Праздники

Юлианский календарь причина названия. Старый и новый стиль

Старый стиль летоисчисления представляет собой определение даты события по юлианскому календарю, введенному в действие Юлием Цезарем в 45 г. до н. э.

Понятие старый стиль летоисчисления возникло в связи с переходом России от летоисчисления по юлианскому календарю к современному летоисчислению по календарю григорианскому. Переход был осуществлён в 1918 году по постановлению Совнаркома. За 31 января 1918 г. наступило сразу 14 февраля, а дней с 1 по 13 февраля в календаре 1918 г. нет.

Введение григорианского календаря было осуществлено католической церковью в 1582 г. из-за погрешностей юлианского календаря, приводящих к постоянному смещению момента весеннего равноденствия на более раннюю дату, чем по календарю (21 марта). Так в XVI в. момент равноденствия наступал 11 марта, на 10 суток раньше, чем при введении юлианского календаря в действие в 45 г. до н. э. Это приводило, в частности, к постоянному переносу и усложнению исчисления даты связанного с днем весеннего равноденствия самого главного христианского церковного праздника Пасхи. Постоянно усиливающееся несовершенство юлианского календаря становится настолько очевидным к середине XVI в., что Римский Папа Григорий XIII в 1582 г. организует работу специальной комиссии по усовершенствованию календаря, а 4 октября того же года вводит в действие разработанный комиссией новый, григорианский календарь. Летоисчисление по григорианскому календарю получило название новый стиль .

В России григорианский календарь не вводился до начала ХХ в. потому, что Русская Православная Церковь противодействовала всякий раз, когда предпринимались попытки это сделать. Православная Церковь считала запаздывание календаря полезным, поскольку время проведения Пасхи христианской расходилось со временем иудейской Пасхи. Соборные правила запрещали одновременное их празднование строжайшим образом. Русская Православная Церковь и в настоящее время рассчитывает переходящие праздники и Пасху по юлианскому календарю, т. е. по старому стилю.

Разность дат по новому и старому стилям составляет в XVI и XVII веках 10 суток, в XVIII в. - 11, в XIX в. — 12, в ХХ и начале ХХI в. — 13 суток. Начиная с 2100 г. разность дат возрастет до 14 суток.

Для перевычисления даты нового стиля в дату по старому стилю, из даты по новому стилю вычитают разность дат для того века, на который приходится дата по новому стилю. Например, 21 декабря 2010 г. является 8 декабря по старому стилю.

Для перевычисления даты старого стиля в дату по новому стилю, к дате по старому стилю прибавляют разность дат по новому и старому стилям для того века, на который приходится дата по старому стилю. Например, 22 июня 1699 г. является 2 июля по новому стилю.

Источники :

  • vedmedenko.org — о новом и старом стилях;
  • news.mail.ru — юлианский и григорианский календари;

Говоря о датах, часто приходится сталкиваться с распространённым ошибочным мнением, связанным с пересчётом дат из юлианского календаря в григорианский (из «старого стиля» в «новый»). Значительная часть людей считает, что эта разница всегда составляет 13 дней. На самом деле, всё гораздо сложнее и разница между календарями меняется из века в век.

Прежде всего, надо объяснить, с чем связано появление разных календарей. Дело в том, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца не за 365 или 366 дней, а за 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды (сведения для 2000-х гг.).

В юлианском календаре, введённом в 45 г. н.э. и распространившимся на всю Европу, в т.ч. (через Византию) – и на Русь, заложена продолжительность года 365 дней и 6 часов. «Лишние» 6 часов составляют 1 день – 29 февраля, который добавляется один раз в 4 года.

Таким образом, юлианский календарь неточен, и со временем эта неточность стала очевидной при расчёте христианских праздников, прежде всего, Пасхи, которая должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего равноденствия.

На эту проблему обратила внимание католическая церковь, и с 1582 г. был введён григорианский календарь. Папа Григорий XIII 5 октября 1582 г. издал буллу, приказывающую считать 5 октября 15. Таким образом, разница между календарями составляла в XVI веке 10 дней.

