Кулинария

Конфликт поэмы цыганы. История поэмы цыганы. Несколько интересных сочинений

  1. Когда была создана поэма «Цыганы»?
  2. Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке.

  3. В чем конфликт поэмы «Цыганы»?
  4. Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя.

    Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества.

  5. Каков мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам?
  6. Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму.

  7. Роль лирического отступления о луне
  8. Когда Пушкин писал о луне, «зашедшей в туманы» и «невер-ном свете» чуть брезжущих звёзд, он хотел показать этим мутное состояние Души проснувшегося Алеко, её затемнённость. Описа-ние природы выступает здесь косвенным описанием творящегося внутри героя.

  9. Какая авторская позиция в поэме?
  10. Пушкин жёстко критикует современное ему общество и ста-вит мысленный эксперимент, погружая человека из этого обще-ства в среду дикой вольности. И отвечает: в приволье цыган тоже нет подлинного счастья. Поэтому стремится к ни к чему не обя-зывающему кочевому образу жизни также бессмысленно. Материал с сайта

  11. В чем художественный смысл заключительной сцены? Роль эпилога?
  12. Заключительная сцена — символическая демонстрация того, как одинок остался Алеко со своей раздвоенностью — как бро-шенная телега посреди степи. Не дом, но бесплодное место — вот что в душе у этого человека.

    Эпилог привязывает историю к реальному времени и месту. Люди могут жить совершенно по-разному. Могущественная Рос-сия громила турок, цыгане мирно кочевали по степи. Смыслы существования их были совершенно различны, хоть и осуществ-лялись одновременно. Связывало эти два столь разных мира только то, что и там, и там нет спасения от судьбы и роковых страстей.

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя. Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества. Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован-ном обществе Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци-вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на-падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от-личались все кочевые народы. Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь-зовал экзотических тогда в России цыган для того» чтобы вы-сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон-фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз-очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого. Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо-ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб-ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го-голевских личин, сросшихся намертво с человеком. Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не-избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность. Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна-ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела-ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли-ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при-сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

"Цыганы" – последняя, как считается, романтическая поэма Пушкина. Цикл поэм, написанных в период южной ссылки, наряду с поэмами «Братья разбойники», «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», еще называют "байроническим". Но романтическая ли поэма «Цыганы», и уж тем более "байроническая" поэма, – вопрос дискуссионный.


По официальной версии Пушкин начал писать эту поэму после того, как пробыл несколько дней в таборе у бессарабских цыган. Трудно сказать, правда ли это или же очередной полулитературный анекдот из его жизни. Во всяком случае, в большинстве биографий об этом говорится вскользь, без подробностей. Еще любопытно то, что в отличие от остальных южных поэм, "Цыганы" дописаны не на юге, а уже в Михайловском. Невольное одиночество и точка роста, связанная с жизненным кризисом, безусловно помогли сделать эту поэму мудрее.


Сюжет, вернее внешняя его сторона, на первый взгляд, так же проста, как, например, в "Кавказском пленнике". Если в эту поэму не вчитываться, а просто пересказать фабулу, то это будет казаться еще одним романтическим произведением в ряду множества подобных: герой убегает от цивилизации к "детям природы", принять они его не могут, да и он сам не может жить в этом обществе. Но в "Цыганах" не все так просто, как может показаться на первый взгляд.


Вспомним, какими крупными мазками Пушкин набрасывает внутренний портрет главного героя в "Кавказском пленнике":

Людей и свет изведал он


И знал неверной жизни цену,


В сердцах друзей нашед измену,


В мечтах любви - безумный сон.


В "Цыганах" Пушкин уже не изображает Алеко такими густыми и неточными красками. Более того, описание Алеко отдельно никак не выведено в поэме, а сам он раскрывается через диалоги и сюжет, поэтому он совершенно живой персонаж, не литературный. Как цитируется во всех школьных сочинениях, он сбежал "из неволи душных городов", но этот побег результат поиска, рефлексии, а не позы, как в том же "Кавказском пленнике".


