Флористика

Презентация на тему "биография островского александра николаевича". Презентация на тему "биография островского александра николаевича" Презентация на тему а н островский

Александр Николаевич Островский
(1823 - 1886)

Родители
Александр Николаевич Островский родился 31марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.
Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.
Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, ушла из жизни, когда Александру шёл всего восьмой год.
В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование.
Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Любовь Ивановна Саввина
Николай Федорович Островский

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.
В 1835 году Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета, но окончить курс ему не удалось, так как он поругался с одним из преподавателей (учился до 1843).
По желанию отца Островский поступил на службу писцом в суд и служил в московских судах до 1851 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей.
Детство и юность

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии - «Свои люди - сочтёмся!»). Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в плагиате.
Первая слава

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!» (первоначальное название - «Банкрот»), опубликованная в 1850 году.
Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова.
Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
«Свои люди - сочтёмся!»

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.
С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году, по мысли великого князя Константина Николаевича, состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России. Островский взял на себя изучение Волги.
В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах.
В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».
Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.
Первый сборник сочинений

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
В 1866 (по другим сведениям - в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.
В 1874 году (по другим сведениям - в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.
Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.
В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
Деятельность

У Александра Николаевича были глубокие личные отношения с актрисой Л. Косицкой, но оба имели семьи. Однако и став вдовой в 1862 г., Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала: «…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого».

Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет.
А через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм.
2 (14) июня 1886 года Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Похоронили писателя рядом с отцом, на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери - 2400 рублей в год.
Впоследствии в семейном некрополе были похоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.
Последние годы жизни

Большую популярность завоевал кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) "за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли - оперная певица Любовь Казарновская).
Память

"Отец русского театра»

Александр Николаевич Островский

"Я тружусь всю жизнь"

Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.

По страницам биографии А.Н.Островского ОСТРОВСКИЙ ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье - купеческом и мещанско-чиновничьем районе. Это была в полном смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе рассказал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья». Родители

Отец Островского

Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Умерла в 1831 году. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.

В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получивших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло - она окружила их заботой и продолжила заниматься их учебой.

1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию. 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию. 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета. В 1840-43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали В 1840-43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т. Н. Грановский, П. Г. Редкин.

  • Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре.
  • Сам театр его вдохновлял. Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851).

Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.

48 произведений, в которых действуют 547 героев.

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». И.А.Гончаров

Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей, но все они умерли еще детьми. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой легкоранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений.

С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до ее смерти, а через два года после ее кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой , которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей.

Этапы творческого пути Известность принесла пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849) Известность принесла пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849) (первоначальное название - «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А.Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году.

"Свои люди - сочтемся!"

Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку.

В центре комедии «Свои люди - сочтёмся» - богатый хозяин,

ловкий приказчик, коварная дочь.

"Свои люди - сочтемся!"

Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: "свой человек" Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.

"Свои люди - сочтемся!"

Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..."

"Свои люди - сочтемся!"

В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: "отцы" в лице Большова и "дети" в лице Липочки и Лазаря. Различие между ними сказывается даже в "говорящих" именах и фамилиях. Большов - от крестьянского "большак", глава семьи, и это очень знаменательно. Большов - купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Сваха Устинья Наумовна так говорит о семействе Большовых: "А они-то разве благородные? То-то и беда, яхонтовый! Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит.

"Свои люди - сочтемся!"

Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный "капитал", доставшийся ему по наследству. Став купцом, он готов на любую подлость и мошенничество по отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско-купеческое "не обманешь - не продашь". Но кое-что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут.

"Свои люди - сочтемся!"

Но то, что живо в купцах старшего поколения, совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности - крепость семейных уз.

«Свои люди – сочтемся!» Уже в комедии "Свои люди - сочтемся!" проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. 1852 – 1855 гг. – «Москвитянский» период. Островский активно участвует в кружке молодых сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся сделать этот журнал органом новой разновидности славянофильства.

Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.

"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.

1956 г. В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в "Грозе" (1959) одной из самых знаменитых его пьес. «Гроза» (1859) - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность. «Гроза» (1859) - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность. "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного. "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного. "Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха). "Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха). «Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза". «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как и в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость. «Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза". «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как и в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.

В конце жизни Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни - стенокардии.

Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены - это примета истинно народного писателя.

Могила А.Н.Островского

Особенности стиля Островского 1. Говорящие фамилии

Пьеса Островского - “Без вины виноватые”. Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.

Говорящие фамилии

  • Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.
Дикой

Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Актер М.Жаров

Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)

Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл.

Актриса В.Пашенная

  • Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны , то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
Мокий Парменыч Кнуров

Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк».

Актер А.Петренко

Василий Данилыч Вожеватов

Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый – «развязный, беспардонный человек».

Актер А.Панкратов-Черный

Юлий Капитоныч Карандышев

Юлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротескно звучит сочетание имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное отчество. Таким необычным сочетанием автор сразу же подчеркивает сложность и противоречивость героя. Фамилию Карандышев можно растолковать, заглянув в словарь Даля. Карандыш значит «коротышка, недомерок».

Актер А.Мягков

Сергей Сергеевич Паратов

Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.

