя от других, отстаивать свою природную и человеческую сущность. «Если идентификация обеспечивает усвоение конвенциальных ролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать внешнее через внутреннее». Именно обособление дает возможность отнестись определенным образом к социальным структурам, системе идентификаций и индивидуализировать социальный опыт. Отчуждение позволяет занять место вне принятой системы значений и, значит, принимать или не принимать определенные идентификации.

Этническая идентичность – это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка (чувство гордости, достоинства, обиды, страха). Можно выделить позитивную этническую идентичность, когда человек удовлетворен своей принадлежностью к определенной этнической группе, гордится за свой народ. Негативная этническая идентичность – это наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, чувство униженности, стыда, предпочтение других групп. Так, американские психологи установили, что у чернокожих американцев с ранних лет формируется представление, что все черное – плохое.

Социальные изменения в России конца XX в. привели к негативной этнической и социальной идентичности у целого поколения российских граждан; появилось уничижительное слово «совок» для характеристики целого народа. Кроме того, исчезли объекты гордости в прошлом, разрушились существовавшие мифы, и утратился образ внятного и притягательного будущего. Все это привело к становлению негативной идентичности у целых поколений, к формированию комплекса неполноценности и поиску «козла отпущения» среди других этносов. В результате стали формироваться негативные установки по отношению к представителям других национальностей.

2. Проблема национального характера. Анализ становления этнической идентичности с неизбежностью приводит к вопросу о взаимосвязи личностных особенностей и этнической принадлежности, илди о проблеме национального характера. По-другому вопрос можно поставить так: есть ли какие-то характерологические особенности, отличающие представителей одного этноса от другого?

М. Мид, изучая различные примитивные народы, обнаружила существенные психологические различия между туземцами и жителями США. С чем это связано? Детальный анализ условий жизни этих народов показал, что у них – меньше возможности для самовыражения и выбора, все предопределено жизнью. И тогда – больше свободы и нет неврозов, меньше межролевых и внутрииндивидных конфликтов. Нет необходимости в таки чертах личности, как стремление к индивидуальному спеху, развит коллективизм во взаимоотношениях. Таким образом, в её исследованиях была обнаружена четкая взаимосвязь между характером народа и условиями его жизни, между культурой и личностью.

Она рассматривала культуру как разнообразие «сред научения», которые сообщают индивиду необходимую информацию для решения социальных задач, поставленных обществом. Непосредственное влияние культуры связано с процессом закрепления первичного опыта социализации в самой структуре личности. Этот закрепленный опыт оказывает влияние на формирование базовой личности, которая, в свою очередь, создает и сохраняет отдельные аспекты культуры. Человек с момента рождения находится под влиянием институтов первичной социализации (семья, друзья, соплеменники), которые типичны для данной культуры. В процессе адаптации к ним у человека формируется чувство уверенности в собственном существовании. Эта уверенность в будущем выступает основой самоидентификации и помогает справляться с ситуациями фрустрирующего характера.

Предположение о существовании национального характера всегда было более или менее скрытой посылкой как обыденного сознания, так и социальных наук. Первоначально описательное понятие «национальный характер использовалось в литературе о путешествиях с целью отражения образа жизни народа и его влияние на развитие отдельных личностных черт.

Национальный характер – это фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа представителей данного этноса. И этот национальный характер формируется историей, социально-экономическими особенностями, типом производства, традицией. То же трудолюбие является общечеловеческим качеством, однако комплекс исторических условий влияет на ценностной смысл труда в разных культурах. В частности, с проблемой выработки трудовой морали в свое время столкнулись освободившиеся от колониального гнета африканские государства, труд населения которых на протяжении веков был подневольным, рабским, отнюдь не способствовавшим развитию трудолюбия.

Изменения социальной организации неизбежно ведут к радикальной трансформации базового типа личности. Эти трансформации происходят из-за новых технологий или межкультурных контактов.

В годы Второй мировой войны было достаточно много исследований особенностей японского характера. Поражал их фанатизм во время боя, но, попадая в плен, они становились «изменниками» и легко шли на сотрудничество с американцами. Почему? Потому что, попадая в плен, они становились «социально мертвыми» для своих близких, и, следовательно, не несли обязанностей по отношению к ним.

Э. Фромм, исследуя особенности немецкого характера, пришел к выводу, что в Германии преобладает авторитарный тип личности: обязательность и услужливость по отношению к вышестоящим, повелительность и презрение к подчиненным . Именно эти особенности немецкого национального характера позволили придти к власти фашистам.

Русский национальный характер занял свое место в фокусе исследований зарубежных антропологов сразу после второй мировой войны. Британский антрополог Д. Горер выдвинул свою «пеленочную» гипотезу, М. Мид её развила и популяризировала, а Э. Эриксон адаптировал её в своей статье «Легенда о юности М. Горького». Э. Эриксон считал, что на формирование русского характера оказали влияние три элемента русской традиционной культуры.

Интересны взгляды Н. А. Бердяева на причины особенностей русского характера: «Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком – задача оформления и организации своей необъятной земли…Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта» . В другой работе он высказывал предположение, что в основу формации русской души легли два противоположных начала: природная языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Именно в этом он видел историческую причину того, что русский народ в высшей степени поляризован и совмещает противоположности: деспотизм-анархизм; жестокость, склонность к насилию – доброту, человечность, рабство-бунт и т. д. .

