Сложное синтаксическое целое представляет собой единицу текста, поэтому при его построении должны быть учтены две основные характеристики текста: тематичность и связность . Игнорирование этого положения ведет к появлению стилистических ошибок и недочетов.
1. Смещение плана изложения заключается в том, что, начав писать на одну тему, об одном предмете речи, далее, при построении сложного синтаксического целого (прозаической строфы), автор отклоняется от темы и перескакивает на другую. Например: Лирика... Как трудно дать ей определение! Что означает стихотворение? Пожалуй, никакой другой литературный жанр не обладает такой расплывчатостью дефиниции. Лирику постоянно ставили под вопрос. Сами поэты часто задумываются о смысле и назначении лирики и о том, почему они пишут стихи. Причины оказываются настолько же разными, насколько и сама поэзия. Одни пишут послание, для других «назначение стиха – читатель», третьи признаются, что пишут только для себя, четвертые же непоколебимо верят в воздействие лирики, считая, что она помогает уменьшать зло и увеличивать сумму добра (Из газет). В начале строфы поставлен вопрос: что такое лирика? Начиная с четвертого предложения автор объясняет, почему поэты пишут стихи.
Чтобы исправить такую или подобную ей строфу, автору необходимо определить для себя ту тему (микротему), которую он хочет развивать и довести свою мысль до логического завершения. В той части строфы, где он переходит к другой теме, рекомендуется оформить абзац (красную строку).
2. Пропуск логических связей между предложениями, входящими в строфу, приводит к отсутствию между ними причинной связи. Например: По Сакмаре, рассекая могучей грудью мутную воду, плыл старый лось. Выбравшись на степной безлюдный берег, он отряхнулся, вскинул гордую голову и чутко повел большими ушами. Не уловив подозрительных шорохов (а лоси, как известно, подслеповаты) , неторопливо зашагал к лесополосе (Из газет). Отсутствует связь между тем, что лось не уловил подозрительных шорохов (слух), и тем, что лоси подслеповаты (зрение). Требуется восстановление пропущенного логического звена: ...а лоси, как известно, обладают чутким слухом, компенсирующим их природную подслеповатость.
3. Неверное абзацное членение текста значительно затрудняет восприятие прозаических строф. Композиционное членение помогает легче воспринимать содержание, правильно расставлять логические акценты, следить за развитием авторской мысли. Приведенный далее текст можно по-разному членить на абзацы в зависимости от выделения прозаических строф. Но без такого членения восприятие его значительно затрудняется. Для Высоцкого нет запретных тем, он безбоязненно, с вызывающей у многих зависть смелостью писал и пел обо всем, что его волновало. Но это свобода, которая обеспечена нравственно, точным отношением к предмету или явлению. Z Лирический герой Высоцкого нравственно значителен и привлекателен еще и потому, что на такого, как он, можно положиться – этот не подведет, с ним не пропадешь. Нравственность обеспечивается мужским характером – феномен, согласитесь, не самый распространенный в наше время. Z Высоцкий не просто фиксирует, передает, отражает драматизм жизни. Он драматичен и сам, по природе своей объективности, индивидуальности, таланта. Все, что он сделал, и все, что у него получилось, – это от непокоя, от не покидавшего его чувства тревоги. Z Драматическое, по словам Пушкина, связано со «страстями и излияниями души человеческой». В полном соответствии с этим точным наблюдением Высоцкий в пору, когда господствовали полушепот, с одной стороны, и эстрадная шумливость – с другой, стал говорить и петь «открытым голосом», страстно, надрывно, иногда переходя на крик. Так, как поют люди у себя дома, в свободной, раскованной, не стесненной строгими правилами обстановке (В. Толстых). Специальным значком Z обозначено абзацное членение текста.
L. ФИГУРЫ
Фигуры, построенные на основе повтора
Фигуры, построенные на изменениях в расположении частей синтаксических конструкций
Фигуры, связанные с изменением объема высказывания
Риторические фигуры
Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи») – синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли (см. гл. XXXV), то фигуры – это формы речи . Функция фигур – выделить, подчеркнуть, усилить ту или иную часть высказывания, фигуры «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). В наибольшей степени фигуры активизируются в художественной речи, особенно поэтической, но многие их разновидности достаточно активны в различных жанрах публицистики.
В зависимости от синтаксической структуры и выполняемой функции все разнообразие фигур может быть сведено в несколько групп.