Сергей Сергеевич Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.

Актер Н.Михалков

Говорящие фамилии Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди - сочтемся!”. Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек». Своеобразие названий пьес Бедность не порок. Без вины виноватые. В чужом пиру похмелье Грех да беда на кого не живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленница. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок) Не так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец Речевая индивидуализация образов героев. Итоговые вопросы

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
  • Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
  • Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?
А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. Домашнее задание. Драма "Гроза« (текст + учебник)
  • История создания,
  • система образов,
  • приемы раскрытия характеров героев.
  • Своеобразие конфликта.
  • Смысл названия.
Индивидуальные задания Группа 1
  • История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).
Индивидуальные задания Группа 2.
  • Смысл названия пьесы "Гроза".
Индивидуальные задания Группа 3 Индивидуальные задания Группа 4.
  • Особенности раскрытия характеров героев

Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островсякий был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению. Детство и юность


Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (). В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (). На литературное поприще вступил во второй половине х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. На литературное поприще вступил во второй половине х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди сочтёмся», 1849). Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди сочтёмся», 1849).


Творчество писателя I период I период II период II период III период III период IV период IV период Ранний: г.г. Ищет свой творческий путь, пишет в духе натуральной школы «Банкрот», «Свои люди - сочтемся»«Москвитянский» 1851 – 1855 г.г. Сближение с редакцией «Москвитянина», идеи славянофильства «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» Предреформенный: 1856 – 1860 г.г. Тесная дружба с редакцией «Современника», революционно- демократические настроения «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза» - вершина творчества:: Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. Написано большинство произведений: 1. Комедии, изображающие жизнь купечества 2. Исторические пьесы 3. Сатирические комедии 4. Психологические драмы


Островсякий «бесспорно первый драматический писатель» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» Поздний этап творчества Поздний этап творчества Поздний этап творчества Поздний этап творчества Новые герои Последующий большой период творчества драматурга () обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В 1869 Островсякий вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей. В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы


Театр Островского Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Основные идеи реформы театра: Основные идеи реформы театра: театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка на всю труппу, а не на одного актёра; «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу её можно и прочитать» Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островсякий создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовсякий. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин, так как драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности. Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островсякий создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовсякий. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин, так как драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.


Итоги жизненного пути. Щелыково Итоги жизненного пути. Щелыково Островсякий скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей- заповедник великого драматурга. Островсякий скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей- заповедник великого драматурга. А. Н. Островсякий остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. А. Н. Островсякий остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.пьесы экранизированы пьесы экранизированы


I период Ранний: г.г. I период Ранний: г.г. «Свои люди сочтемся». Подхалюзин. Большов и Подхалюзин.






IV период Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. IV период Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. Комедии о жизни купечества Комедии о жизни купечества Исторические пьесы Сатирические комедии Сатирические комедии Психологические драмы «Сердце не камень» «Горячее сердце» «Воевода». Олена и Дубровин «Таланты и поклонники». Домна Пантелеевна



Пьеса «Гроза» 1. Написана в 1859 году, поставлена в театрах Петербурга и Москвы. 2. Сюжет взят автором из жизни, Островсякий рассказал историю одной семьи. 3. Всех жителей города можно разделить на две группы: ? ? Пьеса «Гроза» 1. Написана в 1859 году, поставлена в театрах Петербурга и Москвы. 2. Сюжет взят автором из жизни, Островсякий рассказал историю одной семьи. 3. Всех жителей города можно разделить на две группы: ? ?




Исаак ЛЕВИТАН () Вечер. Золотой Плёс


Конфликт драмы Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные (Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные (Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.







СЮЖЕТ Катерина выходит замуж не по любви за Тихона, отношения со свекровью не складываются. - ПОЧЕМУ? Через некоторое время Катерина понимает, что любит Бориса. Под влиянием Варвары решается на измену. – ПОЧЕМУ не смогла противостоять Варваре? Кабаниха и Тихон узнают об измене Катерины. – КАК проявляет себя Катерина и почему? Под влиянием какого из конфликтов Катерина решается на самоубийство? Самоубийство Катерины – это проявление силы или слабости? Докажите.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) - драматург, театральный деятель

«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам» А.Н.Островский

I. Очерк жизни А.Н.Островского: 1. Детство и юношеские годы 2. Первое увлечение театром 3. Обучение и служба 4. Первая любовь. Первые пьесы 5. Размолвка с отцом. Свадьба. 6. Начало творческого пути 7. Путешествие по России 8. Второй брак Островского 9. Смерть великого драматурга II. Характеристика творчества

Замоскворечье (начало 19 века)

Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н.Островский

Дом на Житной улице, где прошло детство А.Н. Островского

Начало творчества – пьеса «Картина семейного счастья» Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни: 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в своё призвание»

Здание Малого театра в Москве

Александринский театр в Петербурге

Жена и дети драматурга

Островский среди членов Общества драматических писателей

Дом А.Н. Островского в усадьбе Щелыково (ныне - Дом-музей).

Кабинет А.Н.Островского в Щелыкове

Гостиная в Доме-музее

Столовая в Доме-музее

Могила А.Н.Островского

Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве

А.Н.Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра.