Особенности жизни русского крестьянина - компактная социальная жизнь в уединенных укрепленных поселениях, изолированных друг от друга холодами центральных равнин и периодическое освобождение их жителей после весенней оттепели; долгие периоды тугого пеленания, чередующиеся с минутами радости во время освобождения от пеленок; одобряемое проявление нечеловеческой выносливости и периодический эмоциональный катарсис, достигаемый безудержным излиянием души привели, по мнению американских антропологов (Б. Каплан, К. Клакхон и др.), к формированию модального характере русского народа, которому свойственны такие черты, как теплота, зависимость, стремление к социальному присоединению, лабильность и эмоциональная нестабильность, сила и недисциплинированность, потребность в подчинении властному авторитету .

Для нас важны исследования трансформации русского национального характера на современном этапе развития России. Такие исследования проводятся как зарубежными, так и российскими учеными. Так, американский антрополог К. Клакхон предположил, что идеальный тип советской личности, насаждавшийся при социализме, находился в противоречии с традиционным русским типом личности, в доказательство чего приводил следующую таблицу .

Программа опытно-экспериментальной работы

Дурновской основной общеобразовательной казачьей школы

Новоаннинского района Волгоградской области
2007-2009 годы
Тема : Этнокультурное образование как средство социализации личности

(в условиях основной общеобразовательной казачьей школы)
Актуальность темы
Образование является фактором, обеспечивающим поступательное развитие во всех сферах жизнедеятельности человека. Изменения социальной системы влияют на качественные (целевые, содержательные, процессуальные) характеристики образования.

Современное образование обладает несколькими сущностными характеристиками. Во-первых, образование - всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого, способности к самообразованию, самовоспитанию и тем самым к саморазвитию. Во-вторых, образование - достаточно самостоятельная форма общественной практики. Она включает различные виды профессиональной деятельности в образовании (профессионально-педагогической, научно-методической, социально-педагогической, управленческой), взаимосвязь которых обеспечивает наиболее эффективное достижение личных и социальных целей образования. В-третьих, образование - универсальный способ трансляции общественного опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, связывания некоторой общности людей, передачи и сохранения норм и ценностей их общей жизни.

Важное значение в этом процессе имеет организация этнокультурного образования как противовес унификации образования, его ценностной инверсии. Этнокультурное образование способствует преодолению разрыва ценностных связей между поколениями, приобщению к культурно- историческому наследию народа. В этнокультурном образовании закреплен опыт практической и духовной деятельности сообщества. Оно способствует формированию важнейших моральных принципов, норм и нравственных установок, закрепленных в культуре этносов и субэтносов (например, казачества). Организация этнокультурного образования в современных образовательных учреждениях нацелена на формирование и закрепление норм социальных отношений, семейных, трудовых отношений между поколениями.

Несмотря на всю сложность социальной ситуации складываются благоприятные условия для модернизации образования, формирования новой современной системы этнокультурного образования: создана нормативная база для организации функционирования в школах кружков и факультативных курсов этнокультурной направленности, появляются учебники и программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации. Очевидно, что ведущими принципами новой образовательной модели являются: гуманистическая установка образовательного процесса; акцентирование всей педагогической деятельности на личности ребенка; реализация принципа социальной справедливости; этнокультурная направленность содержания образования.

В Волгоградской области накоплен позитивный опыт по реализации данных образовательных принципов. Этому способствует областная целевая программа поддержки казачьих обществ, определяющая приоритетные направления возрождения казачества; целевой проект «Региональный казачий компонент в системе образования Волгоградской области в составе межведомственного перечня мероприятий в бюджетной сфере «Образование» на 2004-2010 годы». В настоящее время действует региональная Программа патриотического воспитания, разработан региональный этнокультурный компонент государственного стандарта общего образования. В образовательных учреждениях области действуют кружки и курсы этнокультурной направленности, проводятся олимпиады и конкурсы творческих работ по истории края.

В то же время, как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин на заседании Государственного Совета, «усилия государства по сохранению и развитию этнокультурной сферы все еще далеко не соответствуют степени ее значимости для общества и государства».

Таким образом, организация этнокультурного образования в современной ситуации характеризуется рядом противоречий. Это противоречия между:

Гуманистической направленностью этнокультурного образования и новыми ценностными приоритетами молодежи, основанными на принципах индивидуализма и прагматизма;

Необходимостью позитивного влияния на развитие личности ученика в соответствии с его возрастными особенностями и степенью социализации и невостребованностью в массовом педагогическом опыте традиционных ценностей;

Значимостью интеграции региональной информации с данными об общероссийских процессах социокультурного и экономического развития и недостаточной разработкой ее механизмов;

Потребностью учащихся в адекватных способах самоидентификации как представителей этнокультурного сообщества и недостаточной реализацией воспитательного потенциала учебных дисциплин;

Необходимостью развития способности учащихся к самостоятельному жизненному выбору, социализации в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Волгоградской области и недостаточной координацией функций участников образовательного процесса.


