Танцы

Построение головы человека. Обрубовка. Построение гипсовой головы обрубовки по гудону Переходим к построению более сложных предметов. Обрубовка головы

В любом процессе образования всегда нужно выделить начальную базу, с которой последует дальнейшее обучение. Для первичного изучения человеческой головы лучшей основой является рисование обрубовки головы .

Обрубовкой, согласно художественной терминологии, называется скульптура человеческой головы с конструктивным строением. В обрубовке подчеркнуто, выделен каркас, на котором расположены грани и плоскости, из которых состоит человеческая голова.

Обрубовка — это схема для рисования и анализа строения головы, где наглядно обозначенная структура дает ясное представление о формообразовании головы и четкому расположению светотени на поверхности.

Благодарить начинающим художникам нужно все того же Жан-Антуана Гудона, который в конце XVIII века создал лучшее пособие для изучения человеческого тела. Обрубовка, это голова знаменитого произведения «Экорше» 1776г., которая была создана для подготовительного этапа и получила название – голова обобщенных плоскостей .

Цель рисования обрубовки головы:

  • Изучить конструктивную схему построения человеческой головы и расположения основных элементов, таких как глаза, нос, рот и уши.
  • Запомнить соотношение основных масс и узловых точек соединения объемов.
  • Разобрать и научиться пользоваться плоскостями, планами в построении рисунка.
  • Научиться правильно наносить штрих и распределять тон по всему объему головы.

Освоив построение обрубовки, ученик без проблем сможет раскладывать грани и основные тона на любой последующей постановке с участием гипсовых голов, а далее, и на натуре.
В произведении Гудона голова разделена на множество планов и сегментов, которые, в свою очередь, конструктивно соединяются в единую форму. Эффектное членение граней часто отвлекает учеников от цели задания. Не стоит начинать работу с разметки граней, пытаться поймать расположение отдельных плоскостей. Здесь, как и в каждом рисунке, действует принцип: от общего к частному.

Обрубовочная конструкция с геометрической основой поможет правильно работать с тоном и планами, используя навыки, полученные в . Направление и интенсивность штриха будут задавать логично расположенные сегменты конструкции, которые отчетливо демонстрируют, куда должен ложиться штрих, где темнее, а где светлее.
Навыки, полученные при работе над обрубовкой, пригодятся в последующих заданиях. Особенно, умение пользоваться схемой планов и граней, обозначенных на скульптуре, пригодится при работе с античными головами, а в дальнейшем, и с натурщиками.

Техника предварительного обрубовочного эскиза применялась самыми знаменитыми художниками с начала XV века. Самый ранний сохранившийся пример упрощенного рисунка человеческой головы датирован 1404 годом и был создан в колыбели Возрождения – Флоренции. Эта техника используется художниками на протяжении многих веков для предварительной раскладки объемов и планов. Благодаря Жану-Антуану Гудону она приобрела воплощение в образе методического пособия и стала стандартом для построения головы. Эта техника очень удобна для анализа и построения любых постановок.

В программе существуют задания, которые являются отправными точками, вершинами, куда ученик поднимается в процессе обучения и откуда направляется в дальнейший путь. Рисование обрубовки — одно из самых важных заданий в программе, где желательно уделить больше внимания и попробовать изобразить постановку с разных ракурсов.

Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ. Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Думаю вам будет интересно знать как это делается. Итак приступим.
Изображаемая голова » обрубовка».

1) Сперва нам нужно определить, где будет находиться наша голова в листе бумаги (формат А3 или А2) . Для этого наметим габаритные размеры, вымеряв соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Лучше всего оставить больше места со стороны лицевой части.

2) Дальше наметим общий объём головы, определим ракурс, нахождение лицевой части в вашем ракурсе.
3) поделим лицо на пропорциональные части лица (в данном ракурсе средняя линия глаз расположена по середине) наметим кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

4) Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе (происходит сокращение)
Что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.

5)Найдём под каким углом нос, построем осевую для лицевой части. Начинаем с построения носа.