текстовая норма
1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты;
2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-стилистических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, коммуникативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвистическую ориентацию;
3) гармоничная организация всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата (Н.С. Болотнова).
Текст – законченное информационное и структурное целое, характеризующееся смысловой завершенностью.
От термина следует отличать смежные с ним термины:
Контекст – такая окрашенная языковая единица, которая влияет на ее смысл (языковая догадка, вырвать из контекста – исказить смысл)
Затекст = контекст психологический – ситуация, создания и восприятия текста.
Подтекст – скрытый смысл текст. Есть не в любом тексте.
Свойства текста:
Итак, основными признаками текста являются его цельность, связность, членимость, тематичность, логичность, темпоральность локальность, оценочность, композиция.
Цельность (смысловая) - содержательное единство текста, текст - результат речевой деятельности, так как это речевая деятельность, она как любая деятельность человека имеет цель и мотив.
Мотив и цель определяют предмет речи, а единство предмета речи - это Тема высказывания следующая текстовая категория.
Текст - это высказывание на определенную тему
В тексте реализуется замысел говорящего
К тексту можно подобрать заголовок
Текст - законченное (автономное) высказывание
Текст имеет начало и конец (т. е. дискретен)
Членимость - категория формы, структурное свойство. Текст состоит из нескольких предложений. Обратите внимание, одно предложение, даже очень распространенное, - это не текст, безусловно это речевое произведение, но не текст, так как его части сочетаются по законам синтаксиса, а текст можно расчленить на самостоятельные предложения. Итак, надо запомнить текст состоит из двух или нескольких предложений.
Связность - структурное свойство. Текст - сложный объект, состоящий из нескольких предложений связанных между собой по смыслу и формально, в особые группы (Пешковский, Лосев, Гальнерин и др.)
Основу связности составляет «коммуникативная преемственность», т. е. каждое предложение строится на базе предыдущего.
Это экстралингвистический фактор, который входит в ядро текста и определяет его структуру.
Тема - предмет речи, который выступает субъектом тезиса текста. Тема - сфера действительности, общая проблема, (предмет) в рамках которой создан текст. Тему можно определить, ответив на вопрос, О чем говорится в тексте. Формулируется тема с помощью назывных предложений (двух - трех предложений).
Тема выражается в тематических группах, которые составляют тематическое поле тематического единства.
Основной тезис (главная мысль) - точка зрения автора по данной теме, предмет содержания и его основной признак. Чтобы сформулировать тезис надо ответить на два вопроса: о Чем Говорится в тексте и Что говорится об этом предмете.
Тезис бывает высказан непосредственно в текстах с ярко выраженной воздействующей функцией. В некоторых случаях тезис «растворен» в тексте, тогда он реконструируется путем сжатия текста. Часто один текст содержит несколько тезисов, которые располагаются последовательно, логично выстраивая содержание. Ключевые слова - базовые слова и фразы, которые несут главную смысловую нагрузку, отражают логику изложения, повторяется в тексте.
Логичность. Общий смысл текста выясняется постоянно на основе наполнения и анализа информации его минимальных смысловых частей микротекстов, т. е. сам текст - это отражение процесса формирования смысла.
Информационная роль фрагмента зависит от самого состава и последовательности расположения.
Логика изложения и логика рассуждения не всегда совпадает.
Логичность не имеет специальных языковых средств выражения.
Тональность текста, или эмоционально-экспрессивное содержание; - это текстовая категория, в которой отражается психологическая установка автора текста. Поле тональности содержит в себе психологическое самораскрытие автора, которое обладает эффектом усиленного воздействия на адресата текста.
Оценочность отграничивается от эмоционально-экспрессивного содержания - это связано только с различной (интеллектуальной) оценкой.
Оценка отражает авторское представление о положительном или отрицательном содержании явления и отношение к адресату речи на основе логической дихотомии «хорошо - плохо». В языке в поле входят лексическая пара и ее вариант: Очень хорошо, плоховато, отлично и т. д.
«Мать ждала письма, но так и не дождалась (Скрытый авторский вывод осуждение детей).
Темпоральность текста (текстовое время)
Время и пространство - универсальные свойства всего материального, это необходимое условие мира явлений. Текст как отражение определяет фрагмент действительности.
Объективное время - это относительно адекватное отражение времени реального (исторического, календарного).