Григорианский календарь основан на следующих принципах:

  1. Так же, как и в юлианском календаре, каждый четвёртый год – високосный.
  2. Годы, кратные 400 (например, 1600 и 2000) – тоже високосные.
  3. Исключение составляют годы, кратные 100 и не кратные 400 (например, 1700, 1800 и 1900): они високосными не являются.

Таким образом, расхождение между юлианским и григорианским календарём выглядит следующим образом:

ХVI в. 10
ХVII в. 10
XVIII в. 11
XIX в. 12
XX в. 13
XXI в. 13
XXII в. 14
XXIII в. 15
XXIV в. 16
XXV в. 16
XXVI в. 17

В России григорианский календарь был введён декретом Совета народных комиссаров от 24 января 1918 г. После 31 января 1918 г. наступило 14 февраля.

Таким образом, большую часть времени, по которой можно составить родословную (XVII – начало XX веков) в России действовал юлианский календарь, и все даты требуют пересчета в соответствии с таблицей, приведённой выше. Например, 150-летний юбилей отмены крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 г.) – 3 марта 2011 г.

В настоящее время юлианский календарь продолжают использовать некоторые поместные православные церкви, в том числе и Русская Православная церковь. Значительная часть православных церквей (например, Греческая) приняла новоюлианский календарь, рассчитывающий високосные годы по другой, чуть более сложной модели. Однако до XXIX века никаких расхождений между григорианских и новоюлианским календарями не будет.

13 января последний день года по юлианскому календарю. С чем вас и поздравляем! Самое время разобраться с причинах временного кретинизма, которым веками "хворают" жители России.

Как все начиналось

Древнеримский юлианский календарь был введен в Риме в результате реформы, осуществленной по инициативе Юлия Цезаря в 46 году до н.э. В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича практически сразу с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летоисчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н.э. - византийский вариант этой даты. А начало нового года постановили исчислять с 1 марта – в соответствии с древним славянским календарем.

Двоекалендарие

Явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранилось достаточное количество образцов деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре.

Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников.

Старый же календарь, основанный на лунных фазах, солнечном цикле и смене времен года, сообщал о датах жизненно важных дел, в первую очередь, о начале или завершении полевых работ. В современной жизни сохранились, например, такие языческие праздники, как Масленица, связанная с лунным циклом, или «солнечные» чествования – Коляда и Купала.

Попытка - пытка

На протяжении почти 500 лет Русь пыталась жить по юлианскому календарю. Кроме большого количества разночтений, проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря.

Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали.

Царствующий Великий князь Московский Иван III попытался «утрясти» разночтения. В Лето 7000 года от Сотворения Мира, то есть в 1492 году, Московский церковный собор утвердил перенос начала года с 1 марта на 1 сентября (решение, которое действует в Русской православной церкви и поныне).

Самый короткий год

Еще одну попытку трансформировать летоисчисление предпринял Петр I. Своим указом от 1699 года он перенес начало года с 1 сентября на 1 января. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Был сокращен год и советской властью, которая 24 января 1918 года исправила погрешность юлианского календаря в 13 суток, введя григорианский календарь, по которому католическая Европа жила с 1582 года. После 31 января 1918 года наступило не 1 февраля, а сразу 14.

Гуляют все!

Опасаясь быть в очередной раз непонятым, Петр I предпринял попытку «замаскировать» введение нового летоисчисления грандиозными гуляниями.

«Царствующий град» велено было украсить «от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых» и организовать «огненные потехи»: запуск «ракетов, у кого сколько случится» да стрельбу из пушек, мушкетов и «инаго мелкаго ружья».

В канун Нового года царь лично дал сигнал к началу торжеств. Кроме зрелищ Петр предложил народу «различные евствы и чаны с вином и пивом» - угощение было организовано перед дворцом и у трех триумфальных ворот. Согласно царскому указу неделю гулял честной народ, а когда пришел в себя после шумных затей, по Москве «поднялся довольно значительный ропот». Многие удивлялись: «Как мог царь переменить солнечное течение?»