Всё зависит от нашего ракурса, если мы находимся ниже изображаемого обьекта, мы видим нижнюю грань носа, если справа от объекта — правую грань носа, и фронтальную, в перспективе.(как в нашем случаи. Вот примеры построения носа обрубовкой.

6) таким же образом построим и другие части лица:
Глаза

Губы и подбородок

Следует строить по граням всё лицо и голову. И в результате мы получим это:

РАБОТА НАД ШТРИХОВКОЙ
1) Определим с какой стороны падает свет.

В нашем случае Сверху справа.
В таком случае грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света. следует не забывать о рефлексах, но они не светлее чем свет. Если вы рисуете гибсовую голову (как в моём случае) не забывайте об материальности гибса. Следует усилить пограничные контрасты, и сделать ярче рефлексы и свет.
В итоге вот что получится:

P.S. Спасибо всем кому понравился мой урок, я старалась. Буду рада видеть ваши роботы. И удачи вам в ваших начинаниях и талантах. Если есть вопросы по уроку. выслушаю, и чем смогу помогу. Извените за качество изображений (сделано на мобильный телефон). Автор первой обрубовки я Art_Yana. Источник

Когда я учился в художественном колледже, нас учили видеть и понимать форму от общих объемов постепенно сужая внимание к более мелким деталям. Научиться такому подходу к рисунку и понимания формы окружающих предметов поможет

Обрубовка головы как метод построения рисунка

В основе метода лежит идея о упрощении любой сложной формы до уровня примитивных геометрических форм, и последующему тональному разбору данных форм в пространстве.

Данный метод учит художника смотреть на форму любого предмета более осознанно, постоянно анализируя пространственные характеристики, такие как глубина, резкость, насыщенность.

А если есть основа понимания того как строится тот или иной предмет окружения (реальный или вымышленный) который мы хотим нарисовать, то в своих иллюстрациях мы осознанно можем манипулировать этими показателями создавая более объемные и интересные картинки.

как это сделать я сегодня вам расскажу, по крайней мере постараюсь натолкнуть всех самоучек в нужном направлении на пути художественного самообразования.

“Взгляд художника”

прежде чем перейти к теории я хочу акцентировать ваше внимание вот на чем. Как художник смотрит на окружающие нас предметы. Художник анализирцет любой предмет как 3D сканер. Он смотрит как-бы сквозь предмет и видит его «прозрачным». Не в буквальном смысле конечно. Просто если изучаемый предмет прозрачный, то сразу приходит понимание того как данный предмет выглядит в пространстве со всех сторон.

понимая общую форму предмета и зная такой закон воздушной перспективы как «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» можно любой предмет изображать правильно с точки зрения объемов формы.

Обрубовка. Начинаем с простых форм

для примера рассмотрим простой куб. То что у куба есть грани, я думаю всем понятно и не требуют дополнительных комментариев.

Представим изображение куба в виде каркасной формы (прозрачным) где видны все его грани. изобразим все линии одной толщины. Получился плоский рисунок.

теперь вспомним понятия о воздушной перспективе «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» и применим это правило к рисунку нашего куба. Линии которые ближе к глазу зрителя, мы сделаем толще, а линии которые дальше, будут тоньше.

на схеме (рис.2) красным кругом я выделил наиболее близкую точку, она у нас и будет наиболее насыщенной. далее по нисходящей, взгляд постепенно скользит по граням куба, толщина которых должна уменьшаться. Красными линиями я показываю движение глаз.

Переходим к построению более сложных предметов. Обрубовка головы

когда стоит задача «построить» в рисунке сложный предмет крайне важно определить точку которая по замыслу художника должна быть расположена ближе всего к зрителю. - это будет отправной точкой, которая будет в нашем рисунке самой контрастной и насыщенной. Дальше при построении формы мы никогда не должны забывать об этой точке и все последующие линии должны по тональности быть более приглушенными и не такими насыщенными.