Концептуальное время «отражение идеальных сущностей, которые выведены на базе» анализа реальности концептов и концепций. Различение этих временно в точке отсчета. Точка отсчета - это некое условное «теперь», «сейчас», от которых можно оттолкнуться и выстраивать временную перспективу текста. Средства языка - это слова и словосочетания, передающие значение времени: вчера, завтра, в будущем, во время войны, времена года: летом, зимой.
Локальность текста (текстовое пространство), которое тесно связано с темпоральностью.
Объективное пространство, которое представляет отраженное подобие реального мира, оно пропущено через воспроизведение.
Другие виды пространств: концептуальное, психологическое, социальное.
Исходная точка в локальной системе координаций является некие точки «здесь» в применении к речи.
В сочетании ее с аналогичной точкой темпоральности «сейчас» образуется исходный пункт текстового хронотопа: «Я - здесь - сейчас». Базовые языковые единицы - средства пространственного действия, слова, семантика которых является абстракция отношения определенных частей, сторон объекта к самому тексту: низ, верх, сторона, поверхность.
Композиция текста представляет собой единство внутренней структуры содержания, внешнего его деления на части и сами эти части (их совокупность).
Стуктурная целостность текста выражается в наличии структурно-смысловых частей:
Вступления (введение, зачин, экспозиция), основной части и концовки.
Заголовок отражает тему или основную мысль,
Вступление конкретизирует ее и задает пространственно-временную развертку смысловых блоков основной части,
Основная часть, которая состоит из нескольких смысловых частей, содержит развитие темы, определяет подтемы, детали, аргументы
Заключение - свертывание информации целого текста, концовка завершает текст.
Текст никогда не моделируется одной текстовой категорией, а только всегда их совокупностью. Целый текст - коммуникативная система, текстовая категория - это одна из коммуникативных линий этой системы, которая материализовалась языковыми средствами. Таким образом, текст мы понимаем как коммуникативную речевую реализацию авторского замысла.
Типы текстов:
1. Нехудожественные и художественные тексты
2. Письменные и устные тексты (письменный всегда подготовлен, а устный может быть и нет)
3. Ненапряженные (логически развернуты, хорошо структурированы, без пропуска смысловых звеньев. Возможно с включением достаточного количества повторной информации) и напряженные (наоборот)
Типичные ошибки в построении текста
1. Нарушение логики изложения
2. Искажение фактуальной информации
3. Несоответствие заглавию/подзаголовку текста
4. Немотивированный повтор/пропуск информации
5. Несоответствие объему композиционных частей (нет заключения, в заключении оказывается нет заключения, ого)
6. Смысловое несоответствие, языковая бедность
7. Некорректное шрифтовое и цветовое выделение.
Русский язык (9 класс)
Урок русской словесности
Тема: Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)
Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, совершенствовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков, ознакомить с понятием ССЦ (микротекст) на примере текстов-отрывков из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного улавливать, воспринимать особенности стиля писателя; продолжить работу над культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./- К.: Освіта, 2002.; учебник литературы под редакцией Теплинского (9 кл.), записи на доске, таблицы «Язык и речь», «Текст», «Структурные средства ССЦ».
Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами обобщающего повторения.
Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.
В. В. Виноградов
Ход урока:
I . Организационный момент.
II . Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке, с одной стороны, мы подводим итоги долгому, длиною в два года, разговору о синтаксисе русского языка. С другой стороны, постараемся взойти на более высокую ступеньку вашего интеллектуального развития. Познакомимся с новым обобщающим понятием - сложное синтаксическое целое, введем его в ваш обиход.
/Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь/
Первым шагом к этому будет словарно-семантическая работа.
III . Словарно-семантическая работа
Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.
IV . Сообщение темы, целей урока.
Для чего нам надо расширять знания в этой области? Какова практическая значимость предложенного вам на сегодняшнем уроке материала? Попробуем дать ответы на эти вопросы по завершении урока. А пока подумаем, как же мы общаемся друг с другом. Звуками? Словами? Словосочетаниями? Нет. И даже не предложениями.
/Обращение к IIIчасти таблицы«Язык и речь»/
Люди создают высказывания и общаются текстами (микро- и макротекстами, монологами, диалогами и полилогами). А новое для вас понятие ССЦ – это не что иное, как микротекст. Высказывание, микротекст – это маленькая, ёмкая информация.