Многие из тех, кто был твердо убежден, что «Бог сотворил свет в сентябре месяце», по-прежнему жили по старому летоисчислению.

Петр решил не неволить народ, сделав в указе оговорку: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно».

Старый стиль

Сегодня по юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. Попытка заменить календарь была предпринята патриархом Тихоном 15 октября 1923 года.

Правда, прожил «новый стиль» в Церкви всего 24 дня, так как уже 8 ноября 1923 года патриарх распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Современный православный церковный календарь (Пасхалия) состоит из двух частей: неподвижного Месяцеслова, связанного с солнечным циклом, и подвижной Пасхалии, основанной на Лунном календаре. Юлианский календарь, имеющий расхождения с григорианским в 13 дней, составляет основу неподвижной части – он включает непереходящие Православные праздники и дни поминания святых. Пасхалия определяет меняющуюся ежегодно дату Пасхи, а вместе с этим и зависящие от нее переходящие праздники.


Юлианский календарь

Юлианский календарь был введен Гаем Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.) в 45 до н.э. взамен очень неточного республиканского календаря. Юлий Цезарь был не только диктатором, но еще и великим понтификом. Он обладал необходимой полнотой власти для того, чтобы покончить с календарным беспорядком, разрушительно действующим на хозяйство и торговлю. Для проведения реформы император пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с Созигеном. Созиген решил, что единственный выход - это отмена лунного календаря и введение солнечного. Использоваться должен тропический год, а месяцы должны быть привязаны к сезонам.

В декабре римляне праздновали сатурналии - торжества в честь Сатурна, бога посевов и плодородия. Конец праздника должен был приходиться на день зимнего солнцестояния. Но из-за несовершенства календаря возникло расхождение почти в 70 дней.

Чтобы устранить эту огромную разницу между календарным и реальным солнцестоянием Созиген предложил добавить в год, известный в наше время как 46 г. до н.э., два дополнительных месяца. Кроме того, этот год имел и так один обычный дополнительный месяц римского республиканского календаря - 23 дня с 23 февраля.

Два дополнительных месяца (67 дней) после ноября сделали год продолжительностью не менее чем 445 дней. Это привело к тому, что 1 января юлианского календаря пришлось на начало марта 45 г. до н.э. республиканского календаря (т.е. на начало года по старому календарю).

Можно предположить, что длина месяцев в 47 и 46 гг. до н.э. составила:

January 29 29
February 28 24
Intercalans - 27
March 31 31
April 29 29
May 31 31
June 29 29
Quintilis 31 31
Sextilis 29 29
September 29 29
October 31 31
November 29 29
Undecember - 33
Duodecember - 34
December 29 29
Всего дней в году 355 445

Римляне назвали этот год “годом недоумения” (annus confusiosus ).

В юлианском календаре тропический год аппроксимируется периодом в 365,25 дней, что дает погрешность приблизительно в один день на каждые 128 лет. Такая точность достигается за счет введения високосного года (366 дней) следующего через каждые три обычные года (365 дней).

Однако этому правилу не придерживались в первые годы введения юлианского календаря. Вероятно, понтифики неверно истолковали указ Юлия Цезаря. Ошибка возникла из-за римской практики включительной нумерации. Они вставляли дополнительный день не через три года на четвертый, а каждый третий год. Это:
-45, -42, -39, -36, -33, -30, -27, -24, -21, -18, -15, -12, -9, 8, 12, и каждый четвертый с этого времени.

Ошибка длилась 36 лет, в течение которых было добавлено 3 лишних дня. Для компенсации ошибки император Август постановил пропустить вставку дней в високосные годы между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э.