Данные противоречия, свойственные как российской системе образования, так и образовательной практике учреждений основного общего образования, являются серьезным препятствием для организации процесса этнокультурного образования учащихся. В связи с этим, экспериментальная работа Дурновской основной общеобразовательной казачьей школы будет направлена на поиск вариантов их разрешения и оптимизацию процесса этнокультурного образования.
Объект эксперимента : этнокультурное образование личности
Предмет эксперимента : условия организации процесса этнокультурного образования в основной общеобразовательной казачьей школе
Цели эксперимента:

1.Выявление организационно-педагогических условий реализации процесса этнокультурного образования учащихся.

2.Выявление психолого-педагогических условий реализации процесса этнокультурного образования личности.

3.Проектирование потенциально возможных результатов этнокультурного образования, которые могут быть гарантированы в основной общеобразовательной школе.

4.Разработка и апробация педагогических средств, ориентированных на оптимизацию процесса этнокультурного образования учащихся.

5.Создание условий для повышения квалификации преподавательских кадров по направлениям реализации целей этнокультурного образования.


Педагогическая цель эксперимента заключается в создании условий организации процесса этнокультурного образования как средства социализации учащихся посредством апробации этнокультурного казачьего компонента.

Этнокультурное образование представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под воздействием традиционных этнокультурных ценностей.

В связи с этим особую значимость приобретают следующие принципы этнокультурного образования:

Гуманистическая направленность образования (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с обществом.

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (образование должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Учет данных принципов оптимизирует организацию процесса этнокультурного образования в условиях основной общеобразовательной казачьей школы.

Задачи экспериментальной работы:
1. Выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о качественных и количественных изменениях в процессе этнокультурного образования учащихся.


  1. Расширить удельный вес курсов, предполагающих учет индивидуальной образовательной траектории (элективные курсы, курсы по выбору).

  2. Обеспечить реализацию этнокультурного образовательного компонента применительно к гуманитарным и, частично, естественно-научным курсам, внеклассной работе.

  3. Отработать механизмы взаимодействия школы с православными религиозными учреждениями, со светскими учреждениями и жителями района с целью оптимизации процесса этнокультурного образования учащихся.

  4. Разработать учебно-программную и методическую документацию соответствующую структурным и содержательно-технологическим изменениям управляющей и управляемой подсистем образовательного учреждения в процессе экспериментальной деятельности.

Гипотеза: этнокультурное образование реализует социализирующую функцию, если:

на основе анализа существующих условий и прогноза перспективных требований будет проведено моделирование результатов этнокультурного образования в основной общеобразовательной казачьей школе;

система управления учреждением основного общего образования будет оперативно принимать решения по организационным и правовым вопросам;

будет создана система научно-методического обеспечения образовательного процесса;

будет разработана система стимулирования работы по организации процесса этнокультурного образования на всех уровнях: ученик – учитель – руководитель;

достигнутый уровень организации процесса этнокультурного образования будет регулярно соотноситься с достижениями других образовательных учреждений региона;

будет создана система педагогического мониторинга по отслеживанию результатов работы коллектива в рамках эксперимента;

будет стимулироваться профессиональный рост и творческий поиск педагогов как основа поступательного развития образовательного процесса;


Диагностический инструментарий:
На всех этапах экспериментальной работы будет осуществляться мониторинг, основными функциями которого являются следующие:

Интегративная - обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в учебно-воспитательном процессе школы.


  • диагностическая - позволит выявить уровень готовности педагогов к экспериментальной работе.

  • экспертная - характеризует особенности экспертизы программно- методического материала, форм, методов, технологий, используемых в экспериментальной работе.

Исходные теоретические положения

В настоящее время формируется новый психотип человека, направленного на развитие своего человеческого потенциала, освоившего свою родную культуру и традиции, получившего качественное образование, который способен жить в любой ситуации. Культурные традиции являются своеобразными механизмами выживания, в которых сохранен опыт поколений по решению экономических проблем, опыт собирания и использования потенциала, позволившей этносу сохранять себя в любых условиях. Следовательно, только учет этих закономерностей поможет решать все вопросы, связанные с преодолением негативных социальных явлений и конфликтов.

Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности населенных пунктов является система образования. Большинство народов планеты, согласно данным ЮНЕСКО, билингвально или полилингвально, в особенности население больших городов. Характерным является наличие противоречия, встающего перед представителями, населяющих их этносов: с одной стороны, это стремление сохранить свой язык, культурное наследие и самобытность, а с другой стороны, стремление сохранить и обеспечить свою включенность в общегосударственный и мировой социокультурный контекст. Выходом из этого противоречия является создание в системе образования подсистемы, которая с максимально возможной полнотой в реальном масштабе времени удовлетворяла бы самые насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности населения. Такой подсистемой являются учреждения с этнокультурным компонентом образования.
- этнокультурный компонент должен охватывать широкий круг учебных дисциплин и выступать одним из базовых оснований внеклассной деятельности. Такой подход вытекает не только из положений современной педагогической науки, но и из опыта развития национальных школ как в нашей стране, так и за рубежом, а также из практических задач, встающих перед образовательными учреждениями в связи с притоком инонационального населения. Учащиеся остро нуждаются в адекватных способах самоидентификации, и в воспитании и реализации конструктивного межнационального взаимодействия, и в формировании навыков межэтнической толерантности, и в расширении этнокультурного кругозора. В связи с этим этнокультурный компонент в образовательных программах не может сводиться лишь к изучению культуры собственного народа, а должен ориентироваться на межкультурное обучение, то есть на ознакомление с культурами различных народов, с представителями которых учащимся предстоит общаться. Особо следует отметить, что в связи с продолжающимися изменениями этнодемографической ситуации в стране, национальный аспект образования касается не только учреждений национального образования. Практически все образовательные учреждения являются многонациональными по составу учащихся. И в дальнейшем, по прогнозам ученых, этот процесс будет продолжаться, что потребует соответствующего отражения в содержании учебно-воспитательного процесса во всех учреждениях образования, принятия новых управленческих решений.