Вы получаете информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы выйдите из школы во взрослую жизнь не только с определенной суммой знаний, но и с умением работать с книгой, текстом. Этому умению мы и продолжим учиться.
V . Текст. Повторение.
1. Давайте вспомним, что такое текст.
/Ответы учащихся./
Сверим ваши представления о тексте с научным толкованием этого термина.
2. Работа с таблицей «Текст». /«РЯЛ в средних учебных заведениях Украины», № 2,1988, с. 36/
/Работа учащихся в группах: составление монологического высказывания каждой учебной группой; выступление 1 -2 групп учащихся; дополнения остальных групп/
3. Обобщение учителя.
Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
VI . Сложное синтаксическое целое. Определение понятия.
Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
Значит, чтобы о вас говорили как о знающем, приятном собеседнике, чтобы вы владели правильной письменной речью, надо научиться стоить свои высказывания, надо научиться логически правильно читать тексты. И легче это начать делать со ССЦ.
VII . Работа с деформированным текстом.
1. Послушайте пример. Попробуйте определить, что вы услышите: текст или набор предложений.
/Чтение учителем деформированного текста (Теплинский. «Литература. 9 класс»/
А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкинских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви...
2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.
/Работа учащихся по восстановлению текста. Запись текста в тетрадь.
Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся/
3. Узнали ли текст? А откуда он взят?
Имя Пушкина хорошо знакомо каждому человеку, говорящему на русском языке. Знакомо и вам по прочитанной к уроку литературы биографии Пушкина, по прочитанным в средней школе прозе и поэзии. Какие пушкинские произведения вам знакомы? А какие строчки пушкинской поэзии стали любимыми? Можете их прочитать наизусть?
/Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина,
оценивание учителем выразительного чтения учащихся/
Разговор о Пушкине, его творчестве продолжим на уроках литературы. А сейчас вновь вернемся к тексту. Мы восстановили текст, его и проанализируем.
VIII . Целостный анализ текста.
1. Ознакомление с планом целостного анализа текста.
План целостного анализа текста
Стиль и тип речи.
Смысловая связь предложений в ССЦ.
Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.
Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).
Интонация высказывания.
2. Распределение заданий между учебными группами учащихся.
Время наше ограничено, поэтому мы попробуем рисунок текста в его целостном анализе представить по фрагментам:
Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.
Фрагмент 2 . Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. /Воспользуйтесь таблицами-подсказками учебника «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./
Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ.
Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.
Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста.
Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).
Пример словарной работы:
Со знание, с ранн его детства, (не)задумываясь, кто- то, чу десн ые п ушкинские строки; П ушкин, инте ре сова ть , класс , хо телось бы, нав сегда, (не )исчерпаем, жи знь.
3. Коллективная работа в группах – коллективное составление целостного анализа текста.
4. Беседа - анализ текста.
/Каждая группа отчитывается о проделанной работе./
I Х. Самостоятельная работа по анализу текста.
Одну часть работы на уроке вы уже выполнили. И мне кажется, что можно попробовать сделать самостоятельные шаги в исследовательской работе по анализу текста. Воспользуйтесь при этом таблицей «Структурные средства ССЦ».
«Структурные средства ССЦ»
_____________________________________________________________
Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо-мелодические
/интонация/
Повторение - соотнесенность видо- - порядок слов и пред-
отдельных слов; временных форм глаго- ложений;
Синонимы, в том лов-сказуемых. - союзы в присоедини-
числе контекстуаль- тельном значении;
ные; - частицы;
Личные и указатель- - употребление обстоя-
ные местоимения; тельств (преимуществен-
Местоименные но места и времени);
наречия и др. - вводные слова и
предложения;
Параллелизм построе-
ния предложений;
Неполнота отдельных
предложений.
1. Работа с микротекстом.
Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.
/Каждая группа представляет свой анализ текста/
Индивидуальная работа.
● Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.
/Задание выполняют 2 – 3 учащихся начальной и среднего уровней компетентности./
● Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары./
2. Проверка выполнения индивидуального задания:
Чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы, остальные показывают выполнение задания в тетради/;
Целостный анализ текста /комментарий дают 1 – 2 учебные группы, другие группы дополняют/;
Чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/.
Х. Обобщение изученного.
Как вы поняли, что такое ССЦ?
Микротекст и ССЦ – это одно и то же?