Високосный день

Юлий Цезарь установил, что в високосные годы "шестой день перед календами марта" должен быть удвоен. В противоположность современному календарю, в котором введен дополнительный день - 29 февраля, у римлян одна и та же дата повторялась подряд еще раз в високосный год (annus bissextilis ). Такое удвоение первоначально называлось словом "bissextile " от которого и произошло название "високосный ". (Шестой по-латыни "секстус", а удвоенный шестой - "биссекстус". В русский язык слово пришло через греков, которые вместо "б" говорили "в".)

Если сопоставить римские дни в феврале с современным календарем, то получим

7-ой день перед календами марта 23 февраля
6-ой день перед календами марта 24 февраля
6-ой день перед календами марта 25 февраля
5-ый день перед календами марта 26 февраля
4-ый день перед календами марта 27 февраля
3-ий день перед календами марта 28 февраля
2-ой день перед календами марта 29 февраля
Мартовские календы 1 марта

Видно, что из-за обратного счета дополнительный шестой день (лат. bis-sexto-kalendae ) приходится на 24 февраля. По этой причине этот день до сих пор рассматривается как дополнительный в високосном году.

Выбор именно этой даты Юлием Цезарем основано на том, что дополнительный месяц Intercalans/Mercedonius в римском календаре считался не после февраля, а как раз между 7 и 6 днем перед мартовскими календами. И было естественно оставить дополнительный день именно в этой позиции.

С точки зрения празднования именин в високосный год необходимо пользоваться следующим соответствием:

Таким образом, в високосный год, начиная с 24-го февраля, все праздники февраля переносятся на следующее число по сравнению с обычным годом.

Названия месяцев римского календаря

Месяц

Латынь

Значение

Январь Januarius по имени Януса (Janus) - двуликого бога входов и выходов, одно лицо его обращено в прошлое, а другое - в будущее
Февраль Februarius по названию обряда очищения (Februa)
Март Martius по имени бога Марса (первоначально бог полей и урожая)
Апрель Aprilis Неизвестно, возможно, в честь Афродиты или по латинскому слову "aperire" (когда на деревьях "раскрываются" почки)
Май Maius Вероятно, в честь богини земли Майи (Maia)
Июнь Junius Вероятно, в честь богини Юноны (Juno) богине небосвода, жене Юпитера, "царице богов и людей"
Июль Julius в честь Юлия Цезаря в 44 до н.э. Первоначально назывался Quintilis от слова "quintus", пятый, поскольку он был пятым месяцем старого римского календаря
Август Augustus Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Первоначально был Sextilis от слова "sextus", шестой
Сентябрь September от "septem", седьмой
Октябрь October от "octo", восьмой
Ноябрь November от "novem", девятый
Декабрь December от "decem", десятый

В благодарность за упорядочение календаря, а также учитывая выдающиеся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах, римский сенат - по предложению Марка Антония, сподвижника Цезаря, принял решение переименовать месяц Quintilis, в котором родился Цезарь, в июль. (Цезарь был убит 15 марта 44 года до н.э. сенаторами же).

Сентябрь был переименован сенатом во время правления Тиберия (14 - 37 г. н.э.) в тибериус, при Антонине Пие (138-161 гг.) - в антонинус, при Аврелии Коммоде (180 - 192 гг.) - в коммодус. Октябрь во властвование Домициана (81 - 96 гг.) именовался домицианус. Однако эти изменения не прижились.

Длина месяцев

Для большей упорядоченности календаря Юлием Цезарем была внесена поправка в длину месяцев. Как видно из таблицы Март, Май, и Квинтилис (Июль) в республиканском календаре были по 31 дню. Январь, Снтябрь и Ноябрь получили по два дополнительных дня. Апрель, Июнь, Секстилис (Август) и Декабрь получили один дополнительный день.

Существует две гипотезы о длине месяцев:

1. С 45 до н.э. была такая же, как сейчас. Длина февраля была сохранена из религиозных соображений, поскольку с ним были связаны празднования, посвященные богам подземного мира.