Включенные в содержание образования гуманистические ценности Мир, Человек, Жизнь, Красота, Отечество, Труд, Познание (В.А.Караковский, А.В.Кирьякова) как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентаций подростков, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску идеалов и смысла жизни, а также ядром системы этнокультурного образования в массовой педагогической практике;


Ответственность за формирование ценностных ориентаций подрастающих поколений, раскрытие национального менталитета через освоение национальной и мировой культуры, создает теоретико-методологический фундамент использования гуманистических ценностей образования в процессе этнокультурного образования учащихся;

Содержание этнокультурного образования является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленных в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения. Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства содержательной и процессуальной сторон обучения, его образовательной, воспитывающей и развивающей функций, единства целей и ценностей, взаимодополнительности содержания, а также единства требований со стороны педагогов и воспитателей. Открытость процесса этнокультурного образования обеспечивает гармоническое сочетание обязательного и дополнительного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля, предоставляя тем самым широкие возможности выбора содержания в соответствии с личностными потребностями учащихся и педагогов;

Технологии процесса этнокультурного образования представляют собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в постоянно изменяющихся условиях. К принципиально значимым характеристикам данных технологий относятся: наличие четкой и диагностично заданной цели, корректно измеримого результата деятельности; представление содержания деятельности в виде задач разной степени сложности; решение каждой из этих задач с помощью описания их объекта, конкретного комплекса правил, приемов, логической структуры их решения; накопление множества моделей, приемов и описаний, позволяющих обобщать способы поиска решений, аккумулировать и использовать существующий опыт; указание способов взаимодействия участников образовательного процесса; мотивационное обеспечение деятельности учителей и учащихся; активное рефлексивное воздействие педагога на эмоционально-мотивационную сферу подростка, обеспечивающую духовно-нравственное развитие; определение границ правилосообразной (алгоритмической) и эвристической (творческой) деятельности учащихся и педагогов, допустимого отступления от правил;


-этническая идентификация определяется как осознание своей принадлежности к определенной этнической группе, переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью и обособление от других этносов (В. С. Мухина). Основным условием развития идентичности является этнокультурное образование, основой идентичности выступают этнические традиции - исторически сложившиеся образы мыслей, чувств, действий, которые усваиваются ребенком в процессе познания окружающей среды и социализации в микросреде. Этническое самосознание (как и любое групповое), чувство "мы" обязательно предполагает соотнесение (и в этом смысле - противопоставление) этого "мы" какому-то или каким-то "они", то есть другим этническим группам. Осознание особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других этносов.
-велико влияние этнического самосознания на социализацию личности. Оно проявляется в сфере межличностных отношений. Будучи устойчивой основой существования человека, оно представляет собой активный фактор человеческой жизнедеятельности: способствует инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, предпочтению определенной культуры, выступает барьером, отталкивающим все «чужое» (стандарты поведения, идеи). Этническое самосознание выступает вектором жизненного поведения человека.
Этапы осуществления экспериментальной работы.
Первый этап (мотивационный, 2007-08 уч. год) предполагает создание информационного пространства, ресурсное обеспечение начала деятельности экспериментальной площадки, разработку и апробацию авторских программ. Выявление затруднений в практической реализации основных направлений экспериментальной деятельности. Предусматривается повышение квалификации педагогических кадров по профилю эксперимента в системе курсовой подготовки ВГИПК РО.

Второй этап эксперимента (формирующий, 2008-09 уч. годы) предполагает создание системы условий для организации процесса этнокультурного образования учащихся, мониторинг для отслеживания динамики качества образования учащихся с использованием традиционных методов (анкетирование учащихся, родителей, педагогов, наблюдение). Активное использование метода индивидуальной и групповой экспертной оценки. Корректирование УМК в соответствие с целями эксперимента.


Третий этап эксперимента (обобщающий, 2009-10 уч. годы) предполагает теоретическое осмысление полученных результатов, внесение корректив в концепцию развития учреждения основного общего образования. Осуществление научно- методического описания хода и результатов эксперимента и представление их как продуктов деятельности педагогического коллектива основной общеобразовательной казачьей школы. Представление результатов опытно-экспериментальной работы педагогическому сообществу.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Ахаян Т.К., Кирьякова А.В. Ориентация и деятельность школьников. М.: Прометей, 1991.

Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-н/Д.: РПУ, 1995.

Внутришкольное управление. Словарь-справочник. Под ред. А.М.Моисеева. М.,1998.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.

Диакон Андрей Кураев «Школьное богословие». С-Пб., «Светлояр»,2000.