Поможет ли вам сегодняшний урок узнать произведения Пушкина, даже в отдельных отрывках, по их стилю, строению? Попробуйте узнать.
2. Работа с отрывками текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.
● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..
● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.
● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.
Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте? Проверим это на уроках литературы.
Х I . Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.
Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.
Сложное синтаксическое целое представляет собой единкцу текста, поэтому при его построении должны быть учтены две основные характеристики текста:» тематичность и связность. Игнорирование этого положения-ведет к появлению стилистических ошибок и недочетов.
1. Смещение плана изложения заключается в том,.что,начав писать на одну тему, об одном предмете речи, далее, при построении сложного синтаксического целого (прозаической строфы), автор- отклоняется от темы и. перескакивает на другую. Например: Лирика... Как трудно дать ей определение! Что означает стихотворение? Пожалуй, никакой другой литературный жанр, не обладает такой расплывчатостью дефиниции. Лирику постоянно ставили под вопрос. Сами поэты часто задумываются о смысле и назначении лирики и о том, почему они пишут стихи. Причины оказываются настолько же разными, насколько и сама поэзия. Одни пишут послание, для других вназначение стиха-читатель»> третьи признаются, что пишут только для себя, четвертые же непоколебимо верят в воздействие лирики, считая, что она помогает уменьшать зло и увеличивать сумму добра (Из газет). В начале строфы поставлен вопрос: что такое лирика? Начиная с четвертого предложения автор объясняет, почему поэты пишут стихи.
Чтобы исправить такую или подобную ей строфу, автору необходимо определить для себя ту тему (микротему), которую он хочет развивать и довести свою мысль до логического завершения. В той части строфы, где он переходит к другой теме, рекомендуется оформить абзац (красную строку). 2.
Пропуск логических связей между предложениями, входящими в строфу, приводит к отсутствию между ними причинной связи. Например: По Сакмаре, рассекая могучей грудью мутную воду, плыл старый лось. Выбравшись на степной безлюдный берег, он отряхнулся, вскинул гордую голову и чутко повел большими ушами. Не уловив подозрительных шорохов (а лоси, как известно, подслеповаты), неторопливо зашагал к лесополосе (Из газет). Отсутствует связь между тем, что лось не уловил подозрительных шорохов (слух), и тем, что лоси подслеповаты (зрение). Требуется восстановление пропущенного логического звена: ...а лоси, как известно, обладают чутким слухом, компенсирующим их природную подслеповатость. 3.
Неверное абзацное членение текста значительно затрудняет восприятие прозаических строф. Композиционное членение помогает легче воспринимать содержание, правильно расставлять логические акценты, следить за развитием авторской мысли. Приведенный далее текст можно по-разному членить на абзацы в зависимости от выделения прозаических строф. Но без Такого членения восприятие его значительно затрудняется. Для Высоцкого нет запретных тем, он безбоязненно, с вызывающей у многих зависть смелостью писал и пел обо всем, что его волновало. Но это свобода, которая обеспечена нравственно; точным отношением к предмету или тлению. Z Лирический-герой Высоцкого нравственно значителен.и привлекателен еще и потдму, что на такого, как он, можно положиться-этот не подведет, с ним не пропадешь. Нравственность обеспечивается мужским характером феномен, согласитесь, не самый распространенный в наше время. Z Высоцкий не просто фиксирует, передает, отражает драматизм жизни. Он драматичен и сам, по природе, своей объективности, индивидуальности, таланта. Все, что он сделал, и все, что у него получилось,-это от непокоя, от не покидавшего его чувства тревоги. Z Драматическое, по словам Пушкина, связано со встрастями и излияниями души человеческой». В полном соответствии с этим точным наблюдением Высоцкий в пору, когда господствовали полушепот, с одной стороны, и эстрадная шумливость-с другой, стал говорить и петь «открытым голосом», страстно, надрывно, иногда переходя на крик. Так, как поют люди у себя дома, в свободной, раскованной, не стесненной строгими правилами обстановке (В. Толстых). Специальным значком Z обозначено абзацное членение текста.
Главная > ДокументБилет 28. Сложное синтаксическое целое как единица языка. Композиционно-смысловая структура ССЦ. Абзац и ССЦ.