2. Юлий Цезарь сделал все нечетные месяцы длиной 31 день и все четные - 30 дней (с февралем в 29 дней в невисокосный год). Когда в 8 до н.э. "Sextilis " стал "Augustus " в честь императора Августа, Август захотел, чтобы его месяц был длиной в 31 день, как и месяц Юлия Цезаря, поэтому он удалил день из февраля и сдвинул длины остальных месяцев так, чтобы Август получил 31 день.

Некоторые источники утверждают, что вторая версия появилась только в 14 веке.

Начало нового года

Назначение нового консула изначально приходилось на начало года - на март. С 222 до н.э. новый консул приступал к обязанностям 15 марта, но в 153 до н.э. эта дата была перенесена на январские календы. А во время реформы Юлия Цезаря 1 января пришлось на март дореформенного календаря. Так январь стал первым месяцем года, это закрепилось в юлианском календаре.

Дни недели

Необходимо отметить, что в первоначальном календаре недель не было. Дни обозначались или dies fasti или dies nefasti , в прошлом бывшие рабочими днями и днями, по которым были открыты суды. Также были dies festi и dies feriae (дни для религиозных праздников и святые дни).

Официально ввел семидневную неделю император Константин I в 4 веке н.э. и разрушил старый порядок в связи с переходом на христианство.

Вечный лунно-солнечный церковный календарь

Следующий шаг в истории календаря был связан с приходом христианства. Христианский календарь был призван определять главные христианские события - рождество и пасху. Факты, на основании которых проводятся расчеты дат, приводятся в следующих разделах.

Рождество и Пасха

В христианском мире, Рождество – празднование рождения Иисуса,Пасха - это празднование его воскресения. Точные даты этих событий неизвестны. Существуют только косвенные указания в Новом завете, по которым можно сделать определенные допущения. Что касается Пасхи, то есть точные астрономические указания для определения даты. В связи с необходимостью проведения точных астрономических расчетов, астрономия приобрела огромное значение и в итоге привела к построению современного календаря.

Данные из Библии

Отправными точками являются данные Нового завета. Самые значимые из них приводятся ниже. Остальные имеют более косвенный характер.

О времени рождения Иисуса Христа говорится следующее:

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклонитьуя Ему." (Матфей 2:1-2);

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова" (Лука 2:1-4).

О возрасте Христа в Евангелиях говорится: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лука 3:23). Христос начал проповедовать "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (Лука 3:1); что проповедовал он "три года и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи (песах - праздник исхода евреев из Египта). Ее празднование начинается с 14 на 15 день весеннего месяца нисан, после пасхального полнолуния (полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия или непосредственно в этот день). После суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (Марк 16:9).

Исторические факты

1.Единственная перепись, правда, не населения, а имущества при императоре Августе проводилась в 7 г. нашей эры (Август был императором Римской империи с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э.) Назарет появился только в конце 1-го начале 2-го века н.э. Квириний стал правителем Сирии в 7 г.

2. Царь Иудеи Ирод Великий родился в 73 до н.э., скончался в 4 г. до н. э.

3. Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг.

4. Пятнадцатый год правления императора Тиберия был в 29 году (Тиберий был римским императором в 14 - 37 гг.)

Отсюда видно, что исходя из указаний библии точную дату рождения установить невозможно. Дата переписи имущества была позже смерти Ирода на 10 лет, а библия указывает на одновременность этих двух событий с рождением.

Необходимо отметить, что многие факты из библии противоречат укладу жизни Иудеи того времени и историческим фактам. Это дает основания предположить, что авторы евангелий не были сами участниками событий. Например: "И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине" (Лука, 23:45). За триста лет до рождения Иисуса завеса уже состояла из двух частей как символ Второго Храма, тем более нет никаких упоминаний о затмениях.

Однако, принимая во внимание всю совокупность данных, можно говорить о достаточной обоснованности выбора года рождения Иисуса. Впервые такие вычисления были произведены Дионисием Младшим в 7 веке, к сожалению, его вычисления не сохранились.