не зная этих основ можно наблюдать рисунки, где художник изображает в портрете ухо, например, более контрастным чем нос. Но мы то уже знаем, что этого не может быть по законам воздушной перспективы, поскольку ухо дальше от зрителя чем нос

в художественных школах, чтобы натаскать будущих художников и научить их чувствовать, как меняется насыщенность того или иного «узла» в рисунке, используют гипсовую модель - обрубовка головы, упрощенную до плоскостных форм, отсюда и название «обрубовка» По такой модели, как не крути, проще понять и отследить как расположена та или иная точка по отношению к линии взгляда художника.

понимание этих основ является базовым и открывает художнику безграничные возможности для экспериментов в рисунке с формой и пространством.

Если же эти основы опустить и не пытаться разбирать форму, то рисунок будет «плоским» и не выразительным.

Учимся «правильно» смотреть на предметы окружения

для закрепления данного навыка пространственного видения формы предметов, я рекомендую регулярно практиковаться в создании простых набросков окружающих вас предметов людей

основной целью быстрых скетчей, будет создание линейного рисунка, в котором четко должна прослеживаться форма предмета в пространстве. Всегда в памяти держите правило воздушной перспективы «ближе - насыщеннее, дальше - мягче»

на примере данных набросков четко видно что художник подчеркнул область расположенную ближе всего, наиболее контрастно. Особенно это показательно на крайнем правом наброске. Обратите внимание колено по тональности насыщеннее чем голова. Но никак не на оборот.

У профессиональных художников пространственное восприятие формы уже вшито на подсознательном уровне, и процесс работы выглядит легким и естественным. Но за этой «легкостью» стоят годы практики «осознанного» рисунка и постоянного детального анализа формы.

Когда я был студентом художественного колледжа, мой преподаватель рисунка постоянно требовал «изучать» и «строить» любую форму которую мы рисуем. Понимать как она выглядит со всех сторон, а не только с той стороны куда падает взгляд зрителя

Как знание о пространственном построении формы, помогает в создании мультяшных картинок.

Чем поможет обрубовка?

В основе мультяшной иллюстрации все равно лежит линейный рисунок. По линейному рисунку, рекомендую отдельно изучить урок « » я там подробно обьяснял методы создания линейного рисунка в контексте работы над мультяшным персонажем.

Так вот, без тех основ которые изложены выше крайне сложно будет создать выразительный линейный рисунок. В работе над линией мы все сводим к нашей формуле «ближе - насыщеннее, дальше - мягче» или если говорить о линии то можно правило сформулировать следующим образом «в предметах которые мы хотим выделить и подчеркнуть линия должна быть толще, все что мы считаем незначительным для восприятия, там делаем линию тоньше»

Любой рисунок или картина начинается с самого общего наброска. Сначала бы очень легко и тонко располагаем массы нашей постановки на листе бумаги. В нашем случае мы намечаем голову, шею и постамент. Стоит помнить, что в случае, когда рисуется человек, размер головы в итоге будет в 99% меньше намеченной области. Очень редко когда итоговый результат получается больше. Поэтому не нужно мельчить. Но и гигантизмом увлекаться не стоит.

После того, как области намечены, мы должны ограничить размеры головы (верх черепной коробки (2) и низ подбородка(3)). Стоит опять же помнить, что эти точки могут сильно сдвинутся. В зависимости от того, какой масштаб вы выберете. А он зависит… От самой первой линии, которую мы наметим — это линия переносицы (1). Согласно пропорциям обрубовки мы выверяемым ее расположение и прикидываем ширину.

Учитывая перспективу мы строим переносицу. Тут важно учесть то, что строить мы должны всегда сначала самостоятельно и при помощи визирования лишь определять насколько сильно мы промахнулись и исправлять ошибки. То есть ни в коем случае не строить при помощи визирования. При его помощи мы только лишь исправляем и проверяем себя. Так же очень важно строить всегда осевую линию, которая позволит избежать смещения частей лица. Особенно сильно этим страдают губы и нос.