Караковский В.А. Воспитай гражданина. М.: Моск.рабочий, 1987.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО,2002.

Лазарев В.С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002.

Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе.М.,2001.

Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Педагогика.1991.

Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.: ППКиПРО, 2002.

Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001.

Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 № 1452-876ин/16. (Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»).

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.,1999.

Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. М.,АПКиПРО, 2001.

Сурова Л.В. «Православная школа сегодня». Книга для учащихся и родителей. Издательство Владимирской епархии, 1999.

Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

Шамова Т.И., Третьяков П.И. Управление образовательными системами. М.: ВЛАДОС, 2001.

Эксперимент в школе: организация и управление. Под ред. М.М.Поташника. М.,1992.

Программа дополнительного образования

1. Этно-культурное воспитание


  • мифология славян

  • обычаи и обряды
История православной церкви

  • понятие православия как воинская религия

  • народный календарь

  • пророческие былины и их расшифровка

  • символика в казачьей воинской традиции

  • понятие имени

  • понятие числа культовое, значение слова
2. Духовно-нравственное воспитание

Закон Божий


  • православие в России, православие на Дону

  • домострой

  • православное воспитание

  • православный брак

  • русские святые
- посещение монастырей, святых и памятных для церкви мест

Церковные праздники (престолы)


3. Военно-патриотическое воспитание

  • история русского воинства, русской армии, русского флота

  • войны в России, их анализ

  • кроссовая подготовка

  • строевая подготовка

  • основы медицинской подготовки
- конная подготовка

Ориентирование на местности,

Общая физическая подготовка

Азимутное ориентирование

Огневая подготовка

Тактическая подготовка


  • военно-правовая подготовка

  • школа выживания в полевых условиях (теоретическая часть)

  • основы пластунской подготовки

  • работа с прикладными видами оружия, использования в бою подручных средств

  • воинские обряды
4. Историко-этнографическое воспитание

История России

История казачества


  • изучение песенной и танцевальной культуры их рас­шифровка и применение

  • знакомство с песенной казачьей традицией:
Работа над звукоизвлечением, понятие унисона, многоголосная фактура, мелодический лад, фразировка в казачьей пес­не, работа над ансамблевым звучанием

Танцевальная казачья традиция: основы казачьей пляски


работа над балансировкой, ритмика движений, элементы низо­вого пляса (присядка, ползунки, волчки), трюковая пляска применение пляски в боевом поединке, применение элементов
пляски против прикладного оружия.

5. Спортивно-оздоровительное воспитание (освоение


традиционных игр и забав)

  • освоение боевого искусства казаков «Казачий Спас»

  • занятия по общефизическим дисциплинам

  • организация оздоровительных туристических походов

  • основы туристической и горной подготовки

  • освоение традиционных игр и забав
игры на развитие силы, реакции, выносливости, зрения, слуха, работы в слепую и другое всего около 200 игр.

6. Экологическое воспитание


  • изучение жизни растительного и животного мира, их взаимосвязь, их польза для человека.

  • практические действия: посадка деревьев, очистка род­ников, сохранение редких видов растений и животных.
7. Возрождение традиционных народных промыслов.

  • резьба по дереву

  • лозоплетение

  • гончарное дело, глиняная игрушка

  • вязание
- скорняжное дело.
Ожидаемый результат

1. Развитие личности молодого человека, раскрытие его сил и способностей.

2. Развитие возвышенных нравственных и этических
понятий.


  1. Формирование цельного духовно-просвещенного облика человека.

  2. Повышение общекультурного уровня

  3. Воспитание патриотизма и любви к своей большой и малой Родине.
Воспитания чувств сопричастности и ответственности за судьбу народа и Отечества.

  1. Выработка правильного понимания у молодого поколения роли и задачи армии и флота.

  2. Подготовить молодежь к труду в народном хозяйстве. Приобщить к возрождению народных промыслов. Привить навыки самооблуживания.

  3. Воспитать физически здорового человека.
10.Подготовить юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Р.А.

11.Подготовить молодежь к прочному браку и созданию крепкой семьи.

12.Научить молодежь любить, возрождать и сохранять свою родную культуру.
План реализации опытно-экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию


Этапы эксперимента

Цели и задачи

Действия

Ожидаемый

результат


Материально-техническое

обеспечение


1.Мотивационный

2007-2008 учебный год



1.Определить конкретный социальный заказ школе

2. Разработать и апробировать основные направления духовно-нравственного воспитания до 2010 г.

3. Мотивировать педагогический коллектив к поиску условий создания системы духовно-нравственного воспитания в школе.

4. Ввести элементы знаний по духовно-нравственной проблематике в содержание отдельных учебных программ.



1. Диагностика:

Анализ возможностей и прогноз успешности работы школы по духовно-нравственному направлению

Педсовет по теме: «Создание целостной системы духовно-нравственного воспитания в школе: проблемы и пути их решения»

2. Разработка модели личности выпускника, основанной на системе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

3. Разработка тематики социологических опросов и проведение на их основе

социологических исследований для определения социального заказа школе.

4. Создание информационного банка данных по теме эксперимента.