Вифлеемская звезда и астрономические факты

В 1604 году Кеплер наблюдал за сближением Марса, Юпитера и Сатурна. 26 сентября Марс соединился с Сатурном, а 9 октября с Юпитером.

10 октября Кеплер обнаружил между Юпитером и Сатурном, когда они отстояли на 9 градусов, новую звезду с яркостью Юпитера. Кеплер тщательно наблюдал ее, пока она не была скрыта солнечным блеском на следующий год, позже Кеплер описал ее в книге De Stella Nova in Pede Serpentarti. В 1614 году Кеплер опубликовал свои выводы - такое же тройное соединение в 7 г. н.э. совпало с появлением новой (или сверхновой) звезды в 7-6 гг. до н.э., которая могла являться вифлеемской звездой волхвов. Такое событие вряд ли осталось незамеченным астрономами и астрологами того времени. С древнейших времен Юпитер называли "звездой королей", а Сатурн считали "иудейской звездой", поэтому появление звезды во время соединения Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского. Тем более что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями. Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно, в 7 г. до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями.

В 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г.до н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В 5 г. до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась в созвездии Овна. Соединение же 7 года до н.э. было не ближе диаметра луны.

История европейского календаря в ранне-христианский период и средние века

Вечный лунно-солнечный церковный календарь происходит скорее из египетского календаря, а не из юлианского, как принято считать.

Согласно египетской традиции, у александрийских христиан летоисчисление велось по годам правления императоров. 1 тота 1 года эры Диоклетиана (284 - 305) египетского календаря стало первым днем не только солнечного, но и первым днем первого года 19-летнего лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру "эрой мучеников". Коптские христиане в Египте, Эфиопии и Судане до сих пор ведут свое летоисчисление и свой календарь, известный как "календарь мучеников".

Празднование христианской пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали свою пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные - Римская и Александрийская, считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье - об этом они долго не могли договориться. Александрийская церковь отмечала пасху в период с 22 марта по 25 апреля, а Римская - с 20 марта по 21 апреля, расхождение доходило до нескольких недель (вероятно, из-за того, что новолуние в Риме происходит на неделю раньше). Константин I Великий (римский император, принявший христианство государственной религией) в 325 г. в Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) собрал первый Вселенский собор. Среди вопросов был и устранение разногласий по поводу празднования Пасхи. Принятое на нем решение обязывало всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви (правда, как именно неизвестно, документы не сохранились), дату празднования Пасхи в первые годы после собора устанавливал Патриарх Александрийский.

По этим правилам пасха должна праздноваться в первое воскресенье после пасхального полнолуния. За официальный день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в год проведения Никейского собора.

Как отмечается в различных источниках, Никейский собор не решил разногласий между церквями. Уже на следующий год после Никейского собора, т.е. в 326 году, а также в 330, 333, 340, 341, 343 гг., римляне праздновали пасху не в один день с александрийцами.

Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.

Еще до окончания действия этого канона новый канон был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским.

Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана. Распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел Созиген - создатель юлианского календаря. На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153-247 гг. эры Диоклетиана (437 - 531 гг. нашей эры).

Римская же церковь продолжала использовать 84-летний цикл, который был менее точен, чем александрийский, и не всегда давал правильную дату пасхи. Этот факт подтверждается пасхальной таблицей Римской церкви.

Кроме того, Римляне предполагали, что равноденствие происходит 18 марта, в то время как александрийцы считали, что оно случается 21 марта (из-за разницы в широте). Наконец, римляне не праздновали пасху на следующий день, если полнолуние приходилось на субботу.

Окончательно проблема была решена только в 6 веке, когда Римской церкви необходимо было составить пасхальные таблицы на новый период. Около 525 г. н.э. монах Дионисий Малый (Dionysius Exiguus , скиф по происхождению) был приглашен папой Иоанном I чтобы подготовить вычисления даты пасхи. Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т.е. применил для своей пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого западной церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно и то же время. Фактически Дионисий Малый создал календарь, используемый и сейчас в православии. "Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса".