Любимый жанр Островского - комедия

Островский изображает патриархальный русский мир: купечество,чиновники, помещики

Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально – злободневном и фольклорно – мифологическом.

Сюжеты пьес имеют несложную структуру, некоторые функции персонажей сохраняются от пьесы к пьесе

Видимая простота языка сочетается с тонкой игрой психологических и культурных подтекстов.

Отдельный город изображается как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное место

Большое значение имеют сложные и многоплановые символические образы, сквозные мотивы.

Речевая индивидуали-зация образов героев.

1. Вспомните название первой пьесы Островского. 2. В каких журналах печатался Островский? 3. Какое первоначальное название имела пьеса «Свои люди – сочтёмся»? 4. За постановку какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? 5. Какой театр называет себя «Домом Островского»?

Домашнее задание: Дать характеристику Катерины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Слайд 1

Жизнь и творчество писателя
1

Слайд 2

MICROSOFT PUBLISHER
Биография писателя
Начало литературной деятельности
Усадьба Щелыково
Итоги жизненного пути
Ссылки на интернет - ресурсы

Слайд 3

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
3

Слайд 4

(родители, детство и юность)
4

Слайд 5

А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 г. в Замоскворечье – купеческом и мещанско-чиновничьем районе Москвы. Отец - Николай Федорович, чиновник, сын священника. Мать - Любовь Ивановна из семьи духовного сословия, умерла в 1831.
5
Отец Островского

Слайд 6

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на баронессе Эмилии Андреевне фон Гессин, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе. Ещё в детстве пристрастился к чтению.
6

Слайд 7

В 1840 г. Островский окончил 1-ю Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840 г. учился на юридическом факультете Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
7

Слайд 8

(Путешествия, театр и книги Островского)
8

Слайд 9

9
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х г. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии
(пьеса«Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).

Слайд 10

Слайд 11

11
Путешествие по Волге

Слайд 12

12
Островский немало путешествовал. Он посетил Тверь, Торжок, Осташков, Ржев, Зубцов, Старицу, Корчеву, Кимры, Калязин, ряд сел и деревень, а также побывал у истока Волги. Результатом поездки стали очерки «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», опубликованные в «Морском сборнике» (1859).
г. Калязин

Слайд 13

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
13

Слайд 14

(Любимое место Островского)
14

Слайд 15

15
Дом Островского

Слайд 16

16
Главное здание усадьбы - старинный барский дом: "Господский дом... деревянный, окрашен серой краской, с четырьмя колоннами, двумя крыльцами,... задний фасад обращен в сад, с террасой, перед которой разбит цветник".
Щелыково - старинная русская усадьба. Сельцо Щелыково расположено на горе. С трех сторон оно окружено лесом и только с одной северной стороны - пахотной землей.

Слайд 17

В доме некрашеные полы чисто вымыты, издают аромат свежего дерева, на полу дорожки крестьянского тканья. В передней у правой стены – удобный сундук, служивший одновременно лавкой, печь с медными дверками.
17
Дом очаровал Островского с первого же взгляда. 2 мая 1848 года он пишет в своем дневнике, что дом "удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещения...".

Слайд 18

Прямо из передней –дверь в столовую, самую большую и светлую комнату в доме. Середину столовой занимал большой овальный стол "сороконожка", покрытый белой скатертью, а на нем старинный, еще от Николая Федоровича, самовар, мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа - "молния" с белым абажуром, справа в простенке между окнами ломберный стол с медными подсвечниками,
а над ним фоторепродукция с картины В. Перова "Птицеловы". Здесь собиралась к обеду большая семья Островских, гости, друзья писателя.
18

Слайд 19

19
Гостиная дома небольшая, но очень уютная. На темном фоне "бархатных" аквамариновых обоев с черными цветами эффектно выделяются белые изразцовые печи вогнутой формы, между ними на стене старинное зеркало в тяжелой резной раме.
Мягкая мебель, кресло Марии Васильевны и ее корзина для рукоделия, фортепиано, овальный стол, на стенах – семейные портреты и картины в золоченых рамах.

Слайд 20

20
Среди мебели обращает на себя внимание необычное кресло, спинка и подлокотники которого сделаны из полосок рессорного железа. Кресло грубовато на вид, но сидеть в нем удивительно удобно. Изготовил его специально для А. Н. Островского местный кузнец, чтобы не уставала спина от долгого сидения с удочками над омутом у мельницы.
Одним из видов отдыха являлась также работа в столярной мастерской. Делал он небольшие вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям - рамки, полочки, шкатулки.

Слайд 21

21
Но какими бы делами ни занимался драматург на отдыхе в Щелыкове, главным его занятием оставался литературный труд. Кабинет А.Н. Островского занимает угловую комнату. Обстановка здесь стояла простая: письменный стол, сделанный самим драматургом, на стенах - фотографии жены, сестры, любимых актёров в выпиленных им же из дерева рамках.
У стены ломберный стол: в ненастную погоду играли в карты, а кроме того, сам Александр Николаевич любил раскладывать пасьянсы. А. Н. Островский писал друзьям, что в Щелыкове ему легче дышится.