Отдельного внимания заслуживает Земфира. Часто ее позиционируют как свободную дикарку. Насчет ее внутренней свободы возникают серьезные сомнения. Вот что она с таким восторгом говорит:

Но там огромные палаты,


Там разноцветные ковры,


Там игры, шумные пиры,


Уборы дев там так богаты.


Складывается впечатление, что, предложи ей Алеко в эти самые душные города сбежать, то она тут же бы согласилась, только бы пожить в палатах среди разноцветных ковров. Алеко не замечает этого, а врет себе и идеализирует Земфиру. От такой классической ошибки не застрахованы даже самые умные люди (как тут не вспомнить личную драму поэта, связанную с Натальей Гончаровой). Пытаясь удержать романтический фантом, Алеко взывает к возлюбленной: "Не изменись, мой нежный друг!". Раз он так говорит, значит, на это есть основания. Словно Пушкину и самому жалко разочаровываться в героине, но и художественная и жизненная правда берут свое. Стоит ли говорить, что он и сам пойдет по пути Алеко, женившись на Гончаровой.


Зачем Пушкин водит в поэму эпизод об Овидии? Известно, что, находясь на юге, Пушкин любил сравнивать себя с ним. Овидий, как Алеко, как и Пушкин, – сын цивилизации. Их роднит общая тоска по той естественной для них среде. Наверно, этот рассказ – переломный момент для Алеко, хоть после этого он еще два года бродит с табором: химера о счастье в якобы свободе еще живет в нем, но развязка уже неминуема.

Старый муж, грозный муж,


Режь меня, жги меня!


Вот какие песни запела Земфира. Да и Алеко говорит: "Я диких песен не люблю". Видимо, и не любил никогда. Сразу же после их перепалки следует очень интригующая сцена ночного бреда Алеко. Сначала во сне он произносит имя Земфиры, но через некоторое время начинает произносить другое имя. Чье? Трудно сказать, но это имя, очевидно, из той, прошлой жизни. Очень многозначный и таинственный эпизод.

Сочинение

I. Идеалы романтизма.

II. Противопоставление двух миров в поэме А. С. Пушкина

«Цыганы».

1. Основной конфликт произведения.

2. Жизнь цыган – воплощение идеалов свободы.

3. Стремление Алеко к свободе.

4. Эгоизм героя как главное препятствие на пути к свободе.

III. Поэма «Цыганы» в восприятии современного читателя.

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел; – оставь же нас…

А. С. Пушкин

Поэты-романтики главным своим идеалом провозглашали свободу. Их интерес к экзотическим странам и народам, к древности, к мистике был обусловлен стремлением описать высшую степень независимости личности – внутреннюю свободу.

Романтические герои часто отвергают общепринятые законы, пытаясь подчинить мир законам собственным. Основной конфликт поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» носит романтический характер. Это противоречие между естественной, близкой к природе жизнью свободного человека и существованием людей, ограниченных рамками цивилизации.

Идеал свободы воплощен в жизни цыган. Все поэтично, все прекрасно в их мире. Первые строки поэмы: «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют…» – задают тон описанию их быта, нравов, нехитрых законов. Мы как бы воочию видим заснувший мирным сном табор, озаренный луной, старика, ожидающего дочь с прогулки. Ни слова упрека не скажет отец своей поздно вернувшейся дочери, примет гостя, которому суждено будет разрушить этот идиллически спокойный мир.

В Земфире нет притворства, ханжества. Полюбив Алеко, она раскрывает ему всю душу, зовет его в свой табор, отдает всю себя. С интересом расспрашивает она любимого о покинутом им мире, который представляется ей прекрасным:

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты!

Но Алеко устал от «неволи душных городов», где люди «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Мир цивилизации предстает перед нами как мир призрачный, где мелки души и страсти, где нет места человеку с мятущейся, свободной душой. От этого мира ушел Алеко, чтобы стать свободным.

Ты любишь нас, хоть и рожден

Среди богатого народа;

Но не всегда мила свобода

Тому, кто к неге приучен, -

Говорит отец Земфиры, но влюбленный, счастливый Алеко не верит словам старика: он стремился к свободе, он обрел ее!