5. Организация образования и самообразования педагогов по теме эксперимента



1. Результаты диагностик и социологических опросов по определению дальнейшей работы школы в духовно-нравственном воспитании

2. Программа развития школы

3. Ценностное самоопределение и принятие педагогическим коллективом направления развития школы

5. Модель личности выпускника, основанная на системе общечеловеческих духовно-нравственных ценностях.

6. Мониторинг успешности деятельности педагогов по данной теме и разработка соответствующей нормативно-правовой базы



Ввести дополнительные штаты:

  1. заместитель директора по научно-методической работе

  2. педагог–организатор

  3. лаборант ТСО

6. создание методической библиотеки по внедрению духовно-нравственного компонента в учебные программы



  1. Формирующий 2008-2009 уч.годы

1.Разработать и апробировать содержание и методы духовно-нравственного воспитания учащихся

2. Создание единой структуры образовательного и воспитательного процесса, охватывающей все ступени образовательного обучения (начальной и основной)

3. Создать систему взаимосвязи с учреждениями, занимающимися духовно-нравственным воспитанием


1. Создание авторских программ, обеспечивающих духовно-нравственное становление личности ребенка

2. Создание пакета психологических и педагогических методик изучения духовно-нравственной сферы ребенка

3. Отработка логики этапов в учебно-воспитательном процессе, ориентированном на духовно-нравственное развитие конкретного состава детей, возможностей педагогов.

4. Выделение обязательного компонента духовно-нравственного воспитания в каждом учебном предмете, в дополнительном образовании и внеклассной работе


1. Применение современных педагогические технологий, ориентированных на воспитание духовной культуры

2. Учащиеся владеют ценностно-смысловой и общекультурной компетенцией, в основе которых лежит умение выбирать целевые и смысловые установки, своих действий и поступков; знание национальной, православной и общечеловеческой культуры

3. Учащиеся имеют позитивный социальный опыт межличностного и социального взаимодействия

4. Создание единой сети взаимодействия учреждений и общественных организаций, занимающихся духовно-нравственным воспитанием


1. Создание Художественного салона и музея православной культуры

2. Музыкальная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, видеокамера

3. Стенды по духовно –нравственной тематике.


3.Обобщающий этап

2009-2010 уч.годы



1.Подготовить итоговый отчет об экспериментальной работе по заявленной теме

2. Спланировать перспективы развития духовно-нравственного направления в школе



1. Разработка научной базы будущего развития школы (научно-практические семинары, выпуск методической литературы, научные публикации)

3. Разработка новой программы дальнейшего развития школы

4. Педагогический совет «Итоги работы школы по созданию целостной системы духовно-нравственного воспитания и перспективы ее развития»

5. Проведение открытых районных родительских собраний по данной теме, дни открытых дверей


1.Создание и апробация диагностик, отражающих эффективность влияния образовательного процесса на ребенка с позиции духовной культуры

2. Программа развития школы на следующем этапе

4.Активное участие школы в общественной жизни

5. Привлечение в школу обучающихся, родители которых заинтересованы в развитии, обучении и воспитании детей с позиции православной педагогики.

6. Создание информационного сайта о школе, сотрудничество с учебными заведениями, работающими по данной тематике по средствам электронной почты


  1. Компьютеры

  2. Создание внутришкольной компьютерной локальной сети

  3. Школьный радиоцентр

Система экологического образования школьников


Период

Учебно-воспитательные задачи

Формы работы на базе эколаборатории

Участие в общественных мероприятиях

Роль музея и отражение работы в его экспозициях

1-4 классы

Формирование интереса к природоохранительной тематике, мотиваций природоохранной деятельности на основе эмоций, чувств радости в общении с природой. Приобщение к общественно-полезной деятельности в природе, воспитание навыков, начальных природоохранных умений

Работа кружков «Мы рисуем этот мир». Выращивание цветов и уход за ними в классе. Летом, весной участие в заготовке корма для животных в уголке живой природы, для зимующих птиц. Изготовление кормушек.

Экскурсии в библиотеку, на пришкольный опытный участок «Что растет на нашем огороде». Создание на базе участка зеленой аптеки.



Участие в праздниках, посвященных дню птиц, дню леса, дню Земли, дню охраны природы, праздниках встречи весны и т.д.

Проведение отдельных уроков пот природоведению. Выставка рисунков о природе, выставки кружков, выставки книг о природе для самых маленьких.

5-8 классы

Накопление опыта природоохранного поведения в природе. Формирование системы нравственных, эстетических представлений, понятий, оценок о природе и ее охране.

Закрепление и развитие природоохранных умений по оценке состояния окружающей среды, по восстановлению разрушенных биоценозов и т.д.



Создание «зеленых патрулей», «Дружины лесоводов». Работа на пришкольном участке. Участие в создании экологической тропы школьного заказника, участие в операциях «Скворечник», «Зеленая аптека», «Муравейник».

Встреча с работниками общества охраны природы, которые нацеливают ребят на выполнение конкретных практических мероприятий по оказанию помощи природе.



Участие в подготовке и проведении «Дня птиц», экологических и географических недель, декадников, месячников. Выпуск школьных радиогазет. Выступление с устными журналами перед жителями села, учениками других школ. Вместе со старшими участие в летних экспедициях по изучению родного края.

Экскурсии: «Все реки текут в моря», «Растения в жизни человека», «Редкие растения нашей области», «Лекарственные растения»,»Грибы», «Красная книга района».