Всегда помните о перспективе и проверяйте линии. Мы знаем, что линия горизонта находится на уровне наших глаз. Определив ее на натуре, прикиньте, где эта линия будет на бумаге (или за ее пределами) и с учетом этого мысленно представляйте, как будут изменяться углы линий, идущих к невидимым точкам схода. Так как лицо симметрично в обрубовке, то здесь советуется сначала строить одну точку, а затем проводить линию в перспективе и сначала искать эту точку самостоятельно на другой стороне лица, опираясь на осевую линию, которую мы все время рисуем. После этого уже проверяем себя на натуре сначала взглядом, затем визором. Если видим ошибки — исправляем их и анализируем, почему мы ошиблись и почему именно так. Помните, что при помощи визора тоже можно ошибиться (его надо долго тренировать) и поэтому каждую точку лучше проверять по двум-трем другим точкам, в которых вы уверены. Нередко найти ошибки в визировании помогает банальная логика и понимание перспективы. Тут уже ничего не поделаешь. Если визирование у вас еще страдает и не натренировано идеально, необходима база теоретическая.

После того, как надбровные дуги и часть лба построены, мы не можем без всего остального строить черепную коробку. У нас недостаточно точек и общей картины. Ключевыми точками, как я считаю вообще, при построении на лице являются переносица, виски, носовые точки и скулы. Если они у вас есть, то все остальное построить легко. Однако, построение одних точек исходит из построения других. Проще всего начинать именно с переносицы, но это не значит, что вы не можете попробовать начать рисовать обрубовку с чего-то другого.

Для того, чтобы начать строить глаза, нам необходимо разделить их носом. Но! Кончик носа строится обычно по углам глаз. Как внутренним, так и внешним, поэтому на данном этапе мы только проводим линию носа, но не ограничиваем ее.

Глаза, как нам рассказали бывают трех видов наклона. Что, собственно, логично. В данном случае углы глаз крайние у нас опущенные. Сначала мы находим уголки, затем проверяем по линиям и то, что они у нас находятся на одних перспективных линиях. То есть, чтобы не было перекоса.

Теперь, когда есть глаза, мы можем наконец-то построить скулы. Вообще, скулы можно построить сразу по надбровным плоскостям, но про глаза лучше не забывать, а то потом может оказаться, что они не помещаются. Бывает и такое.

Теперь, когда есть скулы и глаза, мы строим нос и носогубную плоскость. Здесь очень важно не потерять осевую линию и правильно ее провести. Под носом у нас много места до носогубной складки. Многие про это забывают и получаются съехавшие губы. Самое распространенное явление. Вообще распространенное при рисовании лица.

Теперь очередь за губами. Без них мы не сможем нарисовать нормально челюсть нижнюю. Сначала определяем положение уголков губ и проводим вниз грани плоскостей. Они прямые. Размер губы вымеряем любыми известными вам способами. Соотношения относительно других частей лица, по другим точкам и т.д.

Вымеряем плоскости губ. Я почему-то на этом этапе постоянно зависаю. Хотя ничего сложного здесь на самом деле нет. Возможно дело в большом числе маленьких плоскостей и нужно просто больше времени.

Продолжаем рисовать «лицо» плоскостями и находим более точно точку низа подбородка. Проводим линию.

Строим подбородок. Тут совсем все простой. Моя любимая часть.

Строим челюсть. Тут тоже ничего сложного. Точки проверяются очень легко. Достраиваем плоскости нижней части лица.

Теперь занимаемся черепной коробкой. Осталось совсем немного. Но с черепушкой стоит быть аккуратным. Она имеет тенденцию уезжать, плющиться или разрастаться. Проверяйте тщательно. Если надо отходите от рисунка и смотрите издали.

Доделываем. Голова готова. Наконец-то. Все внимательно проверяем еще разочек.

Дорисовываем шею и постамент. С шеей поступаем так же, как и с головой. Там тоже плоскости.

Собственно и все. Обрубовка готова. Делаем дальше с ней, что захотим. Можете взять эту и попробовать в редакторе ее раскрасить различными оттенками серого, чтобы передать объем

При копировании урока на другие ресурсы, помните, что вы соглашаетесь с тем, что урок должен быть размещен как есть. Вы так же обязаны указать первоисточник - то есть установить ссылку на данный ресурс.

vakhara

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.