Ровно два года длилось счастье Алеко. Когда же он узнал, что Земфира разлюбила его, он решает:

…Нет, я, не споря,

От прав моих не откажусь;

Или хоть мщеньем наслажусь…

Алеко «насладился мщением», он убил и Земфиру, и своего соперника. И тем самым доказал, что по-настоящему он никогда не ценил свободу. Сам он к ней стремился, но за другими не признавал права на свободный выбор. Цивилизация, привычка к тому, что старик называет «негой», заставляют героя забыть об идеалах свободы. Он попирает законы и цивилизованного мира, и цыганского табора, где не наказывают смертью за измену, где не мстят даже убийце, а изгоняют его со словами: «Оставь нас, гордый человек!»

Герои поэмы «Цыганы» изображены несколько условно: идеализированы картины жизни цыганского табора, преувеличена спокойная мудрость старика, речь Алеко и Земфиры звучит почти одинаково, хотя они представители разных социальных групп. Но поэма потрясает своей внутренней правдой, силой характеров, драматизмом описанных событий. И сегодня она заставляет читателя задуматься об истинных человеческих ценностях: о свободе и ее границах, о любви и верности, о гордости и смирении.

Время создания поэмы “Цыганы”

Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке.

Конфликт поэмы “Цыганы”

Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в про­тивостоянии представлений о жизни двух миров - мира горо­да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме­нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво­боду человека сложными правилами - не только написанны­ми законами,

но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя.

Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко­личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь­ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та­кого сообщества.

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра­ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време­на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко­ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован­ном обществе

Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци­вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на­падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от­личались все кочевые народы.

Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь­зовал экзотических тогда в России цыган для того” чтобы вы­сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон­фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз­очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого.

Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо­ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб­ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го­голевских личин, сросшихся намертво с человеком.

Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не­избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность.

Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна­ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела­ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли­ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при­сутствует, но только снаружи - в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

Роль лирического отступления о луне

Когда Пушкин писал о луне, “зашедшей в туманы” и “невер­ном свете” чуть брезжущих звёзд, он хотел показать этим мутное состояние Души проснувшегося Алеко, её затемнённость. Описа­ние природы выступает здесь косвенным описанием творящегося внутри героя.

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Образ Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление это­го персонажа в рассказе Старика задаёт определённую хронологи­ческую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное собы­тие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически даёт нам понять, что Земфира вы­полняет родовую программу, заложенную матерью.

Надо заметить, что решение Старика - не мстить - показы­вает диаметрально противоположный избранному Алеко путь решения проблемы, то есть этот вставной сюжет имеет большое значение для лучшего определения различия правил цивилизо­ванного и дикого мира. И он ярко показывает вместе с тем, что и отношения внутри этого дикого мира тоже далеки от совершен­ных, и свобода цыган имеет свою оборотную сторону.

Пушкин жёстко критикует современное ему общество и ста­вит мысленный эксперимент, погружая человека из этого обще­ства в среду дикой вольности. И отвечает: в приволье цыган тоже нет подлинного счастья. Поэтому стремится к ни к чему не обя­зывающему кочевому образу жизни также бессмысленно.

Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Заключительная сцена - символическая демонстрация того, как одинок остался Алеко со своей раздвоенностью - как бро­шенная телега посреди степи. Не дом, но бесплодное место - вот что в душе у этого человека.

Эпилог привязывает историю к реальному времени и месту. Люди могут жить совершенно по-разному. Могущественная Рос­сия громила турок, цыгане мирно кочевали по степи. Смыслы существования их были совершенно различны, хоть и осуществ­лялись одновременно. Связывало эти два столь разных мира только то, что и там, и там нет спасения от судьбы и роковых страстей.

Глоссарий:

    • как мотивировано бегство алеко из города и приход к цыганам
    • поэма цыганы
    • в чем состоит конфликт поэмы цыганы
    • сочинение по поэме цыганы
    • история создания поэмы цыганы

Другие работы по этой теме:

  1. Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы”...
  2. Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина “Цыганы” Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком....
  3. Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; – оставь же нас… А. С. Пушкин План I. Идеалы романтизма. II. Противопоставление двух миров в...
  4. Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в...
  5. Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму “Цыганы” ,...