Оформление стендов в музее. Участие в оформлении и составлении «Красной книги» района. Выпуск листовок «зеленых патрулей», дружин юных лесоводов. Участие в издании рукописного журнала. Участие в подведении итогов экспедиции.



9 класс

Формирование санитарно-гигиенического аспекта охраны природы, убежденности в необходимости охраны своего здоровья как социальной ценности. Формирование негативного отношения к вредным привычкам и умения бороться с ними. Формирование умений по определению санитарно-гигиенических норм.

Проведение недель здоровья, недель борьбы за чистый воздух.

Участие в рейдах по выявлению уровня загрязненности воздуха, воды.

Связь с санэпидемстанцией и городским комитетом охраны природы.

Участие в мероприятиях по озеленению города, села.


Выставки приборов, определяющих загрязненность воздуха, воды, почвы. Тематические стенды по уровню загрязненности в районе.

Стенды с информацией по воздействию выбросов технических предприятий на здоровье людей.


Основные направления эксперимента


Направления

эксперимента


Задачи

Мероприятия

1.Гражданско-патриотическое воспитание

1.Сформировать качества социально-нравственной личности, обладающей активной гражданской позицией, навыками нравственного поведения

2.Развить у детей высокий уровень мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений.

3.Привлечь учащихся к работе по изучению, возрождению и сохранению культурных и духовно- нравственных ценностей родного края

4.Воспитать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края

5.Развить научно-исследовательские навыки и творческие способности детей



Подпрограммы:

  • «Россия – родина моя!»
- традиционные праздники (День Победы, 2 февраля, 19 ноября, День защитников Отечества, День села, День рождения школы)

Участие в районных и городских мероприятиях

Акции «Руки сердечное тепло»

Встречи с ветеранами

Конкурсы рисунков и сочинений:

«Моя родословная», «Станица, я в тебя влюблен», «Война глазами детей», «Есть такая профессия – родину защищать»

Создание Книги памяти


  • «Край любимый»
- организация походов по родному краю

Научно-практические конференции

Викторины, игры

Тематические классные часы, уроки Памяти и уроки Мужества

Работа школьного музея «казачья горница»

Межпредметные недели


  • «Лидер»
- ученическое самоуправление, Совет школы

Социальное проектирование, исследовательские работы

Юные корреспонденты, работа школьного пресс-центра, выпуск школьной газеты, стенд «Правовой уголок школьника»

- «Я и моя профессия»- тематические беседы



2. Воспитание на основе национальных культурных ценностей и традиций православной культуры.

1. Приобщить учащихся к духовным ценностям мировой и национальной культуры

2. Расширить виды творческой деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

3. Создать условия для самореализации и самоутверждения детей через постижение собственного творческого потенциала и передачи этого опыта младшим поколениям

4. Приобщить детей к народной культуре через изучение этнических традиций и ремесел родного края.

1.Развивать личность ребенка на основе изучения православной культуры как основы национальной культуры и духовности русского народа.

2.Создать школьную систему учебных взаимоотношений, предоставляющую возможность ребенку для многомерного осмысления мира

3.Развивать умение по ведению исследовательской работы в области исторического краеведения, истории православия

4. Развивать у учащихся способности к самооцениванию и самоконтролю.



1.Осуществление проекта « Кабинет православной культуры»

2.Дни открытых дверей творческих объединений школы

3.Разработка диагностики заинтересованности обучающихся в посещении творческих объединений, планирование творческих объединений с учетом мнения детей

4.Создание галереи русских художников

5.Проведение традиционных национальных праздников совместно другими учреждениями дополнительного образования

6.Отчет творческих объединений школы в ходе проведения Дня славянской культуры и письменности.

7.Создание театральных студий: театр книги, фольклорный театр, театр мод

8.Создание творческой обстановки, «сорежиссерство» на репетициях.

9.Выступление перед сверстниками, родительской аудиторией, воспитанниками детских домов и садов

10. Экспедиции по сбору фольклорно-этнографического материала, изучению ремесел данной местности

1.Создание НОУ

2.Проведение научно-практических конференций учащихся

3.Создание «Портфолио» учащегося, использование безотметочной системы оценивания достижений учащихся, рейтинговой системы.

4. Участие детей и педагогов в Рождественских и Пасхальных чтениях

5. Введение спецкурсов по изучению национальной и православной культуры.


3. Воспитание на основе актуализации семейных ценностей

1. Укрепить связи школы с общественностью и родителями

2. Вовлечь родителей в участие в школьных делах

3. Повысить педагогическую культуру родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей

4. Способствовать развитию семейной культуры по созданию и укреплению национальных традиций



1. Взаимосвязь с учреждениями, занимающимися духовно-нравственным воспитанием

2. Расширить сферу деятельности попечительского совета

3. Создание клуба «Семейный очаг»

4. Создание декларации «Содружество педагогов-родителей-детей»

5. Участие родителей в работе творческих объединений

6. Проведение совместных паломнических поездок по святым местам

7. Работа консультационной службы по вопросам духовно-нравственного воспитания детей

(индивидуальные тематические консультации психолога и социального педагога, священника, родительский всеобуч, родительские чтения, родительские конференции)

8. Создание стенда «Родительский уголок»


4. Экологическое воспитание.

  1. Формировать эколого- гуманистическое мировоззрение, ответственность перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности социальной, природной и культурной среде.

  2. Создать условия для изучения истории и экологии родного края через приобщение к святыням земли волгоградской и всей России.
3. Приобщать учащихся к природоохранительной деятельности

Подпрограммы:

  1. «Экологическое лето»
-Работа профильного отряда пришкольного лагеря «Святой источник»

- природоохранительные акции и операции по благоустройству микросоциума

Исследовательские работы

2. «Школа – наш дом, изучим экологию в нем»

Мониторинг пришкольной территории

Конкурс на самый зеленый кабинет

Проекты «Школьный дворик», «Чистая и безопасная дорога к школе»

Анкетирование учащихся и учителей о благоприятности среды обитания в школе, осуществление проектов по реализации идей.

3. «К живым истокам»

- годичный цикл народных праздников

Осеннины, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купалы

Организация паломнических поездок по святым местам родного края

Цикл классных часов «Уроки нравственности»

4. «Береги здоровье смолоду»

День здоровья

Реализация воспитательных программ «Ослепительная улыбка», «Разговор о правильном питании»

Встречи с врачами – специалистами

Лекторий для родителей «Здоровье детей в ваших руках»

Месячники по профилактике правонарушений, наркомании, СПИДа и пропаганде здорового образа жизни.


Понятие этноса. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований» (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С. 461). Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (автономные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характерные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по своему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на Земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

Влияние этноса. Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. "Гак, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, заботливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаблоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе (Шибутани Т. Социальная психология. - С. 424).

Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом решаются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные).

Под витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности - духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

Социализация в условиях влияния нескольких этносов. В России существует значительное количество этносов. Поэтому часто успех процесса социализации зависит от влияния на человека культуры двух или более этносов. И здесь огромное значение имеют последствия межкультурных контактов.

Витальные, и в особенности ментальные, проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потерей статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу - принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста.

Время адаптации в новой этнической группе и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе и от индивидуальных особенностей (личностных и демографических); от готовности к переменам и знания языка, культуры. условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся и даже преступным поведением. Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здоровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные типы межкультурных контактов:

«Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную куль" туру в пользу чужой.

«Шовинист» - приверженец собственной культуры.

«Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур.

«Посредник» синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

У индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Продуктивным выбором является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компетентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, - «человеком мультикультуры».

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом обществе, вместе с тем может сохранять особенности своей этнической или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.

Представители разных народов и культур по-разному интерпретируют причины поведения и результаты деятельности. Задача учителя - помочь им понять причины поведения друг друга, освоить характерные черты взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае дети не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этнических групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются «культурными ассимиляторами». Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов и были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами.

К настоящему времени создано много «культурных ассимиляторов», но пока ими пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ассимиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурпого общения, четких представлений об этнических различиях между народами и уж тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и программах типа «культурного ассимилятора».

ЭТНОС Об этносе или нации. Этнос (или нация) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы). Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биоло¬гической и социально-культурной. Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетий все нации формировались на своей этнической территории. (Наличие такой территории - обязательное условие формирования этноса, но необязательное условие его сохранения - сейчас многие народы живут в рассеянии.) Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, создавали специфический тип хозяйствования для каждой природной зоны, свой ритм жизни. Признание биологической составляющей этнической принад¬лежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве од¬ной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека. В актуальной жизни значительно большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. В современных модернизированных странах национальная принадлежность человека в большой мере, а нередко и главным образом определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой - она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и соответственно бли¬жайшее окружение считает его принадлежащим к ней. Соответственно, например, русский - тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы в конеч¬ном счете именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей. То есть этнос, нация - явление историко-социально-культурное. Роль этноса как фактора социализации человека на протяже¬нии его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, ко¬торые можно объединить в две группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства). Витальные особенности социализации. Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физиче¬ского развития и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на се¬бе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и ряда азиатских культур и несвойственно, например, европейским), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около восемнадцатимесячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает те¬рять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи. Тесная связь физического развития с пищей видна на примере Японии. Когда вследствие стремительного экономического раз¬вития и определенной американизации образа жизни японцы существенно изменили рацион питания, значительно изменилось их соматическое развитие: старшие поколения значительно уступают младшим по показателям роста и веса. В то же время сохранение в рационе питания японцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них самая большая продолжительность жизни. Предполагать это позволяет анало¬гичная ситуация с потреблением морепродуктов норвежцами, также держащими одно из первых мест в мире по продолжитель¬ности жизни. В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась в связи с научно-техническим прогрессом необходимость в физических усилиях человека, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. В тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Естественно, что в этих странах срабатывают оба условия -и улучшение питания, и спортивные занятия, а также третье обстоятельство - улучшение медицинского обслуживания. Недостаточность этих условий в России привела к высокой детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по различным данным, к середине 90-х гг. XX в. гармонично развитых - с правильным телосложением, с соответствием роста и веса - было всего 8,5% всех школьников с I по XI классы. У 40-45% школьников отмечались отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. 25-35% имели хронические заболевания. Наконец, лишь 12-15% юношей могли быть признаны абсолютно годными для службы в армии.