Отметим, что исторически некоторые страны использовали для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние вместо официального (21 марта). Это было, например, в Германских протестантских государствах в 1700 - 1776, в Швеции в 1740 - 1844 и в Дании в 17 веке.

Летоисчисление от сотворения мира

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама", в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская.

В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I.

Летоисчисление от рождества Христова

Для своей пасхалии Дионисий Малый выбрал эру от года рождения Иисуса, вместо египетского календаря использовал юлианский. Видимо, для римлян использование эры Диоклетиана было нетрадиционно, вычисления же по эре от основания Рима были менее удобными. К тому же Диоклетиан был гонителем христиан.

Дионисий установил год рождения Иисуса 753 со дня основания Рима. На основании чего Дионисий выбрал именно эту дату неизвестно. Существует много гипотез по этому поводу.

Английский хронологист Беда (Bede 673 - 735) проверял расчеты Дионисия уже в 8 веке. Он же предложил датировать годы перед 754 AUC, используя термин "Before Christ " (до рождества Христова). У Беда 1 г. н.э. непосредственно шел после 1 г. до н.э. без нулевого года, поскольку в римском исчислении, используемом в то время в Европе, отсутствовало понятие нуля.

Беда один из первых обратил внимание на проблему о несоответствии календарного и астрономического весеннего равноденствия, которое в его время уже составило 3 дня.

Любопытно, что метод подсчета годов с года рождения Иисуса (официального), предложенный только с 6 века, дает номера года, кратные 4, совпадающими с юлианскими високосными годами. Возможно, это был хорошо обдуманный шаг Дионисия Малого.

Рождество

Точная дата также неизвестна и спорна. Католический мир и православная церковь отмечает 25 декабря, хотя и по разным календарям (по григорианскому календарю православное рождество приходится на 7 января).

Решение о праздновании рождения Иисуса 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ. 3-е изд. М., 1975, т. 22, с. 171). Число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.

Недостатки юлианского календаря

Юлианский календарь дает ошибку в 1 день за 128 лет. Поэтому каждые 128 лет дата равноденствия сдвигается на день назад по календарю.

Кроме того, по причине неточности метонова цикла, используемого в вечном солнечно-лунном календаре, действительные фазы Луны по отношению календарным отставали на 0,06135 суток = 1 ч 28 мин 20 с (т.е. на сутки каждые 310 лет).

Второй фактор касается расчета даты пасхи. Именно необходимость расчета пасхи привела к созданию более точного григорианского календаря.

Довольно часто Пасха праздновалась не в первое, а во второе воскресенье после истинного (астрономического) полнолуния. По словам П. Попова, "с течением веков накопляется и доселе накопилась со времени Никейского Собора значительная разница между исчисляемыми в церковной пасхалии и действительными фазами Луны, именно от 4 до 5 дней. Оттого-то нередко и бывает то, что случилось, например, в 1894 году, именно: по церковному счёту пасхальное полнолуние в этом году приходилось на 12 апреля и Пасха праздновалась 17 апреля; а действительное полнолуние было 8 апреля, в пятницу, по которому празднование Пасхи пришлось бы на 10-е апреля, то есть седмицею ранее, чем она праздновалась у нас на самом деле".

Православный календарь

Православие использует календарь Дионисия Малого, как соответствующий решениям Никейского собора. Несмотря на недостаточную точность юлианского календаря у православной церкви определенные взгляды на эту проблему. Например, праздник пасхи, если вычислять его по григорианскому календарю, иногда может совпасть с еврейской пасхой, - вещь по христианским канонам недопустимая. Основной же аргумент основан на том факте, что невозможно полностью согласовать периоды Луны и Солнца - пасхальные полнолуния будут всегда уходить вперед по отношению к равноденствию. Стремление к математической точности ничего не дает с точки зрения празднования пасхи и других христианских праздников - здесь важны не точные даты, а сам порядок следования библейских событий. Переход же на григорианский стиль прерывает связь с первохристианской традицией и умаляет авторитет соборной церкви.