Сложное синтаксическое целое , или сверхфразовое единство, (прозаическая строфа )- это сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по сыслу и синтаксически предложений, представляющих более полное по сравнению с отдельным предложением развитие мысли.Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.Со стороны смысловой ССЦ характеризуется единством темы, мысли, высказывания, тесной смысловой спаянностью предложений .Со стороны синтаксической ССЦ характеризуется:
специфическими синтаксическими средствами связи между предложениями (цепная, параллельная, присоединительная)
единством субъективно-модальной окраски
ритмико-интонационным единством (паузы между П внутри ССЦ меньше пауз между ССЦ). Это определяется синтаксическим строением ССЦ, сочетания опр синт конструкций
Композиционно-смысловая структура ССЦ:
1. Зачин – начало мысли, формулирует тему ССЦ. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и отчасти лексический состав подчинены предложению-зачину).
2. Средняя часть – развитие мысли, темы
3. Концока – подводит итог не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении.
Структурные особенности сложных синтаксических целых Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава . Между однородными предложениями в составе сложных синтаксических целых обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная.При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.).При цепной связи (наиболее распространенной) повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст.).Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига (Пауст.). Между первыми двумя предложениями - параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.Повествовательное: ряд сменяющихся событий, относящихся к прошлому. Параллельная связь, единство форм глагольного сказуемого.
Описательное: единство видо-временных форм, параллелизм синтаксического строения, номинативные формы
- Абзац оформляет начало еговой мысли и сингнализирует об окончании предшествующей.
Абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию.
Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста – ССЦ, франментов.
Не всегда абзацное членение совпадает с его композиционно-синтаксическим членением. В этом случае функция абзаца – смысловая и стилистическая членимость, усложнение комп-синт структуры.
Билет 29. Явление обособления в структуре простого предложения. Другие способы осложнения простого предложения.
Обособление - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они логически подчеркиваются и приобретают больший синтаксический вес и стилистическую выразительность в предложении. Ср.: а) Оставшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались (JI. T.); б) Очнулся Морозка от дробного конского топота, внезапно вырвавшегося из-за бугра (Фад.).Обособление подлежащего и сказуемого невозможно (главные члены служат для выражения основного, а не добавочного сообщения), т.к. они являются предикативным центром (ядром) предложениия. Смысловое выделение обособленных членов предложения достигается в устной речи интонационным их выделением : перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) имеется повышение голоса, делается пауза, ему присуще фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков (синтагм), на которые членится предложение.В предложении с обособленными членами, наряду с основным сообщением , которое передает предикативные отношения , есть и дополнительное сообщение , которое передает полупредикативные отношения , вследствие чего обособленные члены по своей смысловой нагрузке и по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям или отдельным сказуемым. Иней, выпавший на рассвете , утром растаял. Иней выпал на рассвете , утром растаял. Принято выделять следующие смысловые типы обособленных оборотов:- Обороты, представляющие собой относительно самостоятельное сообщение
: выражают отношения атрибутивные (причастные обороты, определения, приложения Маша, первая красавица на селе, заболела.
) и обстоятельственные
(деепричастный оборот, причастные обороты со значением причины испуганный увиденным, он замолчал.
)
Обороты со значением уточнения (сужают информацию, передаваемую определяемым словом) – уточняющие обстоятельства места (Там, за рекой, шумел лес.) и времени (До войны, в 37 году, я был молод.) , уточняющие определения .
Обороты со значением конкретизации, пояснения (тождество, совпадение понятий, не сужение, а разъяснение). Союзы а именно, то есть . Понимают тебя неправильно, то есть абсолютно по-свински. Если нет союза, то ставится тире . Предстояло самое важное дело – украсть из башни топор.
Различаются общие и частные условия обособления. Первые касаются всех или большинства второстепенных членов, вторые - только отдельных их видов. К общим условиям обособления относятся следующие:
1) порядок слов,
2) степень распространенности члена предложения,
3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому,
4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения,
5) морфологическая природа обособляемого слова: синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личных местоимений и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и определяющего слов (слабоуправляемость существительных в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д
- Порядок слов
имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств.
- Степень распространенности члена
предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений.
- Уточняющий
характер одного члена предложения по отношению к другому имеет значение для обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Например: Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку
(Кат.); Нас, русских, двое только было, а все остальные - латыши
(Н. Остр.); Мне хочется одного - покоя
(Купр.); Далеко, где-то в чаще, застонала ночная птица
(М. Г.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров
(Фурм.). второстепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств.